Возможности поведения ребенка — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Возможности поведения ребенка

2019-08-03 381
Возможности поведения ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

a) Выполнение требования:

– ис­ходящий от наказания вектор оказался мощнее, чем противостоящая ему сила;

– прочность внешнего барьера оказалась достаточной;

– выполнение задания означает выход на свободу и избежание наказания.

b) Принятие наказания:

– вектор, исходящий от задания, сильнее, чем отрицательная побудительность на­казания;

– прочность внешнего барьера достаточно сильная;

– опыт наказания дает знание о действительной мере неприятности различных наказаний;

– осуществление наказания ведет к революционизированию идеологии ребенка, переоценка его «ценностей»;

– наказание может стать чем-то относительно позитивным, как меньшее зло, чем задание;

– это не всегда путь к свободе, возникает угроза нового, более сурового наказания.

c) Действие, направленное на барьер:

– оба вектора (от задания и от наказания) очень сильны, и ребенок движется в сторону результирующей силы барьера;

– это может быть неконтролируемая атака на барьер либо продуманные попытки вырваться;

– если барьер настолько прочен, что ситуация оказывается безвыходной для ребенка, то при сильном напряжении может привести к самоубийству.

d) Борьба со взрослыми:

– восставая против внешнего барьера, ребенок борется, в конечном счете, с волей и властью взрослых, воздвигших этот барьер;

– ребенок и взрослый противостоят друг другу в качестве врагов.

Борьба ребенка может быть направлена против задания, против наказания, или против барьера, препятствующего выходу из поля.

Борьба с заданием: ребенок приводит различные трудности, которые должен признать взрослый: тетради нет на месте, перо сломалось, необходимо выполнить другую, более срочную работу и т.д.

Борьба, направленная на наказание, представляет собой всевозможные формы плутовства и обмана.

Борьба может быть направлена и специально против тех внешних барьеров, которые препятствуют выходу из поля.

Сюда относятся все бесчисленные варианты активного и пассивного саботажа, применяемые обычно школьниками против основывающегося на авторитете влияния учителей и родителей.

e) Уход в себя. Упрямство:

– ребенок пытается, не выходя реально из поля, сделать себя по меньшей меренедо­ступным или воздвигнуть стену между собой с одной стороны и заданием с наказа­нием — с другой (замыкается внутри себя);

– реакцию упрямства мож­но считать особым случаем отгораживания;

– упрямство часто является первым признаком появляющейся самостоя­тельности ребенка, его попыток преодоления полностью доминировавшего ранее социального поля.

f) Бегство в ирреальность, Аффективный взрыв:

– к психологическому жизненному пространству относятся не только уровни реальности, но еще и ирреальные слои;

– если напряжение в ситуации угрозы наказания становится чересчур неприят­ным и никакого выхода не видно, то существует сильная тенденция выйти из поля, убежав с уровня реальности на уровень ирреального;

– в слое ирреального ребенок находится уже не в ситуации при­нуждения и не во власти взрослого, а на свободе; неприятное задание уже выпол­нено или ликвидировано, господствующая роль принадлежит уже не взрослому, а ребенку;

– если векторы сил, определяющие конфликтную ситуа­цию, очень интенсивны, то, резуль­татом состояния напряжения может быть «диффузная» разрядка, то есть аффектив­ный взрыв, когда р ебенок бушует, кричит, плачет.

(Главы III - VI)

Обещание награды или угроза наказания являются средством для того, чтобы побудить ребенка к определенному поведению (действию или воздержанию от действия), которое, в свою очередь, зависит от личных особенностей самого ребенка, конкретной ситуации и степени реальности награды и наказания.

Особенности конкретной ситуации определяются внутренней взаимосвязью ее элементов, поименованных К. Левиным как «барьеры», «векторы» (силы), «области».

В ситуации требования с перспективой вознаграждения отсутствует принудительность, в связи с чем, различают 3 способа поведения ребенка:

1. Ребенок будет выполнять задание если побудительная сила вознаграждения выше неприятности задания, а прочие барьеры прочны.

2. Ребенок «откажется от награды» если неприятность задания превосходит привлекательность награды.

3. Ребенок попытается прорваться через барьер в случае очень неприятного задания и сильного притяжения со стороны награды.

В ситуации запрета с угрозой наказания ребенок, сохраняя свободу действий, ограничен лишь только определенной областью действия. Причем принудительность запрета увеличивается, если запретная область затрагивает какую-либо центральную сферу жизни ребенка.

На поведение ребенка большую роль играет степень реальности наказания, при этом:

1. Угроза наказания представляется ребенку как ирреальное наказание, которое наступит лишь в случае, если ребенок осуществит желаемое действие.

2. Опыт прошлого наказания увеличивает степень реальности наказания.

3. Поскольку удовлетворение желания первично относительно наказания, ребенок может быть недостаточно интеллектуально зрелым, чтобы оценить действенность наказания.

Таким образом, разница в степени реальности между позитивным (желаемое действие) и негативным (угроза наказания) побудителями в ситуации запрета с угрозой наказания, как правило, склоняет ребенка к выполнению желаемого действия.


 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.