Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2017-05-18 | 1766 |
5.00
из
|
Заказать работу |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ___________________________
Значимость гуманитарной экспертизы образовательных программ постоянно возрастает, так как образовательные учреждения и их задачи постоянно усложняются, с ростом инновационного движения и реформированием отечественной образовательной практики появляется достаточно большое число новых, авторских образовательных программ.
В ходе экспертной оценки образовательных программ в настоящее время учитывается все больше факторов, которые не всегда однозначны, не всегда поддаются контролю. Кроме того, экспертиза предполагает не только и не столько контроль результатов освоения образовательной программы, сколько оценку общественной значимости, развивающего потенциала такой программы и особенностей ее реализации в условиях образовательного процесса, например в вузе.
Гуманитарная экспертиза — особый вид проводимой экспертизы, главным критерием оценки в которой является гуманитарность, например, образовательной программы, ее личностная ориентированность и ценностно-смысловая направленность. Гуманитарная экспертиза образовательной программы — частный случай гуманитарной экспертизы, в котором осуществляется экспертиза только проекта содержания образовательной деятельности, а не самой деятельности непосредственно и ее результатов. Эксперты в оценке образовательной программы делают предположение по поводу того, будет ли та или иная программа решать задачи гуманитаризации образования.
Таким образом, целью применения технологии гуманитарной экспертизы является оценка потенциала и ориентации образовательной программы на позитивные изменения в «личностном измерении» тех, кто ее будет осваивать. Экспертное заключение может включать в себя предложения по корректировке программы, рекомендации для принятия управленческих решений.
Проводя экспертизу по данной технологии, организаторы смогут адекватно задачам выбрать вид экспертизы, подобрать экспертов, выбрать критерии и спланировать ее ход. В целом организовать процедуру экспертизы необходимо таким образом, чтобы именно гуманитарно ориентированные по содержанию образовательные проекты были одобрены и рекомендованы практикам.
Важнейшее условие эффективности и корректности проведения гуманитарной экспертизы заключается в соблюдении ряда принципов, которые задают ее стратегию и определяют тактику. Первую группу образуют принципы, описывающие общие требования к проведению экспертных процедур, на которые должны ориентироваться организаторы экспертизы и эксперты:
экологичности. Экспертиза не должна наносить никакого вреда участникам образовательного процесса, не должна искажать содержание и естественное течение образовательного процесса, связанного с реализацией образовательной программы, находящейся в поле зрения эксперта. Экспертиза содержательного аспекта, а не всего образовательного процесса в целом облегчает эту задачу;
диалога и сотрудничества. Эксперты и авторы образовательных программ взаимодействуют непосредственно в общении, только в этом случае экспертам легче понять замысел, смыслы и ценности авторов, то, какой помощи авторы ждут от экспертизы;
добровольного участия в экспертизе. Авторы образовательных программ должны быть мотивированы к диалогу и сотрудничеству, только тогда экспертиза получится полноценной и гуманистической по своим целям и гуманитарной по форме и средствам ее организации.
Основное отличие гуманитарной экспертизы от других методов оценки состоит в том, что для оформления итоговой оценки и заключения решающее значение имеют субъективные оценки и представления эксперта. Поэтому организаторы экспертизы особое внимание должны обратить на проблему подбора экспертов и соблюдать вторую группу принципов, которая во многом определяет их подбор;
междисциплинарности. В идеале каждый эксперт должен быть носителем такого знания о содержании образовательного процесса, в котором целостно должны быть представлены научно-предметная, дидактическая, психологическая, социологическая, философская и другие составляющие любой образовательной программы. Только такой подход к анализу и оценке содержания образования на уровне образовательной программы может раскрыть его целостную природу и требования к ней. Междисциплинарность экспертизы достигается включением в группу, коллектив экспертов специалистов разных профилей, так обеспечивается многообразие позиций и диалог разных точек зрения;
практической ориентированности. В экспертном знании сосуществуют теоретические и практические знания, эксперт соединяет в себе теоретическую и практическую позиции. Экспертное изучение возникает из запросов образовательной практики и имеет основным критерием практическую полезность, но должно опираться на науку и современные достижения в области разных наук. Для того чтобы эксперт был компетентен и смог успешно провести такую экспертизу, как сочетание научной и эмпирической оценки, он должен быть знаком с образовательной практикой, в которой востребована и применяется анализируемая образовательная программа;
разносторонности и плюрализма. Гуманитарная сфера многозначна и противоречива, поэтому подбор экспертов с различными «системами координат» в оценке содержания образования допускает поли-парадигмальность экспертизы, которая в таком варианте более полезна.
Третья группа принципов ориентирует экспертов на самореализацию в работе с образовательной программой:
креативности. Экспертиза и ее результат создаются неповторимым сочетанием целей, задач, зависят от особенностей образовательной программы, личностей ее авторов и экспертов;
конструктивности. Экспертиза направлена не на выявление ошибок, а на поиск путей развития и совершенствования образовательной программы;
незавершенности. Гуманитарную экспертизу образовательной программы можно понимать лишь как этап на пути творческой работы автора в диалоге с экспертами;
личной ответственности. Каждый эксперт выражает свою личную позицию и несет за свои суждения, аналитические и оценочные действия ответственность, осознавая возможные последствия.
Кроме требований к процедуре экспертизы существуют и требования к образовательным программам, которые подлежат экспертизе. Экспертами оценивается не только грамотность составления такой программы как нормативного документа, но и предполагаемый программой учебный процесс и его результаты. Поэтому главное требование к образовательной программе — максимально полное и развернутое представление, дающее возможность на ее основе представить ход реализации в образовательной практике. Полнота заключается не в длинном многословном описании содержания программы, а в решении авторами программ следующих задач:
1) определение предметной области соответствующей отрасли знаний, ее целостная характеристика;
2) задание модульно-тематической структуры образовательной программы;
3) формулирование требований к уровню усвоения содержания образовательной программы;
4) распределение бюджета учебного времени, отводимого на освоение образовательной программы;
5) определение соотношения эмпирического и теоретического материала в содержании. Установление типа соотношения образовательной программы и учебной дисциплины: теоретическая или прикладная, обязательная или элективная, общепрофессиональная или специальная. Характеристика системы межпредметных и междисциплинарных связей;
6) характеристика образовательных технологий, которые целесообразны для реализации образовательной программы;
7) формирование банка контрольно-диагностических заданий, которые будут использованы для установления уровня успешности освоения такой образовательной программы. Формулировка критериев разграничения для уровней представления содержания в программе, установление процедур контроля и оценки полноты и качества освоения.
Процедура гуманитарной экспертизы образовательной программы состоит из пяти этапов. На 1-м этапе организаторы экспертизы получают заявку на экспертное исследование образовательной программы. В соответствии с описанными выше принципами авторы образовательных программ согласны на проведение экспертизы и готовы непосредственно контактировать с остальными ее участниками. На этом этапе определяются и уточняются цели экспертизы. Целью может быть:
• получение оценки, признания соответствия программы последующему ее распространению, публикации и т.д.;
• получение прогноза и рекомендаций по внедрению программы в практику;
• получение сравнительных оценок двух и более образовательных программ для реализации одной из них для использования данных в научных исследованиях.
Возможен выбор не одной, а двух и даже трех целей, однако это усложняет работу экспертов.
На этом этапе можно спрогнозировать, какого вида оценку должны дать эксперты: если при выборе первой и второй цели заказчик экспертизы вполне может ограничиться качественной оценкой образовательных программ, то при выборе третьей цели он ожидает качественную и количественную оценку.
На 2-м этапе происходит отбор экспертной группы. Это один из наиболее сложных и проблемных этапов, так как особенность гуманитарной экспертизы в том и заключается, что решающее значение для вынесения заключения имеют субъективные оценки и представления экспертов. Технологических вопросов на данном этапе возникает много:
Какая специальность, опыт работы и прочие профессиональные характеристики экспертов необходимы для проведения гуманитарной экспертизы?
Какое количество экспертов необходимо и достаточно?
Каким образом оценивать выраженность необходимых для экспертизы характеристик у потенциальных экспертов?
Отвечая на эти вопросы, прежде всего необходимо основываться на принципах практикоориентированности, междисциплинарности, разносторонности и плюрализма. В первую очередь отметим, что каждый эксперт должен иметь практический опыт, должен быть знаком с образовательной практикой. Желательно, чтобы он имел такую практику и на момент экспертизы, а не только в отдаленном прошлом. Кроме того, в группе экспертов должны быть представлены специалисты не только разных профилей, но и придерживающиеся разных парадигм. Например, при экспертизе образовательной программы по психологии в качестве экспертов можно пригласить:
• преподавателя психологии, применяющего в основном традиционные методы обучения;
• преподавателя психологии, применяющего преимущественно инновационные методы обучения (возможны и другие, сугубо психологические различия парадигм) и современные образовательные технологии;
• преподавателя, компетентного в вопросах дидактики (возможно, двоих и более педагогов с различными методологическими позициями);
• преподавателя, компетентного в вопросах педагогической психологии (также, возможно, двоих и более — с различными методологическими позициями);
• преподавателя, компетентного в вопросах социологии (также, возможно, двоих и более — с различными методологическими позициями);
• преподавателя, компетентного в вопросах философии образования (также, возможно, двоих и более — с различными методологическими позициями).
Первичный подбор потенциальных экспертов организаторами экспертизы может осуществляться без непосредственного участия этих экспертов исходя из следующего:
• уровня и качества образования, специализации и опыта работы в сфере образования;
• научного звания и тематики научных интересов, научных публикаций и учебно-методических наработок.
Организаторы экспертизы намечают несколько кандидатов на каждую «экспертную роль», причем потенциальный эксперт может быть настолько разносторонен, что будет претендовать одновременно на несколько «ролей», и настолько компетентен в разных перечисленных областях, что один будет выполнять две и даже больше «ролей». Таким образом, необходимое и достаточное число экспертов определить не представляется возможным. Необходимым и достаточным является присутствие в составе экспертной группы специалистов перечисленных профилей, возможно, не по одному, с учетом доминирующих парадигм, а нескольким направлениям, касающимся предмета экспертизы.
Организаторы экспертизы составляют анкету для потенциальных экспертов, получают анкетные данные тех из них, которые дали согласие участвовать в экспертизе, с указанием ФИО, образования, места работы, ученой степени, ученого звания, занимаемой должности, стажа работы в этой должности, данных о преподавательской деятельности (название учебного заведения, читаемых курсов), сферы научных интересов, публикаций, опыта участия в других экспертизах.
Кроме анкетных показателей компетентности потенциальных экспертов необходимо выяснить уровень специфических, специально-экспортных компетенций. Ряд исследователей отмечают, что группы, высоко оценивающие свои экспертные способности, ошибаются в своих суждениях реже других. Поэтому при подборе экспертов кроме анкетных данных используется самооценка потенциальных экспертов, для чего задаются вопросы с вариантами для выбора ответов. Можно выделить четыре группы характеристик эксперта.
Методологическая грамотность эксперта определяется степенью понимания того, что представляет собой именно гуманитарная экспертиза и каковы ее особенности. Гуманитарность является основным критерием оценки образовательных программ, и задача организаторов – обеспечить экспертизу такими экспертами, которые произведут оценку программы по данному критерию адекватно. Вывод о методологической грамотности делается на основе самооценки потенциальным экспертом своего понимания специфики гуманитарной парадигмы, знакомства с принципами гуманитарной экспертизы. Значимым фактором при определении методологической грамотности становится опыт участия в других гуманитарных экспертизах.
Мотивационная сфера эксперта обеспечивает его готовность к выполнению экспертной деятельности, поддерживает интерес к ней. В процессе гуманитарной экспертизы необходимо будет не раз подойти к ней неформально, выполнить работу не механически, проявлять свою личностную позицию, что возможно в полной мере только при признании экспертом своей работы важным и интересным делом, имеющим определенную ценность. Вывод о мотивационной сфере эксперта делается на основе оценки им важности гуманитарной экспертизы для развития образования, ее цели, влияния результата гуманитарной экспертизы на изменение реальных образовательных процессов, возможности саморазвития и роста профессионализма посредством экспертной деятельности.
Профессиональная компетентность эксперта проявляется в определенной сфере. Степень квалификации эксперта в определенной области знаний определяется на основе плодотворной и продуктивной деятельности специалиста, уровня и широты знакомства с достижениями мировой науки, понимания ее современных проблем и перспектив развития. Вывод о профессиональной компетенции эксперта делается на основе данных анкеты об образовании, месте работы, ученой степени, ученом звании, должности, стаже работы в должности, названий читаемых курсов, сферы научных интересов, публикаций. Кроме того, к анкетным данным добавляются результаты самооценки потенциальным экспертом своей теоретической информированности по рассматриваемой проблеме, опыта практической работы по рассматриваемой проблеме, информированности о работах отечественных и зарубежных авторов в контексте проводимой экспертизы и ее объекта.
Способности к экспертной деятельности потенциального эксперта проявляются через индивидуально-психологические особенности личности, которые необходимы для качественного выполнения такой деятельности. Исходя из того, что функциональными компонентами экспертного исследования являются информационно-аналитический, рефлексивный, прогностический и коммуникативный компоненты, в процессе экспертизы необходимо выбирать в качестве экспертов наиболее способных к этим действиям людей. В противном случае личностные особенности экспертов не дадут получить адекватные результаты в ходе экспертизы даже при выполнении всех прочих условий. Вывод о способности к экспертной деятельности делается на основе самооценки потенциальным экспертом способностей, обеспечивающих планирование и проведение исследований объекта экспертизы, анализ их результата:
• способностей к мысленной реконструкции сущности и замысла образовательной программы;
• способностей к созданию прогностических моделей образовательного процесса на основе образовательной программы;
• способностей к диалоговому общению, взаимодействию, сотрудничеству со всеми участниками экспертного процесса.
Таким образом, кроме заполнения анкеты потенциальными экспертами необходимо предложить им оценить себя по следующим параметрам (табл. 5.5).
Таблица 5.5
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!