Урок 4 6. Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе» — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Урок 4 6. Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе»

2019-08-03 244
Урок 4 6. Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Урок 4 6. Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе»

Цели: познакомить с жизнью и творчеством А.А. Рылова; учить «читать» картину; воспитывать любовь к природе; развивать умения составлять текст на заданную тему, соблюдать структуру текста, излагать текст последовательно, устанавливая связь между его частями и отдельными предложениями.

Ход урока

I. Организационный момент

I. Проверка домашнего задания

II. Прочитайте пары слов, которые вы записали. Назовите суффиксы.

III. Какой оттенок придают суффиксы словам?

(При проведении наблюдений над словами с суффик­сом -оват- можно наряду со словами, обозначающими вкус, ис­пользовать в качестве примеров и прилагательные, обозначающие цвет (показать для сравнения два листочка бумаги: жёлтый и жел­товатый, красный и красноватый и т. д.). Суффикс -оват- придаёт слову оттенок неполноты качества.)

IV. Работа по теме урока

IV. Рассказ о жизни А.А. Рылова

Аркадий Александрович Рылов (1870—1939) родился в селе Истобинское Вятской губернии. Мальчик воспитывался в семье отчима, служившего нотариусом в Вятке. Семья жила в Вятке, на берегу широкой реки с таким же названием. Край лесов, озёр и рек покорил художника своей красотой.

В 1893 г. А.А. Рылов поступил в Санкт-Петербургскую Импе­раторскую Академию художеств.

IV. Беседа по картине

IV. Рассмотрите репродукцию картины А.А. Рылова «В голубом просторе» в «Картинной галерее».

Легко и свободно летят прекрасные белые птицы на своих огромных крыльях. Они словно купаются в голубом просторе. Так же легко и свободно плывут по небу кучевые облака. Этому

парящему движению птиц соответствуют и спокойное колыхание волн, и плавное скольжение корабля, который несётся на своих парусах, как птица. Берег не просто обозначен силуэтом. На нём видны скалы, покрытые снегами. Всё это указывает на то, что ме­сто действия — далёкий Север.

Картина написана голубыми с зеленоватыми оттенками цве­тами. Тёмно-голубой цвет воды передаёт глубину моря. Фиоле­товые тени на облаках и птицах подчёркивают их освещённость. Поэтому картина вызывает светлую спокойную радость.

V. Какое впечатление производит на вас картина? Что в ней особенно красиво?

(Далее работа по вопросам упр. 177 (с. 94).)

V. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

1. Составление плана

VI. Сколько частей должно быть в сочинении? Какие это ча­сти? {Три: вступление, основная часть, заключение.)

Примерный план

V. В голубом просторе.

VI. Цвет и настроение картины.

VII. Моё отношение к картине. 2. Работа над сочинением

(Учащиеся пишут сочинение по плану. Проверка. Учащиеся читают свои сочинения.)

VII. Рефлексия

VII. Оцените свою работу на уроке.

VII. Подведение итогов урока

VIII. Чьё сочинение вам больше всего понравилось?

Домашнее задание

Упр. 171 (с. 92).

Урок 47. Что такое основа слова?

Цель: формировать умения выделять основу в словах, разби­рать слова по составу.

Ход урока

IX. Организационный момент

X. Проверка домашнего задания

(Учащиеся по цепочке читают слова, называют суффиксы.)

XI. Какое значение придают эти суффиксы словам?

XII. Что такое суффикс? Для чего он служит?

XIII. Что такое приставка? Для чего она служит?

XIII. Актуализация знаний

(Работа в парах.)

XIV. Распределите слова в три столбика. Придумайте и допиши­те два своих слова в каждый столбик. Какое слово лишнее? Придумайте с этим словом предложение.

Переходы, звёздочка, река, побежит, ночной, облака.

VIII. Самоопределение к деятельности

XV. Прочитайте слова.

Приставка, предлог, суффикс, корень, окончание.

XVI. Какое слово лишнее? (Предлог.)

XVII. Обоснуйте свой выбор. (Это часть речи, всё остальное — части слова.)

XVIII. Рассмотрите схему на с. 73. Со всеми ли частями слова мы познакомились?

XIX. Назовите часть слова, с которой предстоит сегодня позна­комиться.

XX. Сформулируйте тему урока.

IX. Работа по теме урока

Работа по учебнику Упр. 178 (с. 95).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

XXI. Прочитайте ниже сведения о языке.

XXII. Что такое основа?

XXIII. Как найти основу в слове? Упр. 179 (с. 95).

XXIV. Прочитайте текст. О ком в нём говорится?

XXV. Что нового вы узнали из текста?

XXVI. Выполните задания.

XXVII. Прочитайте однокоренные слова с корнем ящер-. (Ящерица, ящерята, ящерка.)

XXVIII. Назовите формы одного и того же слова. (Ящерица, ящери­цей, ящерицу.)

XXIX. Назовите все значимые части слов.

(Учитель может предложить нескольким учащимся выполнить это задание на доске.)

XXX. Физкультминутка

Работа по учебнику

X. Прочитайте информацию в рубрике «Страничка для любо­знательных» на с. 96.

XI. О чём может рассказать словообразовательный словарь? Упр. 180 (с. 96).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.) Упр. 181 (с. 96).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

XI. Рефлексия

XII. Выпишите слова, которые состоят только из корня и окон­чания. Выделите в них корень, окончание и основу.

Весна, поход, дом, быстрый, вылетел, дорога, книга, карандаши, рука, гроза.

XIII. Как найти основу в слове?

XIV. Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

XV. Что такое основа слова?

Домашнее задание

Упр. 182 (с. 96).

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

XVI. Прочитайте пары слов, которые являются однокоренными. {Рука — ручка, Томск — томичи, водолаз — вода.)

III. Работа по теме урока Работа по учебнику Упр. 183 (с. 97).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

XVII. Назовите слова, которые подходят к первой схеме. {Почка, облако.)

XXXII. Назовите слова, которые подходят ко второй схеме. (Звёз­дочка, оленята, зёрнышко, заморозки, дочка, кормушка.)

XXXIII. Назовите слова, которые подходят к третьей схеме. (Под­свечник, пришкольный, подорожник, поездка.)

Упр. 184 (с. 97).

(Работа в парах. Проверка.)

Упр. 185 (с. 97).

XXXIV. Прочитайте.

XXXV. Найдите лишние слова в каждом предложении. (1. Облач­ному. 2. Из снега. 3. Осенние.)

XXXVI. Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.)

XXXVI. Физкультминутка

XXXVI. Рефлексия

XXXVII. Оцените свою работу на уроке.

X. Организационный момент

XI. Работа по теме урока

В лютый зимний холод всякая птица спешит к жилью человека. Там легче добыть пишу. Голод убивает обычный страх. Люди перестают пугать осторожную лесную живность. Тетерев и куропатка залетают в храни­лища с зерном. Русаки ночью постоянно скачут в сад и огород. Ласки устраивают охоту на мышей в подвалах. Беляки прибегают щипать ду­шистое сено из стогов.

Однажды через открытую дверь в сторожку влетела синичка. Она стала клевать крошки на столе.

По В. Бианш

Слово для справки: постоянно. Грамматическое задание

XXXIX. Разберите по составу слова сторожка, зимний, душистое.

XL. Подберите однокоренные слова к слову лесную.

XLI. Выпишите из текста два глагола с приставками. Приставки выделите.

XIX. Организационный момент

XII. Физкультминутка

XII. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику Упр. 186 (с. 98).

XIII. Прочитайте текст.

XLII. Понравился ли он вам? Почему этот текст вызывает улыбку?

XLIII. А как бы вы ответили на вопрос Ослика?

XLIV. Что вы можете сказать о выделенных словах? Они одноко- ренные? Обоснуйте.

XLV. Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка.)

XX. Рефлексия

LII. Оцените свою работу на уроке.

XX. Подведение итогов урока

LIII. Назовите правила, которые мы повторили на уроке.

Домашнее задание

Упр. 189 (с. 98-99).

XIV. Организационный момент

XV. Проверка домашнего задания

LIV. Прочитайте словосочетания. Назовите неизменяемые слова.

LVI. Работа по теме урока

LVI. Знакомство с текстом Упр. 191 (с. 99).

XXI. Вам понравился текст? Что показалось особенно инте­ресным?

XXII. О ком говорится в этом тексте?

XXIII. Как вы понимаете выражение сиротливо качается?

XXIV. Почему птицы прилетели?

XXV. Как можно озаглавить текст?

XXVI. Назовите тему текста. (Скворцы.)

XXVII. Назовите главную мысль текста. (Птицы прощались с родным домиком.)

XXVIII. Разделите текст на три части.

XXVIII. Физкультминутка

LVIII. Работа по теме урока

Сегодня на уроке мы поговорим о том, сколько слов можно образовать от одного корня.

XXIX. Рассмотрите рисунок на с. 101 учебника и прочитайте слова. (Далее работа по учебнику.)

XXIX. Физкультминутка

XXIX. Рефлексия

XXX. Оцените работу своих одноклассников.

XXXI. Оцените свою работу на уроке.

ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТЕЙ СЛОВА

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах орфограммы; подбирать проверочные слова; объяснять написание слов с орфограммами; группировать слова по типу орфограмм; работать с орфографическим словарём; оценивать результаты выполненного задания.

IV. Организационный момент

III. Работа по теме урока

LXII. Работа по учебнику Упр. 192 (с. 102).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

LXIII. Прочитайте слова с орфограммами.

LXIV. Назовите части слова, в которых выделены буквы.

LXV. Почему надо проверять написание выделенных букв?

LXVI. Прочитайте ниже, на что надо обратить внимание.

LXVII. В какой части слова может быть буква, обозначающая без­ударный гласный?

Упр. 193 (с. 102).

LXVIII. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

LXIX. Спишите пословицы.

LXX. Прочитайте слова с орфограммами.

LXXI. Назовите части слова, в которых выделены буквы.

LXXII. Почему надо проверять написание выделенных букв?

LXXIII. Прочитайте на с. 103, на что надо обратить внимание.

LXXIV. В какой части слова может быть буква, обозначающая пар­ный по глухости-звонкости согласный звук?

XXXV. Работа по учебнику

LXXX. Рассмотрите таблицу на с. 103.

LXXXI. В каких значимых частях слова могут быть орфограммы?

LXXXII. Что нужно сделать, если орфограмма в приставке или суф­фиксе? (Вспомнить их написание.)

LXXXIII. Что нужно сделать, если орфограмма находится в корне слова? (Подобрать проверочное слово.)

LXXXIV. А если это непроверяемая орфограмма? (Проверить по сло­варю.)

LXXXIV. Физкультминутка

XXXVI. Рефлексия

Безударный хитрый гласный, Слышим мы его прекрасно. А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука: Гласный встал под ударенье, Чтоб развеять все сомненья!

XCIII. В каких значимых частях слова могут быть орфограммы?

XCIV. Как проверить безударный гласный в корне?

XCV. Оцените свою работу на уроке.

C. Актуализация знаний

C. Индивидуальная работа

XXXVIII. Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках за­пишите проверочные слова. В последнем предложении подчеркните буквы, которые обозначают твёрдость со­гласных.

Солнце село, но в л..су ещё св..тло. Птицы вес..ло щ..бечут. Блестит м..л..дая травка. Алый свет зари ск.льзит по веткам и ств.. лам деревьев.

XXXIX. Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках запи­шите проверочные слова.

На л..сной п..лянке кланяются лиловые к..локольчики, вьётся цепкий горошек, к..чаются одуванчики и б..леют высокие ромашки. Проп.лзают по былинкам жучки-коровки, выб..гают на дорожку шу­стрые мур..вьи, порхают над цв..тами бабочки. Д..ловито звенит над п.ляной пч.ла.

XLIV. Работа по теме урока

XLIV. Работа по учебнику Упр. 196 (с. 105).

XX. Прочитайте предложения. Рассмотрите рисунки.

XXI. Найдите в каждом предложении слова, которые произно­сятся одинаково.

XXII. Объясните написание этих слов.

XXIII. Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка.)

Упр. 197 (с. 106).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

XXIV. Объясните написание слов с орфограммами.

XXV. Назовите антонимы.

XXV. Устный диктант

(Учитель называет слова, учащиеся поднимают сигнальную карточку с той буквой, которая обозначает безударный гласный.) Село, глядеть, косилка, подарил, снегирь, зима и др.

XXV. Физкультминутка

VII. Рефлексия

Игра «Самый внимательный»

VIII. Прочитайте. Найдите в тексте слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по-разному. Объясните напи­сание этих слов.

Мама простыни стирала И на речке полоскала. К дочке кошка подбежала, Дочка кошку поласкала.

Гири брат мой поднимает, Свою силу развивает. А на крыше мой флажок Развевает ветерок.

К старости наш дедушка Очень поседел. Он в саду на брёвнышко Сел и посидел.

Шарады

С е торопят, если знают,

Что недолго уж до срока.

С и — учительница часто

Говорит в конце урока. (Спеши — спиши.)

Делать с и спокойно нужно,

Если слушаешь урок.

Будешь с е ещё не скоро,

Не пришёл ещё твой срок. (Сидеть — седеть.)

С и недолго сделать кошке,

Если есть сметана в плошке.

С е же делать нелегко,

Коль забрался высоко. (Слизать — слезать.)

С буквой е ты делай в хоре

И таланта не таи.

Принял горькое лекарство —

Делай быстро с буквой и. (Запевай — запивай.)

С буквой а с грибами сделай, Ешь, не бойся ничего. Не открыть малышке двери — Помоги-ка с буквой о. (Отвари — отвори.)

С и нам долго находиться Можно в городе, в селе. При еде, чтоб не давиться,

Надо сделать с буквой е. (Проживать — прожевать.)

CII. Как проверить безударный гласный в корне слова?

CIII. Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

CIV. Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?

Домашнее задание

Упр. 200 (с. 107).

 

CV. Организационный момент

CVI. Проверка домашнего задания

XLV. Прочитайте слова. По какому признаку они распределены по группам? (По частям речи.)

XLVI. Чем похожи эти слова? (Слова с двумя безударными гласными в корне.)

(Далее учащиеся по цепочке читают слова и называют прове­рочные слова к ним.)

XLVI. Актуализация знаний

XLVI. Индивидуальная работа

XXVI. Измените слова так, чтобы безударный гласный стал удар­ным. Запишите по образцу. Поставьте в словах ударение, выделите корень, подчеркните безударные гласные.

Образец: часы — час.

XXVI. Мосты, долги, трава, листы, блины, леса, лиса, дожди.

XXVI. Следы, шаги, овца, доска, цветы, число, ведро, мячи.

XXVII. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте в сло­вах орфограммы. Последнее предложение разберите по чле­нам, выпишите словосочетания.

Ст..ит т..шина в в..сеннем л..су. Не слышно птич..их голосов. Пож..лтели и осыпались лист..я в б..рёзовой а..лее. Редко показывает­ся на небе ясное солнышко. Скоро зав..южит лёгким снегом з..ма узкие дорожки, ветки д..рев..ев.

XLVI. Устный диктант

(Учитель называет слова, учащиеся поднимают сигнальную карточку с той буквой, которая обозначает безударный гласный, и называют проверочное слово.)

Скрипит, трещит, свистит, блестит, висит, сидит, угощать, пропадать, хватать, холода, весёлый, колосок, варить, сторожить, весело, свисток.

V. Работа по теме урока

CVIII. Выборочный диктант

CIX. Выпишите слова с двумя безударными гласными в корне.

Море пламенем горит, Выбежал из моря кит: «Эй, пожарные, бегите! Помогите, помогите!» Здравствуй, Солнце золотое! Здравствуй, Небо голубое!

К. Чуковский

CX. Прочитайте слова, которые вы записали. Назовите безудар­ные гласные. (Помогите, золотое.)

CXI. Подумайте, как проверить написание этих слов. Сколько проверочных слов нужно подобрать? (По два слова.)

CXII. Подберите проверочные слова. (Помогите — помощь, по­мощник; золотое — золото, позолота.)

XLVIII. Работа по учебнику Упр. 201 (с. 107).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по це­почке читают слова и объясняют их написание.)

CXIII. Назовите в каждой группе слово, от которого образованы другие слова.

Письмо по памяти

CXXII. Прочитайте. Назовите орфограммы в словах. Объясните их написание. Подберите проверочные слова.

На б..рёзе т..ремок, Не в..сит на нём замок. Дверь открыта для ж..льца — Г..в..рливого скв..рца.

А. Чепуров

CXXIII. Запишите стихотворение по памяти. (Взаимопроверка.)

CXXIII. Физкультминутка

LI. Рефлексия

CXXX. Разделите слова на две группы.

М..роз, в..сна, ст..р..жить, в..ршина, м..л..дой, з..л..нели, к..л..сится, л..вушка.

CXXXI. На какие две группы вы разделили слова? (С одним безудар­ным гласным в корне и с двумя безударными гласными в корне.)

CXXXII. Объясните, как проверить написание слова, в котором про­пущены две буквы? Приведите примеры.

CXXXIII. Оцените свою работу на уроке.

LVI. Актуализация знаний

LVI. Индивидуальная работа

XXVIII. Выпишите из текста слова с проверяемым безударным глас­ным о в корне. Рядом запишите проверочные слова.

Ребятишки принесли колючую семейку домой. Ежат и ежиху пусти­ли в чулан. Марья Ивановна с Любочкой сходили на кухню, принесли кусочек мяса и положили его возле ежихи. Минуты через три ежиха по­чуяла мясо. Выглянула острая мордочка с маленькими чёрными глазками и чёрным, как блестящая пуговка, носиком. Затем показалась маленькая лапка с острыми коготками. Ежиха схватила мясо и начала жадно есть. Язычок у неё был розовый, как у котёнка.

XXIX. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте ор­фограммы в словах. Слова второго предложения разделите на слоги.

Др..зды — бол..шие любители р..бины. Осен..ю, когда т..жёлые грозд,.я покрывают дер., вца и сг..бают их ве..ки, др..зды огромными стая­ми нал..тают на р..бину. Кроме р..бины, др..зды поедают можжевельник, ч..рнику. Живут дрозды-р..бинники в б..рёзовых рощах и в л..су.

XXIX. Фронтальная работа

XXX. Запишите как можно больше слов с корнем -зим-, корень выделите.

(Несколько слов можно разобрать по составу.)

XXXI. Какое правило вы знаете о правописании корней в одноко- ренных словах?

CXXXVIII. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Устно подберите проверочные слова.

К..л..сок, в.л..рок, м..л..дой, з..л..неет, г..л..ва, д..р..вянный, д..р..гой, в..с..литься.

LVII. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику Упр. 205 (с. 109).

CXLI. Прочитайте пары слов.

CXLII. Сможете ли вы объяснить лексическое значение всех слов? Почему?

CXLIII. А где можно встретить эти слова? Упр. 206 (с. 110).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

CXLIV. Назовите слова с безударными гласными в корне.

CXLV. Как проверить их написание?

CXLVI. Физкультминутка

LVIII. Рефлексия

CLIV. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Объясните наш сание слов с орфограммами.

1) На чужой ст..ронушке рад своей в..ронушке. 2) Каждой птице cbi гн.лдолюбо. 3) Р..дная з..мля и в г..рсти мила. 4) Рукой победишь одног а г..ловой — тысячи. 5) Пр.хтота, ч.хтота и пр..вота — лучшая кр.хот 6) В..сна кр.хна цв..тами, ос..нь — хл..бами, а з..ма — сн.тами.

CLV. Объясните смысл пословиц.

CLVI. Оцените свою работу на уроке.

LXII. Актуализация знаний

LXII. Индивидуальная работа

XXXII. От данных слов образуйте однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что делать?Выделите в словах корень, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

Образец: встрёча — встречать.

Воз, ход, скрип, визг, хватка, шаг, сад, крик, корм, пляска, стон, свист, горе, смотр.

XXXIII. От данных слов образуйте однокоренные слова, которые отвечают на вопрос какой? Выделите в словах корень, по­ставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

Образец: мбре — морской.

Почта, тяжесть, холод, польза, дом, рог, гриб, шерсть, стол, дождь, дело, осень, боль, голубь.

XXXIV. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте в сло­вах орфограммы. Выпишите слова, в которых звуков мень­ше, чем букв.

Небо быстро поч..рнело. Надвинулась чёрная туча. Нал..тел силь­ный порыв ветра. Кругом зак..чались, заст..нали, как живые, дерев..я. Пол..тели с них лист..я и суч..я. Хлынул сильный дождь. Но скоро ветер усп..коился, дождь перестал. Слышится в лесу только скри.. дерев..ев да мягкие удары т..жёлых д..ждевых капел...

XXXV. Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках запи­шите проверочные слова. Найдите в тексте вопросительные предложения.

Ночью грянул моро... На сн..гу образовалась кре..кая л..дяная корка. Р..бята б..гут на лыжах по л..сной доро..ке. На каждом шагу тут зага..ки. Под дерев..ями пустые ши..ки, скорлу..ки. Кто тут гры.. оре..ки? Это р..бота белки. А вот ро..кий зв..рёк в белой шу..ке с..дит у куста, при­жал у..ки. Это за..ц!

XXXV. Фронтальная работа

XXXVI. Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках запиши­те проверочные слова. Обозначьте в словах орфограммы.

Солнце село, но в л..су ешё св..тло. Птицы болтливо л..печут. М.ло- дая тр..ва блестит в.хёлым блеском изумруда. Алый свет в..черней зари медленно ск.льзит по к..рням и ств..лам деревьев. Вот и самые в..рхушки потускнели. Румяное небо с..неет. Л..сной запах усиливается.

По И. Тургеневу

(Самопроверка.)

LXV. Работа по теме урока

XXXIX. Работа по учебнику

Упр. 208 (с. 111).

XL. Прочитайте текст.

XLI. Прочитайте слова с орфограммами. Назовите эти орфо­граммы.

XLII. Как проверить слова с безударными гласными?

XLIII. Прочитайте слова с выделенными буквами. Назовите ор­фограммы в этих словах.

XLIV. Как проверить слова с парными согласными звуками?

XLV. Выполните письменное задание к упражнению.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с пропущен­ными и выделенными буквами и объясняют их написание.)

XLVI. Физкультминутка

XLVIII. Рефлексия

Игра «Самый внимательный»

(Учитель читает текст. Когда учащиеся слышат слово с пар­ным по глухости-звонкости согласным звуком, они поднимают карточку с буквой, которой этот звук обозначается на письме.) Ено..-красавец смотрит вниз, Там потянулась сладко ры..ь. Плывёт могучий бегемо..,

Медве..ь над нерпою ревёт, И белый голу..ь там летает, Всех отдохнуть нас приглашает.

CLXII. Почему нужно проверять слова с парными согласными? (Потому что звук и буква могут не совпадать.)

CLXIII. Какие слова называются проверочными? (Слова, в которых после согласного стоит гласный звук.)

CLXIV. Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

CLXV. С какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?

CLXVI. Что показалось трудным?

Домашнее задание

Записать десять слов с парными по глухости-звонкости со­гласными звуками, подобрать к ним проверочные слова.

Индивидуальная работа

CLXXI. Распределите слова в два столбика: 1) со звонким соглас­ным; 2) с глухим согласным. Выделите орфограмму.

Кре..кий, поез.., вре.., ло..ка, ре..кий, пля.., ши..ка, лё..кий, ре..кий, ска..ки, прове..ти, скорлу..ка, ла..ка, стру..ка, ука..ка.

CLXXII. Составьте из слов предложения и запишите получившийся текст. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте в словах орфограммы. В последнем предложении подчеркните под­лежащее и сказуемое.

CLXXIII. мя..кие, стояли, дни, серые

CLXXIV. з..ма, сне..ком, зав.лила, лё..ким, горо..

CLXXV. утром, к, расчистили, бесе..ке, доро..ку, мы, у..кую

LXXXIV. Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках запиши­те проверочные слова. Подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков.

Коля и Валера отправились в ле.. за гр..бами. В ельнике было много м..слят со скользкими шля..ками. Под ги..кими ве..ками берё..ки маль­чики нашли гри..ки-боровики на ни..ких но..ках.

LXXXV. Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках запиши­те проверочные слова. Во втором предложении подчеркни­те подлежащее и сказуемое.

Ясное в..сеннее утро. Развернулись на ни..ких кустиках м..л..дые л..сточки. Из з..мли выглядывают у..кие стрелки свежей тра..ки. Пока­чиваются на берё.же лё..кие серё..ки.

Орфографическая минутка

(Запись под диктовку.)

Снег, гладкий, мороз, узкий, обед, хлеб, сладкий, близкий, избушка, варежка, труд.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют орфограммы.) *

LXXXVI. На какие две группы можно разделить эти слова? (Парные согласные на конце и в середине слова.)

LXXXVII. Как проверить парные согласные на конце слова?

XLIX. Работа по теме урока

CLXXVIII. Физкультминутка

XCIII. Рефлексия

CLXXXV. Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Обозначьте в словах орфограммы. Рядом запишите проверочные слова.

В обоих домиках темно,

Зато жарища прямо.

А коль засветится окно,

Его починит мама. (Варежки — варежечка.)

Резинка Акулинка Пошла гулять по спинке. И пока она гуляла,

Спинка розовою стала. (Губка — губочка.) Под вражеским обстрелом Стоят солдаты смело.

А если их собьют,

Они опять встают. (Городки — города.)

Еду не путём,

Погоняю не кнутом,

А оглянусь назад:

Следу нету. (Лодка — лодочка.)

В лесу вырезана,

Гладко вытесана,

Поёт — заливается.

Как называется? (Скрипка — скрипочка.)

Буду мастером таким,

Как наш дядя Евдоким:

Делать стулья и столы,

Красить двери и полы.

А пока сестре Танюшке

Сам я делаю... (игрушки — игрушечка).

Стоят в поле сестрички:

Жёлтый глазок,

Белые реснички. (Ромашки — ромашечка.)

CLXXXVI. Как проверить парный по глухости-звонкости согласный звук в корне слова?

CLXXXVII. Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

CLXXXVIII. Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?

Домашнее задание

Упр. 214 (с. 113).

XCVI. Фронтальная работа

XCVII. От данных слов образуйте слова, которые обозначают тот же предмет, но маленького размера, и запишите их.

Берёза, голова, подруга, лошадь, книга, морковь, труба, гряда, дорога.

XCVIII. Какой суффикс вы использовали для образования новых слов? (-к-.)

XCIX. Что общего в этих словах? (В каждом слове есть парный со­гласный звук в корне.)

C. Как проверить парный согласный в корне слова?

LI. Работа по теме урока

Работа по учебнику Упр. 216 (с. 114).

CV. Прочитайте. Выполните задание по образцу.

CXC. Прочитайте пары слов, которые вы составили. Назовите буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости со­гласные звуки.

Упр. 217 (с. 114).

CXCI. Прочитайте стихотворение.

CXCII. Какой заголовок подойдёт к этому стихотворению?

CXCIII. Выполните задания.

CXCIV. Прочитайте слова с орфограммами, объясните их напи­сание.

CXCIV. Физкультминутка

CXI. Самостоятельная работа

CXII. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Ночью ударил сильный моро... Он сковал ле..ком реки. Подул ре..кий ветер. Холодно стало ду..кам и берё..кам. Мелкие пта..ки спря­тались в гнёзды..ке.

CXIII. Спишите. Разберите слова по составу.

LII. Ветвистый, овощное, подснежник, льдина, кормушка.

LIII. Снежок, картофельный, запас, зверушка, берёзовая.

(Проверка.)

LIII. Рефлексия

Игра «Подбери слово»

(Первый ряд подбирает слова, оканчивающиеся на букву б, второй ряд — на букву д, третий ряд — на букву з. Учащиеся по оче­реди называют слова, остальные подбирают проверочные слова.)

CXIV. Как проверить написание парного по глухости-звонкости согласного звука?

CXV. Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

CXCV. Почему нужно проверять парные по глухости-звонкости согласные в корне?

Домашнее задание

Упр. 218 (с. 115).

CXVI. Актуализация знаний

CXVI. Индивидуальная работа

CXCVII. Спишите. Разберите слова по составу.

LIV. Берёзка, узкий, братишка, пушистый, осенний.

LV. Подосиновик, переезд, дружный, деревенский, лисичка.

CXCVIII. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Ре..кий, чу..кий, ло..ка, оши..ка, тра..ка, ры..ка, кре..кий, у..кий, гла..ки, тетра..ка, ро..кий, поли..ка.

CXVI. Фронтальная работа.

(На доске записаны слова. Учитель показывает слово, учащие­ся поднимают сигнальную карточку с нужной буквой.)

Зу..ки, ги..кий, погру..ка, ска..ка, скользкий, у..кий, кату..ка, лё..кий, утю.., мя-.кий, кры..ка, кни..ка, яго..ка, жи..кий, варе..ка, ча..ка.

CXCIX. Работа по теме урока

Работа по учебнику Упр. 220 (с. 115).

CC. Прочитайте.

CCI. Составьте из данных слов предложения.

CCII. Из каких произведений эти строки? (1. «Золушка». 2. «Ле­бедь, рак и щука». 3. «Совесть». 4. «Чук и Гек».)

CCIII. Какое из этих предложений является сложным? {Второе.)

CCIV. Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)

CCV. Назовите слова с изученными орфограммами.

CXVIII. Физкультминутка

Упр. 222 (с. 116).

CCVIII. Рассмотрите рисунок.

CCIX. Текст какого типа можно составить по нему?

CCX. О чём будет этот текст? Какова его тема?

CCXI. Составьте текст и озаглавьте его.

(Проверка. Несколько учеников рассказывают свои приду­манные истории.)

CXX. Рефлексия

CCXII. От данных слов образуйте однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что?, и запишите их.

Шагать, стучать, грузить, клевать, сторожить, зарядить, обедать, мо­розить.

CCXIII. Назовите парные по глухости-звонкости согласные звуки.

CCXIV. Объясните их написание.

CCXV. Оцените свою работу на уроке.

LVI. Работа по теме урока

Знакомство с текстом

Клесты

На занесённых снегом ветвях ползают, кувыркаются, висят вверх ногами небольшие красноватые и зеленоватые птицы. Своими сильны­ми перекрещенными клювами они достают семена из жёлтых еловых шишек.

Это клесты. Они не боятся ни вьюги, ни мороза. Детей они выво­дят не только летом, но и зимой. В самый лютый мороз клесты кормят своих маленьких птенцов. Те сидят под толстыми сучьями, у самого ствола.

Корма малышам хватает, а холод в тёплом гнезде не страшен.

По В. Вольскому

CXXVI. Прочитайте текст.

CXXVII. Понравился ли вам рассказ? Что особенно понравилось, запомнилось?

CXXVIII. О ком этот текст?

CXXIX. Что вы знаете о клестах?

CXXX. Как в тексте описано поведение взрослых птиц на занесён­ных снегом ветках?

CXXXI. Какие клювы у клестов?

CXXXII. Где сидят маленькие клесты?

2. Составление плана Примерный план

CCXIX. На ветвях ели.

CCXX. Кормление малышей.

CCXXI. Не страшен голод и холод.

CXXXIII. Сколько частей в тексте?

CXXXIV. О чём говорится в первой части, во второй, в третьей? 3. Орфографическая работа

(Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объ­ясняют их написание.)

CXXXIV. Физкультминутка

LIX. Актуализация знаний

CXXXIX. Послушайте сказку про однокоренные слова.

Жил-был много тысяч лет назад старик-корень - лес -. Прожил он уже много и за это время стал очень богатым. Всё бы хорошо, да был он одинок. Скучно ему было и грустно. И домов в его стране много было, да жить некому в них.

И вот однажды проходил мимо суффикс -ок. Залюбовался он не­обычной страной и присел отдохнуть. А старик-корень уже навстречу бежит, радуется гостю. Поздоровался с ним и рассказал про своё житьё- бытьё. Пожалел суффикс старика и согласился погостить денёк-другой. Привёл его старик-корень в дом, и стали они дружно и весело жить. Суф­фикс -ок к корню -лес- в гости ходил, чай пил. Так и жили -лес- да -ок — лесок. А вскоре и не разлучить их стало. Да так суффиксу понравилось у старика, что остался он у него навсегда жить.

А тем временем мимо проходила приставка под-. Идёт, удивляется: не раз проходила она мимо этой страны, и всегда тихо и грустно было вокруг, а на этот раз смех и шутки слышны аж от самой границы. Ин­тересно ей стало, решила она заглянуть на огонёк. А -лес- да -ок ей уже навстречу выходят. Эти друзья всегда гостям рады. Обогрели, накормили они приставку. Предложили ей погостить немного. А приставка, видя ласку да доброту, и сама рада остаться. Так и зажили они втроём: при­ставка под-, корень -лес- и суффикс -ок — подлесок. Хорошо им втроём живётся. Никто ни на кого не ругается, сплошной мир и покой. Жили они долго и счастливо.

Но в одно солнечное утро появился у границ страны суффикс -ник. Удивился шуму и веселью. А когда узнал, в чём дело, страшно рассердил­ся: «Что это? Почему в моём доме живут какие-то посторонние суффиксы и приставки, когда только я - ближний родственник старику-корню?» Топнул ногой и выгнал всех, а сам рядышком встал: лесник. Бедные суф­фиксы и приставки побрели своей дорогой. Но старик-корень догнал их и вернул. «Как же тебе не стыдно, — сказал он суффиксу -ник. — Ты же сводных братьев своих выгнал. И для тебя, и для них я старик-ко- рень один, а поэтому вы — слова лесок, подлесок, лесник — родственники. И называетесь одним словом — однокоренные». Помирились приставка и суффиксы и стали дружно жить. А потом к ним ещё много других при­с


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.289 с.