Вопрос. Разработайте программу консультирования родителей подростков и старшеклассников. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Вопрос. Разработайте программу консультирования родителей подростков и старшеклассников.

2019-08-07 254
Вопрос. Разработайте программу консультирования родителей подростков и старшеклассников. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Особенности консультирования родителей подростков строится с учетом особенностей психического развития детей данного возраста (10/11 – 14/15 лет).

Социальная ситуация развития заключается в равноправии младшего подростка во взаимодействии со сверстниками, в отрицании авторитета взрослых. Ведущим видом деятельности в данный период является интимно-личностное общение. Личностные новообразования, возникающие в этот период – это способность к идентификации, чувство взрослости как особая форма самосознания, стремление к самостоятельности, критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа, стремление к общению, оценка товарищеских и дружеских отношений как личностных достижений, развитие «Я-концепции».

Семьям, воспитывающим подростков показана индивидуальная и групповая коррекция детско-родительских отношений. Методы психоанализа Фрейда и Адлера, гештальттерапия, рационально-эмотивная терапия Эллиса, трансактный анализ как способы проведения коррекции детско-родительских отношений. В своей работе с семьей Пезешкиан также реализует много подходов и методических приемов, разработанных в психологии и психотерапии (психоанализ, телесноориентированная психотерапия, гештальттерапия, гуманистическая психология и др.) Вместе с тем этот выдающийся специалист по семейному консультированию разработал и свои теоретические подходы и методики работы с разными семейными группами (нуклеарной, многопоколенной, неполной и др.)

В качестве цели предлагаемой консультационной программы мы рассматривали создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях подростков, формирование положительных установок в сознании родителей. В связи с этим программа включает следующие задачи:

- формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.

- развитие коммуникативных форм поведения, способствующих самоактуализации и самоутверждению и родителей, и подростков;

- реконструкцию родительско - детских взаимоотношений;

- оптимизацию супружеских и внутрисемейных взаимоотношений;

- гармонизацию межличностных отношений между диадой "мать и трудный ребенок" и членами семьи, членами семьи и другими (посторонними) лицами;

 - коррекцию неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с отклонениями поведения;

Содержание работы представлено двумя направлениями: индивидуальным и групповым консультированием. Индивидуальная форма работы осуществляется в форме беседы (нескольких бесед) или частично структурированного интервью, а также последующих индивидуальных занятий психолога с матерью подростка. Этот этап служит для установления непосредственного личного контакта между психологом и матерью ребенка, для его ознакомления с проблемами, которые обсуждаются в группе, а также для определения собственной потребности в посещении групповых занятий. Одновременно на этом этапе психолог проводит диагностическое исследование психологических особенностей данного лица с помощью специальных методик.

Индивидуальные занятия позволяют психологу ознакомиться с историей жизни данной женщины, выявить с помощью наблюдения некоторые особенности её характера, ознакомиться с историей жизни ребенка, излагаемой его мамой, определить проблемы, которые существуют в данной семье, предложить помощь (в виде обучения некоторым приёмам и формам поведения, которые могут помочь в трудных жизненных ситуациях, связанных с подростковым кризисом). На групповом этапе работы воздействие осуществляется не только со стороны психолога на каждую женщину, посещающую занятия, но и внутри группы при взаимодействии всех членов семьи.

Групповые занятия проводятся по трем направлениям.

Первое направление: гармонизация взаимоотношений между матерью и подростком. Второе направление: гармонизация внутрисемейных отношений. Третье направление: оптимизация социальных контактов семьи, воспитывающей подростка.

Общая характеристика консультативного процесса такова: он представляет собой системное образование, состоит из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый из блоков реализует различные задачи и состоит из специфически организованных методов и приемов. Каждое групповое занятие имеет пять этапов работы:

1. Разминка. Это этап занятия, на котором участницы группы подготавливаются к психологической работе. Для этой цели используются специальные вводные психогимнастические упражнения, настраивающие родителей на определенный вид внутренней психологической работы. На этапе разминки используются упражнения на внимание, на снятие напряжения, на сокращение эмоциональной дистанции, на тренировку понимания невербального поведения, а также на тренировку способности выражения своих чувств с помощью мимики и жестов.

2. Основная часть. Этот этап занятия полностью нацелен на переосмысление жизненных позиций и мировоззренческих установок родителей в отношении к подростку. Применяемые психокоррекционные приемы, используются для подведения участниц к инсайту и катарсису и соответствуют психокоррекционным техникам. Обсуждению подвергаются также внутренние ощущения, чувства и собственные умозаключения родительниц по поводу той или иной ситуации. Психокоррекционный эффект при проведении дискуссии достигается с помощью специально написанных рассказов. В рассказе описывается типичная ситуация, в которой матерям приходится или приходилось часто бывать. Эта ситуация обычно включает типичные личностные и поведенческие реакции как родительниц, так и лиц их окружающих.

Каждый рассказ завершается рядом вопросов, касающихся данной конкретной жизненной ситуации. Цель обсуждения, которая ставится психологом перед каждой родительницей, изложить свою точку зрения по поводу происходящих событий и дать рекомендации персонажам рассказа по исправлению сложившегося положения. По характеру построения, а также воспроизведения жизненных ситуаций выделяется два типа рассказов: - рассказ-образец (он отмечается звездочкой *), в котором повествуется о продуктивных формах взаимоотношений внутри семьи и между отдельными её членами (например, рассказы "Стоит ли тратить всю свою жизнь на ребенка", выдержки из книги Байярдов «Ваш беспокойный подросток и др.); проблемный рассказ, в котором нет готовых советов и члены группы должны подсказать главным героям выход из сложной ситуации на основе личного опыта (например, "Непреодолимая преграда").

Тематические опросники. Эта форма работы позволяет в большей степени вербализировать и структурировать позиции участниц, способствует их собственному осознанию своих проблем, ведет к переоценке жизненных установок, а так же подготавливает к запланированным дискуссиям.

Проективный рисунок. Изображение собственных ощущений и переживаний с помощью краски и карандаша помогает родителям и подросткам избежать порою трудно вербализуемых личных проблем и их описания. Для воспроизведения своих ощущений и восприятий на листе бумаги участницы группы могут пользоваться как конкретными, так и отвлеченными образами. После завершения процесса рисования изображенные чувства и отношение к ним затем обсуждаются в группе. Применение арттерапии материализует переживания участников группы, способствует их пониманию, переосмыслению и высвобождению от них.

Разыгрывание ролевых ситуаций. Эта форма работы предъявляется членам группы на более продвинутых этапах, в связи со сложностью, как показала практика, её реализации (отсутствием умения родителей и подростков вербализовывать свои и чужие чувства, представлять их на открытое обсуждение, играть определённые роли, вновь переживать стрессовые ощущения). Разыгранные ролевые ситуации затем также подвергаются обсуждению и анализу участников группы.

Аутотренинг. На этом этапе применяется техника релаксации по Э. Джейкобсону и И. Шульцу, направленная на выработку способности к расслаблению мышц в состоянии покоя, снятия в них локального напряжения. В целом, занятия аутотренингом формируют у членов группы способность к переключению с травмирующих переживаний к гармоничным состояниям.

Музыкальная релаксация. Эта часть занятия представлена четырьмя формами. Музыкотерапия и библиотерапия. Под отрывки из классических произведений отечественных и зарубежных авторов психологом читается текст с целью создания и сознания представлений, связанных с созерцанием природы (1 уровень эмоциональной регуляции) или направленных на восстановление приятных воспоминаний прошлого. Обязательное наполнение текста оптимистичным содержанием позволяет сформировать у членов группы позитивную установку и образы, вызывающие положительные, оптимистичные ощущения и настроения. Известно коррекционное воздействие библиотерапии, которое проявляется в восполнении недостатка собственных образов и представлений у испытуемых, способствует замене травмирующих психику мыслей и чувств и одновременно направляет их по нужному руслу, к новым целям.

Хореотерапия. Известно, что музыкально - ритмическая активация способствует оживлению психомоторики, улучшению поведенческих характеристик, снятию скованности движений у пассивных и инертных матерей, а также развивает их ритмическое и слуховое восприятие. У лиц возбудимых хореотерапия высвобождает скопившуюся агрессивность и раздражение и трансформирует их в двигательные упражнения. Таким образом, танец, свободное движение под музыку позволяют освежить ощущения и позитивный настрой родителей, сделать их более яркими и более стойкими. Этот вид психокоррекции может более позитивно использоваться в конце занятий, для закрепления максимальной с моактуализации в движении, ощущения полной свободы и собственного совершенства. 

3. Подведение итогов занятия. Осуществляется психологом с помощью участников группы. Получение домашнего задания: продумать свою позицию или поведение, по какому - либо вопросу; проанализировать свою жизненную ситуацию, подобную предложенной в рассказе, и записать её; вести дневник своих ощущений. Записи в дневнике просматриваются психологом и в необходимых случаях выносятся на обсуждение.

4. Выбор альтернативы и реализация решения. Для того, чтобы выбрать лучшую альтернативу необходимо помнить следующее:

 1. Задайте вопросы типа: «Ты думаешь, это приведет нас к решению? Всех ли удовлетворит это решение? Решает ли это нашу проблему?»

 2. Решения лучше не конкретизировать. Ни одно из решений не должно считаться окончательным и не подлежащим изменениям. Взрослый мог бы сказать подростку: «Мне хотелось бы это попробовать. А тебе?»

 3. Запишите решение на бумаге, если оно включает несколько рядов пунктов, чтобы ни один не был забыт.

 4. Все участвующие должны понимать, что каждый вносит свой вклад в поиск решения. Подводя итог, можно сказать: «Похоже, что мы достигли согласия». Участники обсуждения должны ясно представлять, что именно от них требуется и каким образом можно достичь взаимного согласия. Им следует постоянно обращаться к вопросам: «Кто?», «Что?», «Где?», «Как?». Вопросы реализации должны обсуждаться только после того, как все участники дискуссии окончательно выскажутся по поводу решения проблемы. Выбор подходящего момента для оценки правильности принятого решения.

 Подростку и взрослому необходимо вернуться назад и рассмотреть, как идут дела, насколько выбранное решение удовлетворяет каждого. Необходимо сверяться друг с другом: «Как идет выполнение решений?» Оценивание покажет, насколько удачным оказалось найденное решение, необходима ли какая-то коррекция.

Установки, играющие важную роль в процессе поиска альтернатив.

Родитель и ребенок должны: - хотеть услышать партнера; - хотеть разрешить конфликт; - понимать, принимать чувства партнера; - верить, что другой человек может найти хорошее решение; - смотреть на другого человека как на самостоятельную личность.

Формы поведения, реализующие установку на понимание, доверие включают в себя: - зрительный контакт; - язык жестов (открытая поза, жесты); - внимательное слушание партнера, поддерживающее его и побуждающее продолжать и пояснять свои мысли, чувства.

Если метод исследования альтернатив не будет работать необходимо убедиться, что пройдены все стадии процесса. В случае отсутствия решения необходимо:

1. Продолжать обсуждение, но после небольшого перерыва.

2. Вернитесь на 2 этап, поищите другое решение.

3. Подбодрите участников.

4. Поищите скрытую проблему. Можно сказать: «Странно, что же не позволяет нам решить проблему?» Если соглашение нарушено, виновному необходимо прямо и честно показать, что произошло. Для того необходимо проанализировать вопрос «Кому принадлежит проблема?» Для того, чтобы определить «владельца» проблемы, нужно спросить себя:

- Чья эта проблема?

- Кому с кем трудно?

- Кто не может добиться своей цели?

Необходимо помнить, что ребенок имеет право находить решения проблем и сам их решать. Если проблема принадлежит ребенку, взрослый может выбрать, что делать:

- внимательно выслушать;

- поискать альтернативы;

- предоставить ребенку столкнуться с последствиями его самостоятельности;

- скомбинировать приведенное выше.

Если проблема принадлежит взрослому, он может прибегнуть к самостоятельному исследованию альтернатив. Ответственный взрослый определит, кому принадлежит данная проблема: он испытывает удовлетворение, выбрав адекватное поведение, ведущее к возникновению взаимного доверия между ним и ребенком.

Психологическая поддержка - очень важный фактор, способствующий улучшению взаимоотношений взрослого и подростка, при отсутствии которого подросток часто испытывает разочарование и склонен к различным девиациям. Психологическая поддержка — это процесс, в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах подростка с целью укрепления его самооценки;

- который помогает подростку поверить в себя и свои способности;

- избежать ошибок;

- поддерживает в случае неудач.

Психолого-педагогическая поддержка в подростковом возрасте требует от родителей необходимости изменить обычный стиль общения и вместо подчеркивания ошибок, плохого поведения подростка сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает. Поддерживать подростка - значит верить в него, о чем родитель и должен сообщить ребенку (вербально и невербально). Важно, чтобы взрослый научился принимать подростка таким, какой он есть и стимулировать его к саморазвитию и достижению самостоятельности, включая все его достижения и промахи.

Взрослый должен использовать слова, работающие на развитие Я - концепции (собственной полезности) и чувство адекватности. Этого можно достичь, создав у ребенка установку: «Ты можешь это сделать».

Родитель должен показать ребенку, что он является важным членом семьи и значит для нее больше, чем все связанное с ним проблемы. При проведении коррекции детско-родительских отношений в ситуации подросткового кризиса важно, чтобы родители придерживались следующих правил:

- забыть о прошлых неудачах ребенка;

- помочь ему обрести уверенность в себе;

- позволить ребенку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способность достичь успеха;

- помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

- опираться сильные стороны его личности;

- показывать подростку степень удовлетворенности им и его деятельностью;

- уметь демонстрировать любовь и уважение к подростку без излишней демонстративности и гиперопеки;

- знать круг его дружеских контактов и увлечений и высказывать заинтересованность и живое участие в его жизни и сфере увлечений;

- внести юмор во взаимоотношения с подростком;

- уметь взаимодействовать с ним;

- позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно;

- избегать дисциплинарных поощрений и наказаний; демонстрировать оптимизм.

Существуют слова, которые поддерживают подростка (Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему) и слова, разрушающие его веру в себя (ты мог бы сделать лучше), прикосновения (потрепать по плечу; дотронуться до руки); совместные действия, физическое соучастие (сидеть, стоять рядом с подростком; слушать его; есть вместе с ним); выражений лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).

Используемые взрослыми приказы, указания, предупреждения или морализирования не отвечают потребностям подростка в доверии, инициативе и сознании. Взрослый должен действовать, а не реагировать. Родители часто думают, что для них важно настоять на своем, на практике же «настоящий победитель тот, кто умеет обращаться с другими людьми». Барьеры между взрослым и ребенком рухнут, возрастет ощущение собственной полезности, нужности, отношения в семье заметно улучшаются. Эффективный стиль общения родителя и подростка основан на взаимном уважении, которое подразумевает, что оба позволят друг другу честно и открыто выражать свои чувства и мысли без опасения быть непонятными и отвергнутыми. Рефлексивное слушание предполагает определенные установки и формы поведения. Прежде всего это общая установка взрослого по отношению к подростку: «Я беспокоюсь о тебе, и меня интересует все, что с тобой происходит и что ты делаешь», а также вербальные и невербальные формы поведения, как бы говорящие ребенку: «Я слушаю тебя».

Среди видов консультативной психологической помощи семье групповое консультирование (помощь семье в целом) не занимает ведущую позицию в отечественной практической психологии.

Существует несколько моделей психологической помощи семье в процессе консультирования (в том числе, - группового):

I. Педагогическая модель базируется на гипотезе недостаточной педагогической               компетентности               родителей;

II. Диагностическая модель реализуется в оказании помощи посредством социально-психологической диагностики семьи с последующим консультированием     на     основе     ее     результатов.

III. Социальная модель заключается во вмешательстве в жизненные обстоятельства   семьи  с  целью   их   улучшения.

IV. Медицинская модель применяется тогда, когда в основе семейных трудностей                    лежат                   болезни.

V. Психологическая модель в работе с семьей как с группой предшествует всем остальным. В ее разработке с самого начала участвовали, как отмечают А.А. Бодалев и В.В. Столин, психиатры, психотерапевты и психологи Ленинградского психоневрологического института имени В.М. Бехтерева (начало 80-х годов XX в.)

 



Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.