Лекция 4. Эпоха Петра великого реформы и государство — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Лекция 4. Эпоха Петра великого реформы и государство

2019-08-04 224
Лекция 4. Эпоха Петра великого реформы и государство 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Российская общественная система, отличительными чертами кото­рой были корпоративность и сильное, деспотическое государство, была малоподвижной. Ее сближение с европейским типом не могло произой­ти путем естественной эволюции. Опыт Европы говорит об этом. Она ломала средневековую корпоративность болезненно: революции, мас­совые движения. Европейский тип не мог быть также итогом выбора снизу (это показала смута). Народ существовал столетиями в рамках общественной системы близкой к восточному типу. Поэтому европей­ский тип мог быть привнесен только сверху, путем реформ. Петр I страстный приверженец западного рационализма и деловитости, пред­принял глубокое реформирование российского общества. Он мечтал сделать Россию страной открытой, процветающей, придать ей динамизм.

Петр I оказался на престоле вместе с братом Иваном в 1682 г. Од­нако фактическим правителем стал в 1689 г, В 1697 г. Петр 1 в составе большой делегации под чужим именем отправился в Европу. Инкогни­то русского царя было скоро раскрыто, а сама поездка получила на­звание Великого посольства. Царь посетил Англию, Голландию, неко­торые другие страны и проявил живой интерес ко всем сторонам жизни европейцев. Он воочию увидел колоссальную разницу между Европой и Россией того времени. По образному выражению В.О.Ключевского, Европа предстала перед ним в виде шумной и дымной мастерской с машинами, кораблями, верфями, фабриками, заводами. В то время в Европе было развито книгопечатание, выходили труды по философии и политической экономии таких классиков как, Гоббс, Спиноза, книги по астрономии, естественным наукам и технике. Издавались газеты, работали театры. Петр I внимательно подмечал все: осматривал фаб­рики, мастерские, китобойный флот, госпитали, воспитательные дома. Посмотрел чудо тогдашней европейской техники - микроскоп Левингука. Он был поражен развитием медицины. В анатомическом театре его восхитило искусство врача, который на трупе ребенка показал ему, как устроено внутри человеческое тело. Петр 1 поцеловал труп ребенка. Русская делегация отпрянула в ужасе и отвращении. Тогда у Петра вполне проявились деспотические качества русских царей. Чтобы чле­ны русской делегации преодолели отвращение, он заставил их кусать труп ребенка, чем привел в ужас уже медиков.

Что тогда было в России? Несколько железоделательных заводов (в Туле, Кашире, близ Москвы и Воронежа), несколько мануфактур (писчебумажные, стекольные, соляные и т.д.). Не тысячи, не сотни, а 20—30 на всю страну. Армии по существу не было. Она состояла из нескольких солдатских полков, стрельцов и дворянской конницы, при­чем плохо вооруженных. Между войнами эту армию распускали по до­мам, чтобы не тратить на нее государственные средства. Школы были при церквах, в которых учили грамоте и священному писанию. Да и тех было мало. Светского образования не существовало, не было нацио­нальной медицины, не было ни одного русского врача, кроме редких иноземцев. Существовала одна аптека на всю страну, и та - царская. Типография печатала в основном церковные книги: псалтырь, еванге­лие и т.д.

Для Европы Россия того времени была варварской державой на уровне Крымской и Ногайской "Татарии" В 1690 г. в Голландии из­вестный географ Николае Витсон составил карту России, которая на­зывалась "Новая Ландкарта Северной и Восточной Татарии 1687 г.", а позже написал отдельную книгу "Северная и Восточная Татария", ко­торую посвятил Петру I. Многие смотрели на Россию как на будущую колонию Европы. Один из знаменитых ученых XVIII в. Г.В.Лейбниц полагал, что будущее России - это ее превращение в колонию Швеции26 Предупреждением для России была судьба Османской Турции, которая находилась на вершине могущества в XVI в., а в XVIII в. она стала до­бычей иностранного, в основном английского и французского капитала, который завладел внешней и, в значительной мере, внутренней тор­говлей. К концу XVIII в. Османская Турция превратилась в страну за­висимую от Запада.

Петр I не хотел такой судьбы для России. Из посещения Европы он извлек следующие важные уроки:

1. Россия не сможет быть на равных с Европейскими странами, не сможет сохранить независимость, если не ликвидировать разрыв в уровнях развития.

2. Развитие промышленности, торговли, напрямую зависят от уровня образования, науки, общей культуры, свободных от давления рели­гии.

Реформы Петр I начал уже на следующий день после прибытия из-за границы. Бояре пришли поздравить царя с возвращением. Принимая поздравления, царь потребовал ножницы и начал собственноручно об­резать бороды у высшей московской знати. Этот шаг, при всей внеш­ней анекдотичности, имел глубокий смысл. Дело в том, что православ­ная церковь на протяжении многих столетий создавала культ бороды. Борода считалась "Богом данным украшением для мужчины". "Русская правда", правоверный кодекс Киевской Руси, предусматривала наказа­ние за лишение человека бороды. Это рассматривалось как преступле­ние. Не случайно, даже в наше время, если человек увлекается классиче­ским русским православием, то он, как правило, начинает с отращива­ния бороды. Таким образом, стрижка бороды — шаг, направленный на ограничение влияния православия в повседневной практической жизни, шаг к рационализации общественного сознания.

Православная церковь расценила эти новшества как удар по своим позициям. Патриарх Адриан объявил брадобритие смертным грехом, безбородых людей называл котами, псами и обезьянами. Однако Петр I упорно менял образ и стиль жизни людей, разрушал религиозную регламентацию: одежда должна быть удобной для работы, распорядок дня определяется практическими делами, а не расписанием церковных служб. Замкнутый православный мир разрушался, уступая место евро­пейской деловитости и новому темпу жизни.

Петр I, приступая к глубоким преобразованиям, не мог не коснуть­ся духовной сферы, положения церкви. Каково было личное отношение Петра I к религии? Его ранние годы прошли в окружении глубоко ре­лигиозных людей. Мать царя. Наталья Кирилловна Нарышкина, шагу не могла ступить без оглядки на религиозные установления, буквально ненавидела иностранцев (иноверцев) и не допускала их к целованию руки, хотя это требовалось по этикету. Естественно, Петр I сложился как человек верующий, приверженный православию. Однако он был категорическим противником обособления русской православной церкви, проповеди ее исключительности по сравнению с остальным христианским миром. В необходимости разрушить обособленность русского православия его еще более убедили страшные, кровавые бунты староверов в начале его царствования. Юный царь был потрясен жестокостью религиозных фанатиков.

Ему не нравилось, что церковь регламентирует повседневную жизнь: постничество, бесконечное битье поклонов перед иконами, рас­порядок, дня, подчиненный звону церковных колоколов. У него было другое представление о роли христианства. Однажды он написал боя­рину Стрешневу: "Мы по заповеди Божией к праотцу Адаму в поте ли­ца своего хлеб едим"27. Обратите внимание: царь считал, что главное в христианстве это проповедь активного труда (европейского типа уста­новка на активную деятельность). "Молись и трудись", - часто повто­рял он и добавлял слова апостола: "Аще кто не хощет делати, ниже да ясть"28 Кто не работает, тот не ест, - так сурово ставил вопрос царь, опираясь на христианские установки.

Православная церковь не только не поддерживала реформы Петра, но выступала категорически против. Бритье бороды, курение табака воспринималось как крушение христианского мира. Некоторые свя­щеннослужители даже считали царя Антихристом. Любопытно, что Московское духовенство было наиболее консервативно, оно осуждало Петра I, впрочем как и значительная часть московского общества. Не случайно царь так стремился создать новую столицу. Одним из немно­гих церковников, которые поддерживали царя по реформированию России был новгородский митрополит Иов.

Ко времени Петра I, начала его царствования, относится появление элементов западной реформации - попытки снизу, со стороны верую­щих ограничить роль церкви и церковной атрибутики. Однако эти по­пытки были очень робкими, выглядели эпизодами, часто сводивимися к общим заявлениям против регламентирования церковью жизни чело­века. Любопытно, что это поддерживали, в основном, люди из низов. Известно, что фельдшер Тверитинов, который работал с полковым врачем-иностранцем, видимо протестантом по убеждениям, выступил против церковной обрядности, призвал отказаться от поклонения ико­нам, кресту, мощам святых и других церковных установлении. У него объявились последователи среди мастеровых, стрельцов. Эта слабая попытка освободиться от церкви была жестоко подавлена. Брадобрей Фома Иванов был казнен по приговору гражданского суда.

Петр I, узнав о расправе над русскими протестантами, был недово­лен, он выступал за большую религиозную свободу. Для него было очевидно: если оставить церковь в том виде, в каком она есть, то она будет тормозом для реформ. Поэтому после смерти в 1700 г, патриарха Адриана, царь решил повременить с выбором нового патриарха. Ко­лоссальная церковная собственность была поставлена под контроль и управление государственных органов.

Отмена выбора патриарха произвела сильное отрицательное впе­чатление на приверженцев русского православия. В Москве распро­странилось мнение, что близко нашествие Антихриста, что столица превратилась в безбожный новый Вавилон, все жители которого неиз­бежно погибнут. Паника среди глубоко религиозных людей была так велика, что некоторые рыли себе могилы, делали гробы, закутывались в саван и ждали конца света. Однако Петра I это не остановило. В 1721 г, была создана государственная коллегия по управлению церковными делами - Святейший Синод. Фактически патриаршество ликвидирова­лось, хотя официальных актов не принималось (патриаршество было восстановлено в 1917 г.). Синод занимался не только имущественными делами церкви, но и распределением епархий среди священнослужите­лей. Его члены назначались царем, а деятельность определялась Духов­ным регламентом.

Таким образом, церковь была подчинена светской власти и была обязана работать на государственные интересы. Показательно: требо­валось обязательное исполнение исповеди и донесение священников властям об их содержании. Обратите внимание: никакие изменения в основах вероучения, взаимоотношениях церкви и верующих не про­изошли. Православная церковь была административно ограничена и законсервирована.

Надо иметь в виду: Петр I оставался верующим человеком, часто обращался к Богу в трудные моменты, но его сознание — рационально. Рациональные мотивы в его деятельности преобладали безусловно. Он был знаком с новейшими достижениями науки, техники и стремился, порой наивно, воплотить их в жизнь, в общественную организацию.

С 1 января 1700 г. в России было введено новое летоисчисление по юлианскому календарю. До этого момента страна жила в другом вре­мени. Летоисчисление велось от сотворения мира. В соответствии с этим в России шло уже восьмое тысячелетие, а Европа вела счет от рождества Христова и жила во втором тысячелетии. В результате ре­формы календаря Россия стала жить в одном времени с Европой, стала ощущать себя во временном смысле частью Европы.29

Будучи западником, сторонником западного рационализма, Петр I провел реформы по-азиатски, опираясь на государство. Поэтому в ито­ге роль государства и государственных институтов усилилась. Произошло тотальное огосударствление хозяйственной и торговой деятельности, усилилась центральная власть. Россия стала империей, а глава госу­дарства - императором. Будучи за границей, царь бывал и в англий­ском парламенте, и в Оксфордском университете, и в Английском ко­ролевском обществе, являвшемся центром научной мысли^0. Если нау­ка, достижения техники в Европе интересовали Петра I практически, с целью применения в своей стране, то английский парламент не про­извел на него никакого впечатления и к парламентской системе он остался равнодушным. Петр I посетил еще раз Европу в 1717 г. в зре­лом возрасте (ему было 45 лет). В Париже и в других местах он прояв­лял поражавшую всех любознательность. Его по-прежнему интересова­ли арсеналы, мануфактуры, новейшие достижения науки и техники. Но европейская демократия, индивидуализм его не интересовали. Петр I сказал однажды приближенным: "Английская вольность здесь не у мес­та. как в стене горох. Надлежит знать народ, как оным управлять" Активно разрушая обособленность России от Европы, вводя светские порядки, Петр I был и оставался продуктом русского общества. В ев­ропейском опыте он видел лишь орудие усиления России. "Европа, -писал он, - нужна нам только на несколько десятков лет. А после того мы можем обернуться к ней задом"31.

Петр I, приступая к реформам, не имел четкого плана (вряд ли это было возможно!), но тем не менее, очевидно, что главным в модерниза­ции России он видел следующее.

1. Внедрение в России рыночных отношений, предпринимательства и соответствующей им светской культуры, науки и образования.

2. Опора в проведении реформ не на инициативу людей (это потребо­вало бы перехода к демократическому устройству), а на государ­ственный механизм

Обратите внимание демократия на Западе дала свободу личности и тем самым запустила механизм прогрессирующего саморазвития. По­скольку Петр I не видел ценности в демократии, он решил из госу­дарства сделать механизм, ускоряющий развитие. Государственная машина, созданная Петром I, рассчитана на подстегивание общества выжимание максимальных сил и средств. Естественно, это означало что государство применяет по отношению к обществу открытое насилие. Насилие, жестокость при Петре 1 имели колоссальные масштабы. Силовые элементы в государственной системе — армия, полиция, соз­данные Петром I, играли важную роль в гражданской жизни.

Темп преобразования России при Петре I поражает. Это ярко вид­но на примере законодательной активности. За 20 лет - с 1700 по 1720 гг. самим Петром и учрежденным им правительствующим Сенатом бы­ло издано 1700 законодательных актов, которые в корне меняли жизнь страны, предполагали ломку общественного устройства, экономики, культуры, всего образа жизни, В 1720-1725 гг., в последние пять лет царствования было издано 1200 законодательных актов.

Государство при Петре I модернизировалось в соответствии с но­выми задачами, но не изменило своей деспотической сущности. В руках царя была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнитель­ной, судебной и духовной власти. Причем деспотизм единоличной влас­ти даже увеличился. Царь активно вмешивался во все сферы общества, в повседневную жизнь людей. Власть царя никогда не была такой пол­ной, абсолютной. Систему власти, созданную Петром I, принято имено­вать абсолютизмом.

Государственная машина была усовершенствована, появился пра­вительствующий Сенат, который являлся высшим учреждением своей деятельности он полностью подчинялся царю. Члены Сенат;

назначались государем. В расчет при назначении принимались исключительно деловые качества. Создаваемый заново государственный ап­парат, в основе которого имелись европейские образцы, был вписан в систему единоличной, ничем и никем неограниченной власти и превра­тился в военно-бюрократический аппарат этой власти.

Устаревшая система приказов была отменена. Введены коллегии, каждая из которых занималась определенной отраслью государственно­го управления: иностранных дел, военная, мануфактурная коллегия и т.д. Хотя в коллегиях устанавливался совместный (коллегиальный) принцип рассмотрения дел, все же степень централизации была крайне высокой. Создано новое административное деление. Вся страна была разделена на восемь губерний, во главе которых были поставлены гу­бернаторы, обладающие всей полнотой исполнительной и судебной власти на местах.

В результате реформы Россия получила большой разветвленный бюрократически-полицейский аппарат, который будет усовершенство­ваться, в чем-то меняться, но в своей основе сохранится до 1917 года-При отсутствии демократии, контроля общества за властью, это от­крывало безграничные возможности для злоупотреблений. Петр I это понимал. Не будучи ни в малейшей степени сторонником демократии, Петр I выбрал другой путь: поставил деятельность государственной бюрократии под контроль с помощью соответствующих законов. При­нимаются разного рода регламенты, установления, которые детально регулируют деятельность чиновников. В силу этого государство Петра I называют регулярным: все действия чиновников оговорены соответ­ствующей процедурой в регламентах

Принятие Петром I в 1721 г. титула императора стало символом абсолютной единоличной власти монарха, опиравшегося на развет­вленный государственно-бюрократический аппарат.

Государство превратилось в корпоративного собственника. Соб­ственность государства уже тогда была значительна:

- Из 200 мануфактур, созданных при Петре I, половина принад­лежала государству. В основном это оружейные, судостроитель­ные, металлургические предприятия.

- Земли, на которых жили свободные крестьяне — общинники (черно­сошные), были объявлены государственной собственностью. Та­ким образом, свободные крестьяне превратились в зависимых от государства. Их так и называли - государственные крестьяне. Их положение было значительно лучше, чем крепостных у по­мещиков, но все же они находились в полной зависимости от го­сударства.

Монополия государства на торговлю рядом товаров внутри страны (соль, табак, водка и т. д.), а также некоторые монопо­лии на торговлю за рубежом приносили в казну значительный доход.

Наличие значительной доли собственности превращало государ­ство в субъект экономической деятельности с преимущественными пра­вами по отношению к другим субъектам. Государство определяло пра­вила игры и, безусловно, в свою пользу.

Особо следует сказать о роли бюрократии. Эта роль была большой с момента возникновения и усиления Московского государства. Но с ростом империи, ее территории и населения роль бюрократии возрос­ла, усложнилась ее структура.

Характерные черты русской бюрократии. 1 Зависимость чиновников, даже самых высших от воли и капризов монарха.

2. Строгая иерархия государственных учреждений и должностных лиц 3 Детальная регламентация деятельности чиновников многочислен­ными уставами, регламентами и т.д.

Основные устои деятельности бюрократии были определены в ге­неральном регламенте. Вводилось обязательство действовать в соот­ветствии с инструкциями, регламентами и указаниями. Там же был приведен текст присяги, под которой ставили подписи как сенаторы, так и канцелярские служащие. Должностные лица и учреждения от са­мых высоких правительственных инстанций до самых низких были на­делены особыми инструкциями и регламентами. Зависимость чиновни­ка от государства была больше, чем в Московской Руси. В Московской Руси думные чины (особенно бояре, окольничие) обеспечивались зем­лей и крестьянами и имели определенную экономическую независи­мость Иное дело в петровской России. Сенаторы, например, как и прочие чиновники, получали жалованье, а прекращение деятельности в Сенате влекло за собой и прекращение выдачи жалованья. Введение должностных жалований, усиливало, с одной стороны, заинтересован­ность в должности, а с другой — зависимость бюрократии от выше­стоящей инстанции и императора как вершины власти.

Любопытно, что принципы коллективизма, соборности находили отражение в регламентах, В 1720 г., когда составлялся Генеральный регламент, была предпринята попытка обосновать преимущества коллегиального управления. Однако это не удалось. Зато в Духовном регламенте, определяющем деятельность коллегии по делам церкви, со держалось положение о преимуществах коллегиальной формы управления в духовной области. Выдвигалась идея замены единолично формы правления (патриаршества) коллегиальной (Синодом). Любопытно обоснование: "Сие правление (коллегиальное - Л.С.) соборное и всегдашнее, и аки всегдашний Синод или синедрион, совершеннейии есть и лучшее, нежели единоличное правительство, наипаче же в государстве монаршем, каковое есть наше Российское"32.

На практике господствовали единоначалие и строгая должности иерархия. Это способствовало зависимости низших служащих от высших Строгая иерархия российской бюрократии нашла отражение Табели о рангах, которая устанавливала 14 рангов. Вся бюрократия от коллежского регистратора до фельдмаршала и канцлера была расписа­на в соответствии с этой табелью. Табель - это лестница служебной иерархии. Переход со ступени на ступень строго регламентировался. Например, чтобы из "подлого" сословия перейти в дворянство надо было дослужиться по гражданской части - до восьмого ранга, по воен­ной - до первого офицерского чина. В последующем дворянство могло стать наследственным. Интересно, что мерилом успешной работы чи­новника являлось не состояние дела, а упорядоченное делопроизводство.

Однако никакие регламенты и Табели о рангах не могли спасти от того, что неизбежно в любой бюрократической системе: казнокрадства, коррупции, волокиты и т.п. Павел Ягужинский, обер-прокурор, гово­рил царю: "Мы все воруем, только один более и приметнее, чем дру­гой"33. Чем выше чиновник, тем выше взятки. Бороться с этим можно только путем расширения демократии, контроля общества за властью. Однако в России это было исключено. Способы борьбы со злоупотреб­лениями - тоже бюрократические. Вводится фискальная служба, кото­рой было поручено негласно надзирать над всем и вся. Все граждане были обязаны "доносить". Фискалы пользовались нелестной репутаци­ей, злоупотребляли своим положением. Доносительство часто станови­лось формой сведения счетов. Фискальная система, созданная при Пет­ре I, хотя ее контрольные и ревизионные возможности расширялись, не была эффективной. Она не предупреждала преступления, а лишь реги­стрировала их. Фискал был даже заинтересован в совершении преступ­ления, поскольку это давало очевидные улики. Контроль охватывал всю иерархию учреждений. Возглавлял его обер-прокурор Синода.

Петр I, разрушая многое в старой системе Московского госу­дарства, не только не затронул корпоративность, но даже усилил ее. Были введены гильдии для купцов, ремесленники были объединены в цехи. В Западной Европе цехи как средневековый институт давно уш­ли в прошлое, а в России они появились при Петре I. Цехи и гильдии тормозили личную инициативу, продолжали традиции средневековой корпоративности, которая вела к ограничению передвижений по стра­не, в выборе занятий, в изменении социального статуса. Следователь­но, она сдерживала возникновение рыночных отношений.

Традиционная для России общинная демагогия на низовом уровне сохранялась, а в городах ее сфера даже была расширена. Если в XVII в. посадская община подчинялась царскому чиновнику — воеводе, то Петр I дал посаду выборное самоуправление - земскую избу. Имущее население городов избирало для ведения городских дел магистрат. Не­смотря на это, демократические традиции России наибольший урон понесли при Петре I. Государственный контроль свел действенность демократии до минимума. Парадокс: шли к европейскому типу и пере­крыли демократические традиции. Декабристы. А.Радищев, отдавая дань деятельности Петра I, в то же время справедливо отмечали, что он "истребил последние признаки вольности в своем отечестве".

Несмотря на то, что общество находилось под контролем госу­дарства и лишалось возможности проявлять инициативу, самостоя­тельность, результаты реформ, проведенных Петром I, были очень зна­чительны. Создана новая структура государственной власти. Измени­лись жизнь и быт слоев, связанных с западноевропейским укладом. Россия вошла в сообщество европейских государств. Более того, перед ней открылась возможность войти в состав держав, решающих судьбу континента.

Уже при Петре I за 20-30 лет произошли колоссальные изменения:

1) промышленность выросла в 7—10 раз (было 20—30 мануфактур, стало более 200); по металлу страна вскоре оказалась на первом месте в мире; 2) созданы крупнейшая в Европе регулярная армия, артиллерия, современный флот; 3) пробито "окно в Европу", завязаны разнообраз­ные дипломатические и торговые связи, из-за рубежа приглашены сот­ни специалистов; 4) построена новая столица - Санкт-Петербург; за­ложены новые города, прорыты каналы.

Особо следует сказать об образовании и культуре. Почти через 600 лет после Европы Россия активно вводила светское образование. По­явились инженерные, медицинские, горные, штурманские, военные, ре­месленные школы, школы начального обучения. Это был колоссаль­ный прорыв. Была образована Академия наук. Развернуто издание светских книг, прежде всего учебных: "Арифметика", "Букварь", "Грамматика Славянская" и даже славяно-греко-латинский "Лекси­кон" (Словарь). Печатались книги по военным, морским делам, по юриспруденции и истории, художественные произведения. Осущест­влен переход от церковнославянского на новый гражданский шрифт. Создавалась светская культура, свободная от церковной регламента­ции. Светская живопись, театр, библиотеки - все это входит в жизнь российского общества. Выдавалось разрешение на выезд за границу для получения образования.

Однако прививалось все это очень трудно. В немногочисленные школы учеников набирали с трудом, часто под плач и крики матерей. Просвещение и культура светского характера во времена Петра I охва­тывали очень узкий круг людей — 0,5 % населения34. Подавляющее большинство населения продолжало существовать в традициях Мо­сковского царства.

Государство выколачивало средства из общества на новое строи­тельство, на масштабные проекты. Дело доходило до таких вещей, ко­торые можно было бы считать анекдотом, если бы это не касалось пе­чальной стороны человеческой жизни - смерти. В 1705 г. последовал приказ, по которому все дубовые гробы в государстве надо было сдать органам власти по установленной цене. Затем эти гробы продавались по цене, увеличенной вчетверо. Таким образом, даже на смерти людей добывались средства для реформ.

Существовала ли оппозиция петровским преобразованиям? Серьез­ной оппозиции реформам в высших слоях российского общества не было. Это говорит о том, что необходимость реформ осознавали мно­гие. Три—четыре заговора" против царя среди поборников старины -это мало при таком крутом повороте. Правда с оппозицией была связана личная трагедия царя. Его сын Алексей выступил на стороне тех кто от стаивал традиции Московского царства, и погиб в борьбе с отцом. '

В низах, которые несли на своих плечах основную тяжесть рейсом протест был значительным. Число беглых крестьян к концу царствования Петра I достигло 200 тыс". В 1705 году началось восстание в Астрахани среди стрельцов. Поводом послужило насильственное брадобритие и обязательное ношение иноземной одежды. К стрельцам при­соединилось купечество и духовенство. Восставшие выступали против иноземных новшеств, в защиту православия и старых порядков Любо­пытно. что восставшие для управления избрали совет старшин. Они хо­тели склонить на свою сторону донских казаков, но это не удалось Восстание было подавлено вооруженной силой.

Но более, чем иноземные нововведения, возмущал народ тяжелый государственный пресс, налоги, насилие, жестокий контроль Беско­нечные возмущения наблюдались на протяжении царствования Петра I. Особенно крупное - восстание казаков под руководством Кондрата Булавина. Однако в целом жесткая государственная система контролировала ситуацию в обществе, не давала ему в условиях реформ пойти в разнос. Этот опыт многим политикам современной России не дает по­коя. Призывы проводить реформы под жестким контролем государства раздаются постоянно. Однако надо помнить и о другой стороне' госу­дарственный контроль ведет к масштабному применению насилия к большим человеческим потерям, медленному темпу реформ. Такой путь не дает обществу механизмов саморазвития.

Цивилизационный раскол русского общества

Если оценивать результаты и последствия реформ Петра I, можно ли сказать, что Россия стала страной европейской или, во всяком слу­чае, приблизилась к европейскому типу? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Дело в том, что реформы Петра I раскололи русское общество. Реформы привели к образованию двух разных укладов Сложилось крайне сложное положение, для характеристики которого обратимся к В.О. Ключевскому: "Из древней (т.е. допетровской - Л С) и новой России вышли не два смежных периода нашей истории а два враждебных склада и направления нашей жизни, разделивших силы русского общества и обративших их на борьбу друг с другом, вместо того, чтобы заставить их дружно бороться с трудностями своего поло­жения". Тема раскола российского общества стала с этого времени од­ной из важнейших в общественной жизни. На какие два уклада раско­лолась Россия? "Почва" и "цивилизация" (по терминологии В.О. Клю­чевского). Рассмотрим эти уклады.

"Почва". Этот уклад, основные черты которого сложились в усло­виях Московского царства. В нем господствовало общинно-корпо­ративное устройство, вертикальные связи, отношения подданства. Раз­витие шло медленно, тяготело к застою. С этим укладом была связана подавляющая масса населения - прежде всего общинное крестьянство, находившееся в зависимости от помещика или государства. Эта часть населения была связана в повседневной жизни с общинной демократи­ей и православными идеалами. Здесь господствовали коллективизм, уравнительные принципы социальной справедливости, антисобствен­нические настроения. В годы реформ положение населения, связанного с почвенным укладом, было крайне тяжелым, и коллективизм выступал мощным фактором социальной защиты. Община помогала старикам, солдаткам, воспитывала сирот и т.п.

По мере увеличения территории государства происходило переме­щение русского населения и распространение общины, ее коллекти­вистских ценностей на новые территории: Дон, Кубань, Кавказ, Си­бирь. Все стороны почвенного уклада определяло российское право­славие. Здесь - безраздельная сфера его господства. Православие при­зывало сосредоточиться на духовной стороне, отрешиться от тягот, смиренно нести свой крест. Православие осуждало стремление к при­были как цели экономической деятельности, не согласилось признать предпринимательство, богатство богоугодной деятельностью. Антирыноч­ная направленность православия очевидна.

"Почва" жила насыщенной духовной жизнью, здесь была богатей­шая культура. Прозрения праведников и подвижников представляли философию "почвы". Кумиры "почвы": Сергей Радонежский и Нил Сорский, Серафим Саровский и Тихон Задонский, Паисий Величков-ский и Амвросий Оптинский. Смирение, жертвенность, терпимость и все-человечность, утонченный мистицизм - вот нравственный идеал этого уклада. Для него характерна неразделенность гражданской и религиоз­ной сфер жизни. Здесь была своя живопись; лубок, икона, своя литера­тура: жития святых, художественные произведения религиозной право­славной направленности (Лесков, Мельников-Печорский и др.). "Почва" развивала богатейшие традиции народной культуры: песни, сказания, былины, народные обряды. Существовала своя система народного об­разования, которая обеспечивала непрерывность и жизнь традиции. Важнейшую роль играла славяно-греко-латинская академия, созданная в XVIII в. В 1814 г. она была переведена в Троице-Сергиеву Лавру. Академическое богословие поддерживало в неприкосновенности осно­вы русского православия, защищало их от размывания протестантски­ми и католическими идеями. Из стен академии выходили не только бо­гословы, но и дипломаты, государственные деятели. На низовом уров­не большую роль играли школы при церквах.

Таким образом, "почва" представляла собой уклад, преобладавший по объему: с ним было связано большинство населения. Мировоззрение здесь определялось русским православием и традициями общинности.

"Цивилизация". Это западного типа уклад. Он включал лишь ма­лую часть России, в основном грамотную и активную. В этом укладе начались формирование классовой структуры, развивалось предпри­нимательство, появилась профессиональная интеллигенция, складыва­лись рыночные отношения. Но этот уклад насаждался государством, им контролировался и не был в полном смысле слова западным. Он был значительно деформирован.

Мировоззрение этой часта населения становилось рациональным.

Личностное начало получило импульсы для своего развития и обще­ственные идеалы формировались под влиянием европейского образо­вания, европейских мыслителей. В котле отечественной культуры начали вариться европейские достижения: идеи французских просветителей и социалистов, достижения новейшей философии, науки. В XVIII в., по выражению В.О.Ключевского: "...чуть не в один век перешли от До­мостроя попа Сильвестра к Энциклопедии Дидро и Даламбера.

Прозападно настроенная интеллигенция охладела к православию. Распространились антицерковные и даже атеистические настроения. П Я Чаадаев критически оценивал православие и религиозный выбор, сделанный в Х в., как акт, оторвавший Россию от европейской истории и культуры. П.Я. Чаадаев писал: "Вопреки имени христиан, которое мы носили, в то самое время, когда христианство величественно шест­вовало по пути, указанному божественным его основателем, и увлекло за собой поколения людей, мы не двигались с места... Хотя мы и хрис­тиане, не для нас созревали плоды христианства. Но особенно ярко это продемонстрировал XIX в. - век, когда Россия значительно про­двинулась по западному пути. Вспомним атеизм А.Герцена, резкую критику православного духовенства в русской публицистике, литера­туре, живописи. Те западники, которые не порывали с христианством, исповедовали скорее общехристианские ценности, чем собственно пра­вославие. Однако возможности для рационализации сознания и инди­видуализации общества были ограничены. Давили корпоративность и мощное государство.

Значительные шаги уже при Петре I были сделаны в формировании социально-классовой структуры западного типа. Рос класс собственни­ков Указом 1714 г. все поместья, которые были розданы на правах владения, превращались в вотчины, т.е. в собственность. К слову, этот акт одновременно юридически закрепил право собственности помещи­ка на крепостного крестьянина. В 1714 г. был введен закон О единона следии" (майорате) — о наследовании собственности, который способ­ствовал выделению крупных собственников, хотя просуществовал не­долго. Недвижимую собственность наследовал один из сыновей (или дочерей). Остальные должны были служить по военной или граждан­ской части. Вопрос о собственности приобрел первостепенное значе­ние. Началось выяснение границ поместий с точностью до аршина. Был издан специальный указ о размежевании земель по всей территории го­сударства и закреплении размеров владений. Это еще не частная соб­ственность в западном смысле. Права собственника не защищены законом. Но это важный шаг в западном направлении.

Формировался слой предпринимателей, промышленников из раз­ных слоев. Петр I поощрял предпринимательство, известным предпри­нимателям давал дворянское звание (например, Демидовым). В 1719 г. всем жителям страны, независимо от положения, было разрешено ис­кать полезные ископаемые и строить заводы по их переработке, неза­висимо от того кому принадлежала земля. Получила распространение практика передачи государственных предприятий частным владельцам или специально созданным для этого компаниям. Таможенный тариф 1724 г. облегчал вывоз за границу отечественной продукции и сдержи­вал ввоз иностранной-

Уже с середины XVIII в. в России появилась новая социальная ка­тегория: "наемные рабочие". Оторвавшись от деревни они прижи­вались на фабрике и потом свое новое семейное положение передавали по наследству детям. Этот процесс шел медленно. Из чего


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.