Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2018-01-14 | 796 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Технические средства обучения (ТСО) усиливают яркость, эмоциональность, динамичность обучения, стимулируют воображение и мышление учащихся, поэтому их использование необходимо не только в общеобразовательной, но также и в специальной (коррекционной) школах. К ТСО по истории относятся статистические экранные пособия (диафильмы, диапозитивы, кодопозитивы), кинофильмы, радиои звукозаписи, телепередачи, видеофильмы, а также аппаратура, с помощью которой можно их демонстрировать. Учитель всегда должен помнить, что никакие технические средства не заменят его в учебном процессе, особенно если этот процесс осуществляется в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
На уроках истории в специальной (коррекционной) школе учитель может применять те же самые технические средства, что и в общеобразовательной школе, но всегда заботясь о доступности их содержания для учащихся, соответствии программе и дозировке на уроке.
Диафильмы и диапозитивы – самое распространенное средство экранной наглядности. Серии диапозитивов и диафильмы имеются почти по всем темам. Их удобно использовать, т. к. можно отобрать необходимые кадры и определить последовательность предъявления, что абсолютно необходимо проделывать при подготовке к урокам в специальной (коррекционной) школе. Программный материал каждого урока отличается небольшим объемом, и это должен учитывать учитель, подбирая всего несколько нужных кадров из целой серии. С опорой на кадры диапозитивов и диафильмов учитель может вести рассказ, объяснение, аналитическую беседу. Текстом к кадрам он может распорядиться по своему усмотрению: читать его полностью, давать в своем кратком пересказе, вообще убрать, заменив вопросами к учащимся.
|
Все шире в практику и общеобразовательной, и специальной (коррекционной) школ входит кодоскоп (графопроектор) – прибор настольного типа, позволяющий проецировать транспаранты (рисунки, схемы, графики и т. п.), выполненные заранее на прозрачном материале (пленке, стекле) или выполняемые непосредственно в ходе урока. Несколько транспарантов, поэтапно воссоздающие рисунок, схему, диаграмму путем последовательного наложения друг на друга, делают изображение динамичнее, позволяют показать изменение, развитие исторических явлений. Демонстрация с помощью кодоскопа не требует затемнения, поэтому можно одновременно работать с другими средствами наглядности, вести записи в тетрадях. Работа с кодоскопом на уроках истории в специальной (коррекционной) школе подробно описана Б.П. Пузановым [1. С. 72– 75; 5. С. 44–47].
Учебный кинофильм – наиболее действенное средство наглядного обучения истории, выразительное и впечатляющее: дает живое изображение событий, позволяет показать историческое явление в динамике и присущем ему драматизме. Таким образом, учебными кинофильмами обеспечивается элемент живого созерцания исторического прошлого.
В качестве учебных кинофильмов могут быть использованы документально-хроникальные, художественные и специальные учебные кинофильмы (например, к/ф «Александр Невский», «Бородинский бой» и др.). От учителя требуется знание содержания фильма, чтобы органически включить его в систему работы на уроке, соединив с предшествующей работой и опираясь на его содержание в последующем ходе занятия.
Особенно осторожно к использованию кинофильмов должен подходить учитель истории специальной (коррекционной) школы, учитывая своеобразие программы по предмету для школ VIII вида и особенности познавательной деятельности своих учеников. В условиях специального обучения не проводятся отдельные киноуроки, целесообразно включать фрагменты учебного кино в текущие уроки. Методика демонстрации кинофрагмента может быть представлена следующим образом:
|
1. предварительный просмотр кинофильма учителем, отбор фрагмента (части), нужного для предстоящего урока;
2. подготовка вопросов для учащихся, на которые они должны ответить после просмотра кинофрагмента (запись на доске, в тетрадях);
3. вступительное слово учителя, нацеливающее на просмотр, краткое изложение содержания кинофрагмента;
4. демонстрация кинофильма (по ходу просмотра возможны комментарии, фиксирующие внимание учащихся на главном);
5. беседа после просмотра по вопросам, данным предварительно;
6. обобщение содержания кинофрагмента;
7. включение материала кинофильма в домашнее задание (ответы на вопросы, составление рассказа, сочинение, выполнение рисунков и т. п.).
Использование звукозаписей на уроках истории позволяет ввести музыкальное, песенное сопровождение изучаемого материала, услышать живые голоса исторических деятелей, известных поэтов, писателей, артистов. Значение звукозаписи заключается прежде всего в эмоциональном воздействии на учеников (например, на уроке по теме «Начало Великой Отечественной войны» звучит песня «Народная война»), приобщении их к исторической науке (звучат исторические документы), литературе (отрывки из художественной исторической литературы). Иногда прослушивание грамзаписей, магнитных записей сочетается с показом исторических картин, портретов.
Для специальной (коррекционной) школы не разработаны соответствующие телеи радиопередачи по курсу истории. Но учитель может ряд нужных передач записать на аудиоили видеокассету для использования в учебных целях. Кроме того, на современном этапе создано много прекрасных видеофильмов, особенно по культурно-исторической (и краеведческой, в частности) тематике. Они могут найти применение и в учебно-воспитательной работе по истории с учащимися специальной (коррекционной) школы.
Таким образом, при грамотном подходе к отбору многообразных методов обучения истории, их комплексном использовании с учетом специфики контингента учащихся специальных (коррекционных) школ возможно добиваться положительных результатов в усвоении исторических знаний учащимися с нарушением интеллекта, повышать уровень их воспитанности, решать коррекционные задачи.
|
Вопросы и задания
1. В чем состоит значение наглядного обучения истории школьников с нарушением интеллекта?
2. Какие виды наглядности используются на уроках истории в специальной (коррекционной) школе?
3. Продумайте средства наглядности к одному из уроков истории (тема по выбору студента).
4. На примере одного из параграфов учебника «Рассказы по родной истории» разработайте методику работы с иллюстрациями.
Литература
1. Вагин А.Л. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1968.
2. Граборов А.Н. Очерки по олигофренопедагогике. М., 1961.
3. Изучение исторического и обществоведческого материала в старших классах вспомогательной школы (Методические рекомендации для вспомогательной школы)/ Сост. Б.П. Пузанов. М., 1986.
4. Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Под ред. С.А. Ежова и др. М., 1986.
5. Пузанов Б.П. Применение графопроектора на уроке истории во вспомогательной школе // Дефектология. 1983. № 2. С. 44–47.
6. Шулятикова И.Б. Из опыта работы с наглядными пособиями на уроках истории СССР. В сб.: Опыт преподавания истории во вспомогательной школе / Под ред. М.И. Кузьмицкой. М., 1964. С. 28–40.
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!