Бесцветная светимость, текучесть и текучая светимость — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Бесцветная светимость, текучесть и текучая светимость

2019-07-11 158
Бесцветная светимость, текучесть и текучая светимость 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Один из способов, выводящих имагинацию на пределы «области определения», — последовательное лишение реального объекта некоторых определяющих его качеств при сохранении других. Так, например, представляя себе огонь, можно лишить его качества жара, превратив его исключительно в источник света, а затем, сохраняя его светимость, последовательно устранить цветность. Светимость при отсутствии цвета— это не ярко-белое сияние и не цвет вольтовой дуги, — это достаточно абстрактное переживание, выявляющее в переживании светимости не только визуальный, но и иной компонент. Этот иной компонент, развертываясь в визуальности, может добавлять качества интенсивности и истечения, модифицируя собственно визуальные проявления. Однако, будучи изолированной от визуальности, бесцветная светимость как бы намекает на иную, неразвернутую модальность.

Интенсивность и истечение сами могут развернуться в совершенно особые формы, отражающие активность и потенциальную силу объектов. Возможно активно использовать светимость для модификации не-форм и превращения их в абстрактные протоформы, а также для управления восприятием. Так, бесцветную светимость можно развернуть в АПЗ, придавая большую или меньшую интенсивность ее проявлению, а можно использовать для модификации свечения поля зрения при закрытых глазах.

Подобно бесцветной светимости формируется и чистая текучесть: из интегрального образа воды последовательно удаляется влажность и плотность. Перенос текучести на соматическое поле увеличивает гибкость тела, а выделение качества текучести в природе помогает выявить аспекты подвижности и изменчивости в восприятии Мира.

Возможно и объединение светимости и текучести в единый интегральный объект. Такое объединение также является родоначальником функции и модальности, соответствующих отдельным аспектам Мира и в активном модусе воздействующих на него.

Несуществующие цвета»

Используя исключение одних и присоединение других качеств, можно получить переживание цвета, отсутствующего в реальном опыте. Внутренняя «цветовая алгебра» основана на переживаниях трех первичных цветов — красного, синего и желтого, двух ахроматических — черного и белого, и на получении их производных, своего рода «сложениях». Так, из синего и красного можно получить фиолетовый, из синего и желтого — зеленый и т.д. Допустимы также обратные операции — «вычитание» из сложных цветов их компонентов: вычитая из оранжевого красный, получим желтый, и т.д.

Цвета связаны с первичными смысловыми переживаниями — невозможно объяснить словами субъективное различие зеленого и синего цвета слепому от рождения человеку. Проводя «алгебраические» операции с реальными цветами и опираясь на изученные ранее процедуры развертывания смыслов и свертывания чувственно проявленных форм до смысловых переживаний, следует сместить операции из поля цветовых форм в поле смыслов. Тогда смысловым операциям «сложения» и «вычитания» смысловых эквивалентов цветов будут соответствовать проекции этих операций в цветовой модальности. Проведя «смысловое сложение» или «вычитание» цветовых смыслов, следует развернуть результат и сравнить его с результатами «цветовой алгебры». Следующая задача не столь тривиальна: «вычитание» из базовых цветов — из красного вычесть синий, из синего — желтый или зеленый и т.д. Результаты оказываются за пределами «области определения» визуальной цветовой функции — их нельзя ни увидеть, ни представить, но можно развернуть как особое цветовое переживание, не имеющее аналогов в обычном опыте.

Другой способ получить необычные цветовые переживания связан с приданием черному цвету качества цветного. Различие цветов отражает различие лежащих в их основе смыслов, которые могут быть развернуты в разных психических средах (отсюда и концепция Люшера). Ряд смыслов, обладающих «цветовой потенцией», не развернулись в цветовые содержания, но могут быть спроецированы на переживание черного цвета, модифицируя его чувственное проявление.

Обычно черный цвет воспринимается как отсутствие всякого цвета, нечто абсолютно поглощающее и ничего не испускающее. Но соединяя образ черного цвета с тем или иным фундаментальным переживанием и сравнивая результаты, можно получить новые цветовые переживания, придавая проекциям смыслов на модальную область чувственный характер.

Так, можно визуализировать абсолютно черную поверхность с неосвещаемым, т.е. абсолютно черным отверстием в нем. Чернота поверхности и чернота отверстия, туннеля, провала — это разные цвета, хотя их первоначальная, т.е., не модифицированная смысловой проекцией, чувственная ткань идентична. Можно расширить набор различных «черных цветов»: ввести на абсолютно черном фоне источник яркого черного цвета (соединяя участок черной поверхности с интенсивной бесцветной светимостью), черную поверхность, освещенную и не освещенную черным светом, тень от черного предмета, освещаемого черным светом и т.д. Так получается набор черных цветов, постепенно приближающихся по мере углубления практики к статусу самостоятельных цветов.

Понятно, что необычные цвета не являются самоцелью. Важно сделать первый шаг к освобождению сознания из-под диктата сложившихся нейрофизиологических структур и приданию сознанию активного характер. А активный характер — это развертывание «спящих» смыслов в чувственные формы, не имеющие соответствий в проявленных содержаниях.

Поворот АПЗ

Этот прием разработал наш сотрудник Андрей Громов. Прием положил начало целой линии психонетической работы. Его легко описать, но выполнить можно, только опираясь на предыдущие практики.

После формирования абстрактной плоскости зрения волевым усилием осуществляется поворот АПЗ вокруг вертикальной оси. Особенность приема в том, что, не будучи дифференцированным визуальным объектом, но являясь основой визуальных феноменов, первичной по отношению к полю зрения, АПЗ не может «встать в торец» по отношению к полю зрения (в противном случае АПЗ была бы воспринята как проекция на такую же АПЗ, чего быть не может, поскольку не-формы одного вида тождественны).

При повороте абстрактной плоскости зрения «визуальная картинка» в поле зрения остается тождественной себе, но изменяется угол ее проекции на АПЗ. Если осуществляется поворот именно АПЗ, а не ее имагинативного эквивалента, то возникают сложные переживания, связанные с манипуляцией не-формой, которые не могут быть отражены в чувственно проявленных содержаниях. Можно говорить о странности возникающего при этом состояния. Специфические напряжения сознания, сопровождающие поворот АПЗ (особенно при осуществлении полного поворота или нескольких поворотов), предвещают разрыв, расслоение визуального пространства и пространства внимания.

Подобным же образом со сходными последствиями может быть осуществлен поворот АПЗ вокруг горизонтальной оси и еще более «странный» поворот вокруг диагонали в пространстве. После овладения техникой поворотов на основе этих элементарных движений строятся их сложные комбинации. Делается это не ради получения удовольствия от «игры в кубики», а для постепенного освоения пространства внимания, необходимого для дальнейшей практики.

Каждой дифференцированной перцептивной функции соответствует свое пространство — трехмерное для визуальной, одномерное для аудиальной, пространство с несколько неопределенной мерностью — для кинестетико-соматической. Внимание в силу своей недифференцированности может послужить основой для формирования нескольких вторичных функций, но для этого нужно выделить и закрепить специфику пространства внимания и несовпадение его характеристик с характеристиками визуального пространства.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.