Понятие макроэк-ки. Цели ее изучения, соотношение микро- и макроэк-ого анализа — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Понятие макроэк-ки. Цели ее изучения, соотношение микро- и макроэк-ого анализа

2018-01-14 207
Понятие макроэк-ки. Цели ее изучения, соотношение микро- и макроэк-ого анализа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие макроэк-ки. Цели ее изучения, соотношение микро- и макроэк-ого анализа

Макроэк-ка – раздел общей эк-кой теории, изучающий поведение эк-ки как единого целого в целях обеспечения условий устойчивого эк-го роста, полной занятости ресурсов, минимизации уровня инфляции и равновесия платежного баланса.

В основе деления эк-кой теории на микро- и макроэк-ку лежат 2 обстоятельства:

1) Микро- и макроэк-ка различаются методикой исследования нац.хоз-ва. Микроэк-кий анализ изучает рынки определенных товаров и услуг, рынки ресурсов, спрос и предложение на них. Макроэк-ка исследует общие эк-кие процессы в целом, т.е. условия и результаты деят-ти всех субъектов эк-ких отношений. Поэтому в макроэк-ке используются агрегированные величины;

2) Микро-эк-ка рассматривает только реальный сектор нац.хоз-ва, а макроэк-ка исследует и реальный и денежрый секторы, а также их взаимодействие. Однако микро- и макроэк-ка тесно взаимосвязаны и и часто дополняют друг друга.

Таким образом макроэк-ка это один из 2-х основных разделов общей экон. теории, в которой изучается поведение страны как единого целого.

История развития макроэкономики

Основоположником макроэк-ки как науки считается Джон Кейнс, т.к. все основные категории, кт-ые она изучает были предложены Кейнсом:

1. Объем нац. богатства

2. Уровень цен и занятости

3. Потребления

4. Сбережения

5. Инвестиции

Кейнс обосновал недостаточность одного лишь микроэк-ого подхода для исследования эк-ких процессов. Также он показал непригодность микроэк-го способа доказательства равновесия эк-кой системы в целом и необходимость разработки нового макроэк-ого подхода.

Макроэк-ка как самостоятельная научная дисциплина сформировалась после выхода в 1936г. книги Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег". Однако сам макроэк-кий анализ возник раньш, пости одновременно с эк-кой наукой.

Элементы макроэк-ого анализа встречаются в «Эк-кой таблице» Француа Кенэ, у представителей англ. класс. полит. экономии, а также в трудах Маркса.

До середины 1960-х годов практически вся макроэк-ка развивалась в рамках идей Кейнса и его сторонников. Сначала 70-х г.г. кейнсианская теория подверглась критике со стороны других школ, основным оппонентом стал основатель совр. монетеризма Милтон Фридман.

Сегодня макроэк-ка является наиболее дискуссионной областью эк-кой науки,что способствует активному развитию и совершенствованию макроэк-ого анализа.

Основные макроэк-ие показатели.

Выделяют 3 осн.макроэк-их показателя:

Объем нац. пр-ва.

Осн.показателем измеряющим объем нац. производства является ВВП. Различают фактический (номинальный и реальный) и потенциальный ВВП.

Потенциальный ВВП – это объем пр-ва при полной занятости ресурсов, т.е потенциально возможный объем пр-ва в общ-ве.

Фактический ВВП измеряет объем нац. пр-ва в стоимостном выражении и представляет собой стоимость конечной продукции, произведеннной резидентами данной страны за определенный период времени. Поэтому на динамику фактического ВВП влияет не только изменение объема пр-ва, но и уровня цен. Поэтому различают:

1. номинальный ВВП расчитывается в ценах текущего года

2. реальный ВВП расчитывается в ценах, т.е. в ценах базового года. Это дает возможность убрать влияния уровня цен на динамику ВВП и оченить изменение физ. объема выпуска за опред. период времени.

ВВПреал =

Если индекс цен < 1,то цены в текущем году понизились по сравнению с базовым (дефляция) и при расчете ВВПреал происходит корректировка ВВПномин в сторону увеличения (инфлирование).

Если индекс цен > 1,то это рост цен (инфляция)и при расчете ВВПреал происходит процесс дефлирования, т.е корректировка ВВПномин в сторону снижения.

Различают несколько индексов по типу которых расчитывается индекс цен:

1) индекс Ласпейреса: используется набор благ базового периода

PL =

, - цены i-блага в базовом (0) и текущем (t) годах (периодах)

- кол-во i-ого блага в базовом периоде

По типу данного индекса рассчитывается индекс потребительских цен (ИПЦ), кт-ый показывает изменение ср. уровня цен потребит корзины, потребляемой ср.городской семьей.

2) индекс Пааше: используется набор благ текущего периода

Pp =

- кол-во i-ого блага в текущем периоде

По типу данного индекса расчитывается ВВП-дефлятор, т.е индекс цен, кт-ый используется в переводе ВВПномин в ВВПреал

ВВПдефлятор =

Сходство индексов Пааше и Ласпейреса: не учитывают динамику структуры весов.

Отличия: 1 - инд. Пааше фиксирует стр-ру весов в тек. периоде (что занижает уровень цен), инд. Ласп. – в базовом (завышает инфлцию); 2 - инд. Пааше показывает изменение цен на все товары и услуги, инд. Ласп. – только по потребительским товарам; 3 - Инд. Пааше пок-ет изм-ние цен на продукцию, произ-ную резидентами страны, инд. Ласп. И на импорт. товары.

3) индекс Фишера: устраняет частично недостатки индексов Ласпейреса и Пааше, усредняя их значение.

PF =

2.Уровень безработицы — отношение численности безработных к общей численности населения рабочей силы, %, это доля безработных в общей величине рабочей силы.

u = ()*100%

u-уровень безработицы

U-число безработных

L-рабочая сила (занятые и безработные)

3. Уровень инфляции — скорость измерения цен за определенный период (месяц, год), определяемая величиной их прироста в процентах за этот период; устанавливается по индексу потребительских цен и цен ср-в пр-ва.

п = (Р — Р-1) / Р-1

где Р — средний уровень цен в текущем году. Р-1 — средний уровень цен в предшествующем году.

Общая характеристика СНС.

СНС – это сов-ть статистических макроэк-ких показателей, характеризующих величину совокупного выпуска и совокупного дохода, позволяющих оценить состояние эк-ки страны.

В России СНС является основой статистической системы с конца 1980-х. До этого в СССР и других социалистических странах использовалась система баланса народного хоз-ва (БНХ), имевшая в качестве своей основы Марксистскую эк-кую теорию.

Принципиальное различие между СНС и БНХ лежит в разном понимании сферы создания продукта общества, т.е производственной сферы.

В СНС производственная сфера понимается намного шире, т.к теоретической основой СНС является эк-кая теория.

В БНХ к производственной сфере относят только отрасли материального производства (с/х, промышленность, строительство, торговля...)

В СНС производственная сфера понимается как эк-кая деятельность, которая осуществляется как в сфере мат., так и немат. пр-ва. К непроизводственной сфере относится пр-во услуг в дом. хоз-вах, поскольку оно не порождает доходов для др. эк-ких единиц.

 

5.Измерение объема нац. производства.

Основным макроэкон-ким показателем, измеряющим объем нац. производства является ВВП. Он измеряет рыночную стоимость конечной продукции,произведенной на территории страны за определенный период времени.

Валовый = в ВВП из ст-ти не вычитается амортизация.

Внутренний = в ВВП включается ст-ть товаров и услуг, произведенный резидентами данной страны. Резидентами считаются все эк-кие единицы, независимо от гражданства, занимающиеся производственной деят-тью или проживающие в данной стране в теч. года.

ВВП не включает: 1- труд на себя; 2- труд на безвозмездной основе; 3- ст-ть товоров и услуг, производимых теневой эк-кой; 4- непроизводительные сделки.

Основные прнципы, заложенные в ВВП:

1. недопущение двойного (повторного) счета

2. учет только того, что изменяет величину совокупного выпуска,а не является результатом перераспределения доходов

3. отражение только стоимости продукции,произведенной в данном году

Существуют 3 осн. метода подсчета ВВП:

1.По добавленной стоимости (пр-ный метод):

Суммируется ст-ть, добавленная на каждой стадии пр-ва конечного продукта.

Добавленная стоимость – это разность между выручкой от продаж и стоимостью сырья и материалов, купленных у других производителей. Все внутренние затраты фирмы, а также прибыль предприятия включается в добавленную стоимость.Т.о., ВВП – это сумма добавленной стоимости всех производителей-резидентов.

2. По расходам (метод конечного использования):

Сумммируются расходы всех эк-ких субъектов и иностранцев на приобретение или потребление конечного продукта, произведенного резидентами страны.

ВВПр=С+G+Ig+Xn

С – личные потребит. расходы(расходы домохозяйств, услуги, но не покупка жилья)

G – гос. закупки товаров и услуг,но не трансфертные платежи(пенсии, стипендии)

Ig – валовые частные инвестиции (инвестиции – затраты на новое строительство, покупку нового оборудования; Валовые = амортизация + чистые инвестиции In)

Хn – чистый экспорт товаров и услуг за рубеж = разность экспорта и импорта.

3. По доходам (распределительный метод):

Суммирование первичных доходов, выплаченных из добавленной стоимости производителями-резидентами.

ВВПд=з/п+косв.налоги+валовая прибыль+валовые смешанные доходы

Величина ВНП отличается от вел-ны ВВП на величину чистых факторных доходов (ЧФД)

ВНП=ВВП+ЧФД

Величина ЧФД включает в себя разницу между доходами, полученными резидентами данной страны на принадлежащие им нац. факторы производства в других странах, и доходами, полученными нерезидентами на принадлежащие им факторы производства в данной стране. Эта разница м.б. + и –

Совокупный спрос (АД). Кривая АД.

Совокупный спрос (АД) представляет собой сумму расходов на конечные товары и услуги, при различных уровнях цен. Это суммарный спрос всех макроэк-ких агентов, составляющие из 4-х компонентов:

1. спрос на потребит. товары С – субъектами расходов явл. потребители, сектор домох-в;

2. инвестиционные расходы I – (субъект – предпринимат. сектор);

3. госуд. закупки G (суъект – госуд-во);

4. чистый экспорт Xn (субъект – заграница).

AD = C + I + G + Xn

AD – совокупный спрос.

Данная формула похожа на формулу расчета ВВП по расчету, но отличается тем, что представляет собой не сумму фактических расходов макросубъектов, а расходы, которые намерена сделать данные субъекты.

Величина этих расходов зависит в первую очередь от уровня цен, поэтому совокупный спрос рассматривается как связь между объектом ВНП, который хотят и могут купить макросубъекты и уровнем цен в эк-ке.

Реальный объем производства У указывается в денежном выражении, а уровень цен в относит. величинах. Кривая АD строится при условии фиксированного предложения денег и скорости их обращения. Кривая AD имеет отриц. наклон, который принято связывать с 3 важнейшими эффектами рын. хоз-ва:

1. Эффект % ставки (эффект Кейнса) – если уровень цен повышается, то возрастает номинальный спрос на деньги, след-но, увел-ся % ставка и снижается объем AD.

2. Эффект реального богатства (эффект Пигу) – в случае повышения или понижение уровня цен дешевеют или дорожают финансовые активы, т.е. меняется реальное богатство, чем уровень цен изменению потребительских расходов, как элемента AD.

3. Эффект импортных закупок связан с тем, что рост уровня цен внутри страны к снижению экспорта, в то же время импортные товары для населения данной страны дешевеют. Поэт. расходы на импорт увел-ются, а Xn (чист. экспорт) сокращается, сокращая AD. Снижение уровня цен повышает Xn и, след-но, AD повышается.

Неценовые факторы AD:

1. ожидание макросубъектов (ожидание изменение доходов, ожидание изменения налогов, ожидание инфляции и т. д.)

2. макроэк-кая политика госуд.-ва (изменение налогов, госуд. расходов денежной массы и т. д.)

3. изменение внешней среды (рост или снижение мировых цен на зерно, нефть и т. д.)

 

AD-AS при Rе

Значимость этой простейшей модели AD-AS состоит возможности с ее помощью описать механизм общего гос. пр-ва. Общее макроэк-кое равновесие предстает как согласованное развитие 3-х рынков – рынка товаров и услуг, рынка ресурсов, и фин. рынка.

Простейшая модель макроэк-кого равновесия в классич. интерпретации предложена Д. Сейем. Здесь AS создает и балансирует спрос. В этом случае из-за гибкости ценового механизма и совершенно конкурентного рынка, объем реального ВВП представлен только AS.

Равновесие в модели соответствует точки пересечения кривых AD-AS, при этом реальные изменения в эк-ке обусловлены сдвигом кривой совокупного предложения, а любые колебания AD отражаются только на уровни цен, при неизмененном потенциальном ВНП.

В неоклассической модели (краткоср. периоде) колебания и AD-AS приводит к изменениям как номинальных (PЕ), так и реальный (УЕ) величин в эк-ке. Эк-ка может перейти в новое равновесное состояние.


Неоклассическая модель основана на следующих предложениях (в долгоср. периоде):

· эк-кие агенты имеют рац-ные отношения, т.е. их прогнозы относительно изменение цен и з/п корректны при отсутствие непривиденных событий;

· все цены являются гибкими в кратко- и долгоср. периоде;

· асимметрическая информация в долгосрочном периоде, т.е. фирмы наблюдают цены на своем рынке и имеют точную информацию об изменении этих цен, но не знают, что происходит с уровнем цен в эк-ке в целом.

Эк-кий механизм перехода от краткосрочного равновесия в модели AD-AS в долгосрочном периоде легче проанализировать и использовать рост совокупного спроса и его последствия.

Точка макроэк-го равновесия , в к-рой пересекаются 3 кривые: , , , являются точкой кратко и долгосрочного равновесия. Если увеличивается совокупный спрос, то кривая AD сдвигается до .

Рост совокуп-го спроса ведет тому, что фирма начинают продавать товарные запасы привлекать дополнительные ресурсы, одновременно повышая цены (движение вдоль кривой AS) и появ-ся новое равновесие в краткосрочном периоде (т. ), где фактически уровень объема выпуска выше потенциального ВНП. Теперь привлечение доп. ресурсов приводит к росту издержек фирмы, т.к. цены на ресурсы адаптируются и растущему уровню цен на конечные товары и услуги, уровень цен растет от до , величина совокупного спроса сокращаются по кривой до У потребленный, т.е. экономика возвращается к потенциальному ВНП (т.е. на кривую , но при более высоком чем прежде уровнем цен, противоположного результата можно добиться проводя политику, которая увеличит потенциальный ВНП.

Изменения AD-AS могут произойти резко, неожиданно под влиянием каких-либо экзогенных (внешние) факторов, к-рые называют шоками AD или AS совокупного спроса и совокупного предложения.

Различают негативные и позитивные шоки AD и AS. Причинами 1-ых могут служить резкое непредвиденное изменение кол-ва денег, т.е. его предложение, а также неожиданно резкое изменение элементов совокупных расходов (C, G, I, Xn). При этом позитивный шок AD ведет к росту уровня цен и фактического равновесного ВНП, а негативный – к обратным последствиям.

Причина шоков AS обычно связывают с изменением цен на ресурсы, а также природными катаклизмами. Негативный шок AS приводит к инфляции издержек, а дальше при невмешательстве госуд-ва начинается процесс приспособления, к-рый длится очень долго, создает угрозу снижения производственных возможностей страны и соц. конфликтов. Правительство в таких случаях проводит политику стабилизации, т.е. макроэк-кую политику, направленную на поддержание полной занятости.

Особым случаем позитивного шока AS явл. технологический шок, к-рый воздействует на эк-ку в долгоср. периоде, увеличивая потенциальный ВНП.

 

Инфляция и ее изменения.

Инфляцию определяют как рост цен на всех рынках. Она проявляется как обесценивание денег,т е падение их покупательной способности.

Для того,чтобы узнать как изменится уровень цен используют индекс цен. Индекс цен-это средневзвешанная цена какого-либо набора благ. Для определения средневзвешанной цены определяют так называемые «эк-ие весы»,т е долю расходов на данное благо в общем объеме расходов потребителей.

Потребительская корзина это минимальный набор благ,позволяющий поддерживать потребление на приемлемом в данном обществе уровне.

На основе потребительской корзины расчитывается индекс потребительских цен. Темпы инфляции определяются как отношение разницы индекса потребительских цен(ИПЦ) текущего года к ИПЦ базового года.

 

(ИПЦt- ИПЦо)/ИПЦо

 

Проблемы изменения инфляции связаны с тем,что может меняться состав потребительской корзины. Изменение качества товаров будет показано как изменение цен.Также со временем меняются «эк-ие весы»,это не всегда учитывается при подсчётах.

Вычисления по методу Лайспейреса и Пааше как раз предполагают учёт изменений в потребительской корзине.

 

 

Типы инфляции.

Различают 3 типа инфляции,классифицируемые по темпам:

• Под умеренной понимается инфляция с темпами роста цен примерно 10%в год. Она считается допускаемой и даже полезной для нормального развития хозяйства.

• Под голофирующей инфляцией понимается рост цен от 10 до 100-200 % в год. Является опасной для эк-ки. При такой инфляции контракты заключаются не в текущих ценах,как при умеренной инфляции,а привязываются к твёрдой валюте или индексируются.

• Гиперинфляция-это рост цен на 1000% в год.Данная инфляция не только разрушает благосостояние населения,но и парализует хозяйственный механизм. При ней происходит переход к бартерному обмену,так называемое «бегство от денег».

Различают типы инфляции по формам ее проявления. Открытая инфляция проявляется в продолжительном росте цен. Подавленная инфляция не наблюдается как рост цен,т к последние фиксированы, однако проявляется через дефицит.

По причинам возникновения различают инфляцию спроса D и инфляцию предложения S. Инфляция D возникает в случае избытка совокупного спроса над предложением. Инфляция S связана с уменьшением совокупного предложения AS. Т. к. AS уменьшается в связи с ростом издержек,этот тип инфляции ещё называют инфляцией издержек. (U издержки).

Инфляция D сложно преодолима,в его механизме заложена спираль:рост AD вызывает рост уровня цен (P) и одновременно рост объема совокупного выпуска,т е доходов. Рост доходов явл-ся причиной дальнейшего роста расходов, т е AD.

Инфляция предложения предполагает механизм самоугасания:рост цен сопровождается уменьшением объема выпуска и следовательно совокупных доходов. Это в свою очередь приводит к снижению расходов,т е AD.

Графики

 

 

24. Взаимосвязь инфляции и безработицы.

В 1958 году Филлипс опубликовал статью «Зависимость между безработицей и темпом изменения номинальной зарплаты в Великобритании в период 1861 по 1957 год»,которая впоследствии сделала его имя знаменитым. Филипс показал,что в периоды низкого уровня безработицы для эк-ки характерна высокая инфляция и наоборот. В последствии экономисты Самуэльсон и Солоу доработали данную теорию и обнаружили аналогичную обратную зависимость между инфляцией и безработицей для эк-ки США. Именно они назвали данную зависимость кривой Филлипса,кт-ая имеет следующий вид:

Кривая Филлипса показывает показывает комбинации инфляции и безр-цы,кт-ые возникают в коротком периоде,когда сдвиги кривой совокупного спроса AD перемещают эк-ку вдоль кривой AS. Она использовалась в практике гос регулирования на основе кейнсианского подхода,когда правительство находило точку компромисса между инфляцией и безр-цей.

В 1968г амер. экономист Фридмен в своей статья утверждал,что инструменты денежно-кредитной политики не позволяют добиться комбинаций, уровни инфляции и безр-цы соответствующих кривой Филипса. Примерно в это же время другой амер. экономист Феипс отрицал долгосрочное взаимодействие инфляции и без-цы.

В 1950 г Фридмен доказал влияние денежной массы на изменение номинальных величин. Его исследования стали востребованными,когда эк-ка всех стран оказалась инфляционной и изменились условия воспроизводства.

Новые условия воспроизводства появились в нарушении классической зависимости между уровнем цен и безработицы. Политика на основе классической кривой Филипса стала давать отрицательные результаты. Снижение совокупного спроса вызвало непредвиденное смещение равновесия в сторону смещения занятости (т е роста безр-цы) при одновременном росте цен. Такая ситуация хар-ся как графически эффектом Храповика. Она получила название стагфляции(от слов стагнация и инфляция).

2 графика

 

 

Из левого графика следует,что увеличение ден массы сдвигает кривую AD с ADo

в AD1,уровень цен возрастает,а объём выпуска остаётся неизменным.Правый график отражает экспанслонистскую денежно-кредитную политику гос-ва,кт-ая перемещает эк-ку с более низкого к более высокому уровню в точке В.

Спрос на деньги и его виды

Виды спроса на деньги связаны с различными ф-циями денег. Так,ф-ция денег,как средство обращения обуславливает трансакционный спрос.(спрос на деньги со стороны сделок). Деньги нужны эк-им агентам для покупки т-ов и услуг. В классической модели он считался единственным видом спроса на деньги и выводился из уравнения количественной теории денег, автором которой считается амер ученый И.Фишер.

или

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

где M-денежная масса,

V-скорость обращения денег

P-уровень цен в эк-ке

Y-реальный объем выпуска (дохода в эк-ке)

Из уравнения количественной теории денег следует,что при изменении скорости обращения денег реальный спрос на деньги (M/P) зависит только от реального дохода в эк-ке. К аналогичному выводу пришёл и профессор Кембриджского университета Маршалл. Он исходил из предложения о том,что люди,получая номинальный доход,некоторую часть его (К) хранит в виде наличных денег.В к-ке номинальный доход =произведению реального дохода и уровня цен (P*Y),отсюда формула кембриджского универ-та.

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

где k-это коэфф предпочтения ликвидности,имеющий положительное значение.

Из Кембриджского уравнения можно вывести ур-ие количественной теории денег,если предположить,что коэфф=(k=l/v)

Количественная теория денег так же,как и Кемб-ое ур-ие показывает прямую зависимость спроса на деньги от доходов эк-ки,поэтому ф-ция трансакционного спроса на деньги можно записать при линейной зависимости в следующем вид:

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

где k-коэф. чувствительности спроса на деньги к доходу. График трансакционного спроса на деньги иллюстрирует его независимость от ставки процента.

В 1930-ых гг Дж..М. Кейнс предложил ещё 2 вида спроса на деньги:предусмотрительный и спекулятивный.

Предусмотрительный спрос на деньги (спрос из мотива предосторожности) обусловлен желанием людей хранить кроме денег для осуществления запланированных покупок (трасакционный спрос),дополнительные суммы денег для незапланированных покупок. Т.к. предусмотрительный спрос на деньги объясняется ф-цией денег,как средства обращения определяются доходом в эк-ке и не зависит от ставки %,то график предусмотрительного спроса на деньги подобен графику трансакционного спроса на деньги.

Спекулятивный спрос на деньги обусловлен ф-цией денег как средство сохранения ценности. Деньги в качестве финансового актива лишь сохраняют ценность не увеличивая ее, в то время как облигации приносят доход в виде %.ем выше ставка %,тем больше теряет человек от хранения наличных и больше может заработать по облигациям,поэтому определяющим фактором спроса на деньги как финансовый актив явл-ся ставка % R, выступающая альтернативной стоимостью хранения наличных денег. Люди так формируют свой портфель финансовых активов,чтобы получить макс. доход,но с минимальным риском,однако самые рискованные активы приносят наибольший доход. Тогда если ставка % высокая, то альтернативная стоимость хранения высока,и люди будут менять наличные на облигации. И наоборот ем ниже ставка %,тем меньше альтернативная стоимость хранения наличных денег-люди предпочтут наличность.

Обратная зависимость между величиной спекулятивного спроса на деньги и ставкой % объясняется также при помощи теории предпочтения ликвидности,автором кт-го является Кейнс.

В основе предпочтения ликвидности лежит обратная зависимость между ставкой % и ценой облигаций,представляющий дисконтированную стоимость будущих доходов. Ставка 5 при этом выступает в качестве дисконтирования. Цену бессрочной облигации (P), приносящий владельцу ежегодный доход в размере (N) и ставки % (R)

Между величиной спекулятивного спроса на деньги и ставкой % существует обратная зависимость,поэтому график спекулятивного спроса на деньги имеет отрицательный угол наклона,а ф-ция спекулятивного спроса на деньги при линейной зависимости имеет вид:

где h-коэф чувствительности спроса на деньги к ставке %.Тогда,общий реальный спрос на деньги складывается из трансакционного и спекулятивного спроса на деньги.

График общего спроса на деньги можно получить путём суммирования графиков трансакционного и спекулятивного спроса на деньги.

график

 

Если доход в эк-ке снижается,то трансакционный спрос на деньги,общий реальный спрос на деньги также снижается,график реального спроса на деньги сдвигается влево.

2 графика

 

При росте дохода в эк-ке трансакционный спрос на деньги растёт и общий реальный спрос также растёт,график реального спроса на деньги сдвинут вправо.

Налоги: сущность и функции

Налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.

Эк-кая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями.

Функции налогов:

1. Фискальная - изъятие части доходов в бюджет для использования на определенные цели.

2. Стимулирующая - при помощи налоговых льгот, санкций решаются вопросы технического прогресса, капитальных вложений, расширение производства первичных товаров и ограничение вторичных.

3. Регулирующая - регулирование отношений между бюджетами и внутри бюджетной системой.

4. Распределительная и перераспределительная - При помощи налога распределяет и перераспределяет национальный доход. Перераспределяет первичные доходы и формирует вторичные.

5. Социальная функция - за счет налоговых льгот осуществляется поддержка объектов социальной инфраструктуры: освобождение от налогов отдельных физических и юридических лиц.

6. Контрольная - при помощи налогов осуществляется контроль за деятельностью предприятия, формирование затрат и прибыли. Эффективность зависит от деятельности органов налоговых служб.

 

Рыночное равновесие.

Рын. равновесие может быть частичным или общим. Если рынок товара рассматривать изолировано от других рынков, то имеет место частичное равновесие.

Общее равновесие предполагает изучение равновесия взаимосвязанных рынков.

Рассмотрим частичное равновесие и способы его достижения.

Р

S

РЕ E

D

 

QE Q

При взаимодействии спроса и предл-ия на рынке устанавливается равновесие (Е) характеризующееся равновесной ценой (PE) и равновесным кол-вом (QE).

Точка пересечения линии спроса (D) и линия предл-ия (S)-это точка равновесия (Е). Частичное равновесие на товарном рынке означает, что величина спроса равна величине предл-ия, а цена спроса равна цене предл-ия.

Существуют 2 модели механизма достижения равновесия на рынке:

1) модель Маршала

2) модель Вальраса

В модели Вальраса независимыми переменными являются цены, от которых зависит величина спроса и величина предложения:

P излишек QD >QS=дефицит

S QD< QS=излишек P

E S

PE PE E

дефицит D

D

QE Q QE Q

Если товар продается на рынке по равновесной цене то величина спроса равна величине предл-ия и у продавцов отсутствуют стимулы изменять цену на рынке. Если товар продается на рынке по цене не совпадающей с равновесной ценой, то возникает ситуация либо дефицита либо излишка товара а возникающая конкуренция между покупателями или продавцами повышает или понижает цену до уровня равновесной.

В модели Маршала (рис. 3) независимыми переменными являются величина спроса и предложения, от кт-ых зависят цены спроса и цены предложения.

При равновесном кол-ве цена спроса совпадает с ценой предложения и у производителей отсутствуют стимулы менять объем выпуска. Если товар продается на рынке в кол-ве не совпадающем с равновесным, то при этом кол-ве производители получают прибыль или несут избытки и увеличивают или уменьшают объем выпуска до уровня равновес. кол-ва.

Таким образом, по Маршалу рынок реагирует на разницу между ценой спроса и ценой предложения возникающих при объемах выпуска, отличных от равновесного кол-ва путем изменения объема выпуска товара.

Модель Вальраса описывает рын. механизм в краткосрочном периоде, Маршала - в долгоср..

 

 

Эластичность спроса

Эластичность – это мера реакций одной переменной величины, на измененной величины, на изменения другой. В случае спроса, эта чувствительность, реакция спроса на изменения тех или иных переменных.

Эластичность спроса по цене данного товара р – ценовая эластичность) показывает, как меняется величина спроса на товар в зависимости от изменения цены товара.

Ер - принято называть коэф. эластичности спроса по цене или коэф. прямой, ценовой эластичности.

Ep = =

В силу того, что спрос и цена изменяются в обратной пропорциональной зависимости, то величина Ер будет отрицательна, т.к. приращение цены или количества имеет разные знаки. Эк-сты чаще всего рассм-ют абсолютные значения данного коэффициента (по модулю).

Коэф. эластичности спроса по цене может меняться от 0 до бесконечности. Чем больше величина этого коэф., тем более эластичных явл. спрос:

P Ep >1 Р 0< Ep <1 Р Ep =1

эластичный Р1 неэластичный единично-эластичный

Р1 А Р1 спрос

Р2 В Р2 D Р2 D

D

Q1 Q2 Q Q1 Q2 Q Q1 Q2 Q

1. Ер больше 1 – эластичный спрос. Изменение цены товара влечет за собой больше по сравнению изменение цены, изменение цены, изменение в объеме спроса. Правило ценовой стратегии: при эластичном спросе, цену нужно понижать, но нельзя повышать.

2. Если Ер лежит в интервале от 0 до 1,то коэф. эластичности назыв. не эластичным, т.е. изменение цены товара, влечет за собой меньше изменение в объеме спроса. Правило ценовой стратегии: цену нужно повышать, нельзя понижать.

3. Если Ер = 1 – это спрос единичной эластичности.

При этом спросе доходы продавцов не меняются, при изменении цены товара.

4.Крайние случаи коэф. эластичности, когда коэф. эластичности равен 0 и бесконечности.

Р D P

Ep = 0Ep = ∞D

Q Q

абсолютно неэласт. спрос абс. эласт. спрос

Факторы определяющие эластичность спроса по цене данного товара:

1. Наличие товаров-субститутов (заменителей): чем их больше, тем более эластичным является спрос на товар;

2. Доля расходов на данный товар в доходе потребителей: чем больше ниже эта доля, тем менее эластичный спрос;

3. Фактор времени: для товаров повседневного пользования Ер ниже краткосрочном периоде, в то время, как на товары длит. пользования спрос более эластичен в краткосрочном периоде и менее эластичном в долгосрочном.

Перекрестная (взаимная) эластичность спроса – это влияние изменением цен 1-го товара на объем спроса на другой товар. Коэф. перекрестный эласт. показывает на сколько % изменяется объем спроса на товар Х, при однопроцентном изменение цены на товар У.

Exy = =

1. Для товаров не зависимых друг от друга Еху = 0

2. Для товаров комплиментов (взаимодополняемых) Еху отрицателен, т.е. меньше 0.

3. Для товаров субститутов (взаимозаменяемых) Еху положитителен, т.е. больше 0.

Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько % изменяется объем спроса на товар, при 1% изменение дохода потребителей (I).

EI = =

1. Для товаров повседневного спроса, ЕI имеет малую положит. Эластичность (0-1).

2. Для предметов роскоши и дорогих товаров длит. пользования ЕI имеет высокую эластичность по доходу (больше 1).

3. Для товаров низкого качества ЕI отрицателен (меньше 0).

Эластичность предложения.

Эластичность предложения по цене (EPS) показывает? на сколько изменяется процентном отношении величина предлож. товара при изменении его цены на 1%.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.183 с.