Формирование новой концепции истории — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Формирование новой концепции истории

2019-05-26 80
Формирование новой концепции истории 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

После того как СССР прекратил своё существование, советские каноны, стандарт утратили своё значение и началось формирование новых стандартов представления исторической информации формирование новой концепции истории. Это делается разными путями.

 

С одной стороны, историки пишут книги в которых умалчивают об одних фактах, выпячивают другие факты, а в ряде случаев придумывают факты или факты, которые действительно имели место в прошлом объявляют вымышленными. Один из недавних примеров — это компания о том, что подвига панфиловцев не было, что это выдумки Главного Политического Управления Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Подвиг был. Если бы не было этих 28-ми героев-панфиловцев в сражении у Дубосеково, то битва за Москву выглядела совершенно иначе.

 

Подвиг экипажей «Варяга» и «Корейца» — одни из исторических эпизодов, который находится в стадии «предать забвению» для того чтобы потом представить его как фальсификат. В советские времена считалось, что сражение при Чемульпо было и это подвиг русских моряков. Альтернативных взглядов на это событие в русскоязычной литературе на территории СССР не было, но в библиотеках были зарубежные издания. В одной из английских книг, посвящённых истории военно-морского флота одна из глав была посвящена русско-японской войне. Естественно, нападение на Порт-Артур, при Чемульпо, Цусима. Всё это было описано с точки зрения англичан, которые в русско-японскую войну были союзниками и кураторами японцев. В одной такой книге, рассказывает М.В. Величко, написано, что в ходе боя при Чемульпо «Варяг» не добился ни одного попадания в японские корабли, японцы вообще не имели потерь. Это было недоступно.

 

В пост-советские времена ревизионизм пошёл широкими дорогами в том числе затронул тему сражения при Чемульпо.

 

Битва при Чемульпо

Есть такой Виталий Дмитриевич Доценко. В былые времена он окончил высшее военно-морское училище, служил на Северном флоте, дослужился до командира тральщика, затем окончил военно-морскую академию и далее уже, якобы, служил Родине в военно-морской академии на кафедре истории военно-морского искусства. Он стал профессором и капитаном 1-го ранга. Он издал книжку «Мифы и легенды российского флота», которая выдержала несколько изданий, и одна из глав в ней посвящена тому, чтобы доказать, что подвига русских моряков в Чемульпо не было. Даже не доказать, а продекларировать.

 

О русско-японской войне см. на канале у Дмитрия Юрьевича Пучкова беседы с Борисом Витальевичем Юлиным цикл бесед о русско-японской войне. В общем всё так, кроме некоторых технических аспектов, касающихся ВМФ, которые в силу того, что Борис Юлин - историк общего характера мог не знать по той простой причине, что ему в руки попались не те книги. А других книг, в которых эти детали описывались бы иначе под руку не попалось.

 

Рис.1. Командир крейсера «Варяг» В.Ф. Руднев.

 

Доценко обвиняет капитана Руднева в том, что после того, как Япония разорвала дипломатические отношения с Россией Всеволод Фёдорович Руднев будучи командиром крейсера «Варяг» не увёл «Варяг» и «Кореец» в Порт-Артур. Япония разорвала дип.отношения с Россией 25 января 1904 года, а «Варяг» с этого времени до 27 января 1904 (по старому стилю) пребывал в Чемульпо. Руднев съездил к русскому посланнику, вернулся и после этого вынужден был принять бой при выходе из Чемульпо в самое неблагоприятное время. Первый же вопрос: «А на каких условиях, с какими инструкциями Руднев был в Чемульпо?». Ответ на этот вопрос простой. Крейсер «Варяг» был послан в Чемульпо обозначать русское присутствие на Дальнем востоке, то есть демонстрировать флаг и он был в прямом подчинении у русского посланника в Корее и мог уйти из Чемульпо либо с его разрешения, либо по приказу из Порт-Артура. Ни того, ни другого не было. И Руднев обязан был выполнять те инструкции, которые были у него.

 

Военные люди должны понимать, что значит нарушить прямые запреты. Не исключён и такой вариант, что если бы Руднев действительно нарушив запреты увёл бы корабль из Чемульпо сразу после разрыва дип.отношений с Японией, то сейчас бы Доценко пискал бы, что Руднев дезертировал вместо того чтобы исполнить приказ, бросил на произвол судьбы дипломатическую миссию в Сеуле и угнал крейсер в Порт-Артур. Это один вариант. Второй вариант: «Варяг» бы до Порт-Артура не дошёл потому, что на подходах к Порт-Артуру встретился бы с главными силами японского флота, которые шли к Порт-Артуру, и в результате крейсер бы стал первой жертвой русско-японской войны.

 

Далее Доценко обвиняет Руднева в том, что он имитировал прорыв, а вовсе не пытался прорваться. Дескать «Варяг» обладал скоростью полного хода 23 узла с лишним и в радиусе нескольких сотен миль был самым быстроходным кораблём. 23 узла с лишним — это больше, чем скорость «Корейца» на 10 узлов, «Корейца» надо было уничтожить, забрать экипаж и прорываться. 23 узла с лишним — это больше чем скорость любого из японских крейсеров, которые противостояли «Варягу», то есть шансы на прорыв были, но Руднев не смог в силу своего непрофессионализма воспользоваться должным образом артиллерийской мощью корабля, имитировал прорыв и вернулся в Чемульпо, где уничтожил крейсер и канонерскую лодку. И офицеры ожидали, что при возвращении на Родину они предстанут перед судом, но так сложилось, что поскольку русско-японская война неудачно и надо было воодушевить народ на подвиги, то события в Чемульпо были возведены в ранг героизма, подвига и Руднев был сделан национальным героем, а вот если бы всё честно, он должен бы был пойти под суд. Дескать офицерский корпус флота это знал и Руднев вынужден был уйти с флота потому, что его не уважали, а не потому что якобы он не проявил должной активности в подавлении революционных настроений во вверенном ему 14 флотском экипаже. Дескать это всё мифы и легенды советской эпохи. В общем-то Доценко выкатил вот это вот бездоказательно. Можно бездоказательно сказать, что Доценко врёт.

 

А тот, кто услышит оба мнения окажется перед вопросом, а кто врёт или оба врут. Сейчас детально займётся тем, что было в Чемульпо и почему было именно это, а не другое.

 


Рис.2. Так выглядел «Варяг». Это колоризированная фотография. Крейсер ещё в Америке перед уходом в Россию.

 


Рис.3. Командир канонерской лодки «Кореец» Григорий Павлович Беляев.Это уже после боя, он капитан 1-го ранга, на момент боя он был капитаном 2-го ранга.

 

 


Рис.4. Канонерская лодка «Кореец»

 

 

Рис.5. Канонерская лодка «Кореец»

 

Чтобы было понятно: вооружение «Корейца»- это два 8-ми дюймовых орудия и одно 6 дюймовое орудие на корме. Два 8 дюймовых орудия были расположены на выступающих частях, которые называются спонсоны. В нос могли стрелять оба, а в бортовом залпе могли участвовать только по одному.

 

«Варяг» был построен в Америке и на испытаниях он действительно развил рекордную для своего времени скорость в 24.5 узла. Командир броненосца «Ретвизан», который тоже строился в Америке, участвовал в испытаниях и писал, что если бы лучше правили рулём, то «Варяг» мог превысить и 25 узловый рубеж скорости.

 

Казалось бы, что Доценко прав. Но всё — в деталях. Из новых кораблей, которые вступили в строй в 1-ю пятилетку 20 века в России, все они были построены за рубежом либо были построены в России по проектам, разработанным за рубежом. «Варяг» - один из таких кораблей. Чтобы построить корабль строитель должен знать чего хочет заказчик. «Варяг» проектировался и строился по техническому заданию, разработанному Российским морским техническим комитетом в 1898 году и принадлежал к классу бронепалубных крейсеров. Вот его поперечное сечение (рис. 6-8) http://shipmodeling.uw.hu/Varyag/index.htm:

 

 

 

Рис.6. Крейсер 1 ранга «Варяг»:

1,35— торпедные аппараты; 2 — броневое прикрытие торпедного аппарата; 3 — носовое украшение; 4 — элемент якорного клюза; 5 — гюйс шток; 6 — кран-балка; 7 — битенг; 8 — 75-мм орудие № 14; 9 — брашпиль; 10 — паровой привод брашпиля; 11 — 152-мм орудие № 2; 12 — броневая труба из боевой рубки в центральный пост; 13 — ходовая рубка; 14,25 — главные компасы; 15,23 — марсовые площадки; 16,26 — прожекторы; 17 — механический телеграф; 18 — кают-компания кондукторов; 19 — лазарет; 20 — световой люк; 21 — 152-мм орудие № 8; 22 — рефрижератор; 24 — офицерские каюты; 27 — кормовая надстройка; 28 — кают-компания; 29 — командное помещение (кубрик); 30 — световой люк салона командира; 31 —сходной трап в салон командира; 32 — салон командира; 33 — кормовой флагшток; 34 — балкон; 36 — руль; 37 — винт; 38 — рулевое отделение; 39 — кладовые для провизии; 40,54 — погреба для торпед; 41,59 — погреба для 75-мм снарядов; 42,57 — шахты элеваторной подачи боеприпасов; 43,56 — погреба 152-мм снарядов и патронов (зарядов); 44 — помещение динамо-машины; 45 — шахта вентилятора; 46 — паровая машина; 47 — механическая мастерская; 48 — дымоходы; 49 — котельное отделение; 50 — котлы Никлосса; 51 — электро­двигатель центробежного насоса; 52 — центробежные насосы; 53 — корабельная церковь; 55 — погреб мин заграждения; 58 — носовые кладовые; 60 — баня; 61 — платформа броневой палубы; 62 — броневая палуба; 63 — форштевень; 64 — таран; 65 — кран-приспособление для работы с запасным якорем. Чертеж выполнил В.Катаев на основе подлинной заводской документации.

 

 

 

Рис.7. Поперечные сечения крейсера «Варяг»: слева от ДП - по котельному отделению, справа - по машинному отделению. В скобках - толщина обшивкив миллиметрах.

1 - наружная обшивка корпуса; 2 - флор - балка поперечного набора по днищу; 3 - днищевые листы горизонтального киля; 4 - вертикальный киль; 5 - настил второго дна; 6 - междудонное пространство; 7 - стрингер - балка продольного набора, крепящаяся к обшивке; 3 - продольная переборка котельного отделения; 9 - скуловый киль; 10 - шпангоут - бортовая балка поперечного набора; 11 - скос броневой палубы; 12 - бортовые отсеки коффердама для целлюлозы; 13 - горизонтальная броневая палуба; 14 - бимс - балка поперечного набора под палубой; 15—фальшборт - ограждение вдоль борта на верхней палубе; 16 - коечные сетки - выгородки у фальшборта для хранения матросских коек; 17 - ростерные бимсы - поперечные брусья для установки на них шлюпок; 18 - броневое прикрытие дымовых труб; 19— светлый люк машинного отделения; 20 - верхняя палуба; 21 - деревянный настил; 22 - бимсы верхней палубы с заварными кницами; 23 - палубный стрингер; 24 - бортовые орудия калибра 152 мм; 25 - спонсон - забортная площадка с подкреплением для установки орудия; 26 — ширстрек; 27 - продольная переборка машинного отделения.

 

Рис.8. Крейсер «Варяг»

 

Внутри самая нижняя палуба не горизонтальна, а есть горизонтальный участок, есть скосы бортовые, которые примыкают к борту ниже уровня ватерлинии. Вот это вот та самая броневая палуба — это основное средство защиты кораблей, которые принадлежали к классу бронепалубных крейсеров. Эта броневая палуба тянулась от носа до кормы, она защищала артиллерийские погреба, котельные отделения, машины рулевое управление, рулевой привод и затопление отсеков около неё при сохранении броневой палубы обеспечивало плавучесть корабля. Обратите внимание на рис.7, отсек 12 вдоль борта — это так называемые коффердамы по исходному проекту они должны были заполняться целлюлозой и в случае повреждения наружного борта осколками внутренняя переборка коффердама была бы целой, а целлюлоза не должна была позволить воде заполнить этот отсек. Это всё, что касается защиты бронепалубных крейсеров.

 

Схема бронирования выглядит таким образом (рис.9). Вы видите заштрихованную в нижней части броневую палубу.

 

 


Рис.9 Схема бронирования крейсера «Варяг».

 

 

Над нею поднимаются бронированные кожухи дымовых труб и ещё один бронированный объект — это боевая рубка в носовой части. Артиллерия вся голая. Это характерно для всех бронепалубных крейсеров той эпохи. Русские бронепалубные крейсера были исключением. Основная задача, которая возлагалась на крейсера того времени — это перехватывать вражескую торговлю. То, что должен был сделать крейсер — это захватить торговый пароход или парусник противника или утопить его. Для этого было было достаточно крейсера водоизмещением где-то около 3000 тонн, максимум четырёх. Такими были большинство кораблей этого класса в ту эпоху во французском, немецком, английском флоте. Но нашему Морскому Техническому Комитету (МТК) показалось мало и они захотели крейсер водоизмещением 6000 тонн, который по вооружению превосходил крейсера других государств.

 

По этому техзаданию были разработаны три проекта: «Варяг», «Аскольд» и «Богатырь». «Аскольд» и «Богатырь» были спроектированы и построены в Германии. И характерно то, что ни один из проектов не уложился в 6000 тонн водоизмещения заданного МТК, потому что МТК желало сильно сэкономить и впихнуть в 6000 тонн «невпихуемое». Немцы спроектировали и построили «Аскольд» и формально уложились в 6000 тонн (водоизмещение было 5900 тонн), но при полупустых угольных ямах. В результате чего дальность плавания была почти вдвое меньше проектной. При полностью заполненных угольных ямах «Аскольд» мог пройти почти проектную дальность, но его водоизмещение было за 6000 тонн. Немцы сказали, что «Богатырь» тоже 6000 тонн, это его контрактное водоизмещение. Чертежи «Богатыря» были переданы в Россию для того, чтобы их адаптировать под возможности России и построить ещё несколько крейсеров. При обсчёте чертежа выяснилось, что немцы соврали и реальное водоизмещение «Богатыря» 6800 тонн. Американцы о «Варяге» отчитались как 6500 тонн, фактически в годы его службы водоизмещение иногда переваливало за 7200 тонн. То есть само по себе техническое задание было порочным потому, что с одной стороны хотели получить крейсер более сильный чем корабли противника, поэтому его артиллерийское вооружение было избыточно по отношению к задаче утопить торговый пароход или парусник. В силу того, что хотели очень сильно сэкономить, его броневая защита была практически никакая и он не мог выдержать продолжительного боя с сопоставимым по артиллерийской мощи кораблём противника. Это было главным пороком всех кораблей, построенных по этому техзаданию. Посмотрите на фото (рис.10).

 


Рис.10. Носовое 152 мм орудие системы Канэ «Варяга»

 


Рис.11 Вид на носовой мостик крейсера «Варяг».

 

Рис.12. Вид с юта на кормовой мостик крейсера «Варяг»

 

Фотография сделана во время артиллерийских учений. При орудии командир орудия, горизонтальный наводчик, вертикальный наводчик, двое заряжающих и ещё должна быть бригада подносчиков снарядов. Если расчёт орудия непосредственно управляется с орудием, то бригада подносчиков снарядов бегает от ближайшего элеватора к орудию и подносит снаряды и заряды. Чтобы было понятно что это такое, то надо знать, что вес 6 дюймового снаряда для этого орудия на уровне 40 кг. Заряд, то есть гильза с порохом весила килограмм 20. Техническая скорострельность этого орудия 5-6 выстрелов в минуту. То есть люди должны бегать. Представьте, что в поле зрения камеры сделавшей этот кадр происходит взрыв 6 или 8 дюймового артиллерийского снаряда. Реально после таких взрывов человека кантузит ударная волна. Поэтому после такого взрыва даже если орудие не будет выведено из строя, то все, кто возле него находится будут либо убиты, либо ранены осколками, либо контужены. То есть их боеспособность резко упадёт. Вряд ли после этого они смогут поддерживать темп стрельбы 5-6 выстрелов в минуту.

 

Что на заднем плане рис. 10 и 11. Белый цилиндр - это боевая рубка крейсера. Выше этого цилиндра проёмы — смотровые щели боевой рубки. Их высота 305 мм, то есть 6 дюймовый снаряд может туда влететь ничего не задев. 12 дюймовый естественно заденет. Но интересна другая особенность: крыша боевой рубки нависает как шляпка гриба над ножкой гриба над этим цилиндром. И это означает, что реально проём, максимальная его ширина между крышей и стенками боевой рубки больше чем 305 мм. А грибовидная крыша будет собирать все осколки, которые влетают под проём и они будут рикошетировать внутрь боевой рубки. А там должны находиться командир корабля, старший артиллерийский офицер, штурман, рулевые, горнист и барабанщик, поскольку в те времена корабельной трансляции не было и команды отдавались барабаном и горном — для одного борта горном, а для другого барабаном.

 

Выше рубки незащищённый ходовой мостик. На правом крыле мостика среди всего прочего одна из дальномерных станций, то место с которого определяется расстояние до цели, курсовой угол на цель после чего эти данные централизовано передаются на орудия. Таких дальномерных станций на крейсере несколько. Дальномерная станция на фотографии (рис.10, 11) — это одна из главных и во время боя одним из первых попаданий она была уничтожена, в результате чего погиб расчёт этой дальномерной станции во главе с мичманом Алексеем Михайловичем Ниродом.

 

Но и этого мало. Потому что если посмотреть боевую рубку, то в плане она выглядела так (рис.13):

 

 

Рис.13. Боевая рубка броненосца «Орёл» после боя.

 

Есть броневой контур, цилиндр. В этом броневом контуре есть разрыв, он обращён в корму корабля. А против этого разрыва в броневом контуре стоит ещё одна броневая плита. Это план боевой рубки броненосца «Орёл» после боя. Один из снарядов 203 мм попал в броневую плиту и сорвал её с креплений хотя и не проник внутрь, так как это был фугасный снаряд. Но из 14 человек, которые находились в броневой рубке броненосца «Орёл» на момент начала Цусимского сражения к вечеру оставалось только три. Командир был смертельно ранен, а из всего оборудования, которое находилось в боевой рубке действовал только штурвал. Дальномеры, переговорные трубы и всё прочее было уничтожено осколками.

В ходе русско-японской войны было несколько случаев, когда снаряды залетали в проход между щитом, прикрывающим вход в боевую рубку и входом. В результате на броненосце «Бородино» были убиты все, кто находился в боевой рубке. Взрыв нескольких снарядов в районе боевой рубке на броненосце «Цесаревич» уничтожил командующего эскадрой и многих офицеров в результате чего был проигран бой 28 июля 1904 года.

 

На «Варяге» тоже один из снарядов взорвался в проходе боевой рубки, несколько человек было убито, Руднев был контужен и ранен, осколок задел его голову. После этого он до конца дней мучился головными болями. Как же такое получилось?

 

Тут интересен ещё один эпизод. В начале 1890-х годов вступил в строй русский крейсер «Рюрик». Он принадлежал к классу броненосных крейсеров и был неплохо вооружён для своего времени и производил впечатление. В ответ на «Рюрик» англичане построили два крейсера «Terrible» и «Powerful», а в 1897 году в английской военно-морской печати появилась статья о том, что если бы они знали как устроен «Рюрик», то никогда не стали строить «Terrible» и «Hjwerful». Потому что, по их мнению римейк выглядит страшным, если смотреть на него снаружи. А если подняться на его палубу, то можно понять, что орудия стоят без броневой защиты и взрыв одного снаряда может вывести сразу полдюжины пушек. Поэтому строить такой корабль смысла никакого нет. Интересно то, что это было опубликовано в 1897 году, то есть за год до того МТК разработала техзадания по которому был спроектирован «Варяк». То есть, сказать, что недостатки «Варяга» проявились в ходе сражения нельзя. Потому что всё было известно до. А это основной противник «Варяга» боевой крейсер «Асама» японского флота (рис.14)

 

Рис.14 Схема бронирования крейсера «Асама».

 

На «Асаме» тоже есть броневая палуба, которая как панцирь черепахи закрывает всё, что важно для жизни и службы корабля. Артиллерийские погреба, машины, котлы, рулевой привод, но кроме этого, у «Асамы» есть два броневых пояса, которые защищают ватер‑линию. И высота броневого пояса минимум 3 метра. Броневой пояс частично уходит под воду и профилактирует возникновение подводных пробоин если корабль обстреливают фугасными снарядами или бронебойными на больших дистанциях. А кроме этого вся артиллерия крупного калибра «Асама» находится в броневых башнях на носу и на корме, четыре 203 мм орудия, броня 152 мм вертикальная, крыша башен - 61 мм. И другие 6 дюймовые пушки находятся в броневых казематах. Если прилетает фугасный снаряд и он не залетел в амбразуру каземата или орудия, то ничего страшного не произойдёт. Поэтому крейсера, построенные по техзаданию МТК 1898 года — это выражение глупости.

 


Вот схема повреждений «Варяга (рис.15)

 

Рис.15 Схема повреждений «Вряга».

 

На палубе (рис.15, внизу) есть такой красный эллипс и написано «пожар на шканцах, наиболее вероятное место». Туда действительно прилетел снаряд и вывел из строя сразу 4 орудия. 

 

Тем не менее крейсер был построен и на ходовых испытаниях развил скорость 24.59 узла и как считали многие мог бы и 25 узловый рубеж перейти если бы лучше правили рулём. После того как корабль ушёл из Америки, непродолжительное время пробыл на Балтике, показал себя во всей красе (рис.2) и ушёл на Дальний восток в Порт-Артур. И после этого начинается то, о чём Доценко либо не знал когда писал, а может и сейчас не знает, либо то, о чём он счёл за благо промолчать. В общем вся история пребывания «Варяга» в Порт-Артуре — это история ремонта. Пройдя Атлантику, а потом с Балтики на Дальний восток через Средиземное море через Суэцкий канал, крейсер не мог не только выдать рекордные 24.5 узла, но не мог даже развить контрактную скорость 23 узла. Максимум, что он мог было 17 узлов. Возникает вопрос почему это так? Ответ простой: не имея возможности впихнуть в 6000 тонн водоизмещения все хотелки Морского Технического Комитета, проектанты экономили на всём чём только можно. Кроме того, при проектировании машин «Варяга» были допущены грубые ошибки, если даже это не было прямым вредительством. В общем машина «Варяга» в Порт-Артуре осматривал один из инженеров Невского завода и в своём докладе он отметил, что углы между кривошипами коленчатого вала машин крейсера не соответствуют нормам проектирования, поскольку при таких углах, которые были заданы на «Варяге» не гасится сила инерции, которая возникает при возвратно-поступательном движении поршневых групп. Машины были спроектированы неправильно и силы инерции, которые возникали при их вращении вызывали нагрузки на подшипники нагрузки большие чем которые могли быть при правильном проектировании. Какие были углы между кривошипами на «варяге» узнать невозможно, но считается, что 4-х цилиндровая судовая ходовая машина должна иметь углы между кривошипами под 90 градусов. То есть 4 цилиндра через 90 градусов.

 

Полный ход для боевых кораблей — это очень редкий режим. Это испытания, проверка технического состояния корабля и в условиях боевых действий, когда требует тактическая обстановка. Большую часть времени военный корабль движется так называемым экономичным ходом. Для «Варяга» экономичный ход, как и для других кораблей той эпохи — это 10-12 узлов. И тут выяснилось, что при экономичном ходе два цилиндра низкого давления 4-х цилиндров (на «Варяге» было две 4-х цилиндровых паровых машины) в каждой один цилиндр высокого давления, один — среднего и два цилиндра низкого давления. Пар проходил сначала через цилиндр высокого давления, отработав в нём он отрабатывал в цилиндре среднего давления, а дальше шёл в цилиндры низкого давления. Два цилиндра низкого давления в режиме экономичного хода недополучали пара столько сколько им надо и поэтому на то чтобы их поршневые группы двигались они забирали порядка 70 лс (1 лс = 735.499 Вт) вырабатываемые двумя другими цилиндрами. Это приводило к тому, что коленчатый вал и соответственно гребные винты на протяжении одного оборота вращались то с ускорением, то с замедлением и это порождало тоже дополнительные нагрузки на подшипники. Но и это ещё не всё. Хотя кинематически паровая машина похожа на 4-х цилиндровый автомобильный двигатель, конструктивно от неё нет блока цилиндров, нету картера. В основе конструкции лежит машинная рама — это прямоугольный контур с поперечинами, который отливался либо склёпывался из стальных профилей. В машинную раму укладывался коленчатый вал, там были места для подшипников. На машинную раму устанавливались станины или колонны, которые несли цилиндры, параллели, парораспределительный механизм, механизм реверса и прочность машинной рамы задавалась исходя из того, что машинная рама должна обеспечить сборку машины в цеху и перенос её как единого целого на корабль. На корабле машинная рама крепилась к машинному фундаменту, а тот уже был частью элементов набора корпуса. На «Варяге было две машины, они стояли в машинном отделении между 4-ой дымовой трубой и грот-мачтой. Длина каждой машины была около 10 метров при длине корпуса корабля около 130 метров. Мощность каждой машины была 10000 лс (~73.55 МВт), но поскольку в 6000 тонн впихнуть «невпихуемые» хотелки МТК было невозможно, то строители экономили на корпусе и корпус «Варяга» был в общем-то хлипкий. Хлипкие были и фундаменты под машинами и это вело к тому, что в море при волнении корпус корабля изгибался и деформировался. Деформировались фундаменты машин, вместе с фундаментами деформировались машинные рамы. В них лежали коленчатые валы и нагрузка на подшипники коленчатого вала возрастала. В итоге когда машины «Варяга» осматривали в Порт-Артуре спустя год после того как он был построен выяснилось, что коленчатые валы просели, что часть станин, которые несут цилиндры, деформировались. В результате этого проектная кинематика движения частей машин нарушилась и из-за образовавшихся люфтов машины работали со стуком. А при скоростях ходя 17 узлов и выше детали машин грелись так, в частности подшипники, что возникала угроза расплавления подшипников. Представте, что будет если на ходу расплавятся подшипники в машинах. Но и это ещё не всё. Поскольку проектанты экономили веса на всём на чём только можно, то на «Варяге» были весьма специфические паровые котлы. Котлы системы Никлосса (Niclausse boilers). При той же паопроизводительности что и распространённые котлы системы Бельвилля котлы Никлосса были несколько меньше по размеру и легче. Поэтому они оказались там. В котлах Никлосса был такой элемент — витой паровой коллектор, в который собирался весь пар вырабатываемый котлом. Литьё — довольно тонкая технологическая операция и если металл не качественный и технология нарушается, то литые конструкции - более хрупкие чем сварные или кованные. Поэтому котлы Никлосса обладали более высокой аварийностью, чем котлы Бельвилля. Эта аварийность выражалась в двух вариантах. Либо разрыв водогрейных трубок (это относительно безобидная авария), либо разрыв парового коллектора. Разрыв парового коллектора выражался в том, что в котельное отделение выбрасывался пар при температуре около 300°С, выбрасывалась кипящая вода из котла и из топки выбрасывался горящий уголь и раскалённый шлак. На броненосце «Ретвизан» стояли тоже котлы Никлосса и когда разорвало паровой коллектор, 6 кочегаров попали под раздачу. Трое из них умерли. Поэтому, когда на котлах «Варяга» обнаружили зачатки трещины в паровых коллекторах, то всё предохранительные клапаны были перенастроены с давления порядка 17.5 атмосфер, которое соответствует полному ходу, до 14 атмосфер, при которых крейсер мог развивать до 17 узлов идаже меньше так как чтобы машины работали нормально требовалось давление 15.5 атмосфер. С такой конструктивно дефективной энергетической установкой крейсер оказался на Дальнем востоке. Причём благодаря «мудрости» царского правительства, корабли на Дальнем востоке были, а ремонтной базы ещё не было. Во Владивостоке был один док, в Порт-Артуре док строился и к началу войны не был построен. Не говоря о том, что полноценных мастерских, которые могли бы привести в порядок энергетическую установку корабла, тоже не было. На протяжении всего времени после прихода до начала русско-японской войны история «Варяга» - это история попыток отремонтировать, привести в работоспособное состояние его энергетическую установку. И к моменту ухода в Чемульпо крейсер мог в длительных режимах идти максимум со скоростью 14 узлов, 10-12 узлов экономичного хода для него были запретны, потому что цилиндрам низкого давления не хватало пара. На короткие интервалы времени он мог развить скорость 17 узлов, что угрожало расплавления металла в подшипниках скольжения в машинах.

 

Первым командиром «Варяга» и главным наблюдающим за его проектированием и строительством был Владимир Иосифович Бэр. Чем занимался Бэр в Америке вопрос сложный, но есть публикации, которые говорят о том, что он больше занимался бабами нежели за наблюдением за проектированием и строительством вверенного ему крейсера. Кромк того, Бэр был из числа «зубочистов», то есть на «Варяге» процветал мордобой в отношении низших чинов. И Бэр ушёл с «Варяга» после того как довёл команду практически до бунта. Получились так что во время подъёма со шлюп-балок сорвался и затонул катер. На «Варяг» прибыл адмирал Старк, команду выстроили на фронт, далее последовал приказ: «Виновные в потоплении катера, три шага вперёд!». Весь строй сделал три шага вперёд. Адмирал плюнул и уехал с крейсера. После этого Бэр был снят с должности командира крейсера и отправился в Петербург.

 

К этому времени Всеволод Фёдорович Руднев был заместителем командира Порт-Артурского порта. На этой должности он многим был неугоден. Во-первых, он был не корыстолюбив. Коррупция при нём не могла процветать столь хорошо как хотелось бы. Второе. Он выявил резидента японо-американской разведки, который был обходительным человеком и был вхож во многие дома Порт-Артура. Поэтому выявление в качестве резидента обходительного и хорошего человека было неприятно многим начальникам. Тем более он оказывал кое-каие услуги. И в итоге смещение Бэра с «Варяда» стало поводом избавиться от Руднева, как от одного из руководителей порта в Порт-Артуре.

Руднев принял «Варяг» в 1903 году. Он знал о безобразном состоянии энергетической установки корабля, знал о беззащитности артиллерии крейсера и обслуживающего её персонала, знал об отсутствии броневого пояса и много чего ещё знал потому, что к этому времени у него за плечами было два кругосветных плавания и много чего ещё. Руднев не был из числа «зубочистов», он в матросах видел таких же людей, как и он сам. В общем до звания «батя» от дослужился. Одним из первых распоряжением был запрет офицерам мордобойничать. Этот запрет сочли пустой формальностью и старший офицер «Варяга» после этого избил матроса. Руднев списал старшего офицера с корабля, пришёл новый. Новый старший офицер тоже избил матроса. Этого не списали, но среди него пришлось проводить разъяснительную работу. С офицерским мордобоем на «Варяге» с приходом Руднева было покончено. Он заботился о команде. Известен такой случай, что как-то раз он обходил крейсер и в одном из нижних помещений обнаружил группу матросов, которые занимались тем, что ныне принято называть гиревым спортом. Увидев командира матросы испугались, Всеволод Фёдорович сказал, что такими делами надо заниматься на верхней палубе, а чтобы не попортить палубу надо у боцмана взять пеньковые маты и заниматься там. Было выделено для этого время и место. Кроме этого, он содействовал тому, чтобы матросы осваивали грамотность потому, что на тот период 85% рядового состава не умели ни писать, ни читать.

 

Дальше вопрос — почему крейсер оказался в Чемульпо? Понятно, что с такой дефективной энергетической установкой корабль к боевой службе не пригоден. А поскольку Россия влезла в сферу колониальных интересов Японии в Корее, и это послужило причиной русско-японской войне, то надо было в Корее демонстрировать флаг и бесполезный для эскадры крейсер был послан демонстрировать флаг.

 

Уйти по своей инициативе Руднев не мог, поскольку это было нарушением приказов и прямых запретов. То, что корабль — заложник ситуации он безусловно понимал и до выхода в Чемульпо. Ситуация была предложена утром 27 января — поступил японский ультиматум: вы выходите в море, либо мы войдём на рейд, на рейде будет бой. На рейде Чемульпо присутствовали корабли других флотов, английский крейсер «Talbot», слабее «Варяга», итальянская «Elba» тоже слабее «Варяга», французский «Pascal» (около 4000 тонн) и американская то ли канонерская лодка «Vicksburg». Вся эта международная эскадра заявила о своём нейтралитете в русско-японской войне и не препятствовала высадке японских сил в Корее, которая произошла в ночь на 27 января, при этом японцы всех уверили, что на рейде они стрелять не будут поэтому все даже русские могут находиться в безопасности. Ночь прошла под прожекторами японских кораблей, прислуга орудий варяга стояла в готовности открыть огонь.

 

В 11 часов 20 минут крейсер снялся с якоря, канонерская лодка «Кореец» последовала за ним. В 11 часов 45 минут была обнаружена японская эскадра, на флагманском крейсере японцев был поднят сигнал с предложением сдаться. Руднев на на него не ответил и «Варяг» поднял стеньговые флаги, то есть флаги должны быть на вершинах мачт, которые обозначали, что корабль ведёт бой. И с дистанции 48 кабельтовых (8889.6 м) крейсер открыл огонь. Японцы открыли огонь раньше. У японцев на каждом орудие в каждой башне были оптические прицелы. На «Варяге» оптических прицелов не было, то есть наводка орудий это также как наводка не снайперской винтовки: есть мушка, есть прицел. Совместив мушку с прицелом под определённым углом вы должны попасть. На «Варяге» не было оптических дальномеров. Были так называемые дальномерные станции. Дальномерная станция определяла угловые размеры какого-то предмета. Обычно это была высота мачт кораблей противника. После этого заглядывали в военно-морской справочник, где указывается корабль по которому предполагается вести огонь и высота его мачт. Эти данные вводились и по тригонометрическим формулам угловые размеры и высота мачт пересчитывались в дальность до цели. Дальность до цели и курсовой угол на цель передавались на орудия. Там надо было совместить две стрелки и после этого открывали огонь. Понятно, что если изменить высоту мачт, то первые выстрелы будут ложиться с недолётом или перелётом и придётся как-то корректировать огонь. Точность стрельбы «Варяга» обречены быть существенно ниже чем точность стрельбы японцев. «Варяг» сосредоточил огонь на самом сильном противнике, на «Асама» (см. схему бронирования на рис. 14). Как сообщал Руднев в рапорте, что подтверждали иностранцы, добился нескольких попаданий, кормовая башня «Асама» вышла из строя, был пожар и «Асама» на некоторое время вышла из боя.

 

Теперь вопрос о том имитировал Руднев прорыв или не имитировал. В общем заявление Доценко и ему подобным, что крейсер был рекордсменом, исторически не подтверждается. Он был более тихоходный чем любой из японских крейсеров. Прорваться он мог если бы при этой скорости он был весь из себя заб


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.082 с.