Принципы организации финансовой системы. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Принципы организации финансовой системы.

2019-08-04 206
Принципы организации финансовой системы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1). Одинаковость воздействия внешних факторов на производителей и потребителей товаров.

2). Определенное равновесие финансовых инструментов (т.е. цен, процентных ставок, курсов и комиссий и т.д.)

3). Использование законодательных и нормативных актов для регулирования самостоятельных действий каждого из хозяйствующих субъектов.

4). Конкуренция как условие развития и регулятор экономических процессов. В результате этого преимущество получают наиболее эффективные производства.

6). Самофинансирование предпринимательской деятельности.

Бюджет - сложная экнономическая категория. Как экономическая категория, государственный бюджет представляет собой систему экономических отношений, складывающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда страны, предназначенного для удовлетворения общественных потребностей. Иными словами ¾ государственный бюджет ¾ это денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами в связи с созданием централизованных финансов, а также с распределением и перераспределением национального дохода, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий и учреждений, управления государством, укрепления обороноспособности страны и др.

Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением называются бюджетными. Специфика этих отношений, как составной части финансовых отношений, выражается в том, что они, во первых, возникают в фазе распределения общественного производства, и, во вторых, направлены на формирование, распределение и использование централизованных финансовых ресурсов.

Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Это обусловлено тем, что в руках государства постоянно должна концентрироваться часть национального дохода, необходимая для обеспечения расширенного воспроизводства в масштабах общества, удовлетворения экономических и социально-культурных потребностей граждан, покрытия общественных издержек управления, повышения обороноспособности страны. Бюджетные отношения органически связаны с функционированием государства, но вместе с тем эти отношения являются элементом базиса, а не надстройки. Бюджетные отношения ¾ это часть экономической структуры общества; их функционивраоние предопределяется тем, что для осуществления государством его функций объективно необходима материально-финансовая база. В процессе воспроизводства бюджетные отношеня получают соответствующую им материально-вещественную форму: они овеществляются в бюджетном фонде страны, включающем государственый бюджет, бюджет Автономной Республики Крым и местные бюджеты.

Выступая центральным звеном в общей системе государственного регулирования экономики, бюджет как категория отражает интересы конкретных классов и слоев населения, поскольку на нем лежит печать социальной и экономической политики. В этом смысле бюджетные отношения представляют собой определенную философию и идеологию общественного развития.

Являясь частью финансовых отношений, государственный бюджет как категория характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, но в тоже время имеет свои особенности, отличающие его от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу таких особенностей следует отнести то, что:

1) бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках гшосударства и ее использованием для общественных потребностей;

2) посредством бюджета осуществляется перераспределение национального дохода (национального богатства) между важнейшими сферами общественного производства (промышленностью, сельским хозяйством, транспортом, строительством и т.д.), внутри отраслей народного хозяйства, между сферами общественной деятельности (производственной и непроизводственной сферой экономики), межлу регионами страны и территориями;

3) область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что предопределено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями финансовой системы.

Место государственного бюджета в финансовой системе Украины показано на рис. 1 (см. Приложения).

Взгляд на бюджет как экономическую категорию получил свое признание не сразу. Только в последние годы преобладающей стала точка зрения, согласно которой с позиций экономической сущности государственный бюджет может рассматриваться как самостоятельная экономическая категория, а с позиций законодательного установления финансовой базы государства ¾ как его финансовый план.

Бюджетную систему Украины составляют:

1. Государственный бюджет

2. Местные бюджеты

входящие основной составной частью финансовых ресурсов государства. Финансовые ресурсы Украины по Закону представлены Государственным бюджетом Украины, местными бюджетами, внебюджетными фондами и др. финансовыми ресурсами, в частности - валютными фондами и др.

В государственном бюджете Украины определены источники формирования доходов и ассигнования на покрытие всех общегосударственных расходов и процентных отчислений от регулирующих источников доходов в местные бюджеты. В состав общегосударственных расходов включаются средства на социальную защиту населения (в период инфляции); на финансирование мероприятий, связанных с государственным регулированием цен (государственная дотация на газ и др. энергоносители, медикаменты, строительные материалы и др.); на финансирование социально-культурных учреждений; на государственные капитальные вложения, на народное хозяйство, на финансирование обороны; на содержание правоохранительных органов, таможенных органов, налоговой службы; на содержание законодательной, исполнительной и судебной власти; на внешнеэкономическую деятельность.

Государственный бюджет Украины является общегосударственным централизованным фондом денежных средств, утверждаемый актом высшей юридической силы - Законом.

Законодательное закрепление источников доходов бюджетов и основных направлений средств в бюджетах определено единством бюджетной системы. Закон "О бюджетной системе Украины" устанавливает критерии формирования и использования средств государственного бюджета Украины; конкретные источники формирования доходов государственного бюджета (При изменении источников доходов, введении новых налогов и обязательных платежей, Закон предусматривает в какие бюджеты будут поступать они). Ст.12 этого Закона определяет налоги и платежи, направляемые на формирование местных бюджетов. Ст.6 и 13 Закона предусматривают основные направления в расходной части государственного бюджета и бюджетов местных Советов.

Реальность запланированных доходов и расходов обеспечивается тем, что они базируются на индикативном плане (прогнозе) экономического и социального развития Украины и отдельных местных Советов, на показателях сводных финансовых планов отраслей народного хозяйства, финансовых планов предприятий, учреждений и организаций, кредитных планов Национального банка Украины и др. банков, кассовых планах и др.

Это позволяет точнее рассчитывать возможные поступления налогов и обязательных платежей в доходы бюджета, использовать часть бюджетных средств, помещая их в Национальный банк Украины для последующего кредитования предприятий и организаций на условиях возвратности и возмездности; получать кредит от Национального банка на покрытие дефицита в бюджете Украины.

Важное экономическое значение имеет принцип ежегодности бюджета. Ежегодно закрепляя Законом Государственный бюджет Украины представляется возможность наиболее полно учитывать экономическое состояние страны, наиболее рационально использовать ресурсы на выполнение мероприятий, предусмотренных индикативным планом (прогнозом) экономического и социального развития, избирая приоритетные отрасли и уровень материального обеспечения населения.

В условиях тяжелого экономического кризиса и инфляции денежной системы, невозможно долгосрочное бюджетное планирование. Даже планирование бюджета на год нуждается в периодической корректировке отдельных показателей.

Экономическое значение принципа ежегодности состоит в том, что представляется возможность наиболее полно учитывать эффективность действия экономических нормативов, по которым рассчитываются показатели бюджета, полнее выявлять внутрихозяйственные резервы, делать анализ роста или спада производства и его причины; определять дополнительные доходы или возникающий дефицит в бюджете.

Правовые начала лежат в основе всех стадий бюджетного планирования, соблюдения бюджетной дисциплины по поступлению доходов в бюджет и расходованию средств из бюджета. Это обеспечивается бюджетной классификацией, юридическое значение которой состоит в том, что в ее границах осуществляется компетенция представительных и исполнительных органов всех уровней в области бюджетного финансирования и исполнения.

Финансирование государственных расходов - это плановый, целевой, безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств, обеспечивающий процесс расширенного воспроизводства, содержание социальной сферы, обороноспособности и управления государством, с соблюдением режима экономии, при постоянном осуществлении контроля.

В составе государственных расходов около двух третей составляют расходы государственного бюджета.

Государство, при выполнении всех своих функций основные затраты покрывает средствами государственного бюджета.

Юридическая природа бюджета состоит в том, что он выступает как государственный плановый акт, принимаемый в установленном законом порядке.

Правовое регулирование бюджетного процесса в Украине осуществляется в соответствие с Конституцией Украины, Законом «О государственном бюджете на 1997 год», Законом Украины «О бюджетной системе Украины» и др.

Законом «О бюджетной системе Украины» установлены порядки составления и исполнения бюджета и составление отчета об его исполнении.

Органы местного и регионального самоуправления наделены правом самостоятельно разрабатывать, утверждать и исполнять свои бюджеты, которые не включаются в другие местные бюджеты и в Государственный бюджет Украины.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.