Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2018-01-30 | 199 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – величайший древнегреческий философ, мыслитель, энциклопедист, основоположник логики и политической науки.
Родился в семье придворного врача македонского царя Аминты III.В 17-летнем возрасте поступил в академию Платона. В конце 340-х гг. по приглашению македонского царя Филиппа становится воспитателем его сына Александра.
В 50-летнем возрасте Аристотель снова возвращается в Афины, где открывает свою философскую школу – Ликей (Лицей). В нем он преподавал фактически до конца своей жизни.
Аристотель считается родоначальником политической науки,поскольку он сформулировал ее предмет (в качестве предмета выступает государство и его элементы) и метод (сравнительный и метод эмпирического наблюдения).
Политическаядоктрина Аристотеляпредставляет собой целостное учение о политике, ее содержании и назначении в обществе.
В обосновании сущности политики Аристотель исходит из политической природы человека. Это означает:
1) человек наделен от природы потребностью к общению, совместному проживанию;
2) «от прочих животных человек отличается тем, что имеет сознание о добре и зле, о справедливом и несправедливом».
Справедливость – это общее благо, безотносительная добродетель. Достижению общего блага и должна служить политика, поскольку это ее главная цель.
Учение о государстве
Государство – «форма общежития (общения) граждан, пользующихся известным политическим устройством», цель которого «состоит не просто в том, чтобы жить, а гораздо более в том, чтобы жить счастливо».
Вне государства в силу своей природы может находиться «либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек».
|
В отличие от Платона Аристотель к возникновению государства подходит исторически,полагая, что государство – продукт естественного развития.
Будучи существом политическим, человек создает для общения различные формы совместной жизни (семья и селение – общности, предшествующие государству; они же – изначальные элементы государства).
Следовательно, Аристотель отношения патриархальной семьи переносит на государство, рассматривая власть в государстве как продолжение власти главы семьи, создавая патриархальнуютеориюгосударства.
Как «совершеннейшая форма жизни», государство имеет определенное политическое устройство («порядок, который лежит в основании распределения государственных властей»). Аристотель классифицирует государства по трем критериям:
1) количественный –число правящих (один, меньшинство, большинство);
2) качественный –цели правления (благо одного, меньшинства, большинства);
3) имущественный –кому принадлежит власть (бедным или богатым).
Первые два критерия позволяют выделить:
три правильные формы:
Ø монархия;
Ø аристократия;
Ø полития.
три неправильные формы:
Ø тирания;
Ø олигархия;
Ø демократия.
Третий критерий приводит все многообразие форм правления к двум:
Ø олигархия– правление богатых и благородных;
Ø демократия – правление неимущих.
Аристотель различает две модели наилучшего государства:
1) абсолютно наилучшую;
2) реально возможную.
С точки зрения нравственного критерия абсолютно наилучшей моделью будет аристократия – государство, где граждане стремятся к достижению добродетельной жизни, чтобы «жить счастливо».
Реально возможная лучшая форма правления,которая обеспечивает политическую стабильность и надлежащее равенство, должна быть:
1. Умеренной, преодолевающей крайности и недостатки олигархии и демократии.
2. Смешанной, соединяющей их добродетели.
Эту форму Аристотель назвал политией.
|
Признаки политии:
1. Собственность средних размеров,позволяющая не только гарантировать самодостаточность семей, но и ослабить противоречия между бедностью и богатством.
2. Преобладание среднего класса со средним достатком.
3. Социальной опорой власти выступают собственники земли.
4. Политическая власть «сосредоточивается в руках воинов, которые вооружаются на собственный счет».Они обладают гражданскими правами в полном объеме.
Надлежащее распределение благ, что обеспечивает стабильность в полисе, достигается благодаря соблюдению принципа политической справедливости.
Учение о праве
В процессе политического общения свободных и добродетельных граждан возникает право, которое выражает отношение одного человека к другому.
Право – это мерило справедливости, регулирующая норма политического общения.
Аристотель различает:
Ø право естественное – неизменные веления политической природы человека, которые действуют повсеместно и не зависят от воли законодателя. Это набор всеобщих представлений и требований, которые наиболее полно отражают природную склонность человека к общению, совместному проживанию для достижения счастливой жизни.
Ø право условное – равная мера, которая может быть установлена для регулирования отношений между людьми на основе их взаимного согласия. Эта мера закрепляется в законах (писаное право) и обычаях (неписаное право).
Любой позитивный закон должен соответствовать требованиям политической справедливости («всякий закон в основе предполагает своего рода право» – правовую справедливость): в соответствии с этим только правильные формы государства имеют правовой характер, поскольку они обеспечивают возможность достижения общего блага.
Закон – некая общая мера, и он не может предусмотреть все возможные конкретные случаи жизни, однако даже при этом неопределенном общем характере закон является незаменимым регулятором политических отношений.
Подобное преодоление отрицательных последствий общего характера закона Аристотель называет правдой: «такова природа правды: она заключается в исправлении закона в тех случаях, где он, вследствие своей общности, неудовлетворителен».
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!