Административный регламент ФНС по контролю за полнотой учета выручки денежных средств — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Административный регламент ФНС по контролю за полнотой учета выручки денежных средств

2019-07-12 140
Административный регламент ФНС по контролю за полнотой учета выручки денежных средств 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Контроль за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей осуществляется налоговыми органами в соответствии с Административным регламентом. Поскольку многие хозяйствующие субъекты работают с наличными денежными средствами, определенные положения этого документа им необходимо знать. Об этих положениях и поговорим далее в статье.

 

Прежде отметим, что Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой (далее - ФНС России) государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей утвержден Приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. N 133н (далее - Регламент).

Данный регламент устанавливает:

- сроки и последовательность административных процедур (действий) при осуществлении контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

- порядок взаимодействия инспекций ФНС России по району, району в городе, городу без районного деления и инспекций ФНС России межрайонного уровня (далее - Инспекции) с организациями и индивидуальными предпринимателями при исполнении государственной функции.

Согласно пунктам 2, 3 Регламента государственную функцию по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей (далее - Государственная функция) исполняет ФНС России, то есть Инспекции по месту осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя в лице федеральных государственных гражданских служащих (далее - специалисты Инспекции).

Предметом государственного контроля (надзора) является установление факта полноты учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей (пункт 5 Регламента).

К лицам, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю (надзору), относятся организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, осуществляющие наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт или их уполномоченные представители (далее - проверяемые объекты) (пункт 6 Регламента).

 

Обратите внимание! Положения Регламента не распространяются на кредитные организации.

 

На основании пункта 7 Регламента специалисты Инспекции при исполнении Государственной функции имеют право:

1) на беспрепятственный доступ к контрольно-кассовой технике проверяемого объекта, хранимым использованным контрольным лентам, накопителям фискальной памяти и программно-аппаратным средствам, обеспечивающим некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации в контрольно-кассовой технике, и (или) автоматизированным системам, формирующим бланки строгой отчетности и документы на этих бланках, приравненные к кассовым чекам;

2) запрашивать для проверки документацию от проверяемого объекта, связанную с применением контрольно-кассовой техники и учетом денежных средств;

3) проводить проверку наличных денежных средств кассы и фактического наличия бланков строгой отчетности;

4) получать информацию о сформированных автоматизированными системами бланках строгой отчетности, заполнении бланков и выпуске автоматизированной системой документов, приравненных к кассовым чекам (информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах);

5) получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим во время исполнения государственной функции;

6) получать пароли контрольно-кассовой техники, необходимые для снятия отчетов показаний фискальной памяти и контрольной ленты;

7) взаимодействовать с органами внутренних дел Российской Федерации;

8) привлекать к административной ответственности объектов контроля в случаях и порядке, которые установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В силу пункта 8 Регламента специалисты Инспекции при исполнении Государственной функции обязаны соблюдать положения Регламента.

Проверяемые объекты, в отношении которых исполняется Государственная функция (далее - проверяемые объекты), согласно пункту 9 Регламента имеют право:

1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) получать от специалистов Инспекции информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Регламентом;

3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с действиями (бездействием) специалистов Инспекции;

4) обжаловать действия (бездействие) специалистов Инспекции, повлекшие за собой нарушение прав проверяемого объекта при проведении проверки, в досудебном (внесудебном) и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 10 Регламента проверяемые объекты обязаны:

1) обеспечивать специалистам Инспекций беспрепятственный доступ к контрольно-кассовой технике и документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники и (или) автоматизированным системам, формирующим бланки строгой отчетности и документы на этих бланках, приравненные к кассовым чекам;

2) представлять информацию о сформированных автоматизированными системами бланках строгой отчетности, заполнении бланков и выпуске автоматизированной системой документов, приравненных к кассовым чекам (информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах);

3) давать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверки;

4) предоставлять в Инспекции по запросам специалистов Инспекции информацию в порядке, предусмотренном федеральными законами.

В силу пункта 20 Регламента специалисты Инспекции при исполнении Государственной функции должны осуществить следующие административные процедуры:

а) предъявить проверяемому объекту поручение руководителя (заместителя руководителя) Инспекции на исполнение Государственной функции, данное специалистам Инспекции (далее - поручение);

б) рассмотреть документы, необходимые для исполнения Государственной функции;

в) проверить полноту учета выручки денежных средств;

г) оформить результат исполнения Государственной функции.

Отметим, что специалисты Инспекции должны предоставить проверяемому объекту, в отношении которого осуществляются мероприятия по контролю (надзору), поручение одновременно с предъявлением ими служебных удостоверений (пункт 23 Регламента). Факт предъявления поручения фиксируется в этом поручении подписью проверяемого объекта с указанием должности и даты предъявления поручения. Отсутствие либо уклонение проверяемого объекта от ознакомления и фиксации факта предъявления поручения должны быть отражены специалистами Инспекции в поручении.

В зависимости от проверяемого периода и особенностей осуществления наличных денежных расчетов специалистами Инспекций при исполнении Государственной функции согласно пункту 29 Регламента рассматриваются следующие документы:

а) журнал кассира-операциониста;

б) акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам;

в) журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста;

г) распечатки отчетов из фискальной памяти контрольно-кассовой техники и использованных накопителей фискальной памяти;

д) контрольные ленты контрольно-кассовой техники на бумажном носителе и (или) распечатки контрольной ленты, выполненные на электронном носителе;

е) приходные и расходные кассовые ордера;

ж) журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов;

з) авансовые отчеты;

и) кассовая книга;

к) справка-отчет кассира-операциониста;

л) сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации;

м) бланки строгой отчетности, копии бланков строгой отчетности, корешки документов;

н) информация из автоматизированной системы о выпущенных документах;

о) акт приемки бланков строгой отчетности;

п) книга учета бланков строгой отчетности;

р) акт о списании бланков строгой отчетности;

с) книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя;

т) книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения;

у) книга учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента;

ф) книга учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

х) распорядительный документ об установленном лимите остатка наличных денег;

ц) иные первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, которые необходимы Инспекции для исполнения Государственной функции.

При осуществлении проверяемыми объектами наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи бланков строгой отчетности, специалисты Инспекции имеют право получить информацию из автоматизированных систем, формирующих бланк строгой отчетности, о выпущенных документах.

 

Обратите внимание! Документы, необходимые для исполнения Государственной функции, должны представляться проверяемым объектом Инспекции в виде оригиналов или заверенных должным образом копий (пункт 30 Регламента, письмо ФНС России от 17 октября 2012 г. N АС-4-2/17581).

Специалисты Инспекции не вправе требовать у проверяемого объекта документы и сведения, не относящиеся к предмету проверки, а также нотариального удостоверения копий документов, представляемых в Инспекцию.

В ходе проверки специалистами Инспекции согласно пункту 35 Регламента проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций, совершенных проверяемым объектом в проверяемый период. При этом контрольные действия по документальному изучению проводятся по документам проверяемого объекта, в том числе путем анализа и оценки полученной из них информации. Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы.

Обратите внимание, что контрольные действия могут проводиться сплошным или выборочным способом. Сплошной способ заключается в проведении контрольного действия в отношении всей совокупности финансовых и хозяйственных операций. Выборочный способ заключается в проведении контрольного действия в отношении части финансовых и хозяйственных операций.

В ходе проверки проводятся контрольные действия:

- по изучению:

- документов, связанных с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники;

- документов, связанных с изготовлением, приемкой, учетом, хранением, выдачей, инвентаризацией и уничтожением бланков строгой отчетности;

- информации из автоматизированных систем о выпущенных документах (оформленных на бланке строгой отчетности, приравненном к кассовому чеку);

- документов, связанных с выдачей товарных чеков, квитанций и других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

- по проверке соблюдения требований к ККТ, порядка и условий ее применения, порядка и условий применения бланков строгой отчетности, требований к автоматизированным системам для формирования бланков строгой отчетности и заполнения соответствующих документов, порядка и условий их применения, порядка и условий выдачи товарных чеков, квитанций и других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

В ходе проверки специалисты Инспекции должны получить от проверяемого объекта необходимые письменные объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки, документы и заверенные копии документов, необходимые для проведения контрольных действий.

При необходимости в случаях, требующих применения научных, технических или иных специальных знаний, для участия в проверке привлекаются эксперты (экспертные организации).

В ходе исполнения Государственной функции специалистом Инспекции в обязательном порядке проводится проверка наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ, путем снятия остатка (пересчета) денежной наличности с учетом средств, выдаваемых кассиру перед началом рабочей смены в качестве разменной монеты, о чем составляется акт о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ, в двух экземплярах.

Перед началом осуществления Государственной функции кассир должен представить расписку об отсутствии или наличии в денежном ящике ККТ личных денег, о представлении всех квитанций, приходных кассовых ордеров о сданной выручке, справок-отчетов кассира-операциониста, сведений о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке, актов о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным (возвращенным) кассовым чекам за день проверки (пункт 36 Регламента). Расписка оформляется в акте о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ.

Проверка полноты учета выручки денежных средств у проверяемого объекта осуществляется методом сравнения суммы наличных денежных средств, установленной при проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ, с данными, отраженными в фискальном отчете, контрольной ленте ККТ и записями в журнале кассира-операциониста (пункт 37 Регламента). Записи в журнале кассира-операциониста сверяются с приходными кассовыми ордерами, кассовыми отчетами и данными кассовой книги, книги учета доходов и расходов.

 

Обратите внимание! Специалист Инспекции по каждому факту расхождений должен получить от проверяемого объекта письменное объяснение.

Перед снятием фискальных отчетов, сменных отчетов ККТ сверяются заводские номера этих машин, а также их регистрационные номера и идентификационный номер налогоплательщика с данными, внесенными в карточку регистрации ККТ (пункт 38 Регламента).

На контрольной ленте проверяется наличие всех порядковых номеров кассовых чеков, сверяются номера и суммы кассовых чеков, распечатанных на контрольной ленте, с номерами и суммами имеющихся кассовых чеков (при их наличии).

По фискальному отчету ККТ и журналу кассира-операциониста, актам о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, расходным кассовым ордерам проверяются количество фактов возврата, а также сумма денежных средств, возвращенная покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (пункт 39 Регламента).

 

Обратите внимание! В случае если сумма выручки наличных денежных средств по данным проверки больше или меньше, чем сумма выручки денежных средств по учетным данным проверяемого объекта, выясняются причины, вызвавшие расхождения, берутся подробные объяснения и делаются выводы о полноте учета выручки наличных денежных средств проверяемого объекта, а также о применении (неприменении) ККТ, бланков строгой отчетности и иных возможных причинах сложившейся недостачи (наличии излишков) (пункт 40 Регламента, письмо ФНС России от 6 мая 2013 г. N АС-4-2/8265).

В случае осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи бланков строгой отчетности проводится проверка фактического наличия бланков строгой отчетности, по итогам которой должен составляться акт проверки фактического наличия бланков строгой отчетности в двух экземплярах (пункт 41 Регламента).

Проверка фактического наличия бланков документов строгой отчетности производится по видам бланков, с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков документов.

При проверке полноты учета выручки денежных средств у проверяемых объектов, применяющих бланки строгой отчетности, определяется количество использованных бланков строгой отчетности за проверяемый период на основании книги учета бланков документов, актов приемки бланков строгой отчетности и актов инвентаризации бланков строгой отчетности для сопоставления с фактическим количеством копий использованных бланков строгой отчетности (корешков документов), хранящихся у проверяемого объекта.

Сумма выручки денежных средств, отраженная в учете проверяемого объекта, сопоставляется с суммами, отраженными в копиях использованных бланков строгой отчетности (корешках документов), хранящихся у проверяемого объекта.

В случае если проверяемый объект, являющийся налогоплательщиком ЕНВД, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, осуществляет наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)), проводится проверка наличия товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

 

Результатом исполнения Государственной функции является составление акта проверки полноты учета выручки денежных средств (далее - Акт проверки), а в случае выявления правонарушения - возбуждение производства по делу об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ (пункт 11 Регламента).

Акт проверки составляется в двух экземплярах и подписывается специалистами Инспекции и проверяемым объектом, что следует из пунктов 46, 47 Регламента. Перечень сведений, которые должны быть указаны в Акте, приведен в пункте 48 Регламента.

 

Обратите внимание! Акт проверки должен быть составлен на бумажном носителе, на русском языке и иметь сквозную нумерацию страниц.

В Акте не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями специалиста Инспекции и проверяемого объекта.

Если проверяемый объект уклоняется от подписания Акта проверки, этот факт отражается в Акте проверки, и Акт проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения или месту жительства проверяемого объекта, что установлено пунктом 50 Регламента.

 

Обратите внимание! Срок исполнения Государственной функции в отношении проверяемого объекта в каждом конкретном случае устанавливается руководителем (заместителем руководителя) Инспекции, но не может превышать 20 рабочих дней с даты предъявления проверяемому объекту поручения (пункт 19 Регламента).

 

Согласно пункту 68 Регламента проверяемые объекты в досудебном (внесудебном) порядке могут обжаловать действия (бездействие) специалистов Инспекции, а также принимаемые ими решения при исполнении Государственной функции руководителю Управления.

Проверяемые объекты имеют право на обжалование действий (бездействия) должностного лица ФНС России, Управления, Инспекции, а также принимаемых ими решений при исполнении

Государственной функции в досудебном (внесудебном) порядке (пункт 67 Регламента).

Проверяемые объекты имеют право обратиться с обращением (жалобой) в устной форме или направить по почте письменное обращение (жалобу), в том числе в форме электронного документа на официальный сайт ФНС России, Управления в сети Интернет и сообщить о нарушении своих прав и законных интересов, противоправных решениях, действиях (бездействии) специалистов Инспекции, нарушении положений Регламента, некорректном поведении или нарушении служебной этики по номерам телефонов (пункт 69 Регламента).

Обращение (жалоба), поступившее в ФНС России, Управление или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, по общему правилу рассматривается в течение 30 дней с момента его регистрации (пункт 72 Регламента).

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.