Социальные последствия лженауки — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Социальные последствия лженауки

2019-08-04 46
Социальные последствия лженауки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Социальные последствия лженауки особо разрушительны. Сформулируем главное из них:

Социальная опасность лженауки состоит в том, что она, иногда необратимо, блокирует развитие неустранимо важных направлений науки, управления государством и форм общественных отношений.

Например, лысенковщина на долгие годы сделала невозможным обсуждение обратных связей с окружающей средой при анализе возникновения и эволюции жизни. Но в природе невозможны процессы без таких обратных связей.

Важнейшую, сугубо научную проблему поисков внеземных цивилизаций дискредитируют любители "летающих тарелок", НЛО и женщины, забеременевшие, якобы, от инопланетян. Аналогичное проявляется в повседневной жизни, когда необходимо вмешательство врача, но люди обращаются к лженаучным знахарям и гибнут.

Другой класс примеров социальных последствий лженауки связан с общественными процессами.

Научные работы середины XIX века стали основой узких специализаций современных наук. Но их конкретные результаты за это время были многократно уточнены. В общественных науках по политическим причинам такое оказалось под запретом. В результате, например, современный "коммунизм" превратился в лженауку. Он дискредитирует разработки жизненно необходимых научных идеологий и социальных программ. В результате на первый план выходят религиозные организации, как традиционные, так и порядка 300 "научных религий-сект". В некоторых из них практикуются даже акты самоуничтожения. Грозные примеры использования религиозной сектой боевого отравляющего вещества - зарина - в метро Токио, разрушение религиозными фанатиками Всемирного торгового центра в Нью-Йорке являются вызовом всему человечеству, предупреждающим об опасностях религий.

Ещё одна группа социальных последствий лженауки тесно связана с тем, что она дискредитирует разумную политику и политиков, а также демократию. Лженаука становится важнейшим средством для того, чтобы заставить людей в условиях свободы выбрать для себя самоубийственные пути развития, навязываемые им отдельными социальными группами и их руководителями.

В течение длительного времени наука слишком снисходительно относилась к лженауке. Дальше так продолжаться не может. Лженаука становится опасной как для науки, так и для общества. Вакханалия паранаучного бреда, увы, начинает сказываться на высших эшелонах власти: начинается сращивание чиновничества, представляющего высшие органы власти страны, с лженаукой. Есть немало прекрасных иллюстраций на этот счёт. В конце 80-х годов на экраны телевизоров пробились Чумак и Кашпировский. Но ведь в те годы телевидение контролировалось государством! Это означает, что чудотворцы появились на экранах с согласия высших чиновников. Так проверялась возможность воздействия на общественное сознание. Между тем господа чиновники при желании могли бы узнать, что, по крайней мере, г-н Чумак не оригинален: трюк с "зарядкой" воды еще в начале XX века разоблачил американский физик Роберт Вуд.


Заключение

 

В последние годы Российская Академия наук поставила проблему борьбы с лженаукой и создала для этого в своем составе представительную Комиссию по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при Президиуме РАН. Лженаука и создаваемые ею проблемы действительно существуют. Они наносят заметный материальный и моральный ущерб как науке, так и человеческому обществу в целом. Немалому количеству активных инженеров и научных работников не на что опереться в публикациях научных и научно-популярных журналов, и они становятся пропагандистами "летающих тарелок", "парапсихологии", "энергоинформационного обмена" и проч. Несомненно, что недооценивать разрушительные для общества и науки последствия лженауки недопустимо. Лженаука даже в единичных случаях не должна вытеснять науку в свою пользу.

Конечно, нельзя препятствовать естественному желанию человека понять истинную сущность мироздания, постичь тайны бытия, из-за чего у общества и возникает интерес к различным паранормальным, не вписывающимся в рамки нашего обыденного сознания явлениям. Этому способствовал и колоссальный прирост знания, который произошел за последние сто лет, поэтому современному человеку сложно сосредоточиться на той или иной области науки, а также сознавать смысл постоянно растущего потока новых научных открытий. Но вместе с тем полезно помнить, что подлинное образование должно исходить из изучения подлинных фактов, подтвержденных неоспоримыми доказательствами и аргументами. Так что стоит, скорее всего, приблизиться к истинной науке, а псевдонаучные тенденции оставить в стороне. Пока…

 


Литература

1. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов – 5-е изд., перераб. и доп. – М.:Высшая школа, 2003. – 37 с.

2. Гудинг Д., Леннокс Дж. Мировоззрение. Для чего мы живем и каково наше место в мире. Пер. с англ. /Под общ. Ред. Т.В. Барчуновой. – Ярославль: ТФ "Норд" 2001. – 9 с.

3. Каку Мичио. Параллельные миры: Об устройстве мироздания, высших измерениях и будущем космоса / Перев. с англ. – М.: ООО Издательство "София", 2008. – 157-160 с.

4. Петровский А.В. Психология и время. – СПб.: Питер, 2007. – 268-269 с., 274-275 с.

5. Кругляков Э.П. Почему опасна лженаука. - "Наука и жизнь" 2002 г, № 3 Сб. ст. "В защиту Разума", РГО, 2003 г. http://atheismru.narod.ru/authors01/krugljakov.htm

6. ГАИШ. О лженауке, ее последствиях и об ошибках в науке. "Научная сеть". http://nature.web.ru/db/msg.html?mid=1193243

7. Соловьев Ю.И. История химии. Развитие химии с древнейших времен до конца XIX века. Пособие для учителей. Изд. 2-е. М., Просвещение, 1983. Часть I, глава 1 (Алхимия).

8. Википедия. Свободная энциклопедия. Псевдонаука.

9. Керов В.В. Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века: учеб. пособие. – М.: Астрель: АСТ, 2009. – 841 с.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.