Изобразительная деятельность в первой младшей группе — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Изобразительная деятельность в первой младшей группе

2019-05-27 429
Изобразительная деятельность в первой младшей группе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

От авторов

Методическое пособие по изобразительной деятельности к «Программе воспитания в детском саду» создается впервые. В нем раскрываются содержание и методы работы во всех группах детского сада.

Одна из главных особенностей предлагаемой методики заключается в том, что развитие детского творчества рассматривается во взаимосвязи обучения и воспитания. Большое

внимание уделяется развитию самостоятельности детей, предоставлению широких возможностей для выражения собственных замыслов и отражения личного опыта.

Важное условие развития детского изобразительного творчества — овладение навыками и умениями, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией, способов работы с ними. Поэтому в данном пособии эти вопросы раскрываются при описании работы в каждой возрастной группе.

Формирование детского творчества невозможно без развития восприятия детей, обогащения их представлений об окружающем. Об этом также должны заботиться воспитатели всех групп.

Авторы пособия рассматривают занятия рисованием, лепкой, аппликацией в связи между собой и с другими сторонами воспитательной работы. Особое значение придается общественной направленности тематики занятий.

В описанных занятиях, в планах и конспектах предлагаются темы детских работ, позволяющие отражать явления общественной жизни нашей страны: строительство, полеты космических кораблей, труд советских людей, участие в субботнике и многие другие. Большинство воспитателей знают, какие методы и приемы обучения изобразительной деятельности существуют, но не всегда умеют применять их на занятиях. В связи с этим авторы считают необходимым давать в тексте описания занятий, раскрывать использование отдельных методических приемов.

Пособие написано с учетом всех исследований, проведенных за последнее десятилетие в области изобразительной деятельности детей дошкольного возраста, в том числе исследований по сенсорному воспитанию, которые обогатили методику обучения, способствовали включению в занятия обследования предметов с целью уточнения представлений детей о них. Исследования по технике рисования позволили определить роль изобразительных движений руки ребенка, необходимость овладения различными материалами для рисования, помогли расширить традиционный набор художественных материалов, которые использовались в детском саду.

Авторы опирались на исследования по детскому изобразительному творчеству, проведенные лабораторией эстетического воспитания НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, на исследования по обучению и развитию детского изобразительного творчества в лепке (Н. Б. Халезова, Москва).

Методика изобразительной деятельности обогатилась благодаря включению знакомства

детей с изобразительным искусством, доступность некоторых видов которого была доказана исследованиями и широкой работой с детьми.

При написании пособия авторы учитывали материалы, позволяющие рассматривать занятия рисованием, лепкой, аппликацией как одно из эффективных средств подготовки детей к школе.

Предлагаемые в пособии содержание занятий и методы неоднократно проверялись как в опытных, так и в массовых детских садах, а также на семинарах (краткосрочных и постоянно действующих), проводимых с воспитателями.

Книга состоит из пяти глав, в которых последовательно раскрывается методика работы с детьми по изобразительной деятельности в возрастных группах детского сада. В каждой главе даются перспективные планы по всем видам изобразительной деятельности и конспекты занятий. Форма планов позволяет видеть взаимосвязь рисования, лепки, аппликации со всеми сторонами воспитательной работы: чтением, рассказыванием, знакомством с окружающим, музыкальными занятиями и др. Это особенно важно для начинающих педагогов, не умеющих еще охватить все стороны работы в целом, представить их во взаимосвязи, обеспечить наиболее полное решение всех задач воспитания в разных видах деятельности детей. Но данная форма вовсе не является обязательной для каждого воспитателя: она приводится для того, чтобы показать возможности перспективного планирования.

В первой главе раскрываются особенности организации занятий по рисованию и лепке в первой младшей группе. Учитывая, что в этой группе изобразительная деятельность вводится впервые и основная задача состоит в том, чтобы привлечь детей к рисованию и лепке, авторы особое внимание уделяют раскрытию организации занятий и специфике работы с детьми этого возраста.

Одной из основных задач изобразительной деятельности во второй младшей группе, в отличие от предыдущей, является обучение детей изображению предметов округлой и прямоугольной форм, формообразующим движениям, благодаря которым дети овладевают изображением предметов и явлений окружающего мира. В связи с этим вводится обследование предметов перед их изображением, что способствует началу развития аналитического (зрительного и осязательного) восприятия детей.

Авторы стремятся показать на конкретных примерах, что введение обследования и активизация детей в этом процессе позволили предоставить детям больше самостоятельности в изображении предметов, исключить постоянный показ приемов изображения и образец воспитателя. В этой группе выделяются три вида изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), которые даются в единстве и взаимосвязи, что находит отражение в примерных планах занятий (на октябрь и март).

В средней группе продолжается обучение формообразующим движениям, но более дифференцированно (различие пропорций, величин, положения в пространстве) в связи с расширением представлений детей о внешнем виде окружающих предметов. Вводимую в этой группе декоративную деятельность следует использовать для осуществления задач эстетического и сенсорного воспитания: развития чувства цвета, композиции, расширения представления о цветах, величинах, геометрических формах. Отражение окружающей жизни вызывает необходимость развития пространственных представлений у детей.

В этой группе вводится вырезывание и в связи с этим обучение детей пользованию новым для них инструментом — ножницами. Важное место в обучении детей старшей группы должны занимать уточнение и усложнение пространственных представлений, с чем связано изображение пропорциональности предметов, их величин и пространственных отношений. Овладев умением передавать строение предметов, дети получают возможность при изображении людей, животных в движении изменять положение частей тела, туловища. Воспитателям необходимо уделять особое внимание развитию цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования. В процессе знакомства детей с произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства необходимо развивать эстетические чувства и оценки.

Подготовительная группа является завершающей., Подготовка детей к школе осуществляется и в предыдущих группах, но в этой она выражается наиболее ярко. Большие возможности заложены и в изобразительной деятельности, так как в итоге каждого занятия остается результат (рисунок, лепка, аппликация), который можно анализировать и оценивать. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией связаны с подготовкой необходимых материалов, требуют от каждого ребенка проявления внимания, самостоятельности, целенаправленности действий, умения довести начатое дело до конца, умения оценить свою работу и работу товарища. На воспитание этих сторон личности педагогу и следует обратить особое внимание в работе со старшими детьми.

В подготовительной группе должно продолжаться решение тех изобразительных задач, которые были поставлены в старшей группе: передача пространственных и цветовых отношений, характерной формы и строения предметов, выражения сюжетного содержания. Вместе с тем частично решаются те задачи, которые ставятся школой: передача конкретных свойств натуры, знакомство с элементарными закономерностями декоративного искусства. Важно, чтобы в этой группе ознакомление с произведениями изобразительного и декоративного искусства и отдельными художниками носило систематический и планомерный характер.

Творчество детей седьмого года жизни приобретает более индивидуальный характер, и его следует поддерживать, поощрять во всех видах изобразительной деятельности, на всех занятиях.

Изобразительная деятельность детей является одним из важных средств эстетического воспитания. Это проявляется в содержании и построении предлагаемой методики работы с детьми: и в развитии умения видеть и понимать прекрасное, и в отборе содержания для изображения, и в развитии эстетических чувств на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией, и в отборе материалов для занятий, позволяющих добиться наиболее выразительного изображения.

 

От авторов

Методическое пособие по изобразительной деятельности к «Программе воспитания в детском саду» создается впервые. В нем раскрываются содержание и методы работы во всех группах детского сада.

Одна из главных особенностей предлагаемой методики заключается в том, что развитие детского творчества рассматривается во взаимосвязи обучения и воспитания. Большое

внимание уделяется развитию самостоятельности детей, предоставлению широких возможностей для выражения собственных замыслов и отражения личного опыта.

Важное условие развития детского изобразительного творчества — овладение навыками и умениями, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией, способов работы с ними. Поэтому в данном пособии эти вопросы раскрываются при описании работы в каждой возрастной группе.

Формирование детского творчества невозможно без развития восприятия детей, обогащения их представлений об окружающем. Об этом также должны заботиться воспитатели всех групп.

Авторы пособия рассматривают занятия рисованием, лепкой, аппликацией в связи между собой и с другими сторонами воспитательной работы. Особое значение придается общественной направленности тематики занятий.

В описанных занятиях, в планах и конспектах предлагаются темы детских работ, позволяющие отражать явления общественной жизни нашей страны: строительство, полеты космических кораблей, труд советских людей, участие в субботнике и многие другие. Большинство воспитателей знают, какие методы и приемы обучения изобразительной деятельности существуют, но не всегда умеют применять их на занятиях. В связи с этим авторы считают необходимым давать в тексте описания занятий, раскрывать использование отдельных методических приемов.

Пособие написано с учетом всех исследований, проведенных за последнее десятилетие в области изобразительной деятельности детей дошкольного возраста, в том числе исследований по сенсорному воспитанию, которые обогатили методику обучения, способствовали включению в занятия обследования предметов с целью уточнения представлений детей о них. Исследования по технике рисования позволили определить роль изобразительных движений руки ребенка, необходимость овладения различными материалами для рисования, помогли расширить традиционный набор художественных материалов, которые использовались в детском саду.

Авторы опирались на исследования по детскому изобразительному творчеству, проведенные лабораторией эстетического воспитания НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, на исследования по обучению и развитию детского изобразительного творчества в лепке (Н. Б. Халезова, Москва).

Методика изобразительной деятельности обогатилась благодаря включению знакомства

детей с изобразительным искусством, доступность некоторых видов которого была доказана исследованиями и широкой работой с детьми.

При написании пособия авторы учитывали материалы, позволяющие рассматривать занятия рисованием, лепкой, аппликацией как одно из эффективных средств подготовки детей к школе.

Предлагаемые в пособии содержание занятий и методы неоднократно проверялись как в опытных, так и в массовых детских садах, а также на семинарах (краткосрочных и постоянно действующих), проводимых с воспитателями.

Книга состоит из пяти глав, в которых последовательно раскрывается методика работы с детьми по изобразительной деятельности в возрастных группах детского сада. В каждой главе даются перспективные планы по всем видам изобразительной деятельности и конспекты занятий. Форма планов позволяет видеть взаимосвязь рисования, лепки, аппликации со всеми сторонами воспитательной работы: чтением, рассказыванием, знакомством с окружающим, музыкальными занятиями и др. Это особенно важно для начинающих педагогов, не умеющих еще охватить все стороны работы в целом, представить их во взаимосвязи, обеспечить наиболее полное решение всех задач воспитания в разных видах деятельности детей. Но данная форма вовсе не является обязательной для каждого воспитателя: она приводится для того, чтобы показать возможности перспективного планирования.

В первой главе раскрываются особенности организации занятий по рисованию и лепке в первой младшей группе. Учитывая, что в этой группе изобразительная деятельность вводится впервые и основная задача состоит в том, чтобы привлечь детей к рисованию и лепке, авторы особое внимание уделяют раскрытию организации занятий и специфике работы с детьми этого возраста.

Одной из основных задач изобразительной деятельности во второй младшей группе, в отличие от предыдущей, является обучение детей изображению предметов округлой и прямоугольной форм, формообразующим движениям, благодаря которым дети овладевают изображением предметов и явлений окружающего мира. В связи с этим вводится обследование предметов перед их изображением, что способствует началу развития аналитического (зрительного и осязательного) восприятия детей.

Авторы стремятся показать на конкретных примерах, что введение обследования и активизация детей в этом процессе позволили предоставить детям больше самостоятельности в изображении предметов, исключить постоянный показ приемов изображения и образец воспитателя. В этой группе выделяются три вида изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), которые даются в единстве и взаимосвязи, что находит отражение в примерных планах занятий (на октябрь и март).

В средней группе продолжается обучение формообразующим движениям, но более дифференцированно (различие пропорций, величин, положения в пространстве) в связи с расширением представлений детей о внешнем виде окружающих предметов. Вводимую в этой группе декоративную деятельность следует использовать для осуществления задач эстетического и сенсорного воспитания: развития чувства цвета, композиции, расширения представления о цветах, величинах, геометрических формах. Отражение окружающей жизни вызывает необходимость развития пространственных представлений у детей.

В этой группе вводится вырезывание и в связи с этим обучение детей пользованию новым для них инструментом — ножницами. Важное место в обучении детей старшей группы должны занимать уточнение и усложнение пространственных представлений, с чем связано изображение пропорциональности предметов, их величин и пространственных отношений. Овладев умением передавать строение предметов, дети получают возможность при изображении людей, животных в движении изменять положение частей тела, туловища. Воспитателям необходимо уделять особое внимание развитию цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования. В процессе знакомства детей с произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства необходимо развивать эстетические чувства и оценки.

Подготовительная группа является завершающей., Подготовка детей к школе осуществляется и в предыдущих группах, но в этой она выражается наиболее ярко. Большие возможности заложены и в изобразительной деятельности, так как в итоге каждого занятия остается результат (рисунок, лепка, аппликация), который можно анализировать и оценивать. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией связаны с подготовкой необходимых материалов, требуют от каждого ребенка проявления внимания, самостоятельности, целенаправленности действий, умения довести начатое дело до конца, умения оценить свою работу и работу товарища. На воспитание этих сторон личности педагогу и следует обратить особое внимание в работе со старшими детьми.

В подготовительной группе должно продолжаться решение тех изобразительных задач, которые были поставлены в старшей группе: передача пространственных и цветовых отношений, характерной формы и строения предметов, выражения сюжетного содержания. Вместе с тем частично решаются те задачи, которые ставятся школой: передача конкретных свойств натуры, знакомство с элементарными закономерностями декоративного искусства. Важно, чтобы в этой группе ознакомление с произведениями изобразительного и декоративного искусства и отдельными художниками носило систематический и планомерный характер.

Творчество детей седьмого года жизни приобретает более индивидуальный характер, и его следует поддерживать, поощрять во всех видах изобразительной деятельности, на всех занятиях.

Изобразительная деятельность детей является одним из важных средств эстетического воспитания. Это проявляется в содержании и построении предлагаемой методики работы с детьми: и в развитии умения видеть и понимать прекрасное, и в отборе содержания для изображения, и в развитии эстетических чувств на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией, и в отборе материалов для занятий, позволяющих добиться наиболее выразительного изображения.

 

Изобразительная деятельность в первой младшей группе

Интерес к рисованию появляется у детей рано. Наблюдая, как родители, старшие братья, сестры действуют с ручкой, карандашами, малыши тоже пытаются брать в руки карандаш и водить им по бумаге. В этом проявляется характерное для двухлетних детей активное стремление выполнять действия без помощи взрослого. Но, естественно, вначале у них ничего не получается: рука не слушается, а как надо рисовать, в семье учат редко.

Впервые организованное приобщение ребенка к изобразительной деятельности начинается в детском саду, в первой младшей группе (третий год жизни).

Программа обучения в этой группе очень невелика. Прежде всего необходимо познакомить детей с бумагой, обратить их внимание на то, что карандаш (если провести отточенным концом) оставляет след.

Надо научить ребенка замечать нанесенные на бумагу штрихи и линии, следить взглядом за движением карандаша (кисти) по бумаге. Постепенно следует учить детей находить сходство получившихся штрихов и линий с окружающими предметами.

Затем следует побуждать детей к осознанному повторению ранее получившихся штрихов. Этот этап является очень важным в овладении изображением: в дальнейшем дети смогут воспроизводить в рисунке (по показу воспитателя и без него) несложные предметы и явления: дождик капает, снежок идет, листочки летят, ручейки текут и т. д.

Одна из главных задач, на которую также указывается в программе,— научить детей правильно держать карандаш и кисть: в пальцах, а не в кулачке.

Как же осуществляется в течение года обучение детей рисованию и лепке?

«Программа воспитания в детском саду» рекомендует проводить в неделю одно занятие рисованием и одно лепкой. Значит, количество занятий лепкой и рисованием должно быть одинаковым. Однако чередование их иногда может быть нарушено: в одну неделю проводятся два занятия рисованием, а в другую — два занятия лепкой. Такой порядок вызывается необходимостью закрепить умения, цолученные ребенком по тому или другому виду деятельности: недельный перерыв слишком велик для малыша, и он забывает, что узнал, чему научился на предыдущем занятии.

В начале учебного года занятия изобразительной деятельностью проводятся не со всей группой одновременно, а по подгруппам. Делается это для того, чтобы педагог мог увидеть действия каждого ребенка, каждому помочь, каждого направить. Когда ребенок только начинает учиться рисовать, лепить, очень важно, чтобы он с самого начала усваивал правильные приемы работы с карандашами, красками, глиной. А дети, пока они осваиваются с жизнью в коллективе и только начинают заниматься (ведь основная масса детей приходит в детский сад из семьи), с трудом воспринимают указания воспитателя, когда группа большая. Такие маленькие дети очень нуждаются в индивидуальном общении с педагогом.

Воспитательница готовит на нескольких столах материал примерно для половины группы. В первую очередь она предлагает заниматься тем детям, которые самостоятельно не нашли себе дела и не увлечены игрой. К ним по желанию присоединяются еще несколько человек. Остальные играют; с ними находится няня. Важно при этом, чтобы дети приучались играть тихо и не мешать тем, кто занимается.

Если малыш занят игрой и еще не привык к занятиям, настойчивое требование заниматься может вызвать капризы, даже плач, а отрицательное отношение к рисованию, лепке укрепится надолго. Постепенно, когда дети привыкнут к организуемым педагогом занятиям, этот переход будет осуществляться спокойнее.

Дети рисуют или лепят примерно 10 минут: одни заканчивают раньше, другие несколько позже. Воспитательница разрешает выйти из-за стола тому ребенку, который больше не хочет рисовать или лепить (в этой группе еще нет строгой регламентации конца занятия). Когда все дети первой подгруппы кончают заниматься, няня начинает одевать их на прогулку (если была лепка, ведет детей мыть руки, затем одеваться). Воспитательница в это время проводит занятие со второй подгруппой. Затем она идет гулять с уже одетыми детьми, а няня одевает остальных.

Постепенно дети привыкают к тому, что в определенное время бывают занятия; многие из них сразу садятся за столы. Подгруппы занимающихся могут оказаться неравными, это не должно смущать педагога, но столов должно хватать на всех.

Занятия с подгруппами позволяют воспитателю уделить внимание каждому ребенку: поправить позу, добиться правильного использования материала, помочь, если что-то не удается. Это особенно важно на начальном этапе овладения рисованием и лепкой. Когда детей сразу много, воспитатель может кого-то упустить из поля зрения, и, если ребенок действует в это время неправильно, эти навыки закрепляются.

Во второй половине года все дети занимаются охотно. Некоторые правила ими уже усвоены, и это облегчает воспитателю руководство всеми детьми одновременно. Разбивать их на подгруппы уже не обязательно.

Длительность занятия по-прежнему остается различной: одни могут заканчивать рисунок, лепку раньше, другие чуть позже. Закончившие идут мыть руки, одеваться на прогулку; им помогает няня.

При проведении занятий в первой младшей группе нельзя предъявлять всем одинаковые требования. Главное — воспитать интерес к изобразительной деятельности, желание испробовать свои силы, привить навыки определенного поведения в процессе занятия и обращения с материалами.

Уже с первых занятий необходимо приучать детей сидеть прямо, не слишком наклоняясь над столом, рисовать правой рукой, а левой придерживать лист бумаги. Но малышу недостаточно одних словесных указаний: вначале необходимо каждому помочь правильно сесть, положить правильно руки. Мышцы ребенка еще очень слабы, особенно мышцы-разгибатели, поэтому очень скоро дети начнут склоняться над столом, а педагог снова и снова должен поправлять их позу. На всех последующих занятиях также необходимо следить, чтобы дети сидели правильно, но для большинства уже достаточно будет одного словесного напоминания.

Организуя работу по изобразительной деятельности в первой младшей группе, необходимо учитывать большую эмоциональную возбудимость детей этого возраста. Говорить с малышами надо мягко и указания формулировать в виде предложения, а не категорического требования. Например, воспитатель дает детям вырезанные из темной бумаги силуэты домов и говорит: «Посмотрите, как темно в домиках. Давайте зажжем огоньки. Вот так будем зажигать». Показывает, как обмакнуть кисть в краску, как, прикладывая ее всем ворсом к бумаге, получить светлые пятнышки — огоньки.

Бывает и так, что малыш, не войдя еще в детский коллектив, не привыкнув к режиму детского учреждения, какое-то время отказывается заниматься или не выполняет задания воспитателя. Надо относиться к этому спокойно: не упрекать ребенка, а дать ему возможность привыкнуть к занятиям. Нужно, чтобы занятия доставляли детям радость, а недостаточная чуткость, требование выполнить задание (без учета настроения и состояния ребенка) вызывает протест, а иногда и отрицательное отношение к деятельности вообще.

Начинать занятия можно как с лепки, так и с рисования. В каждом случае педагог учитывает навыки и умения детей своей группы. Рисование может оказаться для большинства более знакомым, но лепка привлекает новизной материала (в семье обычно дети не имеют дела с глиной или пластилином); кроме того, сжатый в руках комочек глины сразу может напомнить какой-либо предмет, вызвать желание играть с ним. Ребенку двух лет легче действовать непосредственно руками, чем каким-нибудь инструментом: он с удовольствием мнет глину, сжимает ладонями, надавливает на нее пальцами; для рисования же надо овладеть действиями руки с карандашом. Однако наблюдения за детьми от года до двух лет показывают, что именно в это время они начинают овладевать действиями с ложкой при еде, пользоваться палочкой для доставания предмета. И хотя вначале руки слабы и не слушаются, ребенок приспосабливает свои движения к захватыванию пищи ложкой, несмотря на то что это связано с известными трудностями, а взять пищу прямо руками легче. Овладение карандашом и кистью также удается детям не сразу. Вначале движения руки с карандашом, как и с любым другим орудием, которым малыш только начинает пользоваться, неумелы: ребенок или слишком сильно зажимает карандаш в руке, и рука становится очень напряженной, теряет свободу, или почти не держит его, не умея зажать в пальцах, и карандаш вываливается из рук. Но постепенно движения эти становятся увереннее.

Рисование карандашами требует усвоения целого ряда технических навыков: надо научиться правильно брать карандаш (тремя пальцами), держать его большим и средним, придерживая сверху указательным, удерживать его в пальцах и правильно действовать им. Так же как и правильной позе, приемам пользования карандашом надо учить с первых же занятий.

Часто бывает, что воспитатель, показав, как держать карандаш, не замечает, что некоторые держат его «щепоткой», двумя пальцами, кулаком или в левой руке. Если на неправильные, способы не обратить внимание сразу, ребенок к ним привыкает и позже с трудом усваивает правильные. Нельзя при этом ограничиваться одними словесными замечаниями: «Аня, возьми карандаш правильно!» Сам ребенок, не имея еще опыта действий с карандашом, не знает, что нужно сделать. Ему надо показать это практически, взяв его руку в свою и положив пальчики как следует. В процессе занятия надо также все время обращать внимание на то, как дети держат карандаш, и поправлять по мере надобности.

Не следует спешить сразу после этих первых занятий давать детям краски: очень важно, чтобы у детей немного закрепился способ рисования карандашами.

Первые рисунки малышей — это, как правило, беспорядочные линии, отрывистые штрихи без достаточного нажима, иногда скользящие по бумаге, наносимые в случайном направлении. Но уже после двух-трех проб движения приобретают более организованный характер.

При рисовании отдельных линий зрение еще не регулирует движение, а лишь сопровождает его. Нанося штрихи, ребенок двигательно осваивает пространство листа бумаги. Меняя направление, характер штрихов (прямолинейные, дугообразные), он как бы осуществляет двигательный поиск. Постепенно движения становятся более разнообразными: из дугообразного получается вращательное, затем оно все более и более округляется, сосредоточиваясь на одном месте и образуя мотки или распространяясь по всему листу, давая спирали. Опираясь на этот естественный путь развития рисовальных движений, следует предоставить детям возможность осознанного повторения, чтобы добиться свободы и легкости их воспроизведения. А чтобы повторение не было механическим, необходимо связать движение с образом: предложить детям нарисовать, «как наматывают нитки на клубочек», «как кружится юла», «дым идет из труб» и т. п. Такому рисованию должны предшествовать наблюдения реальных действий, чтобы ребенок знал изображаемое явление, а не повторял только показ педагога.

От неотрывного движения ребенок переходит к раздельным. Отдельные линии приобретают все более разнообразный характер: закругляются, ломаются под углом, образуют зигзаги. Ребенок овладевает перекрещиванием линий. Однако это разнообразие линий получается чаще всего случайно: не всякую линию ребенок может повторить по предложению взрослого, не всегда удается направить движение руки, подчинить его определенной цели. В процессе рисования у малыша наблюдается еще мног,о нецеленаправленных движений, не связанных с получением определенного результата; например, он не может сознательно в нужной точке остановиться, чтобы получить линию определенной длины, а рисует как выйдет.

Пусть воспитателя не смущает отсутствие узнаваемых изображений. Рисование, направленное на освоение пространства листа, действий с карандашом и кистью, очень полезно для ребенка. И такому свободному рисованию следует посвятить 3—4 первых занятия. Это позволяет воспитателю приобщать детей к рисованию, учить правильно сидеть на занятиях и правильно держать карандаш, не сжимать его в руке слишком сильно, не заходить за пределы листа, вовремя останавливать руку.

Важно, чтобы уже в этой группе формировались правильные технические навыки. При постоянном внимании воспитателя, терпеливом и настойчивом повторении указаний, показе нужных приемов, действий с рукой ребенка вырабатываются необходимые умения и навыки. Раннее привитие этих навыков способствует выработке смелых, легких и уверенных движений руки с карандашом. Постепенно движения становятся все разнообразнее. Вместе с тем и повторение однородных движений доставляет ребенку большое удовольствие. Благодаря упражнению он быстрее овладевает движениями.

Несмотря на то что дети еще малы и только начинают рисовать, замечаются большие индивидуальные различия в овладении рисовальными движениями: одни склонны нажимать на карандаш сильно, другие проводят еле видные линии; одни на решаются проводить длинных линий, другие делают широкие размашистые движения. Совсем стирать эти различия не следует, ко постепенно нужно прививать всем детям умение нажимать на карандаш так, чтобы четко было видно нарисованное, проводить линии как длинные, требующие широких движений, так и короткие. Для этого служат занятия, на которых предлагается рисовать длинные дороги, текущие ручейки, а также падающий снег, дождь.

Надо постоянно следить за правильной позой. Во время занятий поза ребенка не должна быть неподвижной: ребенок меняет Положение не только рук и ног, но и корпуса. Не следует допускать искривления спины, излишнего наклона над столом, поджимания ног под себя.

После 3—4 занятий, на которых дети рисуют карандашом, можно перейти к рисованию красками. На первом же занятии надо показать детям кисточку и краску. Объяснить, что кисточка — это деревянная палочка с мягкими волосками на конце. Пусть дети легко проведут волосяной частью кисти по ладошке, чтобы почувствовать, какая она мягкая. Нужно показать детям, как тремя пальцами держать кисть чуть выше железного наконечника, как осторожно обмакивать всем ворсом в краску (кисть предварительно должна быть смочена в воде, иначе краска будет плохо набираться — это заранее должен сделать педагог и дать детям влажные кисти), как отжимать ворс о край баночки с краской, чтобы она не капнула на бумагу, и после этого рисовать. На следующем занятии надо вновь покйзать, как взять кисть и набрать на нее краску, снять лишнюю краску о край чашечки и т. д. Все эти приемы пользования краской надо показывать неоднократно и напоминать о них прежде всего тем детям, которые с трудом овладевают нужными навыками. Тем же, кто действует верно, напоминать не следует, чтобы не лишать их самостоятельности, не приучать действовать лишь по указанию. Но чтобы они были уверены в том, что действуют правильно, их следует похвалить. Дети двух и трех лет живо и эмоционально откликаются на похвалу взрослого. Переживаемая при этом радость является положительным подкреплением правильных приемов работы, способствует их упрочению.

На первом занятии лучше дать всем детям краску одного цвета, чтобы сосредоточить их внимание на способах работы кистью и пользования краской. На следующем занятии краску можно поменять, но опять дать всем одного цвета. Лишь тогда, когда дети немного овладеют действиями с кистью и краской, можно на разные столы ставить разную краску, а к концу года и на один стол готовить краски 2 цветов. Не следует бояться при этом, что на какое-то время рисунки станут менее аккуратными; постепенно при внимании воспитателя дети научатся рисовать двумя-тремя красками, и рисунки их станут красочными, красивыми. В первой младшей группе для лепки лучше давать хорошо промешанную, не слишком сырую глину, а не пластилин. Для рисования рекомендуются мягкие карандаши черного, красного, синего и зеленого цвета. Из обычного набора в шесть цветных карандашей сперва лучше взять красный и черный, а затем также синий и зеленый карандаши: это наиболее яркие и отчетливо видные на бумаге цвета (желтый и коричневый карандаши лучше совсем не давать). Краски гуашь нужно разводить густо, чтобы они не растекались по бумаге. В этой группе еще не ставится задача научить детей передавать реальный цвет предметов. На первых занятиях надо давать карандаши не менее двух цветов, а затем все четыре. В тех случаях, когда ребенок всегда берет карандаш или краску одного какого-либо цвета и как бы не замечает других цветов, можно предложить ему порисовать другим цветом, но настаивать не следует. Когда воспитатель дает какое-либо определенное задание, необходимо указать соответствующий цвет краски, но затем надо вновь предоставить детям возможность пользоваться красками и карандашами разных цветов.

Как только дети овладевают умением изменять комок глины, сжимая его руками или вдавливая пальцами, наносить на бумагу штрихи, линии и пятна разного характера, у них возникает желание что-то изобразить. У некоторых детей это желание очень сильно: они энергично мнут глину, наносят штрихи на бумагу, всматриваются в то, что у них получается, и, «узнав», радостно просят воспитателя посмотреть, что они вылепили или нарисовали. Так как изображения малышей несовершенны, взрослый не всегда узнает в рисунке, лепке предмет, который видится ребенку. В этих случаях не надо говорить ребенку, что он ничего не нарисовал, а просто начиркал. Ребенок может уловить сходство, которого мы не замечаем, а возникшее у него желание создать изображение очень ценно. Постепенно ребенок улавливает все большее и большее сходство с предметом, хотя оно и получается у него случайно.

Наряду с этим воспитатель сам обращает внимание ребенка на то, что узнается всеми: и детьми, и взрослыми. Первые образы связаны с действием, движением, которое происходит в окружающем,— летят листья, идет дождь, падает снег, поднимается кверху дым, ребенок шагает по дорожке, и его ножки оставляют следы.

Взяв краску на кисть и прикладывая ее всем ворсом к бумаге, воспитатель показывает, как можно нарисовать листик, и еще листик, и еще,— так они падают с деревьев.

Нужно следить при этом, чтобы дети хорошо насыщали кисть краской, обмакивая е


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.