Вопрос. Составьте программу коррекции агрессии подростков — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Вопрос. Составьте программу коррекции агрессии подростков

2019-08-07 247
Вопрос. Составьте программу коррекции агрессии подростков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: Коррекция агрессивности подростков

Задачи:

1. Диагностика причин агрессивности;

2. Научение подростков принимать гнев как нормальную реализацию стрессовой ситуации;

3. Создавать условия для осознания подростками причин своего гнева и принятия ответственности за его проявления;

4.  Научить находить альтернативные схемы поведения в травмирующих ситуациях.

Коррекция агрессии у подростка должна начинаться с выяснения ее причин. Если агрессия не является сигналом нарушения в эмоционально – мотивационной сфере, то коррекционные действия могут быть направлены не на ее устранение, а на смягчение и недопущение негативных последствий агрессивного поведения ребенка. Кроме того, в этом случае необходимо соответственно подготовить родителей к адекватному восприятию агрессивных реакций ребенка.

В других случаях, когда агрессия есть проявление нарушения эмоционально – мотивационной сферы личности, действия психолога (или кл. руководителя) должны быть направлены на неподкрепление (т.е. не закрепление) агрессивных действий ребенка.

Применение коррекционных методов полностью зависит от характера тех причин, которые обусловили агрессивное поведение. Для преодоления и предупреждения агрессивного поведения детей можно использовать коллективные игры, способствующие выработке у них терпимости и взаимовыручки.

Выбор методик коррекции происходит с учетом конкретного случая и конкретного ребенка. Это необходимо учитывать при рассмотрении нижеизложенных коррекционных методов:

1. Игнорирование агрессивной тенденции, нефиксирование на ней внимания окружающих;

2. Включение агрессивного действия в контекст игры и придание ему нового социально приемлемого, эмоционально наполненного смысла. Этим обеспечивается возможность для ребенка разрядки агрессивных тенденций без ущерба для отношений с окружающими (напр., в игре «казаки - разбойники» агрессивному ребенку целесообразно дать роль разбойника и т.п.)

3. установление запрета на агрессивные действия ребенка (не разрешать ребенку проявлять агрессию)

Существует множество подходов к решению данной проблемы. Отметим, что использование программы в работе над эмоциональными качествами умственно отсталых подростков должна вестись в сочетании с коррекцией интеллектуальных нарушений.

Упражнение 1 «Минута без агрессии», плавно перетекающая в «5 минут без агрессии», «Час без агрессии» и т.д. (по нарастающей)

Упражнение основано на так называемом методе установления запрета на агрессивные действия ребенка. Однако, как известно из социальной психологии, в случае явного запрета в категоричной форме у человека (а особенно у ребенка) может возникать так называемый эффект запретного плода, когда человеку хочется наперекор окружающим делать то, что ему всяческие запрещают. Данное же упражнение в игровой форме предусматривает как будто добровольный отказ от агрессии, причем только на определенное время.

Эффективность упражнения, по нашему мнению, обеспечивается тем, что в это время подросток, стараясь выполнять правила игры, учится контролировать свое поведение.

Упражнение 2. Игра «Казаки - разбойники»

Упражнение основано на методе включение агрессивного действия в контекст игры. Этим обеспечивается возможность для ребенка разрядки агрессивных тенденций без ущерба для отношений с окружающими (ребенок проявляет агрессию не по своей воле, а как будто от него требует роль)

Упражнение проводится в группе. В качестве места проведения лучше выбрать спортивный зал или пришкольный участок. В ходе игры «разбойники» убегают от «казаков», «запутывают следы». При этом детям, у которых выявлена высокая агрессивность, лучше предоставить роль «разбойников».

Эффективность обеспечивается еще и тем, что от отрицательной энергии в процессе подвижной игры избавиться легче, чем, например, просто в процессе обсуждения.

Упражнение 3. «Какой я?»

Данное упражнение основано на методе игнорирования агрессивной тенденции, нефиксирования на ней внимания окружающих.

Упражнение проводится в группе. Но предварительно каждый из участников игры заполняет таблицу, в левом столбике которой пишет свои положительные качества, а в правом – отрицательные. Мы рассчитываем на то, что дети не отметят у себя такое качество, как агрессивность (в противном случае оно может быть просто не зачитано)

В ходе самого упражнения психолог зачитывает качества, написанные детьми на листочках, а детям предлагается отгадать автора (предполагается, что не на агрессивности, а на других качествах ребенка с соответствующими тенденциями поведения)

Упражнение 4 «Писатель»

Это упражнение основано на методе, предполагающем активное подключение психолога в игровой ситуации к разворачиванию или «растягиванию» агрессивных действий.

Ребенку предлагается, представив себя писателем, описать, как какой – либо исторический, литературный или вымышленный самим ребенком персонаж совершает то или иное агрессивное действие, проявляет подозрительность, жестокость и т.п. (развернуть действия персонажа). Психолог предлагает подростку обсудить персонажа: их причину, последовательность и т.д. Составление развернутого рассказа поможет раскрыть причины проявления агрессивности (страх желание самоутверждения и т.д.), а также показать странность, порой нелепость поведения героя (поскольку речь будет идти не о самом ребенке, а о каким-то персонаже, это не должно вызвать негативные реакции)

Упражнение 5 «Несчастный…» (Карабас – Барабас, крокодил и т.д.)

Это упражнение основано на психодраме, предполагающей произвольное вызывание аффекта с последующим катарсисом.

В ходе упражнения ребенку предлагается прочить небольшой монолог от имени персонажа, отличающегося агрессивностью (герой какой – либо книги, фильма и т.п.). задача ребенка – сначала казаться зрительно очень агрессивны (жестоким, подозрительным, раздражительным и т.п. – в зависимости от вида агрессии, который необходимо скорректировать), но к концу монолога, на пике эмоций, постараться вызвать сочувствие к герою, показать, что он в глубине души вовсе не такой агрессивный, каким хочет казаться.

Для игры можно использовать уже готовый текст, и ребенку останется только его обыграть. Но, даже если и это затруднительно, то следует отметить, что ребенок, отличающийся агрессивностью, может быть зрителем этой драмы. В таком случае даже большая вероятность того, что он испытывает катарсис (индивидуальный или групповой процесс высвобождения психической энергии, эмоциональной разрядки, способствующей уменьшению или снятию тревоги, конфликта, фрустрации посредством их вербализации или телесной экспрессии, ведущих к лечебному эффекту и лучшему пониманию себя)



Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.