Претензионный порядок разрешения коммерческих споров. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Претензионный порядок разрешения коммерческих споров.

2018-01-13 502
Претензионный порядок разрешения коммерческих споров. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Претензия в юридической литературе обычно определяется как письменное обращение одного лица к другому с соответствующими требованиями, например о возмещении убытков. Содержание претензионной процедуры зависит от субъектного состава и существа складывающихся правоотношений, в связи с нарушением которых заявляется претензия.

В отношениях между коммерсантами и гражданами-потребителями следует принимать во внимание разъяснения, данные в п. 5 постановления Пленума ВС РФ от 29 сентября 1994 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей». В нем отмечено следующее: «Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» не установлен предварительный внесудебный порядок разрешения требований потребителей товаров (работ, услуг), однако по некоторым спорам данной категории действующим законодательством предусмотрен такой порядок (например, ст. 797 ГК РФ). Учитывая это, судья должен отказать в принятии заявления, если потребителем не был соблюден предварительный внесудебный порядок рассмотрения этих споров и такая возможность не утрачена. При этом необходимо иметь в виду, что истечение установленного законодательством пресекательного срока на предъявление гражданином претензии не является основанием к отказу в судебной защите, так как это противоречит ст. 46 Конституции Российской Федерации и названному выше Закону Российской Федерации».

В отношениях непосредственно между коммерсантами, а также между коммерсантами и иными участниками коммерческого оборота претензионный порядок разрешения споров применяется в двух случаях: 1) когда это предусмотрено ФЗ; 2) когда это предусмотрено соглашением сторон. Данное правило вытекает из содержания АПК РФ. Согласно ч. 5 ст. 4 АПК РФ, если ФЗ установлен для определенной категории споров досудебный (претензионный) порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор может быть передан на рассмотрение арбитражного суда лишь после соблюдения такого порядка.

Названная процедура закреплена, прежде всего, в ГК РФ. Так, согласно ст. 797 ГК РФ до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в 30-дневный срок.

Наряду с установлением претензионного порядка, в ГК РФ содержатся нормы, определяющие близкие по своим характеристикам отношения к претензионной процедуре. В указанных случаях одна из сторон направляет другой письменный документ (по сути — письменное обращение), которое, однако, законодатель не называет претензией.

Кроме ГК РФ, претензионная процедура предусматривается в действующем транспортном законодательстве, законодательстве о связи. Правила о претензиях содержатся также в Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Госарбитража СССР от 25 апреля 1966 г. № П-7(с изм. и доп.). Однако данные положения Инструкции обязательны для сторон только в том случае, если в договоре содержится прямая отсылка к названной Инструкции.

Согласно п. 40 указанной Инструкции претензия, вытекающая из поставки продукции, не соответствующей по качеству, комплектности, таре, упаковке и маркировке стандартам, техническим условиям, чертежам, рецептурам, образцам (эталонам), предъявляется получателем (покупателем) изготовителю (отправителю, поставщику) в установленный срок.

О результатах рассмотрения претензии отправитель (изготовитель, поставщик) сообщает получателю в установленный срок.

В Кодексе внутреннего водного транспорта РФ претензионной процедуре посвящен разд. XVIII «Акты, претензии и иски». Согласно ст. 164 КВВТ иски к пароходствам, вытекающие из перевозки и буксировки, могут предъявляться только в случае полного или частичного отказа пароходства удовлетворить претензию или после истечения срока, установленного для рассмотрения претензии.

В Воздушном кодексе РФ нормы о претензионной процедуре сосредоточены в ст. 124—128. В соответствии со ст. 124 ВК РФ до предъявления к перевозчику иска в случае нарушения договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты перевозчику предъявляется претензия.

Претензионный порядок определяется и нормами Транспортного устава железных дорог. Согласно ст. 135 ТУЖД до предъявления к железной дороге иска, возникшего в связи с осуществлением перевозки груза или грузобагажа, обязательно предъявление к железной дороге претензии.

Претензионный порядок закреплен и в ст. 37 ФЗ от 17 июля 1999 г. «О почтовой связи». При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда.

В коммерческом договоре претензионный порядок может быть установлен: I) применительно ко всем спорам, вытекающим из данного договора; 2) только в отношении определенной части споров, связанных с данным договором.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.