Задачи , функции и принципы прогнозирования — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Задачи , функции и принципы прогнозирования

2019-07-12 256
Задачи , функции и принципы прогнозирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социально - экономическое прогнозирование в системе государственного регулирования экономики. Планирование и рыночная экономика.

 

Глобальная функция государства в рыночных условиях заключается в создании условий жизнеобеспечения общества.

Следует помнить, что экономика не в состоянии одномоментно перейти на рыночные отношения. Формирование рыночного механизма предполагает наличие определенного временного периода и требует разработки программы реформ с определением конкретных этапов, обеспечивающих необходимые изменения в социально-экономической жизни страны. Важное значение в этом процессе играют планирование и прогнозирование, позволяющие предвидеть возможности и последствия всех изменений.

 Прогнозирование и планирование наряду с координацией и контролем являются важными элементами формирования целостной системы управления экономикой. Реальная экономическая политика государства в общих чертах выражается в определении степени и методов воздействия на все субъекты экономических отношений. Особенно важно для государства иметь возможность снизить (или ликвидировать) влияние негативных факторов на социально-экономические процессы и стимулировать воздействие позитивных факторов. Именно прогнозирование может обеспечить выявление таких взаимосвязей.

В условиях рыночных отношений государство может прямо и косвенно воздействовать на экономику.

Прямое воздействие осуществляется в следующих формах: а) финансовая помощь и финансовое участие государства (в деятельности регионов, предприятий); б) антимонопольный контроль; в) контроль за ценами; г) контроль за трудовым и социальным законодательством и т.д.

Формами косвенного воздействия выступают: а) налоговая политика; б) региональная политика; в) регулирование занятости и профессиональной подготовки и переподготовки; г) планирование и прогнозирование и т.д.

Таким образом, прогнозирование является одной из форм косвенного воздействия государства на экономику.

Экономическое прогнозирование получило широкое развитие почти во всех индустриально развитых странах мира. Причина кроется в том, что в условиях рынка государство вынуждено управлять экономикой, а следовательно, предвидеть последствия принимаемых решений.

Дискуссия о том, возможно ли сочетание плана и рынка, длилась на протяжении многих десятилетий ХХ века. Существуют две противоположные позиции.

1. По мнению известного экономиста Фридриха фон Хайека, в рыночной экономике прогнозировать можно только развитие несложных экономических систем (микроуровень - фирмы, предприятия), но если экономическая система усложняется, то на ее развитие оказывают влияние многие факторы, и учесть их все одному плановому органу невозможно. Выход один - децентрализация планирования именно на уровне предприятия, фирмы. Однако Ф. фон Хайек замечает, что предприятия добьются успеха в том случае, если будут координировать свои планы с планами других предприятий, т.е. координация необходима. По его мнению, координация - это система мер, обеспечивающая отдельные субъекты рынка информацией для согласования их действий. В качестве механизма передачи информации он называет систему цен, чутко реагирующую на изменение спроса и предложения на рынке.

2. Лауреат нобелевской премии известнейший американский экономист русского происхождения Василий Леонтьев считает, что планирование должно являться неотъемлемой частью рыночного регулирования экономики. Он приводит два довода в пользу своей позиции: а) экономические системы в наше время усложняются, НТП обеспечивает высокие темпы развития, в этих условиях неизбежно стратегическое планирование, особенно на уровне страны, на национальном уровне; б) в мире существует два способа управления экономикой страны (с помощью проб и ошибок, такой метод дает положительные результаты, но имеет большие издержки и с помощью стратегического планирования, на этом пути ошибок меньше, а результаты выше).

На современном этапе индустриального развития страны решают вопрос «план или рынок?» по следующему принципу: рынок - насколько возможно, план - насколько необходимо. Можно выделить страны, где преобладают рыночные начала (США, Германия), и страны, где превалирует плановое начало (Япония, Франция, Южная Корея).

Большинство экономистов современности придерживаются следующей позиции о соотношении плана и рынка: между ними нет противоречия, но план-приказ, план-директива несовместим с рыночной экономикой.

Прогнозирование экономики расширяет базу для устойчивых и долговременных отношений между хозяйствующими субъектами и государственными органами управления. И тем и другим прогнозы необходимы для выработки долгосрочной экономической политики. Во многих странах успешно применяются национальные и региональные программы и стратегические планы развития экономики, в основе разработки которых лежат экономические прогнозы.

 

2. Основные понятия и определения науки «Прогнозирование национальной экономики».

 

прогнозирование - это научное исследование, направленное на выявление перспектив развития процесса или явления.

- это процесс разработки прогноза, суть которого заключается в обработке имеющейся информации определенными методами, с целью получить основное направление эволюции изучаемого явления.

результаты обработки информации могут быть в формах:

I. Предсказание - суждение о будущем объекта исследования, основанное на логических умозаключениях.

II. Предвидение - суждение о состоянии объекта в будущем, основанное на познании закономерностей развития.

3 формы предвидения:

-научное - строится на основе выявления научным методом закономерностей развития природы и общества.

- ненаучное - основывается на фантастических взаимосвязях.

- эмпирическое - основывается на опыте людей.

3 формы Научного предвидения:

1. Гипотеза - суждение о явление, которое моет произойти или нет. обычно даются только качественные характеристики объекта и его общие черты.

2. Прогноз - научно обоснованное суждение о состоянии объекта в будущем, альтернативных путях развития и сроках достижения (качественные и количественные характеристики)

3. План - это четко поставленная цель, способы и средства ее достижения.

Прогноз должен удовлетворять требованиям:

-на момент высказывания прогноза невозможно определить истинно или ложно высказывание.

-должен содержать временной и пространственный интервал.

-в момент высказывания прогноза необходим располагать методами, с помощью которых можно определить истинность и надежность прогноза. (методы верификации)

Общие черты плана и прогноза:

-Социальная функция - п и п разрабатываются для лучшего удовлетворения потребностей населения с целью улучшения условий жизни.

- Методологическая общность.

Различия п и п:

-план носит директивный характер, прогноз - рекомендуемый.

- разработке плана предшествует разработка прогноза.

- прогноз многовариантен, план нет.

III. Программа - документ с четко сформулированными целями и задачами, согласованный по срокам исполнения, источники финансирования и конкретным исполнителям.

IV. Прогностика - наука о закономерностях разработки прогноза.

Социально - экономическое прогнозирование в системе государственного регулирования экономики. Планирование и рыночная экономика.

 

Глобальная функция государства в рыночных условиях заключается в создании условий жизнеобеспечения общества.

Следует помнить, что экономика не в состоянии одномоментно перейти на рыночные отношения. Формирование рыночного механизма предполагает наличие определенного временного периода и требует разработки программы реформ с определением конкретных этапов, обеспечивающих необходимые изменения в социально-экономической жизни страны. Важное значение в этом процессе играют планирование и прогнозирование, позволяющие предвидеть возможности и последствия всех изменений.

 Прогнозирование и планирование наряду с координацией и контролем являются важными элементами формирования целостной системы управления экономикой. Реальная экономическая политика государства в общих чертах выражается в определении степени и методов воздействия на все субъекты экономических отношений. Особенно важно для государства иметь возможность снизить (или ликвидировать) влияние негативных факторов на социально-экономические процессы и стимулировать воздействие позитивных факторов. Именно прогнозирование может обеспечить выявление таких взаимосвязей.

В условиях рыночных отношений государство может прямо и косвенно воздействовать на экономику.

Прямое воздействие осуществляется в следующих формах: а) финансовая помощь и финансовое участие государства (в деятельности регионов, предприятий); б) антимонопольный контроль; в) контроль за ценами; г) контроль за трудовым и социальным законодательством и т.д.

Формами косвенного воздействия выступают: а) налоговая политика; б) региональная политика; в) регулирование занятости и профессиональной подготовки и переподготовки; г) планирование и прогнозирование и т.д.

Таким образом, прогнозирование является одной из форм косвенного воздействия государства на экономику.

Экономическое прогнозирование получило широкое развитие почти во всех индустриально развитых странах мира. Причина кроется в том, что в условиях рынка государство вынуждено управлять экономикой, а следовательно, предвидеть последствия принимаемых решений.

Дискуссия о том, возможно ли сочетание плана и рынка, длилась на протяжении многих десятилетий ХХ века. Существуют две противоположные позиции.

1. По мнению известного экономиста Фридриха фон Хайека, в рыночной экономике прогнозировать можно только развитие несложных экономических систем (микроуровень - фирмы, предприятия), но если экономическая система усложняется, то на ее развитие оказывают влияние многие факторы, и учесть их все одному плановому органу невозможно. Выход один - децентрализация планирования именно на уровне предприятия, фирмы. Однако Ф. фон Хайек замечает, что предприятия добьются успеха в том случае, если будут координировать свои планы с планами других предприятий, т.е. координация необходима. По его мнению, координация - это система мер, обеспечивающая отдельные субъекты рынка информацией для согласования их действий. В качестве механизма передачи информации он называет систему цен, чутко реагирующую на изменение спроса и предложения на рынке.

2. Лауреат нобелевской премии известнейший американский экономист русского происхождения Василий Леонтьев считает, что планирование должно являться неотъемлемой частью рыночного регулирования экономики. Он приводит два довода в пользу своей позиции: а) экономические системы в наше время усложняются, НТП обеспечивает высокие темпы развития, в этих условиях неизбежно стратегическое планирование, особенно на уровне страны, на национальном уровне; б) в мире существует два способа управления экономикой страны (с помощью проб и ошибок, такой метод дает положительные результаты, но имеет большие издержки и с помощью стратегического планирования, на этом пути ошибок меньше, а результаты выше).

На современном этапе индустриального развития страны решают вопрос «план или рынок?» по следующему принципу: рынок - насколько возможно, план - насколько необходимо. Можно выделить страны, где преобладают рыночные начала (США, Германия), и страны, где превалирует плановое начало (Япония, Франция, Южная Корея).

Большинство экономистов современности придерживаются следующей позиции о соотношении плана и рынка: между ними нет противоречия, но план-приказ, план-директива несовместим с рыночной экономикой.

Прогнозирование экономики расширяет базу для устойчивых и долговременных отношений между хозяйствующими субъектами и государственными органами управления. И тем и другим прогнозы необходимы для выработки долгосрочной экономической политики. Во многих странах успешно применяются национальные и региональные программы и стратегические планы развития экономики, в основе разработки которых лежат экономические прогнозы.

 

2. Основные понятия и определения науки «Прогнозирование национальной экономики».

 

прогнозирование - это научное исследование, направленное на выявление перспектив развития процесса или явления.

- это процесс разработки прогноза, суть которого заключается в обработке имеющейся информации определенными методами, с целью получить основное направление эволюции изучаемого явления.

результаты обработки информации могут быть в формах:

I. Предсказание - суждение о будущем объекта исследования, основанное на логических умозаключениях.

II. Предвидение - суждение о состоянии объекта в будущем, основанное на познании закономерностей развития.

3 формы предвидения:

-научное - строится на основе выявления научным методом закономерностей развития природы и общества.

- ненаучное - основывается на фантастических взаимосвязях.

- эмпирическое - основывается на опыте людей.

3 формы Научного предвидения:

1. Гипотеза - суждение о явление, которое моет произойти или нет. обычно даются только качественные характеристики объекта и его общие черты.

2. Прогноз - научно обоснованное суждение о состоянии объекта в будущем, альтернативных путях развития и сроках достижения (качественные и количественные характеристики)

3. План - это четко поставленная цель, способы и средства ее достижения.

Прогноз должен удовлетворять требованиям:

-на момент высказывания прогноза невозможно определить истинно или ложно высказывание.

-должен содержать временной и пространственный интервал.

-в момент высказывания прогноза необходим располагать методами, с помощью которых можно определить истинность и надежность прогноза. (методы верификации)

Общие черты плана и прогноза:

-Социальная функция - п и п разрабатываются для лучшего удовлетворения потребностей населения с целью улучшения условий жизни.

- Методологическая общность.

Различия п и п:

-план носит директивный характер, прогноз - рекомендуемый.

- разработке плана предшествует разработка прогноза.

- прогноз многовариантен, план нет.

III. Программа - документ с четко сформулированными целями и задачами, согласованный по срокам исполнения, источники финансирования и конкретным исполнителям.

IV. Прогностика - наука о закономерностях разработки прогноза.

Задачи, функции и принципы прогнозирования

 

Задачи: - дать научно обоснованную картину будущего, опираясь на процессы сегодняшнего дня.

- определить направления развития и направления политики страны с учетом прогнозных оценок.

Функции: - проведение научного анализа социально-экономических процессов, предвидение новых экономич. ситуациий и выявление основных проблем.

- исследов. объективных связей социально-экономич. явлений и процессов в конкретных условиях на конкретных этапах развития.

- оценка объекта прогнозирования.

- выявление альтернатив развития объекта.

Принципы: - научная обоснованность прогноза.

- непрерывность прогнозирования - корректировка прогноза с учетом меняющейся ситуации.

-сочетание текущего и перспективного прогнозирования.

- согласованность прогнозов.

- Многовариантность прогноза.

- системность разработки прогноза.

- верифицированность прогноза.

- адекватность прогноза.

- рентабельность - эффект от разработки должен превышать затраты.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.