Московское государство: особенности возникновения и развития — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Московское государство: особенности возникновения и развития

2019-08-04 189
Московское государство: особенности возникновения и развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Колонизация земель на Северо-Востоке началась примерно в Х — Х! вв. Скорее всего пионерами были новгородцы, которые активно ко­лонизировали окружающие территории. Миграция из района Киева интенсивно началась в XII в., а может быть и несколько раньше. Междуречье Волги и Оки было заселено народами финской (или финно-Угорской группы): меря, мордва, марийцы (черемисы), мурома. Жили здесь также вятичи, кривичи. О жизни этих народов в древности из­вестно мало. До наших дней сохранились мордва, марийцы. По осо­бенностям их культуры можно судить о прошлом. Большинство фин­ских племен было постепенно ассимилировано (обрусели). Земли засе­лялись быстро, однако в отличие от Киевской Руси городов здесь было мало, господствующим типом селений были деревни. Считается, что именно смешение русских славян с финнами положило начало форми­рованию русского народа — великороссов. Они отличались от русских славян Киевской Руси. Жили в другой географической среде - в лесах, а не в степи. Другим был и образ жизни, а жизнеобеспечение требовало больших физических усилий, тяжелого труда Произошло некоторое изменение физиологического типа. Если на древних киевских иконах мы видим овальные, тонкие лица, то в Суздальской земле тип другой: круглое лицо, мягкие (невыраженные) черты лица и т.д.

Произошли изменения и в ментальности. Это отразилось прежде всего в языке, в восприятии окружающего мира, в отношении к природе. Приверженность православию сохранилась, но языческие традиции усилились.

Однако не меньшее, а, может, большее влияние по сравнению ^ финским элементом на формирование русского народа и его общественной организации оказал монголо-татарский фактор. Проблем. монголо-татарского влияния всегда волновала русское общество. Две крайние позиции противостоят друг другу.

1. Монголо-татарское иго принесло разорение, гибель людей, за­держало развитие, но существенно не повлияло на жизнь и быт русских и их государственность. Эту позицию защищали С. Соловьев, В. Клю­чевский, С. Платонов, М. Покровский. Традиционна она и для советской историографии на протяжении 75 лет. Главная идея заключалась в том, что Россия развивалась в период монголо-татарского нашествия по ев­ропейскому пути, но начала отставать из-за масштабных разрушений, человеческих потерь, необходимости платить дань.

2. Монголо-татары оказали большое влияние на общественную и социальную организацию русских, на формирование и развитие Мо­сковского государства. Впервые эту мысль высказал Н.М. Карамзина затем ее развили Н.И. Костомаров, Н. П. Загоскин и др. В XX в. эти идеи развивали евразийцы, которые считали Московское государство частью Великого Монгольского государства. Есть авторы (например, В.В. Леонтович), которые утверждали, что и крепостное право было заим­ствовано Россией у монголов.

Прежде чем определить позицию, давайте посмотрим на исторические реалии. Обратите внимание: общеупотребительное название по отношению к нашествию - моиголо-питчарское — имеет чисто символиче­ский характер. Русский летописец, описывая битву на реке Калка в 1223 г., характеризовал их как "языци незнаеми... их же никто же добре н(весть, кто суть". Прошло более семи с половиной столетий. Но историки, как и древний летописец, констатируют, что этническая принад­лежность народа, пришедшего на берега реки Калка в 1223 г., не ясна. Собственно монголы составляли лишь небольшую часть огромной ар­мии завоевателей- (Вряд ли современные монголы имеют прямые этни­ческие связи с древними монголами, которые или погибли в бою, или остались в завоеванных странах). Более определенно можно сказать о населении Золотой Орды. Известно, например, что в XIV в. основную массу ее населения составляли потомки половцев и других кочевых на­родов причерноморских степей. Таким образом, когда речь идет о "монголо-татарах" или "татаро-монголах", либо просто "татарах" или "монголах", под этим названием подразумевается не полностью опре­деленный народ, а возникшее в начале XIII в. объединение десятков кочевых племен, где монголы составляли малую часть. Кто бы они ни были, нашествие крайне разрушительно сказалось на состоянии рус­ских земель: они были отброшены на столетия назад. В чем это выра­зилось? В районах нашествия были разрушены города, села, культур­ное земледелие, ремесла. По подсчетам археологов, в XII - XIII вв. на Руси было 74 города. 49 были разорены Батыем, причем в 14 из них жизнь не возобновилась, а 15 городов превратились в села. Запустели пашни, зарастая бурьяном и лесом, исчезли многие ремесла.

Сократилась численность населения Руси. Люди гибли, многие по­падали в плен и превращались в рабов. Источники сообщают о тыся­чах русских рабов в Орде. Если речь идет о тысячах, то по отношению к численности населения того времени это много. Ведь средние города -Ростов, Рязань — имели население не более 1000 человек. А самые круп­ные - Киев, Чернигов, Владимир - 20-30 тысяч жителей. Поэтому масштаб рабства резко возрос. В рабство уводили прежде всего ис­кусных ремесленников и женщин. Излишек рабов продавали на не­вольничьих рынках Крыма и Кавказа. Русских невольников продавали в Египет, охотно покупали их в Италии. Особенно высоко ценились русские женщины. Известно, что в 1429 г. за 17-летнюю русскую девушку была заплачена самая высокая цена, которую когда-либо платили за ра­бов, - 2093 лиры. Пленные русские воины участвовали в походах Ор­ды, воевали в Китае, в других азиатских странах.

Как видно, основания для утверждения первой точки зрения есть. Но только ли этим ограничивались последствия нашествия? Ведь Русь попала в зависимость от Золотой Орды. Разоренная, она платила тяже­лую дань серебром. Более того, русские князья ездили в Орду, чтобы получить ярлык (право) на княжение. Первым за ярлыком отправился в 1242 г. Александр Невский, Последнее упоминание о поездке русского князя в Орду отмечено 1434 г. (Василий Косой). Князья подвергались не­слыханным унижениям, их могли просто убить. Неужели это не оказы­вало существенного влияния? На этом основании отдельные историки защищают вторую позицию, делают вывод, что Русь в период монголо-татарского нашествия являлась частью Золотой Орды. Указывают, что с разложением Золотой Орды, которое развернулось в XV в., Москва постепенно взяла на себя управление ее территориями. Важным счита­ется, что уже в XV в. ряд татарских князей и мурз перешли на службу к князю Московскому. Однако вряд ли с этой позицией можно согласиться в полной мере. Каковы очевидные аргументы против?

1. Яса Чингисхана, правовой кодекс монголов, на территории Руси не действовала. Не создали они и специальных законов для нее. На Ру­си действовали собственные правовые нормы (они нашли отражение в судебниках).

2. Монголо-татары не устранили русских князей, не создали своей династии на Руси, как это было в завоеванной ими Персии. Не имели они и постоянного наместника или наместников с определенными функциями. Баскаки назначались спорадически в отдельные места, не имели функций управления, а наблюдали главным образом за сбором дани. Таким образом, систематического управления Русью со стороны Золотой Орды не было. Управление находилось в руках русских князей, а сношение с Ордой — главным образом в руках великого князя

3. Русь сохранила свою духовную основу - православие. Сначала языческая, а затем мусульманская Золотая Орда не настаивала на смене веры.

Из сказанного очевидно - нет оснований говорить, что в период монголо-татарского нашествия Северо-Восточная Русь стала составной частью Золотой Орды. Речь может идти о ее зависимости от Золотой Орды и монголо-татарском влиянии на процесс формирования русско­го народа и Московского государства. Причем это влияние было не прямое, а опосредованное. Влияли сам факт господства на русской земле и атмосфера насилия на протяжении двух с лишним столетий. Стремясь вернуть независимость, создавая свое государство с центром в Москве, русские многое перенимали из общественной организации противника. С XII по XVII вв. в Европе шло складывание современной цивили­зации в острой политической и религиозной борьбе. В общественно-политической жизни боролись две тенденции.

Первая тенденция - сохранение средневекового общества с приори­тетом католических ценностей Священная Римская империя, или, как было сформулировано в XVв., "Священная Римская империя германской нации", наиболее ярко представляла эту тенденцию. Максимилиан I видел в Римской империи осуществление идеи "Божьего государства" на Земле. Наибольшего расцвета эта империя достигла при Карле V, последнем императоре, получившем корону из рук папы римского. Усиление исламской Турции, государства восточного типа, подпитывало эту тенденцию. Однако прошлое разрушалось. Сфера действия этой тенденции суживалась

Вторая тенденция — образование национально-территориальных государств светского типа с рациональным мировосприятием, автономия личности. Оно было связано с формированием гражданского общества, и ограничением прав власти законом. Эту тенденцию олицетворяли Англия, Франция, Швеция. Вторая тенденция побеждала. В первой по­ловине XVII в. рухнула Священная Римская империя - оплот средневе­кового типа развития, превратившись в конгломерат независимых государств.

Московское государство в период своего становления и развития рассматривало себя как часть европейского мира, мира христианского. На рубеже XV - XVI вв. род Рюрика, основателя великокняжеской ди­настии, стали выводить из Римской империи, считая его потомком римского императора Августа. Иван Грозный на встрече с польскими послами с гордостью поминал, что ведет свой род от "сродника Августа-кесаря". В последующем Россия стремилась выступать защитницей христианских ценностей, доказывала, что она причастна к истокам христианства. В период Московского государства особенно популярной стала легенда об Андрее Первозванном, предсказавшем создание могущественного христианского государства на восточно-европейской равнине. Эта легенда обрастала подробностями, деталями. Она служи­ла обоснованием важного тезиса: православная церковь в Московском государстве - апостольская, то есть у ее истоков - первоученики Христа. Иван Грозный и его современники ни на йоту не сомневались в истинности легенды. Иван Грозный, принимая послов из папского Рима, сказал: "Мы уже с самого основания христианской церкви приняли христианскую веру, когда брат апостола Андрей пришел в наши земли,...а впоследствии, когда Владимир обратился к вере, религия была распространена еще шире"". Этим утверждением Иван IV стремился доказать многое. Папский Рим гордился древностью христианства. Оно утвердилось там раньше, чем в русских землях, почти на десять веков. Однако обратите внимание на важное! По легенде, Андрей Первозванный посетил киевские горы в I в. Апостол Петр посетил Рим тоже в I веке, и эта дата считается официальной датой христианизации Рима. Следовательно, если следовать легенде, русские изначально приобщи­лись к христианству одновременно с Римом и независимо от него. Москва проповедовала равные права русских с древнейшими центрами христианского мира. Идея о "Москве - Третьем Риме" утверждала равноправное положение ее среди таких древнейших центров, как Рим, Константинополь. Москва ни у кого не собиралась принимать эстафету, она хотела укорениться в христианском мире.

В XVII в. предпринимались попытки связать начало русской истории с Библией, доказать, что непосредственные предки славян происходили от легендарного праотца Ноя. Дело в том, что правнука Ноя, сохранившего жизнь человеческую и животную во время всемирного потопа, звали Скифом. А старших сыновей Скифа - Словеном и Русом. Отсюда выводили самоназвание народа и страны.

Раздробленная Северо-Восточная Русь не могла противостоять Золотой Орде, обеспечить независимость. Она нуждалась в своей государственности. В Х1У-ХУ вв. на этой территории сложилось централи­зованное государство со столицей в Москве. Становление государства в русских землях развернулось в соответствии с первой, средневековой тенденцией в Европе. Почему не по второй, прогрессивной? Прежде всего, Северо-Восточная Русь с татаро-монгольским нашествием ока­залась изолированной от Запада. Русские княжества как бы исчезли с европейской исторической сцены, выпали из поля зрения западных пи­сателей. Закрылся путь из варяг в греки, были прерваны и другие связи л с Европой. Контакты были редки, иностранцы единично посещали Московию. Ее изоляция усилилась с падением Византии в 1453 г. Русская православная церковь обрела самостоятельность (автокефальность). Но одновременно Россия оказалась отрезанной от христианского мира. Церковная жизнь в Московском государстве приобрела черты фана­тизма, расцветал культ жертвенности. Особенно почитаемы в обществе стали юродивые, блаженные, пустынники, отшельники, затворники и т.п. Церковь проповедовала покорность судьбе, смирение, оказывала колоссальное влияние на жизнь государства и повседневную жизнь граждан.

Если на Западе общество в трудной борьбе, но освобождалось от влияния церкви и церковных догматов, то в Московском государстве -наоборот. Общественным идеалом стало религиозное подвижничество подвиг во имя Христа, общества, а интересы личности были забыты. Духовным символом Московского государства стал Сергий Радонежский – духовный отец Дмитрия Донского. Какие черты Сергия в истории превратили его в святого: кротость, смирение, скромность и трудолюбие, умение тихо и незаметно, но неуклонно и твердо совершать свой подвиг, нести свой крест. Причем суть подвига Сергия – в служении обществу, Христу.

Под угрозой падения от Османской Турции Византия повела переговоры с Папой Римским о соединении православной и католической церквей (расчет на то, что все христиане встанут на защиту Византии). Римский Папа отнесся благосклонно к этой идее, и было решено провести Вселенский собор для заключения унии (союза) между православной и католической церквями.

Великий князь Василий II не рекомендовал Московскому митрополиту из греков Исидору ехать на собор. Более того, он предупреждал, что Москва не примет унии. Митрополит, будучи сторонником объединения, все-таки поехал. Собор открылся во Флоренции 5 июля 1439г. Папская курия и Константинопольская Патриархия подписали акт о принятии православной церковью католических догматов и верхоглавенстве Римского Папы при сохранении православных обрядов и богослужения.

       Византию это не спасло. Она пала в 1453 г. под ударами османских войск. Но православие и католичество сблизились. Митрополит Исидор вернулся на Русь с твердым намерением реализовать Флорентийскую унию. Однако Василий II приказал сместить его с митрополичье­го престола как "латинского злого прелестника" и заточить в Чудов монастырь. После длительных злоключений он бежал к Римскому Па­пе. В Москве решения собора рассматривались как измена истинной вере. В 1442 г. собор русского духовенства в Москве по предложению Василия II назначил митрополитом Иону без санкции Константино­польского Патриарха. Это означало объявление русской церкви неза­висимой от Византии и, следовательно, свободной от унии. Русская православная церковь отмежевалась от европейского православия. Вскоре в 1458 г. от Московской митрополии откололись русские земли в Литве. Впоследствии, при Иване III, Рим пытался добиться выполне­ния Москвой Флорентийской унии, но безуспешно. Московская право­славная церковь, изолированная от христианского мира, который ме­нялся, создавала особый мир, пронизанный религией. Проповедуется идея о возможности прижизненного общения с богом через посредство праведной жизни как главном предназначении человека в этом мире. Произошла интенсификация духовной жизни. Для этого времени ха­рактерно движение монашеских идеалов в общество. Стирается грань между монастырем и миром. Именно этот период в русской истории с интенсивной духовной жизнью, идеалами духовного подвижничества получил название Святой Руси.

Итак, в силу изолированности от Европы (политической, культур­ной, духовной) становление Московского государства происходило в соответствии с первой (средневековой) тенденцией. Это отягощалось рядом особенностей, сформировавшихся под влиянием нашествия-Произошло общее огрубление нравов. В гражданской жизни утвержда­лась жестокость: введены смертная казнь, наказание кнутом, пытки. Ни правовой кодекс Киевской Руси ("Русская правда"), ни республиканские кодексы ("Новгородская и Псковская судные грамоты") ничего подоб­ного не содержали.

Существенным оказалось влияние Золотой Орды в общественной организации. Уже к концу XV в. (при Иване III) сложилась неограни­ченная единоличная власть Московского князя. В обществе устанавли­вались отношения подданства, как на Востоке, а не вассалитета, как на Западе. Западный институт вассалитета предполагал отношения двух договаривающихся сторон, которые обе были связаны взаимными пра­вами и обязательствами. Вассальные отношения, утвердившиеся в древности, постепенно ликвидировались. Отменены право вассала по­менять сюзерена, иммунитет (автономия). Бояр, которые представляли интересы земель, стали вытеснять служилые люди, дворяне (дворовые люди по службе известны с XII в.). Это - государственная бюрократия, которая постепенно стала опорой усиливающейся власти. Боярская ду­ма сохранялась длительное время. Используя ее, бояре пытались от­стаивать автономию общества от власти, но безуспешно. Роль ее пада­ла В Московском государстве шел процесс нивелирования личности уничтожения автономии общества и полного подчинения ее власти. Московские князья требовали беспрекословной покорности подданных и имели практически безграничную власть. Не только простой хлебо­пашец, но и знатный боярин был лишь холопом князя. Так же, как и в свою очередь, князь был лишь ханским холопом.

Белозерская уставная грамота 1488 г. ввела в закон отношения под­данства. Все были уравнены перед лицом государственной власти: фео­далы и черные люди, светские и церковные. Все становились поддан­ными государства, целиком от него зависели. Сигизмунд Герберштейн, посол империи Габсбургов, посетил Москву в 1517 и 1526 г. Будучи представителем не самой передовой державы, он был поражен москов­скими порядками. Особенно удивительным показалось могущество Ва­силия III. " Властью, которую он имел над своими подданными, он да­леко превосходит всех монархов целого мира... Всех одинаково гнетет он жестоким рабством..." И далее: " Все они называют себя холопами, то есть рабами государя..."12.

Любопытно, как шло становление самоназвания русского госу­дарства. В момент завершения образования единого Московского го­сударства и обретения независимости (в 1478 г., 1480 г.) его глава, ве­ликий князь Московский и Владимирский Иван III, усвоил титул князя Всея Руси, провозгласив тем самым себя приемником князей Киевских прокламировав права на территории Древней Руси. Следует отметить ни Литва, ни Польша, ни другие западные соседи такого названия не приняли. Они не признавали прав Москвы на западные и севере западные (Новгород) земли. Московия, Московское государство -употреблялось такое название. В остальных странах Европы, которьк были далеки от борьбы в этом регионе, закрепилось название Русия Русь стала Россией в 1547 г. после венчания Ивана IV на царство. Официальное наименование страны стало Российское государство, ил» Россия. Однако у западных соседей еще долго в ходу было название Московское государство (в Речи Посполитой, например). В период ему ты временами исчезало слово Россия и в Москве, поскольку территории крайне сузилась. Любопытно, что первый царь из династии Романовы был избран на престол Московского царства Российского государства. Ь XVII в. окончательно за страной закрепилось название Россия.

Решающую роль в том, как пошло развитие Московского госу­дарства, сыграло монголо-татарское нашествие.

От Московского княжества — к царской деспотии-эпоха Ивана IV Грозного

В 1480 г. была '""-•"!'"ипорг- дарства от Золотой

 

мом русском обществе восточные черты приобрели определенность и свою социальную базу. Поэтому в XVI в. наблюдалась наибольшая близость Московского государства к восточному типу развития. Наиболее близко к типу восточной деспотии Московское государство подошло в эпоху Ивана IV Грозного. Для советского времени Иван Грозный ~ это привлека­тельная фигура. Личность царя Ивана импонировала всесильному Сталину. В 30-е гг. историкам была дана команда: найти аргументы для оправдания террора в эпоху Грозного. Даже апологетическая, возвеличивающая Грозно­го вторая серия фильма Сергея Эйзенштейна об этой эпохе была осуждена в специальном постановлении ЦК ВКЩб). В этом постановлении, принятом в 1946 г., была дана оценка деятельности опричного войска как "прогрес­сивного". Советские историки обязаны были следовать в этом русле.

На самом деле деятельность Ивана IV была направлена на разруше­ние элементов, которые служили опорой для становления прогрессив­ного типа, и укрепляла восточные черты в организации российского общества. В 1547 г. 17-летний Иван IV венчался на царство. С этого времени великий князь как глава государства уступил место царю. До этого времени царем на Руси звали золотоордынских ханов. Теперь это — ти­тул Московского государя. Однако не только внешне высказывал Иван IV симпатии к восточной организации общества. Его политические взгляды свидетельствовали, что он категорически не принимал евро­пейский тип светского государства. Для него идеалом являлась неогра­ниченная монархия, в которой власть царя санкционирована церко­вью. Полное подчинение всех подданных, независимо от положения божественной воле монарха было обязательным. Монарх, по мнению Ивана IV, не светский государь, а проводник Божьего провидения на Земле.

Ивана IV преследовал кошмарный, в его представлении, призрак ев­ропейского парламентаризма. На Западе, где шло становление про­грессивного типа развития, он видел те формы государственного уст­ройства, которые хотел категорически избежать в своей стране. Его возмущало, что английская королева должна обсуждать государствен­ные дела в парламенте, что от воли парламента во многих важнейших вопросах, таких как финансы, объявление войны и заключение мира, зависели и французские короли. Иван IV с осуждением писал князю А. Курбскому о западном государственном устройстве: "А о безбожных языцех, что и глаголити! Понеже те все царствами своими не владеют- како им повелят работные их, тако и владеют"13.

Иван IV считал, что только сильная единоличная власть самодержца может сплотить общество и спасти от раздоров. В чем он видел главное зло демократии? "Там особь каждо о своем печеся"14. Индивидуализм, права личности категорически отвергались. Главный аргумент царя против демократического устройства: при самодержавии царство про­цветает, при самоуправлении граждан - падает. Особенно нападал Иван Грозный на Польшу. Король на польском престоле был не "помазанник Божий", а избирался шляхтой. Поэтому польский король Си-структуры, а граждан. Шло расширение электората» был отм "императивный" мандат, который сковывал депутатов. Общинна мократия и Земский собор являлись теми элементами, которые связь-Россию с Европой, но...средневековой.

Общественное сознание русского народа формировалось в условиях Московского царства. Сейчас много говорят о русской идее, об бом предназначении русского народа. Массовыми тиражами изд соответствующая литература16. Делается попытка вывести рус идею из Киевской Руси, хотя тогда не было России, не было рус народа. Но дело не только в этом. Русской идеи не существует. особенности русского национального самосознания, которые в основе сформировались в период Московского царства. Каковы о;

1. Соединение характерной для Востока духовности, сосредоточенности на высшем смысле сущего, выраженного в православии стремлением к свободе, демократии, прогрессу, характерным Запада.

Из этой особенности проистекает стремление всех спасти. Н, кантильный Запад принести духовность, на жесткосердный В - христианское милосердие. Эта черта общественного сознан массовом уровне давала оправдание завоевательной политик» сийского государства. Считалось, что истинные ценности нахс только в России и заключены в православии. Даже монархия (лась истинной только в России — царство (православная мона;

Остальные монархии были неправильными.

2. Коллективизм, слабовыраженное личностное сознание. Индитлизм никогда не пользовался симпатиями масс. Корпорат структура утверждала этот приоритет повседневно, общинная кратия была глубоко укоренена.

3. Приверженность ценностям православия с его своеобразный пониманием оказала огромное влияние на формирование ственных идеалов. Два фактора были решающими: опыт нет ственной общинной демократии, православие. В условиях, большинство населения было неграмотно, церковь играла} сальную роль в формировании общественного сознания и ственных идеалов. Какие стороны православия наиболее замет влияли на общественное сознание?

В православии более четко, чем в западном христианстве, выражена идея социализма, общества социального равенства. Если в зап христианстве социализм - это чаще всего "блудный сын", который неизбежно после бунта вернется в лоно общества, то в православ социального равенства - один из важнейших догматов. Почитаеу Руси Иоан Златоуст учил: "Горе Вам, прибавляющие дом к дому соединяющие поле к полю так, что другим не остается места"17.

Православие всегда обращалось с укором к богатым и с угеи к бедным. Святые на Руси чаще всего страстотерпцы, великие муки. Если в Европе в протестантской среде вера толкала человека к ак­тивной общественной и экономической деятельности, поскольку это было залогом индивидуального спасения, то в России спасение могло быть только коллективным, во главе с православным царем. Отсюда проистекали бесконечные поиски "настоящего царя", на которые ухо­дило столько духовных сил в XVII - XVIII вв. Самозванство вызвано сомнениями (в начале XVII в. особенно) в святости царской власти.

Мир совершенен, в соответствии с положениями православия он многогранен, но гармоничен. Представление о нераздельном полифони­ческом мироустройстве, характерное для православия, получило назва­ние соборного идеала. Если что-то разъять в этой гармонии, мир умрет, гармония погибнет. Стоит ли после этого спрашивать, почему России так трудно достается разделение властей в современную эпоху. Соборное представление о мире столетиями воспитывалось правосла­вием. Из идеи соборности вытекают и некоторые другие особенности представления о мире. Положим, для западного рационалистического сознания является очевидным, что часть составляет только элемент це­лого, часть не может дать представления о целом, только составив все части вместе можно составить представление о целом. Казалось бы разве можно понимать иначе? Оказывается можно. В православии и целое, и часть этого целого имеют полный, одинаковый набор призна­ков. Они тождественны по существу, разница лишь в масштабе, степени. Такое представление вытекает из следующего: если часть имеет в себе только отдельные элементы целого, то она ущербна, значит нарушает­ся гармония мира. Казалось бы, бог с ними, с этими религиозными тонкостями понимания мира. Что нам до них. Однако не будем спе­шить. (Например, Советы: Верховный Совет и местный Совет - одни и те же структура и функции - разница лишь в масштабе). Православие влияло не только на культуру, но и на общественно-политическую орга­низацию.

Однако как ни велико было влияние православия на общественное сознание русских, все же никогда не было полного его поглощения ре­лигией (харизматизации), как не было и выраженной секуляризации (перехода к светскому, гражданскому сознанию). Этатизм, приоритет государственного начала — характерная черта общественного созна­ния русских. Держава, обретенная в ходе борьбы за независимость, считалась главным национальным достижением и ее интересы воспри­нимались как интересы лично каждого. Интересы общества и государства слиты, нераздельны.

Московское царство в конце XVI в. было мощным военно-бюро­кратическим государством. Оно объединяло в своем составе значи­тельные территории. Хотя 25-летнюю войну за Ливонию Иван IV про­играл, почти треть русских территорий Литовского княжества вошла в состав Московского государства. Не удалось удержать Нарву и другие Юрода по берегам Финского залива, но граница была отодвинута на Запад. В середине XVI в. Казанское и Астраханское ханства были разгромлены, и Поволжье включено в состав России. Отряды первопроходцев двинулись уже в XVI в. за Урал. Казалось, этот мощный организм находится в расцвете. Однако после смерти Ивана IV, при отсутствии сильного властителя, монолит государства покрыли трещины а затем оно распалось.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.