Причины российского и украинского кризисов -сходство и различия — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Причины российского и украинского кризисов -сходство и различия

2019-08-04 134
Причины российского и украинского кризисов -сходство и различия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Несмотря на многочисленные различия в последовательности про­ведения реформ и конкретном прогрессе, достигнутом в отдельных отраслях, в процессе экономической трансформации в России и на Украине в 90-е годы имеются сходные тенденции и характерные чер­ты. Все основные институциональные и системные реформы, связан­ные с переходом от командной экономики к рыночной, проводились медленно, непоследовательно, а иногда даже обращались вспять. Это относится, например, к темпам либерализации цен, политики обменно­го курса и торговли (как внутренней, так и внешней), реформам зако­нодательства, созданию современной налоговой системы, рационализа­ции социальных расходов, введению эффективной процедуры банк­ротства и ликвидации убыточных отраслей и видов деятельности. Не удалось серьезно демонополизировать и раздробить отраслевые струк­туры, унаследованные от прежней командной системы. Приватизация главным образом с использованием ваучерных схем почти полностью контролировалась работниками и управленческим персоналом пред­приятий ("инсайд ёрами"), что позволило выжить и продолжить свою управленческую деятельность большинству "красных директоров". Приватизационный процесс в России пошел дальше, чем на Украине. Россия также результативно начала денежную стадию приватизации. Однако это не помогло создать действительно конкурентоспособный частный сектор, работающий в соответствии с принципами рыночной экономики из-за недостаточной открытости и "прозрачности" прива­тизационного процесса, что привело к образованию огромных конгло­мератов, принадлежащих узкой прослойке финансовой олигархии, фак­тически контролирующей российскую экономику и политическую жизнь. То же относится к коммерческим банкам и другим финансо­вым учреждениям. Внешне их развитие выглядело весьма привлека­тельно, но в действительности российские банки не соблюдали эле­ментарных критериев надежности и были высококоррумпированны-ми, больше напоминая азиатские, нежели западные, банки.

Что касается макроэкономической политики, то после несколь­ких провалившихся попыток преодолеть инфляцию в первой полови­не 90-х годов обе страны сумели добиться заметного прогресса в этой сфере. В России инфляция снизилась до уровня ниже 10% в месяц, а обменный курс стабилизировался в 1995 г., а на Украине - в 1996 г. В 1996-1997 гг. дезинфляционный процесс продолжался (см. табл. 1). В первой половине 1998 г. месячный уровень инфляции приближал­ся к нулю. Стабилизационный процесс, казалось, получил сильную пси­хологическую поддержку с введением в сентябре 1996 г. на Украине новой валюты - гривны и деноминацией российского рубля 1 января 1998 г. Более того, в России в 1997 г. и на Украине в первой полови­не 1998 г. стали заметны первые признаки экономического подъема.

Однако макроэкономической стабилизации в обеих странах не­доставало одного крайне важного компонента - сбалансированного бюджета. Дефицит государственного бюджета не только оставался на высоком уровне, но фактически еще больше возрос за период относительной ценовой стабильности. Обе страны характеризовались также высоким скрытым дефицитом в форме бюджетных задолжен­ностей. Разумеется, перманентный бюджетный кризис был в значи­тельной степени обусловлен медленными темпами институциональ­ных и структурных реформ.

Устойчиво низкая монетизация российской и украинской эко­номик, отражающая общее недоверие народа к правительству и его способности поддерживать стабильность обменного курса, серьезно ограничила возможности неинфляционного финансирования бюд­жетного дефицита. Приблизительно через год после начала крупно­масштабных операций на рынке государственных облигаций (то есть в начале 1996 г. в России и в конце 1996 г. на Украине) потенциал внутреннего финансирования этих обязательств оказался практи­чески исчерпан. Их доходность увеличилась до астрономического

Источник: Disinflation in Transition: 1993-1997. Internatio         ^ und,

September 4, 1998; Growth Experience in Transition Economies. InU         .ictary Fund, September 4, 1998.

уровня, сигнализируя об опасности дефолта4. Открытие рынка госу­дарственных ценных бумаг для инвесторов-нерезидентов и выход на рынок еврооблигаций дали российским и украинским властям дополнительный год для проведения необходимых фискальных ре­форм. Однако из-за отсутствия политического согласия момент был упущен. В то же время после частичной либерализации внешних финансовых потоков экономики обеих стран стали намного более уязвимыми перед изменяющимися тенденциями и настроениями на международных финансовых рынках.

В сентябре-октябре 1997 г. под влиянием азиатского кризиса и осознания того, что прогресс в бюджетно-налоговой и других сферах не достигнут, большинство инвесторов стали воспринимать Россию и Украину как потенциальных кандидатов в финансовые банкроты и начали изымать свои деньги из обеих стран. Это оказало сильное давление как на рынки казначейских обязательств, так и на валют­ные резервы их центральных банков. В течение десяти месяцев Цен­тральный банк России (ЦБР) и Национальный банк Украины (НБУ) пытались защитить обменные курсы рубля и гривны путем интервен­ций на валютном рынке и повышения учетных ставок. Однако дан­ные меры не были подкреплены фискальной адаптацией и микро­экономическими реформами из-за политической конфронтации между правительствами и парламентами обеих стран. Фактически НБУ и

4 В России в период кульминации президентской избирательной кампании (май-июнь 1996 г.) реальная годовая доходность ГКО-ОФЗ превышала 100%! Пос­ле победы Б. Ельцина на выборах она снизилась, но все еще оставалась на относитель­но высоком уровне.

 ЦБР провели стерилизацию оттока капитала путем повторного уве­личения кредитования правительств, чтобы избежать немедленного дефолта на рынке государственных ценных бумаг5.

В такой ситуации на рынке несколько раз возникала паника, напри­мер, в мае 1998 г. В определенный момент резиденты-держатели отече­ственных денег присоединились к нерезидентам в их попытках освобо­диться от рублей и гривен и приобрести доллары или другую твердую валюту. Это в конечном счете привело к событиям 17 августа 1998 г.

Хотя предкризисные явления в России и на Украине были во многом схожи, тем не менее важно отметить отдельные специфичес­кие черты, которые могли повлиять на различия в масштабах и дина­мике финансовых кризисов и их инфляционных последствиях.

Во-первых, размер государственного долга (по отношению к ВВП) в России был приблизительно вдвое больше, чем на Украине. Частич­но это было обусловлено тем, что Россия стала правопреемницей ак­тивов и пассивов бывшего Советского Союза.

Во-вторых, размер дефицита государственного бюджета на Ук­раине был немного меньше, чем в России (см. табл. 1).

В-третьих, общие проблемы с налоговой и финансовой дисцип­линой в обеих странах дополнительно усугублялись в России очень запутанными принципами бюджетного федерализма.

В-четвертых, отраслевая структура внешней торговли обеих стран весьма различалась, что сыграло важную роль в предшествующий кри­зису период. Существенное падение мировых цен на нефть, природ­ный газ'и многие другие сырьевые товары в конце 1997 - первой половине 1998 гг. нанесло ущерб российскому экспорту и условиям торговли. Украина как крупный импортер энергоносителей и основ­ных сырьевых товаров получила возможность несколько улучшить условия своей торговли (особенно с Россией). Неодинаковая струк­тура импорта (преобладание готовых потребительских товаров в рос­сийском импорте и полуфабрикатов - в украинском) сказалась на глубине инфляционного шока после девальвации их валют.

В-пятых, фондовый рынок в России был развит намного лучше, чем на Украине, где его роль была совсем незначительной. Отток ка­питала из России в октябре-ноябре 1997 г. фактически начался со "взрыва" спекулятивного "мыльного пузыря" на фондовом рынке.

В-шестых, украинские банки не занимались заемными операция­ми за рубежом и забалансовыми сделками с дериватами. По иронии судьбы, как и в случае с фондовым рынком, Украина получила опреде­ленную "премию" за задержку в развитии банковского сектора и его включении в международные финансовые рынки. В то же время, воз­можно, банковский надзор на Украине был лучше, чем в России.

В-седьмых, на Украине в отличие от России не было таких боль­ших и политически влиятельных финансово-промышленных групп и других олигархических структур.

5 Как следует из данных таблицы 1, кредитование центральными банками пра­вительств никогда не прекращалось, уменьшились лишь его масштабы с 1995 г. в России и с 1996 г. на Украине.

31

  Развитие кризисной спирали в России и на Украине

Динамика российского кризиса. Летом 1998 г. практически полностью истощи­лись валютные резервы ЦБР, в Государственной думе РФ застряли проекты реформы государственных финансов, обострились проблемы ликвидности в нескольких круп­ных коммерческих банках. 17 августа российские власти решили отказаться от попы­ток поддержать обменный курс рубля, объявили дефолт на рынке государственных ценных бумаг (ГКО-ОФЗ) и ввели мораторий на выплаты российских коммерческих банков по их внешним обязательствам. Два первых решения ускорили развитие глубо­кого кризиса в банковской сфере, поскольку российские банки были держателями крупных пакетов ГКО и деноминированных в долларах форвардных контрактов.

Валютный "коридор" был существенно расширен (до 6-9,5 руб. за 1 долл.). Од­нако по мере усиления рыночного давления поддерживать и новые рамки "коридора" оказалось невозможным. Чтобы предотвратить появление "черного" рынка валюты, ЦБР был вынужден сделать обменный курс более реальным. С начала сентября обменный курс рубля стал "плавающим" и опустился ниже 20 руб. за 1 долл.

Довольно неожиданно 15 сентября обменный курс рубля подскочил до 8,67 руб. за 1 долл. Это можно объяснить сговором между банками и ЦБР, в результа­те которого уменьшились обязательства банков по форвардным контрактам, кото­рые заканчивались 15 сентября (хотя платежи по этим контрактам все равно были заморожены вследствие моратория). Незначительный оборот валютного рынка позволил легко провести эту манипуляцию - в кульминационную неделю ЦБР продал всего 300 млн. долл. После 15 сентября обменный курс быстро возвратился к уровню 16 руб. за 1 долл. Похожая операция, хотя и в меньших масштабах, была проведена перед 15 октября.

Вокруг отметки 16 руб. за 1 долл. курс колебался в течение более чем двух месяцев, что указывало на некоторый временный, постдевальвационный равновесный уровень. В начале октября 1998 г. были введены новые ограничения на торговлю: на утренних торгах экспортеры были обязаны продавать 50% своей валютной выручки, в то время как покупка валюты была разрешена только при наличии импортных контрактов, для выплат дивидендов и основных выплат по торговым кредитам, га­рантированным иностранными правительствами. Импорт из-за девальвации рубля сократился, поэтому предложение валюты, как правило, превышало спрос, и ЦБР покупал излишки и позже продавал их на вечерних торгах. Неудивительно, что на утренних торгах рубль был устойчивее, хотя разница между утренним и вечерним курсами составляла обычно всего несколько процентов.

Разрушение рынка и вмешательство ЦБР в его работу лишь сгладили отрица­тельные последствия сильной паники на начальной стадии кризиса. Тем не менее меры, предпринятые ЦБР, были по своей природе недальновидными и способствова­ли возникновению проблем в будущем. Опыт показывает, что действие рыночных меха­низмов всегда рано или поздно приводит к равновесию. Несмотря на все официальные заявления и административные барьеры, было широко распространено мнение, что рубль и дальше будет падать. Объемы продаж валюты экспортерами оказались огра­ниченными. Официальные резервы стабилизировались на уровне 12-13 млрд. долл. (как и в августе 1998 г.). В ноябре 1998 г. обменный курс рубля снова стал снижаться.

Последствия кризиса на Украине. В условиях чрезмерного дефицита бюджета, который изначально финансировался главным образом путем привлечения иност­ранного капитала, отток краткосрочных иностранных инвестиций под влиянием кри­зиса в странах Юго-Восточной Азии в сентябре 1997 г. способствовал усилению дс-вальвационного давления. За восемь месяцев 1998 г. резервы иностранной валюты уменьшились с 2374 млн. до 900 млн. долл. В то же время финансирование не сокра­тившегося бюджетного дефицита проводилось в основном Национальным банком Украины и частично отечественными коммерческими банками, которые активно участвовали в первичных аукционах государственных облигаций. Расширение внут­реннего кредита путем финансирования бюджетного дефицита в условиях оттока капитала только усилило и без того высокие девальвационные ожидания. Постепенное ухудшение структуры активов НБУ (замещение иностранных активов внутрен­ним кредитом) должно было привести к краху национальной валюты при недостат­ке валютных резервов для поддержания стабильного обменного курса.

Накануне российского кризиса официальный обменный курс составлял 2,14 гривны за 1 долл. (в начале 1998 г. - 1,96 гривны за 1 долл.). В то время НБУ проводил политику валютного "коридора" с границами 1,80-2,25 гривны за 1 долл., объявленного на весь 1998 год. События 17 августа в России дали начальный им­пульс дестабилизации гривны и валютного рынка на Украине. В результате немед­ленного усиления дсвальвациопных ожиданий и неравновесия на межбанковском рынке (межбанковский обменный курс был принудительно связан с официальным) НБУ за несколько дней девальвировал гривну до нижней границы "коридора". Учет-пая ставка была увеличена на 10 процентных пунктов, достигнув уровня 92%. НБУ обязал коммерческие банки ежедневно закрывать свои открытые валютные пози­ции и запретил предоплату импортных контрактов.

Однако НБУ не удалось сбалансировать рынок и в конце августа, когда уро­вень валютных резервов снизился до менее чем 800 млн. долл., он прекратил валют­ные интервенции. С начала сентября для сдерживания спроса на валюту и избежа­ния неконтролируемой девальвации гривны были введены ограничения на свобод­ный обмен валюты и принят ряд других жестких административных мер. НБУ зап­ретил проведение валютных операций на межбанковском рынке, и единственным местом для их осуществления стала Украинская межбанковская валютная биржа (УМВБ). К тому же экспортеров обязали продавать 75% валютной выручки (через две недели эту долю снизили до 50%). Валютный курс в обменных пунктах не мог отличаться от официального больше, чем на 5% и один клиент не мог купить свыше 1000 долл. Кроме того, НБУ пытался уменьшить ликвидность банков, увеличив норму обязательного резервирования с 15 до 16,5%. Из состава обязательных резервов ис­ключили денежную наличность в банках и государственные облигации.

5 сентября 1998 г. правительство и НБУ изменили границы валютного "кори­дора" до 2,5-3,5 гривны за 1 долл. Меры, принятые на ранних стадиях развития кризиса, позволили НБУ полностью контролировать валютный рынок. Чиновники НБУ проверяли все заявки на покупку иностранной валюты и отсеивали некото­рые из них, чтобы уравновесить спрос и предложение валюты. Тем не менее с середи­ны августа гривна постепенно, хотя и "под контролем", девальвировала на 60%.

Причины начальной "волны" инфляции

Влияние девальвации на цены в России. Начальная "волна" инфляции была обусловлена прямым воздействием девальвации рубля на цены, а также неуверенностью и пессимистическими ожи­даниями, которые привели к увеличению спекулятивного спроса на товары. Обесценивание рубля повлияло на цены импортируемых товаров как прямо, так и косвенно, поскольку цены на некоторые произведенные в России товары тоже повысились. Тем не менее цены возросли не так значительно, как обменный курс, в результате чего покупательная способность доллара в августе-сентябре 1998 г. увеличилась приблизительно на 80% (см. рис. 1).

В таблице 2 приведены данные об изменении цен на разные категории товаров, включающие как отечественные, так и импорт­ные. В потребительской "корзине" преобладают продовольственные товары, поэтому рост цен на них ближе всего к общему индексу инфляции, измеренному по ИПЦ. Россия сильно зависит от импор­тируемых продовольственных товаров: по оценкам, импорт состав-

ляет около половины всего их предложения. Самый высокий рост цен наблюдался на непродовольственные товары. Рост цен на услу­ги был относительно наименьшим. Индекс цен производителей да­леко отстал от индекса розничных цен.

Чтобы понять прямую краткосрочную связь между девальваци­ей и ценами внутри страны, следует принять во внимание допол­нительные факторы: прибыльность импорта и размеры запасов им­портируемых товаров до девальвации. Нормы прибыли на импор­тируемые товары были, как правило, довольно высокими. По дан­ным ЦБР, импортеры могли пережить по меньшей мере 40-процент­ную девальвацию рубля и при этом совсем не поднимать цены6. В преддверии кризиса пошлины на некоторые категории сельскохозяй­ственного импорта были снижены на 5-15%. Что же касается запа­сов импортируемых потребительских товаров, сделанных до 17 ав­густа, то их должно было хватить до конца ноября. За товары, про­данные в сентябре, очень редко платили по новому обменному кур-

6 Информационное агентство "Интерфакс", Финансовый отчет, 1998, т. VII, вып. 39 (355),2 октября.

 су. С начала кризиса платежная система пребывала в хаотичном состоянии и по этой причине объемы импорта существенно снизи­лись (в сентябре - на 45,4% по сравнению с августом). После крат­ковременного периода неопределенности в конце августа-начале сентября 1998 г. не наблюдалось случаев нехватки товаров. Таким образом, у импортеров, по-видимому, был некоторый простор для сглаживания влияния девальвации на цены.

Влияние инфляционных ожиданий и спекулятивного спроса на первоначальный скачок цен в России. У дверей банков появились оче­реди обозленных вкладчиков, рубль стремительно падал. В отсутствие правительства не было никакой определенности относительно буду­щей экономической политики. В этой ситуации ожидания усиления инфляции и дальнейшей девальвации рубля оказались высокими. Спекулятивный спрос как на товары, так и на доллары возрос, по­скольку люди хотели застраховать себя от неизвестности и изба­виться от обесценивающихся рублей.

В конце августа-начале сентября в магазинах возник дефицит товаров. Это объяснялось как ростом ажиотажного спроса, так и тем, что продавцы придерживали товары, опасаясь продать их слишком дешево до того, как установится среднесрочная равновесная цепа. В первую педелю сентября инфляция и паника на рынке достигли своего пика. После этого на рынке потребительских товаров вновь было обеспечено равновесие, хотя выбор сократился: многие импортные товары надолго исчезли с прилавков. По данным Института конъюнктуры аграрного рынка, население сделало 2-4 месячные запасы продуктов длительного хранения7.

В группе продовольственных товаров наибольший скачок цен наблюдался на продукты длительного хранения - как полностью им­портируемые (чай, кофе), так и произведенные внутри страны (на­пример, крупы и бобовые). Цены на непродовольственные товары, хранящиеся неограниченное время, росли еще быстрее, чем цены на продовольствие. Услуги вообще не поддаются хранению, поэтому не­значительный рост цен на них отражает только инфляцию издержек, которая, вероятно, в полной мере проявится позднее.

Резкий рост цен прекратился в середине сентября, чему способ­ствовал ряд факторов. Во-первых, спала "волна" спекулятивного спроса на товары, поскольку люди использовали имеющиеся свободные де­нежные ресурсы и уже заполнили все свои кладовки. В то же время органы власти многих регионов начали вводить ценовые "потолки", что могло улучшить официальные показатели инфляции.

Самое важное, по-видимому, то, что по мере роста цен номиналь­ные доходы населения практически не изменились (по данным Гос­комстата РФ, по сравнению с августом они возросли на 1,5%), а ре­альные доходы сократились (только в сентябре - почти на 38%). Это наложило жесткие ограничения на масштабы приемлемого для потре­бителей повышения уровня цен.

Влияние банковского кризиса на потребительский спрос и цены неоднозначно: с одной стороны, часть финансовых активов населения, хранившаяся на банковских счетах, была "заморожена" и, веро­ятно, утеряна, что уменьшило возможности расходовать деньги. С другой стороны, деньги, изъятые из банковской системы, были быс­тро обращены в валюту или товары.

Влияние девальвации национальной валюты на цены на Укра­ине. На скорость ценовой адаптации после значительной девальва­ции национальной валюты непосредственно повлиял ряд факторов:

прежде всего это доля импортируемых товаров в потребительской "корзине", а также уровень индексации цен и их регулирования. Поведение потребителей, а конкретно эффект замещения, и влияние изменения уровня цен (в том числе относительных) на доходы на­селения также немаловажны.

Таблица 3

Обменный курс гривны снизился на 5,6% в августе 1998 г. и на 51,6% - в сентябре, оставаясь практически неизменным в последу­ющие месяцы (см. табл. 3 и рис. 2). С сентября по ноябрь 1998 г. ИПЦ возрос приблизительно на 13,5%. Цены на продовольственные и непродовольственные товары увеличились соответственно на 15,7 и 22,3%. Темп их роста был выше всего в октябре. Цены на услуги в сентябре-октябре возросли на 4,3%, причем основной их рост пришелся на сентябрь - 1,9%.

 Согласно официальной методике, индекс потребительских цен на Украине включает цены на продовольственные (52% "корзины" ИПЦ) и непродовольственные товары (22%), а также на услуги (26% "корзи­ны" ИПЦ). В то же время 10% продовольственных и 45% промышлен­ных товаров импортируются. Это значит, что гипотетическая 100-про­центная девальвация могла бы привести к немедленному увеличению ИПЦ на 5% вследствие роста цен на продовольствие и еще на 10% в результате повышения цен на промышленные товары. Таким образом, почти 60-процентная девальвация должна была дать дополнитель­ный скачок цен приблизительно на 10% (не принимая во внимание другие механизмы влияния девальвации на уровень цен). По данным О. Литвинова8, с сентября по ноябрь 1998 г. цены на импортируемые непродовольственные товары увеличились на 47%, что равнялось 85% величины девальвации гривны. Импортируемые продовольственные товары подорожали на 39%, что составило 70% величины девальва­ции гривны. Подобный эффект можно объяснить сокращением спро­са на импортируемые товары (в особенности на продовольствие), что наложило ограничения на рост цен. Возможно, в связи со снижением спроса импортеры были вынуждены уменьшить норму прибыли. Бо­лее того, бартерные схемы, используемые в экспортно-импортных опе­рациях, до некоторой степени могли способствовать тому, что цены какое-то время поддерживались на докризисном уровне.

Плата за жилье и коммунальные услуги составляет около 59% "корзины" услуг и приблизительно 18% "корзины" ИПЦ. В соответ­ствии с решением Верховной рады Украины тарифы на эти услуги были "заморожены", в результате чего цены на услуги повысились незначительно (см. рис. 3), несмотря на то что они в большой мере зависели от цен на импортируемые ресурсы (главным образом при­родный газ). Это значит, что в будущем в этом секторе следует ожи­дать некоторого запаздывающего роста цен.

•Litvinov О. Measuring the CPI Behavior Following the Hryvna Depreciation and an Outlook for 1999. - Ukrainian Economic Trends, 1998, November.

 С сентября по ноябрь 1998 г. индекс оптовых цен увеличился на 25,4%. Индексы цен в газовой промышленности, электроэнергетике и нефтеперерабатывающей промышленности возросли на 40-80%, так как в этих отраслях в потребляемом сырье очень высока доля импорта.

Согласно результатам ряда исследований9, коэффициент влия­ния девальвации на уровень цен в краткосрочном периоде состав­ляет приблизительно 0,4 как для ИПЦ, так и для ИОЦ, в то время как в долгосрочной перспективе он ближе к 1. Как следует из дан­ных таблицы 3, 60-процентная девальвация за три месяца привела к увеличению ИПЦ и ИОЦ соответственно на 13,5 и 25,4%. Это зна­чит, что коэффициент для ИПЦ равен приблизительно 0,23, а для ИОЦ немного превышает ожидаемую величину - 0,42. Хотя долго­срочный эффект девальвации все еще неясен, росту инфляции в последующие несколько месяцев, скорее всего, будут способствовать возросшие издержки производителей.

Роль административного регулирования цен. Приведенный выше анализ носит чисто эмпирический характер и не учитывает админист­ративного регулирования цен. Согласно разным оценкам, от 20 до 30% цен на Украине регулируются главным образом на уровне местных органов власти. В то же время высокая монополизация и значительные размеры государственного сектора, составляющего около 70% украин­ской экономики, способствуют ускорению процесса корректировки цен.

Попытки использовать административные методы регулирования цен предпринимались и в России. Многие местные руководители вос­приняли финансовый кризис как возможность извлечь политическую выгоду и осуществили широко разрекламированные меры, направлен­ные на замедление роста цен, особенно на основные продовольственные товары. Кроме "морального давления" на розничную торговлю (этот механизм трудно понять без глубокого знания местных связей и ба­ланса сил), использовались такие формы регулирования, как:

- снижение местных налогов на торговлю и сборов на основные продовольственные товары;

- административные ограничения на прибыль предприятий (особенно в пищевой промышленности), установление максималь­ных норм прибыли;

- насильственное вытеснение посредников, сопровождаемое пропагандистской кампанией, направляющей против них обществен­ное недовольство.

Административное регулирование цен и ограничения на нормы прибыли в розничной торговле запрещены федеральным законом (они разрешены только в отношении детского питания). Однако в зависимо­сти от характера местных связей и баланса сил во многих областях практика отличалась от теории особенно там, где у власти были комму­нисты. Известны случаи, когда такое регулирование временно прекра­щалось после вмешательства местного прокурора или областных анти-

9 См.: Antczak M., G6rski U. Op. cit.; результаты моделирования, проведенного в рамках Проекта макроэкономической политики на Украине, осуществляемого HIID и CASE.

 монопольных органов, но затем вводилось снова в несколько иной фор­ме. Подобные шаги вряд ли могли привести к чему-то другому, кроме возникновения "черного" рынка, усиления коррумпированности и т.п., но они, скорее всего, улучшили показатели инфляции в официальной отчетности, особенно если принять во внимание тот факт, что регулиро­вались главным образом цены на основные продовольственные товары, удельный вес которых в потребительской "корзине" достаточно велик.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.