Причинный комплекс преступлений против собственности. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Причинный комплекс преступлений против собственности.

2019-08-04 360
Причинный комплекс преступлений против собственности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Общая причина преступности в любом обществе – объективное социальное противоречие.

Общие причины корыстной и корыстно-насильственной преступности коренятся в противоречиях общественного развития, в крайне неблагоприятных тенденциях в экономике, и прежде всего, в силу реально существующих кризисных явлений, в недостатках социально-духовной сферы, в просчетах в воспитательной работе, в формально-демократическом отношении к людям, в товарном дефиците и других явлениях.

Причины преступности необходимо, прежде всего, искать в экономических отношениях, в их противоречиях, несбалансированности хозяйственного механизма, пороках и недостатках экономического планирования, а так же в системе распределительных отношений.

Как и все явления, экономические отношения имеют разный уровень. Однако в данных отношениях определяющим, для преступности, является высший их уровень, ибо «отзвуки» «верхних слоев» экономических отношений с неизбежностью вызывают их расбалансированность для самого низа, приводя, подчас, общество к тяжелым кризисным ситуациям, оказывающим влияние на все другие стороны общественного бытия.

Любые экономические отношения, их противоречивость рождает преступность. Рыночные отношения изначально «беременны» преступностью. Объясняется это тем, что основаны они на конкурентности, а значит – на подавлении конкурентов, причем зачастую отнюдь не джентльменскими способами, на запрограммированной избыточности рабочей силы, т.е. безработице, на выжимании прибыли в возможно больших размерах, на столь же запрограммированном имущественном и социальном расслоении людей. Экономически (с точки зрения производства товаров и услуг) рыночная экономика доказала свою жизнеспособность, хотя для этого потребовалось не одно столетие, однако многие негативные ее последствия, в частности, высокая преступность, в том числе в благополучных экономических странах – есть реальность. А погоня за деньгами значительно обескровила духовный потенциал человеческого общества.

Существовавшая в нашем обществе административно-командная экономическая система, вопреки прежним суждениям о ней, тоже рождала преступность и будет порождать ее там, где подобная система будет существовать. В ней, в определенных ее сторонах, тоже заложена преступность. Возьмем, например, жесткое планирование и распределение сверху. Они, будучи остовом этой системы, как правило, не стыковались друг с другом (что проявилось, например, в самостоятельном функционировании Госплана Госснаба). План нередко представлял собой желаемое, а состояние ресурсов – действительное. В жизни получалось, что под 100% плана могло быть выделено в лучшем случае 70-80% фондируемых материалов. Остальное надо было достать, что и рождало должностные злоупотребления, взяточничество, и другие преступления.

Криминологическая наука, несмотря на закрытость административно-командной системы, определила наиболее ясные причины экономической преступности в условиях той системы. Нарождающиеся рыночные отношения ставят новые задачи в изучении причин преступности, хотя основные их черты вырисовываются довольно четко, ибо рынок существует давно и западными криминологами причины преступности в его условиях исследованы достаточно подробно.

Рыночные отношения – это не только рынок товаров и услуг, но и рынок рабочей силы. А рынок рабочей силы – это и безработица. Если при административно-командной системе безработица была скрытой, что проявлялось в неполной занятости людей на рабочем месте, а отсюда в низкой, ниже прожиточного уровня заработной плате, в наличие людей без определенного места жительства, и занятий и т.д., то рыночные отношения – это безработица открытая, официальная. А безработица – резерв преступности. Нехватка продовольствия и товаров есть не только причина ухудшения материального уровня жизни людей, но и наиболее близкая к конкретным людям причина преступности, понимая, осознаваемая ими, а иногда и создающая атмосферу морального оправдания тех, кто их совершает. Но падение уровня жизни одних в тех же условиях создает базу для обогащения других на несчастьях первых, а при определенных условиях влечет и более серьезные преступления, что, в свою очередь сеет в обществе страх, злобу, всеобщее недоверие, и чревато политическими конфликтами, бандитизмом, насилием в разных его видах.

При определенных условиях экономическая преступность может перерасти и перерастает в корыстно насильственную и просто насильственную преступность. А вслед за этим возрастает и преступность должностных лиц, ибо экономические причины столь же затрагивает их, как все другие слои общества. Так называемые мелкие хищения, например, не просто преступления, зачастую вызываемое нехваткой товаров и продовольствия, но и зеркальное отражение преступности должностных лиц, наживающихся по крупному («каждый ворует что может и сколько может!»).

Экономические отношения определяют преступность, но не предопределяют ее в конкретных случаях, ибо все, что происходит в жизни, происходит через сознание человека, а он, хотя и зависит от общих закономерностей, не является их игрушкой. В то же время не случайно западные криминологи занимались и занимаются преступностью «белых воротничков» – тех, кто стоит на верхних ступенях общественной лестницы. Именно потому, что они, во-первых, обладают наибольшими возможностями для различных манипуляций с денежными и другими средствами, а во-вторых, распоряжаются, управляют ими, приумножая свое богатство. Причем психологически, а вероятно, и вследствие вписанности в систему, они привыкают к этому потоку жизни и престают преступное считать преступным. И либо побеждают, становясь в числе прочего и в ряды политических лидеров (хотя все знают, что состояние их нажито преступным путем, но все молчат), либо терпят крах, теряя все, что нередко ставит их в ряды преступников, но иного рода.

Так было и есть везде, в том числе в нашей стране. Однако, желая сделать экономические отношения более человечными, важно не идеализировать их, со всей серьезностью относится к криминологическому анализу причин преступности в обществе, в том числе к проблеме экономические отношения и преступность.

Причины преступности следует искать во всей палитре отношений человека с внешней средой, как социального существа, в том, что является содержание социального бытия человека во всех его сложностях и противоречиях. Социальные отношения, как и экономические, многообразны, разнообразны и разноуровневы. В общей форме можно сказать, что социальные отношения, в которых личность чувствует себя неравной с другими, ущемленной, всегда чреваты протестующим поведением, а в крайнем своем выражении – преступным.

Социальные отношения человека существуют на макро и микро уровнях. Макро уровень представляет собой и отношения человека с обществом и государством в целом, и его производственные отношения (включая образование, специальность, работу, общественную деятельность и т.п.) и его положения как личности, в том, что понимается под правами человека. Общество попранных человеческих прав неизбежно расплачивается высокой преступностью, либо им правят преступными методами.

Наиболее уязвимые проблемы социальных отношений в этом плане – национальные отношения и проблемы равенства.

В течении длительного времени в криминологии утверждалось, что преступность – явление сугубо социальное; в соответствии в рассуждениях о причинах преступности национальная тема почти не присутствовала. Между тем в западной криминологии об этом писали. Хотя некритически принять эти теории вряд ли можно, в частности потому, что американские криминологи, например, разграничивают преступность белых и преступность черных и цветных. Хотя, конечно, говорить надо не о биологическом разделении преступности на цвета, а о социальном статусе лиц, в силу своего цвета кожи оказавшихся на нижних ступенях социальной лестницы и не видящих, во многих случаях, иных средств борьбы за свои права, кроме преступных. Это не оправдывает преступления, но объясняет их причины.

И когда в отечественной криминологии утверждают, что национальные противоречия есть причины преступности, то речь идет не о разделении преступности (и ее причин) по цвету и по принадлежности к нации, национальности, а о тех конфликтных ситуациях, которые рождены противоречиями социального (и политического) плана, а виды преступности отражают, в числе прочего, и национальные особенности жизни людей.

В то же время до последних лет преступность на почве межнациональных конфликтов не было столь распространена и тем более столь политизирована, столь это имеет место ныне.

Проснувшаяся (или, точнее – разбуженная политиками) национальная вражда и ненависть, возникшие на почве лозунгов о «суверенизации», доведенных до абсурда, стали причинами многих тяжких преступлений, включая терроризм, массовые убийства, применение оружия и т.д. Они же разбудили обще уголовную преступность, подняв на поверхность волну краж, насилия, захвата оружия и т.п. Социальная жизнь людей в таких условиях становится невыносимой. Она вызывает не только различные эксцессы и ответные преступления, но и неуверенность и напряженность, влечет за собой, помимо преступности, постоянный страх, нервные стрессы и психические заболевания. Следствием национальных (в значительной своей части спровоцированных) конфликтов стала проблема беженцев, которые бегут с насиженных, ставших родными, мест не только под влиянием панического страха перед неизвестностью, но и потому, что угрозами и постоянным психическим давлением, их вынуждают к такому поведению.

Социальные конфликты общего плана, приводящие к совершению преступления, могут отражать так же недовольство человека своим социальным статусом, полученным (или неполученным) образованием, обстановкой в трудовом коллективе, в котором либо бурлят конфликты, либо творятся безобразия, процветает беззаконие, имеет место преступное поведение должностных лиц. Бывает и так, что сложившаяся социальная ситуация втягивает человека в преступную деятельность. Может быть, наиболее характерным в этом плане является получение человеком на производстве незаслуженного им поощрения один раз, затем второй, третий и т.д. Это то, что, например, называется приписками, рожденными, первоначально, несоответствием заработной платы выполняемому труду (экономические причины!), а затем ставшие привычным образом социального бытия и пришедшим убеждением в том, что раз человеку лучше (больше) платят, значит все правильно. Отними у человека это привычное (хотя и незаконное) – наступит конфликт. Ныне, в условиях перехода к рынку, когда ослаблен(если не разрушен) социальный контроль за тем, кто, кому и сколько платит (денежное вознаграждение), именно вознаграждение, а не зарплату (в кооперативах, смешанных предприятиях и фирмах и даже местных органах власти она устанавливается произвольно, с нарушением принципа социальной справедливости). Эта социальная справедливость его источник конфликтов и преступности.

Причем на преступность влияет(вызывает ее) не только конкретное проявление социальных несообразностей, конфликтов и несправедливости, но и общая атмосфера в обществе, когда провозглашенные лозунги опровергаются делами властей, в том числе пришедших к власти на волне критики несправедливости прошлого.

Социальная ткань общества состоит из разных слоев населения, разных его стран (слоев, групп), объединенных общими условиями функционирования общественного организма, но имеющих в этом общем свои, групповые, плановые и т.п. интересы.

Противоречия между групповыми интересами внутри общества – реальность, которую игнорировать нельзя. Конечно, вовсе не всегда эти конфликты рождают преступность, но наиболее острые формы их – безусловно. Причем не редко ненависть одних слоев населения к другим разжигается искусственно, например с помощью средств массовой информации. Лозунги типа: «Бей коммунистов!», как и бездымные призывы к расправам с буржуями или с кулаками, как было в конце 20-х годов, и т.п., которые привели страну к столь печальным последствиям, будоражили общество. Социальный климат в обществе, разогретый подобными призывами, приводит к неустойчивому, конфликтному положению между различными социальными слоями и неизбежно ведет к преступлениям.

Нельзя при этом игнорировать неприязнь одних слоев общества к другим, например, по поводу большей заработной платы, наличия дач или больших квартир, возможностей ездить за рубеж и т.д. Людям веками вбивали в головы идеи равенства (вбивают, вопреки тому, что происходит в обществе и сейчас) хотя абсолютного равенства нет и быть не может. Но следует добиваться в обществе наиболее полного соблюдения принципа социальной справедливости и обеспечения нормального, обеспеченного в правовом отношении существования людей.

Вот почему, когда люди совершали акты вандализма и кражи из дач, скажем, представителей творческой интеллигенции, они говорили, что грабят советских буржуев, а когда воры очищают квартиры торговых работников (или отъезжающих за границу), они говорят, что восстанавливают социальную справедливость, ибо крадут у тех, кто сам обкрадывает государство и людей. Так или иначе, но эти действия приоткрывают нам причины конфликтов между различными социальными группами и причины многих проявлений преступности.

Низшим звеном в причинах преступности, определяемых социальным бытием человека, являются межличностные отношения (конфликты) – в семьях, между близкими и знакомыми, наконец, случайно возникающие на почве конкретной ситуации, когда сталкиваются между собой интересы людей, не нашедших иного способа, разрешения конфликта, кроме как через преступление.

Итак, социальные конфликты весьма многообразны и подавляющее большинство их может выявляться в процессе практической деятельности как обществом и его социальными ячейками на разном уровне, так и правоохранительными органами, в первую очередь милицией и следствием. Однако меры предупреждения преступлений в подобных случаях должны по преимуществу носить обще социальный характер.

 

Глава 2.

Профилактика хищений

Общая профилактика

Современные условия развития общества требуют пересмотра устоявшихся подходов к определению понятий, отражающих сущность тех или иных социальных явлений и процессов. Не является исключением и общая профилактика преступлений.

Долгое время применительно к существовавшему строю она определялась как деятельность, конечной целью которой является искоренение не только преступности, но и ее причин.

Мировой опыт показывает, что объективно, с точки зрения возможностей и условий развития любого общества, следует вести речь о сдерживании преступности, контроля за процессами, ее детерминирующими. Многие страны идут сейчас именно этим путем, отдавая предпочтение тем специальным мерам общей профилактики, которые в первую очередь имеют характер защиты личности, общества и собственности от преступных посягательств. Современные показатели и тенденции преступности во всех демократических государствах сегодня таковы, что говорить об испарении этого явления, даже в достаточно отдаленном будущем, значит впадать в утопию.

Объективный подход требует более сдержанных оценок. С учетом этого специальную профилактику можно представить как целенаправленную деятельность государственных органов, должностных лиц, общественных и других негосударственных организаций, учреждений и их представителей и осуществлению мер, направленных на их устранение либо нейтрализацию действия.

Раскрывая содержание предложенной дефиниции, следует остановиться на рассмотрении субъектов этой деятельности. К ним относятся:

1. Представительные и исполнительные органы власти

2. Правоохранительные органы

3. Должностные лица органов власти и управления

4. Администрация предприятий всех форм собственности

5. Трудовые коллективы

6. Общественные организации и добровольные формирования граждан, участвующие в борьбе с правонарушениями

7. Предприятия частной детективной и охранной деятельности

8. Средства массовой информации

Представленный перечень субъектов обще профилактической деятельности не является исчерпывающим и может быть дополнен другими органами, организациями, учреждениями и их представителями.

Объектами общей профилактики являются:

1. Преступность, ее виды и группы преступлений

2. Причины преступности, ее видов и групп преступлений

3. Условия, обстоятельства, ситуации, поводы, другие факторы, способствующие либо облегчающие совершение преступлений

4. Криминогенные группы населения

5. Виктимогенные (в наибольшей степени подверженные опасности стать жертвами преступлений) группы населения

Объективными целями общей профилактики в современных условиях следует считать сдерживание негативных тенденций преступности, снижение общественной опасности ее наиболее тяжких разновидностей, сокращение отдельных видов и групп преступлений.

Меры общей профилактики преступлений должны отвечать соответствующим требованиям, диктуемым современными условиями и самой действительностью. Среди них, в первую очередь следует назвать:

- объективность, отражающую как адекватную реалиям потребность в осуществлении этих мер, так и возможности соответствующих субъектов по их исполнению;

- комплектность, предполагающую обязательное объединение усилий различных субъектов обще профилактической деятельности;

- актуальность, обеспечивающую планирование и исполнение мер, в наибольшей степени отвечающих как криминологической ситуации, так и интересам населения;

- оптимальность (эффективность), способствующую при наименьших кадровых, финансовых,, материальных затратах достижению наибольших результатов;

- приоритетность, обеспечивающую выбор из множества задач главной и определяющей – примат общегосударственных интересов над ведомственными.

Особого внимания в современных условиях заслуживает требование обеспечения законности при осуществлении мер общей профилактики преступлений, поскольку речь идет о правовой основе этой деятельности.

Первостепенное значение в данном смысле имеет Конституция Российской Федерации. Во многих ее формах заключен юридический потенциал, обеспечивающий надлежащую регламентацию всей предупредительной деятельности, включая общую профилактику. Важную роль играют так же принятые Россией международные правовые акты. В рассматриваемом аспекте следует прежде всего назвать Всеобщую декларацию прав человека, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Декларацию основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотреблений властью, Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия.

Основополагающий характер носят законы, а так же другие нормативные акты, направленные непосредственно на борьбу с преступностью (Законы РСФСР «О милиции», «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», «Об оружии», Указы Президента Российской Федерации «О защите прав граждан, охране правопорядка и усилении борьбы с преступностью», «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» и др.).

Особенность общей профилактики состоит широкой адресности и одновременно неперсонифицированности профилактических мероприятий.

Общая профилактика тесно смыкается с обще социальным предупреждением, поскольку причины преступлений коренятся во всей системе общественных отношений. Вместе с тем ОВД имеют достаточно ограниченные возможности воздействия на весь причинный комплекс преступности. Поэтому в практической деятельности ОВД преобладают меры по устранению причин и условий, способствующие совершению конкретных преступлений.

С учетом комплектации ОВД, определенных Конституцией РФ, Законом РСФСР «О милиции», другими нормативными актами, основные направления общепрофилактической деятельности ОВД включает в себя: информирование властных структур о выявленных причинах и условиях преступлений и возможных мерах по их ликвидации; участие в разработке и реализации федеральных, региональных и местных программ борьбы с преступностью; изучение и формирование общественного мнения о преступности и профилактической деятельности ОВД; проведение криминологической экспертизы правовых и социально-экономических проектов и решений; правовое воспитание, оказание консультационной помощи населению по вопросам защиты от преступных посягательств и др.

Выявление и анализ детерминантов преступности, ее видов и групп преступлений являются логически и практически исходными моментами общей профилактики преступлений. Невозможно сколько-нибудь эффективно воздействовать на преступность, не зная причин, ее порождающих, и тех объективных и субъективных условий, которые помогают развертыванию действия причин.

Концептуальный анализ причин преступлений и условий, им способствующих, позволяет говорить о сложной многофакторной природе этих явлений. Они модифицируются специфическими особенностями разных регионов, видоизменяются вместе с изменениями в социальной и правовой жизни общества. Поэтому попытки создать универсальную модель причинного комплекса преступности, годную для всех времен и народов, являются малопродуктивными.

Главным методологическим требованием при изучении причин преступлений и условий, им способствующих, является учет зависимости качественных и количественных характеристик преступности от состояния социальной среды.

Поэтому на первом этапе необходимо установить круг тех социальных явлений и процессов, которые наиболее тесно связаны с преступностью (рост группового криминального сознания, коррупция, неэффективность правоохранительной и правоприменительной деятельности, пьянство, алкоголизм, наркомания, люмпенизация и маргинализация определенных групп населения, деформация духовной жизни общества, невротизация и психопатизация представителей некоторых слоев населения и т.д.)

На втором этапе необходимо выявить статистические корреляционные связи между криминогенными видами преступлений, которые определяют основной массив преступности (кражи, телесные повреждения, грабежи, хулиганство, разбойные нападения и др.)

На третьем этапе выявляются те причины и условия, которые находятся в определенной зависимости от деятельности ОВД (система охранных мероприятий, организация надзора и контроля, технические средства защиты объектов, уровень правовой информированности населения и др.). Именно третий этап аналитической деятельности создает реальные информационные предпосылки для выработки целенаправленных и конкретных мер общей профилактики преступлений, реализуемых ОВД.

Результатом анализа причин преступности и ее видов должно быть принятие мер по их устранению или ограничение действия. Особенность деятельности ОВД в данном направлении состоит в том, что их возможности в этом деле весьма ограничены.

Общепрофилактическая деятельность органов внутренних дел по защите общественной и личной собственности достаточ­но многообразна и многопланова. Сущность этой деятельности состоит в создании условий, объективно препятствующих со­вершению преступления на определенной территории или объ­екте. В распоряжении органов внутренних дел для этого име­ются организационные, технические, информационные и дру­гие меры, которые наиболее активно реализуются в повседнев­ной деятельности подразделении милиции общественной безо­пасности.

Милиция общественной безопасности реализует общепрофи­лактические функции на основе анализа криминальной ситуа­ции и состояния преступности на улицах, в общественных ме­стах и жилых микрорайонах. Наиболее распространенными ви­дами «уличной» преступности являются преступления против жизни, здоровья и собственности граждан. Предупреждение этих категорий преступлений достигается целым комплексом разнообразных методов и средств. Прежде, сюда следует отнести методы наблюдения, проверки н контроля, которые реа­лизуются в ходе несения патрульно-постовой службы. В наибо­лее сложных в оперативном отношении районах и городах не­обходимо регулярно проводить оперативно-поисковые и надзорно- профилактические операции, а также учащенный режим проверки мест концентрации граждан с антиобщественной на­правленностью (притоны, рынки, зоны коммерческой торговли, гостиницы, общежития).

Весьма актуальной задачей для общепрофилактической дея­тельности милиции общественной безопасности является вос­становление и развитие сети общественных формирований пра­воохранительной направленности, налаживание и укрепление деловых связен милиции с населением, общественным активом, организация и проведение выступлений работников милиции (прежде всего участковых инспекторов) перед жителями и в трудовых коллективах но вопросам борьбы с преступностью и обеспечения общественного порядка.

Одним из наиболее актуальных направлений (с учетом пе­рехода к рыночным отношениям) является общепрофилактиче­ская деятельность по предупреждению экономических преступ­лений. Важное значение это направление имеет для деятельно­сти криминальной милиции. Так, подразделения по борьбе с экономическими преступлениями призваны анализировать раз­витие криминогенных процессов в ведущих хозяйственных сфе­рах (кредитно-финансовая, внешнеэкономическая, конверсия военно-промышленного комплекса, аграрное производство и др.) и на этой основе вырабатывать меры по их нейтрализа­ции. Используя гласные и негласные методы работы, они должны выявлять причины и условия экономических преступ­лений, обеспечивать своевременное информирование органов власти и управления; хозяйственных руководителей о необхо­димости устранения выявленных криминогенных факторов; раз­рабатывать и осуществлять совместно с другими подразделе­ниями органов внутренних дел комплексные меры по преду­преждению экономических преступлений.

Предупреждение экономических преступлений сопряжено со значительными трудностями. Дело в том, что эти преступления, как правило, совершают работники, занимающие определенное положение в сфере народного хозяйства либо частного пред­принимательства, связанные с выполнением различного рода экономических отношений, участниками которых они являются, а также должностными лицами органов власти и управления, имеющими отношение к функционированию определенных эле­ментов хозяйственного механизма. Другими словами, экономи­ческая преступность тесно связана с коррупцией, т. е. подку­пом, продажностью общественных и политических деятелей и должностных лиц.

В сферу коррумпированных связей нередко вовлекаются и работники милиции. На органы внутренних дел наряду с выяв­лением конкретных лиц, оказывающих «услуги» криминальным структурам, возлагается задача определения механизмов и ме­тодов экономических преступлений и разработки соответствую­щих мер по блокированию этих механизмов.

Весьма уязвимым местом для всех преступных групп явля­ется финансовая база. Своевременное выявление и изъятие 'преступных денег—эффективное средство в руках органов внутренних дел. Потеряв финансовую базу, преступники лиша­ются возможности активно заниматься противоправной дея­тельностью. Поэтому следует больше уделять внимания выяв­лению имущества главарей, актива и членов преступных организаций, выявлять их связи и каналы легализации денег.

В последнее время в целях общей профилактики все актив­нее применяются технические средства. Промышленность ос­воила и предлагает в магазинах «Безопасность» пуленепроби­ваемые материалы, затемненное остекление, специальные окна, балконные двери, сейфы, решетки, исключающие проникнове­ние и взлом. В этой связи органам внутренних дел целесооб­разно собирать сведения о том, как преступники преодолевают технические средства защиты, анализировать эту информацию и доводить ее до сведения промышленности, чтобы она могла внести соответствующие конструктивные изменения в свою про­дукцию. Кроме того, органы внутренних, дел весьма заинтере­сованы в разработке и принятии на законодательном уровне минимальных стандартов криминальной безопасности, что уже практикуется за рубежом. Правовое воспитание и пропаганда, оказание консультативной помощи населению по вопросам за­щиты от преступных посягательств, издание специальной лите­ратуры по этим вопросам—еще одно важное направление общепрофилактической деятельности органов внутренних дел.

Проблема правового воспитания в силу исторических и Дру­гих причин стоит в нашей стране достаточно остро. Слишком часто «революционное право» и целесообразность заменяли за­конность, что в итоге привело к правовому нигилизму и пра­вовой инфантильности. Совершенно очевидно, что органы внут­ренних дел самостоятельно эту проблему решить не могут, это задача для многих социальных институтов общества. Но вне­сти свой посильный вклад в это общее дело органы внутрен­них дел могут и должны.

Специфика их деятельности в этом направлении состоит в том, что реализуются главным образом административно-пра­вовые и уголовно-правовые механизмы правового воспитания. Общепрофилактический эффект достигается здесь как приме­нением уголовных и административных мер воздействия и со­ответствующим информированием об этом населения, так и разъяснением норм права различным слоям общества с целью позитивного воздействия на правосознание людей. Такая дея­тельность осуществляется практически всеми подразделениями органов внутренних дел, но более всего следователями, участ­ковыми инспекторами милиции, работниками подразделений по предупреждению преступлений среди несовершеннолетних. Суть этой деятельности состоит в предупреждении граждан о недопустимости совершения противоправных поступков ин­формирования их о правовых и социальных последствиях на­рушения правовых норм. Наиболее эффективно эта работа осу­ществляется через средства массовой информации. Оказание консультационной помощи по вопросам защиты от преступных посягательств, издание специальной литературы по этим воп­росам стало практиковаться в нашей стране относительно не­давно, хотя в других странах виктимологической профилакти­ке уделяется большое внимание. Учитывая возникновение у нас частных детективных и охранных организаций, консульта­ционная работа органов внутренних дел приобретает широкое поле деятельности. Перспективность этого направления обус­ловлена общей тенденцией расширения контактов милиции с населением.

Большую роль здесь могут сыграть подразделения лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детектив­ной и охранной деятельностью.

Конкретные формы этой работы состоят в создании и рас­пространении плакатов, памяток, буклетов по профилактике преступлений, демонстрации соответствующих теле- и радиопе­редач. Необходимо, по опыту других стран, издавать доступ­ную специальную литературу, содержащую рекомендации по обеспечению личной безопасности граждан, защите их жилищ, транспортных средств, имущества и т. д.

 

 

Индивидуальная профилактика

Индивидуальная профилактика—это прежде всего воздей­ствие на тех лиц, от которых можно ожидать преступного по­ведения. Этот вид профилактики рассчитан на конкретную ра­боту с конкретным человеком и его ближайшим окружением.

Когда речь идет о лицах как объектах профилактики име­ются в виду индивиды, поведение и образ жизни которых сви­детельствуют о реальной возможности совершения ими пре­ступлении. В данном случае взгляды личности, равно как и мо­тивы, порождающие ее поступки, т. е. усвоенная этой личностью система ценностных ориентации, могут стать основанием для оказания на нее профилактического воздействия лишь постоль­ку, поскольку эти взгляды, мотивы и т. д. проявились в пове­дении личности, в том числе и антиобщественном.

Исходя из описанного ранее механизма преступного пове­дения, индивидуальная профилактика должна быть направлена на личность, на ее отрицательные черты, а также на, среду, формирующую эту личность, условия, обстоятельства, ситуации, способствующие или облегчающие совершение уголовно нака­зуемых деянии (криминогенные факторы).

Таким образом, индивидуальная профилактика преступле­ний — это деятельность государственных и негосударственных органов, организаций и их представителей по выявлению лиц, от которых можно ожидать совершения преступления, оказа­нию воздействия на них и окружающую их среду с целью по­зитивной коррекции поведения этих лиц, ликвидации либо ней­трализации криминогенных факторов, действующих в данной среде.

В деятельности органов внутренних дел индивидуальная профилактика приобретает особую значимость в настоящее вре­мя. В связи с известными процессами в обществе, изменением уголовной политики резко увеличивается количество лиц, осуж­даемых к мерам наказания, не связанным с лишением свобо­ды, а также освобождаемых от уголовной ответственности с применением мер административного воздействия.

В то же время нормативные предписания ориентируют орга­ны внутренних дел на более целенаправленный профессиональ­ный подход к индивидуальной профилактике. Так, в соответ­ствии с Наставлением о деятельности служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений про­филактика в отношении конкретных лиц и их окружения долж­на носить более конкретный «милицейский» характер. Это зна­чит, что объектами такой профилактики должны быть лица и социальная микросреда с наиболее выраженными кримино­генными свойствами. Содержанием же индивидуально-профи­лактической деятельности органов внутренних дел являются не абстрактно «первоочередные» в прошлом меры ранней про­филактики, а активное непосредственное воздействие на ука­занные объекты с использованием всех прав и возможностей, предоставленных законом.

В этой связи необходимо помнить, что отбор лиц, требующих профилактического воздействия, при отсутствии конкретных оснований может повлечь за собой произвольные решения, а тем самым—ущемление прав и законных интересов граждан. При­менительно к индивидуальной профилактической работе орга­нов внутренних дел такие основания—это прежде всего факты противоправного поведения. Именно они дают право постанов­ки лица на профилактический учет. А поскольку постановка лица на профилактический учет органов внутренних дел (на­пример, при установлении административного надзора) влечет за собой определенное ущемление прав и свобод граждан, то категории лиц и виды их антиобщественного поведения специ­ально указываются в законодательных и нормативных актах, чем определяются и пределы индивидуальной профилактиче­ской работы органов внутренних дел.

В отношении лиц меры индивидуальной профилактики вы­полняют роль социального инструмента, призванного нейтра­лизовать или устранить внутренние негативные черты личности и ее поведения. Когда же речь идет о профилактическом воз­действии на конкретную социальную среду, то подразумевают нейтрализацию либо устранение внешних негативных элемен­тов материального и духовного порядка, которые деформируют личность в социальном плане. Сюда входят неблагоприятные материальные и бытовые условия жизни индивида, нравственно неблагополучная микросреда, отрицательные межличностные отношения и др.

К предмету рассматриваемой профилактики следует отнести:

— антиобщественное поведение и образ жизни лица, совер­шение преступлений которым достаточно вероятно;

— социальные элементы структуры этой личности, отра­жающие и одновременно определяющие искаженное ее содер­жание (антиобщественную направленность)


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.