История развития охраны материнства и детства в России — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития охраны материнства и детства в России

2019-05-27 1929
История развития охраны материнства и детства в России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Охрана материнства и детства - система государственных и общественных мероприятий, направленных на обеспечение здоровья матери и ребенка, укрепление семьи, поощрение материнства, создание наиболее благоприятных условий для воспитания детей, их физического, интеллектуального и нравственного развития.

Становление и развитие социалистической системы охраны материнства и детства тесно связаны с именем В. И. Ленина. Сразу же после Великой Октябрьской социалистической революции Коммунистическая партия и молодое советское государство в тяжелый для страны период по инициативе и при непосредственном участии В. И. Ленина провели гигантскую работу по развитию сети учреждений, которые были призваны в первую очередь сохранить жизнь и здоровье детей, спасти их от голода и инфекционных болезней, а также оказать максимальную помощь женщине-матери. К этим учреждениям относились дома матери и ребенка, дома ребенка, детские дома, ясли, детские консультации, молочные кухни. В целях усиления внимания к нуждам детей и матерей в феврале 1919 г. был издан декрет "Об учреждении Совета защиты детей", подписанный В. И. Лениным, где, в частности, указывалось, что дело снабжения детей пищей, одеждой, помещением, топливом, медицинской помощью следует считать одной из важнейших государственных задач. В 1920 г. дело охраны материнства и младенчества было передано из Народного комиссариата социального обеспечения в ведение Народного комиссариата здравоохранения.

В дальнейшем на всех этапах развития социалистического государства забота об охране здоровья матери и ребенка являлась важнейшей социальной задачей общества. Правовые нормы, обеспечивающие охрану здоровья женщины-матери и подрастающего поколения, закреплены в Конституции СССР и других законодательных актах нашего государства (см. Правовые основы охраны здоровья). Статья 35 Конституции СССР гласит: "Женщина и мужчина имеют в СССР равные права. Осуществление этих прав обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, созданием условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям, постепенное сокращение рабочего времени женщин, имеющих малолетних детей".

Действующее законодательство запрещает применять женский труд на тяжелых и связанных с производственными вредностями работах, привлекать беременных к работе в ночное время, выходные дни, сверхурочно, направлять их в командировки.

Государство оплачивает пособия по беременности и родам, многодетным семьям и одиноким матерям, семьям, имеющим детей-инвалидов, пособия на детей из малообеспеченных семей, листки нетрудоспособности по уходу за больным ребенком. Детям на первом и втором годах жизни из многодетных и малообеспеченных семей бесплатно отпускаются донорское молоко, молочные смеси и другие продукты детского питания. Для больных детей первых трех лет жизни, находящихся на амбулаторном лечении, бесплатно выдаются все медикаменты. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 20 октября 1987 г. листок нетрудоспособности по уходу за ребенком выдается на срок до 14 дней.

В конце 70-х и в 80-х гг. в СССР введены 100% оплата отпуска по беременности и родам независимо от трудового стажа; ежемесячные пособия на детей в малообеспеченных семьях; увеличены размеры единовременных пособий при рождении детей, а также пособий на детей-инвалидов. Введен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 1 года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до 1 1/2 года. Снижена на 50% оплата за содержание ребенка в дошкольном учреждении для семей, имеющих 4 детей и более; освобождены от платы за содержание ребенка в дошкольном учреждении семьи, в к-рых общий доход не превышает 60 руб. в месяц на человека, и др.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 3 июля 1987 г. "О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрены дальнейшее совершенствование леч. -проф. помощи воспитанникам детских домов, школ-интернатов и др. и оздоровительных мероприятий за счет полного укомплектования этих учреждений квалифицированными врачебными кадрами и средним медперсоналом, проведения диспансеризации, создания кабинетов восстановительного лечения, а также первоочередного выделения путевок в санатории. В соответствии с постановлением значительно увеличены нормы расходов на питание детей в указанных учреждениях.

Большая планомерная работа проводится отраслевыми профсоюзными организациями и администрацией предприятий и медработниками по освобождению женщин от тяжелых и вредных условий труда. Разработаны рекомендации о трудоустройстве беременных женщин более чем по 60 отраслям народного хозяйства. По просьбе беременной, женщины, имеющей ребенка в возрасте до восьми лет или осуществляющей уход за больным членом семьи, и на основании мед. заключения администрация обязана установить ей неполную рабочую неделю. Оплата труда в этих случаях производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.

Дети и беременные женщины в СССР находятся под диспансерным наблюдением. Проводимые в установленные сроки осмотры врачами различных специальностей позволяют своевременно выявить отклонения в состоянии здоровья, предупредить развитие патологии и вовремя провести необходимые оздоровительные мероприятия (см. Диспансеризация).

Решениями XXVII съезда КПСС определена широкомасштабная программа мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы охраны материнства и детства. В "Основных направлениях развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года" всемерное развитие и совершенствование охраны материнства и детства рассматривается как приоритетное направление советского здравоохранения. Предстоит коренным образом перестроить работу амбулаторно-поликлинических учреждений для женщин и детей, родильных домов и детских стационаров, повысить уровень их профилактической деятельности, усилить пропаганду здорового образа жизни. Совершенствование системы медпомощи женщинам, детям и подросткам будет осуществляться на основе интеграции акушерской, терапевтической и педиатрической служб и разработки региональных межведомственных программ.

Здоровье матери и ребенка охраняется широкой сетью различных мед. учреждений, к числу которых относятся женская консультация, родильный дом, поликлиника, детская больница и др. Медпомощь женщинам и детям, проживающим в сельской местности, оказывается на фельдшерско-акушерских пунктах, в сельских врачебных амбулаториях, участковых, районных, центральных, областных, республиканских больницах.

Средним медработникам принадлежит важнейшая роль в укреплении здоровья женщины-матери, подрастающего поколения. Они проводят активную патронажную работу в семьях (см. Патронаж), осуществляют на педиатрическом участке контроль за питанием, физическим воспитанием, развитием детей, следят за санитарно-гигиеническими условиями их жизни; выявляют заболевших детей и оказывают им необходимую доврачебную помощь; проводят больным детям лечебные процедуры на дому по назначению врача; осуществляют широкую сан. -просвет. работу по пропаганде здорового образа жизни, искоренению вредных привычек (см. Санитарное просвещение). Большая роль принадлежит фельдшеру и акушерке в наблюдении за беременными женщинами, укреплении их здоровья, раннем выявлении патологических отклонений.

3.Охрана материнств и детства как социально-гигиеническая проблема. Основные учреждения, оказывающие медико-социальную помощь женщинам и детям.

Охрана материнства и детства. – система мер государственного, муниципального, общественного и частного характера, направленных на сохранение и укрепление здоровья женщин и детей, создание оптимальных условий для выполнения женщиной ее важнейшей социальной функции – рождения и воспитания ребенка. Иммунизация детей. Учреждения: дом ребенка, дом ребенка специализированный, женская консультация, молочная кухня, перинатальный центр, родильный дом, центр планирования семьи и репродукции. Создание системы охраны материнства и детства предполагало обеспечение гарантий социальных и экономических прав женщины-матери и ребенка, создание материально-технической базы здравоохранения для оказания мед помощи женщинам и детям и подготовку кадров для этой системы. Наличие гарантий прав матери и ребенка способствует раскрепощению женщины и обеспечивает заботу гос-ва о воспитании детей. Важнейшей основой раскрепощения женщины является привлечение ее в сферу общественного производства, что дает ей экономическую независимость, способствует повышению уровня культуры. В 00 году был издан приказ от отмене действия приказов по разделу Охрана материнства и детства в которые входили приказы о концепции улучшения положения женщин в РФ, о нац плане действий по улучшению положения и повышению их роли в обществе до 000 года и т.д. Сейчас действуют приказы №50 о совершенствовании акушерско-гинекологической помощи в амбулаторно - поликлинических учреждениях, также по приказу 0 года № 90 создан экспертный совет МЗ по формированию целевых программ по охране материнства и детства.

Показатели здоровья женщин и детей являются наиболее чувствительным индикатором социально-экономического развития общества. Деятельность государственной системы охраны материнства и детства направлена на реализацию комплекса социально-экономических и лечебно-профилактических мер по оптимизации образа жизни в семье, укреплению здоровья женщин и детей, обеспечению условий нормальной жизнедеятельности. Комплекс мероприятий должен быть направлен на:

– обеспечение гарантий гражданских прав женщин и мер поощрения материнства; разработку и обеспечение законодательных актов о браке и семье;

– охрану женского труда и трудовой деятельности подростков; – государственную материальную и социальную помощь семьям, имеющим детей;

– гарантирование системы обучения и воспитания детей в нормальных условиях, не нарушающих их здоровья; – качественную, гарантированную и доступную медико-социальную помощь.

В системе охраны материнства и детства различают 7 этапов оказания профилактической и лечебной помощи: 1) формирование здоровья девочки как будущей матери;

) оказание помощи женщине вне беременности, подготовка ее к материнству, совершенствование работы женских консультаций, центров "Брак и семья", генетических центров и др.; 3) комплекс мероприятий по антенатальной охране плода в женских консультациях, отделениях патологии беременности, специализированных отделениях и др.;

4) интранатальная охрана плода и рациональное ведение родов;

5) охрана здоровья новорожденного, организация правильного вскармливания, создание оптимальных условий для физического развития;

6) охрана здоровья ребенка в дошкольный период, обеспечение условий для оптимального физического развития, создание нужного иммунологического статуса; 7) охрана здоровья детей школьного возраста.

 

Учреждения, оказывающие медицинскую помощь женщинам и детям, условно подразделяют на 3 группы: ЛПУ, оздоровительные и воспитательные. Наиболее многочисленная группа ЛПУ состоит из амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений.

Ведущее место в системе акушерско-гинекологической помощи принадлежит женской консультации, которая относится к ЛПУ диспансерного типа, осуществляющему амбулаторно-поликлини- ческое наблюдение за женщинами во все периоды их жизни. Женские консультации чаще размещаются в составе крупных поликлиник (80%), реже при медико-санитарных частях (10%).

Решающая роль в сохранении здоровья женщин и детей принадлежит профилактической работе женской консультации. Основные мероприятия должны проводиться в области первичной профилактики, в задачи которой входит наблюдение за женщинами не только в период беременности, но и в течение всей жизни с целью предупреждения заболеваний.

 

Наряду с первичной профилактикой не меньшее значение имеет вторичная профилактика, предусматривающая раннее выявление за- болеваний, проведение соответствующего лечения и реабилитацию.

Введено обязательное диспансерное наблюдение за женщинами репродуктивного возраста в течение 1,5 лет после родов. К со- жалению, как показывают исследования, в этот период женщины почти не обращаются ни к акушеру-гинекологу, ни к врачам других специальностей, хотя у многих вследствие осложнений беременности и родов ухудшается течение имевшихся до беременности экстрагенитальных заболеваний.

Стационарная медицинская помощь женщинам оказывается в акушерско-гинекологических отделениях объединенного родильного дома либо многопрофильной больницы. В последние годы в крупных городах появились специализированные родильные дома для женщин, страдающих невынашиванием беременности, имеющих иммунодефицитную беременность, а также различные соматические заболевания.

 

Существенное значение в профилактике различных гинекологических заболеваний имеет профилактика абортов, которая должна предусматривать пропаганду предупреждения нежелательной беременности, внедрение современных контрацептивов.

Амбулаторно-поликлиническую помощь детскому населению оказывает детская поликлиника, которая может быть самостоятельной или входить как структурное подразделение в объединенную детскую больницу. В районе прикрепления детская поликлиника обеспечивает лечебно-профилактическую помощь детям от рождения до 14 лет включительно (14 лет 11 мес 29 дней). Оказание медицинской помощи предусмотрено в поликлинике, на дому, в дошкольных учреждениях и школах. 75-85% детей начинают и за- канчивают лечение в условиях детской поликлиники.

Работа детской поликлиники строится в соответствии с общими принципами лечебно-профилактической помощи (участковый принцип обслуживания и диспансерный метод работы). На педиатрическом участке - не более 700-800 детей от рождения до 14 лет включительно. Несмотря на значительное увеличение объема специализированной помощи в детской поликлинике (хирург, ортопедтравматолог, отоларинголог, психоневролог, офтальмолог, аллерголог и др.), ведущей фигурой остается участковый педиатр. Более 60% всех посещений приходится на долю участкового педиатра.

Участковый педиатр обязан поддерживать постоянную связь с акушерско-гинекологическими учреждениями и обеспечивать пре- емственность в наблюдении за детьми, особенно при наличии факторов риска. Профилактическая работа в детской поликлинике со здоровыми детьми включает в себя профилактические осмотры участковым педиатром, когда родителям дают рекомендации по питанию, уходу за детьми, их физическому воспитанию, закаливанию, осмотры врачами-специалистами, проведение лабораторно-диаг- ностического обследования и профилактических прививок.
Дети 3-й, 4-й и 5-й групп здоровья, имеющие хроническое заболевание различной стадии компенсации, находятся под диспан- серным наблюдением педиатра и специалистов.

 

Профилактическая работа как со здоровыми, так и с больными детьми включает в себя санитарно-просветительную работу, гиги- еническое воспитание, эффективность которых в значительной мере определяется наглядностью и убедительностью. Санитарнопросветительные беседы проводятся и во время приема в поликлинике, и при посещении на дому, и на специальных занятиях. Большую роль в санитарно-просветительной работе играют кабинеты здорового ребенка, где родителей обучают основным правилам вос- питания здорового ребенка, пропагандируют основы здорового образа жизни.

Особое место в воспитании здорового ребенка принадлежит системе общественного воспитания и медицинской помощи в дош- кольных учреждениях и школах.

 

Все учреждения общественного воспитания детей дошкольного и школьного возраста подразделяются в зависимости от возраста, состояния здоровья детей и социального положения семьи.

 

Типовым учреждением по воспитанию детей дошкольного возраста является детское дошкольное учреждение ясли-сад.

 

Существуют учреждения открытого типа (детские ясли, сады и школы), в которых дети проводят часть дня, и закрытого типа (дом ребенка, детский дом и школа-интернат), где дети относительно долго (или постоянно) находятся без родителей. Учреждения закрытого типа предназначены для воспитания и обучения детей-сирот, детей одиноких матерей, подкинутых детей, а также детей, родители которых лишены родительских прав.

4. Социально- правовая помощь в учреждениях охраны материнства и детства

В системе охраны материнства и детства различают 6 этапов оказания профилактической и лечебной помощи: 1) оказание помощи женщине вне беременности, подготовка ее к материнству, совершенствование работы женских консультаций, центров “Брак и семья”, генетических центров и др.; 2) комплекс мероприятий по антенатальной охране плода в женских консультациях, отделениях патологии беременности, специализированных отделениях и др.; 3) интранатальная охрана плода и рациональное ведение родов; 4) охрана здоровья новорожденного, организация правильного вскармливания, создание оптимальных условий для физического развития; 5) охрана здоровья ребенка в дошкольный период, обеспечение условий для оптимального физического развития, создание нужного иммунологического статуса; 6) охрана здоровья детей школьного возраста.

 

Среди основных медико-социальных и правовых актов охраны материнства и детства следует выделить закон РФ “О дополнительных мерах по охране материнства и детства” (04.04.92 г.), который предусматривает продолжительность отпуска по беременности и родам в 70 календарных дней до родов и 70 дней после родов, а в случаях осложненных родов — 86 дней, при рождении 2 детей и более — 110 дней. Введено единовременное пособие (50% от минимального размера оплаты труда) дополнительно к пособию по беременности и родам.

 

Постановлением Верховного Совета РФ от 01.10.90 г. “О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе” женщинам устанавливаются ежегодные отпуска не менее 28 календарных дней, гарантирована 36-часовая рабочая неделя, предусмотрены гигиенические и социально-правовые нормативы работы на опасных видах производства.

 

Указ Президента “О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения” (№ 468 от 20.04.93 г.) предусматривает комплекс государственных мер по охране материнства и детства. Основные законодательные акты по здравоохранению, труду, социальной поддержке и др. создают предпосылки к укреплению здоровья женщин и детей.

 

Трудовые льготы женщинам в связи с материнством гарантирует трудовое законодательство, запрещающее труд женщин на тяжелых и вредных для ее здоровья и здоровья будущего ребенка производствах (список отраслей промышленности периодически пересматривается). Расширены льготы работающим беременным женщинам и имеющим малолетних детей: режим неполного рабочего времени, возможность выполнения работы на дому, получение дополнительного отпуска без сохранения содержания, привлечение к сверхурочным работам и направление в командировку только с согласия женщины, увеличение оплачиваемого периода по уходу за больным ребенком.

 

В соответствии с приказом МЗиМП Российской Федерации № 206 от 19.10.94 г. при амбулаторном лечении ребенка в возрасте до 7 лет листок нетрудоспособности выдается одному из родителей на весь период заболевания или до наступления ремиссии — в случае обострения хронического заболевания. При заболевании ребенка старше

 

7 лет листок нетрудоспособности выдается на срок до 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока. При стационарном лечении ребенка до 7 лет больничный лист выдается родителю на весь срок лечения ребенка. При лечении в стационаре ребенка старше 7 лет листок нетрудоспособности выдается после заключения экспертной комиссии о необходимости осуществления ухода за ребенком.

 

Охрана материнства и детства обеспечивается широкой сетью лечебно-профилактических учреждений, женских консультаций, детских поликлиник, родильных домов, детских больниц, дошкольных учреждений, санаториев. Профилактическая, лечебная и реабилитационная помощь матери и ребенку гарантируется законодательством. Закон предоставляет женщине право самой решать вопрос о материнстве.

 

В последнее время вышел ряд постановлений, направленных на улучшение материального положения малообеспеченных семей (многодетные семьи, семьи с одним родителем или опекунами и др.); увеличен отпуск без сохранения содержания по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (дополнительный отпуск засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности). Комплексными программами охраны здоровья предусматривается интеграция деятельности государственных, ведомственных служб и медицинских учреждений по охране здоровья женщин и детей. Основная задача учреждений по охране материнства и детства — снижение материнской и младенческой смертности, заболеваемости детей, достижение высокого уровня здоровья в различные периоды их развития.

 

5. Предупредительный и текущий санитарный надзор. Организация санитарного надзора в учреждениях охраны материнства и детства.

Государственный санитарный надзор осуществляется в двух формах: предуп­редительного и текущего санитарного надзора. Предупредительный надзор заключается в контроле за соблюдением дей­ствующих норм и санитарных правил при:

  1. перспективном планировании развития пищевой промышленности, общес­твенного питания и торговли.
  2. разработке норм проектирования пищевых предприятий.
  3. предоставлении земельных участков под строительство пищевых пред­приятий;
  4. согласовании технологических проектов и рабочих чертежей на строи­тельство и реконструкцию пищевых предприятий в случаях, когда возникает необходимость частичного отступления от требований, действующих санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических норм и правил, а также при отсутствии утвержденных норм и правил;
  5. приспособлении существующих зданий для размещения в них пищевых предприятий или их отдельных цехов;
  6. при изменении профиля работы функционирующих предприятий, внедрении новых технологических процессов или изменении действующих;

Предупредительный С. н. имеет своей задачей не допустить нарушений санитарных правил и норм во всех звеньях народного хозяйства страны. С этой целью органы С. н. контролируют планировку, застройку и благоустройство населенных мест; проектирование,строительство и реконструкцию промышленных предприятий и коммунальных учреждений, а также предприятий, производящих и реализующих продукты питания;проектирование и строительство водопроводов и канализационных систем,транспортных предприятий, жилищ и т.д.; рассматривают и дают заключения на проекты стандартов и технические условия на новые виды сырья, продуктов питания, промышленных изделий, строительных материалов, полимерных и синтетических материалов и изделий из них, на введение новых технологических процессов, видов оборудования, приборов и рабочего инструментария, могущих оказать вредное влияние на здоровье людей; разрабатывают государственные стандарты на воду;осуществляют контроль за проведением мероприятий по охране атмосферного воздуха, водоемов и почвы от загрязнений промышленными отходами, мероприятия по обеспечению радиационной безопасности; реализуют мероприятия по санитарной охране территории от заноса и распространения карантинных и других заразных болезней, по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия страны.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.