Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2019-05-27 | 178 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Что же в поведении животного является врожденным, а что приобретается в процессе его индивидуальной жизни?
Можно безошибочно утверждать, что все механизмы основных влечений, выраженные различным образом у различные живых существ врожденные. Они являются основой любого программированного поведения.
Другое дело вопрос о том, какие формы поведения передаются по наследству. У живых существ, у которых дети не встречаются с родителями (большинство насекомых) по наследству передаются все этапы их целенаправленной деятельности, ведущей к удовлетворению основных потребностей организма.
Однако, как мы могли видеть ранее, эти действия проявляются только в определенных условиях и в обязательной последовательности, в зависимости от результата предшествующей деятельности.
У высших животных дело обстоит сложнее. Интересное наблюдение сделал профессор Я. А. Милягин. Ему удалось показать, что только что вылупившийся из яйца птенец грача уже открывает клюв не только непосредственно на поднесение червяка, но и на сотрясение гнезда, обдувание его спинки воздухом, а также на специально подобранный звук «кар». Оказалось, что понять причину всех этих раздражителей совсем не сложно. Все вышеупомянутые факторы из поколения в поколение сопровождают кормление новорожденного грача. Так, самец-грач, прилетая с пищей, садится на ветку рядом с гнездом. В результате этого гнездо перед кормлением всегда сотрясается. При опускании на ветку он машет крыльями, и сидящая в гнезде мать кричит «кар».
Таким образом, все упомянутые факторы являются обязательными предшественниками кормления грача. Поскольку они из поколения в поколение остаются неизменными, их механизмы приобрели способность передаваться по наследству.
|
То же самое мы можем видеть на примере пищевых реакций других животных. Врожденным является акт сосания. У ряда животных (кошки, собаки) по наследству передаются и средства ориентации (по запаху, шерсти и т. д.) для поиска соска.
Никто не обучает кошку или мышь «умываться». Эти движения также передаются по наследству как средство поддержания организма в чистоте. Наиболее яркий пример передачи по наследству охотничьего инстинкта и многих сигналов, связанных с охотой, представляют охотничьи собаки.
С. Н. Хаютин, наблюдая за поведением новорожденной птицы мухоловки-пеструшки, обнаружил любопытное явление. Обычно эти птицы выводятся в темном дупле, в которое ведет маленькое отверстие. Оказалось, что затемнение гнезда уже является причиной пищевой деятельности новорожденных птенцов. Они начинают разевать рты, пищать и т. д. И это понятно, т. к. из поколения в поколение прием пищи сопровождается у этих птиц предварительным затемнением гнезда, которое производит мать, закрывая собой вход в дупло.
Эти примеры указывают на то, что у высших животных кроме механизмов основных влечений по наследству могут передаваться и те этапы пищевой деятельности, которые из поколения в поколение сопровождают ее и находятся в непосредственной близости к пищевому подкреплению. В этом заключается смысл передачи условных рефлексов по наследству и переход их в безусловные реакции.
Таким образом, в наследственной информации закодирована не только структура организма, но и основные этапы его целенаправленного поведения. Все эти процессы определяются чисто материальными факторами и никакого места не остается ни мистике, ни преформизму.
Как мы уже отмечали, наследственные механизмы поведения, ведущие к достижению той или иной цели, могут изменяться при изменении условий существования. Они надежны только для неизменных условий. Я. Дембовский приводит следующий пример. Личинка ручейника строит свой домик из песчинок, склеивая их выделениями особых желез. Обычно домик имеет приплюснутую форму и состоит из трубки, в которой находится животное, симметричных боковых крыльев и крышки, свешивающейся спереди. При повреждении домика личинка его чинит. Если удалить переднюю половину домика, то личинка пристроит спереди кусочек трубки и повесит над ним крышку. Однако каждая личинка делает эти реконструкции на свой манер. Во вновь построенных домиках либо различно число вклеенных песчинок, либо отличен способ их соединения, либо не совпадают контуры частей и т. д.
|
Дело обстоит хуже, если удалить задние две трети домика. Здесь уже наблюдается большое разнообразие в способе реконструкции. Однако несмотря на большое разнообразие архитектуры, следует обратить внимание на одно обстоятельство. Каков бы ни был способ восстановления жилища, окончательный результат всегда в принципе одинаков — трубка всегда имеет определенную длину и спереди над ее отверстием всегда свисает крыша.
Точно так же путем специальных воздействий можно «подружить» кошку и мышь. Оказалось, что у выращиваемых вместе котят и крысят процент последующих нападок кошек на мышей резко уменьшается. Кроме того, можно выработать у кошки страх перед мышью, если каждую попытку кошки схватить мышь сопровождать ударом электрического тока.
Все эти примеры указывают на то, что как врожденные механизмы инстинкта могут изменяться при изменении внешней среды, так и приобретенные навыки при определенных условиях могут передаваться по наследству.
УПРАВЛЕНИЕ ИНСТИНКТОМ
Очень часто в цирковых представлениях мы можем наблюдать следующую сцену. Животное выполняет любопытный трюк, делает его великолепно, но сразу же после его выполнения бежит к дрессировщику и с нетерпением ожидает угощения. Таков метод дрессировки. За каждое совершенное в нужном дрессировщику направлении действие, животное получает вознаграждение (как правило, пищу). Есть и другие методы обучения, когда в качестве подкрепления используется болевое раздражение.
Рассмотрим теперь, как формируется поведение животного при таких методах тренировки.
Для животного, безусловно, имеет значение не то действие, которое вызывает восторг публики, а тот конечный, важный для него результат — пищевое или болевое подкрепление. Вся его деятельность направлена именно на то, чтобы получить пищу или избежать болевого раздражения. Но путь к этому лежит через необходимое для дрессировщика действие, и животное обучается его делать. При этом чем более близко к естественным экологическим движениям и поведению животного это действие, тем оно быстрее и лучше осваивается. Замечательный русский дрессировщик В. Л. Дуров как раз и применял в своем методе дрессировки это свойство. Его заяц-барабанщик или бобр-полоскун используют в цирковом трюке свои естественные навыки и движения.
|
Подобный метод обучения, как не трудно заметить, близок к методу выработки натуральных условных рефлексов И. П. Павлова. Однако в этом методе дрессировки имеются некоторые недостатки. Часто мы можем наблюдать, как животное совершает обученное действие как бы «между прочим», «мимоходом». Все его поведение направлено на то, чтобы получить лакомую пищу. Для животного обученное действие не имеет никакого самостоятельного значения. Оно является только сигналом будущего подкрепления.
Поэтому возникает предложение, не лучше ли проводить дрессировку в направлении создания у животных сильных побуждающих моментов, сильных мотиваций. Именно они должны быть инициаторами любого обученного действия. Действие должно возникать не на основе будущего подкрепления, а вслед за появлением той или иной мотивации. Таким образом, надо воспитывать у животных потребность к тому или иному поведенческому акту, чтобы каждый такой акт или его серия приобретали самостоятельный биологически важный смысл, отсроченный от реального подкрепления, а не являлись только средством удовлетворения основных потребностей организма. Важно, чтобы само действие и его результат вызывали удовлетворение определенных побуждений животного.
Второй путь управления инстинктом — воздействие на деятельность инициативных мотивационных центров. Каждый такой центр имеет свои специфические раздражители и свой специфический обмен веществ. Оказалось, что с помощью специальных фармакологических средств можно избирательно влиять на эти центры.
|
Особенно эффективными в этом отношении сказались так называемые психофармакологические средства. Сейчас уже есть целый ряд таких препаратов, которые избирательно действуют на механизмы мотивации страха. Примером таких веществ является аминазин.
Чешский ученый В. Гавличек провел в Советском Союзе такой опыт. Кролику в определенной обстановке наносилось болевое раздражение. В результате этого сама обстановка эксперимента вызывала у животного паническое состояние страха, и он отказывался от еды. Но вот кролику вводится аминазин, страх у животного исчезает. Он спокойно начинает есть в экспериментальной обстановке. Значит, аминазин избирательно заблокировал механизмы страха.
Сейчас проводятся активные поиски веществ, избирательно подавляющих влечение голода. Одно из таких веществ — амфетамин. Такое же действие оказывают некоторые холинолитические вещества — атропин и амизил.Однако наиболее эффективными в этом направлении являются, безусловно, специальные гормоны. В гормонах природа отработала исключительно тонкую специализацию. Поэтому естественно предполагать, что каждое основное влечение организма имеет свой спектр стимулирующих и тормозящих гормонов.
Некоторые наблюдения показывают справедливость подобного предположения. После инъекции пролактина (гормона эпифаза) петух начинает реагировать на цыплят и проявлять заботу о них так, как это обычно делает кур:ица. Известно, что кастрированные животные утрачивают свою агрессивность. Если добавить в пищу пчелам препараты щитовидной железы,— тироксин или йодтиреоглобулин — то это вызывает у них резкое учащение последующих приемов пищи. Добавление к пище тироксина значительно увеличивает ритм танца пчел, сигнализирующего о направлении и месте пищи.
Все эти наблюдения единичны. Вопрос о роли гормонов в формировании основных влечений организма все еще остается неясным.
И последнее. Мы отмечали, что инстинкты играют важную роль в обучении и формировании навыков у животных. То же самое наблюдается и у человека. Ребенок рождается на свет только с набором врожденных влечений. Все его последующее обучение и воспитание происходит на этой основе.
Как важно при этом не нарушить естественного порядка обучения от мотивации к ее подкреплению. Однако сплошь да рядом мы имеем примеры подавления естественных влечений ребенка родителями. Если ребенок испытывает голод, то кормление вызывает у него естественное чувство удовлетворения. Но часто ребенка кормят насильно, при отсутствии у него голодного побуждения. В этом случае пища из естественного фактора положительного подкрепления превращается в отвергаемый агент. Тем самым полностью разрушается естественный цикл инстинктивного поведения. И сколько это приносит в последующем неприятностей!
|
Все воспитание ребенка должно проводиться в направлении формирования более высоких социальных мотивов и способности их удовлетворения. Эти процессы начинаются от правильно происходящей инстинктивной деятельности к деятельности более сложной.
Отсюда ясно, что если ребенок поставил перед собой даже пустяковую задачу, важно, чтобы дело было доведено до определенного результата. Только этот путь создает в дальнейшем стремление к труду, искусству и науке.
Следует обратить внимание на то, что в процессе обучения, даже у животных, а у человека в особенности, ведущая роль в формировании поведения начинает принадлежать внешним (у человека — социальным) факторам. При этом исходная роль инстинктивных влечений начинает отступать на второй план. Все воспитание человека строится в направлении выработки способности в определенной обстановке сдерживать инстинктивные порывы. Эго происходит за счет формирования других, более сильных социальных побуждений. Основная арена этих процессов у высших животных и человека — кора больших полушарий.
Однако даже у взрослого человека может инстинктивная деятельность проявиться в отчетливой форме. Это возможно во всех тех случаях, когда деятельность коры головного мозга ослаблена и нарушается контроль со стороны коры головного мозга над нижележащими мотивационными подкорковыми образованиями, что бывает в состоянии резкого возбуждения или, наоборот, во сне.
То же самое наблюдается при употреблении наркотических веществ или алкоголя. В клинической практике имеется множество примеров того, когда в результате ненормального возрастания активности подкорковых мотивационных центров или понижения тормозных влияний на них со стороны высших отделов коры, резко усиливается инстинктивная деятельность. Возникают такие явления, как гиперсексуализм, обжорство, агрессивность.
С другой стороны, имеется множество случаев патологического снижения инстинктивной активности (отсутствие аппетита, импотенция и др.). Не менее часто встречаются случаи, когда повышенная активность инстинктивных центров, не имея возможности реализоваться в соответствующее поведение, «прорывается» в форме ненормального повышенного возбуждения и отражается на деятельности внутренних органов. Чаще всего при этом страдает функция гладкомышечных элементов, а это может приводить к повышению кровяного давления, спазмам различных гладкомышечных сфинктеров желудочно-кишечного тракта и т. п.
Отсюда ясно, что проблема воспитания инстинктов состоит не в их подавлении, а в создании других, более высоких порывов, которые не дадут основным влечениям завладеть деятельностью всего организма там, где это нежелательно в интересах человеческого общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема функциональной организации инстинкта, естественно, очень сложна и еще во многих отношениях не решенная.
Главное, что нам хотелось показать — это то, что любая инстинктивная деятельность складывается вследствие специальных изменений внутри организма и под влиянием определенных факторов внешней среды. Любой инстинкт — это сложная циклическая саморегулирующаяся система. Она включает соответствующие потребности организма, механизмы основных влечений, целенаправленное поведение и соответствующее подкрепление, ведущее к ликвидации инициативной потребности.
В инстинктивном поведении существенная роль принадлежит и тому будущему подкреплению, которое программирует всю цепь ведущих к нему реакций.
Все эти процессы разыгрываются на строго материальной основе и недалеко то время, когда пытливый ум человека окончательно разгадает вековую тайну инстинкта.
ЛИТЕРАТУРА
Фабр Ж. Жизнь насекомых. М., Учпедгиз, 1963.
Д е м б о в с к и й Ян. Психология животных. М., Изд-во иностр. лит., 1959.
Дембовский Ян. Психология обезьян. М., Изд-во иностр. лит., 1963.
Шовен Реми. От пчелы до гориллы. М., «Мир», 1965.
Акош Карой. Думают ли животные. М. «Наука», 1905.
И. С. Б е р и т а ш в и л и. Нервные механизмы поведения высших позвоночных животных. М., Изд-во Акад. наук СССР, 1961.
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!