Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2019-08-03 | 310 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Анализ теоретической и методической литературы, представленный в главе 1, стал основой эмпирического исследования роли дидактических игр в системе о знакомления детей дошкольного возраста с живой и неживой природой. Для проведения эмпирического исследования нами было выбрано направление ‒ о знакомление детей младшего дошкольного возраста с растениями посредством дидактических игр. Исследование проводилось на базе младшей ݇групп݇ы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №48 комбинированного вида» Советского района г. Казани. В исследовании участвовали 20 детей младшего дошкольного возраста, дети в возрасте 3-4 лет (10 мальчиков и 10 девочек).
Эмпирическое исследование направлено на изучение уровня сформированности представлений детей обозначенной возрастной категории о растительном мире в соответствии с требованиями программы «От рождения до школы» и составление программы работы по расширению и углублению представлений детей 3-4 лет о растительном мире на основании полученных результатов посредством включения в образовательную и игровую деятельность детей дидактических игр.
В ходе эмпирического исследования для определения уровня представлений о растительном мире детей младшего дошкольного возраста мы использовали диагностические задания методики, предложенной М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой [6, с. 34]. Проведение диагностики включало проведение дидактических игр, которые сопровождались индивидуальной беседой в форме вопросов с сопровождением иллюстративного материала. Задания максимально учитывали особенности и возможности детей младшего дошкольного возраста, обеспечивали адекватное понимание ими содержания, опирались на имеющийся у дошкольников реальный опыт.
|
Описание заданийдля диагностики представлений о растительном мире детей младшего дошкольного возраста в форме дидактических игр представлены в таблице 1. Максимальное количество баллов, которые мог набрать ребенок за выполнение заданий в ходе предложенных дидактических игр - 21.
Таблица 1
Описание диагностических заданий в форме дидактических игр (по методике М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой)
Что изучается? | Дидактические игры, упражнения, вопросы | Содержание диагностического задания | Критерии оценки |
Умение различать и называть разные виды растений: деревья, кустарники, травянистые растения (цветы). | Дидактическая игра «Третий лишний» (на классификацию растений). Материал: предметные картинки (береза, тополь, сосна, ель, сирень, шиповник, одуванчик, астра, анютины глазки, мак). | На столе перед ребенком выложены картинки, на которых изображены разные растения в различных комбинациях: 1. береза, одуванчик, тополь 2. астра, сирень, мак 3. шиповник, сирень, ель, Задание: выбери какое растение «лишнее», назови почему. Назови знакомые растения. Вопросы: -какие из выбранных тобой растений являются деревьями (кустарниками, цветами)? | 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки. 1 балл - ребенок не справляется с заданием |
Умение называть и показывать части дерева и кустарника (ствол, ветки, листья), отличительные признаки дерева от кустарника. | Дидактическая игра «Что не растет на клумбе?» Материал: предметные картинки: береза, сирень, мак, одуванчик, мать-и-мачеха, фикус, герань, береза, тополь, сосна, ель, сирень, шиповник). Дидактическая игра «Собери дерево» Материал: разрезная картинка-пазл (ствол, ветки, листья) | На столе перед ребенком выложены картинки, на которых изображены береза, сирень, мак. Задание: найти картинку, что не растет на клумбе; найти картинку, на которой нарисовано дерево. Как называется это дерево? Назови и покажи части дерева (один толстый высокий ствол, много тонких веток, на ветках много листьев). Собери дерево из частей. Задание: найти картинку, на которой нарисован кустарник. Как называется этот кустарник? Назови и покажи его части (несколько стволов, много веток с листьями). -Расскажи, чем отличается дерево от кустарника (у дерева один толстый высокий ствол, много тонких веток, которые находятся высоко от земли, а у кустарника несколько стволов, расположенных близко от земли, они тоньше, чем у дерева). | 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. 2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки. 1 балл - ребенок не справляется с заданием |
Умение называть и показывать части травянистых растений (цветы) (стебель, цветок, листья). | Дидактическая игра «Узнай и назови» Материал: предметные картинки (деревья, мак, сирень). Дидактическая игра «Собери цветок» Материал: разрезная картинка-пазл (стебель, цветок, листья) | На столе перед ребенком выложены картинки, на которых изображены береза, сирень, мак. Задание 1: найти картинку, на которой нарисован цветок. Как называется этот цветок? Задание 2: - Собери цветок из частей) - Назови и покажи его части (тонкий гибкий стебель, на нем есть листья, цветок) | 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки. 1 балл - ребенок не справляется с заданием |
Умение различать и называть овощи и фрукты, место их произрастания (сад, огород). | Дидактическая игра «Овощи и фрукты». Материал: набор натуральных (или муляжей) овощей (морковь, помидор, огурец, свекла, редис, репа) и фрукты (яблоко, груша, апельсин, лимон, виноград, банан); корзинка, ваза; картины «На огороде», «В саду». | На столе перед ребенком выложены овощи и фрукты. Задание: положи в корзинку все овощи. Назови и покажи овощи, которые ты положил в корзинку. Назови их одним словом. Назови и покажи, что осталось на столе. Как это назвать одним словом? Положи все фрукты в вазу. Что ты положил в вазу? (Фрукты.) Педагог показывает картины «В саду», «На огороде». Вопросы: - Где растут овощи? (На огороде) - Где растут фрукты? (В саду) | 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. 2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки. 1 балл - ребенок не справляется с заданием |
Знание отличительных особенностей живых от не живых объектов природы | Дидактическая игра «Живое – неживое». Материал: набор картинок с изображением зверей, птиц, цветов, деревьев, кустарников, гор, рек, дождя, снега | На столе перед ребенком выложены карточки с изображением предметов (звери, птицы, цветы, деревья, горы, реки). Задание: распределить на две группы: «живые» и «неживые; назвать «живые объекты», «неживые объекты» и объяснить свой выбор. Вопросы: -почему растения относятся к живой природе? -как люди ухаживают за растениями? -почему нужно беречь природу? | 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки. 1 балл - ребенок не справляется с заданием |
Знание условий жизнеобеспечения растений; умение ухаживать за комнатными растениями Выбери растение, которое хочет пить | Дидактическая игра «Поможем Мишутке полить цветы». Материал: игрушка (плюшевый мишка), сюжетные картинки, карточки с изображениями цветущих растений и с увядшими листьями, небольшие цветочки в горшках и лейки. | На столе перед ребенком выложены сюжетные картинки, среди которых цветущие, ухоженные растения и увядшие, с желтыми листьями. Задание: Мишка не знает, какие растения надо поливать, а какие нет. Выбери растение, которое хочет пить. Поможем ему. Вопросы: Как ты узнал, что растение хочет пить? Как ему помочь? Как надо правильно поливать (подбираем растение с яркими характерными признаками (сухая земля, увядшие листья)). Научи Мишку. | 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки. 1 балл - ребенок не справляется с заданием |
Знание условий, необходимых для роста растений | Дидактическая игра «Что необходимо растению для роста» Материал: игрушка (Незнайка), карточки с изображениями неба, солнца, лейки, тучки с дождем, цветочный горшок с землей, земля в лесу | Ребенку предлагается картинка с изображением комнатного растения и он должен подобрать к ней картинки с изображением солнца, лейки, цветочного горшка с землей; далее предлагается дерево или куст – ребенок подбирает карточки с изображением солнца, тучки с дождем, земли в лесу. | 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки. 1 балл - ребенок не справляется с заданием |
|
|
|
Для определения уровень сформированности представлений о растительном мире детей младшего дошкольного возраста мы использовали шкалу, посредством которой обозначали уровень сформированности представлений о растительном мире детей младшего дошкольного возраста: высокий уровень - 18-21 баллов; средний уровень - 12-17 баллов; низкий уровень - до 11 баллов.
В ходе изучения представлений детей 3-4 лет о растительном мире нами были получены результаты, представленные в табл. 2.
Таблица 2
Результаты изучения представлений о растительном мире детей 3-4 лет в ходе эмпирического исследования
№ п/п | Имя ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Общий балл | Уровень |
1 | Лена К. | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 10 | низкий |
2 | Надя К. | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 12 | средний |
3 | Андрей Р. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 13 | средний |
4 | Володя О. | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 | 2 | 1 | 13 | средний |
5 | Славик Л. | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 10 | низкий |
6 | Юля М. | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | 3 | 2 | 14 | средний |
7 | Света Ч. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 13 | средний |
8 | Саша К. | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 8 | низкий |
9 | Лара Я. | 3 | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 14 | средний |
10 | Максим У. | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 9 | низкий |
11 | Виталий К. | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 10 | низкий |
12 | Дарина Ш. | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 15 | средний |
13 | Виталина Г. | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 9 | низкий |
14 | Роман Е. | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 18 | высокий |
15 | Яна К. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 | средний |
16 | Егор Г. | 1 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 13 | средний |
17 | Элина З. | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 8 | низкий |
18 | Иван Ш. | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 12 | средний |
19 | Даниил Г. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 13 | средний |
20 | Таня У. | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 10 | низкий |
В ходе проведения диагностики мы наблюдали, что лучше всего дети справились с дидактическими играми « Третий лишний» (на классификацию растений), «Что не растет на клумбе?», «Собери дерево», «Собери цветок». Затруднения возникли у большинства детей в игре «Живое-неживое»; при определении частей дерева и цветка, при поливе цветов (большинство детей наливали много воды), при определении в игре «Что необходимо растению для роста» условий жизнедеятельности комнатных растений и тех, что растут в лесу, саду, на огороде.
|
Таким образом, в ходе диагностики нами определено, что высокий уровень представлений о растительном мире выявлен у одного ребенка (5%), средний уровень - у 11 детей (55%), низкий - у 8 детей (40%), что представлено на рисунке 1.
Рис. 1. Уровни представлений о растительном мире детей 3-4 лет на констатирующем этапе
Результаты проведенной диагностики показали в целом недостаточный уровень сформированности представлений детей 3-4 лет о растительном мире, о чем свидетельствует преобладание показателей среднего и низкого уровней, что обуславливает необходимость организации работы по расширению представлений детей о живой и неживой природе в целом, и о растительном мире в частности.
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!