Дети с особенностями психофизического развития — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Дети с особенностями психофизического развития

2019-05-26 305
Дети с особенностями психофизического развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дети с особенностями психофизического развития

Лицо с особенностями психофизического развития — лицо, имеющее физические и (или) психические нарушения, которые ограничивают его социальную деятельность и препятствуют получению образования без создания для этого специальных условий.

Какие особенности характеризуют детей с нарушениями речи?

Речь представляет собой «специфически человеческую форму деятельности, служащую общением между людьми посредством языка». Она не является врождённой способностью человека, формируется в процессе общего психофизического развития ребёнка. В процессе её становления в онтогенезе важную роль играют как биологические (в том числе и наследственные), так и средовые (социальные) факторы.

Речь как психический процесс является сложноорганизованной психической функцией, и нарушения её развития, как правило, затрудняют, а иногда и препятствуют коммуникативному поведению ребёнка. Нарушения речи являются самыми распространёнными нарушениями в детском возрасте (70,9% среди всех нарушений психофизического развития у детей). Наиболее часто эти нарушения встречаются у детей дошкольного возраста. Понятие «нарушение речи» является собирательным термином, который используется для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.

В клинико-педагогической классификации (по Г. В. Чиркиной) выделяются следующие группы речевых нарушений: нарушения устной речи (нарушения голоса, темпа, плавности, произношения, а также отсутствие, недоразвитие, полная или частичная утрата речи) и нарушения письменной речи (отсутствие или нарушения чтения и письма).

Особую группу составляют тяжёлые нарушения речи (далее — ТНР), к которым относят дизартрию, ринолалию, общее недоразвитие речи, алалию, заикание.

Дети с ТНР имеют ряд особенностей, среди которых: недостаточная устойчивость и распределение внимания, снижение вербальной памяти, продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления, трудности в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением; недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения (недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики). Наибольшие трудности возникают при выполнении движений по словесной инструкции. У детей с тяжёлыми нарушениями речи отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля, нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.

Организация логопедического сопровождения ребёнка в раннем возрасте позволяет минимизировать, а в ряде случаев — полностью устранить нарушения речевого развития до момента поступления ребёнка в школу. Необходимость логопедического и психологического сопровождения может сохраняться и в школьном возрасте. Учителю необходимо систематически запрашивать необходимую информацию у специалистов группы сопровождения и обсуждать динамику изменений и стратегию последующей работы.

Дети с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), интеллектуальной недостаточностью, нарушениями эмоционального развития

Нарушения эмоционального развития в детском возрасте

Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (активный — от лат. activus деятельный, действенный; гипер — от греч. hyper над, сверху; указывает на превышение нормы). СДВГ проявляется в поведении ребёнка, при котором наблюдается нарушение внимания, чрезмерная двигательная активность, суетливость, неспособность к целенаправленному организованному поведению.

Синдром дефицита внимания значительно чаще встречается у мальчиков, чем у девочек (в соотношении от 4: 1 до 6: 1), и обнаруживается у детей всех социальных слоев (М. Н. Шифман).

Согласно классификации МКБ-10, основными симптомами при СДВГ являются: рассеянность, повышенная возбудимость и импульсивность. Основное нарушение в общей структуре — нарушение внимания (сильно страдают объём и концентрация внимания, повышена отвлекаемость). Ребёнок возбудим, легко отвлекаем, совершает множество лишних движений, он не «не хочет», а не может себя вести в соответствии со школьными требованиями вследствие специфических нарушений функционирования мозговых систем.

Достаточно часто у этих детей наблюдаются проблемы вербальной коммуникации (по разным источникам от 10 до 54% случаев), нарушения произношения, запаздывание сроков в развитии речи, трудности в построение грамматически правильных предложений, нарушение понимания адресованных им высказываний, трудности в планировании своего высказывания и самоконтроля речи в процессе общения. Исследователи отмечают, что такие дети напоминают «плохо настроенный радиоприёмник, который вместо чистого приёма одного сигнала улавливает несколько сигналов одновременно, что ведёт к искажению информации и препятствует её пониманию».

Часто неадекватные эмоциональные и поведенческие реакции приводят детей с СДВГ к социальной изоляции и одиночеству.

К подростковому возрасту повышенная двигательная активность, как правило, исчезает, а импульсивность и дефицит внимания остаются.

Какие рекомендации можно дать педагогам, работающим с детьми с СДВГ?

Психолог, совместно с педагогом и родителями, проводит психологическую коррекцию эмоциональной сферы и поведения ребёнка, ведёт разъяснительную работу с педагогами, совместно с ними разрабатывает стратегию и тактику взаимодействия с каждым гиперактивным ребёнком и составляет индивидуальную прграмму его развития.

Все методы коррекционной работы с детьми с СДВГ направляются на преодоление не только нарушений внимания, но всех психических процессов (памяти, пространственного восприятия, наглядно-образного мышления), а также зрительно-моторной координации, лежащих в основе формирования школьных навыков — счёта, письма, чтения.

Исследователи Л. М. Шипицина, А. А. Хилько и другие предлагают строить психолого-педагогическое сопровождение детей с СДВГ на следующих принципах:

1) рекомендательный характер: самостоятельность ребёнка в решении актуальных для его развития проблем (приоритет полномочий решения определяется в последовательности: ребёнок и его родители, педагоги, окружение);

2) «на стороне ребёнка»: стремление решить каждую проблемную ситуацию в пользу ребёнка;

3) непрерывность сопровождения: гарантия сопровождения на всех этапах помощи в решении проблемы;

4) мультидисциплинарность сопровождения: согласованная работа команды специалистов;

5) автономность: создание в учреждении образования службы или группы сопровождения

Так, Н. Н. Заваденко рекомендует следующую программу коррекции в условиях учреждения дошкольного образования:

• изменение окружения (место ребёнка в группе — рядом с воспитателем, регулирование отношений со сверстниками, включение минуток активного отдыха);

• создание положительной мотивации, ситуации успеха;

• коррекция негативных форм поведения (например, немотивированной агрессии);

• регулирование ожиданий родителей (положительные изменения появляются не так быстро, как хотелось бы).

Коррекционное воздействие будет эффективным лишь при условии тесного сотрудничества с семьёй ребёнка (проведение встреч с родителями, семинаров, курсов-тренингов и т. д.). Важным в этой работе является поддержание единых принципов в отношении к ребёнку дома и в дошкольном учреждении. Главной задачей родителей является обеспечение общего эмоционально-нейтрального фона развития и обучения ребёнка.

В работе с гиперактивными детьми младшего школьного возраста педагоги используют три основных направления: 1) развитие дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля); 2) отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками; 3) работа с преодолением гнева (при необходимости).

В организации работы по коррекции речи ребёнка могут быть использованы следующие приёмы: введение в актив ребёнка большого количества слов-понятий в различных часто встречающихся ситуациях (в качестве дидактического материала могут использоваться пиктограммы); составление простых словосочетаний (трава зелёная, солнце яркое, радуга разноцветная и т. д.) с последующей тренировкой в быстром составлении предложений с использованием заученных сочетаний слов; придумывание заголовка к читаемым коротким рассказам или стихотворениям; игра «20 вопросов» (отгадать название предмета, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет»).

 

Дети с особенностями психофизического развития

Лицо с особенностями психофизического развития — лицо, имеющее физические и (или) психические нарушения, которые ограничивают его социальную деятельность и препятствуют получению образования без создания для этого специальных условий.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.