Наследственные особенности и врожденные свойства организма — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наследственные особенности и врожденные свойства организма

2018-01-13 425
Наследственные особенности и врожденные свойства организма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предпосылками психического развития ребенка являются наследственные особенности и прирожденные свойства организма. (Схема 12.)

Человеком можно стать, только имея прирожденные человеческие предпосылки, определенную человеческую наследственность. Выделяют генотипическую конституцию (генотип) — совокупность генов, получаемую от родителей... Биологический, молекулярный шифр, в котором

запрограммированы: обмен веществ между клетками и окружающей средой; природные свойства анализаторов; особенности строения нервной системы и мозга. Все это материальная основа психической деятельности. Все, что содержится в генотипе, довольно устойчиво. Ученые восстановили облик людей, которые жили в Новгороде. Люди, жившие сотни лет назад очень похожи на современных коренных жителей этих мест.

Мальчики, выросшие с матерью, могут быть очень похожи на своего отца и чертами лица и особенностями телосложения. Однако при передаче по наследству некоторых частных черт имеет место ИЗМЕНЧИВОСТЬ. Она обеспечивает более эффективное приспособление к условиям существования. Чем выше развитие организма, тем сложнее его взаимодействие со средой, тем большую роль играет изменчивость, тем эффективнее приспособление к условиям существования.

 

Схема 12

Говоря о том, что дочь похожа на мать, мы отмечаем и ее отличие от матери. В лице сына, хотя и «вылитого отца» есть что-то материнское. Он не является точной копией своего отца. От наследственных предпосылок следует отличать ВРОЖДЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ человека. (Схема 12). Они обычно формируются в процессе внутриутробного развития.

В силу единства организма матери и плода, развивающийся ребенок в какой-то мере компенсирует недостатки организма матери. В результате — повышенная (или пониженная) функция органа развивающегося ребенка. Но многие неблагоприятные воздействия плод не в состоянии компенсировать, и происходит патологическое развитие плода. Тогда дети рождаются со значительными индивидуальными особенностями. Строение, функционирование организма и отдельных органов различное (химический состав крови, тканей, количество мозговых нервных клеток и т. д.).

Сами по себе наследственные задатки не предопределяют становление личности, конкретные достижения ее развития, всего своеобразия отдельного человека.

На различия в развитии детей очень сильно влияет неблагоприятная среда, и особенно, если родители не в состоянии обеспечить своим детям хорошее образование. Однако при равных условиях вперед выходят наследственные факторы, именно они начинают определять будущее человека.

Исследователей давно интересовал вопрос доли наследственных и средовых факторов в развитии умственных способностей. По результатам исследований 20 — 30-х годов генотипическим особенностям отводили 80%. В 80-е годы доля генотипа составляла уже 60%.

Разнообразие людей (за исключением однояйцовых близнецов) в значительной степени могут определиться наследственностью, поскольку наряду с консервативным фоном генотип каждого человека содержит уникальное, присущее только ему сочетание генов. По некоторым данным 60 — 70% генофонда каждого человека индивидуализировано (Т.М. Марютина).

При анализе генотипической детерминации развития человека следует различать два относительно независимых аспекта: формирование нормативных (универсальных, общевидовых) закономерностей и формирование межиндивидуальной вариативности в реализации этих закономерностей, то есть формирование индивидуальных различий. (Схема 12 а. )

 

Схема 12 а).Генотипические и средовые факторы, определяющие формирование признака в структуре индивидуальности

 

 

Генотип требует для своей реализации определенных условий среды. Его видеоспецифическая часть (консервативный фонд наследственности) предусматривает наличие диапазона силовых условий, в которых возможно полноценное развитие человека. При этом имеются в виду, с одной стороны, соответствующие видовым требованиям природные, экологические условия, позволяющие удовлетворить базисные потребности организма (в нише, безопасности и так далее). А с другой стороны — социальные, которые предусматривают необходимую заботу и поддержку со стороны взрослых, общение со сверстниками возможность присвоения социального опыта и другое. (А.М. Кларкс и другие).

 

* * *

Все факторы психического развития действуют в комплексе. Нет ни одного психического качества, развитие которого зависело бы только от одного из факторов. Все факторы выступают в органическом единстве.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.