Положительные последствия финансового кризиса — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Положительные последствия финансового кризиса

2019-08-04 357
Положительные последствия финансового кризиса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В целом, кроме негативных последствий любой кризис имеет и определенные положительные моменты. На промышленном рынке происходит так называемый "естественный отбор". На плаву остаются только наиболее жизнеспособные предприятия, проводящие эффективную политику управления ресурсами. Неконкурентоспособные же компании уходят с рынка. Но в борьбе предприятий за выживание, в условиях жесткой конкуренции может также произойти и снижение цен на некоторые товары и услуги, что, безусловно, тоже является положительным моментом. Пример тому – бензин, земля, недвижимость. Кризис приводит рынки к естественному ценообразованию. Помимо этого происходит общее оздоровление экономики и выход на первый план отечественных производителей.

Обратимся прежде всего к малому и среднему бизнесу.

В данном случае, я думаю, необходимо скорее говорить об индивидуальной предприимчивости, креативности, деловой хватке, основанной на знании клиентских ожиданий каждого отдельного бизнесмена, чем рассуждать об отрасли в целом, стараясь выделить те или иные виды и их преимущества. Лучшие перспективы всегда за теми, кто заранее готовится ко всем превратностям, минимизирует издержки, не отягощен тяжелыми кредитными обязательствами, внедряет в производственный процесс инновационные технологии. Такие компании, невзирая на кризис, всегда будут представлять интерес и для партнеров, и для инвесторов. Выигрывает всегда тот, кто быстрее, мобильнее и гибче развернет свой бизнес в сторону клиентских запросов. Потребитель всегда это чувствует. А маневренности малому и среднему бизнесу не занимать.

Малому и среднему бизнесу легче перегруппироваться и сориентироваться, чтобы занять свободную нишу в экономике. "Входной билет" значительно дешевле, коммуникации проще. Еще совсем недавно многие инициативы разбивались о пороги бюрократического равнодушия или инвестиционной незаинтересованности в "мелочи". Государство начало осознавать социальную значимость и перспективы роста этого сектора экономики, подавая пока только знаки внимания. Не за горами, как я думаю, и создание реально работающих венчурных фондов, и предоставление возможности в получении недорогих кредитов, и внедрение целевых программ по поддержке малого и среднего предпринимательства.

Мне кажется, что в краткосрочном плане можно прогнозировать хорошие перспективы для малого бизнеса в сфере товаров и услуг массового спроса, а также предприятий, обслуживающих государственные нужды. Бизнес с дорогим "входным билетом" и низкой потребностью в оборотном капитале будет чувствовать себя еще более комфортно. Среди торговых компаний выиграют те, кто имеет низкую долговую нагрузку, невысокую долю малоликвидных запасов, гибкую структуру клиентской базы и широкую нишу в нижнем и среднем сегменте спроса. При поддержке банковского капитала у подобных компаний есть возможность увеличить свое присутствие на рынке и занять новые ниши. В долгосрочной перспективе я бы выделил следующие отрасли: автосалоны и автосервисы, строительно-ремонтную отрасль и повседневные услуги для среднего класса.

В условиях кризиса происходит резкое снижение потребительского спроса. Малый бизнес в силу своей природы очень легко теряет ликвидность и разоряется, но в то же время легко восстанавливается. Те компании, которые оказались лучше подготовлены, накопили избыточную ликвидность, – имеют больший шанс сохранить и приумножить свой бизнес. Большая часть агрессивно растущих за счет привлеченного капитала компаний потеряла устойчивость и теперь пытается выжить. Ускорились процессы слияния и поглощения, многие предприятия закрывают непрофильные направления. Недостаток кредитных средств замедляет темпы обновления основных средств, требует оптимизации бизнес-процессов и более гибкой работы с клиентом.

Сейчас следует отметить, что финансовый кризис поставил на грань выживания многие малые и средние компании – заметное число предприятий уже прекратило свое существование. С другой стороны, многие сотрудники средних и крупных корпораций, потеряв рабочие места, занялись созданием собственных проектов. Это породило возникновение значительного числа компаний микро- и малого бизнеса. В первую очередь, возникают предприятия сферы услуг, особенно того сегмента, где до настоящего момента был дефицит предложения: автомойки, прачечные, салоны красоты и т. п. Если говорить о перспективных сферах, то вероятно появление и активное развитие новых компаний в ИТ-индустрии. Прежде всего это относится к интернет-проектам и разработке всевозможного софта. Кроме того, кризис 2008 года породил вторую волну (первая была после августа 1998 года) малых и средних региональных производителей продуктов питания (3).

Таким образом, мне кажется, что лучшие перспективы ждут те виды малого бизнеса, которые направлены на конечного потребителя, – розничную торговлю и сферу услуг. Причем в кризис наиболее сильно пострадал так называемый "средний класс", поэтому наиболее востребованными становятся услуги и продукты экономкласса. Именно эти виды бизнеса чувствуют себя более устойчиво в условиях экономической нестабильности. К кризисным изменениям быстрее всего приспособились компании, которые работают на массовом рынке товаров и услуг повседневного спроса, неэластичного к изменению цены.

В условиях кризиса легче развиваться предприятиям, имевшим небольшую кредитную нагрузку, соизмеримую со своими возможностями. Малый бизнес обладает еще одним неоспоримым преимуществом – мобильностью. Он лучше адаптирован к стремительно меняю­щейся экономической ситуации, что позволяет быстро реагировать на конъюнктуру рынка и корректировать деятельность с оглядкой на спрос. Например, изменять продуктовый ряд, ценовую политику, переориентироваться на другую целевую аудиторию, оптимизировать затраты.

Я думаю, что среди производителей хорошо себя будут чувствовать небольшие компании пищевой и химической промышленности, пекарни, колбасные цеха, фасовочные линии и подобные модульные структуры. Хуже всех дела идут у МСБ, специализирующегося на строительстве и производстве материалов, оптовой торговле металлопродукцией, производстве и реализации продукции премиального сегмента.

Данное явление обусловлено тем, что компании малого и среднего бизнеса по определению являются более гибкими и адаптируемыми к изменениям рыночной конъюнктуры по сравнению с крупным бизнесом. Они способны быстрее переключиться на производство новой продукции и оказание новых услуг, оперативнее сократить издержки, наилучшим образом использовать свои преимущества в быстро меняющейся обстановке. Кроме того, банки не баловали представителей этого сектора кредитами, и предприятия привыкли надеяться на собственные ресурсы. Это привело к тому, что сегодня они не перегружены долгами, а значит, не имеют серьезных затрат по обслуживанию займов. Собственная выносливость малого и среднего бизнеса вкупе с объявленной широкомасштабной поддержкой государства должны привести к более быстрому выходу из кризиса этого сектора в целом.

Также следует отметить, что в выигрышном положении окажутся "незакредитованные" компании, то есть те, кто не имеет большой долговой нагрузки. Наиболее заметное снижение оборотов в розничной торговле произошло в сегментах бытовой техники, строительных товаров, а также на автомобильном рынке. До кризиса эти виды бизнеса были весьма привлекательными для банковского кредитования, а их продукция пользовалась стабильным спросом со стороны населения.

Далее хотелось бы рассмотреть развитие конкретных видов бизнеса после кризиса 2008 года.

Развитие нанотехнологий

В середине двадцатого века физика была популярной и даже модной наукой. Учеными ковались ядерные щиты двух противостоящих держав, физические факультеты университетов во всем мире отмечали увеличение числа студентов в разы. С распадом Советского Союза отечественная наука взяла в высокотехнологической гонке тайм-аут, а конкуренты, уже давно опережавшие нас, ушли в развитии технологий еще дальше.

Время шло и ставило новые задачи. Бурный экономический рост мирных девяностых, вызванный компьютеризацией и развитием высоких технологий, формирует новые стандарты качества жизни. Полноценное и безопасное существование теперь представимо лишь тогда, когда развита экология, медицина и здравоохранение, а в твоем распоряжении всегда есть интернет, мобильная связь, комфортные экономичные автомобили и прочие блага современности. "Наука для человека" - такой девиз вполне подходит этому времени. С этим лозунгом человечество встречает новый этап развития науки и технологий, название которому "эпоха нанотехнологий".

О своем существовании термин "нано" и различные вариации слов с его использованием громко заявили миру еще около 10 лет назад. Тогда в 2000 г. США объявила "национальную нанотехнологическую инициативу", при президенте был создан специальный комитет, координирующий работы по нанотехнологиям в 12 крупнейших отраслях промышленности и вооруженных силах. Интерес, проявленный к нанотехнологиям понятен: материалы, основу которых составляют структуры и элементы нанометрового масштаба, обладают уникальными свойствами и колоссальными перспективами практического применения. Почти сразу же с подобной инициативой выступили Япония, Китай и страны Европы.

Как это всегда бывает в России, все новое приходит к нам с некоторым опозданием. Наш ответ западу, государственная корпорация "Роснанотех" была учреждена федеральным законом №139-ФЗ 19 июля 2007 г. и стала одной из нескольких госкорпораций (в этом ряду "Газпром", "Роснефть", банк ВТБ, "Банк развития - ВЭБ", Фонд поддержки реформы ЖКХ, "Олимпстрой"), на плечи которых должно лечь выполнение стратегических целей страны. В скором времени нас ожидает создание национальной нанотехнологической сети. Эксперты спорят об эффективности такой формы организации как госкорпорация и выражают сомнение по поводу идеи законодательно закрепленной неподконтрольности госкорпораций правительству. Их доводы не лишены смысла, ведь в современных российских условиях с неутихающей коррупцией от благой идеи может ничего не остаться при такой реализации. Естественно возникают споры и о целесообразности создания такого крупного монстра, как Роснанотех. Ведь в руках кампании, прежде всего, сосредотачиваются колоссальные денежные средства, и лишь потом они конвертируются в сами технологии.

Какова же реальность нанотехнологий в России? Есть ли перспективы у необычного симбиоза науки и бюрократии, коим пока представляется Роснанотех? Прежде чем ответить на этот вопрос, стоит привести некоторые общие цифры по объемам инвестиций в нанотехнологии. В 2004 году мировая экономика инвестировала в них $8,6 млрд, в 2006 году эта цифра составила уже $12 млрд. Средняя скорость появления на рынке "нанотехнологичных" потребительских товаров в последние два года составляет 3 - 4 изделия в неделю. Объем продаж товаров, произведенных с применением нанотехнологий, в 2006 году составил огромную сумму в размере $50 млрд. В докладах аналитического агенства LUX Research (США), являющегося ведущей организацией в области анализа международных нанотехнологических рынков, Россия занимает на мировом рынке нанотехнологий место в зоне "младшей лиги" рядом с Бразилией и Индией. Для того чтобы вырваться в зону "доминант", где сейчас располагаются США, Япония, Германия и Южная Корея, России необходимо удержать тот темп, с которым мы взялись за освоение и развитие "нано".

Наноиндустрия является одним из перспективных и востребованных направлений развития науки, технологий и промышленности в экономически развитых странах, таких как США, государства ЕС, Япония и Китай. Эксперты прогнозируют в ближайшей перспективе увеличение объема рынка нанотеха до 1 трл.долл

Согласно правительственным планам, объем производства продукции наноиндустрии в России к 2015 г должен превысить 900 млрд руб.

Развитие наноиндустрии предполагает создание современных кадровой, приборно-инструментальной, технологической и информационной баз, осуществление эффективной координации в этих областях, ликвидацию избыточных экономических, институциональных и правовых барьеров.

Официальный факт "признания" нанотехнологий государством и появление нормативной базы, в которой закрепляется официальная позиция о признании нанотеха одним из приоритетных направлений развития науки, является значимым фактором для развития рынка на начальном этапе. В этом смысле Россия повторяет опыт зарубежных стран, где государственные инвестиции в наноиндустрию способствовали позитивной динамике отрасли, а также привлечению в нее частных вложений.

Необходимо отметить, что объем государственных инвестиций в нанотехнологичную сферу сопоставим с аналогичными расходами зарубежных стран. А по процентному отношению ко всему бюджету, значительно их превосходит.

Положительно влияет на развитие рынка нанотехнологий на современном этапе привлечение к нано-разработкам внимания общественности и СМИ. Западный опыт развития рассматриваемого рынка свидетельствует, что данный факт способствовал значительному увеличению инвестиций в отрасль, а также увеличению стоимости акций компаний-разработчиков.

Остро стоит необходимость стандартизации нанопродукции, что обуславливается появлением все большего числа компаний, использующих приставку нано- для получения прибыли. Это обстоятельство в значительной мере дискредитирует в глазах общественности наносферу в целом.

В российских вузах сегодня появились специальности, связанные с наноисследованиями. Это будет способствовать преодолению дефицита научных кадров в данной отрасли.

К негативным факторам, влияющим на развитие рынка нанотехнологий, можно отнести:

· длительность периода вывода продукции на рынок;

· высокие технологические риски для экономических субъектов при неочевидной выгоде;

· высокая стоимость разработки и внедрения нанотехнологий;

· уникальность необходимого оборудования;

· междисциплинарность исследований и многоаспектность прикладного применения создаваемых нанотехнологий.

Во многом именно эти факторы препятствуют привлечению частных инвестиций в отрасль.

Основным фактором, негативно влияющим на развитие рынка нанотехнологий в России является разрыв между научными разработками и их практическим внедрением в производство. Во многом здесь сказывается отсутствие у российских ученых опыта по коммерциализации своих изобретений.

Можно также говорить о том, что Россия сейчас значительно отстает от других развитых стран и по патентам на нанотехнологические разработки и их комммерциализации.

Можно полагать, что у российского рынка есть потенциал для увеличения своего удельного веса на глобальном нанорынке (при условии сохранения также масштабных государственных "вливаний"). Об этом свидетельствует наличие перспективных наноразработок у российских ученых, конкурентоспособных на мировой арене. Хотя необходимо отметить, что место России среди стран нанотеха будет скромнее, чем говорится в правительственных оценках. Скорее всего российские компании на нанорынке смогут занять свою нишу только на отечественном рынке, без выхода на мировой. Это связано как с более позднем включением в "гонку нанотехнологий" (на 10 лет), так отставанием России от других стран в инновационной сфере в целом.

Алкогольный бизнес

Мне кажется, что на мировом рынке одним из самых популярных направлений бизнеса будет являться алкогольный бизнес.

В условиях неизбежного падения цены на нефть в 2 раза (до 60- 70 дол) в России неизбежно возрастает роль алкоголя как экономической составляющей бюджета, а значит - можно ожидать еще более "повышенного" внимания к алкоголю со стороны государства. Не будет ни снижения акцизов, ни введения минимальных цен на уровне разумных и обеспечивающих доступность легального алкоголя малоимущим, и ничего не изменится на нашем рынке, а доля нелегальной водки будет и дальше расти (хотя – напрашивается обратный вывод).

Алкогольный рынок России – средоточие всех социальных и экономических проблем нашего государства. Именно поэтому предкризисное состояние и послекризисное восстановление стали для нашего рынка практически нормальным состоянием. Россия- это прежде всего рынок водки и ее суррогатов, а также пива. Северные земные территории в большей степени сосредоточены в нашей стране. И, несмотря на плоды цивилизации, мы остаемся государством с самой ярко выраженной северной структурой потребления алкоголя. Но причины этого явления в России давно уже не климатические, а социальные. Мы употребляем на душу населения в 1,65 раза больше крепкого алкоголя, чем скандинавы, но при этом пьем вина в 3 раза меньше тех же финнов и шведов, не говоря уже о более южных европейцах. В то же время уровень потребления пива у нас уже почти достиг американского. Поэтому о кризисах алкогольного рынка в России лучше говорить с точки зрения стратегического направления - водочного производства.

В связи с тем, что практически нет на нашем рынке компаний, которые не зависят от кредитных линий "чужих" банков, за исключением компании "Русской стандарт", зависящей от банка, входящего в состав Холдинга, 11 заводов "Росспиртпрома, принадлежащих на 51% "ВТБ" и ряду других компаний, в капитале которых банки участвуют непосредственно, можно сказать, что кризис достаточно больно ударит по нашим компаниям: и производителям, и импортерам, и дистрибьюторам. Розница в лице ритейла уже нашла выход: они собираются кредитоваться за счет поставщиков продукции (так 10 лет работал на российском рынке "Рамстор" - отсрочки платежа составляли до 90 дней). Некоторые сетевые продавцы уже объявили об увеличении отсрочки платежа поставщикам алкоголя до 60-90 дней. Такую отсрочку могут себе позволить только очень крупные и диверсифицированные компании. А таких на рынке не так много.

Так недавно в прессе появилась информация, что единственной "прозрачной" в России алкогольной компании "Синергия" банк ВТБ может открыть кредитную линию на сумму до 350 млн руб. со ставкой до 30% годовых для "дочек" алкогольного холдинга "Синергия". Можно представить – насколько должна вырасти цена продукции при такой новой ставке кредита.

Туристический бизнес

Мне кажется, что еще одним из преимуществ российского бизнеса будет туристический бизнес.

За последние годы туризм в нашей стране стал динамично развивающейся отраслью, оказывающей все более заметное влияние на экономику и социальную сферу. В условиях кризиса, когда необходимо активнее развивать внутренние и региональные факторы, особое значение приобретает развитие внутреннего туризма. Это направление является приоритетным для государственного регулирования, что отражено в Законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".

Туризм по сравнению с другими отраслями переживает экономический кризис менее болезненно. Именно в туризм в период кризиса могут прийти высвобождающиеся трудовые ресурсы, так как в этой отрасли очень большой процент составляют предприятия малого бизнеса. Сейчас правительство принимает антикризисные программы, благодаря которым могут быстро образовываться малые предприятия, в том числе туристические. Многие компании стараются преодолеть кризис тем, что создают новые маршруты, разрабатывают новые бренды. Турфирмы начинают по-другому подходить к формированию туристского продукта. Главное - сегодня турбизнес наконец начинает заниматься подготовкой непосредственно туристского продукта. Если раньше, как правило, туркомпании предлагали из года в год один и тот же однажды созданный турпродукт, то теперь все меняется, разработано много новых туристских маршрутов, интересных детских программ.

На основе предварительной статистики по итогам 2008 года в России наблюдается положительная тенденция развития туризма. Прошлый год показал стабильность развития отрасли. В 2008 году, по оперативным данным, общие траты россиян на туристские услуги (а они исчисляются в миллиардах рублей) выросли на 32,8%, количество услуг, оказанных гостиничным бизнесом, возросло на 12,4%. В прошедшем году число туристов, въезжающих в Россию, увеличилось на 67 тысяч, а количество выезжающих россиян возросло на 3 млн.

Федеральные целевые программы стали эффективной формой государственной поддержки развития конкретных отраслей или территорий. Необходимо использовать возможности ФЦП для создания правовой, организационной и экономической среды для формирования современной туристской индустрии в перспективных регионах и по России в целом.

Наглядным положительным примером развития внутреннего туризма через федеральные целевые программы является ФЦП "Юг России (2008-2012 гг.)". Реализация программы предусматривает реконструкцию и модернизацию существующей инфраструктуры, а также строительство новых объектов в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Дагестане, Калмыкии, Северной Осетии-Алании и Адыгее (3).

Основным показателем эффективности реализации программных мероприятий является количество посещений курорта отдыхающими. Так, за год в Республике Кабардино-Балкария количество туристов увеличилось на 23%, а в Республике Адыгея - на 32%.

Хорошие потенциальные возможности заложены в проекты программ развития туристской инфраструктуры исторических городов, предложения по развитию историко-культурных зон, возрождению российской провинции, развитию городов Золотого кольца России, а также в проект Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области.

Минспорттуризм России поощряет и поддерживает работу предприятий туристской сферы, направленную на создание новых брендов внутреннего туризма и разработку новых туристских маршрутов.

16.08.2006 утверждена целевая федеральная программа "Развитие Сочи как горно-климатического курорта 2006/2014 года"

Целью программы является развитие спортивно туристической инфраструктуры Сочи и формирование условий для создания 1 в России горно-климатического курорта мирового уровня Сочи - Красная Поляна. Реализация программы позволит обеспечить российских спортсменов высокого класса тренировочными базами для подготовки по зимним видам спорта, а также возможность проведения в нашей стране международных и общероссийских соревнований по зимним видам спорта. Кроме того, она добавит городу Сочи конкурентных преимуществ в борьбе за право проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года.

Согласно программе, общий объем финансирования составляет 313,887 млрд. руб. В том числе из федерального бюджета запланировано выделить 185,822 млрд. руб., из них на капитальные вложения - 169,299 млрд. руб., НИОКР - 628,5 млн. руб. и прочие нужды - 15,894 млрд. руб. В бюджете Краснодарского края на реализацию программы должно быть предусмотрено 4,611 млрд. руб., в городском бюджете Сочи - 4,624 млрд. руб. Кроме того, 118,83 млрд. руб. предстоит привлечь из внебюджетных источников, из них на капитальные вложения - 94,18 млрд. руб. и на прочие нужды - 24,65 млрд. руб.

Программа предусматривает строительство спортивных и туристических объектов, необходимых для подготовки Российских спортсменов и проведения на Красной Поляне международных и национальных соревнований по зимним видам спорта, а также олимпийских объектов, соответствующих требованиям Международного олимпийского комитета (МОК). Будут приведены в соответствие с требованиями МОК транспортная, спортивная, инженерная и туристическая инфраструктура Сочи и на Красной Поляне. Завершится реконструкция аэропорта Адлер - Сочи, значительно улучшится уровень связи, станет надежным энергоснабжение курорта. Соответствующие структуры проведут целый комплекс природоохранных мероприятий, минимизирующих отрицательное воздействие на окружающую среду.

Я считаю, что необходимо отметить, что и федеральные целевые программы, и особые экономические зоны туристско-рекреационного типа являются эффективным инструментом привлечения инвестиций в отрасль, так как создают основу для формирования инвестиционных площадок. Финансирование со стороны государства работ по созданию объектов туристской инфраструктуры, обеспечение перспективных туристских районов транспортными и инженерными коммуникациями, установление благоприятного экономического режима работы являются важными факторами для привлечения инвестиций в туризм.

 


Список использованной литературы

 

1. Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности. М.: Инфра-М. 2009.

2. Балацкий Е.В. Теория жизненных ресурсов: модели и эмпирические оценки // "Мониторинг общественного мнения", №2, 2007.

3. Судный день массового инвестора // "Капитал страны", 15.10.2008.

4. О природе финансового кризиса: инвесторы и спекулянты // "Капитал страны", 13.10.2008.

5. Быков П. Накануне великой революции // "Эксперт", №42(631), 2008.

6. Финансовый кризис: во всем виноваты бренды! // "Капитал страны", 17.10.2008.

7. Леонтьев Б.Б. Проблемы оценки интеллектуального капитала / В сб.: Конкурентоспособность в условиях информационного общества: опыт стран БРИК: Материалы международной научно-практической конференции. М.: ГУУ, 2008.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.