Обеспечение проектной деятельности — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Обеспечение проектной деятельности

2019-08-03 133
Обеспечение проектной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методическое: информационная ширма для родителей «Что такое речевая готовность к школе?».

Материально - техническое: подарки для победителей.

Способы оценки:

-диагностика уровня сформированности  речевой готовности к школе детей;

-наблюдения;

-анализ образовательной деятельности дошкольников.

Ожидаемый результат: участие в проекте будет способствовать формированию речевой готовности к школе, развитию фонематического восприятия, выработке хорошей дикции.

На подготовительном этапе подобрала и систематизировала НОД, игры и игровые упражнения, изготовила дидактический материал для игр, карточки - символы, провели родительское собрание с целью включения родителей воспитанников в проектную деятельность, провела консультацию "Речевая подготовка к школе".

Деятельностный этап включает в себя проведение мастера - класса для родителей "Как знакомить старших дошкольников с грамматическими категориями", консультацию для воспитателей "Обучение старших дошкольников дифференциации гласных и согласных звуков", открытое занятие по обучению грамоте для педагогов ДОУ и родителей воспитанников «Деление слов на слоги», использование на занятиях, в свободной деятельности, индивидуальной работе с детьми следующие игры и игровые упражнения: «Маркировка (гласных и согласных)» «Рассели животных по домам (деление слов на слоги)»; «Звуковой домик», «Кто в домике живет?»; «Звуковая карусель» «Воздушные шары» «Собери бусы» «Цепочка слов»  «Чудо гусеница», "Весёлая грамматика".

На заключительном этапе предполагается провести диагностику уровня сформированности грамматических категорий детей старшего дошкольного возраста, родительское собрание "Подведение итогов по реализации проекта", обобщение опыта работы по проекту и представление его на итоговом Педагогическом совете.

Критерии отслеживания результатов:

Критерии уровня развития подготовки к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы

Высокий уровень подготовки к обучению грамоте Средний уровень подготовки к обучению грамоте Низкий уровень подготовки к обучению грамоте
Дети правильно выполняли задания, у них были достаточно сформированы графо-моторные функции, конструктивные, развита моторика руки, сукцессивные функции в норме. Развита экспрессивная и импрессивная стороны речи, развиты языковые средства (фонетика, лексика, грамматика). Звукопроизношение сформированно. Дети способны дифференцировать смыслоразличительные признаки близких фонем, выделять звуки на фоне слов, называть звуки по порядку. Речь грамматически правильная, используют морфологические элементы, служебные слова для построения грамматически правильных фраз. Пересказ прочитанного достаточно полон. Письмо: операции символизации и операции графического моделирования выполняются правильно и быстро. Дети понимали задания, но выполняли не всегда правильно и быстро. Недостаточно полно сформированы графо-моторные функции, конструктивные тесты были выполнены на достаточном уровне. Общая моторика и ручной праксис заметно замедленны. Нарушено воспроизведение звуковых ритмов. Экспрессивная и импрессивная речь соответствует возрасту. Допускались ошибки в повторении фраз со сложной слоговой структурой. Фонематическое восприятие не полно. Допускались ошибки при выделении согласных в начале слова, безударных гласных в начале слова. Допускались ошибки при построении предложений. Допускаются ошибки при пересказе текста и в самостоятельном рассказывании. Задания выполняются крайне медленно, что свидетельствует об отсутствии автоматизации звукобуквенных связей.   У детей не сформировано внимание к заданиям, поэтому многие задания не были выполнены. Графо-моторные функции не сформированы, конструктивные функции сформированы на очень низком уровне. Воспроизведение звуковых ритмов сильно нарушено. Экспрессивная и ипрессивная речь отстает от показателей этого возраста. Допускались ошибки в употреблении основных языковых средств в частности грамматические окончания. Отсутствие дифференциации светящих - шипящих. Вызывали затруднения воспроизведение слов со сложной слоговой структурой. Звукобуквенный анализ характеризуется несформированностью. Допускались частые ошибки при построении предложений. Пересказ неточный, постоянно требуются наводящие вопросы взрослого. Далее мы провели диагностику уровня сформированности слухового внимания и фонематического восприятия, фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений.

Далее приводится описание методик и правил оценки выполнения заданий

1.Слуховое внимание

«Рядоговорение».Инструкция ребенку: «Перечисли по порядку времена года и (после ответа на этот вопрос) дни недели» (при неточном понимании своих временных понятий допустима помощь в виде наводящих вопросов или подсказки, не содержащей порядкового перечисления). Оценка (здесь и далее оценка дается в штрафных баллах):

-правильно ответил на оба вопроса – 0 баллов, 2) правильно ответил на один вопрос – 2 балла, 3) не ответил ни на один вопрос – 3 балла.

«Ритмы».Инструкция: «Послушай, как я постучу, и поле того, как я закончу, постучи точно так же». После этого однократно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами.

1) простые ритмы - !!!,!!!,!!!!,!!!!,!!!!, если задание выполняется верно, то переходят к более сложному, если допущено больше одной ошибки, то прекращают.

2) сложные ритмы - !!!!!,!!!!!,!!!!!,!!!!!!. Критерии выполнения такие же, как в простых ритмах.

Оценки: 1) выполнены оба задания – 0 баллов, выполнены только простые ритмы – 2 балла, не выполнено ни одно задания – 3 балла.

3. Тест «Кулак – ребро – ладонь». Инструкция: «Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же». Экспериментатор демонстрирует ребенку трижды подряд последовательность из трех движений руки: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу. Ребенок, так же как и экспериментатор, должен трижды без ошибок воспроизвести эту последовательность. Если ребенок нарушил последовательность движений не более одного раза, нужно указать, что допущена ошибка, и предоставить ему еще попытку (если ребенок воспроизводил последовательность из 3 движений только один раз и после стимуляции продолжил ее верно, то это ошибкой не считается). При явно ошибочном воспроизведении демонстрация образца повторяется. Всего допускается 5 не более демонстраций.

Оценки: 1) правильное воспроизведение с 1 – 2 попыток после первой демонстрации – 0 баллов, 2) правильное воспроизведение после второй демонстрации или после третей демонстрации с 1–й попытки – 2 балла, 3) правильное воспроизведение после 4 и 5 демонстраций или после 3 демонстраций со 2-й и более попыток – 3 балла.

4. Субтест. «Повторение цифр». Инструкция: «Сейчас я назову тебе какие-нибудь несколько цифр, а ты, как только кончу говорить, повтори их в точно таком же порядке. Внимание!». После этого экспериментатор ровным голосом, не меняя интонации на последней цифре, в ритме отсчета стартового времени называет ряд из трех цифр. При ошибочном воспроизведении предъявляется другой ряд цифр. При верном воспроизведении переходят к четвертому ряду из 4 цифр и так далее до ряда из 5 цифр. Экспериментатор фиксирует количество цифр в наибольшем правильно воспроизведенном ряду. Это является предварительной оценкой за первую половину задания. После этого дается новая инструкция: «Сейчас я тебе назову еще несколько цифр, и ты будешь их повторять, но только начинай с конца, повторяй их в обратном порядке. Например, если я скажу 1 – 2, то ты должен сказать 2 – 1». При этом для наглядности поочередно нужно коснуться пальцем на столе двух воображаемых точек: сначала слева направо, потом справа налево. Тактика обследования и фиксирования результатов такая же, как в первой половине задания: сначала предлагается ряд из 2 цифр, затем из 3 и т.д. Итоговым результатом выполнения всего задания является сумма предварительных оценок за первую и вторую половины задания.

Цифровые ряды: Прямой счет: № 3. 3 -8 -6 6 – 1 - 2   

                                                      № 4. 3 – 4 – 1 – 7   6 – 1 – 5 - 8

                                                      № 5. 8 – 4 – 2 – 3 – 9 5 – 2 – 1 – 8 – 6.

Обратный счет.№ 2. 2 – 5 6 – 3

                          № 3. 5 – 7 – 4 2 – 5 – 9

                          № 4. 7 – 2 – 9 – 6 8 – 4 – 9 – 3.

Оценки: 1) итоговый результат – больше 6 баллов, 2) итоговый результат равен 6 – 2 балла, 3) итоговый результат меньше 6 – 3 балла.

Исследование фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений

Фонематический анализ

Определить способность:

а) Выделение звука на фоне слова

Педагог сначала произносит какой - либо звук (скажем Р), а затем слово или ряд слов, содержащие и не содержащие этот звук. Звук, который необходимо выделить произносится педагогом интонировано. Дети должны определить, имеется ли в этих словах выделенный звук. (Реакциями детей могут быть разнообразные действия: подъем руки, хлопок в ладоши, указание на соответствующую букву и т.д.)

б) Вычленение звука.

Детям предлагается слово, в котором они должны назвать последний и / или первый звук. Инструкция: «Какой звук слышишь в слове Шуба?».- «в слове паР.» «в слове Лапа?»

в) Определение места звука в слове

Педагог выделяет какой-либо звук, ученики определяют, где он находится в слове: 1) в его абсолютном начале, 2) абсолютном конце 3) в середине. Легкий вариант заданий - выделенный звук встречается один раз в слове, трудный - звук встречается несколько раз.

г) Определение положения звука по отношению к другим звукам

Педагог произносит слово, выделяет в нем звук, ученик должен назвать, какой или какие звуки находятся перед или после выделенного звука. Например, произносится слово «кОт» тогда: перед О находится К, после О находится Т.

д) Определение последовательности звуков в слове

Педагог произносит слово, ученик должен раздельно назвать звуки этого слова в порядке их следования. Например, «Рак»- Р, А, К

е) Определение порядка следования звука (звуков) в слове

Педагог произносит слово, выделяет в нем звук, ребенку нужно определить, каковым по порядку следования является этот звук: первым, третьим и т.п. Например, в слове паЛка, звук Л- третий и т.п.

ж) Определение количества звуков в слове

Педагогом произносится слово, дети определяют количество составляющих слово звуков

з) Дифференцировать звуки по противопоставлениям.

Четкое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить, (то есть «опознать») каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма.

Исследование слуховой дифференциации звуков проводится по специально подобранным картинкам, названия которых различаются только одним проверяемым звуком. Например: РАК-ЛАК

Для получения правильного результата исследования необходимо соблюдать следующие условия:

1. Картинки называет лишь взрослый, а ребенок лишь молча на них показывает.

2. Картинки называются только одним словом, употребляемым в именительном падеже. Никаких дополнительных или поясняющих слов не допускается. Например, у ребенка спрашивают: «Где мишка?: Где миска?. Если же спросить: «Где мохнатый мишка?», то это дополнительное слово является смысловой подсказкой, позволяющей ребенку правильно показать картинку даже при условии неразличения проверяемых звуков.

3. Картинки называются в разной последовательности, иногда одно и то же название повторяется несколько раз подряд. Это лишает ребенка ориентироваться на какой-то определенный порядок в показе картинок.

4. Нижняя часть взрослого закрывается экраном (листом бумаги), так как некоторые звуки (например, С и Ш, З и Ж), не различаемые ребенком на слух, могут быть узнаны им по положению губ.

5. Не следует смотреть на называемую картинку, поскольку многие наблюдательные дети часто следят за направление взгляда взрослого, что облегчает им выполнения задания.

Для правильной оценки результатов проверки нужно внимательно наблюдать за поведением ребенка в процессе показания картинок. При отсутствии затруднений в слуховой дифференциации звуков он будет показывать картинки спокойно и уверенно, даже если одна из них называется несколько раз подряд. При неразличении же или неустойчивом различении звуков ребенок буде колебаться, вопросительно поглядывать на взрослого или просто показывать картинки наугад.

Звонкость-глухость (дом-том, зайка- сайка, жар-шар, крот-грот, папа -баба, катушка-кадушка)

Мягкость - твердость (угол-уголь, мал - мял, лук-люк, был-бил, рысь-рис)

Свистящие - шипящие (касса-каша, крыса- крыша.миска- мишка, зайка- чайка, сайка- шайка, цок- чок и т.п.

Звуки Р-Л (рожки-ложки, барка- балка, рука- Лука, бурка- булка).

Фонематический синтез

а) Определять способность составлять слова из последовательно данных звуков. Инструкция: «Послушай звуки и скажи, какое слово получилось». Предлагаются три звука, например, С,О,К,- сок, Ш,У,М,- шум, Д,О,М,- дом, Ж,У,К,- жук.

Затем четыре звука: К,А,Ш,А,- каша, Р,У,К,А, - рука, У,Т,К,А,- утка, И,Г,Л,А, - игла, К,Р,О,Т,- крот, С,Т,О,Л,- стол

Пять звуков: П,О,Л,К,А- полка, М,А,Р,К,А- марка, С,А,Н,К,И- санки, С,Т,О,Л,Б- столб, Т,У,Ф,Л,И- туфли.

б) определять способность составлять слова из звуков, данных в нарушенной последовательности. «Послушай звуки они поссорились, а ты их помири так, чтобы получилось слово» Предлагается три, четыре, пять звуков. Например, М, Ы,Д,- дым, О,С,Н,- нос, Х,О,М- мох и т.д.

Фонематические представления

а) Придумать слово на определенный звук. Сначала предлагаются звуки сохранные в произношении, затем нарушенные. например, «Придумай слово со звуком М», «...со звуком Д», «... со звуком К», «придумай слово со звуком Ш», «... со звуком Р» и т.д.

б) Специально оговорить место звука в слове.

«Придумай слово со звуком С в начале слова», «.. со звуком Р в конце слова»

В результате диагностики слухового внимания и фонематического восприятия, фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений была составлена таблица № 1.

Таблица № 1.

Уровни развития слухового внимания и фонематического восприятия, фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
0 детей (0%) 10 детей (50%) 10 детей (50 %)

Таким образом, можно отметить следующее, почти все дети плохо понимают задания, выполняет не всегда правильно и быстро. У всех детей нарушено воспроизведение звуковых ритмов. Допускают ошибки в повторении фраз со сложной слоговой структурой. Фонематическое восприятие не полно. Допускались ошибки при выделении согласных в начале слова, гласных в начале слова. Допускались ошибки при построении предложений. Допускаются ошибки при пересказе текста и в самостоятельном рассказывании. Задания выполняются крайне медленно, что свидетельствует об отсутствии внимания.

Из 20 диагностируемых детей с высоким уровнем развития слухового внимания и фонематического восприятия, фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений не выявлено ни одного (0 %), со средним уровнем – 10 (50%) детей, с низким уровнем – 10 (50 %) детей. Данные подтверждает рисунок № 1

Рисунок № 1.

Уровни развития слухового внимания и фонематического восприятия, фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений

Системообразующая структура проекта:

Система педагогической работы по подготовке к грамоте детей подготовительной к школе группы "Обучение грамоте детей как речевая готовность к школе"

Месяц Звуки Анализ звукового состава слов Буквы Чтение, выкладывание слов и предложений
Сентябрь Закрепле­ние Занятия: "Мир звуков, всегда ли человек мг говорить? "Гласные и согласные звуки Закрепить знания о глас­ных и согласных звуках. Упражнять в звуко-слоговом анализе и синтезе односложных слов типа «дом». Упражнять в деле­нии слов на слоги    
А (приложение 1) Закрепить умение выде­лять звук из начала и середины слова. Упраж­нять в звуко-слоговом анализе и синтезе слов типа «мак» А, а Выкладывание буквы из палочек; обведение трафа­ретов, штриховка. Учить находить букву среди дру­гих букв
У Упражнять в звуко-слоговом анализе и синтезе слов типа «пух», «усы», «луна» У, у Выкладывание буквы из палочек; обведение трафа­ретов, штриховка. Учить находить букву среди дру­гих букв. Звуко-буквенный анализ слова «ау»

Октябрь

О Упражнять в звуко-слоговом анализе и синтезе слов типа «окна», «осы», «ко­ни» О,о Обведение     трафаретов, штриховка. Звуко-буквенный анализ слов «ау», «уа»
М Упражнять в звуко-слоговом анализе и синтезе слов типа «мох», «муха» М, м Выкладывание буквы из палочек; обведение трафа­ретов, штриховка. Выкла­дывание из букв слогов: ам, ум, ом, ма, му, мо; слов: ау, у а, мама, Муму. Чтение слогов и слов
С Упражнять в звуко-слоговом анализе и синтезе слов типа «косы» С, с Обведение    трафаретов, штриховка. Выкладывание слогов и слов из букв раз­резной азбуки, их чтение. Звуко-буквенный анализ слов «сом», «сам». Чтение таблиц
Х Упражнять в звуко-слоговом анализе слов типа «муха» анализ слов типа «мох», «уха», «муха». Анализ и выкладывание из букв предложения «Ау, мама!» Х,х Выкладывание буквы из палочек, обведение трафареетов, штриховка. Выкла­дывание слогов и слов из букв разрезной азбуки, их чтение. Звуко-буквенный анализ
Р Слог. Большая буква в именах и фамилиях. Упражнять  в  звуко-слоговом анализе и синтезе слов, типа «пар», «рамы». Звуковой диктант Р,Р Выкладывание буквы из палочек, обведение трафа­ретов, штриховка. Выкла­дывание слогов и слов из букв разрезной азбуки, их чтение. Звуко-буквенный анализ слова «Мара». Пра­вописание большой буквы в именах людей и кличках животных

Ноябрь

Ш Упражнять  в  звуко-слоговом анализе и синтезе слов типа «шары» Ш, ш Выкладывание буквы из палочек, обведение трафа­ретов, штриховка; графи­ческий диктант буквы. Выкладывание слогов и слов из букв разрезной азбуки, их чтение. Звуко-буквенный анализ слов «Шура», «шорох». Чтение таблиц
ы   Упражнять в звуко-слоговом анализе и синтезе слов типа «липа», «тыквы» ы Выкладывание буквы из палочек, обведение трафа­ретов, штриховка. Выкла­дывание слов из букв раз­резной азбуки. Анализ и выкладывание предложе­ния «У Шуры рамы». Чте­ние таблиц
Н. Понятие слог Упражнять в звуко-слоговом анализе и синтезе слов типа «мала», «мусор» Н, н Обведение трафаретов и штриховка. Выкладывание и чтение слогов, слов и пред­ложений. Звуко-буквенный анализ слова «мусор». Чте­ние таблиц
  Звуковой диктант   Выкладывание буквы из палочек, обведение трафареетов, штриховка, графиче­ский диктант буквы. Звуко-буквенный анализ слов. Выкладывание слогов, слов и предложений из букв раз­резной азбуки. Чтение таблиц

Декабрь

К Упражнять  в  звуко-слоговом анализе и синтезе слов типа «рынок», «кош­ка». Звуковой диктант К, к Выкладывание буквы из палочек, обведение трафа­ретов, штриховка. Звуко-буквенный анализ слов «мак», «мышка», «рынок». Выкладывание и чтение слогов и слов из букв разрезной азбуки. Чте­ние таблиц
Т Упражнять  в  звуко-слоговом анализе и синтезе слов типа «танк», «торт». Звуковой диктант Т,т Выкладывание буквы из палочек, обведение трафа­ретов, штриховка, графиче­ский диктант буквы. Звуко-буквенный анализ слов «кот, танк, Тома, Наташа, стол». Анализ и выкладыва­ние предложения «У стола кот». Чтение таблиц
И Звуко-слоговой анализ слова «искал» Выкладывание и чтение слогов, слов и предложе­ний из букв разрезной аз­буки. Чтение таблиц. Пра­вило правописания «ШИ» И, и Выкладывание буквы из палочек, обведение трафа­ретов, штриховка. Звуко-буквенный анализ слов
Ц Упражнять в звуко-слоговом анализе и синтезе слов типа «лицо». Учить подбирать слова к схеме Ц,ц  
П Упражнять в звуко-слоговом анализе и синтезе слов типа «лапка». Звуковой диктант П, п Выкладывание буквы из палочек, обведение трафаре­тов, штриховка, графический диктант буквы. Выкладыва­ние слогов, слов и предло­жений из букв разрезной азбуки.  Звуко-буквенный анализ слов. Чтение таблиц

Январь

3 Звуковой диктант 3, з Звуко-буквенный   анализ слов типа «закат». Преобра­зование слогов в слова Анализ и выкладывание предложения. Чтение таб­лиц
Й Упражнять в звуко-слоговом анализе и синтезе слов типа «йод». Звуковой диктант й Выкладывание слогов, слов и предложений из букв разрезной азбуки. Чтение таблиц
Г Упражнять в звуко-слоговом анализе и синтезе слов. Звуковой диктант Г, г Выкладывание буквы из палочек, графический дик­тант буквы. Звуко-буквен­ный анализ слов. Выклады­вание предложений из букв разрезной азбуки. Чтение таблиц
З-Ж Учить дифференцировать звуки на слух и в произ­ношении. Упражнять в звуко-слоговом анализе и синтезе слов разной сло­говой структуры. Учить подбирать слова к схеме    

Февраль

В,в Звуковой диктант В, в Обведение трафаретов и штриховка. Звуко-буквенный анализ слов. Выклады­вание предложений из букв разрезной азбуки. Чтение таблиц
Д Упражнять   в  звуко-слоговом анализе и синтезе слов Д, д Графический диктант буквы. Преобразование слогов в слова путем наращивания букв. Звуко-буквенный ана­лиз слов. Выкладывание предложений из букв разрез­ной азбуки. Чтение таблиц
3-3ь Учить различать звуки по твердости-мягкости. Упражнять в звуко-слоговом анализе и синтезе слов 3-3ь  
Б Развивать фонематическое восприятие Б, б Обведение трафаретов, штриховка. Преобразование слов. Звуко-буквенный ана­лиз слов. Выкладывание предложений из букв разрез­ной азбуки. Чтение таблиц
К-К' Учить различать звуки по твердости-мягкости. Уп­ражнять в звуко-слоговом анализе и синтезе слов К-К'  
Ж Упражнять в звуко-слоговом анализе и синтезе слов. Звуковой диктант Ж, ж Выкладывание буквы из па­лочек. Преобразование слов. Звуко-буквенный   анализ слов. Выкладывание предложений. Чтение таблиц. Правило правописания "жи"
Т-Т' Учить различать звуки по твердости-мягкости. Уп­ражнять в звуко-слоговом анализе и синтезе слов. Учить подбирать слова к схеме Т-Т'  

Март

Е,е Упражнять в звуко-слоговом анализе и синтезе слов типа «енот». Звуковой диктант Е, е Выкладывание буквы из па­лочек, графический диктант большой буквы. Преобразо­вание слогов. Выкладыва­ние слов и предложений. Чтение таблиц. Буквенный диктант
Б-Б' Учить различать звуки по твердости-мягкости. Упражнять в звуко-слоговом анализе и син­тезе слов разной струк­туры. Учить подбирать слова к схеме Б-Б'  
Ч Упражнять  в  звуко-слоговом анализе и синтезе слов. Подбирать слова к схеме    
Я, я Упражнять в звуко-слоговом анализе и синтезе слов типа «яблоко». Звуковой диктант Я, я Преобразование слогов. Выкладывание слов и предложений.   Чтение таблиц. Буквенный дик­тант. Чтение изографов. Отгадывание ребусов
Ю, ю Упражнять в звуко-слоговом анализе и синтезе слов типа «юла». Звуковой диктант Ю, ю Выкладывание буквы из палочек. Выкладывание слов и предложений. Чтение таблиц. Буквен­ный диктант. Чтение изо­графов.    Отгадывание ребусов
Ч-Т Учить различать звуки на слух и в произношении. Упражнять в звуко-слоговом анализе и синтезе слов   Учить различать звуки на слух и в произношении. Упражнять в звуко-слого-вом анализе и синтезе слов сложной слоговой структуры, типа «ткачи­ха»
Ч, ч Упражнять в звуковом анализе слов Ч, ч Выкладывание слогов, слов и предложений. Чтение таб­лиц. Буквенный диктант. Отгадывание ребусов. Пра­вило правописания ча, чу
Ч-Ш-Щ       Учить различать звуки на слух и в произношении    
э Упражнять в звуко-слоговом анализе и синтезе слов, типа «часовщик». Подбирать слова к схеме. Э,э Упражнять в звуко-буквен-ном анализе слов. Выклады­вание предложений. Отга­дывание ребусов
Ч-Ц-Т Развивать фонематический слух. Упражнять в звуко-слоговом анализе и синтезе слов. Подбирать слова к схеме Ч-Ц-Т  
А-Я О-Ё У-Ю И-Ы Е-Э   Гласные буквы Упражнять в звуко-буквенном анализе слов. Пре­образование слов. Выклады­вание предложений. Отгадывание ребусов. Бук­венный диктант. Чтение изографов
Ц,ц Упражнять в звуко-слоговом анализе и синтезе слов Ц, ц Графический диктант бук­вы. Выкладывание слогов, слов и предложений. Отга­дывание ребусов. Чтение таблиц

Май

Щ Упражнять в звуко-слоговом анализе и синтезе слов Щ Графический диктант буквы. Выкладывание слогов, слов и предложений. Правило правописания ща, щу. Чте­ние таблиц. Чтение изогра­фов. Отгадывание ребусов. Буквенный диктант
Ч-Щ Учить различать звуки на слух и в произношении. Упражнять в звуко-слоговом анализе и синтезе слов. Подбирать слова к схеме    
ч-щ-ц Развивать фонематический слух. Упражнять в звуко-слоговом анализе и синте­зе слов. Подбирать слова к схеме    
Ъ   Ъ Преобразование слов. Вы­кладывание слов и предло­жений. Чтение таблиц. Бук­венный диктант. Чтение изографов. Отгадывание ребу­сов

В разработанной системе педагогической работы обучения грамоте в подготовительной группе детского сада предполагается:

-развитие фонематического слуха детей, работа над узнаванием, выделением и различием фона;

-обучение детей первоначальному чтению, введение понятия «слог», затем предложения как целого;

-подготовка базы для успешного овладения навыками написания прописных букв;

-обогащение детей живыми впечатлениями от окружающей действительности, получаемыми детьми в процессе наблюдения и экскурсий, и на этой основе расширение и уточнение представлений детей о жизни;

-обеспечение общего развития детей путем углубления содержания изучаемого материала.

Занятия по обучению грамоте строились на принятом в русской методике аналитико-синтетическом звукобуквенном методе и закреплялись работой по развитию речи на основных ее уровнях – звук (звуковая культура), слова (словарная работа), предложение, связное высказывание. Данная методика предполагала последовательное неразрывное озвучивание каждой буквы с учетом позиционной мены (смягчение и оглушение согласных, редуцирование гласных). Буквы изучались по блокам: гласные; сонорные согласные; звонкие, глухие согласные; двузвучные гласные; шипящие согласные; ь, ъ. Примеры занятий в приложении №1.

Чтобы чтение было плавным, а не рубленым, слоговым, столбики для чтения строились по принципу наращивания. Ведущая роль от слога переходило к звуку, к букве. Понятие «слог» вводилось после того, как дети познакомятся с его ведущим признаком – наличием гласного. Быстрому и опережающему запоминанию букв способствовало: чтение «Волшебной таблицы»; таблицы слогов Л. Н. Толстого; заучивание алфавита.

Дети вели тетради для печатания и учились печатать там буквы, слоги, слова, предложения, списывать печатными буквами с готового текста.

Обучение грамоте детей-дошкольников обеспечивало возможность на более раннем возрастном этапе сформировать различные учебные умения:

-умение воспринимать речь окружающих;

-говорить перед товарищами; отвечать на вопросы;

-спрашивать;

-пересказывать прочитанное взрослым; рассказывать содержание просмотренных фильмов, детских книг, отдельных иллюстраций, репродукций, картин.

Активно велась работа по карточкам З. И. Романовской, для заинтересованности детей в самостоятельном чтении. С целью развития мелких мышц руки, для подготовки к письму прописных букв используется прием штриховки шаблонов, построение различных сюжетных картинок детьми с помощью шаблонных «линеек», их штриховка; с этой же целью используются книжки-раскраски Шаблоны в приложении №2)

Особое внимание уделялось воспитанию любви к родителям и родным; формированию уважительного и внимательного отношения к старшим и друзьям, к природе, вещам, созданным трудом людей, любви к родному краю; совершенствованию навыков общения (вежливого и культурного) детей со сверстниками и взрослыми, на основе формирования представления о доброте, дружбе, правдивости, справедливости и смелости; развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, пониманию содержания произведений искусств, художественных произведений; обучению логичному и последовательному построению описания, умению задавать вопросы; совершенствованию культуры речи детей, добиваясь чистого произношения звуков и слов, правильной постановки ударения, обучению плавному слоговому чтению слов и предложений; развитию наблюдательности и любознательности детей.

Постепенное обучение сознательному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, идет на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв; определения ориентиров в читаемом слове (сначала разделенном на произносительные единицы, а затем без специальных вспомогательных помет); чтения с паузами и интонациями, соответствующими знакам препинания в конце простого предложения; знакомства с правилами гигиены чтения.

Заключительный этап:

Выявление результативности путем проведения повторной диагностики

Подведение итогов, награждение орденом "Грамотей"

Оформление материала в родительском уголке.

Составление портфолио проекта.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.