Бои в море Сибуян и проливе Суригао — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Бои в море Сибуян и проливе Суригао

2019-07-11 74
Бои в море Сибуян и проливе Суригао 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

После падения Сайпана Императорская Верховная Ставка поняла, что через несколько месяцев последует новая крупная высадка, хотя неясно где именно. Но то, что это произойдет, не оспаривал никто. Это могло произойти на Минданао, Тайване или даже Рюкю. Поэтому Императорская Верховная Ставка подготовила три альтернативных плана "решающей битвы": СЁ-1 — операция на Филиппинах; СЁ-2 — на Тайване; СЁ-З — на Рюкю.

Высадка была произведена утром 17 октября 1944 года на Лейте, в центре Филиппин, на северо-западном побережье острова, между Таклобаном и Дулагом. Немедленно был задействован план СЁ-1. Как и раньше, японская доктрина требовала сложного разделения сил. Чрезвычайно важно было обеспечить прикрытие с воздуха всех морских соединений силами авиации, базирующейся на Филиппинах, так как авианосцы более не могли обеспечить такое прикрытие.

Однако противник ожидал такой концентрации японской авиации и переброски подкреплений с севера. Чтобы помешать этому было использовано Оперативное Соединение 38 адмирала Марка Митчера из состава 3 Флота адмирала Хэлси. Его Быстроходное Авианосное Соединение было увеличено до 9 тяжелых и 8 легких авианосцев, несущих 1178 самолетов и прикрываемых мощным Линейным Флотом. Адмирал Нимиц, зная, что японцы бросят против высадившихся на Филиппинах войск все самолеты, имеющиеся в их распоряжении, приказал Оперативному Соединению 38 провести 20–21 сентября серию налетов на аэродромы Лусона с целью уничтожить японскую авиацию. Под удар попали и японские корабли. Эсминец "Сацуки" был потоплен в гавани Манилы, получив 1 бомбу в носовую часть, и 2 — в середину корпуса. Оперативное Соединение 38 возобновило налеты 9 октября, атаковав 30 аэродромов на Тайване, затем 12–13 и снова 17–18 ноября бомбардировке подвергся Лусон. Японцы продолжали перебрасывать самолеты на юг, американские авианосцы продолжали истреблять эти самолеты. К тому времени, когда японский флот прибыл в филиппинские воды, у командующего 6 Воздушным Флотом вице-адмирала Сигеру Фукудомэ практически не осталось самолетов, чтобы обеспечить требуемое воздушное прикрытие, хотя Императорская Верховная Ставка рассчитывала на него, составляя план отражения высадки.

 

Когда началась реализация плана СЁ-1, большинство кораблей японского флота находилось или в Лингга-Роудз в Сингапуре, или в японских водах. Они были разделены на 5 отдельных соединений, а главнокомандующий, адмирал Соэму Тоёда, остался в штабе флота в Японии.

Японским планом предполагалось отдать на заклание Оперативному Соединению 38 Мобильное Соединение адмирала Одзавы, на авианосцах которого почти не осталось самолетов. Японская разведка предположила, что адмирал "Бык" Хэлси погонится на авианосным соединением, и это отвлечет его самолеты от линкоров адмирала Куриты. После этого Первое Ударное Соединение Куриты (Соединения А и В) пройдет через пролив Сан-Бернардино и образует северную половину клещей, в которые предполагалось захватить, американские транспорты. Соединение С адмирала Нисимурывместе со Вторым Ударным Соединением адмирала Симы пройдет через пролив Суригао и атакует американцев с юга. Транспортное Соединение высадит немного войск на западном побережье острова. Бой был намечен на 25 октября. Все зависело от того, сумеет ли Фукудомэ обеспечить прикрытие кораблям с воздуха, и удастся ли отвлечь Оперативное Соединение 38. Ставилась цель — атаковать и уничтожить транспорты и сорвать высадку.

Первое Ударное Соединение Куриты вышло из бухты Бруней, Борнео, 22 октября в 7.00. На самом деле контратака началась слишком поздно, и силы японцев были так разбросаны, ЧТО даже если бы они прибыли к цели, как намечалось, большая часть транспортов уже успела бы уйти. Но Курита просто не мог собрать и подготовить свой флот раньше. Он выбрал юго-восточный маршрут через пролив Палаван, опасный район, изобилующий мелями, в котором, вдобавок, могли оказаться американские подводные лодки. И действительно, он натолкнулся на 2 из них. Ночью 23 октября "Дэйс" и "Дартер" обнаружили Куриту, сообщили о нем своему командованию и попытались атаковать. В 5.24 первой в атаку вышла "Дартер". В это время соединение Куриты шло в сомкнутом строю, прикрытое по бокам эсминцами, но не имея прикрытия спереди. Второе соединение шло в похожем строю в 6500 ярдах сзади.

"Дартер" выпустила 6 торпед с дистанции 1000 ярдов в тяжелый крейсер "Атаго" и добилась 2 попаданий. "Атаго" был охвачен пламенем и начала садиться носом. Эсминцы "Асасимо" и "Кисинами" подошли к крейсеру. Команда покинула корабль, адмирала Куриту выудил из воды "Кисинами", вместе с 529 остальными моряками. Курита только что выздоровел от лихорадки денге, и это купание не улучшило его физического состояния. В 5.53 "Атаго" затонул, унеся с собой 360 человек.

Одновременно "Дартер" выпустила 4 торпеды из кормовых аппаратов в тяжелый крейсер "Такао". Одна попала в правый борт под мостиком, вторая — в корму. "Такао" начал крениться, па нем вспыхнули пожары, вода залила котельное отделение. Крейсер отправили назад в Бруней под эскортом эсминца "Наганами". Теперь наступила очередь "Дейса". Она выпустила 4 торпеды, разнеся на куски тяжелый крейсер "Майя", который затонул в 6.05 вместе с 336 членами экипажа. Эсминец "Акисимо" успел спасти 769 человек.

 

Адмирал Курита, перейдя на борт "Ямато", приказал снова лечь на курс и в 6.30 вошел в море Сибуян. Но теперь американцы знали, что неприятель подходит. Были обнаружены соединения Нисимуры и Симы. Следующая фаза битвы должна была разыграться с море Сибуян, но Курита надеялся, что летчики Фукудомэ очистят небо над его головой. Курита даже катапультировал свои корабельные самолеты на помощь Фукудомэ. Но это была несбыточная мечта, так как Фукудомэ потерял не меньше 200 самолетов на Филиппинах. Он решил, что сможет лучше помочь Курите, если атакует американский флот вместо патрулирования над собственными линкорами. Утром 24 октября японцы обрушили 3 яростные атаки на Оперативную Группу 38.3. ОГ 38.2 была ближе к соединению Куриты, но ее не заметили. Хотя был потоплен легкий авианосец "Принстон", большая часть японских самолетов была уничтожена, и прикрывать корабли Куриты Сказалось просто нечем. Поэтому, когда Курита повернул на запад, он попал под 5 атак самолетов Оперативного Соединения 38 при полном отсутствии воздушного прикрытия.

Атаки начались поздним утром и длились почти до вечера. В них участвовали 259 самолетов. Удары были сосредоточены на "Мусаси", который получил 13 торпед в левый борт и 7 в правый, 10 бомб в правый борт и 7 в левый, не считая 18 близких разрывов. Когда смертельно раненый "Мусаси" отстал, с ним остался тяжелый крейсер "Тонэ", который сменили эсминцы "Киёсимо" и "Хамакадзэ". Ни один корабль не мог противостоять такому удару, и в 18.35 "Мусаси" затонул. Из 2279 человек экипажа погиб 991.

В 13.30 в "Ямато" попали 2 бомбы. Попадание в районе левого якоря оказалось серьезным, корабль принял 2000 тонн воды и начал крениться, но аварийные партии выровняли крен. В 14.20 линкор "Нагато" получил 2 прямых попадания. Одно пришлось в котельное отделение № 1 левого борта, снизив скорость, выведя из строя башню № 4 и уничтожив 4 средних орудия. Второе попадание пришлось в кубрики. Почти час потребовался, чтобы отремонтировать котел, все это время скорость была снижена до 21 узла. В 13.38 тяжелый крейсер "Тонэ" получил 2 мелкие бомбы, еще 2 разорвались рядом. Его боеспособность не пострадала. В 13.15 эсминец "Киёсимо" получил прямое попадание, 5 бомб разорвались рядом. На нем была повреждена электропроводка, уничтожены зенитные автоматы в средней части корабля, скорость снизилась до 21 узла. Роковая бомба разорвалась справа по носу рядом с эсминцем "Фудзинами", который в результате затонул 27 октября. Несколько близких разрывов уничтожили радиостанцию эсминца "Уракадзэ", вышибли ряд заклепок и снизили скорость до 28 узлов.

Курита не мог знать, что пятая атака была последней, и Хэлси отозвал самолеты, чтобы заняться кораблями Одзавы. Поэтому не удивительно, что он затребовал разрешение на временный отход, пока не прибудут на помощь свои истребители. Он также запросил, чтобы его гидросамолеты были возвращены на корабли, но Фукудомэ не мог или не захотел выполнять его просьбы. По своей собственной инициативе Курита повернул назад и с 15.00 до 16.14 следовал на запад, совершенно сломав график и опаздывая на встречу с Соединением С. Тем не менее, он все-таки повернул обратно и ночью прошел пролив Сан-Бернардино. Курита ожидал, что на рассвете 25 октября он встретит Оперативное Соединение 38.

 

Бой в проливе Суригао.

 

Соединение С вышло из бухты Бруней 22 октября в 15.00. Соединение Нисимуры прошло между Негросом и Минданао. Американские, бомбардировщики атаковали его в 9.18 24 октября, и линкор "Фусо" потерял все-свои самолеты в результате пожара. Но Нисимура продолжал следовать намеченным курсом. Сейчас, много лет спустя, непонятно, на что он рассчитывал. Как он собирался прорваться в залив Лейте? И что произойдет, когда Хэлси вернется? Однако адмирал имел приказ, который следовало исполнять, не тратя времени на пустую болтовню. Он надеялся на ночной бой, в котором ожидал победы, хотя располагал всего 2 старыми линкорами "Фусо" и "Ямасиро", примечательными своими мачтами-пагодами, тяжелым крейсером "Могами" и 4 эсминцами. После налета американской авиации он знал, что обнаружен и его курс теперь известен, но по необъяснимым причинам он не попытался установить контакт и адмиралом Симой и не стал дожидаться его.

Прибытия Нисимуры ожидали линкоры 7 Флота адмирала Кинкейда. Ими командовал контр-адмирал Джесси Б. Олдендорф. Олдендорф тщательно расставил свою западню. Он расположил 39 торпедных катеров вниз по проливу, создав первую оборонительную линию между островами Бохол на севере и Камгуин на юге. Потом Соединению С предстояло схватиться с 28 эсминцами, расположенными с севера на юг в линию с островом Дингат. Следующим оборонительным барьером были сами Линейные Силы, прикрытые справа и слева тяжелыми и легкими крейсерами. Прямо поперек курса Нисимуры стояли линкоры "Миссиссиппи", "Мэриленд", "Вест Вирджиния", "Теннесси", "Калифорния", "Пеннсильвания".

 

Курита сообщил Нисимуре, что Соединение А опаздывает и прибудет в залив Лейте позднее, чем намечалось. Но и эта радиограмма не остановила Нисимуру. Его Соединение С столкнулось с первой группой торпедных катеров около 22.00. В 24.00 он сообщил Курите, что проходит пролив Суригао и будет в заливе Лейте как намечалось, что он видит вражеские торпедные катера и никаких других кораблей. Главные Силы втянулись в пролив в 0.15. Эсминец "Митисио" шел в 13600 ярдах впереди колонны, состоявшей из эсминца "Асагумо", линкоров "Ямасиро" (флагман) и "Фусо" и тяжелого крейсера "Могами" В 1500 ярдах справа по носу у "Ямасиро" шел эсминец "Ямагумо", в 1000 ярдов слева по носу — эсминец "Сигурэ". Скорость эскадры равнялась 20 узлам.

Снова торпедные катера атаковали японцев. Обе стороны начали использовать осветительные снаряды в 1.02. Однако Нисимура. в 1.25 прорвал завесу торпедных катеров, не понеся потерь. Однако назревала новая схватка, потому что около 2.00 начались атаки американских эсминцев. Планировалась массированная атака, и 2 эсминца оказались слева по носу у японцев, а 3 — справа. Соединение С теперь шло в боевом порядке: одна кильватерная колонна, идущая прямо на север. В авангарде располагались 4 эсминца, за ними шли линкоры "Ямасиро" и "Фусо", замыкал колонну "Могами". Когда "Сисурэ" заметил атакующих, Соединение С снова использовало осветительные снаряды. В 2.02 все корабли открыли огонь. Однако 27 американских торпед уже мчались на корабли Нисимуры, выпущенные с дистанции 8000 — 9000 ярдов. Выпустив их, 5 американских эсминцев бросились наутек. Вместо того, чтобы выполнить маневр уклонения, Нисимура шел прежним курсом и поплатился за это. В 2.07 в "Фусо" попали несколько торпед. Он содрогнулся, загорелся и начал тонуть. Ужасный взрыв разломил его надвое, но обе половины пока держались на воде, пылая. Наконец через час затонула кормовая часть. И американцы, и японцы были озадачены зрелищем двух горящих кораблей. Похоже, Нисимура не знал, что стряслось с "Фусо". Возможно, его штабисты побоялись сказать об этом адмиралу.

Но Соединение С пока не вырвалось из объятий американских эсминцев. В 2.09 — 2.11 они выпустили по японцам еще 20 торпед. Нисимура приказал уклоняться, совершив два поворота "все вдруг" вправо. Однако это лишь подставило эсминцы под торпеды. В 2.20 "Ямагумо" взорвался и затонул. "Митисио" затонул в 2.58. "Асагумо" получил попадание, у него был оторван нос, но он сумел отойти. "Ямасиро" тоже получил попадание. Нисимура послал последнее донесение Курите: "Вражеские эсминцы и торпедные катера у северного входа в пролив Суригао. 2 эсминца торпедированы и дрейфуют. "Ямасиро" получил 1 попадание торпедой, боеспособность не пострадала". Но бой продолжался, в 2.25 на него обрушился новый дивизион американских эсминцев. В "Ямасиро" попала торпеда, и его скорость снизилась до 5 узлов. Однако он продолжал идти на неприятеля, хотя 3 башни на нем уже были разбиты. "Асагумо" и тонущий "Митисио" тоже попали под обстрел. Нисимура отдал приказ всем кораблям идти вперед и атаковать неприятеля. Но к этому времени "Сигурэ" и "Могами" уже повернули назад. Последний дивизион американских эсминцев выпустил торпеды по "Ямасиро", однако промахнулся. В 3.00 линкор повернул влево, после этого в 3.11 он получил новые попадания торпедами.

Однако не только эсминцы нанесли удар по "Ямасиро". Сначала в 2.51 по нему открыли огонь крейсера с дистанции 15000 ярдов. Потом к ним присоединились в 3.10 все 6 линкоров. Ни один корабль не мог вынести такого огня. Пылающий, как топка, "Ямасиро" перевернулся и затонул в 3.19.

Второе Ударное Соединение адмирала Симы шло в 40 милях позади Соединения С. Он слышал донесения Нисимуры и боялся самого худшего. В 4.25 Сима приказал отходить. Через 5 минут после того, как был замечен "Могами", тяжелый крейсер "Нати" столкнулся с ним, так как полагал, что "Могами" стоит на месте. Но стойкий "Могами", поврежденный и горящий, еще мог делать 18 узлов и последовал за эскадрой Симы. Однако Олдендорф послал следом за ними эскадру "чистильщиков". 3 тяжелых крейсера атаковали "Могами", но тот упрямо отказывался тонуть. Американские, крейсера, не решаясь войти в район действия японских подводных лодок, отступили. 2 торпеды с катеров тоже прошли мимо.

В 5.45 еще один торпедный катер сообщил позицию крейсера, который шел на юг, сохранив скорость 12–14 узлов. Теперь настал черед авиации. Американские самолеты настигли "Могами" и атаковали его в 8.10. Крейсер потерял ход. (Эсминец "Акэбоно" снял экипаж и в 11.30 потопил крейсер торпедой. Потери составили 196 человек.) Американские крейсера и эсминцы нашли беспомощно дрейфующий "Асагумо". Он сильно сел носом, но орудия еще вели огонь. Эсминец был потоплен в 6.21. Из первоначального состава Соединения С только "Сигурэ" благополучно вернулся в базу 27 октября.

Но японцы понесли еще одну потерю. Легкий крейсер "Абукума" из состава соединения Симы утром 25 октября получил попадание шальной торпедой, из тех, что были выпущены по Нисимуре. Он пополз на скорости 9 узлов в Дапитан, потом попытался добраться до Минданао, но был обнаружен американскими самолетами. 27 октября в 11.42 "Абукума" был потоплен возле острова Негрос.

Так была уничтожена южная половина клещей. Транспортное Соединение высадило войска 26 октября, но самолеты настигли его и потопили легкий крейсер "Кину" и эсминец "Уранами".

 

Бой у острова Самар

 

Многие офицеры, как американские, так и японские, критиковали действия адмирала Куриты в бою у острова Самар. Но если тщательно рассмотреть ситуацию, критика покажется несправедливой. Он был старым, больным человеком. Его флагманский корабль был потоплен, а самого адмирала выудил из воды эсминец и передал на "Ямато". Он уже потерял 4 тяжелых крейсера и мощный линкор "Мусаси", 1 эсминец. Многие из кораблей его Соединения А получили повреждения. Возможно, ему совсем не пришлось спать, так как весь день шли столкновения с американскими подводными лодками и самолетами, и это при полном отсутствии прикрытия с воздуха. Ему приходилось принимать трудные решения, и теперь он выходил из пролива Сан Бернардино, ожидая встречи с частью ОС 38. И перед надвигающейся битвой он испытывал лишь усталость и тревогу, ведь он был всего лишь человеком. А в таких обстоятельствах только сам Хатиман, бог войны, мог действовать лучше.

Когда его флот вышел из проливов к острову Самар, он с немалым удивлением обнаружил, что его не ждут ни вражеские корабли, ни вражеские самолеты. Наверняка это была ловушка. Просто не могло быть, чтобы Хэлси, погнавшись за авианосцами Одзавы, оставил проливы совершенно незащищенными. Кинкейд тоже не был об этом извещен, и ни один самолет-разведчик не появился над кораблями Куриты.

Соединения А и В в 5.40 повернули на S шестью колоннами. 10 эскадра эсминцев — легкий крейсер "Яхаги" и 4 эсминца — шла слева. Тяжелые крейсера "Кумано", "Судзуя", "Тикума", "Тонэ" находились южнее нее и слева по носу у линкоров "Конго" и "Харуна". Справа по носу у линкоров шли тяжелые крейсера "Хагуро" и "Тёкай". А в 600 ярдах на правой раковине крейсеров находились линкоры "Ямато" и "Нагато". В авангарде справа шла 2 эскадра эсминцев — легкий крейсер "Носиро" и 7 эсминцев.

 

То, что оказалось прямо перед японцами, было Оперативной Группой 77.4, разделенной на 3 Оперативные Единицы или Таффи. (Явно уменьшительно-шутливое от Task Force — Оперативное Соединение. А.Б.) Каждое Таффи имело зону ответственности 30 — 50 миль с севера на юг. Ближе всего к Северному Соединению оказалось Таффи-3: эскортные авианосцы "Фэншо Бей", "Калинин Бей", "Гэмбир Бей", "Сен Ло", "Уайт Плейнз", Киткен Бей". Американцы установили радиолокационный контакт в 5.46, а через минуту ошарашенный пилот самолета-корректировщика заметил японцев.

Не существует точных описаний последовавшего боя. Курита, хотя и точно знал, что попадет под атаки с воздуха, не перестроился в круговой ордер ПВО. Бой часто описывают как односторонний — мощное соединение обрушилось на почти беззащитные эскортные авианосцы, вооруженные единственным 5" орудием и охраняемые всего 3 эсминцами. Но это лишь часть правды. Северное Соединение шло на О, стреляя по неясно видимым целям до 6.55. Потом оно начало понемногу склоняться на S, обходя Таффи-3 и загоняя его в залив Лейте. Когда японские корабли начали маневрировать, чтобы сократить дистанцию, они попали под постоянные воздушные атаки более чем 500 истребителей, вооруженных мелкими бомбами, и торпедоносцев с кораблей ОГ 77.4. А ведь это примерно равнялось ударной мощи 5 эскадренных авианосцев! Курита почти 4 часа пытался догнать авианосцы-джипы при полном отсутствии прикрытия с воздуха, и все это его корабли подвергались ударам множества самолетов. Самолеты с эскортных авианосцев могли садиться на аэродромах Лейте, заправляться, вооружаться там и снова атаковать корабли Куриты. Поэтому авианосцам не приходилось подстраивать свои маневры под взлет и посадку самолетов. Зато японским кораблям приходилось постоянно уклоняться от торпедных и бомбовых атак и ломать строй. Плохая видимость не позволяла вести огонь по некоторым целям, другие казались гораздо крупнее, чем были на самом деле. Более того, чтобы уклониться от торпед, "Ямато" пришлось отвернуть на 8 минут, и в результате флагман Куриты оказался так далеко позади, что он не мог правильно оценивать ситуацию или нормально управлять своими кораблями. Курита так толком и не понял, с какой авиацией он сражается, и откуда она прилетела. Он не знал, что здесь нет пикировщиков и, конечно, постоянно беспокоился, где же находится ОС 38 адмирала Хэлси. Он также знал, что Южное Соединение не сумело прорваться к цели. Бой превратился в свалку, и когда японские корабли начали получать повреждения, а некоторые и вообще начали тонуть, это увеличило нагрузку на остальную часть флота. Его остатки должны были топить американские корабли, маячившие впереди, отбивать атаки эсминцев и самолетов и попытаться помочь подбитым крейсерам. "Хрестоматийная" атака авианосцев Таффи-3 явно не получилась.

"Уайт Плейнз" был накрыт 3 залпами с "Харуны" или "Конго". Как раз когда Северное Соединение подошло на дистанцию выстрела, дождевой шквал укрыл Таффи-3 на 8 минут — с 6.07 по 6.15 — что дало время самолетам Остальных групп прийти на помощь, а самому Таффи-3 позволило изменить курс и увеличить дистанцию. Когда шквал пролетел, эсминцы Таффи-3 поставили дымзавесу, частично прикрыв авианосцы. Затем они совершили то, ради чего строят эсминцы и чему учат их команды. "Хоэл", "Джонстон" и "Хеерманн" пошли в торпедную атаку на Северное Соединение. 5" снаряды мало чем могли повредить "Кумано", возглавлявшему колонну тяжелых крейсеров, но зато "Кумано", "Судзуя", "Тикума" и "Тонэ" тоже мало чего добились своей стрельбой. На расстоянии 10000 ярдов "Джонстон" выпустил свои 10 торпед, поставил дымзавесу и — скрылся в ней. В 6.27 одна торпеда попала в "Кумано", почти оторвав ему носовую часть. Его скорость упала до 14 узлов, и он вывалил из колонны влево. Примерно в это же время "Судзуя" получил 2 попадания бомбами и был тяжело поврежден. Его скорость упала до 23 узлов, и он тоже отвернул влево. "Тикума" и "Тонэ" продолжили преследование, адмиральский флаг был перенесен на "Судзую" и приняты срочные меры для спасения "Кумано". "Джонстон" получил 6 попаданий, возможно с "Конго", но тем не менее остался на плаву и принял участие в дальнейших событиях.

 

"Хагуро" открыл огонь в 6.05, однако ему пришлось сначала отбивать атаку 5 самолетов, а потом еще 2. Такие маневры уклонения приводили к потере времени. Но они стали типичными для Северного Соединения, все еще пытающегося перехватить авианосцы. "Хоэл" и "Хеерманн" снова сблизились с кораблями Куриты. Залп "Хоэла" в 6.53 прошел мимо "Конго", зато линкор немедленно накрыл эсминец и добился нескольких попаданий, после чего на "Хоэле" могли действовать только орудия А и В. "Хоэл" выпустил торпеды в "Хагуро", но промахнулся. Однако "Хагуро", уклоняясь от торпед, в 7.51 получил снаряд в среднюю часть корпуса, который заставил его выйти из строя, описывая круги. "Хеерманн" тоже атаковал "Хагуро", получив в ответ несколько близких разрывов. Торпеды "Хеерманна" прошли мимо крейсера, но и снаряды того тоже пролетели мимо эсминца. Тогда эсминец выпустил оставшиеся торпеды по линкору и отошел к авианосцам. "Хоэл" ненадолго сцепился с "Тикумой", однако воздушная атака вынудила крейсер отойти. Впрочем, его место тут же занял "Тонэ", который серьезно повредил "Хоэл". "Джонстон" и эскортный миноносец "Сэмюэл Б. Робертс" были потоплены в этот период боя. Однако эсминцы сделали свою работу, причем даже лучше, чем можно было ожидать.

Для японцев целью боя было потопление авианосцев и транспортов в заливе Лейте. Отбиваясь от самолетов, эсминцев и даже эскортных миноносцев, Северное Соединение сумело потопить 1 эскортный авианосец. "Гэмбир Бей" в 7.30 попал под огонь "Тикумы". В 7.41 он получил несколько попаданий с "Хагуро", "Текая", "Носиро" и эсминца. Наконец он затонул в 8.07. Остальные авианосцы Таффи-3 получили повреждения от умеренных до тяжелых. Но Курита заплатил слишком дорого за несчастные авианосцы-джипы (хотя он сам, похоже, и не подозревал, что сражается с эскортными авианосцами). "Кумано" тащился назад без носовой части. "Тёкай" получил множество попаданий, изрешетивших нос, и снизил скорость. Самолеты союзников сосредоточили атаки на "Тикуме" и "Тёкае". "Тикума" получил попадание торпедой. Оба крейсера потеряли скорость и стали великолепными мишенями для дальнейших торпедных и бомбовых атак. В 6.24 "Судзуя" был поврежден близкими разрывами. После новой серии повреждений во время атаки в 7.00 "Кумано" получил приказ отходить через пролив Сан Бернардино в Корон. "Тёкай" получил тяжелейшие повреждения и стоял без хода. Поэтому эсминец "Фудзинами" получил приказ снять с него команду и потопить крейсер торпедами. В свою очередь "Новаки" снял экипаж "Тикумы" и потопил крейсер. В 9.50 30 самолетов атаковали "Судзую". В 10.00 он получил торпеду в нос, потерял управление и начал крениться. После 2 новых попаданий торпедами он затонул в 11.30.

В 8.11 Курита приказал: "Прекратить бой, отойти на север вместе со мной, скорость 20 узлов". Курита шел прямо на N до 9.55, потом до 10.47 описывал дугу на SW, снова направляясь к Лейте. В 11.15 он повернул на SW, но описал круг и вернулся на курс N к 11.36. Он решил уходить через пролив Сан Бернардино. В своем боевом рапорте он говорит, что флот Хэлси, с которым ему следовало сразиться, находился к северо-востоку от него. (После войны Курита отказывался обсуждать причины отхода.)

 

Хотя в целом Курита руководил боем очень плохо, его решение отступать было вполне разумным. Он потопил 1 эскортный авианосец, 2 эсминца, 1 эскортный миноносец. Но его соединение после выхода из Брунея потеряло 1 линкор, 5 тяжелых крейсеров, еще 2 тяжелых крейсера были выведены из строя. Практически все корабли Северного Соединения получили те или иные повреждения. Он ожидал, что 26 октября появятся новые потери, пока он выйдет за пределы досягаемости авиации американцев. Кроме того он знал, что южная половина клещей несомненно уничтожена. Зато он не знал, где находится Одзава, и сумел ли он увести за собой Хэлси, как это планировалось.

Результаты боя показали окончательно и несомненно, что даже самое мощное соединение артиллерийских кораблей без прикрытия с воздуха теперь не имеет никаких шансов. Даже против авианосцев-джипов, прикрываемых лишь эсминцами и эскортными миноносцами, если только они имеют достаточно самолетов и решительных пилотов. И если нужно возложить на кого-либо вину, то не на командиров, которые повели флот в этот безнадежный поход, а на адмирала Тоёду и Императорскую Верховную Ставку за их нелепую уверенность, что можно выиграть такую битву при подавляющем преимуществе американского флота в кораблях и самолетах. Конечно, эскорт Таффи-3 защищал свои авианосцы с исключительной отвагой и умением, но лишь самолеты всех 3 авианосных групп заставили Куриту сломать строй и заниматься в основном отражением воздушных атак. Если же корабль постоянно маневрирует, то точный артогонь мало вероятен, если вообще возможен.

 

Бой у мыса Энганьо

 

Адмирал Одзава хорошо понимал свою задачу — отвлечь ОС 38 адмирала Хэлси подальше от Куриты. Его Мобильное Соединение, Главные силы (Северное Соединение) имело 1 тяжелый и 3 легких авианосца, 2 линкора-авианосца, 3 легких крейсера и 8 эсминцев. Более важно то, что 2 дивизии авианосцев, вместе взятые, имели всего 108 самолетов, а на гибридных линкорах-авианосцах "Исэ" и "Хьюга" самолетов не было вообще. Одзава должен был принести себя в жертву, став приманкой, и он знал это. Когда 24 октября поступило сообщение, что Курита отходит, Одзава тоже начал отходить на север. Однако около 20.00 Тоёда приказал повернуть на юг и атаковать "с верой в божественное провидение". Хотя в течение ночи 24 — 25 октября Одзава не получал известий от Куриты, он приступил к выполнению приказа. Но теперь он; знал, что Хэлси движется на север и отлично представлял, что тот может сделать с его лишенным самолетов соединением.

Ранним утром 25 октября; Одзава отправил свои самолеты на аэродромы Филиппин (Кларк и Тугегарао), оставив себе только 13 истребителей, потому что отразить налет самолетов ОС 38 надежд все равно не было. К 9.30 у него не осталось ни одного самолета. Планом предусматривалось выслать самолеты для атаки кораблей ОС 38, чтобы потом они сели на Филиппинах. Некоторым даже удалось найти американцев, некоторым — нет. Но на Филиппинах сели считанные единицы, в основном из-за полной неопытности пилотов. Ночью ОС 38 выдвинуло Линейный Флот на 10 миль вперед авианосцев, и на рассвете разведывательные самолеты обнаружили Одзаву.

Заметив приближающиеся авианосные самолеты, в 7.07 "Дзуйкаку" и "Титосэ" подняли в воздух 11 истребителей. Одзава разделил свое Мобильное Соединение на 2 группы. Группа 5 состояла из тяжелого авианосца "Дзуйкаку" и легкого авианосца "Дзуйхо", которые прикрывали линкор-авианосец "Исэ", легкие крейсера "Оёдо", "Тама", эсминцы "Хацудзуки", "Вакацуки", "Акидзуки", "Кува". За кормой у нее шла Группа 6: легкие авианосцы "Титосэ", "Тиёда", линкор-авианосец "Хьюга", легкий крейсер "Исудзу", эсминцы "Кири", "Симоцуки", "Сути", "Маки".

Американские самолеты тоже атаковали несколькими волнами. Первая (примерно 80 самолетов) появилась справа по носу у группы 5. Вторая (примерно 50 самолетов) прошла между обеими группами, а потом атаковала Группу 6 с правого борта. Атакующие самолеты заходили на цели со всех направлений. "Дзуйкаку" в самом начале получил попадание торпеды и начал крениться на левый борт, теряя скорость. Он вышел из строя. Кроме того, на нем отказали средства связи. У борта "Исэ" разорвались 2 бомбы, "Оёдо" получил 1 прямое попадание и 2 близких разрыва, которые причинили мало повреждений. "Акицуки" в 7.50 получил прямое попадание, загорелся и в 7.56 взорвался и затонул. В Группе 6 "Титосэ" был поврежден, получил сильный крен на левый борт и сильно снизил скорость. Первая атака длилась с 7.20 до 7.59.

"Дзуйкаку", последний из авианосцев, участвовавших в налете на Пирл-Харбор, был главной целью атакующих. На него со всех сторон набросились торпедоносцы и пикировщики. Он огрызался из всех орудий и безуспешно пытался использовать ракетные установки. Ракеты выбрасывали металлические тросы, которые, как надеялись японцы, запутают винты самолетов. Но после нескольких попаданий бомбами и торпедами в авианосец Одзава решил перенести флаг на крейсер "Оёдо".

В 7.31 под мощную атаку попал "Дзуйхо". 6 бомб грохнули рядом, а близкий разрыв по носу повредил топливные цистерны. На авианосце вспыхнул пожар, он получил крен и в 7.55 начал терять скорость.

Группа 6 тоже не осталась без внимания. На нее обрушились 170 самолетов. Все корабли открыли частый огонь, в том числе даже главный калибр "Хьюги". В 7.30 легкий крейсер "Тама" был торпедирован и начал терять скорость. "Титосэ" получил бомбу в левую раковину и его скорость резко снизилась. "Тиёда" был атакован со всех направлений, но, благодаря помощи эсминца "Симоцуки", атаку отбил. Так как "Титосэ" теперь стоял без хода, "Симоцуки" был отправлен ему на помощь. Легкому крейсеру "Исудзу" было приказано оказать помощь "Таме". "Титосэ" затонул в 8.30, при этом погибли 903 человека. Несколько человек спас "Симоцуки", но его отогнали американские самолеты.

Теперь соединение Одзавы растянулось на 35 миль. На севере шли "Дзуйкаку", "Дзуйхо", "Исэ" и 4 эсминца. "Тама", оставляя за собой нефтяной след, тащился на полпути между ними и "Тиёдой", "Хьюгой" и "Симоцуки". Еще дальше находился "Исудзу".

Третья атака, достаточно мощная, началась в 12.05 и закончилась через час. Часть самолетов сосредоточилась на "Дзуйкаку" и "Цзуйхо". "Дзуйкаку" был атакован более чем 100 бомбардировщиками и торпедоносцами. Он получил торпеду в носовую часть левого борта и сразу после этого еще 7 штук в оба борта. В тоже время в авианосец попали 4 бомбы и несколько разорвались рядом. Повреждения оказались слишком велики. На авианосце начались пожары, он потерял ход. Затем он начал быстро крениться, и контр-адмирал Накасэ приказал остаткам команды собраться на корме. Флаг был спущен, и люди начали покидать корабль. Он затонул в 13.14.

Следующим стал "Дзуйхо". Начиная с 12.10 он получил 2 торпеды и 4 бомбы, множество бомб разорвалось рядом. Он снизил скорость до 12 узлов и скоро потерял управление. После новых близких попаданий в 12.50 его скорость упала до 6 узлов. Порле атаки третьей волны в 13.32 и еще 10 близких разрывов авианосец встал и в 14.26 затонул.

В 13.45 самолеты Хэлси сосредоточили атаки на "Исэ", но тот сумел увернуться от всех бомб и торпед. Самолеты также атаковали уже тонущий "Дзуйхо", нанеся ему новые повреждения. Четвертая волна, самая большая — все самолеты с 5 американских авианосцев, прибыла около 15.10. Они сумели добиться 30 близких разрывов у бортов "Исэ", однако упрямый старый линкор отказался тонуть. Теперь настал черед артиллерийских кораблей — добивать подранков. Крейсера и эсминцы ОС 38 в 15.47 потопили "Тиёду" артиллерией и торпедами. (Большую часть экипажа авианосца уже сняли "Исудзу" и "Маки".) "Хацудзуки" был потоплен этой же группой в 19.30 после отважного и ожесточенного сопротивления подавляющим силам противника.

"Тама" благополучно добрался до Курэ 9 декабря. "Исудзу" и "Оёдо" тоже удрали от ОС 38. Эсминцы "Акикадзэ", "Вакацуки", "Симоцуки", "Маки", "Кири", "Кува", "Сути" добрались до японских портов. Но авианосные силы Императорского Японского флота более не существовали.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.