Этапы выполнения курсовых и дипломных работ — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Этапы выполнения курсовых и дипломных работ

2018-01-14 239
Этапы выполнения курсовых и дипломных работ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дипломное исследование является квалификационной научной работой. По качеству её содержания можно судить о научной зрелости, об уровне профессио­нальной подготовки студента. Подготовка к написанию дипломной работы осуще­ствляется студентом на III и IV курсах в рамках выполнения курсовой работы по специальности. Существуют сходства и различия между курсовыми и дипломными работами по некоторым качественным и количественным характеристикам (см. Приложение 1). Наряду с этим выполнение курсовой и дипломной работы должно включать в себя ряд взаимосвязанных этапов:

· выбор темы и постановка проблемы исследования: выделение основных во­просов, решение которых ляжет в основу исследования, определение объекта и предмета исследования, обоснование актуальности, выделение цели и задач исследования, выдвижение рабочей гипотезы исследования;

· составление рабочего плана работы (совместно с научным руководителем);

· определение методов исследования и выбор методик;

· поиск, сбор, анализ и обобщение литературы по теме исследования; форму­лирование основных теоретических положений и выводов;

· на основе проведённого анализа литературы уточнение соответствия выбран­ных методов диагностического (экспериментального) исследования изучаемой проблеме; в случае необходимости разработка или адаптация методик исследования согласно изучаемым параметрам, выработка крите­риев оценки результатов эксперимента;

· проведение диагностического (экспериментального) исследования, сбор эм­пирических данных;

· количественный и качественный анализ эмпирических данных, их обра­ботка с помощью методов математической статистики; проверка статисти­ческой значимости полученных результатов, проверка выдвинутой гипо­тезы;

· обсуждение и интерпретация полученных эмпирических данных, оформле­ние результатов в таблицах, схемах, графиках, диаграммах, гистограммах;

· формулирование выводов и составление заключения; в случае целесообраз­ности разработка практических рекомендаций;

· оформление исследовательской работы в целом;

· подготовка выступления на защите, подготовка и оформление иллюстратив­ного материала (относится к защите дипломных работ).

Темы курсовых и дипломных работ студенты могут выбирать из перечня тем, представленных на кафедре. Выбор может определяться научно-практиче­скими интересами студента в рамках выбранной специализации. Также студент может предложить самостоятельно тему своего исследования, которая не совпадает с тематикой курсовых и дипломных работ кафедры. В этом случае он обязан обос­новать её целесообразность и соответствие выбранной специальности.

Важно выбрать такую тему, которая соответствовала бы накопленному практическому опыту, уровню подготовки, научным интересам и личным наклон­ностям студента. Которая могла бы разрабатываться на конкретных материалах, взятых в учреждении или организации, где он работает или же будет проходить практику.

Тематика работы должна быть актуальной, учитывать состояние и перспек­тивы современного развития науки и способствовать решению конкретной задачи в области психологии. В качестве тем исследовательских работ могут выбираться проблемы, решение которых способствует использованию психологических знаний в реальной деятельности предприятий, организаций, учреждений социальной сферы и учебных заведений.

Темы курсовых и дипломных работ утверждаются на заседании кафедры. Тема дипломной работы закрепляется за студентом по его личному письменному заявлению. Закрепление тем по представлению кафедры оформляется приказом ректора вуза.

Именно с выбора темы начинается исследовательская работа студента, кото­рая требует творческого подхода, понимания актуальности избранной темы, её теоретического и практического значения. Важно обратить внимание на её кон­кретную формулировку, разработать стратегию исследования.

При выполнении курсовых работ на III и IV курсах и выпускной дипломной работы студент имеет право выбора каждый раз новой для себя темы. Наряду с этим возможно и продолжение изучения ранее выбранной темы, что даёт возмож­ность более глубокого изучения выбранного направления исследования, обеспечи­вает более детальную разработку проблемы.

 

2. Структура и содержание исследовательской работы

Структура курсовой и дипломной работы должна содержать следующие эле­менты:

· Титульный лист (см. Приложение 2)

· Содержание /Оглавление

· Введение

· Основная часть, представленная главами и параграфами

· Заключение

· Практические рекомендации (в случае целесообразности в работе)

· Литература /Список использованной литературы /Библиография

· Приложения

Содержание (оглавление) включает названия структурных частей ра­боты (введение, название глав, параграфов, заключение, список использованной литературы, приложение) с указанием номеров страниц, на которых находится начало соответствующих структурных элементов (пример содержания работы см. Приложение 3).

Введение – вступительная, начальная часть работы. В нём даётся общая оценка состояния проблемы исследования, очерчивается круг проблем, нуж­дающихся в изучении, определяется направление исследования. Введение, как правило, представляет собой краткий раздел до 5 страниц.

Важно придерживаться определенной последовательности в написании структурных составляющих введения. Рекомендуется следующая структура введения:

· Актуальность

· Цель

· Объект

· Предмет

· Гипотеза

· Задачи

· Методы

· Теоретическая основа исследования

· Практическая значимость работы (в случае наличия таковой)

Актуальность темы исследования отражает важность решаемых в работе вопросов. В актуальности указывается и кратно характеризуется необходимость проведения исследований для решения конкретной задачи. Раскрытие актуально­сти работы должно быть четким и аргументированным. Можно выделить не­сколько подходов к характеристике актуальности. Актуальность может опреде­ляться недостаточной изученностью данной темы, а проведенное исследование на­правлено на преодоление этого пробела. Пример 1: «Введение должности практи­ческого психолога в систему образования поставило перед высшей школой про­блему качественной подготовки специалистов для решения психологических задач в школе. Одной из таких задач является психологическая диагностика, включаю­щая изучение психологических особенностей учащихся и их групп в учебно-воспи­тательном процессе, а также определение причин трудностей обучения и поведе­ния с целью оказания пси­хологической помощи. При этом ошибки в диагностиче­ской прак­тике могут иметь самые негативные последствия для обследуемого ре­бенка, что повышает требования к качеству психологической подготовки буду­щих специалистов и выдвигает на первый план вопрос о поиске оптимальных пу­тей постановки психологического диагноза.

Совершенствование диагностической деятельности практиче­ского психо­лога ориентирует психологическую науку на глубокое и детальное изучение осо­бенностей процесса постановки психоло­гического диагноза в ходе решения психо­диагностических задач. Между тем, содержание процесса решения психодиагно­стических задач до сих пор не являлось предметом специального исследования, как это было в технической и медицинской диагностике».

Пример 2: «Социально обусловленный заказ, обращенный одновременно к общей психологии и психологии образования, заключается в изучении психологиче­ских закономерностей становления суверенной личности, способной к саморазви­тию и самореализации своих возможностей в творческом труде. В этих знаниях нуждаются прежде всего авторы различных проектов развивающего обучения, личностно-ориентированных образовательных моделей, сторонники субъект-субъектной образовательной парадигмы. Между тем такой важный показатель суверенной личности как способность самостоятельно находить, ставить и ре­шать проблемы, выделенный в креативной психологии (Дж. Гилфорд, Е. Торранс) и в психологии мышления (С.Л. Рубинштейн, Д.Б Богоявленская и др.) под терми­ном «чувствительность к проблемам», остается еще во многом неопределенным.

Прежде всего, это касается ряда вопросов, связанных с самой природой фе­номена. Известно, что приемлемый уровень чувствительности к проблемам на­блюдается примерно у 17-20 процентов выпускников средних школ (О.М. Красно­рядцева, 1986), но неизвестно, насколько этот уровень зависит от условий обра­зовательной среды, вообще от особенностей вхождения человека в культуру. Эти вопросы побуждают к постановке общепсихологических проблем, направляющих исследователя на поиск тех факторов, которые реально определяют развитие феномена «чувствительности к проблемам».

Актуальность работы может быть связана с возможностью решения опреде­ленной практической задачи на основе полученных в исследовании данных. При­мер 3: «Современный этап развития профессионального мира характеризуется возросшей потребностью в профессионально мобильных специалистах, способных успешно реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических усло­виях. Однако реальная практика психологического консультиро­вания демонстрирует, что многие люди, даже испытывая неудовлетворенность профессией, продол­жают работать в ней, так как считают смену сферы трудовой деятельности показателем собст­венной некомпетентности. При этом профессиональная дея­тель­ность становится неэффективной, возникает неудовлетворенность не только профессией, но и жизнью в целом.

В этой связи наряду с традиционными задачами психологии труда с необхо­димостью встают задачи анализа причин, условий и закономерностей сознатель­ной смены профессии и её осмысления в контексте построения и реализации лич­ностной профессиональ­ной перспективы. Для изучения данной проблематики кон­структивной представляется концепция профессионального развития».

Актуальность может определяться возможностью выработки нового подхода к проблеме, нового взгляда на решение проблемы. Пример 4: «Понятие «Жизнен­ное самоопределение» имеет позитивный, хотя и неполно отрефлексированный опыт развития в философской и психологической отечественной традиции и опыт развития в западной психологической мысли. В основе этой традиции, свя­занной с именами Н.А. Бердяева, С.Л. Франкла, М.М. Бахтина, С.Л. Рубинштейна, лежит подход к человеку как существу двойственному, духовно-материальному. Заложенный в отечественной традиции подход к человеку как существу безгра­ничному сегодня конкретизируется в представлениях о человеке как открытой системе (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Г.В. Залевский, В.П. Зинченко, В.Е. Клочко, В.И. Слободчиков). Это открывает возможность нового взгляда на проблему жизненного самоопределения и определяет необходимость поиска новых методи­ческих средств исследования этой проблемы».

Актуальность темы работы связана с постановкой проблемы в исследова­нии. Проблему создают противоречия, требующие разрешения. Противоречия сви­детельствуют о несоответствии между какими-либо явлениями внутри объекта изучения. Например, проблема может выражаться в противоречиях, сложившихся между имеющимися научными данными и результатами современных эмпириче­ских исследований.

Наличие противоречия требует либо научного поиска (новых объяснитель­ных механизмов развития того или иного качества, свойства), либо совершенство­вания психологических методов, либо реализации иных психологических техник. Пример 5: «Наличие противоречий, связанных с существованием разных пред­ставлений о природе совладания, несогласованных подходов в определении меха­низмов и факторов, влияющих на реакцию индивида в ситуации преодоления жиз­ненных трудностей, свидетельствует о неординарности проблемы совладающего поведения». Пример 6: «Проблема взаимосвязи проявлений эмоциональной сферы личности с уровнем развития креативности остается одной из сложных, неодно­значно решенных, противоречивых проблем в современной психологической науке».

Для раскрытия актуальности исследовательской работы и постановки про­блемы можно использовать ниже приведенные стандартизированные выражения, применяемые в научных текстах:

ü Одной из основных (важнейших, наиболее сложных, актуальных) про­блем (задач) является…

ü В настоящее время особую значимость (особую актуальность, всё боль­шее значение) приобретает…

ü Приоритетным направлением является…

ü Особое место занимает…

ü Всё большее внимание уделяется…

Обязательнымэлементомвведения является формулировка объекта и пред­мета исследования. Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта, это представления о том, как рассматривается объект (С какой стороны, какие аспекты и т.п.). Объект и предмет соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом ис­следования. Именно на него и направлено основное внимание в работе, именно предмет исследования определяет тему работы. Например:самооценка младшего школьника может быть объектом исследования. В таком слу­чае предметом иссле­дования могут стать факторы фор­мирования его самооценки. Если объект исследо­вания — учеб­ная деятельность школьника или процесс психического развития на определенной возрастной ступени, то предметом исследова­ния могут стать опреде­ленные психологические факторы, ме­ханизмы, закономерности. Если объектом ис­следования явля­ются психические процессы, то предметом могут стать струк­тура, взаимосвязи, механизмы и т.д.

Ещё примеры формулировок объекта и предмета исследования:

ü Объект – жизненное самоопределение человека как психологический фе­номен; предмет – особенности жизненного самоопределения людей с выраженными различиями в показателях ригидности-флексибильности.

ü Объект – профессиональное поведение как компонент в структуре целост­ного образа жизни педагога; предмет – типологические особенно­сти профессионального поведения педагогов.

ü Объект – совладающее поведение как способ преодоления трудных ситуа­ций; предмет – стилевые особенности и стратегии совладающего поведения представителей разных профессий.

ü Объект – мотивационная готовность подростков к профессиональному самоопределению; предмет – особенности мотивов выбора профессии у подростков, воспитывающихся в разных социальных средах.

ü Объект – интеллектуальная активность как показатель инициации мысли­тельной деятельности; предмет – условия и методы развития ин­теллектуальной активности в младшем школьном возрасте.

ü Объект – подростковая депрессия как аффективное состояние; предмет – признаки и причины депрессивных состояний как основа групповой и индивидуальной психологической работы с подростками.

Существует ещё один подход к определению объекта и предмета исследования, который следует рассматривать скорее как допущение к применению. Данный подход сложился исторически на более ранних этапах развития теории и практики психологических исследований и с развитием идей психологической науки утрачи­вает свою состоятельность.

Согласно этому подходу объектом исследования может выступать фрагмент изучаемой реаль­ности, а именно индивид, группа людей (дошкольники, младшие школьники, подростки с девиантным поведением, одаренные дети, люди опреде­ленной профессиональной направленности и т.д.). Таким образом, объектом иссле­дования становятся испытуемые, составляющие выборку в исследовании. Предме­том исследования выступают определенные сто­роны или отношения объектов, психические процессы, со­стояния или свойства людей, функции и характеристики от­дельных психических явлений, связи и влияние их друг на друга. Так, например, в качестве предмета исследования могут выступать особенности самоактуализации работающих пенсионеров, тогда объектом исследования будет собственно группа работающих пенсионеров.

Вкачестве цели исследования формулируется в обобщенном виде тот ре­зультат, который должен быть получен в итоге исследования. Цель исследования зависит от уровня работы (курсовая или дипломная) и степени сложности и на­правления исследования (реферативное, диагностическое, экспериментальное, пси­хокоррекционное и т.д.). Формулировка цели может начинаться с глагола или су­ществительного (например, «изучить» или «изучение»). В качестве цели психоло­гического исследования может выступать одна из следующих:

1. Изучить психологическое явление.

2. Дать характеристику психологическому феномену.

3. Изучить структуру психического явления (или фак­торы, на него влияю­щие).

4. Выявить психологические различия у испытуемых, относящихся к раз­ным группам.

5. Выявить взаимосвязь психических явлений у одних и тех же испытуе­мых.

6. Изучить динамику возрастного развития определен­ных психических про­цессов, свойств, состояний.

7. Изучить изменение психического явления в опреде­ленных условиях, напри­мер, в результате коррекционной работы.

8. Обобщить, классифицировать какие-либо данные.

9. Разработать и апробировать (или адаптировать) методику научного ис­следования.

10. Разработать или адаптировать к новым условиям мето­дику консульти­рования, коррекционной или развивающей психологической работы.

Задачи исследования – это конкретные исследовательские действия, кото­рые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, для ре­шения проблемы и проверки выдвинутой в исследовании гипотезы. Задачи кон­кретизируют цель исследования и подразделя­ют её достижение на определенные этапы или части. Обычно в иссле­довании рекомендуется формулировать не более 5 задач. Все задачи должны согласовываться с параграфами работы.

Исследовательская задача может формулироваться как действие, необходи­мое для определенного этапа работы, но не должна выступать собственно этапом работы. Пример неудачно сформулированных задач исследования:

1. Проанализировать основные теоретические подходы к проблеме психологиче­ской готовности детей к школе;

2. Подобрать необходимые методики для проверки гипотезы исследования;

3. Провести диагностику готовности детей к обучению в школе;

4. Интерпретировать полученные результаты эмпирического исследования;

5. Сформулировать выводы исследования.

Учитывая, что в заключение работы студенту необходимо сформулировать выводы, содержащие оценку соответствия результатов поставленным задачам, то вышеприведённые задачи явно обнаруживают свою несостоятельность.

С учетом изложенных требований задачи могут выглядеть следующим обра­зом:

1. Проанализировать основные теоретические подходы к проблеме психологиче­ской готовности детей к школе;

2. Рассмотреть психологические составляющие готовности детей к обучению в школе;

3. Выявить уровень развития психических функций у детей;

4. Выявить особенности развития познавательной сферы у детей;

5. Определить сформированность мотивации детей к обучению в школе.

Ещё пример формулировок задач исследования:

1. Рассмотреть теоретические подходы к вопросу о формировании мотивацион­ной готовности к профессиональному самоопределению в под­ростковом возрасте.

2. Определить основные характеристики мотивационной готовности к профес­сиональному самоопределению подростков.

3. Выявить преобладающие мотивы выбора профессии у подростков.

4. Сравнить показатели мотивационной готовности к профессиональному само­определению у подростков, воспитывающихся в семье и в условиях уч­реждения интернатного типа.

5. Разработать рекомендации для подростков, ориентирующие их к профессио­нальному самоопределению.

Гипотеза исследования. После определения цели формулируется рабочая гипотеза. Гипотеза это предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо факторов, особенностей, характеристик. Она формулируется на основе литератур­ного обзора и является организующим и направляющим фактором первого этапа исследования. Гипотеза направляет исследование и прогнозирует его результат. Пример 1: «предполагается, что тревожность у людей, самореализация которых осуществляется в профессиональном труде в системе «человек-человек», будет тем более выражена, чем ниже уровень социального интеллекта». Пример 2: «по­нимая жизненное самоопределение как условие устойчивого существования чело­века можно предположить, что показатели «ригидность-флексибильность», ко­торые характеризуют степень открытости человека в социальный мир и мир культуры, должны находиться в определенной взаимосвязи с показателями успеш­ности жизненного самоопределения».

Гипотеза не должна носить очевидный характер и отражать явные предпо­ложения, поскольку проверка их в этом случае не имела бы значения. К исследова­тельской гипотезе предъявляются следующие два основных требования:

1. Гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены. Понятия, которые она использует, и соответствующие суждения предположительного харак­тера должны быть достаточно четкими и конкретными.

2. Гипотеза должна быть верифицируемой, т.е. проверяемой при помощи имеющихся методик. Проверить гипотезу – значит проверить те следствия, кото­рые из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровер­гают. Необхо­димо определить экспериментальные и математико-статистические критерии, при которых исследователь может одно­значно утверждать: подтверди­лась гипотеза или нет. При этом, для того чтобы гипотеза подтвердилась, а работа была практически значима, студент должен иметь хорошую теоретическую подго­товку, осведомленность в проблеме исследования.

Методы исследования. При выполнении курсовой и дипломной работы студентом решается вопрос о выборе методов. В психологии применяется огром­ное множество методов и их модификаций, они динамично развиваются. Наряду с изобретением новых методов происходит постоянная коррекция известных мето­дических процедур сбора и обработки данных в зависимости от конкретных усло­вий их применения. Если учесть все вариации всех имеющихся на сегодня методов, то общее их число будет исчисляться сотнями или даже тысячами (В.Н. Дружинин, 2008; В.В. Никандров, 2007).

Методы исследования – это пути или способы, с помощью которых полу­чают и систематизируют научные факты, на основании чего создаются новые тео­рии, научные школы, направления. Например, теоретические методы (индуктив­ный, дедуктивный), организационные методы (сравнительный, лонгитюдный, ком­плексный). Методы – это и способы решения поставленных в исследовании эмпи­рических задач. Собственно эмпирические методы представляют собой способы сбора фактов. К ним относятся: наблюдение, интроспекция, беседа, опрос (интер­вью, анкетирование), тестирование, эксперимент и др.

Выбирая психодиагностические методы (тесты, методики), важно обращать внимание на их валидность и надёжность, условия и сроки их разработки и пред­шествующей апробации, учитывать возможности применения и степень адаптиро­ванности методов диагностики, разработанных за рубежом.

Необходимо указывать в качестве методов исследования и используемые в работе методы обработки данных, к которым, например, относятся математико-статистические методы.

Пример описания методов исследования: «для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы исследования использован комплекс методов, включающих в себя: анализ научной литературы по проблеме исследования, есте­ственный формирующий эксперимент, наблюдение с использованием видеокамеры, опрос, методика «Принцип киноленты», разработанная В.Е. Клочко для исследо­вания процесса формирования задач, начинающегося с обнаружения противоре­чия; методы статистической обработки данных исследования (критерий t Стью­дента, T-критерий Вилкоксона)». Пример 2: «Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы исследования были использованы следующие ме­тоды: анализ научной литературы по проблеме; методика изучения межличност­ных отношений дошкольников (экспериментальная игра «Секрет» Т.А. Репиной); методика исследования типа самооценки дошкольника «Лесенка» О.В. Хухлаевой; коммуникативно-личностный опросник для родителей и воспитателей Р.С. Не­мова; методы математической статистики (коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена, U – критерий Манна-Уитни, Н-критерий Крускала-Уоллиса).

Теоретической основой исследования выступают те научные идеи, мето­дологические подходы, теоретические положения, анализ которых осуществлён в исследовательской работе и, опираясь на которые собственно и была выстроена ло­гика проведённого исследования, сформулирована рабочая гипотеза. Пример 1: «Теоретической основой исследования выступили труды представителей креа­тивной психологии (Ф. Баррон, Дж. Гилфорд, Е. Торранс и др.), ученых, внесших вклад в проблематику продуктивного мышления (Д.Б. Богоявленская, А.В. Бруш­линский, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров и др.), а также принцип системной детерминации, разрабатываемый в теории пси­хологических систем (В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева»).

Пример 2: «Теоретико-методологическими основаниями исследования яв­ляются теоретические положения исследования проблемы самоопределения лич­ности, представленные в трудах ряда отечественных психологов (С.Л. Рубин­штейн, Л.И. Божович, А.К. Альбуханова-Славская, А.В. Петровский и др.), а также культурно-историческая теория Л.С. Выготского и вариант её современ­ного развития в теории психологических систем (В.Е. Клочко)».

Практическая значимость работы. В работе, имеющей практическое зна­чение, приводятся сведения о практическом применении полученных результатов или рекомендации по их использованию. Можно показать возможность использо­вания результатов работы в интересах совершенствования коррекционной или раз­вивающей работы. Можно отметить, к каким положительным результатам приве­дёт использование полученных данных. Можно показать, какие основные резуль­таты и где уже нашли применение с оценкой эффективности их использования (на­пример, в рамках формирующего эксперимента). Пример 1: «Практическая значи­мость работы определяется тем, что полученные в ходе исследования данные о феномене жизненного самоопределения могут быть использованы в разных об­ластях педагогической практики при решении вопросов, связанных с подготовкой к профессиональной деятельности, в практике психологического консультирования в контексте проблем психологической готовности к личностному и профессио­нальному самоопределению». Пример 2: «Практическая значимость работы со­стоит в том, что на основе выявленной взаимосвязи между социальным интел­лектом и тревожностью, можно строить психокоррекционную работу, направ­ленную на развитие социального интеллекта и, соответственно, снижение тре­вожности. Полученные данные могут быть использованы в тренинговой работе, в профориентационной работе, при решении проблем управления персоналом и рас­становке кадров».

Основная часть. Содержание основной части курсовой или дипломной ра­боты определяется целями и задачами работы и делится на главы и параграфы. Ко­личество глав зависит от характера и уровня выполняемой работы, но в ней не мо­жет быть менее двух глав. Между главами должна быть органическая внутренняя связь, материал внутри каждой главы должен излагаться в четкой логической по­следовательности. Каждый элемент основной части должен представлять собой за­конченный в смысловом отношении фрагмент работы. Каждый параграф должен заканчиваться обобщениями, а каждая глава краткими выводами. Название глав и параграфов должны быть предельно краткими, чёткими, при этом точно отражать их основное содержание и не должны повторять названия всей работы.

Основная часть начинается с обзора литературных источников по исследуе­мой проблеме, вопросу и определяется как теоретический раздел (глава I), в кото­ром студент раскрывает основные этапы в развитии научной мысли по рассматри­ваемой проблеме, анализирует теоретические подходы к решению того или иного вопроса, раскрывает суть исследуемого феномена, явления, процесса и др.

В первом параграфе второй главе описывается организации и содержание эмпирического исследования, характеризуется выборка, описываются этапы диаг­ностического (или экспериментального) исследования и применяемые на каждом из них методы (методические приёмы, конкретные методики), процедуры исследо­вания, обосновываются критерии оценки результатов исследования. В последую­щих параграфах второй главы последовательно описываются полученные эмпири­ческие результаты, проводится их количественный и качественный анализ, даётся интерпретация полученных данных.

Пример 1:

Глава I. Самооценка и социальный статус ребёнка старшего дошкольного возраста в контексте теоретико-психологического анализа

1.1. Факторы, определяющие формирование особенностей самооценки де­тей старшего дошкольного возраста

1.2. Особенности малой социальной группы детей дошкольного возраста и положение старшего дошкольника в группе сверстников

1.3. Влияние опыта общения ребенка-дошкольника с взрослыми на формиро­вание особенностей его самооценки и социального статуса

Глава II. Выявление особенностей самооценки детей старшего дошкольного возраста с разным социальным статусом

2.1 Организация и методы исследования

2.2. Выявление особенностей самооценки детей старшего дошкольного воз­раста

2.3. Определение социального статуса детей старшего дошкольного воз­раста

2.4. Выявление связи между самооценкой детей старшего дошкольного воз­раста и их социальным статусом

В случае целесообразности, сложности рассматриваемых вопросов, необхо­димости теоретического анализа двух и более психологических феноменов, явле­ний можно представить аналитический материал двумя главами.

Пример 2:

Глава I. Социальный интеллект как инструмент межличностного познания

1.1. Развитие представлений о природе интеллекта в работах зарубежных и отечественных исследователей

1.2. Теоретические подходы к социальному интеллекту как психологиче­скому феномену

1.3. Социальный интеллект как системно детерминированное качество

Глава II. Социальный интеллект и тревожность как системные качества человека

2.1 Социальный интеллект в структуре личности

2.2.Проблема тревожности в работах отечественных и зарубежных психо­логов

2.3. Тревожность и особенности межличностных отношений

Глава III. Выявление взаимосвязи социального интеллекта и тревожности в условиях разной профессиональной деятельности

3.1. Организация и методы исследования

3.2.Выявление особенностей проявления социального интеллекта у предста­вителей разнотипных профессий

3.3.Определение уровня ситуативной и личностной тревожности

Заключение. В заключении формулируются выводы и предложения на ос­нове результатов проведённого исследования. Логически последовательно излага­ются сначала выводы, основанные на теоретическом анализе источников литера­туры по проблеме исследования, а затем выводы, полученные на основе эмпириче­ского исследования. В конце заключения эти выводы приводятся отдельно в виде четко сформулированных положений.

Выводы пишутся кратко, четко, но должны давать полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности исследования. Выводы должны содержать оценку соответствия результатов поставленным задачам в ис­следовании.

Рекомендуемый объём заключения не более 5 страниц. Выводы в заключе­нии нумеруются, что придаёт им большую четкость и структурированность, их ко­личество не должно превышать 5-7.

Список литературы – это перечень источников информации, на основе ко­торых выполнена работа. Требования к оформлению списка литературы представ­лены в разделе 7.

В приложении представляют вспомогательный материал, необходимый для полноты восприятия работы, целесообразный для оценки практической значимости работы. К вспомогательному материалу могут относиться: формулы, расчеты, таб­лицы цифровых данных, инструкции, методики или дидактический материал к ним, тексты программ ЭВМ, протоколы экспериментальных исследований. При­ложения могут включать копии документов, подтверждающих соответствующие результаты внедрения и апробации научных исследований, рабочие материалы, подтверждающие результаты наблюдений, результаты статистической обработки экспериментального исследования и другой материал вспомогательного характера.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.