Семинар № 2. Особенности и классификация методов психолого-педагогического — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семинар № 2. Особенности и классификация методов психолого-педагогического

2018-01-13 451
Семинар № 2. Особенности и классификация методов психолого-педагогического 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исследования (2 часа)

1. Основные этапы эмпирического исследования. Разработка программы эмпирического исследования.

2. Классификация методов.

3. Общая характеристика методов психолого-педагогических исследований.

4. Процедура и технология использования различных методов психолого-педагогических исследований.

5. Требования к надежности и валидности применяемых методик.

Семинар № 3. Характеристика эмпирических методов психолого-педагогического исследования (4 часа)

1. Метод наблюдения: понятие, исследовательские возможности, виды, принципы, возможные способы минимизации влияния исследователя на результаты.

2. Опрос и его виды. Метод анализа продуктов деятельности: понятие, исследовательские возможности, виды, принципы проведения.

3. Метод экспертной оценки: понятие, виды, принципы проведения.

Семинар № 4. Методы обработки и анализа результатов исследования (4 часа)

1. Количественные и качественные методы анализа результатов исследования.

2. Методы статистической обработки данных.

3. Способы представления результатов исследования.

4. Методы интерпретации данных психолого-педагогического исследования.

5. Этические нормы проведения психолого-педагогического исследования.

 

Семинар № 5. Прикладные аспекты психолого-педагогических исследований (2 часа)

1. Ориентировочная структура заключения о результатах исследования.

2. Организация опытно-экспериментальной работы в учреждениях образования.

3. Требования к квалификации пользователей психолого-педагогических опытно-экспериментальных методик.

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Данный курс основан на проведении лекционных и практических занятий, организация которых предполагает создание условий для диалогового взаимодействия студентов с целью проявления рефлексии субъектами образовательного процессе. При проведении семинарских занятий целесообразно использовать методы активного обучения (эвристическая беседа, мозговой штурм, метод-проектов, разбор конкретных педагогических и психологических ситуаций, видеоматериалы по теме занятия и их обсуждение, групповая дискуссия, а также использование мультимедийных технологий, компьютерных обучающих программ и др., направленные на формирование у обучающихся общекультурных, профессиональных и профильных компетенций.), а также индивидуальные, групповые, частично – поисковые формы работы студентов.

При самостоятельной обработке содержания учебного материала в случае отсутствия по уважительным причинам студентам предлагается ответить на вопросы плана семинарских занятий и представить их в письменном виде.

 

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

6.1. Условия допуска студентов к сдаче экзамена

Требования допуска к экзамену: к экзамену допускаются студенты, посетившие не менее 70% семинарских занятий, предоставившие конспекты лекций, написавшие итоговую контрольную работу на оценку не ниже «удовлетворительно», выполнившие предусмотренные СРС. Если студент пропустил семинарское занятие необходимо написать конспект.

6.2. Условия получения зачета и/или экзамена по текущей успеваемости («автоматом»). Студенты, занимающиеся на «отлично» в межсессионный период, выступающие с докладами на семинарских занятиях и имеющие «отлично» по контрольным работам, получают оценку «отлично» по учебной дисциплине без сдачи зачета.

6.3. Вопросы к зачету и экзамену:

1. Определение и соотношение понятий «методология», «метод», «методика», «процедура», «техника» исследований. Специфика психологического исследования на разных уровнях методологии. Виды исследований в психологии. Типы данных, получаемых в исследовании.

2. Методы эмпирического исследования. Методы воздействия. Взаимосвязь между методами исследования и воздействия. Методы обработки и анализа данных исследования.

3. Определение понятий: качественная методология, качественные методы исследования, качественный анализ. Исследовательский потенциал качественных методов. Практические задачи, решаемые с помощью качественных исследований.

4. Дихотомия качественного и количественного подхода. Преимущества и ограничения качественных и количественных методов исследования. Сравнительная характеристика качественных и количественных методов.

5. Смешанные методы исследования. Сочетание количественных и качественных методов в конкретных психологических исследованиях. Качественные исследования как основание количественного анализа.

6. Проблема качества данных. Критерии объективности качественного исследования. Понятия валидности и надежности качественного исследования. Традиционные типы валидности: внутренняя, внешняя, конструктная, операциональная.

7. Постановка проблемы исследования. Теоретический анализ проблемы исследования. Выбор методологии.

8. Определение и соотношение понятий «цель», «задача», «объект», «предмет» исследования. Интерпретация и операционализация основных понятий.

9. Гипотезы исследования. Виды и функции гипотез. Требования к гипотезам.

10. Процедура исследования. Проблема выборочного метода. Основные понятия выборочного метода.

11. Способы построения выборки. Репрезентативная выборка. Принцип случайного отбора респондентов.

12. Подбор (разработка) и обоснование методов исследования и способов обработки его результатов. Основные принципы и типичные ошибки при подборе методического инструментария исследования.

13. Рабочий план исследования. Пилотаж методик и других элементов программы исследования. Выбор ситуации исследования.

14. Классификация и общая характеристика опросных методов, области их использования и ограничения.

15. Преимущества и недостатки структурированных и неструктурированных интервью. Особенности проведения и анализа результатов нарративных интервью.

16. Специфика этнографического интервью с использованием видеосъемки, аудиозаписи, фотографирования.

17. Особенности выборки и анализа данных. Способы регистрации данных. Классификация ошибок. Источники систематических ошибок.

18. Виды анкет. Структура анкеты. Формальные, содержательные и формально-содержательные характеристики анкеты. Виды вопросов, требования к ним.

19. Сравнительный анализ методов интервьюирования и анкетирования; достоинства и недостатки.

20. Анализ документов. Методы традиционного и контент-анализа документов: области использования, достоинства и недостатки. Процедура и этапы контент-анализа.

21. Социометрия как метод исследования. Виды данных, диагностируемых с помощью социометрического метода. Типы социометрических критериев. Параметрическая и непараметрическая процедуры социометрии: сравнительный анализ.

22. Этапы обработки данных социометрии; социоматрица, социограмма, социометрические индексы. Этические проблемы социометрии.

23. Модификации социометрического метода.

24. Области использования и специфика проведения эксперимента.

25. Типы причинно-следственных связей в психологии. Основные понятия эксперимента. Виды экспериментов.

26. Проблема качества эксперимента: основные понятия и критерии оценки. Способы измерения зависимой переменной.

27. Общая характеристика метода наблюдения, его достоинства и недостатки. Виды наблюдения. Этапы построения программы наблюдения. Способы фиксации результатов наблюдения.

28. Общая характеристика проективных методических приемов и исследовательских техник.

29. Экспрессивные и графические методики: общая характеристика.

30. Игровые методики: ролевые игры, моделирование ситуаций.

31. Анализ и интерпретация результатов проективных методик. Принципы и основные элементы анализа вербальных и невербальных данных.

32. Групповые методы психологического исследования: групповое фокусированное интервью, фокус-группы, расширенные креативные группы, группы равных, десантные группы, номинальные группы, брэйнсторминг, синектика, дельфи-группы, группы обсуждения без лидера, группы конфликта, сензитивные группы, группы модификации поведения, адаптационные группы. Преимущества и ограничения групповых опросных методов.

33. Области применения качественных методов психологического исследования: психологическая экспертиза различных социальных программ, социальные исследования, политика, финансы, маркетинг, реклама, средства массовой информации, здравоохранение.

34. Теоретические предпосылки групповых качественных методов.

35. Методология качественно-количественных исследований. Количественный контент-анализ, качественный контент-анализ. Планирование количественного исследования с точки зрения качественной методологии. Качественные методы получения «сырых» данных.

36. Планирование и организация качественного исследования. Подбор участников группы.

37. Принцип объективности качественного анализа. Подходы к пониманию объективности качественного анализа (Дензин, Линкольн). Критерии объективности данных в качественном исследовании. (Д. Сиверман). Проблема адаптации критериев объективности для качественных методов.

38. Уровни анализа результатов качественного исследования. Различные стратегии анализа результатов. Выбор единиц и методов анализа данных качественного исследования. Классификация типов анализа. Компьютерный анализ результатов качественных исследований.

39. Формы представления результатов: графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, комментарии, технический отчет, рекомендации, развернутый аналитический отчет. Требования, предъявляемые к аналитическому отчету.

 

 

6.5. Материалы тестового контроля знаний студентов (тестовые задания должны быть построены по принципу программированной проверки знаний по всем разделам данной дисциплины).

Тематика курсовых работ

Темы курсовых работ и примерные дидактические планы по темам приведены в таблице.

Дидактические планы названы примерными, потому что по усмотрению студента и руководителя курсовой работы они могут быть расширены за счет включения в них дополнительных дидактических единиц. Такое расширение должно быть обосновано необходимостью более полного раскрытия темы, а также эффективного достижения цели и задач, поставленных перед курсовой работой. Примерный дидактический план рекомендуется использовать студенту также при составлении глоссария по теме курсовой работы.

Таблица

Тематика курсовых работ и примерные дидактические планы по темам

  Тема курсовых работ Примерный дидактический план по теме
1.Методы научного познания Понятие метода научного исследования. Требования, предъявляемые к методу научного исследования. Пути формирования метода научного исследования. Классификация методов научного исследования. Эмпирические методы научного познания. Методы вычленения и исследования эмпирического объекта: наблюдение, измерение, эксперимент. Классификация экспериментов. Модельный эксперимент. Эксперименты с использованием ЭВМ. Методы обработки и систематизации знаний. Анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, систематизация, классификация. Теоретические методы научного исследования. Методы построения и исследования теоретического объекта: абстрагирование, идеализация, формализация, мысленный эксперимент, моделирование. Методы и формы построения и обоснования теоретического знания: аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, исторический метод, научное доказательство. Общенаучные подходы. Структурный, функциональный, системный, алгоритмический, информационный, вероятностный. Значимость представлений о методах научного познания для современного ученого
2. Сущность и значение методологии научного исследования для развития психологии и педагогики Этапы становления психологии как науки. Изменение предмета психологии и педагогики от древности до современности. Изменение в связи с этим методологических подходов к изучению психики, процессов воспитания и обучения. Методологические основы современной психологии и педагогики. Уровни методологии: всеобщий (философский), общенаучный (общий), конкретно-научный (частный). Значение законов психолого-педагогических исследований. Методологическое значение основных законов, категорий и принципов материалистической диалектики. Их значение для психолого-педагогических исследований
3. Проблема познаваемости психолого-педагогических явлений и процессов Субъективность научного исследования в психологии. Психологическое исследование и личность психолога. Психолог-исследователь и психолог-практик. Нормативы научного исследования в психологии. Нормативы научного мышления и деятельности в структуре экспериментального метода. Культура исследования. Психологическая реальность и эмпирические закономерности. Морально-этические принципы психодиагностики. Соблюдение тайны, научной обоснованности, ненанесение ущерба, объективности выводов, эффективности предлагаемых рекомендаций, комплексность диагностического обследования
4. Методологические основы психологии и педагогики Методы психологического исследования и их краткая характеристика. Классификация психодиагностических методов. Требования к методам психодиагностики. Стандартизированные (тесты) и экспертные методы. Требования, предъявляемые к тестам. Правила проведения тестирования. Обработка данных и интерпретация результатов. Составление заданий теста. Эксперимент как метод исследования. Приборные психофизиологические методики. Малоформализованные методы. Проективные техники. Опрос. Наблюдение. Виды наблюдения. Методические документы наблюдения: карточка наблюдения, протокол наблюдения, дневник наблюдения. Ошибки наблюдения. Анкетирование. Анализ продуктов деятельности. Контентанализ. Биографический метод Индивидуальная беседа. Метод интроспекции (самонаблюдения). Метод эмпатического слушания. Нормативные требования к применению психодиагностических методов
5.Логика научного исследования в психологии и педагогике Понятие научной деятельности в психологии и педагогике. Компоненты научной деятельности в психологии и педагогике: объект, средства, субъект. Научное исследование как основной вид научной деятельности. Научные проблемы и псевдопроблемы в психологии и педагогике. Этапы и структурные единицы психолого-педагогических исследований. Основные этапы научного исследования: определение цели, выделение объекта и предмета исследования, определение актуальности темы исследования. Понятие научного направления. Структурные единицы научного направления: комплексные проблемы, темы, научные идеи. Последовательность осуществления психолого-педагогических исследований. Теоретические основы и исторический базис психолого-педагогических исследований. Организация работы с научной литературой. Составление рабочего плана исследования. Формулировка научных выводов. Информационное обеспечение исследования. Реферирование, составление научных обзоров. Роль телекоммуникаций и Интернета в психолого-педагогических исследованиях. Проблемы достоверности полученных результатов. Оценка эффективности научно-исследовательских работ
6.Принципы психолого-педагогических исследований Значение принципов психолого-педагогических исследований. Методологические значение принципов общенаучного уровня познания психолого-педагогических явлений и процессов. Конкретно-научные принципы психолого-педагогических исследований. Принцип детерминизма; единства сознания и деятельности; развития; личностного подхода в изучении психики; системного анализа психических и педагогических явлений; конкретно-исторический подход к изучению психических и педагогических явлений. Практическая реализация принципов психолого-педагогических исследований. Учет и реализация принципов общенаучной и конкретно-научной методологии в психолого-педагогических исследованиях
7. Программа психолого-педагогического исследования и ее содержание Характеристика основных этапов исследования. Подготовительный (разработка программы исследования); основной (организация проведения исследования); заключительный (обработка результатов исследования, интерпретация данных и формулирование выводов). Программа исследования. Программа психолого-педагогического исследования как теоретическое обоснование методологического подхода автора и методических приемов изучения психолого-педагогического явления. Структура программы психолого-педагогического исследования. Обоснование актуальности темы исследования и формулировка научной проблемы, определение объекта, предмета и цели исследования, логический анализ основных терминов и понятий, выдвижение рабочих гипотез, постановка исследовательских задач, составление плана исследования, разработка основных процедур сбора и обработки первичных данных
8. Основные этапы психолого-педагогического исследования и их характеристика Планирование исследования. Учет факторов, влияющих на эксперимент. Артефакты. Составление логической и хронологической схем исследования. Выбор контингента и количества испытуемых. Определение необходимого числа измерений. План математической обработки. Обеспечение места проведения исследования, изолированного от внешних помех. Учет санитарно-гигиенических и инженерно-психологических требований к помещению. Подготовка технического оснащения исследования, обеспечивающего решение поставленных задач. Подбор качественно однородной группы испытуемых. Проведение психолого-педагогического исследования. Сбор фактических данных, обеспечивающих достоверность выводов
9. Обработка и интерпретация результатов исследования Количественные методы обработки результатов исследования. Количественная обработка данных исследования: определение средних величин, меры рассеивания данных, коэффициентов корреляции, построение графиков, таблиц, диаграмм. Качественные методы обработки результатов исследования. Качественный анализ и синтез полученных в ходе исследования данных. Интерпретация результатов исследования. Формулирование теоретических выводов и практических рекомендаций. Необходимость соблюдения методологических принципов на всех этапах научного исследования. Учет влияния личности исследователя на всех этапах проведения исследования
10. Метод как способ познания психолого-педагогических явлений Классификация методов психолого-педагогических исследований. Классификация методов по Б.Г. Ананьеву: организационные методы (сравнительный, лонгитюдный, комплексный); эмпирические методы (наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, биографический метод, метод тестов, метод опросов и т.д.). Методы обработки результатов исследования. Методы обработки данных (количественные – статистические и качественные – дифференциация материала по группам, анализ); интерпретационные методы (генетический и структурный). Общая характеристика метода наблюдения. Область применения наблюдения. Основные требования к наблюдению. Ограничения в применении наблюдения. Наблюдаемые ситуации. Условия наблюдения. Единицы наблюдения
11. Практика применения метода наблюдения Общая характеристика метода наблюдения. Область применения наблюдения. Основные требования к наблюдению. Ограничения в применении наблюдения. Наблюдаемые ситуации. Условия наблюдения. Единицы наблюдения. Виды наблюдений. Стандартизированное наблюдение, групповое наблюдение, включенное наблюдение, кратковременное и долговременное (лонгитюдное), самонаблюдение. Этапы и процедура метода наблюдения. Подготовительный этап. Этап сбора данных. Этап обработки и анализа данных. Дневник наблюдения. Типичные ошибки в применении метода наблюдения. Влияние различных факторов на процесс наблюдения
12. Опросы и анкетирование в психолого-педагогических исследованиях Опросы и их краткая характеристика. Разновидности опросов. Интервьюирование и анкетирование. Процедура интервьюирования. Достоинства и недостатки. Анкетирование. Виды анкет. Процедура анкетирования. Основные этапы работы по подготовке анкеты: определение целей и задач исследования; формулирование вопросов; составление первого варианта анкеты; пилотаж анкеты; доработка анкеты; применение анкеты. Основные правила формирования вопросов анкеты. Последовательность вопросов анкеты. Основные достоинства и недостатки анкетного метода
13. Тестирование в психолого-педагогических исследованиях Общие представления о тестах. История развития тестологии. Виды тестов. Клинические тесты. Стандартизированные тесты. Предметно-ориентированные тесты. Проективные тесты. Основные требования к тестам. Надежность. Валидность. Стандартизированность. Пути повышения надежности и валидности тестов. Основные достоинства метода тестов. Недостатки тестового метода. Практические рекомендации по разработке и использованию тестовых методик в психолого-педагогических исследованиях. Основные направления исследований при помощи тестовых методик. Диагностика интеллекта (изучение памяти, внимания, мышления); диагностика психических состояний и свойств личности (самооценка, направленность личности, уровень притязаний) и т.д.
14. Эксперимент как комплексный метод психолого-педагогического исследования Экспериментальный метод. Виды экспериментов, применяемых в психолого-педагогических исследованиях: естественный и лабораторный, констатирующий и формирующий. История экспериментального метода в психологии. Эксперименты К. Вундта, Г. Эббингауза, Б. Зейгарник, А. Леонтьева, А. Лазурского и других ученых. Организация эксперимента в психолого-педагогических исследованиях. Планирование и проведение эксперимента. Независимая и зависимая переменные в эксперименте. Аппаратурные методы в эксперименте. Внутренняя и внешняя валидность в эксперименте. Артефакты. Способы контроля влияния артефактов
15. Организация и проведении экспериментального психолого-педагогического исследования Планирование психологического исследования. Организация психологического исследования. Основные требования к организации исследования. Процедура исследования. Определение целей, задач и гипотез исследования. Методика психологического исследования. Метод и техника исследования. Место эксперимента в психологическом исследовании. Специфика экспериментального метода в психологическом исследовании. Модель экспериментального исследования Организация экспериментального исследования. Подготовка и проведение эксперимента в психологическом исследовании. Качество психологической информации как основной принцип исследования
16. Психология эксперимента Экспериментальное общение. Сущность экспериментального общения в психологическом исследовании, роль инструкции. Основные эффекты, проявляющиеся в психологическом исследовании. Проявления личности экспериментатора. Экспериментатор и специфика его деятельности в психологическом исследовании. Эффект Пигмалиона. Особенности деятельности испытуемого в эксперименте. Добровольное и принудительное участие в эксперименте. Личность испытуемого и ситуация психологического эксперимента
17. Экспериментальные переменные в психолого-педагогическом исследовании Независимая переменная. Независимая переменная и ее содержание в психолого-педагогическом эксперименте. Побочная, дополнительная, контрольная переменные. Зависимая переменная и ее параметры. Надежность переменной. Проявления сензитивности зависимой переменной. Приемы фиксации изменения, переменная и ее параметры. Надежность переменной. Проявления сензитивности зависимой переменной. Отношение между переменными и их контроль в эксперименте. Формула К. Левина. Способы контроля независимой переменной. Манипулирование переменной. Внешняя переменная и способы ее контроля в эксперименте: элиминация, константность условий, балансировка, контрбалансировка, рандомизация
18. Биографический метод и метод анализа продуктов деятельности Биографический метод анализа продуктов деятельности. Биографический метод как способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Характеристика метода. Использование автобиографических сведений, свидетельства очевидцев, изучение продуктов деятельности. Метод анализа продуктов (результатов) деятельности. Сущность метода анализа продуктов (результатов) деятельности. Область его применения. Основные разновидности метода, их относительные достоинства и недостатки. Контентанализ как психологический метод изучения текстовых материалов. Сущность контентанализа, область применения, процедура получения и интерпретации психодиагностических данных
19. Социометрический метод изучения межличностных отношений в группе История развития социометрического метода исследования. Социометрия как метод изучения межличностных отношений в группе. Возможности социометрического метода. Социометрические критерии и социометрические индексы. Процедура и основные этапы проведения социометрического исследования. Социометрическая карточка. Социометрические выборы и взаимовыборы. Методика расчета основных социометрических индексов. Ограничения социометрического метода. Достоинства и недостатки метода. Практическая работа по подготовке и проведению социометрического исследований. Особенности проведения социометрического исследования в образовательных учреждениях
20. Моделирование как метод научного исследования Основное содержание, цели и задачи моделирования. Место моделирования в системе психолого-педагогических исследований. Взаимосвязи с другими исследовательскими методами. Общее понятие о методологии моделирования. Методология моделирования как система принципов и способов организации и построения теоретической и исследовательской деятельности, а также учение об этой системе. Моделирование психолого-педагогических явлений как метод их познания. Признаки модели: структурность, функциональность, подобие оригиналу. Классификация моделей. Принципы моделирования психолого-педагогических явлений: принцип наглядности; принцип определенности; принцип доступности для измерений. Особенности моделирования психолого-педагогических явлений
21. Психологические теории исследования умственной деятельности Объект исследования умственной деятельности. Мышление как ассоциация представлений. Мышление как действие. Мышление как функционирование интеллектуальных операций. Мышление как акт переструктурирования операций. Мышление как поведение. Мышление как интеллект. Социальные проявления умственной деятельности. Соотношение мышления и эмоций. Эмоциональная активность в структуре решения задачи. Эмоции и невербализованный смысл. Знак как средство мышления. Знак – значение – общение. Внутренняя речь и процесс ее развития в общении. Мышление и обобщение. Мыслительная деятельность человека в онтогенезе. Ступени обобщения и процесс развития обобщений. Характеристика умственных действий. Ориентировочная, исполнительная и контрольная части структуры умственных действий. Психологическая характеристика умений. Показатели сформированности умений. Характеристика навыков действий. Уровни построения действий по Н.А. Бернштейну. Психологическая структура действия
22. Математико-статистические методы в психолого-педагогических исследованиях Введение в математические методы в психолого-педагогических исследованиях. Роль и место математико-статистических методов в психолого-педагогических исследованиях. Основные направления применения математики в психолого-педагогических исследованиях. Математическая статистика. Описательная статистика. Теория статистического вывода. Планирование и анализ экспериментов. Границы применения математических методов в психолого-педагогических исследованиях. Мера вероятности. Случайность и случайный выбор. Представление о характеристиках совокупности. Выборки и оценки, репре­зентативные и случайные выборки. Случайные события. Взаимосвязь понятий: опыт, событие, условия опыта. Исходы опыта. Испытание как условие опыта событий. События детерминированные, случайные и неопределенные. Распределения вероятностей событий. Различие или сходство событий. Совмещенное событие Обусловливание события. Уровни количественного определения событий – квантификация события. Случайные переменные и их классификации: количественные и качественные, дискретные и непрерывные переменные
23. Измерения в психолого-педагогических исследованиях. Основные измерительные шкалы Проблема измерения психических явлений. Понятие психических измерений. Логика статистической обработки результатов эмпирического исследования. Упорядочение, группировка и табулирование данных по их значениям. Построение распределения их частот. Тенденции распределения. Выявление центральных тенденций распределения (средней арифметической, среднеквадратичного отклонения и пр.). Оценка типа распределения (разброса данных по отношению к найденной центральной тенденции, асимметрии и пр.). Виды измерений. Нормативное, критериальное, ипсативное измерение. Шкалы наименований, порядка, интервалов и отношений. Понятие нормы и стандарта. Порядок построения шкал и уровни измерения: ординальное, интервальное, измерение отношений, абсолютное измерение
24. Измерительные шкалы и допустимые преобразования входящих в них статистических значений Меры связи в шкале наименований. Расчет мер связи для дихотомической шкалы наименований. Сопряженность. Коэффициенты ассоциации и контингенции. Коэффициент Чупрова. Меры связи в шкале рангов. Ранговая корреляция Спирмена. Интерпретация и применение ранговой корреляции Спирмена. Проблема связанных рангов. Тау Кендала. Сравнение коэффициентов Спирмена и Кендала. Множественный коэффициент W ранговой корреляции. Меры связи в шкале интервалов и отношений. Коэффициент линейной кореляции Пирсона для несгруппированных и сгруппированных данных. Область изменения. Меры связи данных, измеренных в разных шкалах. Точечный бисериальный коэффициент корреляции для данных, измеренных в дихотомической шкале наименований и шкале интервалов. Другие коэффициенты. Бисериальная ранговая корреляция. Предсказание и оценка. Функция регрессии. Линейная регрессия как инструмент прогнозирования. Математический и графический расчет формулы линейной регрессии. Стандартная ошибка оценки. Нелинейная корреляция
25. Корреляционные методы исследования Основы корреляционного исследования. Сущность, содержание и задача корреляционного исследования. Прямая и обратная корреляция. Классификация корреляционных исследований и условия их проведения. Сравнение двух групп. Корреляционное исследование попарно эквивалентных групп. Многомерное корреляционное исследование. Планирование корреляционного исследования, обработка его результатов. Простое и сравнительное корреляционное исследование. Лонгитюдное исследование. Обработка и интерпретация данных корреляционного исследования. Специфика контроля в корреляционных исследованиях

Целью курсовой работы является, с одной стороны, систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний по дисциплине, с другой – приобретение и развитие студентом при выполнении конкретного психолого-педагогического исследования по курсовой работе таких важных качеств, как:

- умение работать с литературой, анализировать источники по проблеме исследования, делать обстоятельные и обоснованные выводы;

- умение грамотно и логически обоснованно излагать свои мысли и идеи;

- умение четко формулировать и аргументировано обосновывать предложения и рекомендации по результатам выполненного исследования;

- способность к творческому и критическому мышлению;

- овладение аналитическими навыками, т.е. способностью искать и находить информацию, формулировать проверяемые гипотезы, выстраивать данные в определенном порядке и оценивать их и т.п.;

- овладение навыками самостоятельной исследовательской работы.

Основными задачами при выполнении курсовой работы являются:

1. Обоснование актуальности и значимости темы работы в теории и практике психолого-педагогической деятельности на производстве.

2. Исследование состояния и разработанности выбранной темы исследования.

3. Рассмотрение теоретических аспектов изучаемой проблемы, раскрытие сущности основных понятий психолого-педагогической терминологии, относящихся к данной проблематике.

4. Сбор и анализ информации по проблеме данного психолого-педагогического теоретического обзора с использованием современных средств получения, хранения и переработки информации.

5. Разработка практических рекомендаций и предложений по данной тематике курсовой работы.

6. Формирование навыков самостоятельной работы с психолого-педагогической информацией на всех этапах выполнения курсовой работы – от обоснования актуальности до формулировки выводов и рекомендаций.

Содержание СРС

Примерный перечень тем рефератов

  1. Определение и соотношение понятий «методология», «метод», «методика», «процедура», «техника» исследований.
  2. Исследование в психологии. Специфика психологического исследования на разных уровнях методологии.
  3. Виды исследований и типы данных в психологии.
  4. Сравнительный анализ качественного и количественного подхода к методам исследования.
  5. Преимущества и ограничения качественных и количественных методов исследования.
  6. История развития качественных и количественных методов в психологии.
  7. Проблема качества данных и возможности его повышения.
  8. Основные этапы построения эмпирического исследования.
  9. Особенности построения выборки и подбора методов исследования
  10. Классификация и общая характеристика опросных методов, области их использования и ограничения.
  11. Особенности интервью: виды и специфика применения.
  12. Сравнительный анализ методов интервьюирования и анкетирования; достоинства и недостатки.
  13. Особенности обработки и анализа количественных данных.
  14. Общие особенности методов анализа документов.
  15. Особенности использования социометрии как метода сбора данных.
  16. Особенности использования эксперимента в психологическом исследовании.
  17. Наблюдение как метод психологии: достоинства и недостатки.
  18. Специфика проективных методических приемов и исследовательских техник.
  19. Основные особенности использования групповых методов качественного исследования.
  20. Методология и методы качественно-количественных исследований.
  21. Основные особенности планирования и организации исследования.
  22. Роль модератора в проведении психологического исследования.
  23. Индивидуальное интервью: преимущества и ограничения.
  24. Основные характеристики и специфика этнографических методов.
  25. Основные подходы к анализу качественных данных.
  26. Уровни анализа результатов качественного исследования.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

 

7.1. Основная лите


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.