Вопрос 1. Социально-правовые отношения народов мира в догосударственный период. Обычное право — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Вопрос 1. Социально-правовые отношения народов мира в догосударственный период. Обычное право

2018-01-14 229
Вопрос 1. Социально-правовые отношения народов мира в догосударственный период. Обычное право 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопрос 3. Государственно-правовая система Древнего Китая

В истории Древнего Китая можно выделить четыре периода, каждый из которых связан с царствованием определенной династии:

царство Шан (Инь) - с XVIII в. до н. э. до XII в. до н. э.;

царство Чжоу - с XII в. до н. э. до 221 г. до н. э.;

царство Цинъ - с 221 г. до н. э. до 207 г. до н. э.;

Царство Хань - с 206 г. до н. э. до 220 г. н. э.

1. Объединение во II тысячелетии до н.э. иньских пле­мен было обусловлено необходимостью — коллектив­но осуществлять производство, восстанавливать земли пос­ле разлива рек, защищаться от нашествий. Обожествление правителявана, присуждение ему верховной собствен­ности на землю способствовало централизации власти. Так началась эпоха Инь, или Шан. В этот период имело место сословно-кастовое разделение:

- родовая аристократия — правители, их родственни­ки и руководители родовых объединений;

- свободные крестьяне — общинники, 1/9 часть земли обрабатывали всей общиной, чтобы выплатить рен­ту-налог правителю;

- рабы, служащие знатным людям.

 

2. Захват чжоусскими племенами государства Инь в XII в. до н.э. приводит сначала к централизации власти, а затем к раздробленности, когда власть вана стала ограничиваться только пределами его землевладениядомена. Помимо перечисленных каст эпо­хи Инь появляется сословие чиновников, «кормившихся» так­же с определенных общин. Постепенно власть правителя и его чиновников стала носить наследственный характер. Ван приобретает титул «сына Неба» и является первосвященни­ком. Царским хозяйством управлял цзай, а особо важные и секретные поручения доверялись шань - фу — стольнику. Для контроля в государстве в уделы направ­лялись чжухоу.

3. Vв. до н.э. ознаменован возникновением конфуциан­ства, объединением мелких государств в империю, ростом экономики с приходом в производство и сель­ское хозяйство железных орудий труда. Уже к 221 г. до н.э. завершается объединение китайских земель, наступает цар­ство Цинь, основанное на прочной государственной соб­ственности на землю. Укрепляется аппарат чиновников, получавших заработную плату: часть — деньгами, часть — зерном. Император был олицетворением божественной власти — ди. Он считался и высшим судьей, и главнокомандующим. Император Цинь на­делял судебными полномочиями «ведомство наказаний». Су­дьи на местах обладали правом вынесения приговора, руко­водили тюрьмами.

Несмотря на бюрократический контроль, в Древнем Ки­тае сохранилась община как обособленная структура. Ру­ководители — «отцы-старейшины» принимали все необходи­мые меры для сохранения общинной земли. Определенной степенью независимости обладали и города, во главе которых стоял совет старейшин — саньлао. Армия древнекитайского государства формировалась в основном за счет полупрофес­сионалов, размещенных в военных поселениях. Помимо оборонных функций обязанностью армейцев был и розыск преступников.

Право Древнего Китая

1. Главными объектами права собственности в Древнем Китае были земля и рабы.

Земля: • в период Инь - собственность императора (вана), приближенные имеют лишь право пользования полученными в дар землями;

• во времена Чжоу - превращение землевладений в частную собственность;

• период Цинь - с середины I в. до н. э. в ряде царств совершаются торговые сделки с землей, интенсивно развивается частнособственническое землевладение за счет перехода его в руки новой знати.

Рабы: • в период Инь считаются государственной собственностью. Хотя рабы и находились во владении частных лиц, купли-продажи еще не существовало;

• во времена Чжоу стал возможен обмен и покупка рабов. В V - III вв. до н.э. существовали две категории рабов: государственные и частные;

• период Цинь - широкая и свободная торговля рабами.

2 виды договоров: • договор мены; • договор купли-продажи; • договор дарения; • договор займа; • договор аренды земли; • договор личного найма.

3. В Древнем Китае брак заключали родители. Муж и отец имел в семье абсолютную власть. Семья была большая, патриархальная, с культом предков, с многоженством. Замужняя женщина полностью зависела от власти мужа, не могла иметь личного имущества.

4. Среди видов преступлений, известных в Древнем Китае, можно выделить: (больше 300)

o государственные - мятеж, заговор;

o религиозные - шаманство, выбрасывание золы на улицу;

o против личности - убийство, нанесение телесных повреждений;

o против собственности - кража, грабеж, убой чужого скота;

o воинские - неявка к установленному сроку на место сбора, трусость и др.

К видам наказаний относились: смертная казнь в самых разнообразных видах (поджаривание на огне, разрубание на мелкие части, обезглавливание, закапывание живым в землю); членовредительские наказания (отрезание носа, ушей, отрубание руки, ноги, выкалывание глаз, кастрация для мужчин); штрафы, позволявшие откупиться от наказания; тюремное заключение. Предусматривались также клеймо тушью на лице, превращение женщин в рабынь-затворниц, битье палками, удары плетью и др.

5. Высшей судебной инстанцией являлся император, который мог непосредственно разбирать судебные дела. Судебные функции на местах исполняли представители местной администрации. Судебный процесс в периоды Инь и Западного Чжоу носил обвинительно-состязательный характер. Позднее этот вид процесса был вытеснен розыскным.

 

В 1871 г. победоносная война с Францией привела к отторжению от нее Эльзаса и Лотарингии и к выплате огромной контрибуции в 5 млрд франков в пользу Германии. В дни войны завершилось объединение Германии.

В-1871 г. Германская империя получила конституцию.. Президентство в Союзе закреплялось за прусским королем, получившим название германского императора. Он обладал обширнейшими полномочиями. Верхней палатой Империи являлся Союзный совет - бундесрат. Нормы представительства земель в бундесрате были установлены конституцией. Она предоставляла бундесрату законодательную власть наряду с рейхстагом и значительную долю исполнительной власти. Председателем Союзного совета был по положению канцлер Империи - прусский министр, назначаемый прусским королем.

Рейхстаг - нижняя палата парламента. Он обладал меньшими полномочиями, чем бундесрат. Избирался рейхстаг сначала на три, а затем (с 1887 г.) на пять лет.

Императорское правительство было представлено в единственном лице - канцлера Бисмарка. Кабинета министров не существовало.

Объединение Германии способствовало быстрому промышленному росту страны. По настоянию Бисмарка рейхстаг проводит так называемый исключительный закон против социалистов 1878 г. Германия рвалась к переделу мира. Внешняя политика Бисмарка навлекла на Германию ненависть всего человечества.

Ноябрьская революция в Германии. Конституция 1919 г. Разгром немецкой армии осенью 1918 г. ускорил развитие революционной ситуации в кайзеровской Германии. Монархия пала. Руководство революцией оказалось в руках социал-демократической партии Германии.

В ходе создания органов революционной власти в ноябре 1918 г. лидирующие позиции заняли Советы Большого Берлина и избранный ими Центральный комитет, по инициативе которого был создан Совет народных уполномоченных (СНУ), взявший на себя функции временного ≪политического кабинета≫. В декабре 1918 г. Состоялся Всегерманский съезд представителей рабочих и солдатских советов, на котором была принята резолюция о созыве Учредительного национального собрания и о передаче всей полноты законодательной и исполнительной власти СНУ впредь ≪до окончательного решения Национальным собранием будущего государственного устройства≫.

Веймарская Конституция 1919 г. Высшим законодательным органом империи объявлялся рейхстаг. Вводилась пропорциональная система выборов. Вся Германия делилась на 35 избирательных округов. Нижней палатой считался рейхстаг. Верхняя палата называлась рейхсратом (имперским советом).

В состав Германии входило 18 земель. Каждая из них имела свою конституцию, составленную в согласии с имперской, свой законодательный орган - ландтаг - и своё правительство. В исключительной компетенции империи находились все важные вопросы. В вопросах уголовного и гражданского законодательства ландтаги могли ≪конкурировать≫ с рейхстагом, однако право империи имело перевес над правом земель. Конституция превратила Германию в буржуазную парламентскую республику во главе с президентом.

Президент избирался всеобщим голосованием (как и рейхстаг). В компетенцию президента входил роспуск рейхстага. Он командовал вооруженными силами, назначал на высшие военные и гражданские должности, назначал правительство.Главой императорского правительства был канцлер. Ему поручалось ≪формулирование руководящих принципов политики≫.

Право Германии в XIX в. Так закреплялось в германской конституции 1871 г. новое Уголовное уложение 1871 г ., которое разделило сферы пра­вонарушения и преступления. В качестве наказания предус­матривались смертная казнь, тюремное заключение, штраф, конфискация имущества. Суровая мера наказания применя­лась за измену государству, покушение на жизнь императора.

Принятие в 1896 г. Германского гражданского кодек­са повлекло за собой прекращение действия общего права.

1. субъекты гражданского права — первая книга дает понятия физического и юридического лица, сделки, сроков давности, классификации вещей.

2. обязательственное право — вторая книга дает поня­тие договорам купли-продажи, займа, аренды, созданию то­варищества, найму рабочих. Договор заключается исключительно с согласия каждой из сторон. Часть договор­ных отношений, касающихся недвижимости, должны быть облечены в письменную форму;

3. вещное право —третья книга включает правила владе­ния, использования, распоряжения собственностью. Собственник земли распоряжался и всеми богатствами, содержащимися в ней, на ней и над ней. Кодекс дает разграничение между движимыми и недвижимыми веща­ми.

4) брачно-семейное право — книга четвертая освещает вопросы заключения брака и его расторжения, отношений между детьми и родителями, опекунами и попечителями. Уста­новлен ценз для вступления в брак. Мужчина должен достигать 21 года, а женщина — 16 лет. Оба родителя имеют право при­нимать участие в воспитании детей. Жена имеет определен­ные имущественные права, равно как и муж. 5) наследственное право — пятая книга отражает насле­дование по закону и завещанию.

 

 

Вопрос 31. Государственно-правовая система Японии во второй пол. 19 – нач. 20 вв. Революция Мэйдзи и конституция 1889 г. в Японии.I. В середине 19в. Япония находилась в состоянии глубокого социально-политического кризиса, обусловленного в конечном итоге разложением господствовавшего феодального строя, сдерживавшего дальнейшее развитие страны.

В стране почти непрерывно происходили крестьянские волнения и восстания. Ухудшилось внешнеполитическое положение страны. Появилась реальная угроза превращения страны в полуколонию. В этот период главой государства номинально считался император, но реально власть находилась в руках сёгуна (полководца) - высшего должностного лица, являвшегося главнокомандующим и начальником всего аппарата государственного управления, бесконтрольно осуществлял исполнительно-распорядительные, фискальные и законодательные функции.

Пост сёгуна занимали представители дома Токугава (с 17в.) - самого богатого феодального клана страны, противившегося любым прогрессивным реформам. В таких условиях были сформулированы конкретные задачи княжеско-самурайского движения: свергнуть сёгунат, восстановить власть императора и от его имени провести необходимые реформы. Руководители движения потребовали у сёгуна немедленной передача верховной власти императору (15-летнему Муцухито). Сёгун капитулировал. Власть перешла в руки князей и самураев-сторонников императора. Было официально объявлено о восстановлении императорской власти. В японской официальной историографии этот период обычно называют «реставрация Мэйдзи» (Мэйдзи - название времени правления императора Муцухито).

I. Во исполнение обещания импера­тор "дарует" в 1889 г. своим подданным Конституцию. Конституция (а также ее официальный коммен­тарий), представляла собой умелое переложение принци­пов, заимствованных из западных конституций.

Согласно К., в Японской империи царствует и ею правит император. Император как глава госу­дарства имел право объявлять войну и мир, заключать до­говоры, созывать и распускать парламент, руководить во­оруженными силами, жаловать дворянство и пр. Законода­тельная власть также вверялась " им­ператору и парламенту ". Император утверждал за­коны и предписывал их исполнение.

Министры назначались императором и были ответственны перед ним.

Парламент наделялся по Конституции законодательными правами и состоял из двух палат: палаты пэров и палаты представителей. Нижняя палата избиралась на основе высокого возрастного ценза, а также имущественного ценза и ценза оседлости. Женщины и военнослужащие не получили избирательного права. Члены верхней палаты были принцы крови, представители титулованной аристократии, крупные налогоплательщики и лица, имеющие особые заслуги перед императором.

Это выражалось в особом привилегированном положении таких звеньев госуд аппарата как Тайный Совет, Генро (совет старейшин), Министерство двора, в ведении которого находились огромные земельные владения императора.

Конституция 1889 года определила лишь общие принципы будщей перестройки судов японии, формально установив несменяемость и независимость судей. Старая система и судопроизводство перестраивались крайне медленно. И только в 1890 году на основе Закона об организации судов происходит упорядочение судебной системы Японии.

 

 

Кодекс допускал развод. Его причинами могли быть: прелюбодеяние; злоупотребление, грубое обращение или тяжелые обиды одного из супругов в отношении другого; присуждение одного из супругов к тяжкому и позорящему наказанию; взаимное и упорное желание супругов развестись.

Взаимоотношения между мужем и женой строились на основе власти и подчинения. Следствием власти мужа является ограниченная правоспособность и практически полная недееспособность замужней женщины. Недееспособность женщины означала, что она не могла самостоятельно осуществлять никакие юридические действия, как судебные, так и внесудебные. 5. Кодекс разрешал наследование по закону и по завещанию. Французский уголовный кодекс 1810 г.

Он был создан на основе тех идей, которые содержались в декларации прав чела и гр. Кодекс начинается с предварительных положений, в котором преступные деяния подразделяются на виды, причём в основу этого деления положен характер наказания: преступные деяния, которые закон карает полицейскими наказаниями являются нарушением, преступные деяния, которые караются исправительными наказаниями являются проступком, а преступное деяние, которое карается мучительными или позорящими наказаниями является преступлением. Кодекс состоит из 4 книг: 1) уг наказания и исправит; мучит и позор наказаниями были: смерть, каторжные работы, депортация, и смирительный дом (тюрьма). К позорящим наказаниям относились: выставление у позорного столба (в ошейнике), и гр деградация, (лишение избират прав и запрещение занимать гос должности), за некоторые преступления предусматривалось клеймение. 2)устанавливают основание ответственности и освобождение от ответственности (безумии и принуждение к совершению преступления силой). Подробно описываются различные формы соучастия: 1 подстрекательство, 2 пособничество. 3) посвящена преступлениям и проступкам, которые разделялись на 2 вида: публичное и частное. Публичным правонарушение – действия, направленные против безопасности гос-ва, против имперской К, против общественного спокойствия. 4) полицейские нарушения и наказания.

Вопрос 1. Социально-правовые отношения народов мира в догосударственный период. Обычное право

Особенностью социальных норм в догосударственный период являлось то, что они, по сути дела, входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, его низкой производительностью. Отсюда проистекала необходимость в совместном проживании, в общественной собственности на средства производства и в распределении продуктов на основе равенства.

Эти нормы именуются мононормами, поскольку они по большому счету выражали главный интерес людей того общества – выжить. Мононормы выступали и нормами организации социальной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуалами и т.п.

Социальные нормы, существовавшие в догосударственный период:

1. регулировали отношения между людьми, что стало отличать их от норм несоциальных - технических, физиологических и других, которые регулировали и регулируют отношения человека к природным, материальным объектам, орудиям труда и т.п. Так, первобытные люди, зная, что ночью в жилище понижается температура, старались поддерживать огонь и в темное время суток. Делая это, они руководствовались не социальными нормами, а скорее инстинктом сохранения жизни и здоровья. Но кто из сородичей в это время будет следить за огнем, решалось уже на основе нормы социальной (Т.В. Кашанина);

2. реализовались главным образом в виде обычаев (т.е. исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени);

3. существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;

4. обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);

5. имели в качестве ведущего способа регулирования запрет (систему табу) как самый простой и элементарный прием воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали;

6. выражали интересы всех членов рода и племени.

Обычное право - это неписаные правовые нормы, которые сложились в результате традиционного применения одних и тех же правил к однородным случаям жизни. Нормы обычного права складываются исторически и носят естественный характер. К их основным признакам относятся: обязательность на основании традиции или какого-либо авторитета; действие по аналогии во всех однородных случаях; повелительно (обязывающий)- предоставительный характер (требование обязанностей предусматривает предоставление прав); устойчивость.

Вопрос 2. Государственно-правовая система Древнего Египта Государство сложилось к III тысячелетию до н. э. в Северо—Восточной Африке. Его расположение в долине по нижнему течению реки Нил обусловило интенсивное развитие поливного земледелия, что способствовало социальному расслоению и выделению управленческой верхушки во главе с первосвященниками—жрецами уже в первой половине IV тысячелетия до н. э.

Во второй половине IV тысячелетия до н. э. в Древнем Египте складываются первые государственные образования – номы - сельские общины объединялись вокруг храмов для совместного ведения ирригационных работ.

История Древнего Египта делится на следующие периоды: 1) период Раннего царства; 2) период Древнего царства; 3) период Среднего царства; 4) период Нового царства. 1. В период Раннего царства начинает формироваться государственный ап­парат. В данный период во главе государства стоял царь. Значение царской власти подчеркивалось обожествлением ее носителей. В период Раннего царства в руках государства находилось верховное ру­ководство работами по организации оросительного дела в Нильской долине.

2. Особенность государственного строя Древнего царства заключается в централизации управления. Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточилась в руках фараона. Все важные дела государства - мероприятия по ороше­нию, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и осво­бождение от них, военные походы, государственное строительство - проводились под его общим руководством.

Авторитет фараона укреплялся при помощи религиозной идеологии обоготворения царя и его деяний. После царя главным лицом в государственном управлении был верхов­ный сановник - везир. В его компетенцию входили управление деятель­ностью верховных судебных органов, руководство государственными мастерскими, госу­дарственными хранилищами.

3. Начало эпохи Среднего царства характеризуется почти неограниченной властью номарховправителей областей. Объединению государства и укреплению централь­ной власти способствует ограничение фараонами власти номархов - про­исходит замена независимых правителей областей новыми, подчинен­ными царской власти. В этих реформах опорой царя были придворная, служилая знать, а также воинство, охранявшее царя.

4. Основной чертой государственного строя в период Нового царства ста­новится укрепление системы централизованного бюрократического управ­ления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, каждым из которых руководил особый наместник фараона. Административные округа делились на области - номы. Города и крепости возглавляли начальники.. Первым и высшим сановником оставался везир. Другими важными чи­новниками были главный казначей и начальник всех царских работ. Многочисленные чиновники-писцы записывали приказы, надзирали за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывали доходы, иду­щие в казну.

Право Древнего Египта: 1. Источники права в Древнем Египте:первоначально - обычай; с развитием государства - законодательная деятельность фараонов. 2. В Египте существовали следующие виды земельных владений: государственные; • храмовые; • частные; • общинные. Самыми крупными землевладельцами были храмовые хозяйства и царские вельможи. 3. Виды договоров: • договор займа; • договор найма; • договор купли-продажи; • договор аренды земли; • договор поклажи; • договор товарищества. 4. Брак в Египте заключался на основе договора между мужем и женой. Имущество, принесенное женой в виде приданого, оставалось собственностью жены. С течением времени главой семьи становится муж, и жена, несмотря на ее достаточно высокое положение в семье, утрачивает прежнее равенство с ним. Египетское право разрешало наследование как по закону, так и по завещанию. Наследниками по закону были дети обоих полов. Завещание могли составить и муж, и жена. 5. Виды преступлений: посягательства на государственный и общественный строй - измены, заговоры, мятежи, разглашение государственных тайн. Эти преступления считались наиболее тяжкими, и в случаях их совершения ответственность наряду с непосредственным виновником несли все члены семьи; преступления религиозного характера - убийство священных животных, чародейство; преступления против личности - убийство, членовредительство; имущественные преступления - кража, обмеривание, обвешивание; преступления против чести и достоинства - прелюбодеяние, изнасилование. Целью наказаний было устрашение. Распространенным наказанием была смертная казнь. Кроме того, применялись членовредительские наказания, избиение палками, заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы. Процесс велся одинаково как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств доказывания служили свидетельские показания, клятвы. При следствии весьма обычным было применение пытки. Делопроизводство имело письменный характер.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.