Основы государственной энергетической политики — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Основы государственной энергетической политики

2019-08-04 145
Основы государственной энергетической политики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Реферат

По дисциплине «Экономическая география и регионалистика»

По теме «Концепция энергетической политики. Энергетическая стратегия России»

 

Группа1261

Студент: Латышева М.А.

Преподаватель:

Крылов П.М.

 

 

Москва 2009


 

Введение

 

В настоящее время остро стоит проблема иссякаемости природных ресурсов. Поэтому понятие концепции энергетической политики России и ее стратегии является очень важной задачей.

Россия располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики. Роль страны на мировых энергетических рынках во многом определяет ее геополитическое влияние.

Россия полностью обеспечивает себя топливно-энергетическими ресурсами и считается крупным экспортером топлива и энергии среди стран мира. Россия располагает примерно 25% всех энергоресурсов планеты:45%мировых запасов газа, 13% нефти,14% урана. Эффективное использование энергетического сектора экономики страны создает необходимые предпосылки для вывода экономики страны на путь устойчивого развития, обеспечивающего рост благосостояния и повышение уровня жизни населения.

Топливно-энергетический комплекс России всегда играл важную роль в экономике страны. За годы реформ, в связи с резким падением объемов производства в других отраслях экономики, его роль еще более возросла. Этому в значительной степени способствовали как богатые природные топливно-энергетические ресурсы страны, так и созданный за многие годы уникальный производственный потенциал. В настоящее время ТЭК является одним из устойчиво работающих производственных комплексов российской экономики. Он определяющим образом влияет на состояние и перспективы развития национальной экономики, обеспечивая: около 1/4 производства ВВП, 1/3 объема промышленного производства и доходов консолидированного бюджета России, примерно половину доходов федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений.

Соответствовать требованиям нового времени может только качественно новый топливно-энергетический комплекс (ТЭК) - финансово устойчивый, экономически эффективный и динамично развивающийся, но приемлемый для окружающей среды, оснащенный передовыми технологиями и высококвалифицированными кадрами. Для долгосрочного стабильного обеспечения экономики страны и населения всеми видами энергии необходима научно обоснованная и воспринятая обществом и институтами государственной власти долгосрочная энергетическая политика.


Список используемой литературы

 

1. «Экономическая география России» под общей ред. акад. В.И. Видяпина. Москва. Издательство ИНФРА-М.2004.565 с.

2. «Экономическая география России» Второе издание. Под ред. Т.Г.Морозовой. Москва. Издательство ЮНИТИ-ДАНА.2002.470 с.

3. «Введение в экономическую географию и региональную экономику России» Москва. Е.Л.Плисецкий. 2008. 549 с.

4. «Экономическая и социальная география России» А.Т. Хрущев. Москва. Издательство Дрофа.2006. 607 с.

5. http://www.gazo.ru/dokumenty/es/

6. http://www.energy-exhibition.com/Zakon/Federal/Pravitel/strateg_energy_new.htm#tsel_es

Реферат

По дисциплине «Экономическая география и регионалистика»

По теме «Концепция энергетической политики. Энергетическая стратегия России»

 

Группа1261

Студент: Латышева М.А.

Преподаватель:

Крылов П.М.

 

 

Москва 2009


 

Введение

 

В настоящее время остро стоит проблема иссякаемости природных ресурсов. Поэтому понятие концепции энергетической политики России и ее стратегии является очень важной задачей.

Россия располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики. Роль страны на мировых энергетических рынках во многом определяет ее геополитическое влияние.

Россия полностью обеспечивает себя топливно-энергетическими ресурсами и считается крупным экспортером топлива и энергии среди стран мира. Россия располагает примерно 25% всех энергоресурсов планеты:45%мировых запасов газа, 13% нефти,14% урана. Эффективное использование энергетического сектора экономики страны создает необходимые предпосылки для вывода экономики страны на путь устойчивого развития, обеспечивающего рост благосостояния и повышение уровня жизни населения.

Топливно-энергетический комплекс России всегда играл важную роль в экономике страны. За годы реформ, в связи с резким падением объемов производства в других отраслях экономики, его роль еще более возросла. Этому в значительной степени способствовали как богатые природные топливно-энергетические ресурсы страны, так и созданный за многие годы уникальный производственный потенциал. В настоящее время ТЭК является одним из устойчиво работающих производственных комплексов российской экономики. Он определяющим образом влияет на состояние и перспективы развития национальной экономики, обеспечивая: около 1/4 производства ВВП, 1/3 объема промышленного производства и доходов консолидированного бюджета России, примерно половину доходов федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений.

Соответствовать требованиям нового времени может только качественно новый топливно-энергетический комплекс (ТЭК) - финансово устойчивый, экономически эффективный и динамично развивающийся, но приемлемый для окружающей среды, оснащенный передовыми технологиями и высококвалифицированными кадрами. Для долгосрочного стабильного обеспечения экономики страны и населения всеми видами энергии необходима научно обоснованная и воспринятая обществом и институтами государственной власти долгосрочная энергетическая политика.


Основы государственной энергетической политики

 

Энергетика является основой развития производственных сил в любом государстве. Энергетика обеспечивает бесперебойную работу промышленности, сельского хозяйства, транспорта, коммунальных хозяйств. Стабильное развитие экономики невозможно без постоянно развивающейся энергетики [2].Энергетическая промышленность является частью топливно-энергетической промышленности и неразрывно связана с другой составляющей этого гигантского хозяйственного комплекса - топливной промышленностью.

Российская энергетика - это 600 тепловых, 100 гидравлических, 9 атомных электростанций. Общая их мощность по состоянию на октябрь 1993го года составляет 210 млн. квт. В 1992 году они выработали около 1 триллиона кВт/ч электроэнергии и 790 млн. Гкал тепла. Продукция ТЭК составляет лишь около10% ВПП страны, однако доля комплекса в экспорте составляет около 40%(в основном за счет экспорта энергоносителей).

Разработка новой энергетической политики России, учитывающей реалии перехода страны от одной социально-экономической формации к другой, завершилась к середине 90-х годов.

По сути, целью энергетической политики является максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для роста экономики и повышения качества жизни населения страны. Проведение долгосрочной государственной энергетической политики для защиты прав и законных интересов граждан и экономических агентов, обеспечения обороны и безопасности государства, эффективного управления государственной собственностью, достижения качественно нового состояния энергетического сектора основано на следующих принципах:

· последовательность действий государства по реализации важнейших стратегических ориентиров развития энергетики;

· заинтересованность в создании сильных, устойчиво развивающихся и готовых к конструктивному диалогу с государством энергетических компаний;

· обоснованность и предсказуемость государственных регулирующих воздействий, стимулирующих частную предпринимательскую инициативу в реализации целей государственной политики, в том числе в инвестиционной сфере.

Энергетическая политика Российской Федерации осуществляется путем:

1) регулирования на федеральном и региональном уровнях цен (тарифов) на энергоресурсы в порядке, определенном законодательными и иными нормативными актами;

2) формирования энергетического рынка и создания конкурентной среды в сфере производства и потребления энергоносителей;

3) совершенствования налоговой политики;

4) поддержки строительства важнейших объектов топливно-энергетического комплекса и реализации энергосберегающих проектов;

5) разработки и осуществления мероприятий, связанных с созданием сезонных запасов топлива на электростанциях и для населения, закачкой газа в подземные хранилища и завозом топлива в северные регионы страны;

6) селективной поддержки предприятий и объектов социальной сферы угольной промышленности;

7) адресной поддержки малоимущих слоев населения в целях компенсации расходов, вызванных приведением цен (тарифов) на топливо и энергию в соответствие с их реальной стоимостью;

8) реализации федеральной целевой программы "Топливо и энергия", инвестиционных, научно-технических и других энергетических программ[3].

ТЭК – важнейшее звено в цепи преобразований, вызванных переходом России к рыночной экономике. Свободные цены на энергоносители существенно влияют как на материальное производство, так и на непроизводственную сферу. Топливно-энергетический комплекс России всегда играл важную роль в экономике страны. За годы реформ, в связи с более резким падением объемов производства в других отраслях экономики, его роль еще более возросла. Этому в значительной степени способствовали как богатые природные топливно-энергетические ресурсы страны - на территории России сосредоточено 1/3 мировых запасов природного газа, 1/10 нефти, 1/5 угля и 14% урана - так и созданный за многие годы уникальный производственный потенциал.

В течение прошедшего десятилетия ТЭК в основном обеспечил потребности страны в топливе и энергии, сохранена энергетическая независимость России. Преодолен спад и начался рост добычи нефти и угля, производства электроэнергии, объема и глубины переработки нефти. Производственные структуры ТЭК в результате проведенных структурных преобразований, либерализации и частичной приватизации в значительной мере адаптировались к рыночным методам хозяйствования. В результате проведенных работ по реструктуризации угольной промышленности существенно повысилась ее экономическая эффективность, ликвидируются убыточные неперспективные предприятия. В основном сформированы законодательные основы регулирования хозяйственных отношений в энергетическом секторе экономики, определяющие условия недропользования, налоговую, инвестиционную политику и принципы ценообразования в ТЭК.

В настоящее время ТЭК является одним из наиболее устойчиво работающих производственных комплексов российской экономики. Он определяющим образом влияет на состояние и перспективы развития национальной экономики: на его долю приходится около 30% объема промышленного производства России, 32% доходов консолидированного и 54% доходов федерального бюджета, 54% экспорта, около 45% валютных поступлений.

Вместе с тем в отраслях ТЭК и особенно в электроэнергетике и газовой промышленности сохраняются механизмы и условия хозяйствования не адекватные принципам рыночной экономики, действует ряд факторов негативно влияющих на функционирование и развитие ТЭК.

Основными факторами, сдерживающими развитие комплекса, являются:

· высокая степень износа основных фондов: к настоящему времени этот показатель превысил 50% (а в нефтепереработке–80%). Ввод в действие новых производственных мощностей во всех отраслях ТЭК сократился за девяностые годы от 2-х до 4,5 раз;

· тяжелое финансовое положение производственных структур ТЭК (за исключением нефтяных компаний, где в связи с ростом цен на мировом рынке положение улучшилось) из-за недостаточной экономической эффективности производства, высокой налоговой нагрузки, недостатков ценовой политики в регулируемой государством сфере;

· продолжающийся дефицит инвестиционных ресурсов во всех отраслях комплекса. В последние два года в нефтяной отрасли эта ситуация несколько улучшилась в связи с благоприятной конъюнктурой мировых цен. Предприятия ТЭК в большинстве случаев не имеют достаточных собственных средств не только для расширенного, но даже и для простого воспроизводства;

· деформация ценовых соотношений на взаимозаменяемые энергоресурсы, что привело к структуре спроса на топливно-энергетические ресурсы, характеризующейся чрезмерной ориентацией на газ и снижением доли угля. Как следствие, возникла угроза энергетической безопасности из-за недостаточной диверсификации структуры топливно-энергетического баланса;

· отставание производственного потенциала ТЭК от мирового научно-технического уровня. Доля добычи нефти за счет современных методов воздействия на пласт и доля продукции нефтепереработки, получаемой по процессам, повышающим качество продукции, очень низка. Энергетическое оборудование, используемое в газовой и электроэнергетической отраслях, неэкономично. В стране практически отсутствуют прогрессивные парогазовые установки, установки по очистке отходящих газов от окислов серы, крайне мало используются нетрадиционные возобновляемые источники энергии, оборудование угольной промышленности устарело и технически отстало. Все это снижает экономические показатели производства энергоносителей и увеличивает техногенную нагрузку на окружающую среду;

· рост затрат на освоение перспективной сырьевой базы добычи углеводородов и особенно газовый промышленности;

· отсутствие рыночной инфраструктуры и цивилизованного, конкурентного энергетического рынка. Хозяйственно-производственные структуры требуют дальнейшего рыночного реформирования в направлении повышения реальной конкуренции. Не обеспечивается необходимая прозрачность хозяйственной деятельности субъектов естественных монополий, что негативно сказывается на качестве государственного регулирования их деятельности на рынке товаров и услуг и на развитии конкуренции в этой сфере;

· произошедшая приватизация существенной части собственности в ТЭК пока не обеспечила ожидаемого повышения эффективности функционирования производственных структур комплекса, что в большой мере связано с незавершенностью формирования в стране рыночной инфраструктуры, цивилизованных рыночных механизмов и соответствующей законодательной базы, (а также с неплатежами за продукцию);

· высокая энергоемкость экономики, в 3-4 раза превышающая удельную энергоемкость экономики развитых стран. Основой такого положения является сформировавшаяся еще до начала экономической реформы тяжелая энергоемкая структура промышленного производства и нарастающая технологическая отсталость энергоемких отраслей промышленности;

· сохраняющаяся высокая нагрузка на окружающую среду от топливно-энергетической деятельности. Несмотря на произошедшее снижение добычи и производства топливно-энергетических ресурсов, отрицательное влияние ТЭК на окружающую среду остается высоким и его доля сохраняется примерно на сложившемся уровне;

· высокая зависимость нефтегазового сектора и угольной промышленности России и, как следствие, доходов государства от состояния и конъюнктуры мирового энергетического рынка;

· высокая аварийность оборудования, обусловленная старением основных фондов, отсутствием побудительных стимулов и низкой производственной дисциплиной персонала, недостатками управления. В связи с этим возрастает возможность возникновения чрезвычайных ситуаций в ТЭК.

В то же время, топливно-энергетический комплекс является одним из крупных источников загрязнения окружающей природной среды в Российской Федерации. На его долю приходится 48% выбросов вредных веществ в атмосферу и 23% сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, 22% образования вредных отходов от общепромышленных объемов, а также до 70% выбросов парниковых газов. Несмотря на устойчивую тенденцию к сокращению объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, электроэнергетика по этому показателю занимает первое место среди отраслей промышленности (25%). Продолжает сжигаться на факелах 20% попутного нефтяного газа, что приводит к загрязнению атмосферного воздуха и эмиссии парниковых газов.

Одной из крупнейших экологических проблем в ТЭК, особенно острой для традиционных нефтедобывающих регионов, является загрязнение природной среды нефтью и нефтепродуктами. Темпы утилизации отходов остаются низкими, прогнозы крупномасштабного использования отходов не реализуются.

Серьезной проблемой является концентрация негативного воздействия деятельности предприятий ТЭК в энергодобывающих и энергопроизводящих регионах. К этому следует добавить недостаточный уровень экологичности технологических процессов, высокий моральный и физический износ основного оборудования, недостаточная развитость природоохранной структуры: систем предотвращения и снижения негативных воздействий на природную среду.

Осуществление программы освоения новых месторождений северных территорий (Тимано-Печорский регион, п-ов Ямал, Восточная Сибирь, Дальний Восток) требует решения проблемы обеспечения сохранения чрезвычайно уязвимых экосистем этих удаленных регионов с суровыми природно-климатическими условиями.

Одной из важнейших проблем является обеспечение экологической безопасности при реализация крупномасштабных проектов освоения нефтегазовых месторождений шельфа арктических морей и острова Сахалин, морских месторождений Каспийского и Балтийского морей. Эти проекты реализуются в районах богатых биоресурсами, в том числе ценными видами рыб, и другими объектами водного промысла.

Экологическая политика в топливно-энергетическом комплексе направлена на обеспечение экологической безопасности при прогнозируемых темпах роста энергетического сектора, минимизацию техногенного воздействия на окружающую среду и коренное оздоровление экологической обстановки в районах деятельности предприятий ТЭК.

Для реализации поставленной цели в ТЭК потребуется решение следующих основных задач:

· внедрение экологически чистых энерго- и ресурсосберегающих малоотходных и безотходных технологий, обеспечивающих рациональное производство и использованиетопливно-энергетических ресурсов, снижение выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, а также парниковых газов, сокращение образования отходов производства и других агентов вредного воздействия;

· последовательное проведение специальных природоохранных мероприятий, строительство и реконструкция природоохранных объектов, в том числе по улавливанию и обезвреживанию вредных веществ из отходящих газов, очистке сточных вод; увеличение темпов рекультивации земель, загрязненных и нарушенных в процессе строительства и эксплуатации энергетических объектов, использование отходов производства в качестве вторичного сырья;

· создание условий для экономически обоснованного внедрения экологически чистых технологий сжигания угля;

· повышение уровня использования попутного нефтяного газа с целью прекращения сжигания его на факелах;

· внедрение экологически обеспеченных технологий, реконструкция и строительство природоохранных объектов на действующих предприятиях угольной отрасли; увеличение объемов использования шахтного метана;

· увеличение производства высококачественных моторных топлив с улучшенными экологическими характеристиками, соответствующих европейским нормам;

· организация работ по сертификации природоохранных технологий и технических средств;

· поэтапное внедрение обязательного экологического страхования;

· формирование единой информационной системы экологических данных на базе локальных, региональных систем экологического мониторинга с целью оптимизации природоохранной деятельности и повышения ее эффективности;

· организация обучения и подготовка специалистов в области природоохранной деятельности.

Решение указанных задач потребует создания гармонизированной законодательной и нормативно-правовой базы, регламентирующей обеспечение экологической безопасности и охрану окружающей среды, отвечающей современным экологическим требованиям и уровню научно-технических достижений, а также развития гибкой системы экономического стимулирования и инвестиционной поддержки соответствующим мероприятиям.

Энергетическая стратегия однозначно исходит из необходимости выполнения Россией ее международных обязательств в области экологии.

В соответствии с Киотским протоколом к рамочной Конвенции ООН об изменении климата Россия приняла на себя обязательство сохранить в период 2008 – 2012 гг. выбросы парниковых газов на уровне 1990 года. Исходя из прогнозов Энергетической стратегии в топливно-энергетической сфере к 2010 году объем выбросов парниковых газов составит 75-80% от уровня 1990 г. и даже в 2020 г. не достигнет этого уровня, что позволит выполнить указанные обязательства России.

Российская Федерация будет использовать предусмотренные Киотским протоколом механизмы гибкости в целях дальнейшего сокращения выбросов парниковых газов. В Российской Федерации будут установлены институциональные и правовые рамки организации проектов, реализуемых в рамках Киотского протокола, обеспечивающие эффективность и прозрачность их реализации[5].

В годы реформ ТЭК явился «донором» бюджета и многих отраслей экономики, но в результате и сам оказался «заложником» экономических проблем, вызывающих в совокупности угрозу энергетической безопасности страны.

В связи с активизацией перехода к рыночной экономике, принимается Концепция энергетической политики, которая учитывает новую ситуацию и весь спектр возникающих проблем. Логическим продолжением и развитием основных положений этой концепции становится Энергетическая стратегия России.



Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.