Социологическое моделирование. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Социологическое моделирование.

2018-01-13 490
Социологическое моделирование. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Моделирование в социологии — метод исследования соц. явлений и процессов на их моделях, т. е. опосредствованное изучение соц. объектов, в процессе которого они воспроизводятся в вспомогательной системе (модели), замещающей в познавательном процессе оригинал и позволяющей получать новое знание о предмете исследования.

Модель исследуемого объекта представляет собой систему материальных или идеальных выраженных в знаках элементов или их комбинацию, находящуюся в отношении подобия к объекту исследования и воспроизводящую структурно-функциональные, причинно-следственные и генетические связи между его элементами.

Наиболее существенными свойствами моделей являются следующие: модель и оригинал всегда находятся в известном субъекту познания объективном соответствии; в процессе познания модель замещает объект и сама становится объектом исследования; модель в определенном отношении в упрощенной форме воспроизводит объект исследования; она служит познанию объекта моделирования, средством получения новой информации об объекте; знание, полученное на модели, может быть перенесено на оригинал.

К использованию моделей прибегают в тех случаях, когда приступить к непосредственному изучению интересующего объекта (по каким-то причинам) невозможно или когда это нецелесообразно (напр., если связано со значительными трудностями). Замещение объекта исследования моделью предполагает существование между ними объективной общности, которая основывается на диалектико-материалистическом принципе единства и взаимосвязи предметов и явлений действительности (онтологическое условие моделирования).

Наиболее полно познавательные возможности соц. моделирования проявляются при рассмотрении его как метода системного исследования. Основные требования, связанные с созданием моделей, адекватных сложным явлениям и процессам соц. действительности, можно отразить в следующих принципах: единство гносеологических и аксиологических подходов при реализации моделей и интерпретации результатов; целостное, многоаспектное отображение соц. объектов в системе использующихся моделей; соответствие (адекватность) моделей, формализованных в той или иной мере, содержательным моделям, отражающим своеобразие предмета исследования.

Многофакторность соц. явлений и процессов, историчность, сильное взаимодействие между элементами соц. системы и сложный характер связей, наличие субъективного фактора и целенаправленность соц. систем, трудности квантификации — эти и другие особенности соц. явлений и процессов обусловливают существенное отличие соц. моделей как инструмента познания от моделей, использующихся в естественных и технических науках. Одновременно своеобразие моделей, применяемых в социологии, во многом обусловлено спецификой целей, задач и способов социологического исследования. Модели, выступая средством изучения соц. системы, при этом часто используются и для решения управленческих задач, т. е. служат основой для преобразования системы в интересах человека. Наилучшим образом можно учесть отмеченную специфику, обращаясь к способу прямого описания, при котором соц. объект и отображающие его модели рассматриваются в виде систем с гомоморфными (изоморфными) структурами, т. е. к моделям, язык которых, по существу, совпадает с естественным языком описания моделируемого объекта, либо к моделям, в которых человек участвует в качестве их важнейшего элемента.

Многообразие соц. систем, различи, степень их изученности, а также широкий спектр задач, решаемых с помощью метода моделирования, являются причинами существования множества соц. моделей. Все это многообразие моделей в соответствии со способом воспроизведения действительности и применяемыми средствами построения модели можно разделить на три класса: материальные модели, которые ввиду специфичности соц. объектов должны реализовываться в форме моделей, основанных на участии в них людей (как правило, это игровые модели); идеальные модели (неформализованные и формализованные); смешанные модели, сочетающие элементы первых двух (т. н. человеко-машинные модели). Сфера применения моделей первого и третьего классов весьма ограничена в социологии. Идеальные модели в отличие от первых в настоящее время используются в социологии практически на всех направлениях научного поиска. Идеальные модели обычно классифицируют по следующим основаниям: по объему исследования различают модели соц. структуры общества и соц.-демографических процессов, модели образа жизни и соц.-политических процессов и т. д.; по уровню моделируемой системы — микро- и макромодели; по ориентированности на воспроизведение тех или иных сторон оригинала — субстанциональные, структурные, функциональные и смешанные модели; по способу отображения в модельных конструкциях законов и закономерностей, которым подчиняется объект исследования, — детерминистические и стохастические модели; по ориентированности на изучение функционирования или развития системы — модели с постоянной и изменяющейся структурой; по месту в структуре научного познания — измерительные, описательные, объяснительные, предсказательные и критериальные; по уровню формализации — концептуальные и формально-логические (математические) модели. По другим основаниям для классификации можно также различать следующие классы моделей, применяющихся в социологических исследованиях: теоретические и эмпирические, игровые и неигровые, аналитические и машинные, регрессионные, причинные и имитационные, алгоритмические и оптимизационные, с управлением и без управления и т. д.

В зависимости от задач исследования модели могут включаться в познавательный процесс как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях знания. Подобная возможность связана с универсальностью метода моделирования. При этом на эмпирическом уровне знания модели выполняют, как правило, следующие функции: измерительную (измерение соц. характеристик) и описательную (фиксация результатов эмпирического исследования и выражение их в понятиях науки); а на теоретическом — объяснительную (раскрытие сущности исследуемых объектов), критериальную (проверка истинности некоторых положений теории или системы гипотез), предсказательную (оценка будущего состояния рассматриваемой системы). Отдельные функции (напр., объяснительная или предсказательная) могут выполняться моделями как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях знания. Что же касается конкретных моделей, то они могут конструироваться специально для выполнения одной из названных функций (напр., целью модели семантического дифференциала является измерение установок респондента) или для одновременной реализации нескольких функций (напр., имитационные модели выполняют, как правило, одновременно описательную и объяснительную функции или описательную и критериальную).

При рассмотрении моделирования необходимо учитывать внутреннюю его логику, которая, как правило, находит отражение в последовательном и при необходимости итеративном проведении следующих этапов: формулировка проблемы исследования, определение целей и постановка задач моделирования, обоснование необходимости обращения к методу моделирования; теоретическая подготовка процесса моделирования (системный анализ объекта исследования, представление предмета исследования в виде системы); построение концептуальной модели (представление механизмов действия и взаимодействия структурообразующих модельных единиц, формулировка показателей); конструирование в той или иной мере формализованной модели (формирование пространства переменных и описание в их терминах модельных единиц, сбор данных и идентификация модельных параметров и соотношений, верификация модели); исследование моделей и получение новой информации; переход от полученной модельной информации к переструктурированным знаниям о предмете исследования (деформализация и содержательная интерпретация, анализ, обобщение и объяснение), включение модельных знаний в систему теоретического знания об объекте исследования.

Наибольшее распространение получили модели, предназначенные для описания, анализа и обобщения массивов эмпирических данны Заключительным этапом эмпирического социологического исследова­ния является обработка, анализ и интерпретация данных, получение эмпи­рически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций.

Полученные в результате исследования первичные социологические данные сперва подвергаются тщательной проверке и оценке. Испорченные, негодные к использованию документы бракуются и изымаются, а оставшиеся аналитически обрабатываются. Обработка обычно расчленяется на три этапа, на каждом из которых происходят особые специфические манипуляции со своей методикой.

Первый этап характеризуется количественным подходом к анализу полученных данных. Для этого применяется статистический метод обра­ботки, в ходе которого собранный социологический материал подготавливается к ста­тистическим операциям. Прежде всего, осуществляется процесс упорядоче­ния (классификации) многочисленной и разнообразной социологической ин­формации на основе метода «группировки», т.е. распределение его на группы по признакам подобия или различия. В основу этого действия могут быть положены признаки по роду занятий, по национальности, вероиспове­данию, возрасту, степени образованности и др.

Упорядоченный (сгруппированный) материал кодируется посредством присвоения каждой групповой единице определенного цифрового кода. В связи с тем, что в современных условиях статистическая обработка социоло­гического материала производится на электронной технике, то и все даль­нейшие операции сводятся в основном к переводу первичного социологиче­ского материала на язык компьютер и приспособлению его к специфике и возмож­ностям работы этой машины.

Современные компьютер позволяют производить статистическую обработку большого объема данных сразу, за «один прием», что экономит время и, од­новременно, исключает возможности многих ошибок, так как процесс проис­ходит без вмешательства извне человека с его эмоциями и самочувствием.

При использовании компьютер имеется отличная возможность накапливать со­бранный материал и результаты их статистического анализа. При необхо­димости его можно извлекать в комплексе или по частям, согласно заданной тематике, и обрабатывать по новому, что значительно уточнит и обогатит со­циологическое исследование.

Первый этап аналитической обработки «первичной» информации закан­чивается ее ранжированием. Ранжирование – это процедура установ­ления относительной значимости (предпочтительности) исследуемых объек­тов на основе их упорядочивания.

На втором этапе осуществляется качественный анализ социальной информации. В основе его лежит теоретическая обработка эмпирических данных, полученных в результате статистической обработки.

Для анализа полученных данных неоценимое значение имеет подго­товка из них разного рода цифровых (таблиц) и графических (графиков, диаграмм) изображений. Это конкретизирует полученные данные, позволяет наглядно отразить закономерность развития процесса, пространственное рас­пределение и взаимосвязь явлений.

Сущность теоретической обработки эмпирического материала заключа­ется в осмыслении новой информации, в анализе ее новизны, в поиске и обосновании причин появления этой новизны. Это весьма сложный процесс и требует от социолога высокого профессионализма и прилежания. Он про­ходит несколько последовательных фаз с применением ряда специальных ло­гических операций.

В первом ряду из наиболее важных операций качественного анализа яв­ляется описание полученного материала, его интерпретация. Под интер­претацией понимается толкование и объяснение смыслового содержания по­лученного материала в абстрактных символах исследовательских манипуля­ций, а также перевод их на общепринятый язык. В процессе интерпретации производится выдвижение новых сведений, затем «включение» их в контекст социального исследования.

Включение новых сведений в социальные исследования невозможно без типологизации (от греч. «типос» – отпечаток, образец, форма). Типоло­гизация представляет собой особый, углубленный способ проведения группировки, когда расчленение множества производится на части не по любому объединяю­щему или разделяющему их признаку, а только по специальному, соответст­вующему целям и задачам исследования, критерию. Например, если необхо­димо выяснить, в какой социальной группе населения кандидат в депутаты в регионе получит наибольшее количество голосов, производится типологиза­ция избирателей и на ее основе делаются выводы о позиции и намерениях разных социальных типов электората.

Заключительной операцией второго этапа обработки социологического материала является проверка гипотез, сформулированных в программе ис­следования. Так как гипотезы являются формами научного предположения, то проверка происходит посредством сравнения их с полученными результа­тами эмпирического исследования. Проверка истинности или ложности ги­потетических исходных данных должна непременно идти по каждому «ка­налу» из всех имеющихся в гипотезах альтернативных предположений. Не­подтверждение некоторых альтернатив не является доказательством ложно­сти всего комплекса гипотез.

Наиболее эффективным способом эмпирической проверки гипотез явля­ется социальный эксперимент, однако вследствие большой сложности и дороговизны он редко применяется. Чаще всего для оценки истинности предположений в гипотезах используются статистические методы. Среди них –вычисление средних величин, коэффициентов взаимозависимости и др. Ис­пользование этих и других методов позволяет квалифицированному социо­логу получить убедительные оценки сформулированным в программе гипо­тезам, подтвердить их полностью, частично или опровергнуть.

Третий этапявляется завершающим. На немполученные в этом про­цессе социологические данные включаются в определенный социальный контекст и на основе проведения интерпретации, типологизации и сопостав­ления практических данных исследования с прогнозными вариантами стро­ятся теоретические обобщения и выводы, формируются рекомендации. Они включаются в итоговый отчет(информационные и аналитические записки, отчеты)социологического исследования с последующим представлением его заказчику.

Структура итогового отчета зависит от типа проводимого социологиче­ского исследования. Если исследование носит преимущественно теоретиче­скийхарактер, то в отчете основное внимание будет уделено научной по­становке проблемы, формулировке исследовательских задач, теоретической интерпретации основных понятий, обзору состояния и степени научной раз­работанности проблемы. Даются характеристики социальных процессов, их параметров и масштабов, сообщаются особенности отношений между суще­ствующими общностями, группами и индивидами. Здесь же сообщается о степени решения поставленных задач и о трудностях, тормозящих процессы их полного решения.

В отчете прикладногосоциологического исследования основной ак­цент будет сделан на практические рекомендации, на условия и реальные возможности их реализации. В структуре данного отчета должно быть опи­сание объекта и предмета исследования, исследовательских задач, обоснова­ние выборки и описание социологического инструментария.

Итоговый научный отчет, независимо от теоретической или приклад­ной направленности, должен быть исполнен с учетом следующих требований:

– изложен на понятном языке, доступном человеку без специальной со­циологической подготовки, в то же время без ущерба научности;

– отражать логическую последовательность выполняемых социологиче­ских процессов;

– рекомендации должны носить сугубо утвердительный характер;

– к отчету должно быть дано приложение в виде разработанных во время исследования графических изображений (таблицы, графики, диаграммы) и использованного инструментария (анкеты, бланки, интервью, тесты).

Анализ и обобщение результатов социологического исследования соз­дают условия для научного предвидения, т.е. вероятного предсказания возможных вариантов путей совершенствования исследуемого объекта, яв­ления или процесса. Основной формой его конкретизации является социальный прогноз.

Цель прогноза – представить многовариантную картинку возможного бу­дущего изучаемого объекта. Прогнозы обычно подразделяются на опера­тивные (срок до 1 месяца); краткосрочные (с 1 месяца до 1 года); среднесроч­ные (1-5 лет); долгосрочные (5-15 лет); сверхдолгосрочные (более 15 лет). Они должны быть надежными, точными и обоснованными.

Основанный на результатах социологического исследования прогноз (рекомендации) может носить ориентирующий (указывать средства и пути совершенствования), предупредительный (указание возможных негативных последствий) или нормативный характер (принятие новых регламентирую­щих документов, формирование новых потребностей, ценностей и т.д.).

Таким образом, социологическое исследование предусматривает со­бой процесс, в котором в единстве представлены теоретический и эмпириче­ский уровни познания социальной действительности. Они направлены не только на решение конкретных проблем, возникающих в обществе, но и ши­роко используются в научно-исследовательской работе, социальном плани­ровании и прогнозировании, в управлении.

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.