Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2018-01-30 | 202 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Иное упало на добрую землю и принесло плод. Евангелие. Мф. 13 8
Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионы. Н. М. Карамзин
Специальное изучение этого вопроса удивило нас однозначностью связи между определенными особенностями условий жизни и воспитания в семье (при их вариативности, разумеется) и типом личности ребенка. В данной главе мы проиллюстрируем эту связь на примере особенностей воспитания в семье детей, относящихся к двум противоположным типам личности, а именно характеризующихся самыми низкими и, наоборот, самыми высокими показателями развития базовых оснований личности.
В первую группу вошли дети с ценностностью реально-привычного функционирования, самыми низкими типами отношения
«Я—другой», преодоления ограниченности привычных представлений, сознания и деятельности.
Семьи, в которых воспитываются эти дети, характеризовались следующими общими особенностями. Одной из ведущих ценностей в семье здесь очень часто считаются материальное благополучие, налаженный быт. Эти ценности в основном определяют поведение членов семьи, стиль жизни, об этом чаще всего ведутся разговоры, эмоции и переживания также обычно связаны с этими ценностями. Хотя функции членов семьи распределены и в разных семьях по-разному, но в целом материальная, реально-практическая, бытовая сторона жизни является сплачивающим семью стержнем, вокруг которого формируются общие интересы. Даже если у ребенка есть свои четко заданные обязанности (чаще всего они связаны с помощью по хозяйству — убирать, мыть посуду и т. п.), он включен в регламентированную и ограниченную определенным набором ситуаций жизнь семьи. Эти ситуации обычно связаны с бытом, значимы либо для всей семьи, либо для определенных, близких ребенку лиц (мамы, бабушки).
|
В семье, как правило, господствует культ вещных, практических, а не личностных отношений. Поэтому и ребенка, его достижения (даже в занятиях) оценивают с точки зрения не столько его личности, сколько достигнутого результата. Все это приводит к тому, что дети не выделяют себя из привычных синкретически целостных ситуаций, не осознают или недостаточно осознают себя через отношение к определенному содержанию. Очень часто имеют место отрицательные оценки ребенка и строгие наказания. Ограниченность личностной культуры, замкнутость на круг интересов своей семьи приводят к тому, что у детей складываются низкие типы отношения к другим («Я—Другой»). Ограниченная набором определенных реальных ситуаций жизнь семьи (причем очень часто этот набор, эта ограниченность даже специально блюдутся) обедняет внутренний мир ее членов, делает его замкнутым, конечным. Подобные условия жизни порождают и определенный тип ценностности, в большинстве случаев реально-привычного функционирования, и особенности отношения «Я — другой». Характер общения с ребенком в семье обусловливает низкие уровни сознания, преодоления ограниченно-привычных представлений, такие особенности деятельности, как инертность, «погружение» в ситуацию, трудности рефлексии. В таких семьях от детей редко требуют самостоятельной, продуктивной деятельности, чаще их заставляют помогать в привычных домашних делах, их не побуждают к осознанию своей деятельности, поскольку для взрослого важнее, чтобы ребенок сделал, а не осознал, понял, не поощряют их личностных качеств, в крайнем случае хвалят за результат.
Преобладание со стороны близких отрицательных оценок,
накапливающийся опыт неудач не только в занятиях, но и в отношениях с другими приводят к тому, что у многих детей данной группы отсутствует самостоятельность, они неуверены в себе, часто испытывают страх, проявляют негативизм, конфликт-ность, неадекватное восприятие поведения и отношения к себе со стороны других детей.
|
Прямо противоположной предстает картина воспитания в семье детей второй группы (но такие дети, к сожалению, составляют меньшинство). В эту группу вошли дети с универсальностью ценностности, с самыми высокими типами отношения «Я — другой»,.с высоким уровнем развития способности «быть собой и другим», с высшим показателем преодоления ограниченности представлений о мире и о себе, развития сознания и деятельности.
Опишем кратко некоторые особенности воспитания в семье одного ребенка из этой группы, уже знакомой нам девочки Насти К. Состав семьи: мать врач, отец военный, сестра Насти на 16 лет ее старше—студентка и бабушка. Все члены семьи увлечены своими профессиональными занятиями (как видим, самыми разными) и всегда говорят о них дома. Настя, по словам матери (что подтверждается и нашими наблюдениями), «не является центром, а выступает на равных со всеми». Содержание и формы общения с девочкой членов семьи и многочисленных друзей дома весьма разнообразны. Как отмечает мать: «Каждый с ней общается по-своему, но все относятся как к равной себе». Такое общение, по-видимому, и стало одним из решающих условий формирования универсальности ценностности. Настя воочию видит, сколь эмоционально значимы для окружающих ее людей разные сферы жизни. Девочка сопереживает другим, а те общаются с ней как с равной. В этом общении происходит и выделение собственного «Я», и осознание себя по отношению к этим разным сферам жизни, т. е. формируются соответствующие типы ценностности.
Круг интересов семьи отличает крайнее разнообразие. Отно;
шения в семье пронизаны вниманием и заботой не только о родных, но и о друзьях дома, просто знакомых, пациентах матери и т. д. Эти отношения вместе с общением с Настей на рав1 ных, с представленностью в быте семьи различных типов ценностности и обусловили формирование высшего типа отношения к другим. Другой человек выступает для Насти в его самостоятельной значимости, в универсальности в смысле как ценностного содержания другого, так и разнообразия отношения с разными другими. По словам матери, девочка «с разными людьми находит общий язык, со всеми ей интересно». Кроме того, Настя при необходимости ищет способы соотнесения своих инте-| ресов и интересов, нужд другого. Мать так говорит об этом:| «Всегда считается с тем, что нужно другим, но ей очень важно|
|
сохранить свое. Поэтому найдет такой вариант, чтобы и другим было хорошо, и свое сохранить».
Бабушка еще маленькой Насте рассказывала много сказок. И в 6 лет девочка очень любит сказки. С ней дома много играли. Причем сознательно время от времени меняли игры, а также и игрушки, «чтобы не фисировалась на одном» (как говорит мать). В 6 лет Настя также очень любит играть, игры разнообразны, и она сама придумывает новые.
Особо обращает на себя внимание открытость дома людям, разным интересам, разнообразным и новым делам и т. д. В то же время существуют семейные традиции. Например, на Новый год устраиваются праздники, представления, к которым каждому нужно придумать что-нибудь свое. Выпускается домашняя газета, в которой каждый принимает участие, придумывая что-нибудь интересное. Видимо, не нужно доказывав связь образа жизни этой семьи с такой характерной особенностью Насги, как ее стремление к интересному (во всех областях), новому, совершенствованию, творческое отношению к любому делу.
Своеобразно проводятся дома занятия с Настей. Обычно занимается с ней отец. Он объясняет, показывает, учит ее чему-то новому. Затем они играют в школу. Сначала отец—учитель, а ученики — Настя и куклы, потом Настя становится учительницей и учит своих учеников, предъявляя им те требования, ко-рые ставились до этого отцом, а часто добавляя и свои. Отец отмечает: «Когда я начал так заниматься, Настя стала быстро и очень хорошо учиться и читать, и писать, и считать, и вообще всякому новому делу... И как-то глубже обдумывать все» (напомним, что у Насти высшие показатели развития сознания).
При столь творческом стиле жизни семьи четко выражено ответственное отношение к любому делу. При этом у каждого члена семьи не вызывает сомнения, что сделать хорошо — это интересно, но еще интереснее — придумать, как сделать лучше. Нетрудно видеть, как пронизывающие жизнь семьи дух совершенствования, творческого отношения к тому, что делаешь, стремление делать для других отражаются в особенностях деятельности Насти (см. главу V).
|
Семьи других детей, относящихся к этой группе, также отличают открытость разным интересам, делам, людям, разнообразие форм и содержания общения с ребенком, внимание к другим людям, забота о них, ответственное и личностное отношение к разным видам деятельности и оценка через такое отношение личности ребенка, всяческое поощрение любви к играм.
Опишем также некоторые особенности воспитания в семье детей, относящихся к другим типам личности.
Для семей детей с преобладанием ценностности отношений с другими характерны повышенная эмоциональность в отношении взрослых к ребенку, неадекватные (успехам или провинно-
" 123
стям ребенка) поощрения и наказания. Часто ребенка ругают, наказывают за незначительный проступок, а бывает и «по ошибке», и, наоборот, положительно оценивают его безотносительно к действительным успехам. Повышенная чувствительность ребенка к отношениям с другими нередко наблюдается в семьях, в которых преобладает нервозный, неспокойный климат, часты разлады между членами семьи. Дети болезненно переживают конфликты между близкими, сфера отношений с другими становится для них особо значимой. Все это приводит к тому, что ребенок стремится получить одобрение, положительную оценку своей личности либо ни за что, либо за малые успехи, а нередко прибегает для этого (или чтобы избежать наказания) к неправде, хитрости. Нередко такой ребенок склонен к «ячеству», хвастовству, зависти, ябедничеству и т. п.
При преобладании положительных, не связанных с действительными достижениями ребенка оценок, когда тот растет в атмосфере обволакивающей любви, нередко становясь центром жизни семьи, ценностность отношений с другими также оказывается преобладающей, часто единственной. При этом возможны две крайние формы проявления: стремление получить положительную оценку своей личности безотносительно к собственным достижениям, болезненная реакция на неудачи и отсутствие положительной оценки (встречается чаще) и, напротив, некоторое равнодушие к оценке (со стороны воспитателя, детей и других людей), поскольку «меня и так всегда дома хвалят».
Типичны в этом отношении условия воспитания в семье у Андрея И. (ценностность отношений с другими при значимости норм, альтруистский тип отношения «Я — другой»). В семье, по словам матери, к мальчику относятся на равных. Он вместе со всеми занимается хозяйственными делами, ходит вместе с родителями в походы и т. д. Но при этом взрослые все время задают определенные нормы, которым Андрей должен строго следовать. Как правило, Андрею не поручается сделать что-то самостоятельно, а он лишь принимает участие в общих делах (дома—чаще с мамой, бабушкой, в походах—с отцом). Когда Андрей что-то хочет сделать по-своему, выражает собственные желания, которые почему-либо не нравятся родителям, те (чаще мать) мягко, но настойчиво подводят мальчика к признанию правоты взрослых. Мать так говорит об этом: «Сделает по-своему, а потом я показываю, что он был не прав, и он сам со мной соглашается». Такое поведение близких с очень большой вероятностью могло стать причиной того, что самостоятельная деятельность не стала для мальчика ценностной в отличие от значимости выполнения требований взрослых, норм.
|
Наконец, в доме поддерживается, особенно со стороны матери, которую мальчик очень любит, атмосфера помощи, сочувствия другим. Андрей действительно много делает по дому, по-
тому что «мама устала, надо ей помочь». Любит и жалеет животных, успокаивает и защищает маленьких. В основном получает положительные оценки, особенно часто от бабушки, которая его очень любит. Все это и обусловило становление ценно-стности отношений с другими в сочетании с типом отношения «Я — другой», когда реализация себя связывается с другими и потому возможен отказ от положительной оценки себя в пользу положительной оценки другого.
В семьях, в которых личность оценивается через следование нормам и требованиям, у ребенка формируется ценностность действовать в соответствии с нормами и требованиями. Но поскольку ребенок 6 лет сталкивается с многообразными ситуациями и в это время интенсивно развивается сфера сознания, то правильное следование нормам, требованиям связывается с осознанием соответствующей ситуации. Вот почему указанная ценностность у 6-летнего ребенка нередко принимает форму «действовать в соответствии с пониманием ситуации».
Наконец, перечислим особенности условий жизни в семье детей с ценностностью «делания», например, в семье Максима X. Дома с мальчиком вообще не занимаются, хотя мать по-своему проявляет любовь к нему (все делает за него, 6-летний мальчик даже не сам одевается, при конфликтах с детьми мать при Максиме ругает других детей, скандалит с их родителями). Мальчик дома ничего не делает, но и дома, и в детском саду беспричинно активен: бегает, кричит, дерется, употребляет бранные слова. В течение нескольких месяцев в году Максим живет с бабушкой в деревне. Там он помогает ей, работает на участке, и лишь здесь он действительно чем-то занят и получает за это похвалу. Вот это-то и привело к формированию ценностности делания, но не деятельности, поскольку мальчик выполняет отдельные действия в совместной работе с бабушкой, при отсутствии ценностностей отношений с другими и познавательной деятельности. То, что в семье не проявляется забота о других и мать защищает Максима во всех случаях, даже когда тот неправ, обусловило формирование эгоистической тенденции в отношениях с другими.
Приведенный материал, как нам кажется, позволяет сделать вывод, что тип личности существенно обусловлен определенными условиями воспитания в семье, особенностями отношения, общения с ребенком, организации его деятельности, характером оценок близких, стилем жизни семьи и местом, которое в ней занимает ребенок.
ГЛАВА VIII
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!