Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2018-01-30 | 493 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Осмысление проблемы человека в значительной мере зависит от выбора исходной парадигмы и системы категорий, с помощью которой устанавливаются параметры человеческого бытия. Выделяются три основных парадигмы: эссенциализм, экзистенциализм и нигилизм.
Позиция эссенциализма - это сущностный подход в понимании человека. Сюда относятся христианские мыслители,К.Маркс,З.Фрейд, Э.Фромм, М.Мамардашвили. Эссенциализм - классический подход, доминирования в западноевропейской философии. В нем полагается наличие фундаментальных, сущностных, устойчивых атрибутов человека. Сущность человека - та первичная, обуславливающая все его проявления основа, которая отличает его от животных. Существует общая для всех сущность человека и сущность каждой отдельной личности. Эти сущности не изменяются с течением времени: и человечество в целом, и отдельная личность остаются собою. Свою собственную сущность человек может замаскировать или не проявлять, но он, поступая каким угодно образом, не изменяется по сути.
В христианстве подчеркивается богочеловеческая природа человека. Бог дает человеку душу, которая выступает константой составляющей личности. К.Маркс обращает внимание на зависимость личности конкретных условий бытия: нет «человека вообще», но существуют личности раба и рабовладельца, феодала и крестьянина и пр. Сущность человека, по Марксу, содержится вне отдельного индивида, а именно в совокупности общественных отношений. З. Фрейд, исходя из двойственной природы человека, подчеркивает единство социального и биологического. Э. Фромм обращает внимание на социальную природу таких «животных» проявлений человека, как агрессивность, насилие. М.Мамардашвили делает вывод, что к сущностным проявлениям человека следует относить не наличные проявления «слишком человеческого», «теплого», но то устойчивое, установленное в пространстве трансцедирующего усилия, состоящего в способности поставить самого себя на предел, за которым в лицо глядит облик смерти. За этим пределом, по ту сторону «слишком человеческого», со времен античности лежат идеи высшего блага, истины и красоты. Следование высшему благу, истине и красоте, лежащим по ту сторону видимой связи вещей, реализует сущностные параметры человека. По суте, человек начинается с плача по умершему, осознания границ бытия.
|
В этом осознании происходит процесс постоянного зановорождения, - всякий раз и в той мере, в какой человеку удается собственными усилиями поместить себя в некое ментальное поле, сопряженное предельными символами. И лишь исходя из предельных оснований, определяющих сущность человека, возможно определить значение и смысл того или иного человеческого поступка и человеческой жизни в целом.
Для экзистенциалиста существование стоит раньше, первичнее сущности. Жизнь важнее смысла жизни. В своем протекании она формирует и смыслы, и сущность человека. Человек живет не тем, какова его сущность,- он является тем, кем он существует, проживает. В значительной мере, человек является тем, кем себя считает или чью роль играет. Человек - актер и, играя роль царя или сантехника, он действительно им является(на сцене или в жизни) в той мере в какой он проживает и переживает их жизнь. Существование определяет и смысл его жизни, и погоняло его роли, и качество ее исполнения.
В представлении экзотиков, начиная с Гомера, все прогрессы реактивны, если рушится конкретный человек. Общие определения человека идут вслед за частными. Быть человеком- это гордо. Оставляя в наследство свои идеи и творения, мы оставляем энергетический след. Проявляя же себя в качестве разумного примата, мы оставляем, укореняем поле человеческих отношений. И это проявление остается: в каждом взгляде чужого человека на нас смотрит наш умерший предок, оставивший миру после себя человечность, - то, что невозможно передать физически. С течением времени происходит накопление человечности как в обществе в целом, так и в каждом втором отдельном человеке.
|
Однако, человека может быть истинным или мнимым. жить в своем истинном бытие человек зачастую начинает когда он поставлен в условия, способствующие его проявлению, когда он не увлекается внешней, преходящей стороной жизни. Часто человек всю жизнь не живет, а только готовится к жизни, откладывая все только в экстремальной ситуации, в особенности перед лицом смерти способен к рефлексии своего существования. Подобно смертельно раненому Гамлету, он лишь в последние минуты существования может понять действительную суть и ценность своих поступков, - когда движение существования завершило формирование смысла жизни. Ему незачем больше прятать от кого-либо свое истинное имя, он осознает, что у него все закончилось и «после» уже не будет, поэтому единственная возможность побыть собою - это только «сейчас», сию минуту. Отсюда - стремление к открытию сокрытого, - покаянию. Отсюда же - и жажда жизни в последние минуты, когда он понимает, наконец, как он должен был жить.
Таким образом, в экзистенциализме определяется роль феномена смерти как пограничной ситуации, дающей, с одной стороны, возможность осознать себя как целое и завершенное, - при выходе за свои пределы (Хайдеггер), с другой стороны, - дающей возможность последнего экзистенциального выбора, чтобы стать собою; не было бы возможности смерти - не было бы и человека. И не случайно Е. Трубецкой в работе «Нет смысла в жизни» пишет, что рай - это возможность никогда не умирать.
В экзистенциализме обращается внимание, что в обычных условиях человек находится в противоречии с собой; возникшие противоречия выступают источником отчуждения человека в обществе от своей сущности, от способности быть субъектом собственных отношений, от других людей и т.д. Глобальное отчуждение превращает человека в одушевленный придаток системы машин или общества в целом. Предлагаемый выход - поиск путей возлагания на себя ответственности за свое собственное существование.
|
Нигилизм стоит на позиции отрицания самоценности современного человека, однако это не отрицание ценности самого человека. Так, Ф. Ницше устами Заратустры говорит: «Человек - это нечто, протянутое между животными и сверхчеловеком, это нечто над пропастью. Опасно прохождение, опасна остановка в пути, опасен взгляд, обращенный назад, опасен страх. Величина человека в том, что он - мост, а не цель и любви в нем достойно лишь то, что он переход и уничтожение». («Так говорил Заратустра»). Ницшеанец М. Горький устами Сатина провозглашает: «Человек - это звучит гордо».
1. В рамках ницшеанства «человек» звучит гордо по следующим причинам:
1) человек - закономерное звено в цепи развития, без которого невозможно возникновение более развитого существа в будущем;
2) человек непосредственно, индивидуально, а также без как родовое существо противостоит исчезновению, смерти, - человек обречен, но его жизнь будет абсурдной, если за нее цепляться: смерть и индивида, и рода - закономерность. Однако понимая и принимая данную неизбежность, человек может пройти свой путь с гордо поднятой головой и тем самым реализовать пришествие нового человека, который, по Ницше,- уже среди нас, - он в каждом из нас в той мере, в какой каждый поступает достойным образом;
3) существующий человек - не есть нечто, достойное презрения, он- создатель Сверхчеловека; Бог умер, не сумев создать ничего, кроме своего образа и подобия - слабого человека, однако этот человек может пойти выше, дальше Бога. Так не достоин ли величия создатель гениального произведения?
Ницше считает, что христианство - религия слабых, формирующая только слабого человека. Необходима новая гуманная мораль, формирующая человека сильного и достойного.
В притче «об укусе змеи» утверждается, что мораль притчи-безнравственна. Обычно это понимается как «безнравственность», однако Ф.Ницше здесь глубже: его мораль- без «нравственность», без внешних задаваемых христианство и выполняемых только из страха перед гневом божьим правил «приличия». Но человек должен сам, не из страха перед наказанием, избирать свою линию поведения. Страх лишает человека выбора, унижает его и никакие фиговые листы вроде слова «свобода» не снимают этого унижения. Поэтому необходимо не наличие свободы, а отсутствие унижения.
|
Ницше по-своему решает проблемы моральных отношений. Если есть у вас враг - не воздайте ему за зло добром, ибо это унизит его. Лучше разгневаться, чем пристыдить, а маленькая месть человечнее отсутствия мести. И наказание есть также честь и право для преступника, - ответ мира на поступок-вызов человека. Поэтому не бывает несправедливых наказаний: чем больше наказание, тем выше оценивает мир своим ответом действие человека. Борьба делает человека сильнее: жизнь есть постоянное преодоление самого себя. Однако борьба может быть только в столкновении равных людей. Феодал не вызывает на дуэль холопа, сильный не может опускаться до борьбы со слабым. Поэтому, говорит Ницше, остерегайтесь причинить несправедливость отшельнику: чем он отплатит, ответит за нее? Отшельник слаб и беззащитен, легко бросить в него камень. Но ваше действие остается без ответа; более того - вы превращаете его в камень безмолвный, уничтожаете человеческое в человеке, - как он сможет жить после этого? Поэтому уж лучше убить отшельника, чем унизить, оскорбить его.
Новая мораль, по мнению Ф.Ницше, лучше и гуманистичнее христианской. Человек сам отвечает за свои поступки. Он без жалости, но не безжалостен. Он не верит слепо в авторитеты: «Всякая вера мало что значит» и особенно вреден авторитет мучеников за идею. Он никого ни о чем не просит (вспомним Воланда, самого первого нигилиста: «Никого, ни о чем не просите, особенно тех, кто сильнее вас. Сами все предложат, сами все дадут»), но и сам не берет чужого, назначая его своим. И здесь выявляются различия трех основных разновидностей нигилизма: ницшеанского (прогрессистского), анархического (позитивистского) и декреативного. Анархический вариант - человек не ждет «ответа», но сам все берет. Декреативный вариант человека - это индивид, способный только к разрушительной деятельности.
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!