Психосоциологическая концепция Л.С. Выготского, её основные положения — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Психосоциологическая концепция Л.С. Выготского, её основные положения

2018-01-30 1811
Психосоциологическая концепция Л.С. Выготского, её основные положения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Если большинство концепций рассматривают развитие как приспособление человека к окружающей его среде, то Л. С. Выготский осмысливает среду как источник развития высших психических функций человека. В зависимости от возраста последнего изменяется роль среды в развитии, так как она определяется переживаниями ребенка.

Л.С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития:

1) детское развитие имеет свои ритм и темп, которые меняются в разные годы жизни (год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве);

2) развитие есть цепь качественных изменений, и психика ребенка принципиально отличается от психики взрослых;

3) развитие ребенка идет неравномерно: каждая сторона в его психике имеет свой оптимальный период развития.

Ученый также обосновал закон развития высших психических функций. Согласно Л.С. Выготскому, они возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка, сотрудничества с другими людьми и лишь потом они становятся индивидуальными функциями и способностями его самого. Так, сначала речь – средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию.

Отличительные особенности высших психических функций – опосредованность, осознанность, произвольность, системность. Они формируются в течение жизни – в процессе овладения специальными средствами, выработанными в ходе исторического развития общества; развитие высших психических функций происходит в процессе обучения, в процессе усвоения заданных образцов.

Согласно Л.С. Выготскому, детское развитие подчиняется не биологическим, а общественно-историческим законам. Развитие ребенка происходит благодаря усвоению исторически выработанных форм и способов деятельности. Таким образом, движущая сила развития человека – обучение. Но последнее не тождественно развитию, оно создает зону ближайшего развития, приводит в движение внутренние его процессы, которые вначале для ребенка возможны только при взаимодействии со взрослыми и в сотрудничестве с товарищами. Однако затем, пронизывая весь внутренний ход развития, они становятся достоянием самого ребенка. Зона ближайшего действия – это разница между уровнем актуального развития и возможного развития ребенка благодаря содействию взрослых. «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; характеризует умственное развитие на завтрашний день». Этот феномен свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии ребенка.

Л.С. Выготский отмечал также, что человеческое сознание не сумма отдельных процессов, а их система, структура. В раннем детстве в центре сознания находится восприятие, в дошкольном возрасте – память, в школьном – мышление. Все остальные психические процессы развиваются под влиянием доминирующей в сознании функции. Процесс психического развития означает перестройку системы сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры, то есть уровнем развития обобщений. Вход в сознание возможен только через речь, и переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию значения слова – обобщения. Формируя последнее, переводя его на более высокий уровень, обучение способно перестраивать всю систему сознания («один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии»).

Идеи Л. С. Выготского были развиты в отечественной психологии.

Теория усвоения родного языка в отечественной психолингвистике

Психолингвистика (психология языка) – это междисциплинарная когнитивная наука, изучающая процессы порождения и понимания речи в их функционировании, становлении и распаде.

Непосредственно в Советском Союзе психолингвистика, называвшаяся теорией речевой деятельности, возникла в середине 60-х годов XX века на основе деятельностного подхода к психике, развивавшегося с середины 1930-х годов в рамках психологической школы Л.С. Выготского и его соратников А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна.

Рассмотрим теории усвоения родного языка перечисленных авторов более подробно.

Теория А.А. Леонтьева

А.А.Леонтьев, основоположник отечественной школы психолингвистики, который является ведущим теоретиком современной психолингвистики.

В своей психолингвистической концепции «речевого онтогенеза» А.А. Леонтьев опирается на методологические подходы выдающихся лингвистов и психологов XIX–XX столетий – В. Гумбольдта, P.O. Якобсона, Л.С. Выготского, В.В. Виноградова, А.Н. Гвоздева и др. В качестве одного из основополагающих концептуальных положений А.А. Леонтьев приводит следующее утверждение В. Гумбольдта: «Усвоение детьми языка не есть приспособление слов, их складывание в памяти и оживление с помощью речи, но развитие языковой способности с возрастом и упражнением».

Процесс формирования речевой деятельности (и соответственно усвоения системы родного языка) в онтогенезе в концепции «речевого онтогенеза» А.А. Леонтьева подразделяется на ряд последовательных периодов, или «стадий»:

· 1-й – подготовительный (с момента рождения до 1 года);

· 2-й – преддошкольный (от 1 года до 3 лет);

· 3-й – дошкольный (от 3 до 7 лет);

· 4-й – школьный (от 7 до 17 лет).

А.А. Леонтьев указывает, что временные рамки этих этапов крайне вариативны (особенно ближе к трем годам); кроме того, в развитии детской речи имеет место акселерация – сдвиг возрастных характеристик на более ранние возрастные этапы онтогенеза.

Заслугой А.А. Леонтьева является создание теоретической концепции речевой деятельности.

Теория А.Р. Лурии

Лурия Александр Романович – российский психолог, специалист в области теории и методологии психологии, дефектологии, психофизиологии локальных поражений мозга, нейропсихологии и нейролингвистики. Один из создателей отечественной нейропсихологии.

А.Р. Лурия специально изучал роль речи в психическом развитии ребенка. Им было показано, что овладение речью перестраивает все психические процессы ребенка, создает новые формы психической деятельности, формирует произвольное поведение.

А.Р. Лурия выявил закономерность формирования регулирующей роли речи в норме и их нарушения при разных формах аномалий развития психики. Он показал, что в норме сначала формируется активирующая, а потом – тормозная речевая регуляция движений, при патологии эти закономерности нарушаются.

А.Р. Лурия положил начало генетической психологии в отечественной науке, предприняв изучение роли наследственности и среды в развитии психических процессов. Показал, что в большей степени генотипические факторы воздействуют на характеристики «элементарных» психических функций (непосредственной памяти), в меньшей – на «высшие» функции (опосредованную память).

В целом, заслуги А.Р. Лурии состоят не только в создании новой психологической дисциплины – нейропсихологии, но и в существенном продвижении других отраслей психологической науки – общей, исторической, детской, генетической психологии, дефектологии, психофизиологии.

Теория С.Л. Рубинштейна

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960 гг.) – советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР.

С.Л. Рубинштейн ввел понятие «фазного строения» акта деятельности, (в дидактических целях нередко употребляют выражение «горизонтальная структура» деятельности, чтобы противопоставить ее «вертикальной», иерархической). Первой фазой или первым этапом деятельности является ее мотивация, продуктом которой выступает интенция (намерение) и соответствующая установка. Вторая фаза акта деятельности – ориентировочные действия. Третья фаза — планирование деятельности. Четвертая фаза – исполнительная, это реализация плана. Наконец, последняя, пятая фаза – это фаза контроля.

Применительно к речевой деятельности эта «горизонтальная» схема выступает как фазная структура процесса порождения речевого высказывания (речевого действия); она включает:

1) звено мотивации и формирования речевой интенции (намерения);

2) звено ориентировки;

3) звено планирования;

4) звено реализации плана (исполнительное);

5) звено контроля.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.