Глава 1. Введение единого социального налога, его сущность — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Глава 1. Введение единого социального налога, его сущность

2019-08-04 108
Глава 1. Введение единого социального налога, его сущность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ                                                                                                                       2

Введение                                                                                                                                  3

ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА, ЕГО СУЩНОСТЬ 5

1. Экономические предпосылки введения единого социального налога                5

2.Сущность Единого социального налога                                                                      8

3. Метод снижения ЕСН                                                                                                     10

ГЛАВА 3. ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ В 2002 ГОДУ                                15

1. Законно ли введение в действие Федерального закона № 198-ФЗ?                       15

2. Изменения ЕСН по сравнению с 2001 годом                                                              18

2.1. Изменение основных элементов налога по сравнению с НК РФ 2001 года          18

2.2 Пенсионная реформа 2002 года                                                                                    24

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ВВЕДЕНИЕМ ЕСН                                28

Заключение                                                                                                                          33

Литература                                                                                                                            34


Введение

 

Налоги являются одним из главных источников формирования доходов государства. Их место в жизнедеятельности общества, жестко-принудительный механизм поступления потребовали выработки основных принципов формирования налоговой системы. Создание стабильной налоговой системы – основной принцип государственной политики России в области налогообложения. В связи с этим вопросы правого регулирования налогообложения относятся к числу наиболее актуальных в экономической и социальной жизни российского государства. Это обусловлено новыми явлениями в экономике России, ее нацеленностью на рыночные отношения, где управление народным хозяйством требует активного исполнения инструментов финансового механизма, в частности налогов.

Налоги – один из древнейших экономических инструментов в обществе. Они могут использоваться для регулирования производства, стимулирования развития определенных отраслей, возможно регулирование потребления, а также доходов населения. Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографические процессы, молодежную политику, иные социальные явления.

Только всесторонний учет всех функций налогов может обеспечить успешную налоговую политику страны.

На современном этапе в условиях перехода от централизованного командного управления народным хозяйством к рыночным отношениям усилилось внимание со стороны государства к системе налогообложения. Она существенно перестроена. Налоги должны стать одним из главных инструментов государственного регулирования экономики, процессов производства, распределения и потребления. В Российской Федерации, как и в других странах, проведена и продолжает развиваться кардинальная реформа налоговой системы. В основных своих положениях она была построена с учетом опыта зарубежных стран, для которых характерна развитость рыночных отношений. Но механизм системы налогообложения в РФ требует еще существенной обработки, учета особенностей перехода к рыночным отношениям периода своеобразия хозяйственных связей в стране. Это обусловило разработку дальнейших мер по регулированию налогообложения и совершенствованию регулирующего его законодательства.

Вопрос о совершенствовании налоговой системы на сегодняшний день настолько актуален, что не перечесть статей и не пересчитать авторов, занимающихся данной проблемой. Среди авторов можно выделить таких, как Черник, Брызгалин, Криксунова, Тимофеева и многие другие. Цель же моей работы – изучить историю возникновения Единого Социального Налога, его сущность, изменения в 2002 году, а также проблемы, связанные с его введением и применением. Для этого я поставила следующие задачи:

- изучить экономические предпосылки возникновения ЕСН, его сущность;

- выявить изменения ЕСН, связанные с введение Федерального закона № 198-ФЗ в 2002 году;

- рассмотреть пенсионную реформу 2002 года;

- попытаться проанализировать проблемы, связанные с введением ЕСН.


ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА, ЕГО СУЩНОСТЬ

Метод снижения ЕСН

Большинство российских предприятий, выплачивающих заработную плату своим работникам обязаны уплачивать в бюджет единый социальный налог (ЕСН) в размере 35,6% от фонда заработной платы. Особенно тяжким бременем он ложится на крупные компании с сотнями и тысячами работающих, отвлекая значительные средства, которые можно было бы направить на развитие производства, или - самое простое - на увеличение заработной платы тем же самым работникам.

Вместе с тем, согласно законодательству существуют организации, полностью освобожденные от уплаты ЕСН (при условии, что сумма выплаты каждому отдельному работнику в них не превышает 100.000 рублей в год). Это - общественные организации инвалидов (см. ст.239 гл.24 НК РФ). На этом обстоятельстве и основан предлагаемый метод. Суть его состоит в следующем:

1. Предприятие (заказчик) заключает договор с Общественной Организацией Инвалидов (далее – ООИ) (исполнитель, подрядчик), предметом которого может являться:

- субподряд (т.е. выполнение в полном объеме или частично работ (или оказание услуг), которые предприятие обязано выполнить для своего заказчика).
Например, компания обязалась выполнить маркетинговое исследование для "внешнего" заказчика. Она заключает субподрядный договор с ООИ, в котором перепоручает ему выполнение части данной работы.

- выполнение работ (оказание услуг), которые предприятие, исходя из профиля его деятельности, может отнести на затраты производства (себестоимость продукции).Например, предприятие производит мелкоштучные металлоизделия (болты, шурупы и т.п.). В таком случае вполне правомерным будет являться отнесение на затраты сумм, уплаченных ООИ за оказание услуг по сортировке и упаковке данной продукции.

- любой другой предмет договора (им не могут быть работы и услуги, требующие лицензирования).

 

2. Один или группа работников предприятия (как физические лица) заключают с ООИ договор подряда или возмездного оказания услуг, в соответствии с которым обязуются выполнить работы (оказать услуги), порученные ООИ данным предприятием. По сути, это - субподрядный договор, согласно которому ООИ должно выплатить физическим лицам вознаграждение за работу, выполненную ими во исполнение основного договора между ООИ и предприятием. Размер вознаграждения устанавливается в сумме, уплачиваемой предприятием ООИ за вычетом комиссии (3 - 4%, см. ниже).

Вот так схематически будут выглядеть взаимоотношения предприятия, ООИ и работников:


1) “Основной” договор;

2) Договор подряда.

Для большей ясности (хотя это и не совсем юридически грамотно), можно сказать, что ООИ выступает в качестве посредника между работниками и предприятием.

 

3. Предприятие принимает по акту сдачи-приемки работы (услуги) ООИ и оплачивает их по безналичному расчету.

4. ООИ подписывает аналогичный акт сдачи-приемки работ (услуг) с принятыми по гражданско-правовому договору физическими лицами (работниками) и выплачивает им вознаграждение.

Размер вознаграждения = сумма, полученная от предприятия - комиссия ООИ – налог на доходы физических лиц (13%)

Комиссия ООИ составляет:

- 3% полученной от Вашего предприятия суммы в случае перечисления вознаграждения работникам по безналичному расчету на их банковские счета,
Следует обратить внимание, что многие банки не берут своей комиссии за зачисление заработной платы и аналогичных выплат на счета физических лиц, поэтому данный способ представляется более удобным для клиентов.

- 4% полученной от предприятия суммы в случае выплаты вознаграждения работникам наличными.

Размер комиссии ООИ не может составлять менее 500 рублей с одного поступления оплаты от организации, и не менее 80 рублей с выплаты одному физическому лицу.

 

Примеры расчета:

1. ООИ получило 20.000 рублей, количество работников - 5, выплата - по безналичному расчету.

Т.к. 600 руб. больше минимальной комиссии "с полученной суммы" в 500 руб., и больше минимальной комиссии "от числа работников" (80 х 5 = 400 руб.),комиссия ООИ = 20.000 х 0,03 = 600 руб.

Налог на доходы физических лиц = (20.000 - 600) х 0,13 = 2.522 руб.

Выплата работникам = 20.000 - 600 - 2.522 = 16.878 руб., что составляет 84,39% полученной ООИ от предприятия суммы.

2. ООИ получило 20.000 рублей, количество работников - 15, выплата - по безналичному расчету. Минимальная комиссия "от числа работников" = 80 х 15 = 1.200 руб., что больше "стандартной" 3-процентной комиссии в размере 600 руб. Поэтому комиссия ООИ = 1.200 руб.

Налог на доходы физических лиц = (20.000 - 1.200) х 0,13 = 2.444 руб.

Выплата работникам = 20.000 - 1.200 - 2.444 = 16.356 руб., что составляет 81,78% полученной ООИ от предприятия суммы.

В результате предприятие сэкономило сумму ЕСН, а также уменьшило базу для обложения налогом на прибыль на сумму, уплаченную ООИ.

Сравним финансовые показатели предприятия, выплачивающего заработную плату в сумме 20.000 рублей непосредственно своим пяти постоянным работникам (по 4.000 рублей на человека), и предприятия, применяющего рассматриваемую схему:

  Обычное предприятие Предприятие, использующее оптимизацию налогов
Фонд заработной платы 20.000 руб. 20.000 руб.
Комиссия ООИ нет 20.000 х 0,03 = 600 руб.
Стандартный налоговый вычет (согласно п.п.3 п.1 ст.218 НК РФ) 5 чел. х 400 руб. = 2.000 руб. нет
Налог на доходы физических лиц (20.000 - 2.000) х 0,13 = 2.340 руб. (20.000 - 600) х 0,13 = 2.522 руб.
ЕСН 7.120 руб. нет
Взносы в Пенсионный фонд 2.800 руб. 2.800 руб.
Итог: Всего израсходовано предприятием Выплачено работникам "на руки" Налоговые "потери"   20.000 + 7120 + 2.800 = 29.920 руб. 20.000 - 2.340 = 17.660 руб. 2.340 + 7.120 + 2.800 = 12.260 руб.   20.000 +2.800 = 22.800руб. 20.000 - 2.522 - 600 = 16.878 руб. 2.522 + 2.800 = 5322 руб.
Соотношение выплаченной работникам "на руки" суммы и суммы, израсходованной для этого предприятием 17.660 / 29.920 = 59 %   16.878 / 22.800 = 74 %  

 

Итак, согласно расчетам, экономия средств предприятия, использующего предлагаемую схему, составляет примерно 15 %.

Конечно же, это не единственный способ снижения ставки единого социального налога. Существует еще ряд законных методов, снижающих ставку ЕСН. Их применение зависит от желания руководства предприятия, а также от аналитических способностей для выбора более верной стратегии.

Законно ли введение в действие Федерального закона № 198-ФЗ?

На исходе 2001 года Президентом был подписан целый ряд законодательных актов, направленных на регулирование налоговых правоотношений и имеющих, по сути, революционный характер. Это, в первую очередь, сразу несколько Федеральных законов, вносящих изменения в Налоговый кодекс РФ, а также пакет “пенсионных” законов.

Одним из последних Федеральных законов, подписанных Президентом в 2001 году, стал Федеральный закон № 198-ФЗ от 31.12.2001 г., признанный внести существенные дополнения и изменения в главу 24 Налогового кодекса РФ “Единый социальный налог” и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах. Однако, при внимательном анализе указанного закона вкупе с основополагающими нормами налогового законодательства возникает ряд вопросов. Один из наиболее интересных вопрос о том, когда же он все-таки вступает в силу. Если следовать положениям самого закона № 198-ФЗ, то в соответствии с его статьей 10 он должен был вступить в силу с 1 января 2002 года. И фактически именно с этой даты он и начал действовать. Об этом, в частности, говорится и в официальных документах Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (например, Письмо МНС РФ от 6.02.2002 г № СА-6-05/150 “Об уплате единого социального налога налогоплательщиками единого налога на вмененный доход”, где указывается, что “с 1 января 2002 года плательщики единого налога на вмененный доход уплачивают единый социальный налог в порядке, установленном главой 24 Кодекса (в редакции Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ)”).

Однако представляется, что если рассуждать, опираясь исключительно на положения Налогового кодекса РФ, законность такого положения дел может быть, как минимум, поставлена под сомнение. И вот почему. Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что “каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы”. Из процитированной нормы Конституции однозначно следует, что государством, с одной стороны, устанавливается обязанность каждого платить законно установленные налоги и, с другой стороны, право не платить незаконно установленные. Принцип законного установления налогов не ограничивается требованиями к правовой форме акта, устанавливающего тот или иной налог, и к процедуре его принятия. Определенным требованиям должно отвечать содержание этого акта, поэтому не может считаться законно установленным обязательный платеж, не соответствующий по существу конституционным принципам и отражающим их основным началам законодательства о налогах и сборах. Представляется, что внося изменения и дополнения в Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон Российской Федерации “О едином налоге на вмененный доход”, федеральный законодатель должен был учитывать общие принципы налогообложения, а также их развитие и истолкование, которое нашло отражение, в частности, в постановлениях Конституционного Суда РФ и в части первой Налогового кодекса РФ. Вводя Закон в действие с 1 января 2002 года, федеральный законодатель был обязан исходить из однозначно сформулированного им самим требования о недопустимости противоречия актов налогового законодательства Налоговому кодексу РФ (статья 6 Кодекса). Однако, как будет показано далее, совершенно очевидно, что в данном случае это требование не было обеспечено.

Обратимся к содержанию статьи 5 НК РФ, определяющей общие принципы действия актов законодательства о налогах и сборах во времени и условия их вступления в силу. В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 Налогового кодекса.

Указанной статьей не предусматривается возможность введения в действие изменений к Налоговому кодексу (законодательству о налогах) в ином порядке. Исключение сделано в отношении федеральных законов, вносящих изменения в Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов. Такие акты могут вступать в силу с 1 января года, следующего за годом принятия, однако, не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Изменения же и дополнения, вступающие в действие в соответствии со ст. 10 Федерального закона № 198-ФЗ от 31.12.2001 г. не вводят новые налоги и сборы. Для такого рода законодательных актов Налоговым кодексом предусмотрен специальный порядок вступления в силу, установленный, как указано выше, абзацем 1 пункта 1 статьи 5 НК РФ.

Эта норма Кодекса сформулирована таким образом, что отсутствует полная определенность относительно вложенного в нее законодателем смысла. Неясность касается того, что по смыслу нормы следует считать первым числом очередного налогового периода: первое число налогового периода, наступающего после даты официального опубликования или первое число налогового периода, следующего за датой истечения месячного срока со дня опубликования? Если принять за основу первое утверждение, то следует сделать вывод о том, что Закон № 198-ФЗ должен был вступить в силу не ранее 31 января 2002 года. Между тем, указанный Закон вступил в силу уже на следующий день после официального опубликования, что уже само по себе не согласуется с правилами, установленными Налоговым кодексом РФ.

Однако имеются достаточные основания для того, чтобы считать верным второе толкование. Во-первых, в силу пункта 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах трактуются в пользу налогоплательщика. Во-вторых, анализируемая норма уже была предметом рассмотрения Высшего Арбитражного Суда РФ, который в своем постановлении от 28.02.2001 года указал, что “при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах следует исходить из того, что на основании п.1. ст. 5 НК РФ такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта”.

 Последним днем месячного срока с указанной даты является 30 января 2002 года. В соответствии со ст.240 Налогового кодекса налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год. Следовательно, принимая во внимание сказанное выше, очередной налоговый период по этому налогу наступит только 1 января 2003 года, а это, в свою очередь, означает, что положения статьи 10 Федерального закона № 198-ФЗ “О внесении дополнений и изменений в НК РФ и в некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах” о введении в действие данного Закона с 1 января 2002 года противоречат конституционным принципам налогообложения и не соответствуют конституционному понятию “законно установленного налога”.

Таким образом, Федеральный закон № 198-ФЗ от 31.12.2001 г. не может вступить в силу с 1 января 2002 года. Те положения этого Закона, которые вносят изменения в Федеральный закон № 148-ФЗ “О едином социальном налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности”, начали законно действовать с 1 апреля 2002 года, поскольку налоговым периодом по данному налогу признается квартал. Для положений, изменяющих главу 24 НК РФ (“ЕСН”) этот срок гораздо больше. В новой редакции глава в силу положений ст. 5 НК РФ может начать действовать только с 2003 года.

 

Пример №1

У организации в 2002 году налоговая база в среднем на одно физическое лицо (без учета работников, имеющих наибольшие доходы) составила:

Январь – 3000 руб.

Январь-февраль – 3500 руб.

Январь-март – 2500 руб.

Январь-апрель – 3100 руб.

Январь-май – 3200 руб.

Январь-июнь – 3000 руб.

Январь-июль – 2800 руб.

Январь-август – 2600 руб.

Январь-сентябрь – 2450 руб.

При данных условиях, до августа включительно, организация вправе использовать регрессивную шкалу налогообложения для работников, у которых налоговая база превысила 100000 рублей. Начиная с сентября и до конца 2002 года, организация не вправе применять регрессивную шкалу налогообложения.

Таким образом, вводится достаточно жесткое ограничение применения регрессивной шкалы в 2002 году. Ранее такое ограничение составляло 4200 рублей, но действовало только на тот период, когда налоговая база становилась менее 4200 рублей, а не до конца налогового периода, как это есть, начиная с 2002 года.

 

Серьезно изменилась с.243 “Порядок исчисления и сроки уплаты налога налогоплательщиками-работодателями”.

Упростилась ситуация с уплатой ежемесячных авансовых платежей – теперь они производятся не позднее 15 числа следующего месяца (без увязки с получением средств в банке на оплату труда). Как и прежде ежеквартально сдается форма в региональное отделение ФСС РФ.

Ежеквартально сдается и расчет по ЕСН за каждый период, а не ежемесячно, как это было в 2001 году. Расчет за отчетный период сдается до 20-числа месяца, следующего за отчетным периодом. В п.7 статьи определены взаимоотношения между налоговыми органами и органами Пенсионного фонда РФ по обмену документами, связанными с уплатой налога.

Пункт 8 статьи определил порядок уплаты налога обособленными подразделениями организации. Обязанности организации по уплате налога, а также по представлению налоговых расчетов и налоговых деклараций выполняют только обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, а также начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

 

Вместо ст.245 “Переходные положения” в главу 24 включена иная статья 245 “Обязанности исчисления и уплаты налога отдельными категориями налогоплательщиков”. Эта статья определила порядок уплаты налога министерствами и ведомствами РФ.

В условиях, когда налог на прибыль с 2002 года составляет 24%, а ставка единого социального налога – 35,6%, у организаций может возникнуть мысль о перенесении выплат за счет прибыли, поскольку эффект здесь якобы достигается в размере 11,6% от суммы выплат. На самом деле – это иллюзия. Проиллюстрируем это на примере.

Пример № 2

Расходы организации составляют 1000000 рублей. Необходимо выплатить премию работникам в размере 100000 рублей. Выплату можно произвести двумя путями:

-за счет расходов организации;

-за счет прибыли, остающейся в ее распоряжении.

Рассмотрим оба варианта.

1) Премия включается в расходы организации. Таким образом, возникает необходимость уплаты ЕСН. Прибыль при этом составила 200000 рублей. Расходы организации составят: 1000000 руб. + 135600 руб. (с учетом ЕСН). Налог на прибыль – 48000 руб. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации – 152000 руб.

2) Премия выплачивается из чистой прибыли. Расходы организации уменьшаются на 135600 руб. и соответственно возрастает налогооблагаемая прибыль на эту же сумму. Она составит 335600 руб. Налог на прибыль составит 80544 руб. Чистая прибыль составит 255056 руб. Но из этой суммы необходимо выплатить работникам 100000 руб., т.е. прибыль, направляемая на другие цели, составит 155056 руб.

Сравним два варианта. Во втором прибыль увеличилась на 3056 руб. В процентах это увеличение составит к чистой прибыли первого варианта 2,3% (3056: 152000) х 100%). Таков эффект от применения второго варианта. Кроме того, следует отметить, что во втором варианте мы лишаем работников накопительных взносов, приходящихся на эту сумму выплат. Определить эту сумму в абстрактном примере невозможно, поскольку это зависит от возраста работников.

Приказом МНС России от 27.12.2001 № БГ-3-05/573 утверждена новая форма налоговой декларации по единому социальному налогу. В целях реализации главы 24 “Единый социальный налог” НК РФ, утверждается Инструкция по заполнению налоговой декларации по единому социальному налогу. Новая форма декларации по ЕСН является общей для всех категорий налогоплательщиков, выступающих в качестве работодателей. Декларация представляется налогоплательщиками в территориальные инспекции МНС России не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

 

2.2 Пенсионная реформа 2002 года

В 2002 году началась радикальная реформа пенсионного обеспечения жителей России. Она коснулась, конечно же, и порядка уплаты единого социального налога. С 1 января 2002 года глава 24 Налогового кодекса должна применяться с учетом Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”. Указанный закон о пенсионном страховании вводит новый вид обязательного платежа – индивидуально возмездный обязательный платеж, который уплачивается в бюджет пенсионного фонда РФ (страховой взнос). При этом, страховой взнос не увеличивает для налогоплательщиков налоговое бремя, поскольку в совокупности страховой взнос и единый социальный налог, причитающийся Пенсионному фонду, и по прежнему составляет не более 28% от величины налоговой базы. Сумма, которая раньше направлялась в Пенсионный фонд, сейчас направляется в федеральный бюджет. Однако сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается на сумму начисленных страховых взносов в Пенсионный фонд.

С 1 января взносы в Пенсионный фонд выделены из состава единого социального налога, введены обязательные страховые взносы на страховую и накопительную часть трудовой пенсии. Это два совершенно самостоятельных доходных источника с самостоятельным порядком исчисления, уплаты и отчетностью. Это неналоговые платежи, не связанные ни с Налоговым кодексом РФ, ни со старой системой сбора страховых взносов.

Основные черты новой модели обязательного пенсионного страхования:

· Позволяет создать условия для партнерства поколений. В ней более молодые, работающие поколения всем объемом пенсионного налога и основной массой пенсионных взносов будут обеспечивать выплату пенсии нынешним пенсионерам и тем, кто будет выходить на пенсию в дальнейшем. И пенсии нынешним молодым людям, когда они достигнут пенсионного возраста, тоже в решающей мере финансироваться будут за счет взносов следующих поколений. Но в связи с прогнозируемым уменьшением в будущем числа работников по отношению к числу пенсионеров новая пенсионная модель будет включать в себя персонифицированный резерв для компенсации относительного падения доходов пенсионной системы при грядущем ухудшении демографической ситуации.

· Новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой моделью, в которой размер пенсии зависит от размеров заработной платы. Перераспределительную функцию играет только одна из частей пенсии, получившая название базовой. Она должна быть повышена до уровня прожиточного уровня пенсионера. Остальная же часть пенсии является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат или уплачиваемых пенсионных взносов.

· Зарплата учитывается в полном объеме и на протяжении всего трудового стажа. Ранее ЕСН в части пенсионных взносов составлял 28% и направлялся в Пенсионный фонд РФ. Сейчас же эту сумму поделили на 2 части (по 14%) и одну часть направляют в федеральный бюджет для финансирования базовых пенсий. Вторая часть в виде страховых взносов направляется в Пенсионный фонд. При этом взносы в ПФ РФ направляются раздельно на две части пенсий: на страховую часть трудовой пенсии и на накопительную часть трудовой пенсии. Мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1957 года рождения и старше не направляют средства на накопительную часть.

Базовая часть пенсии является минимальным гарантированным государством уровнем пенсии и выплачивается за счет средств федерального бюджета.

Страховые части пенсий определяются путем деления суммы расчетного пенсионного капитала пенсионера, учтенного по состоянию на день, с которого ему назначается пенсия, на количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости.

Для выплаты накопительной части пенсии учитываются средства, учтенные в специальной части индивидуального счет застрахованного. Размер накопительной части пенсии не ограничивается.

· Работающих пенсионеров уравняли в правах с неработающими. Так же, как и не работающим, пенсия им рассчитывается по ИКП с учетом среднего заработка за последний год работы или за любые пять трудовых лет. Очень важно, что при расчете пенсии работающим пенсионерам учитывается наличие иждивенцев.

Уплата страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) на обязательное пенсионное страхование осуществляется отдельными платежными поручениями по каждой из частей страховых взносов (на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии) в Пенсионный фонд РФ в сроки, установленные для уплаты единого социального налога (авансовых платежей по ЕСН).

Одновременно с органами Пенсионного фонда контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование будет осуществляться налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Сущность этого контроля заключается в том, что налоговые органы при одновременном получении от налогоплательщиков единого социального налога расчетов (деклараций) по единому социальному налогу и расчетов (деклараций) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование определяют исполнение обязанности налогоплательщиков по уплате платежей ЕСН в Пенсионный фонд за вычетом платежей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, произведенных налогоплательщиками.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что введение Закона “Об обязательном пенсионном страховании и внесение изменений в главу 24 НК РФ полностью разрушили едва устоявшийся за год порядок сбора единого социального налога по всем категориям налогоплательщиков. Проводимая реформа – это строительство новой пенсионной системы, которая в будущем сможет без социальных катаклизмов и повышения нагрузки на работающих обеспечить пенсионеров за счет их накопленных средств. Кроме того, накопительный элемент, то есть прямая зависимость размера пенсии от отчислений в пенсионную систему, приведет к тому, что люди выведут из “тени” свои реальные заработки, будут отчислять пенсионные взносы от реальной заработной платы, и доходная часть пополнится.

Заключение

Подводя итог всему вышесказанному следует отметить, что реально оценить все достоинства и недостатки единого социального налога на данном этапе пока невозможно – прошло слишком мало времени. Да, он решил ряд проблем, касающихся социальной сферы, пенсионного обеспечения, но и много вопросов появилось в связи с его введением, которые требуют своего решения. Хотя этот налог введен достаточно недавно, у него уже появились и свои сторонники, и свои недоброжелатели.

Отдельно нужно сказать о ставке единого социального налога, применяемой в Российской Федерации. Несомненно, нужно добиться ее снижения, и привести ставку ЕСН к приемлемому европейскому уровню. Но резкое снижение невозможно, ибо тогда разрушится и та существующая скромная система социальных гарантий. Следовательно, нужен эволюционный характер реформы. При этом, главным образом, за счет собираемых налогов и за счет сокращения расходов на сборы самих налогов. Уже сейчас в Правительстве РФ задумываются о том, чтобы с 2004 года добиться постепенного снижения ставки единого социального налога на 2-3% в год, чтобы к 2006 году она составляла не более 30%.

Особо следует отметить и нынешнее состояние налогового законодательства в Российской Федерации. Анализ налоговой системы на данном этапе ее развития позволяет сделать вывод, что в том состоянии, в котором она находится сейчас ее можно определить как сочетание различных видов платежей и процедур их определения, внутренне не гармонизированных между собой и ставших предметом частых законодательных изменений, уточнений и поправок, которые порой противоречат друг другу. Новые задачи накладываются на серьезные трудности, которые испытывают в настоящее время налоговые органы и налогоплательщики в связи с принятием новых законов, касающихся налогообложения, введением поправок и дополнений в Налоговый кодекс РФ. Время покажет целесообразность этих шагов в условиях перехода России к рыночной экономике.

 


Литература

 

1. Донин Ю. Л. “Единый социальный налог в 2002 году” //Бух.1С, №2 (14) 2002

2. Шишкин В.Ю.”ЕСН и страховые взносы в ПФР РФ: как применять регрессивную шкалу ставок в 2002 году” // Главбух, №6, 2002.

3. “Налогоплательщики дружно невзлюбили ЕСН” // Главбух №6, 2002

4. Колесников В.Н. “Единый социальный налог: что было, что есть, что будет…” // КоммерсантЪ, №37, 2002.

5. Яхонтова Г. “Налог, который больше, чем налог” //Липецкие извести, №4, 2002.

6. Камышан В. А. “Социальный налог: вводить или не вводить?” // КоммерсантЪ, №229, 2001.

7. “В 2002 год с новыми налогами?” // Вести Гаранта, №№ 12-13, 2002.

8. Дмитриев М. Э. “Приоритетные направления реформирования социальной сферы в современных условиях” //Страна.ru, № 47, 2001.

9. Дон С., Михайлов А. “Нужен единый социальный налог” // Ведомости, 21.09.1999.

10. Колесников А. С. “МНС РФ готовится к введению ЕСН” // Финансы, №11, 2000.

11. Гук С. "Налоговые поправки или Бег на месте", "Время МН", №227, 15.12.2001,

12. Котова Л.А. “Комментарий к главе 24 части второй НК РФ “Единый социальный налог” // Бухгалтерский бюллетень, №5, 2002

13. Криксунова Н. В. “О едином социальном налоге” // Налоговый вестник, №10, 2000.

14. Морозова Ж.А., Ильин М. В. “Исчисление и уплата ЕСН организациями” Главбух, №4, 2001.

15. Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса).

16. Налоговый кодекс РФ.

17.. Соколов А. В. “Как уменьшить единый социальный налог” // Главбух, №8, 2001.

18. Смирнова С. А. “Исчисление и уплата единого социального налога в соответствии с НК РФ” // Налоги

19. “Информационное сообщение о поступлении налогов и сборов, контролируемых МНС России в федеральный бюджет в 2001 году” // Новости МНС, 2002

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ                                                                                                                       2

Введение                                                                                                                                  3

ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА, ЕГО СУЩНОСТЬ 5

1. Экономические предпосылки введения единого социального налога                5

2.Сущность Единого социального налога                                                                      8

3. Метод снижения ЕСН                                                                                                     10

ГЛАВА 3. ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ В 2002 ГОДУ                                15

1. Законно ли введение в действие Федерального закона № 198-ФЗ?                       15

2. Изменения ЕСН по сравнению с 2001 годом                                                              18

2.1. Изменение основных элементов налога по сравнению с НК РФ 2001 года          18

2.2 Пенсионная реформа 2002 года                                                                                    24

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ВВЕДЕНИЕМ ЕСН                                28

Заключение                                                                                                                          33

Литература                                                                                                                            34


Введение

 

Налоги являются одним из главных источников формирования доходов государства. Их место в жизнедеятельности общества, жестко-принудительный механизм поступления потребовали выработки основных принципов формирования налоговой системы. Создание стабильной налоговой системы – основной принцип государственной политики России в области налогообложения. В связи с этим вопросы правого регулирования налогообложения относятся к числу наиболее актуальных в экономической и социальной жизни российского государства. Это обусловлено новыми явлениями в экономике России, ее нацеленностью на рыночные отношения, где управление народным хозяйством требует активного исполнения инструментов финансового механизма, в частности налогов.

Налоги – один из древнейших экономических инструментов в обществе. Они могут использоваться для регулирования производства, стимулирования развития определенных отраслей, возможно регулирование потр<


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.