Курс сома к доллару США, Экю, японской иене, китайскому юаню. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Курс сома к доллару США, Экю, японской иене, китайскому юаню.

2019-08-04 120
Курс сома к доллару США, Экю, японской иене, китайскому юаню. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Дата Сом за 1$ США Сом за ЭКЮ Сом за 100 японск. иен Сом за 10 китайск.юаню
10.05.93 4.1450 5.1282 3.7580 7.2532
4.01.94 8.0300 9.1237 7.2080 9.2405
6.01.35 10.6500 12.9536 10.6680 12.6146
5.01.96 11.1500 14.2642 10.7240 13.4008
3.01.97 16.9000 21.0540 15.0490 20.3659
1.0198 17.3750 19.1907 13.3860 20.9853

Процентное изменение в номинальном выражении, % (-)-девальвация, (+)-ревальвация

в 1993 -93,72 -77,91 -91,80 -91,35
в 1994 -32,62 -40,64 -47,16 -36,45
в 1995 -5,16 -10,77 -2,38 -6,74
в 1996 -51,56 -47,96 +11,07 -3,25
1997 -3,01 +7,96 +11,07 -3,25
За весь период, в % -336,67 -283,65 -269,07 -200,56

 

СКВ для покупки товаров за рубежом, не замещаемых внутренним производством или импортом, вследствие экономического спада и разрыва традиционных торговых связей между сторонами бывшего Советского Союза. Челночные операции стали причиной значительного оттока капитала, по обеспечили товарные накопления потребительского рынка, что в свою очередь способствовало снижению уровня цен.

    С середины 1994 года до конца 1995 года наблюдается относительная стабилизация сома, это было, частично, результатом мероприятий по макроэкономической стабилизации: данные торгового баланса Кыргызстана показывают положительное сальдо в III квартале 1994 и в II квартале 1995 года, впервые с 1993 года: с 1994 года наблюдается тенденция роста экспорта и начавшееся улучшение общей картины экономики Кыргызской Республики.

    Как видно из таблицы, после значительной девальвации сома в течении первых четырех лет его существование, в 1997 наблюдается относительная ревальвация сома по отношению к ЭКЮ на 7,8% это было связано с падением курса ЭКЮ по отношению к доллару США. Как было отмечен выше, ЭКЮ является составной валютой стран Европейского сообщества (ЕС). Национальные валюты сообщества связаны между собой с помощью сетки паритетов. В корзине ЭКЮ доминирует:

 

    немецкая марка (30,53 %)

    французский франк (12,43 %)

    английский фунт (12Ю,06 %)

    итальянская лира (9,53 %)

    голландский гульден (9,54 %) 1 и т.д.

Вес каждой валюты в корзине зависит от доли стран в совокупном валовом продукте ЕС и взаимном торговле.

    Колебание курса сома по отношению к японской иене также прослеживается через колебание последней по отношению к доллару США. Колебание курса японской иены находилось, в целом, под влиянием описанного выше состояния финансовых рынков, а также внутренних проблем Японии. Биржевые скандалы и многочисленные банкротства, в которые оказались вовлеченными высшие политические и деловые деятели Японии, подрывали доверие к правительству. Разница стоимостей ценных бумаг, выраженных в долларах США и японской иене, подхлестывала спрос на доллары. Отток капитала усиливался в следствии высоких цен на активы Японии. В результате дестабилизации фонда всего рынка, инфляционные процессы стали набирать силу, что отражалось в падении курса иены по отношению к доллару США. С другой стороны, девальвация иены благоприятствовала (и благоприятствует) японским экспортерам, ставя в невыгодное положение американских экспортеров. В результате, в 1995 году США заблокировали экспорт японских автомобилей. Как видно из графика, в 1995 году наблюдается скачок курса японской иены, что и явилось следствием обострения торговых конфликтов между США и Японией. В начале 1996 года японская экономика начала восстанавливаться, что отразилось на стабильности курса иены по отношению к доллару США. Однако, кризис, начавшийся в соседнем регионе в середине 1997 года, ударил по уже ослабившейся с одной стороны из-за ухудшения финансовой системы и ослабления внутреннего вследствие многочисленных банкротств и высоких налогов и с другой стороны- под влиянием азиатского кризиса, поскольку японские и азиатские финансовые кризисы тесно переплетены между собой.

    КНР является основным торговым партнером Кыргызской Республики. В стране успешно проводится политика планомерного перехода к рыночной экономике. В предложении длительного периода экономике Китая развивалось на достаточно высоких темпов роста в 10% годовых при низких темпах инфляции. Однако, в настоящее время наметилась тенденция к ухудшению ситуации в экономике Китая из-за влияния кризиса в азиатском регионе, в частности, в Таиланде, Индонезии и Южной Кореи, который отражается на росте инфляции, снижении темпов роста ВВП и экспорта.

     Из графика видно, что колебание курса сома по отношению к китайскому юаню с 1993 года пропорционально изменению соотношения сома к доллару США. Китай придерживается регулируемо-плавающего валютного режима, чем объясняется плавность колебания китайского юаня к доллару США, без заметных скачков, за исключением 1994 года. Резкая девальвация китайского юаня, которая имела место в 1994 году, была связана с реформой финансовой системы КНР.

    В заключение хотелось бы отметить важность валютной политики в осуществлении эффективной денежно-кредитной политики. Валютная политика является одной из составляющих денежно-кредитной политики, и её регулирование  является одной из задач центрального банка. Выбор валютного курса страны должен учитывать долгосрочные и краткосрочные, конечные и промежуточные цели развития экономики, исходя при этом из специфических особенностей и возможностей страны, таких, как дефицит текущего счета платежного баланса, дефицит бюджета, уровень золото -валютных резервов и т.д. Политика плавающего обменного курса кыргызского сома к иностранным валютам позволяет своевременно решать проблемы адаптации к изменениям на мировых рынках и внутренней макроэкономической ситуации. Органы денежно-кредитного регулирования, не вмешивались в процесс курсообразования, определяют учетный курс, исходя из сложившихся на свободном рынке спроса и предложения. В то же время, это не означает абсолютную пассивность центрального банка в этом вопросе. Рассматривая среднесрочный, и, в особенности краткосрочный горизонты регулирования, можно говорить об определенном влиянии центрального банка на колебание курса через регулирование ликвидности участников валютного рынка, объёмом валютных операций и др. В период резких сезонных колебаний, если это не идет в разряд с текущей ситуацией в денежно-кредитной сфере и учитывая значительное влияние динамики обменного курса на основные макроэкономические показатели.

    Введение собственной национальной валюты дало значительные преимущества Кыргызской Республике во многих аспектах:

- способствовало созданию национальной двух уровней банковской системы;

- позволило центральному банку проводить самостоятельную денежно-кредитную политику;

- способствовало формированию собственных золото-валютных резервов Республики;

- способствовало упорядочению торговли и платежей между Кыргызстаном и странами СНГ;

- позволило привести в порядок проведение платежей кыргызскими предприятиями за товары и услуги, которые образовали задолженность Кыргызской Республики перед странами СНГ по корреспондентским счетам.       

    Под инфляцией понимается повышение общего уровня цен, приводящее к снижению покупательной способности денег. В буквальном переводе с латинского инфляция означает «вздутие», т.е. переполнение каналов обращения деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы. Однако цены могут повышаться не только в результате превышения спроса под предложением, но и в результате улучшения качества товаров и услуг, ухудшения условий топливно-сырьевых ресурсов, изменение общественных потребностей. Это, в определенной мере, оправданный рост цен на отдельные виды товаров.

    В качестве основного показателя, характеризующего уровень инфляции, используется – индекс потребительских цен (ИПЦ), он рассчитывается на ежемесячной основе и позволяет оперативно принимать решения о мерах, направленных на сокращение инфляции. В странах с рыночной экономикой ИПЦ применяется для проведения индексации. Индекс потребительских цен измеряет отношение стоимости фиксированного набора основных товаров и услуг для населения (потребительской корзины) в текущем периоде к его стоимости в базисном периоде. В Кыргызстане потребительская корзина состоит из 305 товаров и услуг-представителей. В набор товаров и услуг, разработанный для наблюдения за ценами, включены говоры и услуги массового потребительского спроса. Отбор видов товаров и услуг осуществлен с учетом их важности для потребления населением, устойчивого наличия их в продаже. Однако, поскольку данный индекс рассчитывается на базе постоянный удельных весов

Для каждой группы товаров и услуг, он не учитывает эффектов замещение подорожавших товаров более дешевыми, а также улучшение качества и появления новых товаров и услуг.

    Высокая инфляция является общей проблемой стран с переходной экономикой и снижение ее темпов – одна из основных задач макроэкономической политики. В период централизованного управления экономической инфляция проявлялась в форме дефицита товаров, цены, на которые устанавливались государством значительно ниже мирового уровня (так называемая подавленная инфляция). В Кыргызстане либерализация цен, начатая в 1992 году, к настоящему временив основном завершена, однако наряд товаров и услуг (электроэнергия, общественный транспорт, услуги жилищного хозяйства) цены все еще остаются под контролем Правительства и местных органов власти. Либерализация цен обычно сопровождается также открытием внешней торговли, что в свою очередь, может вести к девальвации обменного курса. В большинстве стран переходного периода связь внутренних цен с обменным курсом более тесная, чем в развитых промышленных странах, т.к. экономика этих стран зависит от импорта либо от экспорта монопродукции (нефть, газ, золото и др.). В частности, в нашей республике степень открытости экономики высокая, принят режим плавающего регулируемого обменного курса, и, поскольку многие потребительские товары импортируются, то изменение цен на внутреннем рынке во многом зависит от цен стран-торговых партнеров и обменного курса. Ограничительная денежно-кредитная политика, проводимая в Кыргызстане в начальном периоде реформ, способствовала значительному спаду темпов инфляции (с 87,2 % в 1994 до      32 % в 1995 году). Однако, в 1996 году темп роста денежной массы снизился более чем в 3,5 раза, а темп инфляции – повысился до 35%. Это указывает на возрастающее влияние немонетарных факторов.

    Таким образом в нашей республике можно выделить следующие группы инфляционных факторов:

- монетарные (рост денежной массы);

- немонетарные (административное повышение цен на ряд товаров и услуг, колебание цен на продукцию предприятий-монополистов, введение новых налогов и пошлин;

- колебание обменного курса;

- объективный процесс приближения внутренних цен к уровню мировых.

Одной из внутренних причин инфляции в период структурных реформ являются рост бюджетного дефицита, который возникает из-за того, что в большинстве стран переходного периода в процесс проведения реформ не удаётся сократить государственные расходы и увеличить налоговые поступления, так как обычно происходит процесс реорганизации и ликвидации убыточных государственных предприятий, частный сектор недостаточно развит. Вследствие этого дефицит бюджета покрывается за счет кредиторов центрального банка и внешних займов.

Остановимся теперь на основных мероприятиях, которые предпринимаются для сокращения темпов инфляции:

1. Поддержание стабильности национальной валюты, так как падение обменного курса может служить причиной инфляционного давления на общий уровень цен и инфляционные ожидания населения.

2. Для сокращения бюджетного дефицита необходимо приведение правительственных расходов в соответствие с доходной частью бюджета. Одной из таких мер является совместное определение с Министерством финансов объемов кредита НБКР на покрытие текущего превышения расходов государственного бюджета над доходами.

3. На основе анализа и управления факторами, влияющими на рост денежной массы, применяется регулирование темпа её прироста в определенных пределах.

Конечной целью таких мероприятий является достижение финансовой стабилизации, без которой проведение институциональных реформ (демонополизации, приватизации) было бы неэффективным.

Далее рассмотрим основные тенденции, сложившиеся в текущем году.

Как известно, в начале 1997 года был объявлен целевой показатель инфляции, равный 17%. За 7 месяцев текущего года изменение уровня инфляции составило 12,2%, что ниже уровня того же периода 1996 года – 18,6%. В I полугодии 1997 года влияние монетарных факторов объясняет около 6% изменения уровня цен. Около 47% инфляции этого периода связано с тем, что во II квартале повысились цены на проезд в городском транспорте Бишкека, что повлекло за собой аналогичное повышение в других регионах республики. В этот период также произошёл резкий рост цен на бензин и жилищно-коммунальные услуги.

В июле произошло сезонное снижение цен на продовольственные товары, и, поскольку они составляют большую часть потребительской корзины, используемой при расчете ИПЦ, то это явилось главной причиной снижения цен на 1,2%. Следует отметить, что изменение цен в течении короткого периода значительно подвержено сезонному воздействию.

Новые денежные банкноты – достоинством 5 и 10 сомов Национальный банк Кыргызской Республики с 17 декабря 1997 года вводят в обращение банкноты достоинством 5 и 10 сомов выпуска 1997 года. Это мероприятие связано с необходимостью пополнения запасов наличности и влечет за собой увеличение денежной массы в обращение.

Банкноты нового образца достоинством 5 и 10 сомов обладают улучшенным защитными характеристиками. Денежные знаки нового и старого образца равнозначны по своей стоимости и будут находиться в обращении параллельно.

Банкноты выполнены на специальной бумаге, содержащей разноцветные защитные волокна, цветное решение банкнот остается прежним.

Новые защитные свойства элементы банкнот 5 и 10 сомов выпуска 1997 г.

1. Водяной знак.

Водяной знак повторяет портрет на банкноте и индивидуален для каждого номинала.

2. Защитная нить.

Серебристая защитная нить в нескольких местах выступает над поверхностью бумаги. На просвет она видна как сплошная темная полоса с надпись «Кыргыз Банкы».

3. Сквозной регистр.

Расположен на лицевой и оборотной сторонах банкноты в виде отдельных фрагментов, которые на просвет образует единый логический завершенный орнамент.

4. Микрошрифт.

Указывающий на номинал банкнот («Беш сом и Он сом).

5. Серебристая краска.

Внутри орнаментальной розетки, расположенной в центре банкнот размещено выполненное серебристой краской изображение номинала.

6. Рельефная часть.

Портреты и надписи на лицевой стороне банкнот шероховаты на ощупь.

7. Серийный номер расположенный на лицевой стороне, причём размер цифр расположенного вертикально серийного номера возрастает сверху вниз.

8. Код для людей с ослабленным зрением.

На белом поле расположены рельефные метки в виде геометрических фигур (треугольник – для 5 сомов, круг - для 10 сомов), позволяющий установить достоинство на ощупь.

9. Год выпуска.

Наиболее значительно сезонность проявляется в январе, феврале, июле и августе. В то же время в июле произошло повышение цен на промышленные товары на 0,6%, что связано, очевидно с введением в Бишкеке налога, ставка которого составляет 2% от объёма розничного товарооборота и платных услуг.

Таким образом, достижение целевого показателя инфляции предоставляется вполне реальным, при условии умеренного роста денежной массы и отсутствия резкого роста цен, вызванного внутренним регулированием и какими либо внешними шоками. Темпы инфляции в период 93-98.

 

Таблица №5

 

  1993 1994 1995 1996 1997 1 полугодие 98 года

 

Инфляция, % за период Темп прироста реального ВВП Темп прироста широкого показателя денежной массы (м2) 1366.0 -15.5   40.8 87.2 -20.1   117.8 31.3 -5.4   77.8 35.0 -5.6   21.0 17.0 7.7   17.0 13.6 6.8   9.8

Национальный статистический комитет.

 

На одном из встреч с журналистами Председателя правления НБКР           М.Султанова, был задан ему следующий вопрос.

    Вопрос.

Год – полтора назад доллар стоил 10-13 сомов. Сегодня 29-31 сома. Инфляция растет. Почему?

- Прежде всего, необходимо ответить: ответит М. Султанов - инфляция и снижение обменного курса сома к доллару – не одно и тоже. Под инфляцией понимается снижение уровня цен в экономике, сопровождающееся снижением стоимости национальной денежной единицы. Разумеется, уровень цен зависит от обменного курса, поскольку, во первых, в потребительскую корзину включены импортные товары, в во вторых, снижение обменного курса может увеличить инфляционные ожидания и привести к росту цен и на отечественные товары. Девальвация обменного курса сома в 1996 году была выше, а в 1997 году – ниже темпа инфляции.

    В результате разумного сочетания политики сокращения эмиссии и бюджетных расходов удалось добиться значительного уровня сокращения инфляции с 1366% в 1993 до 14,8% в 1997 году. С 1998 года прекращено прямое кредитование Нацбанком дефицита госбюджета, т.е. ликвидирован один из основных инфляционных источников. В настоящее время рост наличных денег ниже роста инфляции (за 8 месяцев он составил всего 0,7 % при инфляции 5,4%) т.е. роль денежных факторов в формировании инфляции постоянно сокращается. Помимо роста денежной массы, инфляция в краткосрочном периоде вызвала ростом цен на энергосистем, тарифов на жилищно-коммунальные услуги и других затратных факторов, находящихся за пределами сферы деятельности Нацбанка».

    Причем, большая часть прироста темпа инфляции 1993 года приходится на период, когда республика находилась в рублевой зоне. Введя собственную валюту, Кыргызстан получил возможность для разработки и проведения собственной денежно-кредитной политики, хотя экономическая цена этого шага, в отличие от цены политической, была очень высока – это спад экономики, который был следствием разрыва хозяйственных связей предприятий в тот период.

Эта Макроэкономическая обстановка определяет направленность и меры проводимой НБКР денежно-кредитной политики. В связи с этим, обратите внимание на динамику темпа инфляции по кварталам 1997-1998 года.

    Изменение потребительских цен

    (в процентах за период)

 

  1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998
За I квартал 285,1 154,6 41,6 16,2 11,8 7,2 4,9
За II кв. 29,4 65,8 12,4 3,1 8,3 6,0  
За III кв. 43,9 86,0 4,8 2,6 -1,1 -2,9  
За IV кв. 89,5 87,7 12,3 7,3 12,7 3,9  
За год 1258,7 1366,0 87,2 31,9 35,0 14,8  

    Источник: Национальный статистический, комитет.

                  Журнал банковский вестник Б-6, 98 стр. 3.

 

Первый квартал 1997 года – 72 %, первый квартал 1998 года – 4,9%. Учитывая, что в прошлом году темп инфляции в годовом исчислении составил 14,8%, мы предполагаем, что и в этом году сумеем добиться темпа, уровень, которого не превысит прошлогодней. Этот прогноз строится с учетом того, что спрос на валюту на наших рынках имеет ярко выраженный сезонный характер, а структура текущего счета платежного баланса пока не дает оснований предполагать возможность динамики не изменится. Поэтому, учитывая летнее снижение спроса на валюту, мы планируем и соответствующее снижение темпов инфляции. Естественно, эти предложения основаны на том, что пока наша экономика в значительной степени зависит от импорта.

    Также о состоянии инфляции в Кыргызстане подробно рассказал в своем докладе Э. Абдуманапов зам. председателя НБКР 26 мая 1998 года на пресс семинаре МВФ для представителей СМИ Центральной Азии.

    В отличии от других стран Центрального региона Кыргызстан не обладает запасами стратегических ресурсов, и при этом в структуре его хозяйства значительную долю занимает сельскохозяйственное производство, в то время как структура промышленности деформирована наличием большого количества предприятий ВПК, которые как с точки зрения производственных ресурсов, так и поставок готовой продукции, были полностью ориентированы на другие республики бывшего союза. Эта ситуация и определила необходимость реализации предельно жесткой и быстрой стратегии реформ, стратегической задачей которых были и остается глубокая перестройка структуры хозяйств и реформ собственности, это большая и трудная задача, требующая привлечение значительных ресурсов. При этом надо отметить, что Кыргызстан был вынужден уйти из рублевой зоны после того, как Россия по существу ввела собственную валюту, перейдя на расчеты через центральные банки и введя в оборот новые банкноты рубля 1992 году. Эта ситуация особенно ярко видна по данным, характеризующим динамику темпов инфляции, наиболее высокий уровень которых отмечен в 1992-1993 годах.

    Изменение потребительских цен

    (в процентах к предыдущему году)

 

Схема

 

Национальный статистический комитет.

Журнал «Банковский вестник» 5-6, 98

«Кыргызстан: последние достижения» стр. 5.

 

Финансовая стабилизация.

 

    Первостепенной задачей Правительства и Национального банка Кыргызстана является финансовая стабилизация, включающая:

1. Эффективное управление денежным обращением, стабилизацию денежной эмиссии и инфляционных процессов, поддержание на необходимом уровне обменного курса национальной валюты по отношению к рублю и доллару.

2. Создание современной банковской системы со сбалансированным развитием всех важнейших банковских функций, таких как сберегательные и кредитные, коммерческие и инвестиционные, устранение дефицита банковских услуг.

3. Обеспечение жесткого контроля за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет государственных налогов и других платежей, чтобы обеспечить стабильность бюджета и финансирование неотложных экономических и социальных программ.

    Рассмотрим подробнее проблемы первого компонента финансовой стабилизации.

    Наиважнейшей проблемой является стабилизация денежного обращения, для чего требуется:

а) укрепить сом и сделать его надежной валютой, привязанной к доллару;

б) снизить инфляцию до однозначных цифр и удержать ее;

в) следовать строгому, но разумному ограничению эмиссии денег.

    Как бороться с инфляцией?

    Одна из главных причин инфляции – это дефицит государственного бюджета. Поэтому переход к сбалансированному бюджету за счет ликвидации субсидий и дотаций, льготного государственного финансирования отраслей и общего сокращения непроизводительных расходов является основным способом борьбы с инфляцией во всем цивилизованном мире.

    Мы должны культивировать именно такой подход к формированию бюджета, ибо отношение к бюджету есть показатель экономической грамотности общества.

    Правительство и НБК должны сделать для правилом жесткую бюджетную и кредитную акции. Надо отказаться от всех непредусмотренных дотаций предприятием и отраслям, которые покрывают непроизводительные и непроизводственные затраты. Законодательная независимость НБК позволит ему сопротивляться любому инфляционному финансированию дефицита госбюджета.

 

    Аскар Акаев.

1. О стратегии социально-экономического развития Кыргызской Республики и неотложных действиях.

Бишкек – 1993.

 

    Мы должны поставить цель и добиться снижения ежемесячных темпов инфляции к концу текущего года до 10%, а в 1994 г. – до 3-5 %!

    Если Кыргызстану удастся стабилизировать инфляцию, доверие к сому возрастет как внутри республики, так и за рубежом. Станет возможной реальная экономическая оценка работы предприятий, прогнозирование из прибыльности, возрастет экономическая активность.

    Итак, стабильность денег - первооснова для будущего динамичного развития экономики. Полновесные деньги – самый необходимый инструмент рынка, мощный стимул к развитию производства, к более производительному труду.

    Правительство и НБК должны принять меры против искусственного поддержания курса сома и идти по пути унификации режима обменных курсов постепенным снятием всяких ограничений на участие в валютных аукционах. Но уже сегодня надо добиваться, чтобы разница между официальным курсом национальной валюты и параллельным рыночным курсом не превышала 10 %.

    Для укрепления доверия к сому очень важно  стимулировать население вкладывать свои сбережения в банки. Это будет дополнительным стабилизирующим фактором. Рост банковских депозитов в свою очередь обеспечит антиинфляционные инвестиционные средства для структурной перестройки экономики. Но для этого банки должны выплачивать достаточно высокие процентные ставки по вкладам граждан, что могло бы государство компенсировать проведением либеральной налоговой политики по отношению к банкам.

    Немаловажным является также вопрос о количестве денег, находящихся в обращении, так называемый уровень монетаризации. Рост денежной массы безусловно ведет к инфляции. Необходимо на каждом этапе достижения сбалансированности между денежной массой и товарными ресурсами. Количество денег определяется следующей формулой:

 

    М= PY 

            V

 где: М – денежная масса

    Р - средний индекс цен

    Y - реальный объем пр-ва (ВП)2

    V - скорость обращения

        

    Сегодня уровень монетаризации в Кыргызстане составляет = 16% ВНП.

Мало это или много? Например, в восточноевропейских странах уровень монетаризации составляет около 25 %, приблизительно таким же он был и в бывших союзных республиках. Он более высокий в странах, где наблюдается экономический рост и развитые финансовые   

    1. Предложенное лауреатом Нобелевской премии математиком Ивингом Фишером (1867-1947) отношения, например, в Индии – 40 %, а в Китае 100 %.

    В Кыргызстане уровень монетаризации, естественно, низкий из-за неразвитости финансовых отношений. Нам, по-видимому, не следует спешить с повышением уровня монетаризации и делать это поэтапно, постепенно вместе с увеличением товарной массы и улучшением деятельности финансовой машины - банковской системы, налоговой и таможенной служб. Иначе государство потеряет контроль под операциями в сфере торговли и услуг, а бюджет – львиную долю налоговых поступлений.

    Дефицит бюджета республики в текущем году ожидается на уровне 7,9% ВНП и превышает 33 % расходной части. Дефицит покрывается приблизительно на 2/3 кредитами НБК, а на 1/3 - иностранными кредитами. На 1994 г. планом прогнозом прогнозировался дефицит в 7 % ВНП или почти половина расходной части (=48%), и предполагается, что он будет покрыт на 1/3 за счет кредита НБК, а на 2/3 – за счет иностранных займов и кредитов, т.е. за счет наращивания внутреннего и внешнего государственных долгов.

    Какие есть пути снижения дефицита бюджета и какие цели здесь реальны?

    Реальность такова, что в ближайшей перспективе мы не сможем добиться бездефицитного бюджета, но мы можем ставить задачу снижения бюджетного дефицита до уровня 4-5 % ВНП, что считается вполне нормальным пределом в соответствии с современной экономической теорией и подтверждается практикой многих стран мира.

    Если же говорить о путях снижения бюджетного дефицита, то следовало бы начать с того, что нам необходимо ввести режим строжайшей экономии денежных средств во всех сферах, урезать все государственные расходы и начать с сокращения расходов на бюрократические структуры управления.

    Но здесь я особо хотел бы остановиться на взаимоотношениях государства и предприятий.

    Развитие производства в рыночной экономике основано на свободе цен и заработной платы при государственном контроле под совокупными расходами народного хозяйства и денежной эмиссий. Только так возможно создать оптимальное равновесие спроса и предложения, стимулирующее безинфляционный рост производства. Поэтому пришло время и нам разделить финансы  государства и предприятий, т.е. отделить затраты предприятий от государственных расходов.

    Сегодня же наше государство все еще принимает на себя долги предприятий автоматически оказываются государственным долгом. Это происходит либо путем прямого льготного кредитования производств и взаимных поставок предприятий, либо на базе самовольного накопления взаимных долгов, навязываемых затем для приплаты государству. Более того, рост взаимных неплатежей является корпоративной части директорского корпуса на жесткую денежно-кредитную политику Правительства.

    В конечном счете финансовое оздоровление является не самоцелью, а фактором экономического роста. Только разделение финансов предприятий и государств и необходимость зарабатывания на рынке заставят предприятия перепрофилироваться по технологическим цепочкам.

    Государство должно целенаправленно и быстро помочь запуску этого процесса, взяв приоритетные конечные отрасли, такие, как сельское хозяйство, пищевую и лёгкую промышленность и т.д.

    Крайне важно, чтобы это поняли руководители предприятий, управленческий персонал и немедленно обратились к изучению передового зарубежного опыта управления предприятиями в условиях дефицита финансовых ресурсов, методов снижения издержек производства, поиска новых рынков, обновления товарной номенклатуры, как наращивать производство на кредиты коммерческих банков на нормальных рыночных условиях.

    Многие, к сожалению, еще не ведают, откуда берутся кредитные ресурсы. До сих пор мы брали их в странах СНГ, в первую очередь в России, Казахстане и Узбекистане. Наш долг этим странам, зафиксированный в момент перехода к национальной валюте, составил 114 млрд. 251 млн. рублей. Общая сумма прогнозируемого на 1994 г. отрицательного сальдо торгового баланса со странами СНГ, без учета ожидаемого с 1 января 1994 г. нового повышения цен на нефтепродукты, составляет 1 млрд. 323 млн. сомов! МЫ сегодня живем верой и надеждой, что мы получили на эту сумму кредиты у братских стран СНГ. Но смогут ли они выделить Кыргызстану такие кредиты и в дальнейшем? Ведь у каждого их них сегодня свои, не менее трудные, чем у нас, проблемы. К тому же кредиты мы получаем в странах СНГ на весьма не льготных условиях. Показатель кредитной безопасности Кыргызстана сегодня составляет 444%, т.е. в 44 раза превышает допустимую грань!

    Поэтому Правительству необходимо ввести жёсткие ограничения на величину сальдо в торговле со странами СНГ. Мы обязаны приспосабливать нашу экономику к более низкому уровню притока ресурсов, резко уменьшить дефицит платежного и торгового баланса и строго следить за тем, чтобы не выходить за рамки этих средств. Торговый дефицит составлял в 1989-1999 гг.

    На сегодняшний день наиболее важными задачами для Нац. банка КР яв-ся:

- развитие банковской системы, регулирование ден-го обращения, сдерживание инфляции, ускорение расчетов, устранение дефицита банковских услуг, усиление надзора за деятельностью коммерческих банков и др. кредитных учреждений.

 

    Финансовый кризис.

 

    Системный финансовый кризис, поразивший Россию, продолжает оказывать свое негативное влияние на экономику Кыргызстана.

    Обменный курс национальной валюты достиг в ноябре отметки 31.2022 сом за доллар США, ухудшается торговый платежный баланс республики. Состояние экономики, испытывающей тяжелые последствия влияние внешних факторов, стало, в очередной раз, кредитом обсуждения парламентом страны.

После начала кризиса В России Национальный банк Кыргызской Республики сделан прогноз относительно степени его влияния на Кыргызстан, но по словам М. Султанова, на самом деле масштабы как самого кризиса, так и его негативных последствий оказались намного глубже. Произошло резкое увеличение спроса на иностранную валюту. Население стало лихорадочно конвертировать сомы в доллары, переводить сомовые счета в валютные, или просто забирать вклады. Пытаясь смягчить психологический фактор начавшейся паники, НБКР предпринял валютные интервенции. В августе на сумму 9,4 млн. долларов, а сентября 9,0 млн. в октября – на 5,5 млн., за 2 недели ноября – 0,47 млн. долларов, в общей стоимости на сумму 24 млн. долларов, хотя потери резервов прогнозировались в сумме 36,5 млн. долларов.

Постепенное уменьшение объема интервенций не было связано с отсутствием у Нацбанка резервов: «У нас их достаточно, - подчеркнул М. Султанов; - потери Нацбанка составили 12% резервов со времени начала кризиса, в то время как Украина потеряла 70%; Россия – почти 50%; Казахстан – 33% своих резервов. Если бы Нацбанк захотел привязать сом к доллару, то легко мог бы это сделать на отметке, и примерно 16,8 сома за доллар. Но мы этого не делаем. Во-первых, очень большая проблема с бюджетом - необходимо сделать корректировку приблизительного в 3% ВВП (около 1 млрд. 250 млн. сомов) без этой корректировки невозможно осуществлять экономическую политику. Необходимо сократить расходы и увеличить доходную часть. Только после корректировки бюджета мы сможем обратиться в международные организации, чтобы получить соответствующую помощь».

Сентябрьские параметры договоренности с МВФ из-за Российского кризиса были нарушены, поэтому пришлось провести дополнительные переговоры. В результате пришли к соглашению, что 50% потерь

1. Журнал «Банковский вестник» - 11, 98 стр. 4

Кыргызстан покроет сам, а 50% МВФ и другие международные финансовые институты.

    В III квартале текущего года торговый баланс ухудшился, на то есть веские причины: во первых, в России уровень девальвации достиг 160%, в то время как у нас он составил 30%, то есть реальный эффективный курс рубля значительно ослаб относительно кыргызского сома, это привело к тому, что российские товары стали конкурентоспособными на кыргызском рынке, за счет увеличился импорт из России, в первую очередь, нефтепродуктов. В кризисный момент, казалось бы, должно было уменьшится потребления, однако, этого не произошло. В связи с этим ИБКР предложил ограничить импорт тех товаров, которые не являются инвестиционными составляющими, а носят потребительский характер.

    Объявленный Россией мораторий на выплату долгов заканчивается, после которого либо начнется период выплат, либо период блокировки счетов российских банков. Конечно, это сразу сказалось на резком увеличении потребностей в наличных долларах, так как большинство российских экспортеров стали требовать оплату не через банковскую систему России, а наличными долларами США. К этому также подтолкнуло то, что Россия обязала предпринимателей продавать часть своей валютной выручки, ввела спецсессии. т.е. серию различных ограничений, что сделало невыгодным показывать эти средства на валютных счетах.

    Нацбанк может фиксировать курс, т.е. фор


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.1 с.