Информационные составляющие экологической культуры — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Информационные составляющие экологической культуры

2019-08-03 182
Информационные составляющие экологической культуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Решение любой задачи в области экологического образования предполагает наличие ключевых критериев предъявляемыхк качеству образования на разных ступенях: от дошкольного до постдипломного. Примером измерителя личностных характеристик человека в области сформированности экологической культуры, может служить его экологическая компетентность.

Компетентность – это способность человека адекватно и глубоко понимать реальность, правильно оценить ситуацию, в которой приходится действовать, и правильно применять свои знания. Фактически, компетентность – это способность человека решать проблемы. Компетентность является интегральным качеством личности,

Экологическая компетентность формируется в результате интеграции теоретических знаний и практических умений и развивается в процессе обучения и последующей практической деятельности обучающегося.

В целях экологического образовании можно выделить базовые экологические компетентности, к числу которых принадлежит эколого-информационные компетентность, определяемая умениями и эффективным использованием совокупности программно-технологических средств, объединённых в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение экологической информации, в частности, с использованием системы Интернет, геоинформационных систем и технологий.

Экологическая информация – это сведения об экологических фактах, концепциях, объектах, событиях и идеях, которые в данном контексте имеют вполне определенное значение. Экологическая информация – это не просто сведения, а сведения нужные, имеющие значение для лица, обладающего ими.

Экологические данные – это экологическая информация, представленная в виде, пригодном для обработки автоматическими средствами при возможном участии человека. Как правило, экологическая информация в образовании представлена цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) [7].

 

Вопросы формирования эколого-информационных компетентностей

При использовании информационных технологий при обработке экологических данных активизируется познавательная деятельность обучающихся, более активно идет формирование у них организованности, способности самостоятельно учиться, находить и использовать нужную экологическую информацию, работать в коллективе, находить решения экологических проблем в нестандартных ситуациях, решать не встречавшиеся ранее природоохранные задачи.

Для организации экологического образования на базе информационных технологий необходимы три основных компонента: аппаратно-программный базис, подготовленный преподаватель и электронные учебные материалы – образовательные электронные издания (ЦОР) экологической направленности. Этот набор может создать экологическую виртуальную лабораторию, экологический отдел библиотеки, экспериментальный полигон, организовать виртуальную экологическую экспедицию в любой уголок земного шара. Дополнительно отметим, что книга в данном процессе не замещается, её информационное содержание дополняется электронным контентом, которое занимает те ниши, в которых книга не работает: видео; аудио. Отсюда два простых правила – рекомендации для авторов, работающих над созданием собственного (авторского) электронного издания (электронного учебного пособия, ЦОР и т. д.) в любой форме:

– компьютер не заменяет преподавателя и в необозримом будущем заменить не сможет. Компьютер способен исполнять некоторые функции, ранее присущие только преподавателю. Педагог может ответить (почти) на любой вопрос обучающегося, в том числе и неудачно сформулированный. Причем ответ будет дан в формулировке, соответствующей возможностям ученика, с учетом многих внешних обстоятельств и факторов его личности;

– электронное издание не должно дублировать книгу, напротив, ЭИ должно быть нацелено на задачи, которые полиграфические издания не решают. Применение компьютера для воспроизведения текстовых образовательных продуктов (в том числе и по экологии) оправдано, если информация малодоступна (редкая, новая) или в полиграфическом варианте такой книги вообще не существует.

В психолого-педагогической литературе полно представлен опыт использования и дидактические особенности применения ЦОР экологической направленности в решении вопросов формирования экологической культуры [6, 7].

В приложении приведен достаточный перечень ЦОР экологического содержания, размещенный в сетях. Остановимся на современных тенденциях развития эколого-образовательных ресурсов, которые связаны с понятием «Живая книга».

Это понятие появилось в области передовых информационных технологий обучения наряду с понятиями «электронная книга», «интеллектуальная электронная книга». Дополнительный импульс развитие живой книги получало с распространением планшетников и других современных гаджетов.

В живой книге отражены возможности современных информационных и телекоммуникационных технологий по строительству содержания образования в виде развивающихся баз знаний.

Такая книга является «живой» потому, что она постоянно эволюционирует, развивается. Она является постоянно открытой для обсуждения и модернизации. Она базируется на достижениях социальных сетей и форумов.

Такие книги уже создаются в рамках международных проектов в областях экологии, медицины, передовых технологий обучения, банковского дела.

Включение в развивающуюся базу знаний мультимедиа данных позволяет говорить о появлении «живых энциклопедий» – новых носителей содержания образования. По состоянию на 2012 г. живая книга по экологии представлена только в англоязычном варианте.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.