Гуманистическая историография в Италии. Н. Макиавели. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Гуманистическая историография в Италии. Н. Макиавели.

2019-08-03 1186
Гуманистическая историография в Италии. Н. Макиавели. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В Италии в эпоху Возрождения сложилось 3 исторические школы: риторическая, эрудитская и политическая.

= Самая ранняя – риторическая (Леонардо Бруни). Он выступил как патриот Флорентийской республики, отдавая приоритет республиканскому устройству. В истории он искал идеал человеческой добродетели, история важна дял него не как точное описание прошлого, а как средство воспитания и описания нового идеала. Для риториков, т.о. была важна «внешняя сторона истории», их труды выглядят как театральные пьесы на исторические темы.

= Заслуга Бруни-он предпринял попытку концептуализации, выяснения общего смыслового содержания истории Италии от падения Рима и до начала нового времени, отказавшись от провиденциолизма и руковдствуясь рационалистическими и мирскими идеями. Описывая историю Флоренции, он возвеличивал принцип политической свободы для имущих верхов Флорентийской республики. В то же время Бруни враждебен народным движениям. Рим пал в конечном счете потому, что императоры уничтожили свободный дух граждан.

= Эрудитская школа характеризуется акцентом не на форму, а на содержание. Главную задачу они видели в точном установлении и описании исторических фактов, кропотливом собирании документов по истории античности и средних веков. Особое внимание «эрудиты» уделяли тщательной критике исторических источников, которую вели в духе общих принципов гуманистической культуры. Основатель Флавио Биондо сформулировал некоторые общие правила критики источников, выдвинув два основных критерия: древность документа и принцип рациональности. Лоренцо Валла – интерес к социально-политической борьбе, полагал, что история выше поэзии и философии, потому что она основана на буквальной истине. Францеско Патрици пишет, что история – это не просто набор воспитывающих примеров, а поиск истины. Он склонялся ко взгляду на историю – как на единичное и индивидуальное.

= Особенно значительны были достижения «политической школы». Подобно «риторической школе», она относилась к истории как источнику политического опыта. Однако ее подход значительно глубже. Историки-«политики» не ограничивались воссозданием хронологической цепи событий и выяснением рациональных мотивов. Они вносили в изучение истории элемент обобщения, пытались обнаружить закономерности, действующие независимо от сознательной воли людей. Наиболее ярким представителем этой школыбыл Никколо Макиавелли, политический мыслитель, историк, государственный деятель. Макиавелли был сторонником республиканских убеждений. Он склонялся к мысли о необходимости абсолютной власти сильного государя, князя, который должен обеспечить торжество высшего государственного интереса. Важнейшей движущей силой в истории Макиавелли считал политическую борьбу, присущую всякому государству. Макиавелли улавливал социальную основу политических партий и их борьбы. Подчеркивая необходимость частной собственности, он указывал на большое значение в обществе «материального интереса».

Николо Макиавелли (1469 – 1527).

Светский человек, стал секретарем совета Флорентийской республики; был при дворе Людовика XII. Тонкий циник – в основе политического поведения лежит сила и выгода, нужно опираться на политические выводы. «Цель оправдывает средства», «войны нельзя избежать, ее лишь можно отсрочить в пользу противника».

«История Флоренции» в 8 книгах (ок. 1512). Главное в ней, по его мнению, – правильное или адекватное изложение событий. Важен не фактический пересказ, а оценка историком событий. И не просто оценка, а причинно-следственных связей между событиями. Особенно в истории Флоренции. Находит противоречия в 3 сферах – в пределах самой Флорент. респ-ки; внутри Италии (междоусобицы); в рамках Европы (торг. конкуренция). Между разными противоречиями он находит причинно-следственные связи.

«Государь». Дает советы властителю – «не бояться прослыть скупым, но и не быть жестоким». Жестокость нужно проявлять при определенных обстоятельствах. Не быть романтиком, а реалистом – как лев и лиса. Быть бдительным – есть опасность извне и изнутри. Изнури – она опаснее – нужно не быть ненавистным народу. Поэтому делит подданных на знать и народ, и нужно равновесие между ними.

Вычленение политики в самостоятельную сферу. Один из законов движения политики – политическая борьба. Есть еще и круговорот политических форм.

Недостатки его научного подхода:

1. главный упор – на политические события

2. очень большая узость источниковой базы, небрежно относится к источникам.

Макиавели в работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» Макиавелли рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, учреждений, законов.

Макиавелли называет политику «опытной наукой», которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее.

Макиавелли один из немногих деятелей эпохи Возрождения, кто в своих работах затронул вопрос о роли личности правителя. Он считал, исходя из реалий современной ему Италии, страдавшей от феодальной раздробленности, что лучше сильный, пусть и лишенный угрызения совести, государь во главе единой страны, чем соперничающие удельные правители. Таким образом, Макиавелли поставил в философии и истории вопрос о соотношении моральных норм и политической целесообразности По мнению Макиавелли, максимально жизнеспособными государствами в истории цивилизованного мира были те республики, граждане которых обладали наибольшей степенью свободы, самостоятельно определяя свою дальнейшую судьбу. Он считал независимость, мощь и величие государства тем идеалом, к которому можно идти любыми путями, не задумываясь о моральной подоплёке деятельности и о гражданских правах.

литико-риторическая школа – возникла во Флоренции в начале 15 века в связи с конфликтом между республиканской Флоренцией и герцогством Миланским. Тесно связана с идеями гражданского гуманизма, согласно которым каждый человек обязан быть гражданином, сочетать свои личные интересы с интересами своего государства, служить ему и возвеличивать его в периоды успехов и неудач.

Основатель школы (критерий – общие методические приемы, иногда группировка вокруг одного университета или крупного ученого) Леонардо Бруни (Аретино 1370-1444 гг.), служивший в папской курии, а с 1427 г. до конца жизни – канцлер Флорентинской республики. Главный труд – «История Флоренции» (12 томов): защита республиканизма, интересы средних слоев, выделяет средние века, отвергает чудеса в истории города. История – драма, исторические деятели – герои драмы. Исключает из анализа экономику, финансы, быт.

Эрудитская критическая школа.

Менее связана с политикой, более трезво относится к античной и средневековой историографии. Ее представители, излагая историю сухо и по-деловому, занимались собиранием фактов, документов, памятников письменности и материальной культуры Италии. Успешно занимались критикой источников.

Основатель - Флавио Биондо (1392-1463), более 30 лет прислуживший в папской курии мелким чиновником. Написал многотомную историю средних веков. Заслуга – отбор и критика источников.

Лоренцо Валла (1407-1457) – философ, филолог, историк. Близок к обеим школам. Главный труд – «Рассуждение о подложном и вымышленном дарении Константина» - образец критического подхода к источнику. Исторический труд – «История Фердинанда Агаронского».

Новая «политическая» школа.

Представители: Никколо Макиавелли (1469-1527), Франческо Гвиччардини (1483-1540). Для этой школы характерна не только политическая тенденциозность, но стремление извлечь из прошлого опыт для решения проблем современной Италии. Отсюда – более реалистический подход к истории, освобождение от риторики и подражания античности.

Н.Макиавелли – республиканец, интересы государства для него выше интересов частных лиц и осуществляются всеми средствами. Противоречие между республиканизмом и надеждой на власть сильного государя. Главные работы (1513 г.): трактат «Государь» - оправдание монархии и «Рассуждения по поводу первых десяти книг Тита Ливия» - идеал Римской республики.

Основной исторический труд «История Флоренции» (1520-1526): видя в республике свой идеал, он на материале родного города приходит к выводу, что Флорентинская республика оказалась неспособной обеспечить ни внутреннего единства, ни объединить Италию. Отсюда – необходимость сильной власти государя. Общие законы истории по Макиавелли:

Движущая сила – политическая борьба (близко подошел к признанию социальных противоречий); круговорот политических форм: от монархии к аристократии-к республике со смешанным правлением – к монархии; в основе циклического развития лежит не воля отдельных людей, а проявление общего закона истории.

ГУМАНИСТЫ. ИТАЛИЯ.

Зарождение школы – переходный период от Средневековья к Возрождению. Светское, враждебное теологии. Рационалистическое мышление, преклонение перед человеком как «венцом творения», неприятие теологического мышления, стремление все объяснить с материальной точки зрения. Жадный интерес к античной культуре – Возрождение же. Историки-гуманисты, в отличие от своих предшественников и многих современников, более или менее решительно изгнали божий промысел из истории, придали ей светский характер. Рассматривая историю как результат деятельности людей, они старались давать рациональное объяснение событий. Правда, в большинстве случаев они не выходили за рамки прагматического изложения и установления простых причинно-следственных связей, но реалистическое изображение событий стояло неизмеримо выше провиденциалистских построений средневековых авторов.

Отдельные наиболее глубокие и прозорливые историки этого направления уже в XVI в. искали общие закономерности исторического процесса. Оттеснив в историографии провиденциализм, гуманисты решительно отвергали те невероятные факты и чудеса, которыми средневековые хронисты часто иллюстрировали якобы божественное вмешательство в историю, и весьма критически относились к сообщениям хроник и других источников. Они стали родоначальниками исторической критики источников, без которой было бы невозможно развитие истории как науки, разоблачили многие средневековые легенды и фальшивки. В поисках достоверных исторических фактов и критических аргументов гуманисты много сделали для разыскания и публикации новых источников, памятников материальной культуры и письменности. Из их среды вышли первые археологи, исследователи архивов, комментаторы античных и средневековых рукописей, нумизматы, положившие начало развитию вспомогательных исторических дисциплин.

Гуманистическая историография заложила основы новой периодизации истории -- не по «четырем монархиям» (Ассиро-Вавилонская, Мидо-Персидская, Греко-Македонская, Римская), как было принято в средние века, а по трем периодам -- «древней», «средневековой» и «новой истории» (к последней они относили свое время), которой историческая наука пользуется до сих пор. Правда, гуманисты вкладывали в нее культурно-историческое содержание, не учитывая различий в социально-экономических отношениях каждого из этих периодов.

В эпоху гуманизма претерпел значительные изменения и язык исторических сочинений. В связи с общим развитием национального сознания в XVI в. во всех странах Западной Европы гуманисты в своих книгах наряду с латынью, которую они старались максимально приблизить к классической, все шире начинают использовать национальные, более доступные широкому читателю языки: итальянский, французский, английский, немецкий.

Гуманистическая историография представляла собой лишь зачаточную форму научного знания в истории. Она не смогла полностью преодолеть слабые стороны средневековой исторической литературы, а отчасти повторила их из-за индивидуалистических черт гуманистического мировоззрения. Как и средневековые хронисты, историки-гуманисты в большинстве случаев рассматривали историю как результат деятельности отдельных личностей, ограничивались описанием политических событий. Восторженное, некритическое отношение к античной традиции побуждало их нередко жертвовать достоверностью изображения событий ради ложного пафоса, риторики или чистоты латинского языка, описывая эти события с помощью римской терминологии, часто им совсем не адекватной (латинский пуризм). Ученые-гуманисты при всем отрицательном отношении к теологическому мышлению средневековья редко осмеливались открыто скрестить оружие с церковью, избегали прямых выпадов против нее (в том числе и в исторических сочинениях). Многие из них служили в папской курии, часто жили и работали при дворах государей в качестве официальных историографов, восхваляя своих покровителей. Им, как правило, не хватало историзма: превознося историю Древнего мира, они пренебрежительно относились к истории средних веков, видя в ней только время упадка культуры и знаний, чем надолго определили негативное отношение к этой эпохе (средним векам). При всем том в общем развитии европейской исторической мысли гуманистическая историография была большим шагом вперед, этапом зарождения первых ростков научного подхода к истории.

Родиной гуманистической исторической мысли была Италия. Здесь она развивается с начала XV в., что было связано с возникновением в этой стране элементов капитализма и первых форм мировоззрения. Основные направления гуманистической историографии сложились именно в Италии. Позднее, в XVI в., они обнаруживаются и в других странах Западной Европы по мере развития там капиталистических отношений и распространения гуманистического мировоззрения.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.