Проблемы и пути совершенствования лизинга — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Проблемы и пути совершенствования лизинга

2019-08-04 160
Проблемы и пути совершенствования лизинга 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пожалуй, впервые в современной отечественной истории термин “lease”, производным от которого является лизинг, в контексте с понятием “кредит” стал употребляться в нашей стране 63 года назад. Тогда в экстремальных условиях Второй Мировой войны началась уникальная по масштабам проведения и значимости операция межгосударственного лизинга – “ленд-лиз”1.

Лизинговые операции имели место в СССР в конце 60-х – начале 70-х годов. Это были относительно небольшие по количеству контракты, предусматривающие аренду станков, кузнечно-прессового, энергетического, транспортного оборудования, вычислительной техники, морских судов, авиатехники, грузового автотранспорта (тягачи, рефрижераторы, полуприцепы). В названии этих контрактов зарубежные фирмы и их партнеры в нашей стране – В/О “Автоэкспорт”, объединения “Совтрансавто”, В/О “Трактороэкспорт”, Аэрофлот и другие стали применять понятие “лизинг”.

Изучением зарубежного и отечественного опыта в лизинговых операциях в 80-е годы занимался Научно-исследовательский институт материально-технического снабжения при Госснабе СССР, а точнее - его Ленинградское отделение, которое возглавлял В.Н. Голощапов, впоследствии ставший руководителем компании “Балтийский лизинг” и ассоциации “Рослизинг”.

Таким образом, можно по существенным и хронологическим принципам установить четырехэтапную периодизацию отечественного лизинга. При этом первый этап продолжался до окончания 80-х годов и характеризуется государственным финансированием и активным государственным управлением лизинга.

Чуть более пятнадцати лет назад, в конце 80-х годов, с развитием арендных форм хозяйствования в стране начался второй этап развития лизинговых отношений. Предприятия получили право зарабатывать и самостоятельно использовать валютные средства. В это время был дан определенный импульс созданию лизинговых компаний. Так, в 1988 году было образовано совместное советско-финское лизинговое предприятие СП “Арендмаш” по сдаче в аренду строительной техники инофирмам, работающим в СССР. В том же году было создано, а с 1989 года стало действовать АО “Совфинтрейд”, в уставе которого предусматривалось проведение лизинговых операций. В конце 1989 года для проведения лизинга на условиях “бербоут-чартер” (наема морского судна без экипажа) была образована компания “Рыбкомфлот”.

Третий этап развития отечественного лизинга начался во второй половине 1994 г. с принятием указа Президента № 1929. Тогда, десять лет назад в нашей стране действовали около трех десятков лизингодателей. В октябре 1994 года пятнадцать из них решили создать ассоциацию “Рослизинг”. Через год их стало 19. А на рынок лизинговых услуг выходили все новые и новые лизингодатели. Такие крупные российские лизинговые компании, как “ЛК Лизинг”, “Интеррослизинг”, “РТК-Лизинг”, сформировались и начали активно работать несколько позднее - в 1995-1997 годах. Стоящие за этими компаниями мощные финансово-промышленные структуры в течение нескольких лет внимательно присматривались к возможностям российского лизинга. Когда они уверовали в его успешную будущность, то создали по-хорошему амбициозные лизинговые компании с высококвалифицированным персоналом, способные эффективно решать проблемы технического перевооружения крупных предприятий, входящих в финансово-промышленные группы, учредившие эти лизинговые компании.

В течение третьего этапа отечественного лизингостроения были приняты чрезвычайно важные законодательные и нормативно-правовые акты: часть вторая Гражданского кодекса, включающая главу 34 “Аренда” (с параграфом 6 “Финансовая аренда (лизинг)”, постановления Правительства РФ от 29 июня 1995 года № 633 “О развитии лизинга в инвестиционной деятельности” и от 27 июня 1996 года № 752 “О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации”, в которых были закреплены основные правовые условия ведения лизинга в стране и предоставлены, наверное, самые значимые в мире преференции участникам лизинговых операций.

В начале сентября 1996 г. Комиссией при Министерстве экономики Российской Федерации были выданы первые 17 лицензий на право осуществления лизинговой деятельности. С февраля 1997 г. лицензии стали выдавать не только компаниям-резидентам, но и нерезидентам. За 5,5 лет, в течение которых действовал механизм лицензирования, лицензии получили более 2,5 тыс. компаний. Правда, в настоящее время на рынке активно представлены порядка двухсот.

В 1996 г. по оценке Минэкономики России в объеме инвестиций в основной капитал лизинговые операции составляли 1%. Этот показатель соответствовал 630 млн. долл. (годом раньше - 200 млн. долл.). Для сравнения отметим, что в 2003 г. удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций в стране превысил 6%. Однако за 2004 г. этот показатель уже составил только 1% (см. приложение).

Третий этап включил в себя и наиболее трудный период – банковский кризис 1998 года, и появление первой неудачной версии Федерального закона “О лизинге”. В то же время лизинг в России продолжал развиваться и к 2002 г. объемы ежегодно заключаемых договоров лизинга достигли 2 млрд. долл.

Четвертый этап начался с вступления в силу в 2002 году 25-й главы Налогового кодекса, новой редакции Федерального закона “О финансовой аренде (лизинге)”, которые оказали более чем существенное влияние на формирование правового поля для лизинга в России.

За последние несколько лет российский лизинг действительно шагнул вперед. Это наглядно подтверждают результаты ежегодно проводимых аналитических исследований ситуации на рынке лизинговых услуг страны.

2003 г. стал одним из наиболее удачных для развития лизингового бизнеса в Российской Федерации. Были достигнуты самые высокие темпы роста в отрасли. Прирост по сравнению с предыдущим 2002 годом составил почти 70%. Это определялось рядом факторов, в том числе явно наметившейся в России тенденцией к экономической стабилизации; произошедшими в последние два года изменениями в законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих лизинг; улучшением финансового положения многих российских предприятий; увеличившейся потребностью предприятий в обновлении основных производственных фондов; осознании лизинга как одного из наиболее эффективных способов реализации инвестиционных проектов за счет предоставляемых на федеральном и региональном уровнях льгот и преференций; сокращением стоимости кредитных ресурсов и увеличением сроков кредитования; расширением объемов и направлений заимствований за рубежом с участием агентств по страхованию экспортно-импортных операций, а также других факторов, стимулирующих всплеск лизинговой активности в стране.

Общая стоимость заключенных в России договоров лизинга в 2003 году соответствовала в пересчете 3221 млн. евро. Это означает, что удельный вес всего российского лизинга в общеевропейском составил 1,63% против 1,2% в предыдущем году.

В большинстве случаев лизинговые компании создаются юридическими лицами (более 40%) и банками (более 25%), реже физическими лицами (15%) и иностранными инвесторами (3%). Более 70% инвестиций приходятся на Европейскую часть России, на долю Урала и Западной Сибири приходится около 15%, а на Дальний Восток - менее 10%.

В такой же пропорции распределяется и региональное расположение лизинговых компаний, причем около 40% от их общего числа находится в Москве. Наиболее значительных объемов достиг лизинг промышленного и технологического оборудования. Наибольшее количество лизингополучателей работает в следующих сферах: типографские услуги, пищевая промышленность, переработка сельскохозяйственной продукции, химическая продукция, пластики и полимеры, упаковка и бумага. Срок лизинга, как правило, составляет от двух до пяти лет, что обусловлено условиями привлечения ресурсов, сроком ускоренной амортизации имущества и потребностями большинства лизингополучателей.

По существующей в настоящее время статистике большинство лизинговых компаний работает используя заемные средства - это, в основном, товарные кредиты поставщиков, средства банков-учредителей и государственные средства. В значительно меньшей степени используются средства несвязанных банков и собственные средства. Российские лизингодатели крайне редко имеют доступ к дешевым финансовым ресурсам иностранных инвесторов, что увеличивает стоимость их услуг для лизингополучателей.

По прогнозам, динамика роста лизинговой индустрии в ближайшее время будет составлять ежегодно не менее 28-29%. Это означает, что в 2005 г. в Российской Федерации удастся достигнуть уровня, как минимум 6000 млн. долл. При этом удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций в стране должен был повыситься с 6,1% до 7,3% - 8,7%. Однако, уже сейчас можно говорить о несостоятельности этого прогноза.

Вместе с тем динамичное развитие рынка лизинговых услуг в нашей стране возможно только в том случае, если законодатели, органы государственного управления, включая налоговые службы, с пониманием отнесутся к особенностям и специфике лизингового бизнеса. В частности, лизинговые операции предполагают, что хорошо работающая лизинговая компания осуществляет постоянные заимствования. В этом одна из основных составляющих ее бизнеса как финансового посредника. В недавно принятом определении Конституционного суда Российской Федерации, которое датируется от 8 апреля 2004 г., № 169-О, предусматривается, что зачет налога на добавленную стоимость может быть осуществлен только после выплаты заемщиком соответствующей суммы долга. Такой подход сам по себе, к тому же нечетко прописанный, для лизингового бизнеса крайне опасен. На слуху соображения руководителей некоторых компаний, что лизинг подорожает для клиентов на 30-40%, возможны другие негативные последствия. Наверное, все это с большим знаком минус для интересов страны.

В ряде регионов налоговые органы, руководствуясь определением Конституционного суда, поспешили потребовать от лизинговых компаний выплаты дополнительных сумм по НДС за последние 3 года, начиная с 2002 г., то есть задним числом. В то же время никаких изменений в 21-ю главу Налогового кодекса Российской Федерации (п. 2 ст. 171) внесено не было. Действующая в настоящее время норма закона не дает повода для подобной трактовки. Более того, в соответствии со ст. 807 Гражданского кодекса РФ, по договору займа одна сторона передает другой стороне в собственность деньги и другие вещи. В таком случае хозяйствующий субъект как собственник принадлежащего ему имущества вправе самостоятельно распорядиться своей собственностью.

Торгово-промышленная палата, ряд лизинговых компаний обратились в различные органы государственной власти, в Минфин с просьбой разъяснить, что же ожидает лизинговый бизнес в нашей стране в ближайшей и долгосрочной перспективе и как будет трактоваться налоговыми органами определение Конституционного суда для лизинговых компаний. Предприняло попытку обратиться в Конституционный суд и Правительство Российской Федерации. В СМИ сообщалось (“Ведомости” от 6 октября 2004), что вице-премьер Александр Жуков писал суду, что это решение может привести “к весьма значительному отвлечению оборотных средств” и “дестабилизации рыночных отношений в российской экономике”. Однако через день правительство отозвало свой запрос (наверное, чтобы не оказывать давления на высший судебный орган страны). 30 сентября министр финансов выразил надежду, что КС разъяснит, как применять его определение на практике. Сообщается, что состоявшийся в тот же день пленум КС отказался рассматривать запрос, направленный объединениями предпринимателей, так как счел их ненадлежащими заявителями. Высказывается предположение, что КС решил подождать, “что официально заявит правительство и покажет арбитражная практика”.

Проблемы с НДС существовали и с международным лизингом — это двойной НДС. НДС начислялся как на стоимость импортируемого оборудования, так и на лизинговые платежи. Если НДС, уплаченный при ввозе в РФ, подлежит вычету, то НДС на лизинговые платежи удерживается лизингодателем как налоговым агентом и вычету не подлежит, т.к. плательщиком налога является лизингодатель-нерезидент. Однако эта проблема исчезла с принятием Таможенного кодекса.

Исключение — лизинг наземных автотранспортных средств, т.к. в этом случае услуга считается предоставленной вне территории РФ (ст. 148 НК РФ) в отношении НДС. Это означает, что международный лизинг товаров, не упомянутых как исключение в этой статье, практически экономически нецелесообразен, и можно говорить только о лизинге внутри страны.

Известно, что одной из основных проблем сделок по лизингу является задача максимального снижения рисков при ее реализации. Поскольку законодательство далеко от совершенства, то в последнее время стали разрабатываться специальные лизинговые схемы. Разберем одну из них.

Описание схемы

В схеме участвуют компании с условными названиями "Инвестор" и "Получатель инвестиций" и два посредника - банк и лизинговая компания.

Компания "Инвестор" готова вложить свои средства в высокорентабельный проект, осуществляемый фирмой "Получатель инвестиций". "Получателю инвестиций" средства нужны для приобретения оборудования, однако "Инвестор" готов их предоставить для покупки только части необходимого оборудования.

Прежде всего компании "Инвестор" необходимо установить фактический контроль над фирмой "Получатель инвестиций", например путем покупки доли в уставном капитале фирмы. Далее "Инвестор" размещает вкладываемые средства на депозит в банке. После этого банк выдает кредит лизинговой компании на покупку у какого-нибудь поставщика требуемого оборудования. "Инвестор" договаривается с банком и лизинговой компанией о том, чтобы деньги на депозите и приобретаемые основные средства служили обеспечением кредита, выдаваемого банком. Поэтому банк предоставляет "Инвестору" "финансовое плечо", выдав лизинговой компании кредит на сумму больше, чем размер депозита (далее превышение кредита над депозитом мы и будем называть "финансовым плечом"). Приобретенное оборудование лизинговая компания передает "Получателю инвестиций" в лизинг.

В установленные договором лизинга сроки "Получатель инвестиций" выплачивает лизинговой компании лизинговые платежи. Они состоят из вознаграждения лизинговой компании, компенсации стоимости оборудования (в размере ускоренной амортизации), процентов по кредиту, полученному лизинговой компанией от банка, и налога на имущество, который лизинговая компания уплачивает со среднегодовой остаточной стоимости оборудования. За пользование кредитом лизинговая компания перечисляет проценты банку. Банк выплачивает "Инвестору" проценты по депозиту.

Вознаграждение посредникам

Вознаграждение банка за участие в схеме должно не только покрывать его издержки по обслуживанию схемы, но и давать ему бонус.

Расходы, связанные с участием в схеме, можно разделить на издержки по отвлечению средств на обязательное депонирование в Центробанке по привлеченным депозитам и операционные издержки.

Размер обязательного депонирования сейчас составляет 10% от суммы привлеченного депозита. Таким образом, сумму в размере 10% от депозита, размещенного "Инвестором", банк должен будет депонировать в Центробанке вместо того, чтобы выдать ее какой-нибудь фирме в кредит и получать соответствующие проценты. Если средняя ставка процентов, по которой банк обычно выдает кредиты, составляет около 23%, то упущенная выгода банка будет равна примерно 2,3% от размера депозита в год.

Вторая составляющая расходов банка на проведение схемы - операционные издержки: их размер индивидуален для каждого банка, но в среднем составляет

1% от суммы депозита в год.

Размер бонуса банка будет зависеть от суммы сделки. Практика показывает, что общее вознаграждение банка может составить от 4 до 6% в год от суммы депозита "Инвестора" и взиматься за счет разницы в процентных ставках по выданному лизинговой компании кредиту и привлеченному от "Инвестора" депозиту.

Сумма процентов, которые уплачивает лизинговая компания по кредиту (ПК), состоит из следующих компонентов:

 

ПК = ПД + ВБ + ПФ,

 

где ПД - проценты по депозиту; ВБ - вознаграждение банка; ПФ - проценты, начисляемые на сумму "финансового плеча".

Вознаграждение лизинговой компании, как правило, определяется исходя из остаточной стоимости предмета лизинга и составляет обычно около 3% в год. Однако следует отметить, что согласно действующему законодательству лизинговая деятельность не подлежит лицензированию. Поэтому в качестве лизинговой компании может выступить специально созданная фирма, скрыто аффилированная (то есть неявно зависимая) с участниками сделки. В таком случае вознаграждение, выплачиваемое лизинговой компании "Получателем инвестиций", фактически будет являться внутрихолдинговым платежом, поэтому не будет относиться к затратам на осуществление схемы.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.