Глава 6. Прочие налоги и сборы, уплачиваемые банками — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Глава 6. Прочие налоги и сборы, уплачиваемые банками

2019-07-12 161
Глава 6. Прочие налоги и сборы, уплачиваемые банками 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Государственная пошлина

 

Среди налогов государственная пошлина занимает особое место. В 1991 г. государственная пошлина была включена в налоговую систему Российской Федерации. Государственная пошлина относится к числу федеральных обязательных платежей, предусмотренных ст. 13 "Федеральные налоги и сборы" ч. 1 Налогового кодекса, и действует на всей территории Российской Федерации.

В виде государственной пошлины в доход государства поступают денежные суммы, взимаемые специально уполномоченными учреждениями или должностными лицами за совершение в интересах предприятий, организаций, учреждений, в т.ч. и банков, и отдельных физических лиц правовых действий и выдачу документов, имеющих юридическое значение.

Плательщиком государственной пошлины могут выступать как юридические, так и физические лица (граждане России, иностранцы, лица без гражданства). Если за совершением юридически значимого действия или за выдачей документа одновременно обратилось несколько лиц, государственная пошлина уплачивается в полном размере одним из них либо до договоренности несколькими лицами в согласованных между ними долях.

Законодательством предусмотрены случаи, когда круг плательщиков государственной пошлины устанавливается самим органом, совершающим значимое действие. Например, решением суда о расторжении брака государственная пошлина за регистрацию расторжения брака может взиматься с одного или обоих супругов.

Объектом взимания государственной пошлины выступает совершение юридически значимых действий или выдача документов. Их перечень установлен в Законе РФ "О государственной пошлине" от 06.03.1993 г. (с изменениями от 02.11.2004 г.): исковые и иные заявления и жалобы, подаваемые в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный суд РФ, выдача указанными судами документов, совершение нотариальных действий, государственная регистрация актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами загса, рассмотрение и выдача документов, связанных с приобретением российского гражданства и выходом из него. Помимо этих случаев, государственная пошлина взимается также и в некоторых других: за регистрацию российских граждан по месту их жительства, за внесение изменений или исключений записи о национальной принадлежности в документах, удостоверяющих личность, за государственную регистрацию договора о залоге недвижимого имущества и т.д.*(12) Государственная пошлина уплачивается и за выдачу лицензий на пользование животным миром.

Государственная пошлина - единственный платеж налогового характера в российской налоговой системе, по которому установлены пропорциональные и регрессивные адвалорные (т.е. выраженные в процентах) ставки.

Размер государственной пошлины устанавливается в твердых ставках (простая государственная пошлина) или в процентах к сумме, указанной в документе (пропорциональная и прогрессивная государственная пошлина). Для устранения влияния инфляции на размер государственной пошлины ее твердая ставка привязывается к минимальному размеру оплаты труда. Например, за хранение документов у нотариуса уплачивается 10% минимального размера оплаты труда за каждый месяц хранения; за свидетельствование верности перевода документа с одного языка на другой - 10% минимального размера оплаты труда за одну страницу перевода документа.

Размер пропорциональных и прогрессивных государственных пошлин могут ограничиваться пределами:

1) минимальными (когда указывается минимальный размер государственной пошлины);

2) максимальными (когда указывается максимальный размер государственной пошлины).

Размер государственной пошлины может устанавливаться в зависимости от того, кто ее уплачивает. Например, различен размер государственной пошлины за выдачу свидетельства о наследстве для наследников разной степени очередности.

Порядок уплаты государственной пошлины характеризуется способом и временем уплаты, а также процедурой возврата государственной пошлины. Государственная пошлина уплачивается, как правило, путем внесения соответствующей суммы в банковское учреждение, которое выдает квитанцию об уплате установленного образца.

Плательщик государственной пошлины может внести причитающуюся сумму наличными либо перечислить ее со своего счета. Уплачивать государственную пошлину можно только в рублях.

Определение времени уплаты государственной пошлины зависит, во-первых, от того, какой государственный орган (должностное лицо) совершает требуемое юридически значимое действие либо выдает необходимый документ, а во-вторых, от вида самой услуги, за которую уплачивается государственная пошлина. Так, при обращении в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный суд РФ государственная пошлина уплачивается до подачи соответствующего заявления (жалобы), апелляционной или кассационной жалобы и т.д. Во взаимоотношениях с нотариусом государственная пошлина уплачивается при совершении нотариальных действий. За государственную регистрацию актов гражданского состояния пошлина уплачивается при подаче соответствующего заявления.

Законом устанавливаются случаи, когда государственная пошлина уплачивается до выдачи необходимого документа: в случае выдачи лицензии на пользование животным миром; по делам, связанным с приобретением российского гражданства и выходом из него; при регистрации российских граждан по месту их жительства и т.д. За выдачу копий документов и их дубликатов (судебных, нотариальных, органов загса) оплата государственной пошлины совершается при их выдаче.

Так как мы рассматриваем налогообложение банков, то для нас наибольший интерес представляет государственная пошлина, уплачиваемая в арбитражных судах. Государство, испокон веку защищая права и интересы хозяйствующих субъектов, взимало за эту защиту плату. Такой платой и является государственная пошлина, взимаемая на всей территории Российской Федерации с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в арбитражные суды. Государственная пошлина уплачивается до подачи искового заявления, жалобы, иного заявления в арбитражный суд. Плательщики государственной пошлины, обращающиеся в арбитражные суды за рассмотрением исковых заявлений, иных заявлений и жалоб, самостоятельно определяют налоговую базу и сумму государственной пошлины, подлежащую уплате.

Если уплата государственной пошлины в установленном порядке и размере произведена за счет истца (заявителя) или лицо, подающее апелляционную (кассационную) жалобу, другим лицом, то суд будет исходить из того, что государственная пошлина уплачена и зачислена в федеральный бюджет, в связи с чем оснований для возвращения искового заявления или жалобы по мотиву уплаты государственной пошлины ненадлежащим лицом не имеется.

По делам, рассматриваемым арбитражными судами, государственная пошлина зачисляется в доход федерального бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж.

Основой для исчисления государственной пошлины является цена иска, заявленная истцом в исковом заявлении. Цена иска определяется истцом. В случае неправильного указания цены иска она определяется арбитражным судом. В цену иска включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафа, пени).

По делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина взимается в следующих размерах:

1) с исковых заявлений имущественного характера при цене иска: до 10 млн руб. - 5% от цены иска, но не менее одного МРОТ;

2) свыше 10 млн руб. до 50 млн руб. - 500 тыс. + 4% от суммы свыше 10 тыс. руб.;

3) свыше 50 млн руб. до 100 млн руб. - 2 млн 100 руб. + 3% от суммы свыше 50 млн руб.;

4) свыше 100 млн руб. до 500 млн руб. - 3 млн 600 руб. + 2% от суммы свыше 100 млн руб.;

5) свыше 500 млн руб. до 1 млрд руб. - 11 млн 600 руб. + 1% от суммы свыше 500 млн руб.;

6) свыше 1 млрд руб. - 16 млн 600 руб. + 0,5% от суммы свыше 1 млрд руб., но не выше тысячекратного размера МРОТ;

7) с исковых заявлений по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, и по спорам о признании сделок недействительными - двадцатикратный размер МРОТ;

8) с исковых заявлений о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов - 20% от МРОТ - для граждан, десятикратный размер - для организаций;

9) с исковых заявлений неимущественного характера - десятикратный размер МРОТ;

10) с заявлений о признании организаций и индивидуальных предпринимателей несостоятельными (банкротами) - десятикратный размер МРОТ;

11) с заявлений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение третейского суда - пятикратный размер МРОТ;

12) с заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, - по размеру государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления неимущественного характера, а по спорам имущественного характера - по размеру государственной пошлины, исчисленной исходя из оспариваемой третьим лицом суммы;

13) с апелляционных и кассационных жалоб на решение и постановление арбитражного суда - 50% государственной пошлины от размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления неимущественного характера, а по спорам имущественного характера - от размера государственной пошлины, исчисленной исходя из оспариваемой заявителем суммы;

14) с заявлений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда - пятикратный размер МРОТ.

В Российской Федерации предусмотрено следующее правило по вопросам уплаты государственной пошлины в зависимости от результатов вынесенного судом решения в пользу истца либо в пользу ответчика (полностью или частично). Так, по решению суда в пользу истца ответчик возмещает ему судебные расходы, включая государственную пошлину. В случае, если решение суда вынесено в пользу ответчика, государственная пошлина истцу не возвращается.

В связи с тем, что в ряде случаев государственная пошлина уплачивается до момента совершения юридически значимого действия или выдачи документа, предусматривается возможность полного или частичного ее возврата. Так, государственная пошлина возвращается в случае отказа в принятии заявления, жалобы и иного обращения судами; при прекращении производства по делу или оставлении иска без рассмотрения; когда спор не подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции или арбитражном суде; когда иск предъявлен недееспособным лицом; при отказе в выдаче заграничного или общегражданского паспорта. На возврат уплаченной пошлины могут рассчитывать лица, по своей инициативе отказавшиеся от совершения юридически значимого действия и заявившие об этом до начала совершения данного действия. В случае внесения государственной пошлины в размерах, больших, чем предусмотрено законом, допускается частичный возврат переплаченных сумм. Возврат государственной пошлины производится по письменным заявлениям налогоплательщиков, подаваемым в налоговый орган. К заявлению о возврате государственной пошлины прилагаются решения, определения, справки суда об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата пошлины, а также платежные поручения и квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины, если пошлина подлежит возврату в полном размере. В случае возврата части уплаченной государственной пошлины к справке прилагаются копии платежных документов. Возврат государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, производится в течение одного месяца со дня получения заявления о возврате.

Срок давности по делам о возврате государственной пошлины составляет один год со дня принятия решения о возврате. Если исковое заявление содержит одновременно требования имущественного и неимущественного характера, то государственная пошлина взимается одновременно как с исковых требований имущественного характера, так и с исковых требований неимущественного характера.

Государственная пошлина зачисляется в доход местного бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж. И только по делам, рассматриваемым Конституционным судом, Верховным судом и арбитражными судами, уплаченная государственная пошлина зачисляется в доход федерального бюджета.

 

Контрольные вопросы

 

Назовите объект обложения государственной пошлиной.

Какие виды ставок предусмотрены по государственной пошлине?

Ограничивается ли размер пропорциональных и прогрессивных пошлин?

Возможно ли изменение размера государственной пошлины в зависимости от того, кто ее уплачивает?

Каким образом уплачивается государственная пошлина?

От чего зависит время уплаты государственной пошлины?

Каким образом зависит уплата государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражным судом, от результатов вынесенного судом решения?

В каких случаях возможен возврат государственной пошлины?

Какой срок давности существует по делам о возврате государственной пошлины?

Как распределяется доход от государственной пошлины между различными уровнями бюджета?

 

Налог на землю

 

Использование земли в РФ является платным. Плата за землю взимается на всей территории РФ. Основными целями, которые преследуются при взимании платы за землю, являются:

1) стимулирование рационального использования земель;

2) обеспечение должного уровня охраны и освоения земель;

3) повышение плодородия вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот почв;

4) выравнивание экономических условий хозяйствования на землях разного качества;

5) обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах с учетом специфических условий района, характеризующегося высокой степенью урбанизации, рекреационной нагрузки и сложной экологической обстановкой.

В соответствии с этими целями земельный налог используется исключительно для финансирования мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, для компенсации затрат землепользователя на эти цели, а также погашения ссуд, выданных под указанные мероприятия, и процентов за их использование, инженерного и социального обустройства территории.

В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 г. N 136-ФЗ (с изм. и доп. от 07.03.2005 г.) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за пользование землей является:

1) земельный налог;

2) арендная плата.

Порядок исчисления и уплаты налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах.

Налогоплательщиками земельного налога являются физические и юридические лица, в т.ч. и банки, которым предоставлена земля в собственность, владение и пользование на территории России. Основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком.

Объектом налогообложения земельным налогом являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли (при общей долевой собственности на земельный участок), предоставленные юридическим лицам и гражданам в собственность или пользование. То есть земельным налогом облагается земельная площадь, предоставленная банкам в собственность, владение или пользование, включая площадь, занятую строениями и сооружениями, а также земельные участки, необходимые для содержания этих строений и сооружений.

Если банк владеет участком земли, обслуживающим строения на праве собственности совместно с другими юридическими лицами, то он уплачивает налог самостоятельно исходя из его доли на эти строения, которая определена соответствующими договорными документами.

От уплаты налога по федеральному законодательству полностью освобождаются:

1) учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов;

2) детские оздоровительные учреждения;

3) религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры;

4) учреждения культуры, спорта, туризма;

5) высшие учебные заведения;

6) научно-исследовательские учреждения.

На коммерческие банки эта льгота не распространяется. Банк может освобождаться от уплаты земельного налога в тех случаях, когда он является одним из владельцев земли общего пользования населенных пунктов и коммунального хозяйства, к которым, в частности, относятся земли, используемые в качестве путей сообщения (площади, улицы, проезды, дорога, набережные), для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения и другие земли, требующие рекультивации или находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения.

В соответствии с порядком исчисления ставок земельного налога ежегодно утверждаются ставки земельного налога на единицу площади предоставленных земель исходя из средних размеров налога и средних ставок, принятых Законом РФ "О плате за землю". Ставки земель определяются отдельно по категориям земель основного целевого назначения, видам и подвидам угодий, природным зонам, группам почв, городам, поселкам, зонам крупных населенных пунктов. Средние ставки земельного налога для конкретного населенного пункта определяются и дифференцируются органом местного самоуправления. Основой для дифференциации средней ставки является экономическая оценка территории, генеральные планы городов и другая градостроительная документация.

Зонирование территории по градостроительной ценности производится с учетом следующих факторов:

1) местоположения - доступности к центру города (поселка), местам трудовой деятельности, объектам социального и культурно-бытового обслуживания населения;

2) уровня развития инженерной инфраструктуры и благоустройства территории;

3) уровня развития сферы социального и культурно-бытового обслуживания населения;

4) эстетической, исторической ценности застройки и ландшафтной ценности территории;

5) состояния окружающей среды;

6) инженерно-геологических условий строительства и степени подверженности территории воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

7) рекреационной ценности территории и др.

Дифференциация средней ставки земельного налога производится пропорционально ценности (в относительных или абсолютных показателях) территорий градостроительных зон.

По землям (кроме земель сельскохозяйственных предприятий, кооперативов, ассоциаций и крестьянских хозяйств), расположенным в пригородных зонах городов с численностью свыше 500 тыс. человек, в курортных зонах, зонах отдыха г. Москвы и Санкт-Петербурга, ставки земельного налога рассчитываются с использованием повышающих коэффициентов. Для оптимизации системы налогообложения земельных участков разница между ставками смежных зон не должна, как правило, составлять менее 5% от среднегородской ставки. Ставки налога пересматриваются в случае изменения системы цен, показателей оценки земли и других, не зависящих от пользователей земли причин.

Арендная плата за земельные участки регулируется договорными отношениями и устанавливается соглашением сторон. Размер, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором - такой порядок предусмотрен Гражданским кодексом РФ (гл. 34), Земельным кодексом РФ (ст. 22) и Законом N 1738-1 "О плате за землю" от 11.10.1991 г.(с изм. и доп. от 07.03.2005 г.) (ст. 21).

По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество (земельный участок) за плату во временное пользование. Объектами земельных отношений являются:

1) земля как природный объект и природный ресурс;

2) земельные участки;

3) части земельных участков.

При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов.

В соответствии с приказом МНС РФ от 06.03.2000 г. N АП-3-04/90 "Об отмене Инструкции Госналогслужбы России от 17.04.1995 г. N 29 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" (с изменениями от 21.04.2003 г.) предусмотрено, что арендная плата за землю может взиматься отдельно или в составе общей арендной платы за все арендуемое имущество, когда, кроме земли, в аренду переданы строения, сооружения, но с обязательным перечислением арендной платы в соответствующий бюджет.

Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади. Основанием для установления и взимания налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком. Земельный налог исчисляется исходя из налоговой базы (площади земельного участка, облагаемой налогом), утвержденных ставок земельного налога и налоговых льгот.

Земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно этими лицами. Если землепользование налогоплательщика состоит из земельных участков, облагаемых налогом по различным ставкам, то общий размер земельного налога по землепользованию определяется суммированием налога по этим земельным участкам. Юридические лица, в т.ч. и банки, ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы налоговые декларации по причитающемуся с них налогу по каждому земельному участку по месту нахождения облагаемых объектов. Налоговая декларация по земельному налогу представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах, произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и другие данные, связанные с исчислением и уплатой земельного налога.

По вновь отведенным земельным участкам налоговые декларации представляются юридическими лицами в течение месяца с момента их представления. Платежи исчисляются отдельно по каждому земельному участку, предоставленному юридическому лицу в собственность, владение или пользование, а за земли, занятые их жилищным фондом, отдельно по каждому жилому дому. Земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельных участков. Учет налогоплательщиков и исчисление налога производится ежегодно по состоянию на 1 июня.

Юридические лица (в т.ч. и банки) и граждане уплачивают земельный налог равными долями в два срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Налогоплательщики, своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, уплачивают этот налог не более чем за три предшествующих года.

Размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором. При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов. Арендная плата может устанавливаться как в денежной, так и в натуральной форме.

Арендная плата за землю может взиматься отдельно или в составе общей арендной платы за все арендуемое имущество, когда, кроме земли, в аренду переданы строения, сооружения и другие материальные и природные ресурсы, но с обязательным перечислением арендной платы за землю на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления.

За земельные участки, необходимые для обслуживания жилых и нежилых строений, предоставленных в пользование банку по договорам аренды, земельный налог взимается с арендодателя.

За земли городов и поселков налогоплательщики земельного налога и плательщики арендной платы перечисляют в 2002 г. платежи в полном объеме на счета органов федерального казначейства. Поступившие средства перечисляются органами федерального казначейства по нормативам, установленным бюджетным законодательством, в федеральный бюджет в размере 15%; в бюджеты субъектов Российской Федерации (за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга) - 35%; бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга и бюджеты закрытых административно-территориальных образований - 85%; бюджеты городов и поселков, иных муниципальных образований (за исключением муниципальных образований, входящих в состав городов Москвы и Санкт-Петербурга) - 50%.

Налогоплательщики земельного налога и плательщики арендной платы за земли сельскохозяйственных угодий перечисляют средства, поступающие от их уплаты, в полном объеме на счета органов федерального казначейства. Органы федерального казначейства перечисляют вышеуказанные платежи по соответствующим уровням бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с нормативами, равным долям, установленным ст. 5 Закона РФ "О плате за землю", и нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.

Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

 

Контрольные вопросы

 

Назовите основные цели взимания платы за землю.

Что является основанием для установления налога на землю?

Назовите объект обложения земельным налогом.

Назовите основные льготы по земельному налогу. Какие из них могут быть использованы коммерческим банком?

От чего зависят ставки земельного налога? Что является основой для дифференциации средней ставки?

С учетом каких факторов производится зонирование территории по градостроительной ценности?

От каких факторов зависит величина арендной платы?

Назовите сроки представления декларации в налоговые органы и сроки уплаты земельного налога.

Как распределяются платежи по земельному налогу между различными уровнями бюджета?

 

Глава 7. Налогообложение операций коммерческих банков
с использованием ценных бумаг

 

В отличие от некоторых развитых стран (например, США) действия наших коммерческих банков на рынке ценных бумаг не ограничиваются. Они могут производить разнообразные операции с ценными бумагами. В начале 1990-х гг. в России была выбрана смешанная модель рынка ценных бумаг, на котором одновременно с равными правами присутствуют и банки, и небанковские инвестиционные институты. Это европейская модель деятельности универсального коммерческого банка на фондовом рынке, не предполагающая ограничений на операции с ценными бумагами. В соответствии со ст. 300 "Расходы на формирование резервов под обесценение ценных бумаг у профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность" НК РФ банки - профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие дилерскую деятельность на основании соответствующей лицензии.

Имея лицензию Банка России, коммерческий банк вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами, операции с которыми не требуют специальной лицензии. Банки вправе также осуществлять доверительное управление данными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами.

Банк оказывает консультационные услуги своим клиентам по поводу выпуска и обращения ценных бумаг. Банк может размещать свои ресурсы в ценные бумаги от своего имени, тогда все риски, связанные с таким размещением, все доходы и убытки от изменения рыночной оценки приобретенных ценных бумаг относятся за счет акционеров банка. Поэтому особое значение при рассмотрении налогообложения банка приобретает вопрос налогообложения операций с ценными бумагами.

Рассмотрим, прежде всего, особенности исчисления у профессиональных участников рынка ценных бумаг косвенных налогов. НДС не облагаются операции, связанные с обращением ценных бумаг (акций, облигаций, сертификатов, векселей и др.), кроме брокерских и других посреднических услуг. Исключение составляют операции по изготовлению и хранению бумаг, по которым налог взимается. Купля-продажа валюты и ценных бумаг по форвардным и фьючерсным сделкам независимо от наличия реальной поставки финансовых ценностей и системы расчетов между участниками сделки, в т.ч. при осуществлении взаиморасчетов между ними путем перечисления вариационной маржи, налогом на добавленную стоимость не облагаются, за исключением доходов от брокерских и посреднических услуг. Согласно указанной норме налогового законодательства денежные средства в расчетах по биржевым торгам и страховые взносы (гарантийные взносы, депозитарная и вариационная маржа), получаемые от участников торгов на бирже для покрытия вероятных рисков биржи, налогом на добавленную стоимость также не облагаются при условии их возврата или использования этих средств по целевому назначению. Таким образом, большинство операций, осуществляемых банками как профессиональными участниками рынка ценных бумаг, не облагаются налогом на добавленную стоимость. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что основная специфика налогообложения операций с ценными бумагами у банков заключается в обложении их налогом на прибыль.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.