Некоторые особенности нейродинамики детей олигофренов — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Некоторые особенности нейродинамики детей олигофренов

2019-08-03 239
Некоторые особенности нейродинамики детей олигофренов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Некоторые особенности нейродинамики детей олигофренов

Экспериментальные исследования при нарушениях развития высших психических функций дают возможность объективно судить о нейродинамических сдвигах у детей с лёгкой степенью умственной отсталости.

Экспериментальное исследование высших психических функций проводилось с учащимися 2 класса нашей школы с помощью нейропсихологической методики в начале учебного года (сентябрь месяц), в середине учебного года (январь месяц).

 

 

Исследование зрительного гнозиса

(цветовой и предметный гнозис)

 

Пп.

Задание

Оценка в

Баллах

    до коррекции после коррекции 1 Подбор по образцу и называние цветов Инструкция: «Покажи все красные (зелёные, синие, жёлтые) фигуры». При затруднении в выполнении задания даётся другая инструкция: «Покажи все фигуры вот такого цвета  (указывается фигура одного из цветов)» 3-4 балла 4 -5 баллов 2 Подбор по образцу геометрических фигур Инструкция: «Покажи все квадраты (треугольники, круги)». При затруднении в выполнении задания: «Покажи только такие фигуры (указывается на квадрат, круг и т. д.» 3-4 балла 4 -5 баллов   3 Узнавание контурных изображений Инструкция: «Назови, что здесь нарисовано» 3-4 балла 4 -5 баллов 4 Узнавание перечёркнутых изображений Инструкция: «Назови, что здесь нарисовано» 3-4 балла 4 -5 баллов

Оценка результатов:

5 баллов – все ответы правильные;

4 балла – правильно узнаёт и называет предметы, но при рассмотрении перечёркнутых изображений сам прибегает к вспомогательным приёмам: обводит контуры пальцем, комментирует предложения словами;

3 балла – самостоятельно справляется только лишь с более лёгкими вариантами заданий, прибегает к вспомогательным приёмам только после подсказки экспериментатора, но и тогда в части заданий повышенной трудности делает ошибки;

2 балла – и после организующей помощи экспериментатора задания выполняются с ошибками;

1 балл – не справляется ни с какими заданиями

 

Вывод: зрительное восприятие не нарушено у всех обследованных учащихся. При выполнении заданий у 20 % обследованных трудности возникают из-за непонимания инструкции.

Исследование слухового гнозиса

 

Пп.

Задание

Оценка в

Баллах

  до коррекции после коррекции 1 Различение ритмических последовательностей. Ритмы задаются по следующей схеме: //; ///; //; //…;..//; …//. Инструкция: «Послушай и скажи, сколько раз я стучу», «Сколько сильных ударов, сколько слабых?» 3-4 балла 4 балла

Оценка результатов:

5 баллов – все задания выполняются правильно и самостоятельно;

4 балла – правильные ответы только при замедленном предъявлении задания;

3 балла – правильные ответы удаются только после специальной помощи: ребёнку предлагается воспроизвести (простучать, пропеть) заданный ритм;

2 балла – правильные ответы единичны, несмотря на помощь экспериментатора;

1 балл – все ответы неправильные.

Вывод: слуховое восприятие не нарушено, но для всех обследованных характерна инертность движений. ( локализация нарушения: левое полушарие, лобная доля).

                                   Исследование пространственного восприятия

Пп.

Задание

 

 

Оценка в

Баллах

  до коррекции после коррекции
1 Ориентировка в сторонах собственного тела и тела сидящего  напротив   Инструкция: «Покажи твою левую (правую) руку. Покажи мою  левую (правую) руку» и т. д. 1-2-3-4       балла 3-4 балла

Оценка результатов:

5 баллов – задание выполняется правильно;

4 балла – задание выполняется правильно, но замедленно;

3 балла – ребёнок ориентируется в сторонах собственного тела, но с затруднением ориентируется в сторонах тела сидящего напротив;

2 балла – ребёнок затрудняется в ориентировке в сторонах собственного тела и тела сидящего напротив (ошибка исправляется самостоятельно);

1 балл – ребёнок не ориентируется в сторонах собственного тела и тела сидящего напротив.

Вывод: для 90 % обследованных характерно нарушение зрительно-пространственной организации движений. (локализация: левое полушарие, теменная доля, правое полушарие, теменная доля). Дети не могут воспроизвести пространственное расположение руки, путают левую и правую стороны. После проведения коррекционных мероприятий 90 % учащихся задания выполняют правильно, но замедленно.

 

Пп.

Задание

 

 

Оценка в

Баллах

до коррекции после коррекции
2 Дифференцировка пространственных понятий. Инструкция: «Покажи, что находится в центре рисунка. Что слева от квадрата? Что справа от квадрата? Что под маленьким треугольником? Что над большим треугольником? Что между кружком и большим квадратом? Какие фигуры вверху рисунка? Какие фигуры внизу рисунка?» 2-3-4 балла 3-4-5 баллов

 

 

Оценка результатов:

5 баллов – задания выполняются правильно;

4 балла – задания выполняются с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно;

3 балла – задания выполняются с минимальной помощью взрослого;

2 балла – для выполнения задания требуется активная помощь со стороны взрослого;

1 балл – задания не выполняются.

Вывод: ориентировка в пространстве недостаточно дифференцирована. Для выполнения заданий требуется активная помощь со стороны экспериментатора. Дети не знают что такое «между», названия геометрических фигур; для них нет разницы между большими и маленькими фигурами.

 

                                    Исследование временного восприятия

 

Пп.

Задание

Оценка в

Баллах

до коррекции после коррекции
1 Название части суток. Какое сейчас время суток? Почему? 1-2 балла 1-2-3 балла
2 Перечислить времена года. Охарактеризовать текущее время года 1-2балла 2-3 балла
3 Перечислить дни недели. Какой день недели сегодня? Какой день недели был вчера? Какой день недели будет завтра? 2-3-4 балла 2-3-4 балла

 

Оценка результатов:

5 баллов – все задания выполняются правильно, самостоятельно;

4 балла – задания выполняются с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно;

3 балла – задания выполняются с минимальной помощью взрослого;

2 балла – для выполнения задания требуется активная помощь со стороны взрослого;

1 балл – задания не выполняются.

Вывод: Названия частей суток дети не знают.

           Для называния времён года, воспроизведения последовательности, требуется активная помощь со стороны взрослого и наглядность, так же как и для воспроизведения дней недели.

 

                                       Конструктивный праксис

Пп.

Задание

 

 

Оценка в

Баллах

до коррекции после коррекции
1 Сложить разрезные картинки (разной конфигурации разреза): из двух фрагментов; из трёх фрагментов; из четырёх фрагментов 2-3-4-5 балла 3-4-5 балла

Оценка результатов:

5 баллов – все задания выполняются правильно, самостоятельно;

4 балла – задания выполняются с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно;

3 балла – задания выполняются с минимальной помощью взрослого;

2 балла – задания выполняются после демонстрации образца;

1 балл – задания не выполняются.

Вывод: дети справляются с более лёгкими заданиями (разрезные картинки из 2 фрагментов), но даже для выполнения этих заданий требуется помощь взрослого и демонстрация образца.

 

 

№ пп. Задание

Оценка в

Баллах

2

Нарисовать без образца:

домик

ромашку

ёлочку

до коррекции   после коррекции  
2-3-4 балла 4 -5 баллов

Оценка результатов:

5 баллов – правильное изображение предметов;

4 балла – отсутствие какой – либо незначительной детали рисунка;

3 балла – отсутствие какой – либо существенной детали рисунка;

2 балла – неправильное расположение деталей в пространстве рисунка;

1 балл – отсутствие чёткого изображения предмета.

 

 

№ пп. Задание    

Оценка в

Баллах

3

Нарисовать человека.

Инструкция: «Здесь (показывают ребёнку) нарисуй человека. Так, как сможешь». Больше никаких пояснений, помощи или привлечения внимания к ошибкам и недостаткам рисунка не допускается

до коррекции   после коррекции  
2-3-4 балла 3-4-5 баллов

Оценка результатов:

5 баллов – нарисованная фигура имеет голову и все части лица, туловище, конечности, детали одежды. На голове есть волосы (возможно, они закрыты кепкой или шляпой). Руки заканчиваются пятипалой кистью. Ноги отогнуты;

4 балла – отсутствие незначительных деталей рисунка;

3 балла – фигура имеет голову, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями (объёмные). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, пальцев и ступней;

2 балла – примитивный рисунок с головой и туловищем. Каждая конечность (достаточно одной пары) нарисована только одной линией;

1 балл – отсутствует чёткое изображение туловища или обеих пар конечностей («головоног»). Каракули.

Вывод: у большинства учащихся - примитивный рисунок с головой и туловищем.

 

                              Исследование движений и действий

 

Анализ элементарных компонентов движений: их силы, точности, быстроты и координированности. Выполнение простых инструкций: «Сожми мою руку», «Пройдись по комнате», «Попрыгай на одной ноге» Определение ведущей руки: правая, левая.

 

№ пп. Задание    

Оценка в

Баллах

1

Зрительно – пространственная организация движений

(проба Хэда).

Предварительно выявляется, усвоены ли ребёнком понятия «левая» и «правая» рука. Затем садимся напротив ребёнка и предлагаем воспроизвести положение своей руки. Инструкция: «Когда я подниму правую руку, ты тоже поднимешь правую реку, а когда я подниму левую руку, ты тоже поднимешь левую руку».

При отсутствии понятий «левой» и «правой» руки инструкция другая: «Когда я подниму ту руку, которой пишу, ты тоже поднимешь свою руку, которой ты пишешь (рисуешь), а когда я подниму другую руку, ты тоже поднимешь свою другую руку».

При эхопраксиях для исключения влияния зрительных образов то же задание предлагается выполнять по словесной инструкции: «Подними правую руку!» «Возьми правой рукой левое ухо» и т. д.

до коррекции   после коррекции  
1-2-3 балла 2-3 балла

 

Оценка результатов:

5 баллов – все задания выполняются правильно (в предположенном темпе);

4 балла все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;

3 балла – правильно выполняются 5 – 7  заданий, после чего возникают эхопраксии (явления истощения), ошибки замечаются и исправляются самостоятельно;

2 балла – эхопраксии возникают при выполнении первого задания и удерживаются при выполнении последующих, ошибки замечаются самостоятельно;

1 балл – стойкие эхопраксии, ошибки самостоятельно не замечаются.

 

Вывод: для данной категории учащихся характерно явление истощения. Большинство обследованных задание выполняют «зеркально».

 

 

Исследование памяти

 

№ пп.

Задание

Оценка в баллах

1

Исследование мышления

Оценка в

Баллах

 

1

Классификация объектов по одному признаку

Материал: набор из 24 карточек с изображением геометрических фигур (по 6 кругов, квадратов, треугольников, ромбов), трёх цветов (красный, жёлтый, синий), двух величин (большие, маленькие).

Перед ребёнком выкладывают два ряда карточек по две фигуры одного цвета и просят продолжить классификацию (должно получиться три ряда фигур, различающихся по цвету).

Инструкция: «Продолжай раскладывать карточки, подходящие с подходящими»

до коррекции после коррекции

3-4-5 баллов

4 -5 баллов

2 Классификация объектов по двум признакам (соотнесение формы и величины). Материал:
  1. Таблица, расчерченная на квадраты, в вертикальном ряду которой обозначены выпуклые неокрашенные геометрические формы, а в верхнем – постепенно уменьшающиеся по величине круги (5 кругов диаметром от 9 до 5 см.).
  2. Набор геометрических фигур, каждая их которых представлена пятью последовательно изменяющимися величинами в соответствии с образцами.
Перед ребёнком раскладывают первые три карточки и предлагают продолжить работу  

Оценка результатов:

5 баллов – задание выполняется правильно, самостоятельно;

4 балла – задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу работы;

3 балла – задание выполняется с минимальной помощью взрослого;

2 балла – для выполнения задания требуется активная помощь со стороны взрослого;

1 балл – задание не выполняется.

Вывод: у детей с лёгкой степенью умственной отсталости развито наглядно-действенное мышление, но и для большинства обследованных данной категории для выполнения заданий требуется помощь взрослого.

 

Оценка в

Баллах

 

3

Сравнение и различение понятий

Материал: пары слов.

Инструкция: «Я назову два предмета, а ты скажи, чем они похожи и чем отличаются»

до коррекции   после коррекции  

 

 

4 Классификация предметов Материал: набор карточек с предметными изображениями, предполагающими категориальную классификацию (игрушки, одежда, животные, посуда, мебель,  транспорт и т. д.). Инструкция: «Разложи эти карточки на столе – что к чему подходит» (название групп и их количество не указывается)  

 

5 Исключение предметов Материал: набор карточек, на каждой из которых изображено по 4 предмета. Три изображения относятся к одной категории, четвёртое – не относится к этой категории. Инструкция: «На каждой карточке изображены 4 предмета. Три из них между собой сходны, их можно назвать одним словом, а четвёртый к ним не подходит. Найди этот неподходящий предмет; скажи, почему он не подходит к остальным и как можно назвать остальные три предмета

 

 

6 Установление последовательности событий Материал: серии сюжетных картин (от трёх до шести картинок в серии). Инструкция: «На картинках одно и то же событие. Нужно разобраться, с чего всё началось, что было дальше и чем дело закончилось»

Оценка результатов:

5 баллов – задание выполняется правильно;

4 балла – задание выполняется правильно, но в замедленном темпе;

3 балла – задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу работы;

2 балла – для выполнения задания требуется помощь взрослого;

1 балл – задание не выполняется даже после обучающегося эксперимента.

 

Вывод: у обследованных учащихся логическое мышление не развито.

 

Общие выводы

Экспериментальные исследования при нарушениях развития высших психических функций дают возможность объективно судить о нейродинамических сдвигах у детей с лёгкой степенью умственной отсталости.

Экспериментальное исследование высших психических функций проводилось с учащимися 2 класса коррекционной школы 8 вида с помощью нейропсихологической методики в начале учебного года (сентябрь месяц), и в конце учебного года (май месяц).

1. Зрительное восприятие не нарушено у всех обследованных учащихся. При выполнении заданий у 20 % обследованных трудности возникают из-за непонимания инструкции.

2. Слуховое восприятие не нарушено, но для всех обследованных характерна инертность движений. ( локализация нарушения: левое полушарие, лобная доля).

3. Пространственное восприятие. Для 90 % обследованных характерно нарушение зрительно-пространственной организации движений. (локализация: левое полушарие, теменная доля, правое полушарие, теменная доля). Дети не могут воспроизвести пространственное расположение руки, путают левую и правую стороны. После проведения коррекционных мероприятий 90 % учащихся задания выполняют правильно, но замедленно.

- ориентировка в пространстве недостаточно дифференцирована. Для выполнения заданий требуется активная помощь со стороны экспериментатора. Дети не знают что такое «между», названия геометрических фигур; для них нет разницы между большими и маленькими фигурами.

Некоторые особенности нейродинамики детей олигофренов

Экспериментальные исследования при нарушениях развития высших психических функций дают возможность объективно судить о нейродинамических сдвигах у детей с лёгкой степенью умственной отсталости.

Экспериментальное исследование высших психических функций проводилось с учащимися 2 класса нашей школы с помощью нейропсихологической методики в начале учебного года (сентябрь месяц), в середине учебного года (январь месяц).

 

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.