Историко-филологический институт (ИФИ) — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историко-филологический институт (ИФИ)

2019-07-12 205
Историко-филологический институт (ИФИ) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

(МГОУ)

Историко-филологический институт (ИФИ)

Факультет истории, политологии и права

Кафедра политологии и права

 

АЛЯБЬЕВА ТАТЬЯНА КОНСТАНТИНОВНА

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПРАВОВЕДЕНИЕ»

РАЗДЕЛ I «ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА»

 

«РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ»

 

 

Москва

2013

 

УДК                                              Печатается по решению кафедры

ББК                                                   от «13» июня 2013 г. Протокол № 10

П                                                      зав. кафедрой политологии и права

                                                       д.и.н. проф._____________________

                                                                                 /Егоров В.Г./

 

Составитель –

Т.К. Алябьева, кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и права _________________________________________________________

 

                                                 

Рецензенты:

Вититнев С.Ф. доктор исторических наук, профессор кафедры политологии и права МГОУ____________________________________

Горбунова Н.Е. кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и права МГОУ____________________________________

 

 Ответственный за выпуск

 В.Г. Егоров, зав. кафедрой___________________________

 

 

Алябьева Т.К. Учебно-методическое пособие по курсу «Правоведение» - «Рабочая тетрадь» (Раздел  I «Основы теории государства»).- М.: Издательство МГОУ, 2013.- с.94.

 

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделений исторического факультета, изучающих курс «Правоведение»: Направление подготовки: 030200.62 «Политология»; 030600.62 «История», 050100.62 «Педагогическое образование».

 

ISBN

 

 

                                                                                УДК

                                                                                 ББК

                                                                                 © Т.К. Алябьева, 2013 г.

                                                                               © ИЗД-ВО МГОУ, 2013 г

.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Оглавление 3
Лист для студента заполнения студентом 4
Рецензия 5
2. Объяснительная записка 5
2.1 Рекомендация по выполнению заданий 6
 Раздел 1 «Основы теории государства 9
Тема 1. Общая характеристика теории государства и права. Методология   9
Тема 2.Теории происхождения государства 12
Тема 3. Общая характеристика государства 15
Тема 4. Формы государства 34
Тема 5. Типология государства 56
Тема 6. Место государства в политической системе 71
Тема 7.Функции государства 76
Тема 8.Механизм государства 80
Тема 9.Правовое государство и гражданское общество 88

 

 

 

Лист для заполнения студентом, выполнившим работу по УМК.

Выполнил(а) студент(ка):

Курса ………………………………Группы………………………………

Факультет …………………………………………………………………..

Фамилия…………………………………………………………………….

Имя………………………………………………………………………….

Отчество……………………………………………………………………

 

 

Дата предоставления на проверку

Раздел I «Основы теории государства» «_____»____________20    г.

Подпись студента ……………………………………………………………

 

 

Оценка

Раздел I «Основы теории государства» ……………………………………

Дата«_____»____________20    г

Подпись преподавателя ………………………………………………………

 

Рецензия по разделу I «Основы теории государства»

 

 

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебно-методическое пособие по курсу «Правоведение» (УМП) «Рабочая тетрадь»  Раздел I «Основы теории государства»– совокупность материалов, регламентирующих содержание учебной и методической работы по организации преподавания учебной дисциплины «ПРАВОВЕДЕНИЕ» предназначено для студентов 1 и 2 курсов факультета «Истории, политологии и права» Московского государственного областного университета для направления подготовки: 030600.62 «История»; 050100.62 «Педагогическое образование» профиль подготовки «История и обществознание»; 030200.62 «Политология»;  для специальности 050401.65 «История с дополнительной специальностью «Юриспруденция»», для очной и заочной формы обучения.

УМК составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВПО (бакалавриат), по курсу «Правоведение».

1.Цели и задачи учебно-методического пособия

Цель УМП – определить минимальный объем учебно-методических материалов, необходимых для реализации учебной дисциплины «Правоведение», по разделу I «Основы теории государства»;

помочь студенткам и преподавателям в координации учебного процесса по разделу «Основы теории государства»;

выработать у студентов 1-2 курса способность к самостоятельной работе по дисциплине, умение ориентироваться и использовать учебную и научную литературу.

Задачи УМП –

-оказать помощь студентам в изучении раздела I «Основы теории государства» комплексного курса «Правоведение»;

- углубить знания студентов в понимании процессов возникновения, формирования и развития «государства» и «права»;

-развить навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой;

Пособие может быть использовано в учебном процессе изучения курса «Правоведение», «Политология», «История»; а также учителями в процессе преподавания общественно-политических, юридических и исторических разделов.

Весь материал «Рабочей тетради» разбит на 2 раздела: раздел I «Основы теории государства» (9 тем), раздел II «Основы теории права» (16 тем), оба раздела разбиты на темы, темы - на вопросы и таблицы.

    Учебно-методическое6 пособие «Рабочая тетрадь » по курсу «Правоведение» - Раздел I «Основы Теории государства», включает в себя материалы для систематизации работы студентов в аудитории и для самостоятельной работы, а также рекомендации по подготовке семинарских и практических работ, список литературы и источников по каждой теме.

 

Рекомендации по выполнению работ по УМК

«рабочАЯ тетрадЬ» -

РАЗДЕЛ I «Основы теории государства ».

Таблицы «Рабочей тетради» выполняются частично вместе с преподавателем во время лекционных или семинарских занятий (аудиторная работа), частично самостоятельно дома, являются методическим пособием к лекционно-семинарским занятиям, к самостоятельной работе студентов и раскрывают план каждой темы в разделе «Основы теории государства», показывает объем информационного материала и вопросы, которые необходимо знать студентам

вследствие прохождения этого раздела.

«Рабочая тетрадь позволяет студенту более глубоко усвоить материал первого раздела дисциплины «Правоведение» - «Основы теории государства».

Этот раздел является основополагающим при изучении сразу нескольких учебных дисциплин: «Основы теории государства», Раздел III дисциплины «Правоведение» - «Отрасли права», «Политология», «Социология». «История Отечества», «История зарубежных стран», «История Древнего мира», «История Средних веков». «История политических и правовых учений», «Истории государства и права». Он формирует у студентов методологию обучения и научной деятельности.

В «Рабочей тетради» дан список литературы по каждой теме и при необходимости по отдельным таблицам.

При подготовке к работе с заданиями «Рабочей тетради» студент должен:

1. Ознакомиться с материалами программы по выбранной теме.

2. Прочитать лекцию и рекомендации преподавателя.

3. Изучить список литературы, данный в «Рабочей тетради».

4. Прочитать рекомендации по выполнению работы по определенной теме, данные в «Рабочей тетради».

 

Требование к выполнению заданий рабочей тетради:

1. Записи в тетради могут выполняться на компьютере или от руки. Как удобно будет студенту.

2. Записи должны быть четкими, логически структурированы, легко читаемы.

3. Каждая таблица выполняется на отдельном листе, все дополнения производятся на оборотной стороне листа, если не хватает места, можно дополнить новыми листами нумерация которых будет выглядеть: 2.1, 2.2, 2.3 и т.д.

   3. Все листы нумеруются. Номер страницы ставится в верхнем правом углу каждого листа.

4. На каждом листе в правом верхнем листе пишется Ф.И.О. исполнителя работы и номер группы.

5. Дополнительные листы, с комментариями (если таковые имеются), нумеруются цифрами. Например: основной лист с таблицей – 2; дополнительные листы 2.1, 2.2. и т.д.

6. Работа выполняется строго по темам, в порядке и форме, указанной в методических разработках.

7. «Сборная солянка» из тем и таблиц на проверку не принимается.

8. Студент должен выполнить задания обозначенные преподавателем, защитить работу у преподавателя. Защита происходит в три этапа:

1 этап- работа сдается в указанный преподавателем срок на проверку.

2 этап - проводится беседа преподавателя со студентом по материалу «Рабочей тетради».

Материал «Рабочей тетради» студент должен воспроизвести по памяти. Студент отвечает на вопросы, выделенные преподавателем.

3 этап – письменная самостоятельная работа по комплексу.

Студенты, не выполнившие задания и не защитившие «Рабочую тетрадь» к экзамену не допускаются.  

Тетрадь хранится все время обучения, так как ее материал пригодится студентам при прохождении курсов «Истории Отечества», «Истории зарубежных стран», «Политологии», «Социологии», при прохождении педагогической практики в школе, при работе учителем: истории, обществознания, политологии, права в образовательных учреждениях всех форм и вдов. 

При выполнении заданий необходимо строго придерживаться рекомендаций и требований преподавателя и использовать указанную в пособии литературу.

Таблица 5. Ч астнонаучные методы

Частнонаучные методы

название метода содержание определения Сравнительное правоведение     - это Правовой эксперимент     - это Правовое прогнозирование     - это Формально-юридический     - это

ТЕМА 2. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА.

Вопросы:

1. Патриархальная теория.

2. Теологическая теория. Доктрина двух мечей.

3. Теория насилия (внутреннее и внешнее насилие)

4. Расовая теория.

5. Договорная теория (естественно-договорная).

6. Марксистско-ленинская (экономическая, классовая, материалистическая).

7. Экономическая теория.

8. Психологическая теория.

9. Волюнтаристская теория.

10. Органическая теория.

11. Теория инцеста.

12. Гидравлическая (ирригационная) теория.

13. Патримониальная теория.

14. Спортивная теория.

15. Теория рационализма. (Кашанина Т.В.)

16. Закономерности процесса происхождения государства.

17. Почему так много теорий.

18. Прочитав курс лекций Алябьевой Т.К. Теория и общественная практика происхождения государства, выписать еще 10 теорий, обозначив только авторов и название теории.

 

Литература

1. Алябьева Т.К. Теория и практика происхождения государства. –М., МГОУ, 2012

2. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. – М., 2010.

3. Клименко В.С., Чичерин В.Н. Правоведение. - М.,20089

4. Политическая энциклопедия. Ред. Семигина Г.Ю. –М.,1999.

5. Интернет.

Таблица 6. Теории происхождения государства (перечень дан выше)

Методические рекомендации по выполнению таблицы 6.

По каждой теории заполняется отдельная таблица. Таким образом, таблиц должно быть столько, сколько теорий – т.е. 15

За образец можно взять пособие Клименко В.С., Чичерина В.Н. «Правоведение». - М., 2008.

Пособие выложено на интернет-сайте полностью.

 

Образец выполнения таблицы.

Такая таблица выполняется по каждому автору. Всего 15 авторов.

1.

Название теории

 

 

Время

возникновения теории.

 

 

 

 

2.

Авторы, представители данной теории; краткая характеристика каждого автора и его деятельности

 

 

 

3

Суть теории; главное, основное в содержании теории..

 

 

4

Оценка теории:

Положительные черты:

А) реально, присутствуют в историческом развитии земной цивилизации;

 Б) имеются положительные последствия для социума и всей цивилизации или для какого-либо региона.

 

Отрицательные черты: А) не присутствуют в историческом развитии земной цивилизации; Б) имеются отрицательные последствия для социума и всей цивилизации, для определенного региона.

После заполнения таблицы по теме «Теории происхождения государства и права» необходимо ответить на вопросы

Закономерности развития процесса происхождения государства

 

 

Почему так много

теорий?

 

 

         

ТЕМА 3: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВА.

 Вопросы:

1. Дать 6 понятий государства из разных пособий.

2. Признаки государства: территория, суверенитет, публичная власть, правотворчество, налоги и сборы, атрибуты.

3. Сущность государства: многообразие подходов.

4. Соотношение общечеловеческого и классового в сущности государства.

 

 

Таблица 7: Шесть понятий государства и общества

Необходимо выписать из разных источников 6 понятий государства, указать, кто автор понятия, время возникновения государства или время жизни автора, пособие из которого взято понятие (автор пособия, название, год издания и страница на которой находится понятие).

 

    Литература.

1. Алябьева Т.К. Теория и практика происхождения государства. –М., МГОУ, 2012

2. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. -М. 2011.

3. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. –М., 2010

 

 

№/№ Пособие, учебник, автор, разработавший понятие (указать) Содержание понятия «Государство»
1    
2    
3    
4    
5    
6    
7 Выделить наиболее значимые характеристики  
№/№ Пособие, учебник, автор, разработавший понятие (указать) Содержание понятия «Общество»
1    
2    
3    
4    
5    
6    
7 Выделить наиболее значимые характеристик  

Таблица 8. Признаки государства

Признаки государства Внутреннее содержание каждого признака. Необходимо ответить на вопрос: «Что это такое?»
Организация политической власти в обществе    
Верховенство власти    
Территория    
Суверенитет    

Налоги и сборы

 

 
  Виды налогов и сборов (перечислите существующие на сегодняшний день в РФ):  
Публичная власть     - это    
  Элементы публичной власти:     - это    
  Аппарат управления и подавления     - это  
  Правотворчество      - это    
Правотворческие органы -это
Легализованное принуждение (насилие) -это
  Легальность     - это  
    Легитимность       - это

Перечислите основные признаки государства и дополнительные:

…………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………...

Таблица 9. Виды суверенитета.

Суверенитет     это
Виды суверенитета государства  Раскрой внутреннее содержание понятия
Внутренний суверенитет     -это    
Внешний суверенитет   -это  
Полный суверенитет   - это
Ограниченный суверенитет   -это  
Суверенитет народа     -это  
Суверенитет нации     -это  

Таблица 10. Сущность государства (дать определение ).

Название сущности Краткое раскрытие содержания
ОБЩЕПРИНЯТАЯ Ответить на вопрос: «Что такое сущность?» Раскрыть понятие «сущность» - общетеоретическая категория (Что такое сущность?)  Сущность – это…………………………………………. ……………………………………………………………… ……………………………………………………………… ………………………………………………………………     Общепринятая (общетеоретическая) сущность «государства». Сущность государства заключается в ……………………………………………………………. ……………………………………………………………… ……………………………………………………………… ………………………………………………………………….....  
Классовая сущность- Ответить на вопрос: «Что такое классовая сущность?» -это  
  Общесоциальная сущность       -это  
Политическая сущность -это  

Таблица 11. Сравнительная характеристика государства и общества

Литература:

1.Алябьева Т.К. Теория и практика происхождения государства. –М.,, 2012

2.Малько А.В. Теория государства и права. Вопросы и ответы. -М., 2012.

 

Понятие  Содержание понятия
Государство  
Общество  
  Государство   Общество.
Какая структура возникает первой?          
Почему   возникает первым?        
Этапы развития общественных структур т стада до государства.  

Стадо- …….-……….-………..-………..-……- государство

Признаки (только перечислить в столбик)

 

Признаки государства:     Признаки общества:
   
Общие черты государства и общества    
Различие государства и общества

Таблица 12. Древнейшие государства мира

Первые известные истории государства возникли от 6 до 2 тысяч лет назад- (перечислите регионы и древнейшие государства)

Название государства Местонахождение Форма правления
Шумеры    
Египет    
……………    
…………….    
……………..    

Таблица 12.2. Древнейшие государства мира

 

 

Древнейшие государства мира относились к классовой организацмим общества или доклассовой?

Классовой. Почему? Доклассовой. Почему?
   

Таблица 12.3. Древнейшие государства мира

 

Сравнительная характеристика понятий «государство» и государственность»

государство    
государственность    
Какое понятие шире?  
В чем отличие понятий «государство» и «государственность»    

Литература

1. Алябьева Т.К. Теории и общественная практика происхождения государства. -М.: МГОУ, 2012

2. Мачин И.Ф. История политических и правовых учений.- М., 2010.

3. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. -М. 2010.

4. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. –М., 2010

5. Воробьев К.А. Политология.-М.,2009., Гл. 9

6. Интернет ресурсы.

 

ТАБЛИЦА 13. Греция и Рим: характеристика государства (государственно-политический анализ).

ЗАДАНИЕ:

Регионы Характерные черты государственности и государства (кратко) в отдельно взятом регионе:   Ответить на вопросы по каждому региону в отдельности (каждый регион на отдельном листе).   Государство – какое? (рабовладельческое, феодальное, демократическое, аристократическое) – докажите.     Какое государство по форме правления? (республика, монархия, деспотия и т.д.), докажите раскрыв признаки.     Какое государство по форме политического режима? – демократическая республика, аристократическая республика, деспотия, олигархия, тимократия?     Почему таковой является?     Какова структура механизма государства?     Какие есть органы государственной власти? (перечислите существующие органы управления, их названия и функции, выделите исполнительные органы власти, законодательные, судебные).    Какие присутствуют классы, страты и их статус в государстве?      Кто и почему относится к категории граждан государства?     Какими правами обладают граждане, свободные лица иностранного происхождения?     ГРАЖДАНИН – ЭТО (современное понятие)……………. ………………………………………………………………… ………………………………………………………………… …………………………………………………………………   Кто является гражданином в Греции? ………………………………………………………………… ………………………………………………………………… …………………………………………………………………     Кто является гражданином в Риме? ....……………………………………………………………… ………………………………………………………………… …………………………………………………………………     Кого можно отнести к категории «Лицо иностранного происхождения» (современное понятие) ………………………………………………………………….. ………………………………………………………………….. ………………………………………………………………….
Древнегреческие полисы (примерный план разбора региона) на примере древнегреческих полисов: Афины и Спарта. Разбираются по отдельности): 1. Афины 2. Спарта   Полис – это………………………………………………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………… Рабовладельческая республика – это такая республика где …………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………............................................................................................ Пример…………………………………………………………………. …………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………. Демократическая республика – это такая республика где -………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. Пример -……………………………………………………………………………........................................................................................................... …………………………………………………………………………. Аристократическая республика – это такая республика в которой………………..…….…………………………………………... ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. Пример-……………………………………………………………………………………………………………………………………………………… Формы государства в Древней Греции (дать определение): Монархия-это………………………………………………………… ………………………………………………………………………….. ……………………………….…………………………………………. …………………………………………………………………………. Деспотия это………………………………………………………….. …………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………. Олигархия-это…………………………………………………………. ………….………………………………………………………………. …………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………. Охлократия-это………………………………………………………. ………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………. Тимократия-это……………………………………………………..... …………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………... Республика -это……………………………………………………….. …………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………….. Государство для древних греков означало - что?.................................................................................................... ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. Органы государственной власти в Афинах и Спарте (перечисли и укажи функции)- В Афинах………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….  В Спарте……………………………………………………………… ……………….………………………………………………………….………………………………………………………………………………………...………………………………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………….   Кто является гражданином в Афинах)?........................................………………………………………………………………………….………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. Его полномочия? Как участвует в управлении государством? Кто не участвует в управлении государством? Какие реформы повлияли на возникновение государства: В Афинах: Реформы Клисфена (в чем суть?)………………………………….. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………................................................................................................................ Реформы Солона. В чем суть реформ?.....................................................................................................……………………………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. Реформы Тизея. В чем суть реформ? ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… Социальная структура: Классы (понятие) – это …………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. Социальные группы (страты) – это……………………………… …………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. Классы, их правовой статус…………………………………………. ………………………………………………………………………….. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… Сословия их правовой статус……………………………………..-…………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
  Кто является гражданином в Спарте?........................................………………………………………………………………………….………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. Его статус?....................................................................................... ………………………………………………………………………….. ………………………………………………………………………….. ………………………………………………………………………….. Как участвует в управлении государством?................................ …………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………. Кто не участвует в управлении государством? …………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………. Какие реформы повлияли на возникновение государства: В Спарте: ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………................................................................................................................ Социальная структура: Классы (понятие) – это …………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. Социальные группы (страты) – это……………………………… …………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. Классы, их правовой статус…………………………………………. ………………………………………………………………………….. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… Сословия их правовой статус……………………………………..-…………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Древний Рим   Рим рассматривается аналогично Древней Греции.   Структура римской республики, государственные служащие, социальные группы и их статус (раскрыть понятия): консулы, проконсул, магистрат, преторы, цензоры, квесторы, эдилы, сенат, народное собрание, нобили, патриции, плебеи, трибуны, центурионы. Значение смешанной формы правления, трибы, куриатные собрания  

Таблица 14. Основные формы возникновения государства.

 

Четыре основные формы возникновения госу­дарства: афинская, римская, древнегерманская и древневосточная по работе Ф.Энгельс


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.108 с.