Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2018-01-13 | 349 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Качественные и количественные методы психологических и
Педагогических исследований
Направление подготовки
050400.62 Психолого-педагогическое образование
Профиль подготовки:
Психология и социальная педагогика
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Заочная
Волгоград – 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Наименование раздела | Стр. | |
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) | ||
2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ООП ВПО | ||
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) | ||
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) | ||
4.1. | Объем дисциплины и виды учебной работы. | |
4.2. | Тематический план учебной дисциплины (модуля) | |
4.3. | Содержание и последовательность прохождения учебного материала | |
4.3.1. | Содержание лекционного курса | |
4.3.2. | Семинарские (практические) занятия | |
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ | ||
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ | ||
6.1. | Условия допуска студентов к сдаче зачета и/или экзамена | |
6.2. | Условия получения зачета и/или экзамена по текущей успеваемости («автоматом») | |
6.3. | Вопросы к зачету и/или экзамену | |
6.4. | Материалы тестового контроля знаний студентов | |
6.5. | Тематика курсовых работ | |
6.6. | Содержание СРС | |
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) | ||
7.1. | Основная литература | |
7.2. | Дополнительная литература | |
7.3. | Программное обеспечение и Интернет-ресурсы | |
7.4. | Словарь основных терминов (глоссарий) (при необходимости) | |
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) |
|
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины: освоение студентами научных основ планирования и организации психолого-педагогического исследования, выбора методов сбора и обработки данных, оформления полученных результатов; формирование у студентов представлений о системном подходе в построении психолого-педагогического исследования, постановке целей, задач и организации этапов исследования, в разработке содержания исследовательской работы на каждом из этапов. Выработка умений качественного анализа и интерпретации результатов исследования, практического применения методов математической статистики в психолого-педагогических исследованиях.
Основные задачи курса:
- интеграция полученных теоретических знаний и практических навыков и формирование умения применять их в ходе исследовательской работы;
- освоение практических умений планирования и организации всех этапов психологического исследования;
- развитие исследовательского мышления, творчества и интереса к эмпирическим исследованиям;
- формирование готовности к применению полученных знаний, навыков и умений исследовательской работы в практической деятельности педагога и психолога в сфере образования.
2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Количественные и качественные методы психолого-педагогических исследований» (Б3.Б4.1) относится к базовой части профессионального цикла дисциплин.
Для освоения данной дисциплины обучающиеся используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплины «Математика».
|
Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Методы математической обработки данных психолого-педагогических исследований», «Психодиагностика персонала», «Основы научных исследований в педагогике и психологии» и параллельного освоения дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика», «Методика диагностики психологического здоровья семь учащегося», «Медико-психолого-педагогический консилиум».
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
- владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);
- готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);
- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией; осознает сущность и значение информации в развитии современного общества, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-7);
- способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9);
- готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2);
- готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);
- способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК 8);
- способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК 10).
- способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3);
- способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП-4);
|
- способен проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий, внося (совместно с методистами) необходимые изменения в построение учебной деятельности (ПКНО-2).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
· типы данных, используемых в психолого-педагогической диагностике,
· уровни или шкалы измерения,
· количественную обработку материалов,
· статистику и ее виды;
уметь:
· применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях;
· осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики;
· проводить обработку и интерпретацию научных данных;
владеть:
· методами психолого-педагогического исследования, умениями обработки и качественного анализа экспериментальных данных;
· профессиональным языком предметной области знания;
· формами и методами научного познания;
· современными методами поиска, обработки и использования научной информации;
· статистическим методом обработки и анализа экспериментальных данных;
· способами оформления и презентации научной работы4
· навыками выявления интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся, методами социальной диагностики визуализация данных и выводов исследования, навыками различных форм представления результатов исследования.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часа.
4.1.1. Заочная форма обучения
Виды учебной работы | Всего часов | Семестры | |
5 семестр | 6 семестр | ||
Аудиторные занятия (всего) | |||
В том числе: | |||
Лекции | |||
Семинарские занятия | |||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа (всего) | |||
В том числе | |||
Ведение словаря базовых понятий | |||
Подбор и обоснование диагностического инструментария | |||
Работа с текстом | |||
Практикум по решению психологических задач | |||
Курсовая работа | |||
Контрольные работы | |||
Вид промежуточной аттестации | Зачет | Экзамен Курс. раб. |
4.2. Тематический план учебной дисциплины
|
4.2.2. Заочная форма обучения
№ п/п | Раздел учебной дисциплины | Количество часов | ||||
Аудиторные занятия | СРС | |||||
Всего | Лекции | Семинары | Контрольные работы | |||
Введение в теорию качественных и количественных методов психологических и педагогических исследований | ||||||
Особенности и классификация методов психолого-педагогического исследования | ||||||
Характеристика эмпирических методов психолого-педагогического исследования | ||||||
Методы обработки и анализа результатов исследования | ||||||
Прикладные аспекты психолого-педагогических исследований | - | |||||
Итого: |
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины (модуля) | Содержание раздела в дидактических единицах |
Введение в теорию качественных и количественных методов психологических и педагогических исследований | Количественная и качественная традиции исследования в психологии и смежных науках (философии, социологии, педагогике, политологии и др.). Номотетический и идеографический подходы в психологических исследованиях (традиция В.Вильденбанда). Основные отличия качественных методов от количественных, преимущества и ограничения качественных и количественных методов. Сочетание и взаимодополнение качественных и количественных методов в конкретном психологическом исследовании. Классификация качественных и количественных методов в психологии. | |
Особенности и классификация методов психолого-педагогического исследования | Специфика психолого-педагогического исследования. Логическая структура исследования.Уровни методологии научного исследования. Взаимосвязь предмета и метода. Классификация методов. Общая характеристика методов психолого-педагогических исследований. Процедура и технология использования различных методов психолого-педагогических исследований. Требования к надежности и валидности применяемых методик. Надежность и обоснованность данных. Методы обработки эмпирических данных. Основные этапы эмпирического исследования. Разработка программы эмпирического исследования. Выбор и обоснование актуальности проблемы исследования. Определение цели и задачи исследования. Определение объекта и предмета исследования. Уточнение и интерпретация основных понятий. Выдвижение гипотез. Составление стратегического плана исследования. Процедурный раздел программы. Представление результатов исследования. | |
Характеристика эмпирических методов психолого-педагогического исследования | Метод наблюдения: понятие, исследовательские возможности, виды, принципы, возможные способы минимизации влияния исследователя на результаты. Опрос и его виды. Метод анализа продуктов деятельности: понятие, исследовательские возможности, виды, принципы проведения. Метод экспертной оценки: понятие, виды, принципы проведения. Проективный метод. Понятие проекции. История проективного подхода. Принципы, лежащие в основе проективного исследования личности. Классификация проективных методик. Понятие о тесте. Виды (классификация) тестов. Нормы и интерпретация результатов теста. Экспериментальный метод в психологии и педагогике. | |
Методы обработки и анализа результатов исследования | Количественные и качественные методы анализа результатов исследования. Методы статистической обработки данных. Способы представления результатов исследования. Методы интерпретации данных психолого-педагогического исследования. Этические нормы проведения психолого-педагогического исследования. | |
Прикладные аспекты психолого-педагогических исследований | Ориентировочная структура заключения о результатах исследования. Организация опытно-экспериментальной работы в учреждениях образования. Требования к квалификации пользователей психолого-педагогических опытно-экспериментальных методик. Разработка рекомендаций по результатам психолого-педагогического исследования. |
Содержание и последовательность прохождения учебного материала
|
Содержание лекционного курса
Методы научного познания
Цели и задачи исследования
Цель – это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах поиска.
В нашем случае цель исследования: обоснование и разработка методической системы формирования готовности студентов классического университета к преподаванию физики в школах и классах физико-математического профиля.
Важным и необходимым этапом исследования является конкретизация общей цели в системе исследовательских задач.
Задача представляет собой звено, шаг, этап достижения цели. Задача – это цель преобразования конкретной ситуации или, иными словами, ситуация, требующая своего преобразования для достижения определенной цели. Задача всегда содержит известное (обозначение условий ситуации) и неизвестное, искомое, требуемое, рассчитанное на совершение определенных действий, приложение усилий для продвижения к цели, для разрешения поставленной проблемы. Реализованная с учетом конкретных условий задача синтезирует содержательную, мотивационно-побудительную и операционную стороны исследовательской деятельности и является ее своеобразным «фокусом».
Среди значительного количества задач, подлежащих решению, очень важно выделить основные. Их рекомендуется выделить сравнительно немного, не более 5-6. Однако обязательно должны быть выделены три группы задач.
Чаще всего первая из основных групп задач – историко-диагностическая – связана с изучением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования; вторая – теоретико-моделирующая – с раскрытием структуры, сущности изучаемого, факторов его преобразования, модели структуры и функций изучаемого и способов его преобразования; третья – практически-преобразовательная – с разработкой и использованием методов, приемов, средств рациональной организации педагогического процесса, его предполагаемого преобразования и с разработкой практических рекомендаций.
Остальные, более частные задачи, относят чаще всего в качестве подзадач к основным.
Для нашего исследования выделяются следующие з адачи:
1. Изучить состояние проблемы подготовки учителей физики в классическом университете.
2. На основании учета особенностей учебного процесса в школе физико-математического профиля создать модель выпускника данной школы.
3. Сконструировать профессиограмму учителя физики школы физико-математического профиля, согласованную с моделью выпускника рассматриваемой школы.
4. Смоделировать методическую систему формирования готовности студентов классического университета к преподаванию физики в школах и классах физико-математического профиля.
5. Разработать методическую систему формирования готовности студентов классического университета к преподаванию физики в школах и классах физико-математического профиля.
6. Реализовать методическую систему формирования готовности студентов классического университета к преподаванию физики в школах и классах физико-математического профиля.
7. На основе разработанных критериев оценить эффективность методической системы формирования готовности студентов классического университета к преподаванию физики в школах и классах физико-математического профиля.
Виды наблюдения
Существует многообразие видов наблюдения. Их выделяют:
· По признаку «временной» организации различают наблюдение непрерывное и дискретное.
· По объему – широкое (например, ведутся наблюдения за группой в целом или за процессом развития личности как таковым) и узкоспециальное, направленное на выявление отдельных сторон явления или отдельных объектов.
По типу связи наблюдателя и наблюдаемого различают наблюдения невключенные и включенные. В невключенном наблюдении позиция исследователя открыта, и участники, особенно на первых порах, ощущают неудобство, понимая, что за ними наблюдают.
Выгоднее всего позиция так называемого включенного наблюдения – когда исследователь выступает участником деятельности коллектива.
Наблюдение как исследовательский метод имеет ряд существенных черт, которые отличают его от обыденного восприятия человеком происходящих событий:
1. Целенаправленность наблюдения.
2. Аналитический характер наблюдения.
3. Комплексность наблюдения.
4. Систематичность наблюдения.
Эти и другие черты одновременно являются требованиями, которым надо следовать при организации наблюдения.
Отметим, что этот метод не позволяет активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации, делать точные замеры. Поэтому результаты наблюдений нужно сопоставлять с данными, полученными другими методами, дополнять и углублять их.
Апробация работы
Слово «апробация» латинского происхождения и дословно означает «одобрение, утверждение, установление качеств» (не путать с опробованием, т.е. проверкой на практике). В современном понимании это установление истинности, компетентная оценка и конструктивная критика оснований, методики и результатов работы. В роли ценителей, судей, критиков, оппонентов выступают отдельные компетентные в области исследования ученые и практики, а также научные и педагогические коллективы и аудитории.
Апробация может проходить в форме публичных докладов, обсуждений, дискуссий, а также в форме рецензирования (устного или письменного) представленных работ. Официальная апробация выполненных работ часто связана с их публичной защитой (защита проекта, отчета, курсовой или выпускной работы, диссертации).
Следует очень внимательно и благожелательно принимать все оценки, советы, рекомендации и соратников, и оппонентов, в том числе и критические. Однако реализовать следует те из них, которые помогают углубить исследование, повысить его корректность и доказательность, которые не противоречат принятой концепции и не сделают работу эклектичной. Желание же угодить всем, отреагировать на каждое замечание может значительно ухудшить или даже разрушить изложение результатов.
4.3.2. Семинарские (практические) занятия:
Семинар № 1. Введение в теорию качественных и количественных методов психологических и педагогических исследований (2 часа)
1. Специфика психолого-педагогического исследования.
2. Уровни методологии научного исследования.
3. Сочетание и взаимодополнение качественных и количественных методов в конкретном психологическом исследовании.
4. Классификация качественных и количественных методов в психологии.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Данный курс основан на проведении лекционных и практических занятий, организация которых предполагает создание условий для диалогового взаимодействия студентов с целью проявления рефлексии субъектами образовательного процессе. При проведении семинарских занятий целесообразно использовать методы активного обучения (эвристическая беседа, мозговой штурм, метод-проектов, разбор конкретных педагогических и психологических ситуаций, видеоматериалы по теме занятия и их обсуждение, групповая дискуссия, а также использование мультимедийных технологий, компьютерных обучающих программ и др., направленные на формирование у обучающихся общекультурных, профессиональных и профильных компетенций.), а также индивидуальные, групповые, частично – поисковые формы работы студентов.
При самостоятельной обработке содержания учебного материала в случае отсутствия по уважительным причинам студентам предлагается ответить на вопросы плана семинарских занятий и представить их в письменном виде.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
6.1. Условия допуска студентов к сдаче экзамена
Требования допуска к экзамену: к экзамену допускаются студенты, посетившие не менее 70% семинарских занятий, предоставившие конспекты лекций, написавшие итоговую контрольную работу на оценку не ниже «удовлетворительно», выполнившие предусмотренные СРС. Если студент пропустил семинарское занятие необходимо написать конспект.
6.2. Условия получения зачета и/или экзамена по текущей успеваемости («автоматом»). Студенты, занимающиеся на «отлично» в межсессионный период, выступающие с докладами на семинарских занятиях и имеющие «отлично» по контрольным работам, получают оценку «отлично» по учебной дисциплине без сдачи зачета.
6.3. Вопросы к зачету и экзамену:
1. Определение и соотношение понятий «методология», «метод», «методика», «процедура», «техника» исследований. Специфика психологического исследования на разных уровнях методологии. Виды исследований в психологии. Типы данных, получаемых в исследовании.
2. Методы эмпирического исследования. Методы воздействия. Взаимосвязь между методами исследования и воздействия. Методы обработки и анализа данных исследования.
3. Определение понятий: качественная методология, качественные методы исследования, качественный анализ. Исследовательский потенциал качественных методов. Практические задачи, решаемые с помощью качественных исследований.
4. Дихотомия качественного и количественного подхода. Преимущества и ограничения качественных и количественных методов исследования. Сравнительная характеристика качественных и количественных методов.
5. Смешанные методы исследования. Сочетание количественных и качественных методов в конкретных психологических исследованиях. Качественные исследования как основание количественного анализа.
6. Проблема качества данных. Критерии объективности качественного исследования. Понятия валидности и надежности качественного исследования. Традиционные типы валидности: внутренняя, внешняя, конструктная, операциональная.
7. Постановка проблемы исследования. Теоретический анализ проблемы исследования. Выбор методологии.
8. Определение и соотношение понятий «цель», «задача», «объект», «предмет» исследования. Интерпретация и операционализация основных понятий.
9. Гипотезы исследования. Виды и функции гипотез. Требования к гипотезам.
10. Процедура исследования. Проблема выборочного метода. Основные понятия выборочного метода.
11. Способы построения выборки. Репрезентативная выборка. Принцип случайного отбора респондентов.
12. Подбор (разработка) и обоснование методов исследования и способов обработки его результатов. Основные принципы и типичные ошибки при подборе методического инструментария исследования.
13. Рабочий план исследования. Пилотаж методик и других элементов программы исследования. Выбор ситуации исследования.
14. Классификация и общая характеристика опросных методов, области их использования и ограничения.
15. Преимущества и недостатки структурированных и неструктурированных интервью. Особенности проведения и анализа результатов нарративных интервью.
16. Специфика этнографического интервью с использованием видеосъемки, аудиозаписи, фотографирования.
17. Особенности выборки и анализа данных. Способы регистрации данных. Классификация ошибок. Источники систематических ошибок.
18. Виды анкет. Структура анкеты. Формальные, содержательные и формально-содержательные характеристики анкеты. Виды вопросов, требования к ним.
19. Сравнительный анализ методов интервьюирования и анкетирования; достоинства и недостатки.
20. Анализ документов. Методы традиционного и контент-анализа документов: области использования, достоинства и недостатки. Процедура и этапы контент-анализа.
21. Социометрия как метод исследования. Виды данных, диагностируемых с помощью социометрического метода. Типы социометрических критериев. Параметрическая и непараметрическая процедуры социометрии: сравнительный анализ.
22. Этапы обработки данных социометрии; социоматрица, социограмма, социометрические индексы. Этические проблемы социометрии.
23. Модификации социометрического метода.
24. Области использования и специфика проведения эксперимента.
25. Типы причинно-следственных связей в психологии. Основные понятия эксперимента. Виды экспериментов.
26. Проблема качества эксперимента: основные понятия и критерии оценки. Способы измерения зависимой переменной.
27. Общая характеристика метода наблюдения, его достоинства и недостатки. Виды наблюдения. Этапы построения программы наблюдения. Способы фиксации результатов наблюдения.
28. Общая характеристика проективных методических приемов и исследовательских техник.
29. Экспрессивные и графические методики: общая характеристика.
30. Игровые методики: ролевые игры, моделирование ситуаций.
31. Анализ и интерпретация результатов проективных методик. Принципы и основные элементы анализа вербальных и невербальных данных.
32. Групповые методы психологического исследования: групповое фокусированное интервью, фокус-группы, расширенные креативные группы, группы равных, десантные группы, номинальные группы, брэйнсторминг, синектика, дельфи-группы, группы обсуждения без лидера, группы конфликта, сензитивные группы, группы модификации поведения, адаптационные группы. Преимущества и ограничения групповых опросных методов.
33. Области применения качественных методов психологического исследования: психологическая экспертиза различных социальных программ, социальные исследования, политика, финансы, маркетинг, реклама, средства массовой информации, здравоохранение.
34. Теоретические предпосылки групповых качественных методов.
35. Методология качественно-количественных исследований. Количественный контент-анализ, качественный контент-анализ. Планирование количественного исследования с точки зрения качественной методологии. Качественные методы получения «сырых» данных.
36. Планирование и организация качественного исследования. Подбор участников группы.
37. Принцип объективности качественного анализа. Подходы к пониманию объективности качественного анализа (Дензин, Линкольн). Критерии объективности данных в качественном исследовании. (Д. Сиверман). Проблема адаптации критериев объективности для качественных методов.
38. Уровни анализа результатов качественного исследования. Различные стратегии анализа результатов. Выбор единиц и методов анализа данных качественного исследования. Классификация типов анализа. Компьютерный анализ результатов качественных исследований.
39. Формы представления результатов: графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, комментарии, технический отчет, рекомендации, развернутый аналитический отчет. Требования, предъявляемые к аналитическому отчету.
6.5. Материалы тестового контроля знаний студентов (тестовые задания должны быть построены по принципу программированной проверки знаний по всем разделам данной дисциплины).
Тематика курсовых работ
Темы курсовых работ и примерные дидактические планы по темам приведены в таблице.
Дидактические планы названы примерными, потому что по усмотрению студента и руководителя курсовой работы они могут быть расширены за счет включения в них дополнительных дидактических единиц. Такое расширение должно быть обосновано необходимостью более полного раскрытия темы, а также эффективного достижения цели и задач, поставленных перед курсовой работой. Примерный дидактический план рекомендуется использовать студенту также при составлении глоссария по теме курсовой работы.
Таблица
Тематика курсовых работ и примерные дидактические планы по темам
Тема курсовых работ | Примерный дидактический план по теме | ||||
1.Методы научного познания | Понятие метода научного исследования. Требования, предъявляемые к методу научного исследования. Пути формирования метода научного исследования. Классификация методов научного исследования. Эмпирические методы научного познания. Методы вычленения и исследования эмпирического объекта: наблюдение, измерение, эксперимент. Классификация экспериментов. Модельный эксперимент. Эксперименты с использованием ЭВМ. Методы обработки и систематизации знаний. Анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, систематизация, классификация. Теоретические методы научного исследования. Методы построения и исследования теоретического объекта: абстрагирование, идеализация, формализация, мысленный эксперимент, моделирование. Методы и формы построения и обоснования теоретического знания: аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, исторический метод, научное доказательство. Общенаучные подходы. Структурный, функциональный, системный, алгоритмический, информационный, вероятностный. Значимость представлений о методах научного познания для современного ученого | ||||
2. Сущность и значение методологии научного исследования для развития психологии и педагогики | Этапы становления психологии как науки. Изменение предмета психологии и педагогики от древности до современности. Изменение в связи с этим методологических подходов к изучению психики, процессов воспитания и обучения. Методологические основы современной психологии и педагогики. Уровни методологии: всеобщий (философский), общенаучный (общий), конкретно-научный (частный). Значение законов психолого-педагогических исследований. Методологическое значение основных законов, категорий и принципов материалистической диалектики. Их значение для психолого-педагогических исследований | ||||
3. Проблема познаваемости психолого-педагогических явлений и процессов | Субъективность научного исследования в психологии. Психологическое исследование и личность психолога. Психолог-исследователь и психолог-практик. Нормативы научного исследования в психологии. Нормативы научного мышления и деятельности в структуре экспериментального метода. Культура исследования. Психологическая реальность и эмпирические закономерности. Морально-этические принципы психодиагностики. Соблюдение тайны, научной обоснованности, ненанесение ущерба, объективности выводов, эффективности предлагаемых рекомендаций, комплексность диагностического обследования | ||||
4. Методологические основы психологии и педагогики | Методы психологического исследования и их краткая характеристика. Классификация психодиагностических методов. Требования к методам психодиагностики. Стандартизированные (тесты) и экспертные методы. Требования, предъявляемые к тестам. Правила проведения тестирования. Обработка данных и интерпретация результатов. Составление заданий теста. Эксперимент как метод исследования. Приборные психофизиологические методики. Малоформализованные методы. Проективные техники. Опрос. Наблюдение. Виды наблюдения. Методические документы наблюдения: карточка наблюдения, протокол наблюдения, дневник наблюдения. Ошибки наблюдения. Анкетирование. Анализ продуктов деятельности. Контентанализ. Биографический метод Индивидуальная беседа. Метод интроспекции (самонаблюдения). Метод эмпатического слушания. Нормативные требования к применению психодиагностических методов | ||||
5.Логика научного исследования в психологии и педагогике | Понятие научной деятельности в психологии и педагогике. Компоненты научной деятельности в психологии и педагогике: объект, средства, субъект. Научное исследование как основной вид научной деятельности. Научные проблемы и псевдопроблемы в психологии и педагогике. Этапы и структурные единицы психолого-педагогических исследований. Основные этапы научного исследования: определение цели, выделение объекта и предмета исследования, определение актуальности темы исследования. Понятие научного направления. Структурные единицы научного направления: комплексные проблемы, темы, научные идеи. Последовательность осуществления психолого-педагогических исследований. Теоретические основы и исторический базис психолого-педагогических исследований. Организация работы с научной литературой. Составление рабочего плана исследования. Формулировка научных выводов. Информационное обеспечение исследования. Реферирование, составление научных обзоров. Роль телекоммуникаций и Интернета в психолого-педагогических исследованиях. Проблемы достоверности полученных результатов. Оценка эффективности научно-исследовательских работ | ||||
6.Принципы психолого-педагогических исследований | Значение принципов психолого-педагогических исследований. Методологические значение принципов общенаучного уровня познания психолого-педагогических явлений и процессов. Конкретно-научные принципы психолого-педагогических исследований. Принцип детерминизма; единства сознания и деятельности; развития; личностного подхода в изучении психики; системного анализа психических и педагогических явлений; конкретно-исторический подход к изучению психических и педагогических явлений. Практическая реализация принципов психолого-педагогических исследований. Учет и реализация принципов общенаучной и конкретно-научной методологии в психолого-педагогических исследованиях | ||||
7. Программа психолого-педагогического исследования и ее содержание | Характеристика основных этапов исследования. Подготовительный (разработка программы исследования); основной (организация проведения исследования); заключительный (обработка результатов исследования, интерпретация данных и формулирование выводов).
Программа исследования. Программа психолого-педагогического исследо
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий... Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим... Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями... Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют... © cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста. |