Литвинова И. «Полянка родственных слов»//Обруч, 2005, №2, с. 25-26. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Литвинова И. «Полянка родственных слов»//Обруч, 2005, №2, с. 25-26.

2019-08-03 289
Литвинова И. «Полянка родственных слов»//Обруч, 2005, №2, с. 25-26. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

При знакомстве детей с понятием «родственные слова» наблюдается такая закономерность: часто ма­ лыши называют родственные сло­ ва от главного лишь при предъяв­лении им картинок или предметов. Они могут отыскать и выделить родственные слова, но только из текста, рассказа.

 

Работая над этой темой, я старалась найти способ привлечения детей к активному участию в процессе словообразования или словоизменения. Так роди­лась идея создания наглядного пособия «Дерево род­ственных слов», где от «корня» — главного слова — «растут» на ветках родственные слова (карточки в кармашках с написанными на них родственными словами — для подгруппы читающих детей, и кар­точки с нарисованными на них схемами слов — для нечитающих детей). Выяснилось, что, работая со схемами и повторяя «выросшие» слова, дети стано­вятся более активными и часто придумывают новые варианты родственных слов вместо забытых или сказанных ранее. Это показалось мне неслучайным, и я решила превратить процесс образования родст­венных слов в увлекательную развивающую игру с элементами головоломки и соревнования. Вся пред­варительная работа детей со схемами слов стала основой для создания наглядного пособия «По­лянка родственных слов».

Вот как выглядит это пособие: левая сторона его поля представляет собой условные обозна­ чения слов, расположенных друг под другом:

две прямые горизонтальные линии — слово, которое говорят, когда «предмета много»;

большой прямоугольникслово, обо­ значающее большой предмет;

маленький прямоугольникслово, обозначающее уменьшенный предмет;

контур человечкаслова, образую­ щиеся от взаимодействия человека с главным словом;

две прямые горизонтальные линии — слово-действие;

красная волнистая линияслова-при­ знаки (красивые (красные) слова).

На правой стороне поля пособия находятся око­шечки с выдвижными линейками, которые ребенок может открыть, лишь придумав родственное слово. В левом верхнем углу расположен прозрачный карман для картинки — главного слова, которое обозначено одной горизонтальной линией, К не­му и будут подбираться родственные слова.

В приложении к пособию прилагается большой яркий конверт с картинками. Примерный набор картинок - рука, след, усы, дорога, сад, лес, старик, кот, снег, ухо, собака, сапог, яблоко, хлеб, конь, мост, ночь, барабан, зима, гриб.

Впервые новую игру подарил детям Незнайка. Он познакомил их с правилами и оценил успехи первых игроков.

С тех пор «Полянка родственных слов» — желан­ный гость на занятиях. Дети любят соревноваться в том, кто больше придумает слов. Им нравится и сам процесс, и результат игры. Благодаря нашей «Полянке» мы сделали много открытий в мире прекрасных слов, о существовании которых по­рой даже не подозревали.

Во время занятий с пособием неожиданно рас­крылись дополнительные возможности работы по расширению и углублению словаря детей. Так, если ребенок называет родственное слово, неизвестное другим детям, он знакомит их (иногда с помощью логопеда) с его значением, рассказывает, когда и где данное слово можно употребить.

Жамойда Л. Звукобуквенный город//Ребёнок в детском саду, 2009, №1, с.27-29.

 

Дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития воспринимают слово целиком как обозначение предмета или действия, но от­дельные звуки в слове не слышат и не могут их выделить.

Сложности возникают на первых занятиях по дифференциации гласных звуков. Дети не могут выделить даже первый ударный гласный в слове, а повторяют за логопедом всё слово.

На начальном этапе коррекционной ра­боты очень важно научить детей вслуши­ваться в звучание слова, узнавать, разли­чать, выделять и называть составляющие его звуки. Чтобы эта работа проходила более эффективно, учитель-логопед МДОУ дет­ский сад «Берёзка» (с. Апача, Усть-Большерецкий р-н. Камчатский край) Л.Н. Жамойда применяет на занятиях изготовлен­ные ею наглядные дидактические пособия.

Площадь логопедического кабинета поз­воляет использовать этот материал в качест­ве оформления, в результате чего дети имеют возможность закреплять свои знания и уме­ния, опираясь на красочные пособия. Осо­бенно нравится дошкольникам пособие «Звукобуквенный город». Это панно, состоя­щее из съёмных плоскостных изображений и силуэтных, прочно прикреплённых к полотну изображений с карманами и окошками.

Путешествуя по Звукобуквенному городу, дети знакомятся с его жителями. Принцесса Гласа и её пажи - гласики (плоскостные изо­бражения гласных звуков) поют разные пе­сенки: «А-а-а», «О-о-о», «У-у-у», «И-и-и». Слова «Гласа», «гласики», а также красный цвет одежды этих персонажей помогают де­тям быстро усвоить понятие «гласный звук» и запомнить признаки этих звуков.

Живёт в Звукобуквенном городе также принцесса Согласа. Её пажи - согласики (плоскостные изображения согласных звуков) помогают различать твёрдые и мягкие согласные звуки. Мальчики в синих костю­мах - строгие, сердитые - твёрдые соглас­ные. Они держат в руках воздушные шарики, на которых написаны буквы Ж, Ш, Ц, всегда обозначающие твёрдые согласные звуки. Мальчики в зелёных костюмах - весёлые, ласковые - мягкие согласные. У них на ша­риках написаны буквы Й, Ч, Щ, всегда обо­значающие мягкие согласные звуки.

Центральное здание в городе - много­этажный дом «Алфавит». Запомнить буквы помогают весёлые картинки. Любимая игра в этом доме - «Назови соседей буквы». Она способствует не только закреплению изу­ченных букв, но и формированию умения ориентироваться на плоскости.

Построены в городе и разноцветные зам­ки: сине-зелёный и красный, В окна-карма­ны замков дети вкладывают картинки с изо­бражением предметов, названия которых начинаются с определённого гласного или согласного звука.

Немаловажную роль играет и крепостная стена - к ней приклеен мягкий коврик-трансформер. В процессе сборки из деталей изображений зверей и рыб у детей развива­ются зрительное восприятие, мелкая мото­рика рук, совершенствуются конструктив­ные навыки.

Дифференциация гласных звуков [а], [о], [у], [и]

Занятие

Средняя коррекционная группа

Цель. Закреплять умение различать звуки [а], [о], [у], [и] по артикуляции и на слух в изолированной позиции, в слогах, в словах. Учить придумывать слова с начальными глас­ными звуками. Развивать фонематический слух, память, внимание. Отрабатывать навык определения слоговой структуры двух- и трёх­сложных слов со стечением согласных.

Материал. Дидактическое пособие «Зву­кобуквенный город». Плоскостные изобра­жения гласиков. Предметные картинки: аист, утка, осы, индюк, индеец, утюг, улитка, овощи, избушка, арбуз, автобус. Символиче­ское изображение положения губ при про­изнесении гласных звуков [а], [о], [у], [и] (артикуляционного уклада). Игрушки, на­звания которых начинаются со звуков [а], [о], [у], [и]. Фишки.

Ход занятия

Дети и логопед подходят к пособию «Звукобуквенный город», откуда заранее убраны изображения гласиков.

Логопед. Посмотрите, из Звукобуквенного города кто-то сбежал! Кого ищет прин­цесса Гласа?

Дети. Из города сбежали гласики.

Логопед. Как вы думаете, куда они убе­жали?

Дети высказывают предположения, за­тем садятся на свои места.

Логопед (указывает на магнитную дос­ку с закрытыми шторками). Чьи это ножки торчат из-под шторки? Давайте посмотрим, кто это. (Раскрывает шторки. На магнит­ной доске выложены изображения гласи­ков.)

Дети. Это гласики - гласные звуки.

Логопед. Вот их-то и искала принцесса Гласа. Назовите имена гласиков.

Дети. А, О, У, И.

Логопед. Сегодня мы будем слушать зву­ки [а], [о], [у], [и] и учиться их различать. Как одним словом мы называем эти звуки? Почему мы их так называем? Назовите их признаки.

Дети. Это гласные звуки. Во рту нет пре­грады, когда мы их произносим. Их можно петь.

Логопед. Верно. Расскажите про гласные звуки стихотворение.

Ребёнок.

Воздух свободно идёт через рот.

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовёт.

Звук получается гласный.

(В. Берестов.)

Логопед. В каком замке будут жить глас­ные звуки?

Дети. Они будут жить в красном замке.

Игра «Попугайчики».

Дети повторяют за логопедом звукоряд с интонационным выделением определён­ного звука.

а-у-и-о; и-а-у-о;у-о-и-а; о-и-а-у; и-у-о-а.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.