Социология в системе современного социально-гуманитарного знания — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Социология в системе современного социально-гуманитарного знания

2018-01-14 723
Социология в системе современного социально-гуманитарного знания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Место социологии в системе социальных, гуманитарных наук обусловлено тем, что она является наукой об обществе, его процессы и явления; охватывает общую социологическую теорию (теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других общественных и гуманитарных наук). Все науки, изучающие различные аспекты жизнедеятельности общества и человека, всегда предусматривают и социальный аспект, то есть законы и закономерности, проявляющиеся в определенной сфере общественной жизни, реализуются через деятельность людей. Техника и методика изучения человека, сообществ, общества, применяемые социологией, используются всеми общественными и гуманитарными науками. На пересечении социологии с другими науками сложилась целая система исследований: социальные, социально-экономические, социально-политические, социально-демографические и др. Социология как система знаний не может развиваться и реализовывать свои функции, не взаимодействуя с другими науками. То, что социология занимает общее место среди общественных и гуманитарных наук, не означает, что она является философской наукой. Ее значение для других наук состоит в том, что она производит научно обоснованную теорию об обществе и его структурах, вооружает пониманием законов и закономерностей взаимодействия его различных структур.

В системе общественных наук социология тесно взаимодействует с историей. Объектом и предметом исследований истории и социологии есть общество, закономерности его развития и функционирования в конкретных временных измерениях. Обе науки воспроизводят социальную действительность в единстве необходимого и случайного. Но история изучает прошлое общества, его развитие в хронологической последовательности, причем часто другими средствами, чем социология. Социология больше проникается актуальными современными проблемами. Источники, используемые историей и социологией, совпадают лишь частично.

Много общего между социологией и философией. Но социология имеет дело не только с абстрактными законами и категориями, но и с конкретными фактами действительности: ее выводы и обобщения основном носят частичный, а не универсальный характер.

Социология работает и на границе с экономической наукой, предметом которой является изучение закономерностей и форм функционирования и развития отношений, складывающихся в процессе производства, обмена и распределения материальных благ. Поскольку способ производства является основой всех социальных отношений и процессов, условием жизнедеятельности человека, много экономических исследований непосредственно смыкаются социологическим студиями. И наоборот, социологические исследования (социология труда, города и села, экономическая социология и др.) в значительной степени основаны на результатах поиска экономической науки.

Социология тесно связана с политологией. Их взаимосвязь проявляется в том, что выяснение закономерностей политической жизни является эффективным при условии рассмотрения общества как социальной системы. Кроме того, общество нельзя познать и изменить без влияния на политические структуры. Взаимодействие социологии и политологии вызвала к жизни новую отрасль науки - политическую социологию.

Изучая особенности государства, его институтов в регулировании социальной деятельности масс и личностей, социология опирается на данные правовых наук, в поле зрения которых - юридические нормы, которые законодательно закрепляют определенные отношения в государстве, регулируют социальное поведение людей.

По психологии как науки социология заимствует теорию мотивов поведения, личных и массовых реакций, методы исследования социальных ориентаций личности, которые являются необходимыми компонентами при исследовании поведения личности в коллективе и обществе.

Различные области педагогики, как и социальной психологии, имеют большое значение при изучении социологических проблем образования.

Изучая взаимоотношения людей в коллективе, семьи, их отношение к труду, собственности и т.п., социология использует понятийный аппарат, основные идеи этики.

В процессе исследования системы «человек - техника» социология вступает в определенные взаимоотношения и с техническими науками. Это касается как отдельных производственных процессов, так и производства вообще.

Широко применяет социология математические методы, выработанные кибернетикой, теорией информации, теорией деловых игр и т.д. Создаются и специальные математические методы и теории (шкально, факторный, причинный и латентный анализы), приспособленные к специфике социологического исследования.

Итак, социология функционирует в тесном взаимодействии с комплексом социально-гуманитарных наук, генерируя идеи, теории о человеке, его место и роль в системе социальных связей и т.п.


 

4. Социально-исторические и научно-теоретические предпосылки возникновения социологии.

Хотя социология как самостоятельная наука оформилась в 19в, но до того эти же проблемы рассматривались многими философами. Вопросы социальной философии (или социологии в широком смысле этого слова) рассматривались еще в работах Платона и Аристотеля. Социально-философские идеи античности имели явно выраженные мифологический, идеалистический и утопический смысл. Главной целью античных социально-философских концепций было стремление оздоровить общество, избавить его от внутренних конфликтов и подготовить к борьбе с внешней опасностью. И эта борьба как бы была лейтмотивом всей истории человечества. Поэтому каждому новому поколению философов приходилось создавать новые концепции гармонизации человеческого общества.

В средние века складывается теологический тип культуры и произошла переориентация философского интереса с ценностей земной жизни на проблемы абсолютного, сверхъестественного миропорядка. Социальный антагонизм переводится в плоскость борьбы двух миров: божественного и земного, духовного и материального, доброго и злого. Но к 13в, когда стали пробиваться ростки нового позитивного (научного) знания, иррационализм стал утрачивать свое значение.

В Новое время старые идеи иррационально-схоластических концепций человека и общества утрачивают свое значение, складывается концепции рационального характера, ориентированные на принципы научного (позитивного) познания. Хотя в целом, социальные теории философов того времени представляли собой пестрый спектр различных воззрений, в которых сочеталось рациональное и иррациональное. Одной из ветвей рационального направления социальных теорий явилось марксистское учение — с их точки зрения теории общественного развития основывались на принципах материализма и революционных преобразований общества. С совершенно других позиций подходили к анализу общества позитивисты, которые обращали большее внимание на духовные аспекты социальной жизни.

История каждой науки свидетельствует, что вначале зарождаются, формируются и развиваются лишь отдельные элементы науки, а затем уже уточняется и закрепляется наименование, объясняющее ее сущность и содержание (1). Иначе говоря, дело не в термине и не в том, когда и как он появился. Дело в том, что каждая наука возникает как ответ на потребности общественного развития. И хотя сам термин социология связан с именем О.Конта, это вовсе не означает, что именно он создал эту науку. Его гений проявился в том, что он сумел обобщить и по-новому увидеть те нарождающиеся явления, которые были характерны для конца XVIII — началаXIX столетия. В этот период под влиянием Великой французской революции происходило формирование гражданского общества со всеми присущими ему качественными характеристиками и гуманистическими особенностями, в центр которого постепенно становился человек в его специфическом общественном измерении.

Стремительное развитие капитализма, нарастающая волна социальных конфликтов, противоречия в функционировании буржуазной демократии настоятельно требовали не столько абстрактного, сколько позитивистского изучения и объяснения социальных процессов и явлений. Происходящее, одновременно быстрое развитие других общественных наук — истории, экономики, права, социальной философии — лишь высветило новый комплекс проблем, которые лежали на грани этих наук и требовали самостоятельного рассмотрения.


 

5.Позитивистская концепция О.Конта.

 

Огюст Конт (1798–1857) – французский мыслитель, который считается основоположником социологии как самостоятельной науки. Главный труд Конта – шеститомный «Курс позитивной философии», где впервые давалось развернутое обоснование необходимости научного изучения общества, вводился сам термин «социология» и намечались общие контуры новой науки.

Социология понималась Контом как фундаментальная наука, интегрирующая все знания об обществе. В классификации наук она занимает самое почетное место и призвана открывать и описывать единые, универсальные законы развития общества, неотделимые от законов природы (Приложения, схема 3).

Социологический проект Конта основывался на позитивистской доктрине, ядро которой составляли следующие принципы:

? натурализм, согласно которому социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности;

? методы социального исследования должны быть аналогичны методам естествознания;

? истинность понятий и утверждений должна устанавливаться на основе эмпирических проверок;

? социальные явления должны быть описаны и выражены в количественных показателях;

? социолог должен воздерживаться от ценностных суждений.

Значительное внимание Конт уделял разработке методов социологического исследования. Он выделял четыре основных метода: наблюдение, эксперимент, сравнение и метод исторического анализа. При этом наблюдение оценивалось как главный метод, требующий использования математических процедур и замеров изменения состояния социальных объектов. Конт поставил проблему достоверности и точности наблюдений, разработки процедур этого метода, но не решил ее из-за недостатка опыта эмпирических социальных исследований.

Социологию в целом Конт подразделял на две части: социальную статику и социальную динамику. Первая призвана изучать строение общества, его структурные элементы, вторая – законы социального развития.

В рамках социальной статики Конт выделял три главных социальных института: семью, государство и религию. Семья образует ту простейшую единицу, которая лежит в основе общества. Ее важнейшая функция – воспитание молодого поколения в духе альтруизма, преодоления эгоистических наклонностей человека. Государство выступает как блюститель общественного порядка, согласующий интересы различных социальных групп. Религия выражает духовное, моральное единство общества. Она составляет основу социального порядка: рушится вера – распадаются и социальные связи. Последнее особенно проявляется в ходе революций с их «анархией умов».

Социальная динамика – это позитивная теория общественного развития. Первичным фактором социальной динамики является духовное, умственное развитие. Ко вторичным факторам Конт относил климат, расу, среднюю продолжительность жизни человека, рост народонаселения, общественное разделение труда.

Конт полагал, что социальные изменения носят закономерный характер. В развитии общества он выделил три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. Теологическая стадия охватывает древность и раннее Средневековье вплоть до XIII в. Она характеризуется господством религиозного мировоззрения и распространением военно-авторитарных режимов. Метафизическая стадия включает период с XIV по XVIII в., в котором доминируют философско-мета-физические воззрения. Сыграв положительную роль в разрушении теологизма, эти воззрения породили другую крайность – революцию, «анархическую республику», социальную дезорганизацию.


 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.