Деятельность платежных агентов — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Деятельность платежных агентов

2019-07-12 123
Деятельность платежных агентов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Посреднические отношения между платежными агентами и поставщиками товаров (работ, услуг) регулируются законодательно. Поскольку деятельность по приему денежных средств от населения относится к сфере наличного денежного обращения, к платежным агентам предъявляются специальные требования. Об этих требованиях, а также о специфике деятельности платежных агентов, мы и поговорим в настоящей статье.

 

Для начала следует разобраться, кто может являться платежным агентом. Для этого обратимся к Федеральному закону от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ).

В соответствии со статьей 2 Закона N 103-ФЗ платежный агент - это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежными агентами являются оператор по приему платежей и платежный субагент. Отметим, что различие этих лиц заключается в том, что оператор по приему платежей заключает посреднический договор непосредственно с поставщиком (лицом, товары, работы, услуги которого оплачивают физические лица). Если в договоре между оператором по приему платежей и поставщиком предусмотрена возможность привлечения платежного субагента, то оператор по приему платежей вправе заключить с платежным субагентом договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Также следует учитывать, что операторами по приему платежей могут быть только юридические лица.

Обратите внимание, что кредитные организации не вправе выступать операторами по приему платежей или платежными субагентами, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей, что установлено пунктом 21 статьи 4 Закона N 103-ФЗ. Иначе говоря, кредитные организации не могут быть платежными агентами.

Деятельность платежных агентов не относится к лицензируемой деятельности. Другими словами, чтобы осуществлять деятельность по приему платежей, наличие специального разрешения (лицензии) не требуется. Однако осуществлять указанную деятельность можно только в случае постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу (далее - Росфинмониторинг). Порядок и сроки постановки на учет в Росфинмониторинге организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, определяет Положение, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 г. N 58 (далее - Положение N 58).

 

Обратите внимание! В соответствии с данным Положением постановке на учет подлежат только операторы по приему платежей. Платежные субагенты в списке лиц, подлежащих постановке на учет в Росфинмониторинге, не указаны.

Постановка на учет осуществляется в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации юридического лица, либо с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица, или внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг (пункт 3 Положения N 58).

Для этих целей организации следует представить в территориальный орган Росфинмониторинга карту постановки на учет по установленной форме, на что указывает пункт 4 Положения N 58. Отметим, что на сегодняшний день форма карты приведена в Приложении N 2 к Административному регламенту, утвержденному Приказом Росфинмониторинга от 6 августа 2014 г. N 207.

Решение о постановке на учет и присвоении организации соответствующего учетного номера принимается территориальным органом в срок, не превышающий 15 календарных дней со дня получения карты (пункт 7 Положения N 58).

 

Для правомерного осуществления операций по приему платежей от физических лиц операторы по приему платежей должны не только встать на учет в Росфинмониторинге, но и согласовать правила внутреннего контроля, на это указывает пункт 5 статьи 4 Закона N 103-ФЗ.

 

Обратите внимание! В Информационном сообщении Росфинмониторинга "Об изменениях, внесенных в Федеральный закон N 115-ФЗ, в части утверждения правил внутреннего контроля, разрабатываемых в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" сказано, что с 21.11.2011 г. согласование правил внутреннего контроля организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, с Росфинмониторингом не требуется.

Учитывая изложенное, можно сказать, что сегодня организациям достаточно самостоятельно утвердить правила внутреннего контроля и назначить работников, ответственных за их выполнение.

 

При разработке правил внутреннего контроля организациям необходимо учитывать положения:

- Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

- постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 г. N 667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".

Кроме того, при разработке правил внутреннего контроля следует руководствоваться:

- Рекомендациями по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок, утвержденными Приказом Росфинмониторинга от 8 мая 2009 г. N 103;

- Положением о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденным Приказом Росфинмониторинга от 3 августа 2010 г. N 203;

- Положением о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденным Приказом Росфинмониторинга от 17 февраля 2011 г. N 59;

- иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

 

Обратите внимание! Примерный образец Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма содержится в Информационном сообщении Росфинмониторинга "Об изменениях, внесенных в Федеральный закон N 115-ФЗ, в части утверждения правил внутреннего контроля, разрабатываемых в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

 

Как уже отмечалось в настоящей статье, платежный агент - оператор по приему платежей заключает с поставщиком посреднический договор. Заметим, что, как правило, между поставщиком и платежным агентом заключается агентский договор, гражданско-правовые основы которого регулируются главой 52 "Агентирование" части второй Гражданского кодекса Российской Федерации.

Свои обязательства перед поставщиком оператор по приему платежей должен обеспечить одним из предусмотренных пунктом 4 статьи 4 Закона N 103-ФЗ способов (письмо Минфина России от 5 февраля 2016 г. N 05-06-05/1/5921 "О приеме денежных средств оператором по приему платежей"). К таким способам относятся: неустойка, залог, удержание имущества должника, поручительство, банковская гарантия, задаток, страхование риска гражданской ответственности и другие способы, предусмотренные договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

 

Обратите внимание! При заключении посреднического договора платежным агентам необходимо учитывать, что не все товары (работы, услуги) могут быть оплачены через них. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2010 г. N 920 утвержден Перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц. К таким товарам (работам, услугам) относятся:

- лотерейные билеты, квитанции и иные документы, удостоверяющие право на участие в лотерее;

- лотерейные ставки, за исключением всероссийских государственных лотерей, проводимых в режиме реального времени;

- ставки для участия в азартных играх.

Кроме того, платежный агент не вправе принимать денежные средства в пользу кредитных организаций, на что указывает пункт 2.1 статьи 4 Закона N 103-ФЗ.

 

Поскольку посреднические отношения между поставщиком и платежным агентом предполагают возмездных характер, то за оказание услуг по принятию платежей от физических лиц в пользу поставщика платежный агент получает денежное вознаграждение. Величина данного вознаграждения устанавливается договором между поставщиком и платежным агентом.

Согласно пункту 6 статьи 4 Закона N 103-ФЗ платежный агент - оператор по приему платежей в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в установленных случаях должен проводить идентификацию физического лица, осуществляющего платеж.

В соответствии с пунктами 12-15 статьи 4 Закона N 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан:

- использовать контрольно-кассовую технику (далее - ККТ) в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Закон N 54-ФЗ);

- обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам - физическим лицам информации, перечисленной в пункте 13 статьи 4 Закона N 103-ФЗ;

- использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов. Отметим, что речь идет о счете N 40821 "Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика" (Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденное Банком России 16.07.2012 г. N 385-П).

Обратите внимание, что по специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться только следующие операции (пункт 16 статьи 4 Закона N 103-ФЗ):

- зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;

- зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;

- списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;

- списание денежных средств на банковские счета.

Осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается, что установлено пунктом 17 статьи 4 Закона N 103-ФЗ;

- сдавать в кредитную организацию, полученные от плательщиков при приеме платежей, наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

 

Обратите внимание! Нарушение платежными агентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов влекут в силу пункта 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложение административного штрафа:

- на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч руб.;

- на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч руб.

Контроль за соблюдением платежными агентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию платежными агентами специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей осуществляют налоговые органы Российской Федерации. На что указывает пункт 4 статьи 7 Закона N 103-ФЗ.

 

На основании пункта 2 статьи 3 Закона N 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком.

Нужно сказать, что прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей (направлением) в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа (пункт 1 статьи 5 Закона N 103-ФЗ).

Кассовый чек, выдаваемый (направляемый) платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего расчета, должен соответствовать требованиям, установленным Законом N 54-ФЗ, на что указывает пункт 2 статьи 5 Закона N 103-ФЗ.

Кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, может содержать также иные реквизиты в случаях, когда это предусмотрено посредническим договором, что установлено пунктом 4 статьи 5 Закона N 103-ФЗ.

На основании статьи 6 Закона N 103-ФЗ платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы, которые должны содержать в своем составе ККТ и обеспечивать в автоматическом режиме:

- предоставление плательщикам информации, предусмотренной статьей 4 Закона N 103-ФЗ;

- прием от плательщиков информации о наименовании поставщика, о наименовании товара (работы, услуги), за который (которые) исполняются денежные обязательства физического лица перед поставщиком, о размере вносимых платежному агенту денежных средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором с поставщиком;

- прием денежных средств, вносимых плательщиками;

- печать кассовых чеков и их выдачу (направление) плательщикам после приема внесенных денежных средств.

Платежные терминалы, используемые платежными агентами при приеме платежей, могут также обеспечивать в автоматическом режиме предоставление другой информации и выполнение других функций, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

 

Обратите внимание! Применение иных устройств, не являющихся платежными терминалами, для приема платежей физических лиц без участия уполномоченного лица платежного агента не допускается (пункт 6 статьи 6 Закона N 103-ФЗ).

Оператор по приему платежей не вправе осуществлять прием платежей, требующих в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, без участия своего уполномоченного лица, а также использовать при приеме таких платежей платежные терминалы (пункт 7 статьи 6 Закона N 103-ФЗ).

 

В завершение хотелось бы обратить внимание на один нюанс.

С 15 июля 2016 г. Закон N 54-ФЗ был существенно изменен Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 290-ФЗ). Заметим, что этот же закон (Закон N 290-ФЗ) внес изменения в отношении требований к ККТ и соответственно к кассовому чеку в Закон N 103-ФЗ. Эти изменения также вступили в силу с 15 июля 2016 г.

Из новых положений Закона N 54-ФЗ следует, что под ККТ понимаются так называемые онлайн-кассы, с помощью которых в режиме реального времени в налоговую инспекцию будет передаваться информация о произведенных пользователями ККТ (организациями и индивидуальными предпринимателями) расчетах.

Обязанность применения онлайн-касс возникает у пользователей только с 01.07.2017 г., но зарегистрировать ККТ, обеспечивающую передачу фискальных данных налоговикам в электронном виде, в налоговой инспекции нужно раньше - уже с 01.02.2017 г., на что указывает пункт 6 статьи 7 Закона N 290-ФЗ.

Таким образом, до 1 июля 2017 г. платежный агент при приеме платежей может использовать ККТ, зарегистрированную в налоговых органах до 1 февраля 2017 г. по старым правилам. Напоминаем, что Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 г. N 470. Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации, утвержден Приказом Минфина России от 29 июня 2012 г. N 94н.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.