Особенности маркетинговой деятельности вузов в условиях рынка — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности маркетинговой деятельности вузов в условиях рынка

2019-08-04 155
Особенности маркетинговой деятельности вузов в условиях рынка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Перемены в экономической жизни нашей страны затрагивают все области человеческой жизнедеятельности. Особенно это касается образования. Уходит в прошлое стандартизованное понятие «бесплатного высшего образования», изменяются запросы потребителей образовательных услуг.

В настоящее время существует широкое разнообразие форм и методов платного обучения, рассчитанное на различные уровни требований слушателей, базового образования, дохода. В какой мере предлагаемые услуги соответствуют требованиям потребителей? Ответ на этот вопрос определяет спрос на образовательные услуги, а следовательно, и финансовый успех негосударственных учебных заведений. Учитывая возрастающую конкуренцию на рынке образовательных услуг, для оценки потенциального спроса следует обратиться к маркетинговым способам исследования рынка.

Поэтому в сфере образования маркетинговые и рыночные инструменты управления используются в недостаточной степени. Однако проблема актуальности применения маркетинга в области образования вызывает огромный интерес. Реальная жизненная практика, опыт деятельности процветающих образовательных учреждений наглядно демонстрируют, что надежным залогом успешной деятельности образовательного учреждения в условиях рынка является использование маркетингового подхода в управлении своей деятельностью, в частности сбытом и продвижением услуг.

Вместе с развитием в стране обучающих структур и технологий происходит и эволюция маркетинга как вида деятельности, направленной на удовлетворение нужд, потребностей и запросов людей в данной сфере. На рынке образовательных услуг можно получить среднее профессиональное образование, пройти переподготовку или дополнительные курсы, но особое внимание, в первую очередь, следует уделить высшим учебным заведениям.

Между тем мир вступает в новую эру – информационную, в которой самыми ликвидными товарами становятся информация и технологии. Их создание – прерогатива стран-лидеров, а реализация технологий и ноу-хау в конкретном продукте постепенно становится уделом аутсайдеров – развивающихся стран. На сегодня в Украине появился шанс вернуть себе утраченные позиции. Но для этого необходимо подготовить новое поколение граждан к эффективному существованию в новом мире. И, прежде всего, дать им надлежащее образование и возможность в течение всей жизни совершенствовать свои знания и навыки [1].

Проблема исследования – поиски путей и способов проведения маркетингового исследования в области образования.

Объект исследования – маркетинг в сфере образования.

Предмет исследования – процесс проведения маркетингового исследования и оценка интерпретации результатов.

Гипотеза исследования – если в качестве средства исследования использовать анкетирование, а в качестве формы реализации – информационный сайт, то анализ спроса на образовательные услуги даст возможность оценить перспективность специальности различных учебных заведений и соответственно сформировать учебную программу.

Целью исследования является разработка информационного сайта для телекоммуникации по заданной теме для проведения маркетинговых исследований к анализу проблем современного образования.

 

 


1. Маркетинг образования

1.1 Маркетинг высшего образования – основные понятия

 

Образование – новая, поисковая, перспективная сфера маркетинга. В последние десятилетия выявились в области образования две противоположные и вместе с тем связанные друг с другом тенденции. С одной стороны, образование в нашей жизни занимает высокое значение, так как в нём наше будущее. А с другой стороны, мы все наблюдаем его кризис. Что делать, если системы образования не поспевают за научно–техническим прогрессом? Если сегодня, как никогда, актуальность приобретает самообразование?

Поиск наиболее оптимальных вариантов обучения, а также привлечение обучающихся, работодателей и дотаций из государственного бюджета – вот что может помочь приобрести маркетинг в сфере образования. Так как вузы, формирующие и осуществляющие предложение образовательных услуг (ОУ) на рынок, играют решающую роль в становлении маркетинга в области образования, то в этой работе следует рассмотреть использование маркетингового подхода для решения проблем со стороны вузов.

Традиционными вопросами маркетинга образования являются:

1. Кого учить? То есть, на какого абитуриента ориентироваться, как проводить отбор, каков будет контингент обучающихся: те, у кого нет проблем с оплатой; те, кого легче обучать; те, кто способен быстро «выучить и сдать» пройденный материал.

2. Зачем и чему учить? При решении этого вопроса устанавливаются цели и средства образовательного процесса, определяются оптимальные соотношения между общекультурными, фундаментальными и специальными знаниями.

3. Сколько учить? Предстоит выбрать, в каких случаях целесообразно уменьшать или увеличивать сроки обучения, использовать принцип экстерна, многоступенчатый подход к образованию.

4. Где учить? Имеется в виду выбор типа образовательного учреждения, с учётом места его расположения.

5. Как учить? Здесь вопрос распадается на три: форму обучения, технологию обучения, технологию контроля и оценки.

6. Кто будет учить? Делается выбор: опытный преподаватель, консультант, научный сотрудник, аспирант, специалист–практик, коллега по обучению.

7. С помощью чего учить? Определяются типы и направления использования учебно-методических средств.

Необходимо отметить, что подобную деятельность многих вузов с большой натяжкой можно назвать маркетингом, поскольку проводится она зачастую спонтанно без продуманной стратегии и основывается на энтузиазме отдельных личностей или групп. И это не удивительно, ведь даже на родине маркетинга в США основной целью маркетинга многих вузов считается работа по привлечению новых студентов (enrollment), о чем можно судить по тематике докладов на ежегодных симпозиумах по маркетингу высшего образования, проводимых уже 12 лет Американской маркетинговой ассоциацией. Поэтому и представляется интересным кратко охарактеризовать основные понятия маркетинга высшего образования, уже наметившиеся в этой области тенденции, как в Украине, так и в мире вообще.

К основным достижениям последнего десятилетия 20 века в маркетинге высшего образования можно отнести определение продукта вуза, его потребителей, покупателей и целевых аудиторий, а также осознание необходимости стратегического подхода к маркетинговой деятельности. Всем известный термин «образовательные услуги» включает целый комплекс продуктов и услуг, предоставляемых вузом в рамках его образовательных программ. Образовательная программа – это комплекс образовательных услуг, нацеленный на изменение образовательного уровня и / или профессиональной подготовки потребителя и обеспеченный соответствующими ресурсами образовательной организации.

Образовательная программа и есть тот товар, с которым вуз выходит на рынок. Точнее, на рынки. Ведь свои образовательные программы вуз предлагает как их непосредственным потребителям – студентам и слушателям, так и опосредованно, через своих выпускников, рынку труда и государственным органам. Таким образом, к потребителям образовательных услуг вуза можно отнести с одной стороны студентов / слушателей, а с другой компании и организации. Именно их потребности стремится удовлетворить вуз. Еще одним важным потребителем образовательных программ является общество, чаще всего представленное государством, устанавливающее свои требования и стандарты, ориентированные не только на подготовку профессиональной рабочей силы нужной квалификации, но и на удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

Стратегия маркетинговой деятельности вуза, как и любая маркетинговая стратегия, включает анализ сильных и слабых сторон вуза, возможностей и угроз рынка, конкурентов, их отличительных особенностей и на основе такого анализа формулирование собственных конкурентных преимуществ. Стратегия маркетинга образовательных услуг должна включать четкие определения целей и задач вуза, описание его потребителей и целевых аудиторий, а также процедур, конкурентных преимуществ образовательных программ вуза, с которыми он выходит на рынок.

 

1.2 Место и роль маркетингового исследования в маркетинге образования

 

Маркетинг в нашей стране появился в конце 80-х – начале 90-х годов. Маркетинг – это регулирование производства и сбыта продуктов и услуг для достижения целей фирмы на основе учета требований потребителей и условий, сложившихся на рынке. В настоящее время наличие службы маркетинга в любой организации стало рассматриваться как некий стандарт рыночного мышления современного руководителя.

И для сферы образования применение маркетинга представляется актуальным, научно обоснованным способом обеспечения успешной деятельности образовательного учреждения, так как внедрение маркетинга в область образования способно оказать благотворное воздействие, как на специалистов образования, так и на потребителей их продукции – абитуриентов, школьников, студентов, слушателей.

Лишь в некоторых вузах Украины есть структурное подразделение, занимающееся маркетингом, причем не маркетингом в целом, а лишь рекламой. Следовательно, можно сделать вывод, что пока что основное внимание в маркетинге образовательных учреждений уделяется только продвижению, в частности рекламе.

Учитывая, что маркетинговые исследования – основа для начала и формирования маркетинговой деятельности, то предпринимая различные маркетинговых подходы, нужно иметь хорошую и точную информацию о состоянии рынка, конкурентах, потребителях и т.д., т. к. одной интуиции явно не достаточно. К тому же необходимо создание информационных основ концепции управления всем образовательным учреждением. Таким образом, маркетинговые исследования – это основа для принятия управленческих решений.

Реализация функции маркетинговых исследований в образовательном учреждении напрямую зависит от философии образовательного учреждения, т.е. от того, пройден ли путь от бюрократии к клиентоориентированному подходу (по аналогии с ориентированным на потребителя поведением в сфере производства) в образовательном учреждении, а также от того, как маркетинговые исследования взаимосвязаны с процессом принятия решения в этом учреждении.

Здесь необходимо особо отметить, что элементы маркетинга являются своего рода буквами алфавита, а попытка выбросить из алфавита хотя бы одну букву сделает любую книгу плохо читаемой или вовсе непонятной. Точно так же отказ хотя бы от одного элемента маркетинга сделает его неэффективным, а порой и просто убыточным занятием. Следовательно, можно сделать вывод, что основными функциями маркетинга образования являются маркетинговые исследования и маркетинговые коммуникации. На книжном рынке книг, посвященных продвижению практически в два раза больше, чем книг, посвященных маркетинговым исследованиям. Что же касается книг по маркетингу образования, то они составляют порядка 1% от книг по маркетингу вообще. Причем на сегодняшний день практически не исследован вопрос о формировании системы показателей, характеризующих рынок образовательных услуг.

В связи со всем вышесказанным, хотелось бы подробнее остановиться на вопросе целесообразности использования маркетинговых исследований в области образования. В настоящее время образовательный комплекс работает в условиях рынка. Рынок образовательных услуг в Украине развивается очень бурно. В него вовлечены как государственные, так и негосударственные учебные заведения. Вместе с высокими темпами развития образовательного рынка, появления новых форм оказания образовательных услуг, определяющих надобность исследования, существуют два момента, усиливающие необходимость более глубокого изучения рынка образовательных услуг: это отставание Украины по количеству студентов и обострение конкуренции между ВУЗами и другими образовательными организациями. Такое положение говорит о необходимости разработки новых подходов и направлений совершенствования организационно–экономического механизма функционирования рассматриваемого рынка. Поэтому возникает научная и экономическая задача, имеющая важное народнохозяйственное значение – задача глубокого исследования современного этапа развития и тенденций на рынке образовательных услуг.

Для комплексного решения данной задачи, в целях обобщения большого объема работы по диагностике позиции образовательного учреждения, а также получения содержательной и наглядной картины состояния и тенденций развития образовательного учреждения и образовательного рынка, возможно использование метода SWOT-анализа.

В рамках SWOT-анализа необходимо осуществлять активное изучение внешних конкурентных преимуществ образовательного учреждения с помощью следующих методов:

– анализ потенциальных потребителей с целью сегментации по признакам, определяющим степень заинтересованности в образовательных услугах, отношения к ценам, ассортименту образовательных услуг, выявления целевых сегментов, их типологии, ранжирования по приоритетности освоения учебным заведением:

– мониторинг спроса на образовательные услуги: анкетирование на крупных и средних предприятиях, в техникумах, школах с целью выявления и анализа потребности в образовании, мотивации и эластичности предъявляемого спроса.

– опрос посетителей образовательного учреждения (например, посетителей Информационного центра).

– опрос посетителей выставок, посвященных теме образования.

– опрос посетителей Дней открытых дверей, проводящихся в образовательном учреждении.

– анализ социальных перемен с целью отслеживания емкости и динамики макрорынка образовательных услуг.

– анализ востребованности выпускников в разрезе специальностей:

– дифференцированное анкетирование студентов (о практической значимости учебных дисциплин, ассортименте пожеланий, проблемах трудоустройства, о том, как узнали о специальности и почему поступали в это образовательное учреждение) в разрезе: всех, работающих, выпускников настоящих и прошлых выпусков.

– изучение рынка труда с целью анализа ситуации на рынке труда, определения наиболее востребованных профессий, выявление требований предъявляемых работодателями к кандидатам:

– мониторинг рынка труда.

– опрос предприятий–работодателей.

– изучение конкурентной среды с целью лучшего позиционирования образовательного учреждения в системе аналогичных учреждений (на базе сегментации учебных заведений и определения нужного диапазона):

– мониторинг конкурентов с составлением карты конкурентных позиций.

– мониторинг конкурентов в части учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

– анализ рейтингов образовательных учреждений.

– анализ зарубежного и отечественного опыта на рынке образовательных услуг.

– анализ правовой базы (систематический и комплексный).

Изучение внутренних конкурентных преимуществ включает в себя:

– опрос профессорско-преподавательского состава с целью выявления отношения преподавателей к уровню образования в образовательном учреждении

– анализ эффективности маркетинговой деятельности образовательного учреждения

Результаты, полученные в ходе этих исследований, ложатся в основу SWOT – анализа, который помогает ответить на следующие вопросы:

– использует ли образовательное учреждение внутренние сильные стороны или отличительные преимущества в своей стратегии? Если образовательное учреждение не имеет отличительных преимуществ, какие из ее потенциальных сильных сторон могут ими стать?

– являются ли слабости образовательного учреждения его уязвимыми местами в конкуренции и / или они не дают возможности использовать определенные благоприятные обстоятельства? Какие слабости требуют корректировки, исходя из стратегических соображений?

– какие благоприятные обстоятельства дают образовательному учреждению реальные шансы на успех при использовании его квалификации и доступа к ресурсам? Сильные и слабые стороны фирмы делают ее лучше или хуже приспособленной к использованию благоприятных возможностей, чем у других фирм.

– какие угрозы должны наиболее беспокоить и какие стратегические действия необходимо предпринять образовательному учреждению для хорошей защиты?

При формировании стратегической перспективы образовательного учреждения особенно значимы сильные стороны, так как они являются основами стратегии и на них должно строиться достижение конкурентных преимуществ. В то же время хорошая стратегия требует вмешательства в слабые стороны. Особое значение имеет идентификация отличительных преимуществ компании. Это важно для формирования стратегии, так как:

– уникальные возможности дают образовательному учреждению шанс использовать рыночные благоприятные обстоятельства,

– создают конкурентные преимущества на рынке,

– потенциально могут быть краеугольными камнями стратегии.

Из этого можно вывести общее правило: образовательное учреждение должно накапливать свои конкурентные сильные стороны и защищать свои конкурентные слабости. И хотелось бы отметить, что исследование – инструмент для правильного их решения!

Физическая структура сайта

Для того чтобы организовать работу любого сайта необходимо определиться с его физической структурой, т.е. какие файлы в какой папке будут размещены, их тип и характеристики объема

Чтобы запустить сайт необходимо выполнить следующие действия:

· открыть папку с файлами сайта;

· запустить стартовый файл (смотри рисунок 1).

 

Рисунок 1 – Запуск информационного сайта

 


Рисунок 2 – Содержимое папки «buttons»

 

Рисунок 3 – Содержимое папки «img»

Рисунок 4 – Содержимое папки «teor»

 

После запуска информационного сайта будет запущена программа браузер (Internet Explorer, Opera, Netscape), которая будет отображать содержание веб-страниц. После открытия программой браузером страницы Index.htm в окне браузера вы увидите страницу «Теория» смотрите рис. 7.

 


Логическая структура сайта

Разработка сайта предусматривает также логическую структуру сайта, т.е. какие разделы или пункты будут размещены на сайте, их содержание, организация меню для навигации по сайту и прочее.

Разработанный сайт содержит в себе такие разделы:

· Общие сведения

· Маркетинг высшего образования – основные понятия

· Место и роль маркетингового исследования в образовании

· Особенности маркетинговой деятельности ВУЗов

· Изучение тенденций развития рынка труда

· Изучение конкуренции на рынке образовательных услуг

· Маркетинговые исследования поведения потребителей не рынке образовательных услуг

Слева область главного меню, которое состоит из пунктов:

· Об авторе

· Справка

· Теория

· Анкетирование

· Литература

· Поиск

 

Схема навигации

Главное меню присутствует на каждой странице, навигация осуществляется очень удобно для пользователя, так как он может вернуться на любой выбранный раздел вне зависимости от того на какой странице он сейчас находится.


 


Рисунок 5 – Страница «Об авторе»

 

При нажатии на кнопку «Справка» появляется раздел справки.


Рисунок 6 – Раздел «Справка»

 

В разделе «Справка», описано какие есть возможности. Дано описание как пользоваться информационным сайтом.

Для перехода в раздел обучения нужно щелкнуть по кнопке с надписью «Теория», после нажатия на этот пункт будет открыта страница с подменю. В этом подменю будут пункты, которые являются гиперссылками. По щелчку на гиперссылку будет открыта страница, соответствующая названию раздела смотри рис. 8.

Далее будут перечислены выборочные кадры подменю теоретического раздела. В экранных копиях невозможно показать некоторые веб-страницы целиком, так как содержимое страницы в программе браузере перемещается при помощи полосы прокрутки, будут приведены видимая часть страницы. Все страницы теоретического раздела имеют гиперссылки для перехода на предыдущую или следующую страницы, если таковые имеются.


Рисунок 7 – Раздел «Теория»

 

Рисунок 8 – Один из разделов теории

 


На рис. 8, в правом нижнем углу расположены стрелки влево и стрелка вправо . Эти стрелки являются гиперссылками, по щелчку на эти ссылки программа браузер будет открывать соответствующие страницы в теоретическом разделе.

При нажатии на кнопку «Анкетирование» перед пользователем будет открыта страница с анкетой.

 

Рисунок 9 – Раздел «Анкетирование»

 

На странице поиск можно осуществить поиск по ключевым словам или фразам (смотри рис. 10). Если слово найдено, ниже текстового поля будет список файлов, в которых найдено поисковое слово или фраза. Элементы списка являются гиперссылками, то есть по щелчку на ссылке, будет открыта страница на которой найдено поисковое слово или фраза.


Рисунок 7 – Страница «Поиск»

 

Заключение

 

В заключении необходимо отметить, что для сферы образования применение маркетинга представляется актуальным, научно обоснованным способом обеспечения успешной деятельности образовательного учреждения, так как внедрение маркетинга в область образования способно оказать благотворное воздействие, как на специалистов образования, так и на потребителей их продукции – абитуриентов, студентов, слушателей.

В курсовой работе предусмотрено два основных направления:

1. Поиск информации по заданной теме

2. Разработка информационного сайта для телекоммуникации.

При поиске информации в сети Internet было найдено множество сайтов, предоставляющих различную информацию по заданной теме. Так же автор использовал учебные издания. Были отобраны наиболее содержательные сайты, их адреса приведены в списке используемых источников.

Разработка информационного сайта для телекоммуникации предусматривала несколько аспектов:

ü разработка дизайна

ü разметка страниц

ü разработка структуры меню

ü способы навигации

ü информационное наполнение сайта

ü выбор типов и формы предоставления информации

ü корректное структурирование информации

Поставленные цели и задачи были полностью достигнуты: поиск и обработка теоретического материала; составление анкеты для исследования; разработка информационного сайта.

Общий размер сайта со всеми графическими материалами составил 1,3 МБ, размер любой отдельно взятой страницы (графического файла) не превышает 45 КБ, что дает неоспоримое преимущество перед любыми другими источниками. А в условиях стремительного развития мобильных технологий вообще становится просто необходимым качеством любого информационного ресурса.

 

 


Введение

 

Перемены в экономической жизни нашей страны затрагивают все области человеческой жизнедеятельности. Особенно это касается образования. Уходит в прошлое стандартизованное понятие «бесплатного высшего образования», изменяются запросы потребителей образовательных услуг.

В настоящее время существует широкое разнообразие форм и методов платного обучения, рассчитанное на различные уровни требований слушателей, базового образования, дохода. В какой мере предлагаемые услуги соответствуют требованиям потребителей? Ответ на этот вопрос определяет спрос на образовательные услуги, а следовательно, и финансовый успех негосударственных учебных заведений. Учитывая возрастающую конкуренцию на рынке образовательных услуг, для оценки потенциального спроса следует обратиться к маркетинговым способам исследования рынка.

Поэтому в сфере образования маркетинговые и рыночные инструменты управления используются в недостаточной степени. Однако проблема актуальности применения маркетинга в области образования вызывает огромный интерес. Реальная жизненная практика, опыт деятельности процветающих образовательных учреждений наглядно демонстрируют, что надежным залогом успешной деятельности образовательного учреждения в условиях рынка является использование маркетингового подхода в управлении своей деятельностью, в частности сбытом и продвижением услуг.

Вместе с развитием в стране обучающих структур и технологий происходит и эволюция маркетинга как вида деятельности, направленной на удовлетворение нужд, потребностей и запросов людей в данной сфере. На рынке образовательных услуг можно получить среднее профессиональное образование, пройти переподготовку или дополнительные курсы, но особое внимание, в первую очередь, следует уделить высшим учебным заведениям.

Между тем мир вступает в новую эру – информационную, в которой самыми ликвидными товарами становятся информация и технологии. Их создание – прерогатива стран-лидеров, а реализация технологий и ноу-хау в конкретном продукте постепенно становится уделом аутсайдеров – развивающихся стран. На сегодня в Украине появился шанс вернуть себе утраченные позиции. Но для этого необходимо подготовить новое поколение граждан к эффективному существованию в новом мире. И, прежде всего, дать им надлежащее образование и возможность в течение всей жизни совершенствовать свои знания и навыки [1].

Проблема исследования – поиски путей и способов проведения маркетингового исследования в области образования.

Объект исследования – маркетинг в сфере образования.

Предмет исследования – процесс проведения маркетингового исследования и оценка интерпретации результатов.

Гипотеза исследования – если в качестве средства исследования использовать анкетирование, а в качестве формы реализации – информационный сайт, то анализ спроса на образовательные услуги даст возможность оценить перспективность специальности различных учебных заведений и соответственно сформировать учебную программу.

Целью исследования является разработка информационного сайта для телекоммуникации по заданной теме для проведения маркетинговых исследований к анализу проблем современного образования.

 

 


1. Маркетинг образования

1.1 Маркетинг высшего образования – основные понятия

 

Образование – новая, поисковая, перспективная сфера маркетинга. В последние десятилетия выявились в области образования две противоположные и вместе с тем связанные друг с другом тенденции. С одной стороны, образование в нашей жизни занимает высокое значение, так как в нём наше будущее. А с другой стороны, мы все наблюдаем его кризис. Что делать, если системы образования не поспевают за научно–техническим прогрессом? Если сегодня, как никогда, актуальность приобретает самообразование?

Поиск наиболее оптимальных вариантов обучения, а также привлечение обучающихся, работодателей и дотаций из государственного бюджета – вот что может помочь приобрести маркетинг в сфере образования. Так как вузы, формирующие и осуществляющие предложение образовательных услуг (ОУ) на рынок, играют решающую роль в становлении маркетинга в области образования, то в этой работе следует рассмотреть использование маркетингового подхода для решения проблем со стороны вузов.

Традиционными вопросами маркетинга образования являются:

1. Кого учить? То есть, на какого абитуриента ориентироваться, как проводить отбор, каков будет контингент обучающихся: те, у кого нет проблем с оплатой; те, кого легче обучать; те, кто способен быстро «выучить и сдать» пройденный материал.

2. Зачем и чему учить? При решении этого вопроса устанавливаются цели и средства образовательного процесса, определяются оптимальные соотношения между общекультурными, фундаментальными и специальными знаниями.

3. Сколько учить? Предстоит выбрать, в каких случаях целесообразно уменьшать или увеличивать сроки обучения, использовать принцип экстерна, многоступенчатый подход к образованию.

4. Где учить? Имеется в виду выбор типа образовательного учреждения, с учётом места его расположения.

5. Как учить? Здесь вопрос распадается на три: форму обучения, технологию обучения, технологию контроля и оценки.

6. Кто будет учить? Делается выбор: опытный преподаватель, консультант, научный сотрудник, аспирант, специалист–практик, коллега по обучению.

7. С помощью чего учить? Определяются типы и направления использования учебно-методических средств.

Необходимо отметить, что подобную деятельность многих вузов с большой натяжкой можно назвать маркетингом, поскольку проводится она зачастую спонтанно без продуманной стратегии и основывается на энтузиазме отдельных личностей или групп. И это не удивительно, ведь даже на родине маркетинга в США основной целью маркетинга многих вузов считается работа по привлечению новых студентов (enrollment), о чем можно судить по тематике докладов на ежегодных симпозиумах по маркетингу высшего образования, проводимых уже 12 лет Американской маркетинговой ассоциацией. Поэтому и представляется интересным кратко охарактеризовать основные понятия маркетинга высшего образования, уже наметившиеся в этой области тенденции, как в Украине, так и в мире вообще.

К основным достижениям последнего десятилетия 20 века в маркетинге высшего образования можно отнести определение продукта вуза, его потребителей, покупателей и целевых аудиторий, а также осознание необходимости стратегического подхода к маркетинговой деятельности. Всем известный термин «образовательные услуги» включает целый комплекс продуктов и услуг, предоставляемых вузом в рамках его образовательных программ. Образовательная программа – это комплекс образовательных услуг, нацеленный на изменение образовательного уровня и / или профессиональной подготовки потребителя и обеспеченный соответствующими ресурсами образовательной организации.

Образовательная программа и есть тот товар, с которым вуз выходит на рынок. Точнее, на рынки. Ведь свои образовательные программы вуз предлагает как их непосредственным потребителям – студентам и слушателям, так и опосредованно, через своих выпускников, рынку труда и государственным органам. Таким образом, к потребителям образовательных услуг вуза можно отнести с одной стороны студентов / слушателей, а с другой компании и организации. Именно их потребности стремится удовлетворить вуз. Еще одним важным потребителем образовательных программ является общество, чаще всего представленное государством, устанавливающее свои требования и стандарты, ориентированные не только на подготовку профессиональной рабочей силы нужной квалификации, но и на удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

Стратегия маркетинговой деятельности вуза, как и любая маркетинговая стратегия, включает анализ сильных и слабых сторон вуза, возможностей и угроз рынка, конкурентов, их отличительных особенностей и на основе такого анализа формулирование собственных конкурентных преимуществ. Стратегия маркетинга образовательных услуг должна включать четкие определения целей и задач вуза, описание его потребителей и целевых аудиторий, а также процедур, конкурентных преимуществ образовательных программ вуза, с которыми он выходит на рынок.

 

1.2 Место и роль маркетингового исследования в маркетинге образования

 

Маркетинг в нашей стране появился в конце 80-х – начале 90-х годов. Маркетинг – это регулирование производства и сбыта продуктов и услуг для достижения целей фирмы на основе учета требований потребителей и условий, сложившихся на рынке. В настоящее время наличие службы маркетинга в любой организации стало рассматриваться как некий стандарт рыночного мышления современного руководителя.

И для сферы образования применение маркетинга представляется актуальным, научно обоснованным способом обеспечения успешной деятельности образовательного учреждения, так как внедрение маркетинга в область образования способно оказать благотворное воздействие, как на специалистов образования, так и на потребителей их продукции – абитуриентов, школьников, студентов, слушателей.

Лишь в некоторых вузах Украины есть структурное подразделение, занимающееся маркетингом, причем не маркетингом в целом, а лишь рекламой. Следовательно, можно сделать вывод, что пока что основное внимание в маркетинге образовательных учреждений уделяется только продвижению, в частности рекламе.

Учитывая, что маркетинговые исследования – основа для начала и формирования маркетинговой деятельности, то предпринимая различные маркетинговых подходы, нужно иметь хорошую и точную информацию о состоянии рынка, конкурентах, потребителях и т.д., т. к. одной интуиции явно не достаточно. К тому же необходимо создание информационных основ концепции управления всем образовательным учреждением. Таким образом, маркетинговые исследования – это основа для принятия управленческих решений.

Реализация функции маркетинговых исследований в образовательном учреждении напрямую зависит от философии образовательного учреждения, т.е. от того, пройден ли путь от бюрократии к клиентоориентированному подходу (по аналогии с ориентированным на потребителя поведением в сфере производства) в образовательном учреждении, а также от того, как маркетинговые исследования взаимосвязаны с процессом принятия решения в этом учреждении.

Здесь необходимо особо отметить, что элементы маркетинга являются своего рода буквами алфавита, а попытка выбросить из алфавита хотя бы одну букву сделает любую книгу плохо читаемой или вовсе непонятной. Точно так же отказ хотя бы от одного элемента маркетинга сделает его неэффективным, а порой и просто убыточным занятием. Следовательно, можно сделать вывод, что основными функциями маркетинга образования являются маркетинговые исследования и маркетинговые коммуникации. На книжном рынке книг, посвященных продвижению практически в два раза больше, чем книг, посвященных маркетинговым исследованиям. Что же касается книг по маркетингу образования, то они составляют порядка 1% от книг по маркетингу вообще. Причем на сегодняшний день практически не исследован вопрос о формировании системы показателей, характеризующих рынок образовательных услуг.

В связи со всем вышесказанным, хотелось бы подробнее остановиться на вопросе целесообразности использования маркетинговых исследований в области образования. В настоящее время образовательный комплекс работает в условиях рынка. Рынок образовательных услуг в Украине развивается оче


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.141 с.