Крушение внешнего оборонительного периметра — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Крушение внешнего оборонительного периметра

2019-07-11 63
Крушение внешнего оборонительного периметра 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

После потери Мунды самой ближней японской базой стал Коломбангра. Как и на Атту, американская стратегия предусматривала обход удерживаемых японцами островов и их постепенное удушение. Генерал МакАртур настоял на изменении этой стратегии. 30 июня была захвачена бухта Нассау в 17 милях южнее Саламауа. Это отрезало Лаэ и Саламауа от всякой помощи. На Соломоновых островах 15 августа американцами была захвачена бухта Баракома на южной оконечности Велья-Лавелья. Остров Велья-Лавелья лежал в 40 милях Северо-западнее Вилы и в 60 милях южнее Баллале, который находился прямо к югу от Бугенвилля. Тактика лягушачьих прыжков слегка напоминала игру в шашки, и американцы перепрыгнули Коломбангру. Американские силы вторжения могли пострадать от воздушных атак, но подавляющая воздушная мощь США нейтрализовала Кахили, Баллале и базу гидросамолетов на Шортленде. Десантная армада была прикрыта с воздуха на расстоянии 200 миль от Гуадалканала. Эта операция еще раз продемонстрировала, что тот, кто контролирует воздух, контролирует также море и сушу.

Это наступление снова захватило врасплох Императорскую Верховную Ставку. Японцы решили не повторять ошибок вроде высадки войск в северном секторе Велья-Лавелья. Вместо этого наметили усилить оборонительный периметр Рабаула в Бугенвилле и вывезти войска с Коломбангры. На Велья-Лавелья следовало создать промежуточную базу для барж, эвакуирующих гарнизон Коломбангры. Чтобы сделать это, следовало 17 августа перевезти из Буйна на 20 баржах солдат армейских подразделений и специальных штурмовых частей флота. Перевозку прикрывали эсминцы "Сазанами", "Хамакадзэ", "Сигурэ", "Исокадзэ". В ответ на эти передвижения, на север были посланы американские эсминцы "Николас", "О'Беннон", "Тэйлор", "Шевалье" с целью перехвата японских барж и кораблей.

 

Бой у Хораниу

 

Когда японские баржи и эсминцы отправились на юг 17 августа, они подверглись яростной воздушной атаке в 20.38, а потом еще одной в 24.00. Потерь и повреждений не было, однако строй японцев к началу боя оказался немного растрепанным.

Японские баржи двигались к Хораниу на северо-восточном конце Велья-Лавелья. Некоторым оставалось пройти еще миль 15. В 35 кабельтовых севернее находились эсминцы "Сазанами" и "Хамакадзэ", шедшие на NW. Между ними оказались эсминцы "Исокадзэ" и "Сигурэ", шедшие строем фррнта. Они пытались собрать свою колонну.

В 0.29 американский радар обнаружил противника на северо-западе на расстоянии более 11 миль. В 0.40 американские эсминцы круто повернули на запад, что привело их на пересекающиеся курсы с баржами. Японские эсминцы, которые сейчас тоже шли на W, заметили американскую группу в 0.29. Адмирал Мацудзи Идзюин на "Сазанами" отдал приказ готовиться к торпедной атаке с левого борта. Так как главной задачей адмирала была защита барж, он постарался поставить свои корабли перед американскими эсминцами, чтобы отвлечь атаку на себя. Поэтому в 0.50 японские эсминцы повернули на SSO. "Сигурэ" и "Хамакадзэ" уже выпустили торпеды в 0.46, но на слишком большой дистанции 12500 ярдов они оказались неэффективны.

Американские эсминцы оказались более заинтересованы в схватке с эсминцами, чем в истреблении барж, чего Идзюин совсем не ожидал. Поэтому американский командир капитан 1 ранга Т.Дж. Райан повернул прямо на японские эсминцы. Его корабли теперь шли строем фронта, что сделало японскую торпедную атаку неэффективной. Когда дистанция сократилась, в 0.56 американские эсминцы повернули на W. В ответ Идзюин повернул на S. Поэтому в 1.00 противники шли параллельными контркурсами на расстоянии 9500 ярдов.

"Сазанами" в 0.55 выпустил торпеды, через минуту "Хамакадзэ" и "Сазанами" открыли огонь. Дистанция была большой, и торпеды прошли мимо. Американская группа открыла ответный огонь в 0.59, после того, как "Шевалье" выпустил 4 торпеды. "Сигурэ" и "Исокадзэ", шедший на W в 9,5 милях от места боя, в 0.50 повернули на S позади "Сазанами" и "Хамакадзэ". Готовя новую торпедную атаку, "Сигурэ" и "Исокадзэ" попали под неприятный обстрел с короткой дистанции. Оба эсминца поставили дымзавесы и пошли зигзагом, отстреливаясь. Одновременно они выпустили торпеды. Хотя обе стороны щедро расходовали боеприпасы и усиленно пенили воду, потерь не было. Внезапно оператор радиолокатора "Хамакадзэ" решил, что видит мощное американское соединение, подходящее с юга. На основании этой информации в 1.00 Идзюин приказал отходить на северо-запад. Американские эсминцы продолжали идти на N, и в 1.12 сумели положить несколько снарядов вблизи "Исокадзэ". На нем было ранено несколько человек, и начались маленькие пожары. В 1.11 "Исокадзэ" дал еще один бесцельный торпедный залп. "Хамакадзэ" получил незначительный повреждения от близких разрывов, "Сигурэ" и "Сазанами" остались нетронуты. Бой завершился, ни одна сторона не добилась вообще никаких результатов. Дистанция была слишком велика для эсминцев, и адмирал Идзюин выполнил свою задачу — отвлечь американцев от барж. В ходе боя баржи рассеялись, и американцы сумели потопить только 2 штуки. К 19 августа 390 пассажиров этих барж начали строительство новой базы на Велья-Лавелья.

14 сентября силы союзников захватили Хораниу. 600 японских солдат и рабочих сосредоточились на северо-западном конце острова, ожидая эвакуации, которая прошла в ходе боя 6–7 октября. Гарнизон Коломбангры был вывезен баржами на Бугенвилль через Сумби Пойнт и Шуазель. Таким образом было спасено почти 10000 человек, и американцы оказались неспособны помешать эвакуациям. Японские посты из бухты Реката, с островов Санта Исабель, Гизо и Ганонга тоже были вывезены. Японцы создали Следующую линию обороны на Бугенвилле, и пока еще оставался гарнизон на Шуазеле.

В последнюю очередь японцы эвакуировали временную базу барж из Хораниу, Велья-Лавелья. Эта операция привела к новому морскому бою и новой японской победе. Даже при отступлении японские эсминцы демонстрировали незаурядное мастерство в ночных боях.

 

Бой у Велья-Лавелья

 

Трудное положение 600 солдат, застрявших на Велья-Лавелья, нельзя было игнорировать. Чтобы вывезти их, адмирал Идзюин снова вышел в море. Он имел Соединение Поддержки — эсминцы "Акигумо", "Исокадзэ", "Кадзэгумо", "Самидарэ", "Сигурэ", "Югумо" — Транспортное Соединение — эсминцы "Фумицуки", "Мацукадзэ", "Юнаги", не считая нескольких отдельных групп, в которые входили примерно 20 барж и мелких судов. Эсминцы вышли из Рабаула, а баржи — из Буина, о чем американцы узнали во второй половине дня 6 октября. В этот момент они располагали всего 6 эсминцами, разделенными на 2 группы по 3 корабля: "Селфридж", "Шевалье", "О'Беннон" и "Ральф Талбот", "Тэйлор", "Ла Валетт". Капитан 1 ранга Фрэнк Р. Уокер командовал первой группой, а капитан 2 ранга Гарольд Б. Ларсон — второй, находившейся в 20 милях южнее. В 23.35 баржи шли на SO и уже находились в 20 милях от цели. С юго-запада их прикрывали эсминцы "Акигумо", "Исокадзэ", "Кадзэгумо", "Югумо". Они двигались на NW строем кильватера. В 8 милях на запад расположились "Сигурэ" и "Самидарэ", шедшие на S на встречу с главными силами адмирала Идзюина. Разделив свои корабли, Идзюин надеялся ввести американцев в заблуждение относительно своих сил.

В свою очередь Уокер знал, что его обнаружили и ждал, что налетит на крупное соединение японских эсминцев. Тем не менее, он решил не дожидаться Ларсона и ринулся вперед, ведя свои 3 эсминца строем кильватера — "Селфридж", "Шевалье" и "О'Беннон". В 22.31 американский радар обнаружил корабли в 10 милях на NN0. Это было Транспортное соединение, которое уходило прочь, так как были замечены американцы. Когда обе группы засекли друг друга, адмирал Идзюин совершенно неправильно оценил силы противника. Видимость была отвратительной, и ему сообщили, что приближается американская эскадра из 4 крейсеров и 3 эсминцев.

В 22.30 "Исокадзэ" решил, что видит 3 вражеских корабля. Это донесение подтвердили в 22.38 "Кадзэгумо" и "Акигумо" но расстояние было сильно завышено — полагали, что оно равно 11000 ярдов. В 22.35 Идзюин круто повернул свои 4 эсминца влево, и к 22.38 они уже шли на S. Если бы японцы сохранили этот курс, они добились бы "crossing Т" соединению Уокера. Однако Уокер шел прежним курсом, чтобы поскорее сблизиться с врагом. Затем Идзюин совершил серию необъяснимых сложных маневров и потерял первоначальное преимущество. В 22.45 он приказал повернуть "все вдруг" на 45° влево, через 3 минуты еще один поворот — на 90° влево. Теперь он отходил, находясь к северо-западу от американских эсминцев. "Югумо" располагался на левом фланге боевой линии, перекрывая директрису всем остальным кораблям. Затем "Югумо" внезапно покинул строй, бросившись на американцев. Обе стороны открыли огонь в 22.56, используя орудия и торпедные аппараты. "Кадзэгумо" теперь тоже смог стрелять, так как ушел мешавший ему "Югумо".

Первую кровь пролили торпеды "Югумо", когда в 23.01 "Селфридж" получил попадание в носовую часть левого борта. Взорвался погреб и оторвал нос до самого мостика. Шедший за кормой у него "О'Беннон" врезался в "Шевалье". Эсминцы сумели расцепиться, но "О'Беннон" был вынужден выйти из боя. Потеря "Шевалье" была отмщена практически немедленно. Американские снаряды и торпеды разнесли "Югумо" на куски, он затонул в считанные минуты. Когда Идзюин увидел бросок "Югумо", он повернул на S, перестроился в кильватер и поставил дымзавесу.

"Селфридж", оставшись в одиночестве, продолжал сближаться с Транспортным Соединением, описав круг на N. Он вступил в бой с "Сигурэ" и "Самидарэ". Орудия "Селфриджа" накрыли эту парочку, но они уже выпустили 16 торпед и начали отстреливаться. В 23.06 торпеды попала в левый борт "Селфриджа" ближе к носу. Пожары не начались, но соединение Уокера было целиком выбито. Все японские эсминцы теперь отходили, еще опасаясь, что за ними гонится более крупное соединие. Когда прибыл капитан 2 ранга Ларсон, он не нашел ничего, кроме обломков и плавающих людей. "Ла Валетт" добил "Шевалье" торпедой, после того как снял 250 человек из его экипажа. 51 человек погиб. "Селфридж" и "О'Беннон" благополучно добрались до Тулаги.

Тем временем баржи, истинная причина боя, достигли Хораниу, сняли всех солдат и спокойно ушли на N. Если не считать гибели "Югумо", японские эсминцы не получили ни царапины. Еще раз они показали, что остаются великолепными специалистами по ночным боям. А кроме того, капитан 1 ранга Уокер обязательно должен был дождаться Ларсона, но, похоже, в нем тоже имелась капелька пресловутого "Банзай!".

 

Новая Гвинея

 

Генерал МакАртур намеревался прорваться через архипелаг Бисмарка через Новую Гвинею. Для этого следовало захватить Лаэ, Саламауа и Финшхафен. Американский флот выделил ему очень мало кораблей (и ни одного авианосца), поэтому ему приходилось полагаться на базовую авиация для прикрытия высадок и нейтрализации японских аэродромов в Лаэ, Саламауа, Финшхафене, Веваке, Маданге. Иногда он предпринимал и массированные налеты на Рабаул. В свою очередь японский флот перебрасывал войска с мыса Глостер в Финшхафен, чтобы на баржах доставлять их на юг.

Японцы потеряли Саламауа 14 сентября после комбинированного наступления с суши и моря, поддержанного бомбардировками с моря и воздуха. Лаэ пал на следующий день. Эвакуация из этих городов была просто невозможна. Финшхафен был потерян 2 октября. После безуспешно попытки отбить его, Императорская Верховная Ставка решила сосредоточить все силы для защиты Бугенвилля. Это развязало руки американской V Воздушной армии, которая 12 октября налётом 249 самолетов приступила к уничтожению сооружений Рабаула. Воздушные налеты не прекращались, пока в начале 1944 года Рабаул не прекратил существование, как военно-морская база.

 

Бугенвилль

 

Следующей цель союзников стал Бугенвилль. Он имел площадь 3380 кв. миль и был самым большим из Соломоновых островов. Гористый, заросший джунглями остров имел сырой, дождливый климат. Население острова было мало (около 43000 человек), и его туземные обитатели были крайне примитивны. Если бы его удалось захватить, Рабаул, находившийся всего в 170 милях от его северной оконечности, становился беззащитным перед авиацией союзников. Контроль союзников над Бутенвиллем лишал всякой пользы вражеские аэродромы в Кахили, Буине, Кахара, Киста, Тенекау, Бука и Бонисе, на Шортленде и Балладе, базы гидросамолетов на Файзи, островах Трежери и Шуазель. Десантные операции всегда таят в себе долю риска, но адмирал Нимитц правильно считал, что с началом в середине ноября наступления в центральной части Тихого океана, адмирал Кога не сможет выслать авианосцы Объединенного Флота для действий против Хэлси в юго-западную часть океана.

Для обороны Бутеимилля японцы имели более 50000 солдат — но выбранный для высадки район в бухте Императрицы Августы обороняло менее 3000. 1 ноября на мыс Торокина высадилась 3 дивизия морской пехоты. Его обороняли всего 270 человек с 1 полевым орудием. В сумеркам на берегу уже находились 14000 морских пехотинцев. Американцы ожидали немедленных контрударов с моря и воздуха, поэтому все транспорты, даже те, что не успели полностью разгрузиться, покинули район высадки.

 

Бой в бухте Газелле

(Американское название: Бой в заливе Императрицы Августы)

 

Вице-адмирал Сэнтаро Омори находился в Рабауле 30 октября. Он сопровождал конвой с различными припасами и новыми кораблями для командующего 8 Флотом вице-адмирала Томосигэ Самэдзима. Адмирал Омори сразу получил разрешение с Трука от адмирала Кога объединить свои силы с адмиралом Самэдзима и попытаться перевезти в бухту Императрицы Августы конвой с 1000 солдат. Следовало организовать контратаку на суше, пока японский флот атакует и уничтожит американские транспорты и силы поддержки. Омори не успевал подготовить транспорты вовремя, но он получил разрешение перейти в бухту Торокина и там дожидаться их прибытия, а потом атаковать находящиеся неподалеку американские транспорты. Омори прошел пролив Сент-Джордж, ожидая транспорты, однако, когда он прибыл на место, оказалось, что те слишком тихоходны. Омори оставил их позади в проливе в 19.30. С севера навстречу ему двигалось Оперативное Соединение 39 контр-адмирала Э.С. Меррилла, которое только что вернулось в базу после обстрела аэродрома в Бука 31 октября.

К моменту установления контакта, примерно в 19 милях к NW от мыса Торокина, японские силы шли в 3 колоннах. Левая состояла из легкого крейсера "Сендай" и эсминцев "Сигурэ", "Сирацую". В 10000 ярдов правее шла центральная колонна — тяжелые крейсера "Мьёко" и "Хагуро". Еще в 5000 ярдов правее шла правая колонна — легкий крейсер "Агано", эсминцы "Наганами", "Хацукадзэ", "Вакацуки". Они двигались курсом SO.

 

ОС 39, состоявшее из 4 легких крейсеров, шло на N, прикрытое справа эсминцами авангарда, находившимися в 1000 ярдов от крейсеров. Слева по корме располагались эсминцы арьергарда. Когда был установлен контакт, японцы находились в 20000 ярдов на NW от ОС 39.

Бой не удался адмиралу Омори. Видимость была скверной, у него не было радара, донесения его самолетов только сбивали с толка, а намеченные им сложные маневры были чересчур сложны для наспех собранного соединения. Более того, он не имел понятия, каковы силы противника. Сначала его самолет сообщил о 3 американских линкорах, множестве крейсеров и эсминцев у мыса Торокина. Потом в 1.26 "Хагуро" поднял самолет, который в 1.40 сообщил о минных заградителях, 1 крейсере и 3 эсминцах в 20 милях южнее кораблей Омори. В этот момент Омори приказал повернуть на обратный курс "всем вдруг". Это очень сложный маневр для идущих сомкнутым строем в полной темноте кораблей. Он хотел обмануть противника и дождаться новых сообщений от самолетов-разведчиков. Вскоре после этого он приказал выполнить еще один поворот на 180°. К этому времени его колонны пришли в расстройство. Левая оказалась всего в 300 ярдах от главных сил, "Самидарэ" вообще потерял место в строю. Вскоре после этого наблюдатели "Сигурэ" заметили противника, что окончательно запутало Омори.

 

Оперативное Соединение 39 шло на север, и радар "Монпелье" уже обнаружил японские корабли. В 1.31 адмирал Меррилл приказал 4 головным эсминцам, развернуться влево и атаковать противника. (На экране радара показался "Сендай"). Через 8 минут группа Меррилла выполнила одновременный поворот, который освободил концевые эсминцы для торпедной атаки. Через минуту после того, как "Сигурэ" увидел противника, "Осборн", "Дайсон", "Стэнли" и "Класкстон" выпустили 25 торпед. Потом они разделились на 2 группы, первая пара просто повернула вправо, а вторая описала петлю в этом же направлении, приблизившись к легким крейсерам.

"Сигурэ" сообщил о 2 отходящих эсминцах и 2 следующих параллельно колонне "Сендая". "Сендай" отреагировал крутым поворотом вправо, так как было похоже, что американские торпеды идут на японские корабли с траверза. Но более ранняя потеря строя теперь сказалась роковым образом. "Сендай" повернул круче, чем "Сигурэ" и они почти столкнулись. "Самидарэ", пытаясь уклониться от "Сендая", врезался в "Сирацую", пробив ему левый борт и искорежив палубу. Оба эсминца загорелись, хотя "Самидарэ" и сумел выпустить 8 торпед в 1.52. "Сигурэ" тоже выпустил 8 торпед в 1.48, "Сендай" дал такой же залп в 1.50. Но теперь в бой вступили американские легкие крейсера, которые открыли огонь в 1.50. Как обычно при управлении стрельбой с помощь радара, огонь был сосредоточен на самой крупной цели. В 1.51 "Сендай" получил первые 3 залпа от американских 6" орудий. Он был буквально засыпан металлом и мгновенно загорелся.

 

Адмирал Омори на "Мьёко" увидел пылающий "Сендай" у себя на левом траверзе, хотя считал, что тот находится слева по носу. Омори попытался перестроить свои корабли, описав циркуляцию влево и выйдя на курс SSW. В это время "Агано" и его 3 эсминца сблизились с американцами.

Когда пришел приказ перестроиться, колонна "Агано" поворачивала последовательно вправо, заставив "Мьёко" и "Хагуро" прорезать ее строй. "Мьёко" отрезал нос эсминцу "Хацукадзэ" и повредил его торпедные аппараты. (Носовая часть "Хацукадзэ" все еще висела на форштевне крейсера, когда "Мьёко" вернулся в Рабаул.) "Хагуро" едва избежал столкновения с "Наганами" и "Вакацуки".

В ответ крейсера Меррилла выполнили серию сложных маневров, включая восьмерку с севера на юг. Когда японские тяжелые крейсера пошли прямо на S, американские крейсера шли на SW строем фронта. Потом они повернули на W и наконец построились в кильватерную колонну, идущую на N. Наконец завязался бой между японскими тяжелыми крейсерами и американским легкими. "Мьёко" и "Хагуро" открыли огонь в 2.15 и в свою очередь были накрыты огнем американцев. В 2.18 они выпустили 24 торпеды, но ни одна из сторон не добилась попаданий, и в 2.29 Омори приказал отходить.

Концевые американские эсминцы так и не выполнили торпедную атаку, которой от них ожидали. В "Фут" попала торпеда, выпущенная по крейсерам, и оторвала ему корму. Однако его удалось отбуксировать на ремонт.

Японцы совершенно очевидно проиграли этот бой, хотя имели более тяжелые орудия. "Сендай" был потоплен. I-37 подобрала адмирала Идзюи-на и 37 человек экипажа, но остальные погибли. (Экипаж крейсера обычно состоял из 450 человек.) Американские эсминцы позднее потопили потерявший нос "Хацукадзэ" артогнем, однако, весь его экипаж кроме 9 человек был спасен. "Самидарэ" получил 2 прямых попадания и был поврежден при столкновении, но управляясь вручную, он сумел добраться до Рабаула, как и "Сирацую". "Агано" получил незначительные повреждения от близких разрывов, боевые донесения "Хагуро" и "Мьёко" умалчивают о потерях и повреждениях. Маневрирование Омори и столкновения принесли японцам больше вреда, чем ливень 5" и 6" снарядов и две дюжины торпед, выпущенные по их кораблям. Так как Омори бесславно вернулся, вторжение на Бугенвилль остановить было уже нельзя.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.